Приказ № 3.2 Об организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья

Муниципальное бюджетное общеобразователы
«Махнёвская средняя общеобразовательная

СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
Протокол №6 от «10» января 2019г.

дение

УТВ

ДиреШ^!

Положение об организации обучения лиц с ограниченными возможностями
здоровья
1. Общие положения
11.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,
подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее - ПМПК) и
препятствующие получению образования без создания специальных условий.
1.2.
Организация обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья
производится на основе:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации»;
приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка
организации
и
осуществления образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка
организации
и
осуществления образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»;
приказа Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
приказа Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400 (ред. от 24.11.2015) «Об
утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным
программам среднего общего образования»;
приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»1;
приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья»2;
приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
приказа Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в
действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования»;

1 Стандарт применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года.
2 Стандарт применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года.

2

приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
приказа Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;
приказа Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
приказа Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 "Об утверждении Порядка
обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере
образования, а также оказания им при этом необходимой помощи";
СанПиН
2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
СанПиН
2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
СанПиН
2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»3;
Постановления Администрации Махнёвского муниципального образования от
30.03.2017 года № 200 «Об утверждении Плана мероприятий по созданию необходимых
условий в общеобразовательных организациях для получения качественного образования
детей-инвалидов и детей с ОВЗ на территории Махнёвского муниципального образования»;
Устава, Положения об индивидуальном учебном плане МБОУ «Махнёвская СОШ».
2. Организация образовательного процесса лиц с ОВЗ
2.1. Обучающиеся имеют право на предоставление условий для обучения с учетом
особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение
социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медикопедагогической коррекции.
2.2. Дети с ОВЗ получают образование в следующих формах:
1) в образовательной организации;
2) вне образовательной организации:
по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования - на дому или в медицинских организациях4, в форме семейного
образования. Среднее общее образование может быть получено в форме самообразования.
2.3. Для обучающихся с ОВЗ реализуются следующие образовательные программы:
образовательная программа;
адаптированная образовательная программа;
-образовательная программа для ребенка-инвалида, в соответствии с индивидуальной
программой реабилитации инвалида, утвержденной федеральными государственными
учреждениями медико-социальной экспертизы (далее - МСЭ) по результатам проведения МСЭ.
Для развития потенциала обучающихся с ОВЗ могут разрабатываться с участием самих
обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы.
Реализация индивидуальных учебных планов может сопровождаться поддержкой тьютора
(ассистента (помощника)) организации, осуществляющей образовательную деятельность, на
основании рекомендации о необходимости предоставления услуг ассистента (помощника),

3 Санитарные правила вводятся в действие с 1 сентября 2016 года.
4 Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение
медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).

3

тьютора обучающемуся с ОВЗ формулирует ПМПК, а обучающемуся, имеющему статус
инвалида, - ПМПК и (или) МСЭ на основании рекомендаций ПМПК.
2.4.
Адаптированная образовательная программа - образовательная программа,
адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития,
индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений
развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной основной
общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на
основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
2.4. Для инвалидов и лиц с ОВЗ при обучении по адаптированным основным
образовательным программам:
начального общего образования срок обучения увеличивается не более чем на два
года (до шести лет освоения образовательной программы);
основного общего образования срок обучения увеличивается не более чем на
один год.
среднего общего образования срок обучения увеличивается не более чем на один
год.
2.5. В случае обучения по адаптированным основным общеобразовательным
программам создаются специальные условия для получения образования указанными
обучающимися.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ
понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя
использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания,
специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных
технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление
услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую
помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение
доступа в здания МБОУ «Махнёвская СОШ» и другие условия, без которых невозможно или
затруднено освоение образовательных программ.
Доступность образовательной среды МБОУ «Махнёвская СОШ» предполагает:
доступность для обучающихся с ОВЗ всех помещений, где осуществляется
образовательная деятельность;
свободный доступ детей к играм, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные
виды детской активности и учебы, наличие оборудованного рабочего и читального мест;
2.6. Образовательные программы для обучающихся с ОВЗ могут быть реализованы в
следующих формах:
1)
урочной и внеурочной деятельности;
2)
с применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий;
3)
сетевой и др.
2.7. Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся с ОВЗ (с
задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости).
2.8. Обучающиеся с ОВЗ обеспечиваются:
1) бесплатным двухразовым питанием;
2) бесплатными специальными учебниками и учебными пособиями, иной учебной
литературой.
2.9. Государственная итоговая аттестация обучающихся с ОВЗ проводится в форме
государственного выпускного экзамена в соответствии с Приказом Минпросвещения России и
Рособрнадзора от 07.11.2018 №190/1512 «Об утверждении Порядка проведения
государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего
образования», Приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07 ноября 2018 г.

4

№189/1513 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по
образовательным программам основного общего образования».
2.10. Обучающиеся с ОВЗ имеют право по отдельным учебным предметам по их
желанию проходить государственную итоговую аттестацию в форме основного
государственного экзамена (9 классы) и единого государственного экзамена (11 классы).
2.11. Лицам с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющим
основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным
основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу
и в порядке, установленном приказом Минобрнауки России от 14.10.2013 № 1145 «Об
утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными
возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим
основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным
основным общеобразовательным программам».
2.12. Лицам с ОВЗ, получившим основное общее и среднее общее образование, успешно
прошедшим государственную итоговую аттестацию в форме основного государственного
экзамена (9 классы) и единого государственного экзамена (11 классы), выдаются документы об
образовании (аттестаты об основном общем и среднем общем образовании).
3. Особенности реализации образовательных программ в урочной и
внеурочной форме
3.1. Образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно с
другими обучающимися (инклюзивно), так и в отдельных классах, группах.
3.2. Количество учащихся в классе определяется исходя из максимального количества
детей с ОВЗ в классах в зависимости от категории учащихся и вариантов программы.
3.3. При необходимости проводится коррекционная работа детей с ОВЗ. Такая работа
осуществляется на основе адаптированной образовательной программы или программы
коррекционной работы, являющейся разделом основной образовательной программы общего
образования.
3.5. Ребенку с ОВЗ может быть установлен диагностический период, по истечении
которого психолого-медико-педагогический консилиум выносит заключение о возможности
продолжения обучения такого ребенка по образовательной программе, рекомендованной
ПМПК. Данное заключение утверждается решением педагогического совета и доводится до
сведения родителей (законных представителей).
3.6. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ осуществляют педагогпсихолог, социальный педагог.
3.7. Обследование детей с ОВЗ до окончания ими освоения основных или
адаптированных общеобразовательных программ, осуществляется в ПМПК по письменному
заявлению родителей (законных представителей) или по направлению образовательных
организаций с письменного согласия родителей (законных представителей).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».