Приказ № 129.1 об утверждении положения о разработке и реализации специальной индивидуальной программы развития обучающихся

МБОУ «Махнёвская средняя общеобразовательная школа»
ПРИКАЗ
от 04 сентября 2023 года

№ 129/1
п.г.т. Махнёво

«Об утверждении Положения
о разработке и реализации специальной
индивидуальной программы развития обучающегося
в МБОУ «Махнёвская СОШ»»
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации», Порядком организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный
приказом Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021г. № 115,
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемое Положение разработке и реализации
специальной
индивидуальной
программы
развития
обучающихся
в МБОУ «Махнёвская СОШ».
2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Н.Г. Горбунова

Положение о разработке и реализации специальной
индивидуальной программы развития обучающегося
в МБОУ «Махнёвская СОШ»
1. Общие положения.
1.1. Положение о разработки и реализации специальной индивидуальной
программы развития обучающегося (далее — Положение) МБОУ «Махнёвская
СОШ» (далее - Школа) регулирует порядок составления и реализации
специальных индивидуальных программ развития обучающихся (далее - СИПР).
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии со следующими
нормативными документами:
□ Конституцией Российской Федерации (РФ)
□ Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» № 273-ФЗ (вредакции от 29.12.2012)
□ Конвенцией о правах инвалидов
□ письмом МОН РФ «Об организации работы по СИПР» №ТС-728/07 от
15.03.2018
□ Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 19.12.2014 № 1598 (ФГОС)
1.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и
дополнения вносятся решением педагогического совета. После принятия новой
редакции Положения предыдущая редакция утрачивает силу.
2. Основы разработки и реализации СИПР.
2.1. Широкий диапазон особых образовательных потребностей детей с
умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми
множественными нарушениями развития (ТМНР) вызывает необходимость
разработки СИПР для их обучения и воспитания.
2.2. Целью реализации СИПР является обретение обучающимся таких
жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально
возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач,
обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального
поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных
социальных контактов в доступных для него пределах.
2.3. Основанием для разработки СИПР является адаптированная основная
образовательная программа начального общего образования обучающихся с
нарушением зрения с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и
тяжелыми множественными нарушениями в развитии (вариант 3.4)) (АООП НОО
ТМНР). Школы на текущий учебный год.
3. Порядок разработки СИПР.
3.1. При поступлении обучающегося в Школу в соответствии с приказом
директора
Школы
специалисты
проводят
психолого-педагогическое
обследование с целью последующей разработки СИПР и определения
оптимальных условий ее реализации.
3.2. Психолого-педагогическое обследование ребенка включает:
□ изучение специалистами заключения ПМПК и другой предоставленной
на ребенка документации;

□ знакомство с семьей ребенка и условиями его обучения/воспитания в
семье;
□ сбор дополнительной информации у специалистов, осуществлявших
психолого-педагогическую работу с ребенком до школы;
□ проведение первичного психолого-педагогического обследования;
□ диагностический период в течение первого месяца посещения ребенком
школы.
3.3. На основе результатов психолого-педагогического обследования
ребенка, проводимого специалистами, составляется психолого-педагогическая
характеристика обучающегося, в которой дается оценка его актуального
состояния развития и определяется зона ближайшего развития.
3.4. Структура характеристики включает:
□ сведения о семье (социально-бытовые условия, взаимоотношения в
семье, отношение к ребенку);
□ данные о физическом здоровье, двигательном и сенсорном развитии
ребенка;
□ характеристика поведенческих и эмоциональных реакций ребенка,
наблюдаемых специалистами;
□ характерологические особенности личности ребенка (первично со слов
родителей);
□ особенности проявления познавательных процессов: восприятия,
внимания, памяти, мышления;
□ сформированность импрессивной и экспрессивной речи;
□ сформированность социально значимых навыков, умений;
□ потребность в уходе и присмотре; необходимый объем помощи со
стороны окружающих;
□ выводы по итогам оценки.
3.5. Содержание психолого-педагогической характеристики используется
экспертной группой для разработки СИПР.
3.6. Приказом директора Школы из учителей и специалистов, работающих
с обучающимся, формируется экспертная группа, назначается ее руководитель.
Родители (законные представители) обучающегося привлекаются к составлению
СИПР: предоставляют сведения о здоровье обучающегося и личные данные.
3.7. СИПР включает следующие разделы:
□ общие сведения: персональные данные обучающегося и его родителей,
заключение медико- психолого-педагогической комиссии;
□ характеристика ребенка;
□ индивидуальный учебный план (далее - ИУП);
□ содержание образования;
□ условия реализации потребности в уходе и в присмотре (при
необходимости);
□ внеурочная деятельность;
□ перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР;
□ программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося;
□ перечень необходимых технических средств общего и индивидуального
назначения, дидактических материалов, индивидуальных средств реабилитации,
необходимых для реализации СИПР;
□ средства мониторинга и оценки динамики обучения.

