Приказ № 124.1 об утверждении положения об организации инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

МБОУ «Махнёвская средняя общеобразовательная школа»
ПРИКАЗ
№ 124/1

от 01 сентября 2023 года
п.г.т. Махнёво
«Об утверждении Положения
об организации инклюзивного образования обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья
в МБОУ «Махнёвская СОШ»»

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации», Порядком организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный
приказом Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021г. № 115,
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемое Положение об организации инклюзивного
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
в МБОУ «Махнёвская СОШ».
2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Н.Г. Горбунова

Положение об организации инклюзивного образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья в МБОУ «Махнёвская СОШ»
1.
Общие положения
1.1. Положение об организации инклюзивного образования обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ «Махнёвская СОШ» (далее Положение) определяет порядок организации инклюзивного образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
1.2. Настоящее Положение разработано на основании следующих
нормативно - правовых актов:
• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
• Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации».
• Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
введенный в действие Приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации № 1598от 19.12.2014г. (далее - ФГОС НОО ОВЗ);
• Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
введенный в действие Приказом Министерства образования и науки РФ от 19
декабря 2014 г. № 1599 (далее - ФГОС УО);
• Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил
СП 2.4. 3648-20 "Санитарно- эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
• Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам - образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования,
утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021г. № 115
( далее по тексту - Порядок);
1.3. В Положении используются следующие понятия:
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию
для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных
потребностей и индивидуальных возможностей (п. 27 ст. 2 ФЗ-273).
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое
лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,
подтвержденные
психолого-медико-педагогической
комиссией
и
препятствующие получению образования без создания специальных условий (п.
16 ст. 2 ФЗ-273).
Группы обучающихся с ОВЗ - глухие, слабослышащие, позднооглохшие,
слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно­
двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной
отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами
и другие обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (п. 5 ст. 79 ФЗ273).

Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП)/
адаптированная образовательная программа (АОП) - образовательная
программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями
здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных
возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений
развития и социальную адаптацию указанных лиц (п. 28 ст. 2 ФЗ-273).
Обучающиеся по адаптированной основной общеобразовательной
программе - дети с ограниченными возможностями здоровья, которые
принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной
программе только с согласия родителей (законных представителей) и на
основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (п. 3 ст. 55
ФЗ - 273).
Обучающийся ребенок-инвалид, инвалид (далее - обучающийся с
инвалидностью) - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким
расстройством
функций
организма,
обусловленное
заболеваниями,
последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению
жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты
(распоряжение Минпросвещения России от 20 ноября 2019 года № Р-117).
Специальные условия для получения образования обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья: условия обучения, воспитания и
развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных
образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных
учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных
технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования,
предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся
необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных
коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций,
осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых
невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися
с ограниченными возможностями здоровья (ч. 3 ст. 79 ФЗ-273).
Образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно
с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных
организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ч. 4 ст. 79 ФЗ273).
1.4. Основной целью инклюзивного образования является обеспечение
равных возможностей получения качественного образования обучающимися с
ОВЗ вне зависимости от степени выражения ограничений здоровья,
психофизиологических и других особенностей, создание специальных условий
для получения образования в соответствии с возрастными, индивидуальными
особенностями и особыми образовательными потребностями, развитие
способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта
отношений в сфере образования, на основе специальных педагогических
подходов, форм и методов обучения
1.5. Задачи инклюзивного образования:
- освоение обучающимися общеобразовательных программ в соответствии с

ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС ОВЗ, ФГОС обучающихся с УО;
- создание эффективной системы психолого-педагогического, социального
сопровождения обучающихся с ОВЗ, максимальной коррекции недостатков их
психофизического развития, эмоционально-волевой сферы, активизации
познавательной деятельности, формирования навыков и умений учебной
деятельности;
- формирования социальных навыков и компетенций;
- индивидуализация образовательного процесса на основе специальных
педагогических подходов, форм и методов обучения;
- формирование у всех участников образовательного процесса толерантного
отношения к проблемам обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья.
1.6 По уровню включения ребенка с ОВЗ в образовательный процесс
возможны следующие модели инклюзии:
Постоянная полная инклюзия, при которой обучающиеся с ОВЗ
(самостоятельно или в сопровождении ассистента, либо тьютора) посещают
классно-урочные занятия в очной форме совместно со сверстниками, не
имеющими особенностей развития, обучаются по адаптированной основной
общеобразовательной программе (АООП)/ адаптированной образовательной
программе (АОП) в соответствии с учебным планом класса, в том числе, планом
внеурочной деятельности. В этом случае коррекционная помощь детям с ОВЗ
оказывается посредством организации индивидуальных и групповых занятий на
основе заключения ПМПК о создании специальных условий обучения;
программы коррекционной работы АООП (АОП), а также на основе
дифференцированного подхода при организации образовательного процесса.
Ребенок получает образование вместе со здоровыми сверстниками и в те же
календарные сроки.
Постоянная, но неполная инклюзия. Дети с ограниченными
возможностями здоровья занимаются в специальных коррекционных классах.
Коррекционный класс создается для детей с ОВЗ, обучающихся по
индивидуальным программам и планам (АООП /АОП) со значительным числом
общеразвивающих занятий, совместных мероприятий и часов общения со
сверстниками, не имеющих таких ограничений. Среда и рабочее место
организуются в соответствии с особенностями развития специфики детей и
дополнительно приспосабливаются к конкретному ребенку. Организация
специального обучения и воспитания для реализации общих и особых
образовательных потребностей.
Частичная инклюзия - обучающиеся с ОВЗ обучаются по адаптированной
основной общеобразовательной программе (адаптированной образовательной
программе) по индивидуальным учебным планам, совмещая совместное обучение
по ряду учебных предметов (по отдельным видам организованной
образовательной деятельности) с индивидуальными/групповыми занятиями по
другим предметам образовательных областей индивидуального учебного плана.
Коррекционная помощь оказывается посредством организации групповых и
индивидуальных коррекционно-развивающих занятий в соответствии с

заключением ПМПК, программой коррекционной работы АООП (АОП).
Обучающиеся с ОВЗ участвуют в занятиях и мероприятиях внеурочной
деятельности, культурно-досуговых мероприятиях, совместно с детьми, не
имеющими отклонений в развитии, если это не препятствует совместной
образовательной и воспитательной деятельности и не противоречит
рекомендациям психолого-педагогического консилиума.
Социальная инклюзия - при которой учащийся с ОВЗ обучается по
индивидуальному учебному плану, преимущественно в индивидуальной форме, и
включается в коллектив сверстников, не имеющих особенностей развития, на
внеурочных культурно-досуговых мероприятиях (праздниках, экскурсиях, и т.д.),
на некоторых занятиях внеурочной деятельности в соответствии с
рекомендациями психолого-педагогического консилиума.
1.7.
Выбор формы организации инклюзивного образования детей с ОВЗ
осуществляется решением психолого-педагогического консилиума Гимназии г.
Вольска совместно с родителями (законными представителями) и зависит от
степени выраженности особенностей физического и (или) психического развития,
этапа готовности ребенка с ОВЗ к включению в среду сверстников.
2. Организация инклюзивного образования
2.1. Инклюзивное обучение детей с ОВЗ с учетом развития ребенка может
быть организовано:
по образовательным программам начального общего, основного
общего, среднего общего образования;
- адаптированным образовательным программам в соответствии с
рекомендациями ПМПК;
по индивидуальной образовательной программе (СИПР).
2.2. Инклюзивное образование в образовательных организациях является
приоритетной формой организации образовательного процесса для лиц с
ограниченными возможностями здоровья на всех уровнях общего образования.
Инклюзивное образование детей может быть организовано:
в форме совместного обучения детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких
ограничений, в одном классе (если это не препятствует успешному освоению
образовательных программ всеми обучающимися);
- в форме открытия отдельного (малокомплектного, разновозрастного)
класса для детей с ОВЗ
- в форме индивидуального обучения на дому (при наличии медицинского
заключения).
2.3. Необходимыми условиями организации инклюзивного образования
являются:
• создание адаптивной образовательной среды (инфраструктура,
нормативно-правовые,
материальные,
информационные,
психолого­
педагогические ресурсы);
• создание специальных образовательных условий;
• деятельность службы психолого-педагогического и социального
сопровождения обучающегося с ОВЗ и его семьи, создание психолого- -

