МБОУ «Махнёвская средняя общеобразовательная школа» ПРИКАЗ от 04 сентября 2023 года № 129/1 п.г.т. Махнёво «Об утверждении Положения о разработке и реализации специальной индивидуальной программы развития обучающегося в МБОУ «Махнёвская СОШ»» В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021г. № 115, ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Утвердить прилагаемое Положение разработке и реализации специальной индивидуальной программы развития обучающихся в МБОУ «Махнёвская СОШ». 2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой. Н.Г. Горбунова Положение о разработке и реализации специальной индивидуальной программы развития обучающегося в МБОУ «Махнёвская СОШ» 1. Общие положения. 1.1. Положение о разработки и реализации специальной индивидуальной программы развития обучающегося (далее — Положение) МБОУ «Махнёвская СОШ» (далее - Школа) регулирует порядок составления и реализации специальных индивидуальных программ развития обучающихся (далее - СИПР). 1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии со следующими нормативными документами: □ Конституцией Российской Федерации (РФ) □ Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (вредакции от 29.12.2012) □ Конвенцией о правах инвалидов □ письмом МОН РФ «Об организации работы по СИПР» №ТС-728/07 от 15.03.2018 □ Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 (ФГОС) 1.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения вносятся решением педагогического совета. После принятия новой редакции Положения предыдущая редакция утрачивает силу. 2. Основы разработки и реализации СИПР. 2.1. Широкий диапазон особых образовательных потребностей детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) вызывает необходимость разработки СИПР для их обучения и воспитания. 2.2. Целью реализации СИПР является обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для него пределах. 2.3. Основанием для разработки СИПР является адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с нарушением зрения с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии (вариант 3.4)) (АООП НОО ТМНР). Школы на текущий учебный год. 3. Порядок разработки СИПР. 3.1. При поступлении обучающегося в Школу в соответствии с приказом директора Школы специалисты проводят психолого-педагогическое обследование с целью последующей разработки СИПР и определения оптимальных условий ее реализации. 3.2. Психолого-педагогическое обследование ребенка включает: □ изучение специалистами заключения ПМПК и другой предоставленной на ребенка документации; □ знакомство с семьей ребенка и условиями его обучения/воспитания в семье; □ сбор дополнительной информации у специалистов, осуществлявших психолого-педагогическую работу с ребенком до школы; □ проведение первичного психолого-педагогического обследования; □ диагностический период в течение первого месяца посещения ребенком школы. 3.3. На основе результатов психолого-педагогического обследования ребенка, проводимого специалистами, составляется психолого-педагогическая характеристика обучающегося, в которой дается оценка его актуального состояния развития и определяется зона ближайшего развития. 3.4. Структура характеристики включает: □ сведения о семье (социально-бытовые условия, взаимоотношения в семье, отношение к ребенку); □ данные о физическом здоровье, двигательном и сенсорном развитии ребенка; □ характеристика поведенческих и эмоциональных реакций ребенка, наблюдаемых специалистами; □ характерологические особенности личности ребенка (первично со слов родителей); □ особенности проявления познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления; □ сформированность импрессивной и экспрессивной речи; □ сформированность социально значимых навыков, умений; □ потребность в уходе и присмотре; необходимый объем помощи со стороны окружающих; □ выводы по итогам оценки. 3.5. Содержание психолого-педагогической характеристики используется экспертной группой для разработки СИПР. 3.6. Приказом директора Школы из учителей и специалистов, работающих с обучающимся, формируется экспертная группа, назначается ее руководитель. Родители (законные представители) обучающегося привлекаются к составлению СИПР: предоставляют сведения о здоровье обучающегося и личные данные. 3.7. СИПР включает следующие разделы: □ общие сведения: персональные данные обучающегося и его родителей, заключение медико- психолого-педагогической комиссии; □ характеристика ребенка; □ индивидуальный учебный план (далее - ИУП); □ содержание образования; □ условия реализации потребности в уходе и в присмотре (при необходимости); □ внеурочная деятельность; □ перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР; □ программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося; □ перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, дидактических материалов, индивидуальных средств реабилитации, необходимых для реализации СИПР; □ средства мониторинга и оценки динамики обучения. 3.8. ИУП устанавливает доступный объем недельной нагрузки для обучающегося по актуальным учебным предметам, коррекционным курсам, внеурочной деятельности. 