3.8. ИУП устанавливает доступный объем недельной нагрузки для
обучающегося по актуальным учебным предметам, коррекционным курсам,
внеурочной деятельности.
3.9. ИУП разрабатывается на основе учебного плана Школы и включает
индивидуальный набор учебных предметов и коррекционных курсов, выбранных
из общего учебного плана, с учетом индивидуальных образовательных
потребностей,
возможностей и особенностей развития конкретного
обучающегося.
3.10. Содержание образования включает перечень конкретных
образовательных задач для обучающегося, которые формулируются с учетом его
возможностей и особых образовательных потребностей, а также содержание
учебных предметов, коррекционных занятий и других программ, представленных
в АООП НОО ТМНР. Задачи образования формулируются в СИПР в качестве
возможных (планируемых) результатов обучения и воспитания ребенка на один
учебный год.
3.11. СИПР отражает потребности обучающегося в уходе и присмотре в
форме индивидуального графика с указанием времени, содержания деятельности
и лица, осуществляющего уход и присмотр, а также перечня необходимых
специальных материалов и средств.
3.12. Содержание деятельности по уходу может включать такие пункты, как
прием пищи, одевание, раздевание и забота о внешнем виде, передвижение,
совершение гигиенических процедур, соблюдение санитарных требований,
поддержка жизненно важных функций организма, реализация коммуникативных
и социально-эмоциональных потребностей.
3.13. Содержание деятельности по присмотру может включать такие
пункты, как: обеспечение безопасной среды, составление четких алгоритмов на
случай возникновения разных непредвиденных ситуаций, связанных с
безопасностью жизни и здоровья обучающихся, ведение журнала травм.
3.14. Внеурочная деятельность включается в структуру СИПР по заявлению
родителей. Она должна быть представлена планом мероприятий внеурочной
деятельности на текущий учебный год.
3.15. Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации
СИПР, должен включать всех учителей и специалистов, работающих с
обучающимся.
3.16. Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося
включает перечень направлений сотрудничества. Программа может содержать
следующие разделы:
□ психологическая поддержка семьи, консультации по всем вопросам
оказания психолого- педагогической помощи ребенку;
□ просвещение по вопросам воспитания и обучения ребенка-инвалида;
□ требования к ребенку и единые подходы к его воспитанию и обучению в
условиях образовательной организации и семьи;
□ задания, составленные специалистами Школы для занятий с ребёнком в
домашних условиях и пр.
3.17. Перечень необходимых технических средств общего и
индивидуального назначения, дидактических материалов, индивидуальных
средств реабилитации, необходимых для реализации СИПР.
3.18. Мониторинг и оценка динамики обучения планируются с учетом

критериев оценки, установленных АООП НОО ТМНР.
3.19.
Родители (законные представители) обучающегося должны быть
ознакомлены руководителем экспертной группы с содержанием СИПР до начала
работы по ней.
4. Порядок реализации СИПР.
4.1.
Реализация
СИПР
осуществляется экспертной
группой,
разрабатывавшей СИПР, и родителями (законными представителями) ребенка.
4.2. Реализация СИПР осуществляется по расписанию, составляемому
руководителем экспертной группы и утверждаемому директором Школы.
4.3. С учетом готовности обучающегося к пребыванию в группе
сверстников и содержания СИПР при составлении расписания выбирается форма
обучения (групповая или индивидуальная).
4.3.1. Групповые уроки/занятия с обучающимся проводятся в группе
детей, сформированной с учетом содержания предмета, включенного в СИПР
(при наличии схожих образовательных задач по предмету).
4.3.2. Индивидуальные уроки/занятия в случае необходимости
постоянного присмотра проводятся с обучающимся, имеющим выраженные
проблемы поведения (постоянный крик, постоянная вокализация, открытая
направленная на окружающих и предметы агрессия, частая самоагрессия и т.п.),
обучающимся, не готовым к пребыванию в группе сверстников, а также в случае
необходимости решения включенных в СИПР образовательных задач, которые
существенно отличаются от задач других обучающихся группы сверстников.
4.4. В случае преодоления проблем и нарастания уровня готовности
обучающегося к пребыванию в группе сверстников в течение учебного года
форма обучения и расписание могут быть изменены.
4.5. По всем учебным предметам учителя должны составлять календарно­
тематическое планирование, соответствующее содержанию СИПР.
4.6. Методы, приемы обучения выбираются каждым учителем и
специалистом, работающими с обучающимся, самостоятельно с учетом
особенностей развития ребенка, целей и содержания СИПР.
4.7. Оценка успешности реализации СИПР происходит в ходе текущей,
промежуточной и итоговой аттестации обучающегося. В ходе аттестации
участники экспертной группы оценивают уровень сформированное™
представлений, действий, определенных СИПР.
4.8. Порядок организации текущей и промежуточной аттестации
обучающегося регулируется соответствующим локальным актом Школы.
4.9. В конце каждого учебного года на основе анализа данных на
обучающегося составляется повторная характеристика, делаются выводы и
ставятся задачи для составления СИПР на следующий учебный год.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».