педагогического консилиума для организации психолого-педагогического
сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
• повышение квалификации педагогических работников и администрации
в области инклюзивного образования.
2.4. Обучение по АООП (АОП) осуществляется только с согласия их
родителей (законных представителей) и на основании заключения психологомедико-педагогической комиссии (ПМПК).
2.5. Этапы реализации инклюзивного образования:
Предварительный этап:
• предварительная оценка образовательных потребностей ребенка на основе
предоставленных документов и запроса родителей (законных представителей);
• предварительное определение для обучающегося модели инклюзивного
образования, учитывающей особые образовательные потребности обучающегося
с ОВЗ и этап включения в образовательный процесс;
• разработка адаптированной основной общеобразовательной программы
(адаптированной образовательной программы);
• определение специалистов для осуществления психолого-педагогического
сопровождения обучающегося с ОВЗ (в случае отсутствия необходимых
специалистов - привлечение дополнительных ресурсов в рамках сетевого
взаимодействия с целью создания специальных образовательных условий в
соответствие с заключением ЦПМПК);
• заключение договора с родителями (законными представителями).
Диагностический этап: включает в себя;
• организацию диагностической работы учителя и специалистов
психологопедагогического сопровождения в режиме взаимодействия, изучение
возможностей и дефицитов обучающегося с ОВЗ при реализации АООП (АОП);
• по истечении диагностического периода разработку психолого­
педагогическим консилиумом рекомендации о наиболее оптимальной для ребенка
форме инклюзивного образования и ознакомление с заключением о
рекомендованной форме родителей (законных представителей) обучающегося с
ОВЗ.
Основной этап:
• разработка индивидуального учебного плана при необходимости,
корректировка АООП (АОП) в соответствии с выявленными возможностями и
дефицитами обучающегося с ОВЗ по итогам диагностического периода;
• реализация адаптированной основной общеобразовательной программы
(адаптированной образовательной программы);
• мониторинг реализации адаптированной основной общеобразовательной
программы (адаптированной образовательной программы);
• вопрос об уточнении, изменении образовательного маршрута для ребенка
с ОВЗ на данном этапе обучения решается на заседании ППк, с последующим
представлением на ПМПК.
3.
Организация образовательной деятельности при инклюзивном
образовании.
3.1. Общая наполняемость класса и количество обучающихся с ОВЗ в

условиях инклюзии определяются исходя из категории обучающихся с ОВЗ в
соответствии с СанПиНом.
Предельная наполняемость отдельного класса (группы), группы продленного
дня для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
устанавливается в зависимости от нозологической группы:
• для глухих обучающихся - 6 человек;
• для слабослышащих и позднооглохших обучающихся с легким
недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха, - 10 человек;
• для слабослышащих и позднооглохших обучающихся с глубоким
недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха, - 6 человек;
• для слепых обучающихся - 8 человек;
• для слабовидящих обучающихся - 12 человек;
• для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи - 12 человек;
• для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата - 10
человек;
• для обучающихся, имеющих задержку психического развития, - 12 человек;
• для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) - 12 человек;
• для обучающихся с расстройствами аутистического спектра - 8 человек;
• для обучающихся со сложными дефектами (с тяжелыми множественными
нарушениями развития) - 5 человек.
3.2. Содержание общего образования и условия организации обучения
обучающихся
с
ОВЗ
определяются
адаптированной
основной
общеобразовательной программой (АООП/АОП), а для инвалидов также в
соответствии с индивидуальной программой реабилитации/абилитации инвалида
(ИПРА).
Образовательная организация самостоятельно разрабатывает АООП. При
разработке АООП учитываются требования к специальным условиям обучения
детей с ОВЗ и используются примерные адаптированные основные
образовательные программы для разных категорий детей, размещенные на сайте
Реестра
примерных
основных
общеобразовательных
программ
(http://fgosreestr.ru).
3.3. АООП/АОП реализуется с учетом образовательных потребностей
групп и отдельных обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на
основе специально разработанных учебных планов, в том числе индивидуальных,
которые обеспечивают освоение образовательной программы на основе
индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных
потребностей конкретного обучающегося.
3.4. При реализации программ могут использоваться различные
образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные
технологии, электронное обучение.
3.5.
Адаптированная
основная
общеобразовательная
программа/адаптированная образовательная программа реализуется через
организацию урочной и внеурочной деятельности.
3.6. Обязательным
разделом
АООП/АОП
является
программа