3.9. ИУП разрабатывается на основе учебного плана Школы и включает индивидуальный набор учебных предметов и коррекционных курсов, выбранных из общего учебного плана, с учетом индивидуальных образовательных потребностей, возможностей и особенностей развития конкретного обучающегося. 3.10. Содержание образования включает перечень конкретных образовательных задач для обучающегося, которые формулируются с учетом его возможностей и особых образовательных потребностей, а также содержание учебных предметов, коррекционных занятий и других программ, представленных в АООП НОО ТМНР. Задачи образования формулируются в СИПР в качестве возможных (планируемых) результатов обучения и воспитания ребенка на один учебный год. 3.11. СИПР отражает потребности обучающегося в уходе и присмотре в форме индивидуального графика с указанием времени, содержания деятельности и лица, осуществляющего уход и присмотр, а также перечня необходимых специальных материалов и средств. 3.12. Содержание деятельности по уходу может включать такие пункты, как прием пищи, одевание, раздевание и забота о внешнем виде, передвижение, совершение гигиенических процедур, соблюдение санитарных требований, поддержка жизненно важных функций организма, реализация коммуникативных и социально-эмоциональных потребностей. 3.13. Содержание деятельности по присмотру может включать такие пункты, как: обеспечение безопасной среды, составление четких алгоритмов на случай возникновения разных непредвиденных ситуаций, связанных с безопасностью жизни и здоровья обучающихся, ведение журнала травм. 3.14. Внеурочная деятельность включается в структуру СИПР по заявлению родителей. Она должна быть представлена планом мероприятий внеурочной деятельности на текущий учебный год. 3.15. Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР, должен включать всех учителей и специалистов, работающих с обучающимся. 3.16. Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося включает перечень направлений сотрудничества. Программа может содержать следующие разделы: □ психологическая поддержка семьи, консультации по всем вопросам оказания психолого- педагогической помощи ребенку; □ просвещение по вопросам воспитания и обучения ребенка-инвалида; □ требования к ребенку и единые подходы к его воспитанию и обучению в условиях образовательной организации и семьи; □ задания, составленные специалистами Школы для занятий с ребёнком в домашних условиях и пр. 3.17. Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, дидактических материалов, индивидуальных средств реабилитации, необходимых для реализации СИПР. 3.18. Мониторинг и оценка динамики обучения планируются с учетом критериев оценки, установленных АООП НОО ТМНР. 3.19. Родители (законные представители) обучающегося должны быть ознакомлены руководителем экспертной группы с содержанием СИПР до начала работы по ней. 4. Порядок реализации СИПР. 4.1. Реализация СИПР осуществляется экспертной группой, разрабатывавшей СИПР, и родителями (законными представителями) ребенка. 4.2. Реализация СИПР осуществляется по расписанию, составляемому руководителем экспертной группы и утверждаемому директором Школы. 4.3. С учетом готовности обучающегося к пребыванию в группе сверстников и содержания СИПР при составлении расписания выбирается форма обучения (групповая или индивидуальная). 4.3.1. Групповые уроки/занятия с обучающимся проводятся в группе детей, сформированной с учетом содержания предмета, включенного в СИПР (при наличии схожих образовательных задач по предмету). 4.3.2. Индивидуальные уроки/занятия в случае необходимости постоянного присмотра проводятся с обучающимся, имеющим выраженные проблемы поведения (постоянный крик, постоянная вокализация, открытая направленная на окружающих и предметы агрессия, частая самоагрессия и т.п.), обучающимся, не готовым к пребыванию в группе сверстников, а также в случае необходимости решения включенных в СИПР образовательных задач, которые существенно отличаются от задач других обучающихся группы сверстников. 4.4. В случае преодоления проблем и нарастания уровня готовности обучающегося к пребыванию в группе сверстников в течение учебного года форма обучения и расписание могут быть изменены. 4.5. По всем учебным предметам учителя должны составлять календарно тематическое планирование, соответствующее содержанию СИПР. 4.6. Методы, приемы обучения выбираются каждым учителем и специалистом, работающими с обучающимся, самостоятельно с учетом особенностей развития ребенка, целей и содержания СИПР. 4.7. Оценка успешности реализации СИПР происходит в ходе текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающегося. В ходе аттестации участники экспертной группы оценивают уровень сформированное™ представлений, действий, определенных СИПР. 4.8. Порядок организации текущей и промежуточной аттестации обучающегося регулируется соответствующим локальным актом Школы. 4.9. В конце каждого учебного года на основе анализа данных на обучающегося составляется повторная характеристика, делаются выводы и ставятся задачи для составления СИПР на следующий учебный год.