коррекционной работы. Коррекционно-развивающая работа в 0 0 проводится как
в рамках урочной, так и внеурочной деятельности.
3.7. Программа коррекционной работы призвана обеспечивать коррекцию
недостатков физического и психического развития учащихся с ОВЗ, помогать в
преодолении трудностей, поддерживать детей, которые нуждаются в помощи.
Она направлена на определение особых образовательных потребностей детей и их
интеграцию в образовательной процесс учреждения, осуществление
комплексного подхода к психолого-медико-педагогическому сопровождению
детей, формирование необходимых условий для обучения и воспитания детей с
ОВЗ, обеспечение их необходимыми учебно-методическими средствами,
специальными программами. Содержание программы коррекционной работы:
1. цели и задачи коррекционной работы;
2. список и содержание направлений работы, индивидуализированных и
ориентированных на удовлетворение потребностей детей с ОВЗ;
3. система психолого-медико-социального сопровождения;
4. методики воздействия с учетом привлечение медработников, психологов,
социальных педагогов и других специалистов;
5. планируемые результаты освоения программы.
3.8. Образовательная деятельность организуется в соответствии с
расписанием учебных занятий и занятий внеурочной деятельности
(организованной образовательной деятельности), которое определяется в
соответствии с установленными требованиями СанПиН.
3.9.
Режим работы при организации инклюзивного образования
определяется ОО самостоятельно, с соблюдением норм СанПиН.
3.10. Адаптированные
основные
общеобразовательные
программы/адаптированные образовательные программы могут реализовываться
0 0 как самостоятельно, так и посредством сетевой формы их реализации.
3.11. Комплексное
психолого-педагогическое
сопровождение,
динамическое наблюдение обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного
образования осуществляется психолого-педагогическим консилиумом. При
определении реабилитационной составляющей инклюзивного обучения
учреждение ориентируется на рекомендации ПМПК и содержание
индивидуальной программы реабилитации и абилитации (при ее наличии).
3.12. Образовательный процесс обучающихся с ОВЗ сопровождают
специалисты сопровождения: учитель-логопед, педагог-психолог, учительдефектолог, социальный педагог.
3.13. Реализация адаптированных общеобразовательных программ в части
трудового обучения осуществляется исходя из региональных условий,
ориентированных на потребность в рабочих кадрах, и с учетом индивидуальных
особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей, а также
интересов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их
родителей (законных представителей) на основе выбора профиля труда,
включающего в себя подготовку обучающегося для индивидуальной трудовой
деятельности.
Для выпускников 9(10) классов с ограниченными возможностями здоровья (с

различными формами умственной отсталости), не имеющих основного общего и
среднего общего образования, а также совершеннолетних лиц с умственной
отсталостью, не получавших общее образование, реализуются программы
профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих в
специально создаваемых классах (группах).
3.14.
С учетом психофизиологических особенностей обучающихся с ОВЗ
разрабатываются индивидуальные учебные планы, включающие график
обучения. Учебную нагрузку, сроки освоения им образовательных программ, а
также условия его аттестации. Индивидуальные учебные планы утверждаются
педагогическим советом Гимназии г. Вольска.
3.15. Рекомендуется обеспечивать участие всех детей с ОВЗ, независимо от
степени выраженности нарушений их развития, в проведении воспитательных,
культурно-досуговых, спортивно-оздоровительных и иных мероприятий.
3.16. Обучение детей с ОВЗ осуществляется по учебникам, включенным в
утвержденный федеральный перечень учебников и соответствующим
программам обучения.
3.17. Текущий контроль успеваемости, промежуточная аттестация и
государственная итоговая аттестация обучающихся с ОВЗ осуществляется в
соответствии с локальными актами Гимназии г. Вольска и требованиями
действующего законодательства.
3.18. При изменении состояния здоровья обучающихся возможны
внесения изменений в АОП в соответствии с рекомендациями ПМПК и по
согласованию с родителями (законными представителями).
3.19. При предоставлении родителями (законными представителями)
детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать общеобразовательную
организацию, справки о необходимости организации обучения на дому, для
обучающегося организуется индивидуальное обучение на дому.
Родители (законные представители) детей с ограниченными возможностями
здоровья, обучающихся на дому, создают надлежащие условия для проведения
преподавателями Гимназии г. Вольска занятий на дому (обеспечивают рабочим
местом преподавателя и ребенка, а также предоставляют ребенку тетради,
письменные принадлежности).
3.20. Распределение часов индивидуального учебного плана обучающегося
на дому производится с учетом индивидуальных особенностей, психофизических
возможностей, а также пожеланий родителей (законных представителей). На
индивидуальное обучение отводится то количество часов, которое предусмотрено
АООП / АОП, но в зависимости от образовательных потребностей ребенка с ОВЗ.
4.
Материально-техническое и финансовое обеспечение.
1.1. Материально-техническое и финансовое обеспечение включает в себя
создание специальных условий для получения образования обучающимися с
ОВЗ в соответствии с Федеральным законом 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»,
1.2. Нормативные затраты на оказание данной муниципальной услуги
определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными
государственными образовательными стандартами, по каждому виду

образовательных программ с учетом форм обучения, сетевой формы реализации
образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий
получения образования обучающимися с ОВЗ.
1.3. Нормативные затраты на оказание муниципальных услуг в сфере
образования включают в себя затраты на оплату труда педагогических работников
с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических
работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую
работу.
1.4. Оплата труда педагогических работников, работающих с
обучающимися с ОВЗ, производится в соответствии с действующими
нормативами.

Примерная структура адаптированной образовательной программы
1.
Титульный лист (наименование образовательной организации; гриф
утверждения программы руководителем образовательного учреждения (с
указанием даты и номера приказа), название АОП, классы, в которых реализуется
программа, год составления программы.
2.
Пояснительная записка, в которой излагается краткая психолого педагогическая характеристика обучающихся с ОВЗ, с описанием особенностей
их психофизического развития (только для классов (групп), реализующих
инклюзивное образование). На основе данных психолого-педагогической
диагностики формулируется цель и задачи АОП обучения на текущий период.
В пояснительной записке обязательно следует указать примерные
программы, на основе которых подготовлена АОП (название, автор и год издания
программы (примерной, авторской), а также обосновать варьирование, если
имеет место перераспределение количества часов, отводимых на изучение
определенных разделов и тем, изменение последовательности изучения тем и др.
В пояснительной записке указывается перечень учебно-методического и
программного обеспечения, используемого для достижения планируемых
результатов освоения цели и задач АОП; количество учебных часов, на которое
рассчитана АОП; характерные для АОП формы организации деятельности
обучающихся с ОВЗ; специфические для АОП формы контроля освоения
обучающимися с ОВЗ содержания (текущего, промежуточного, итогового).
3.
Содержание программы.
Компонент структуры АОП, раскрывающий ее содержание по трем блокам:
образовательный, коррекционный и воспитательный. Проектирование каждого
из трех блоков должно идти с учетом развития предметных, метапредметных и
личностных результатов освоения обучающимися АОП.
Образовательный компонент АОП раскрывает содержание образования по
годам обучения, ожидаемые результаты предметных достижений, формы
оценивания предметных достижений обучающихся с ОВЗ.
Коррекционный компонент, включает направления коррекционной работы
с обучающимся (обучающимися), ее приемы, методы и формы. В коррекционном
блоке должна быть предусмотрена деятельность учителя-дефектолога, учителялогопеда, педагога - психолога.
Воспитательный компонент содержит описание приемов, методов и форм
работы, реализуемых в урочное и внеурочное время.
4.
Основные требования к результатам реализации АОП.
В данном разделе следует соотнести цель и задачи АОП с ее планируемыми
результатами (целевыми ориентирами, а также конкретно сформулировать
результаты реализации программы на уровне динамики показателей
психического и психологического развития обучающегося и уровне
сформированности ключевых компетенций. Эти требования являются основой
для осуществления промежуточной и итоговой оценки результативности АОП.
Требования результатам реализации АОП можно не выделять в особый раздел, а
проектировать их параллельно с описанием содержания АОП в рамках
обозначенных выше компонентов.
2. Система контрольно-измерительных материалов включает в себя
тестовые материалы, тексты контрольных работ, вопросы, пробы, материалы для
промежуточной и итоговой аттестации, критерии оценки проверочных работ.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».