Приложение № 1 к Адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 вариант 2 МБОУ «Махнёвская СОШ», утвержденной приказом МБОУ «Махнёвская СОШ» от 31.08.2023 гола № 123/1 Рабочая программа начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 «Русский язык» (для 2 класса) ОГЛАВЛЕНИЕ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.................................................................. 3 II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ....................................................................... 5 III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ............................................................... 7 IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .................................................... 12 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА I. Рабочая программа составлена на основе по учебному предмету Федеральной «Русский адаптированной язык» основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR). ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Учебный предмет «Русский язык» относится к предметной области «Язык и речевая практика» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» во 2 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 102 часа в год (3 часа в неделю). Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Русский язык». Цель обучения: овладение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) элементарными знаниями по русскому языку, воспитание интереса к родному языку. Задачи обучения: уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание); формирование первоначальных «дограмматических» понятий и развитие коммуникативно-речевых навыков; 3 овладение различными доступными средствами устной и письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач; коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности; формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию; развитие навыков устной коммуникации; формирование положительных нравственных качеств и свойств личности. Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» во 2 классе определяет следующие задачи: формирование умения правильно и осмысленно читать доступный к пониманию текст; формирование умения вырабатывать элементарные навыки грамотного письма; повышение уровня общего и речевого развития обучающихся; формирование умения последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 4 II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Обучение русскому языку обучающихся с интеллектуальными нарушениями предполагает формирование речевых умений, владение которыми поможет выпускникам максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе. Во 2 классе звуко-буквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу. Обучающиеся приобретают начальные сведения о фонетике и графике, овладевают правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова путем сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце и середине слова с согласными перед гласными. В процессе практических грамматических упражнений во 2 классе изучаются различные разряды слов - названий предметов, действий, признаков. Понятие о предложении обучающиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составления предложения из слов. Упражняясь в составлении предложений на предложенную тему, по картинке, по опорным словам, распространяя предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный порядок слов в предложении, учащиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой. Эту связь можно установить с помощью вопросов. Во 2 классе особое внимание уделяется формированию у обучающихся навыков связной устной и письменной речи. Работа по развитию фонематического слуха и правильного произношения, обогащению и уточнению словаря, обучению построению предложения создает предпосылки формирования умения высказываться в устной и письменной форме. Проводятся подготовительные упражнения: ответы на 5 последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др. Работа по совершенствованию графических умений заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок в списывании с рукописного и печатного текста. Дидактическая игра занимает oco6oe место в процессе o6yчeния, поскольку поднимает наиболее высокий эмоциональный уровень выполнение учебных заданий. Содержание разделов № Название раздела, темы п/п Количество Контрольные часов работы 1 Повторение 18 2 Звуки и буквы 18 3 Парные звонкие и глухие согласные 14 4 Шипящие и свистящие согласные 6 5 Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога 10 6 Твердые и мягкие согласные 11 7 Мягкий знак на конце слова 9 8 Слово. Названия предметов 16 9 Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных 11 10 Названия действий 11 11 Предлоги 7 12 Слова с непроверяемыми гласными 7 13 Предложение 16 14 Повторение 16 Итого: 170 1 1 2 6 III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные: формирование интереса к языковой и речевой деятельности; развитие бережного отношения к учебным принадлежностям, раздаточному материалу, умению правильно располагать на парте учебные принадлежности. Предметные: Минимальный уровень: различать сходные по начертанию буквы; списывать по слогам с рукописного и печатного текста; анализировать слова по звуковому составу; различать звуки гласные и согласные, согласные - звонкие и глухие, твердые и мягкие на слух, в произношении; различать слова, обозначающие названия предметов, слова, обозначающие действия предметов; составлять по картинкам, по заданию предложения; писать под диктовку буквы, слоги, слова (из 3-4 букв), написание которых не расходится с произношением (6 слов); писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Достаточный уровень: списывать по слогам с рукописного и печатного текстов; анализировать слова по звуковому составу; различать звуки гласные и согласные, согласные - звонкие и глухие, свистящие и шипящие, твердые и мягкие на слух, в произношении, написании; 7 писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа (10—15 слов); делить слова на слоги; писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку, вопросительный знак; составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста. Система оценки достижений Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах: 0 баллов - нет фиксируемой динамики; 1 балл - минимальная динамика; 2 балла - удовлетворительная динамика; 3 балла - значительная динамика. Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных результатов базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Основные критерии оценки планируемых результатов являются следующие: соответствие и (или) несоответствие науке и практике; полнота и надёжность усвоения; самостоятельность применения усвоенных знаний. При оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование у него жизненных компетенций. 8 При оценке устных ответов по русскому языку принимаются во внимание: правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного предметного материала; полнота ответа; умение практически применять свои знания; последовательность изложения и речевое оформление ответа. Оценка «5» - ставится обучающемуся, если он показывает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет. Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя. Оценка «3» ставится, если обучающийся показывает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя. Примерный объем письменных текстов: в контрольных работах – 15 - 20 слов (контрольные диктанты должны содержать по 2—3 орфограммы на каждое правило); в словарном диктанте – 5–8 слов. При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами: оценка «5» ставится за работу без ошибок; 9 оценка «4» ставится за работу с 1-2 ошибками; оценка «3» ставится за работу с 3-5 ошибками. В письменных работах не учитываются одно-два исправления или одна пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует одной орфографической ошибке. Ошибки на не пройдённые правила правописания также не учитываются. За одну ошибку в диктанте считается: а) повторение ошибок в одном и том же слове (например, в «лыжи» дважды написано на конце ы). Если же подобная ошибка на это правило встречается в другом слове, она учитывается; б) две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы; не дописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное написание одного и того же слова в предложении. Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально для каждого обучающегося. Специфическими для них ошибками являются замена согласных, искажение звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, не дописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки две однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке. При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормами: Оценка «5» ставится, если обучающийся обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает исправления. 10 Оценка «4» ставится, если обучающийся в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя допускает 2-3 ошибки. Оценка недостаточное «3» ставится, понимание если изученного обучающийся материала, обнаруживает затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий. Оценка «2» - не ставится. 11 № Тема предмета Кол-во часов ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Дифференциация видов деятельности обучающихся Программное содержание Минимальный уровень Достаточный уровень Повторение – 18 часов 1 Звуки и буквы. Выделение звука и буквы в слове 2 2 Слово. Предмет и слово, называющее предмет 2 3 Предмет и слово, называющее предмет 2 4 Предложение. Правило записи предложения 3 Произношение звуков речи, соотнесение их с буквами. Письмо строчных и прописных букв с использованием разных способов соединения их в слове. Выделение первого звука в слоге или слове при условии совпадения звука и буквы Различение понятия «предмет» и «название предмета». Различение строчных и прописных буков. Изучение правила написания имён людей Различение понятия «предмет» и «название предмета». Ознакомление со словарным словом: капуста (звуко-буквенный анализ, выделение «трудной» буквы, письмо слова по образцу, составление словосочетаний, предложений со словарным словом Различение строчных и прописных букв. Изучение правила записи предложения. Нахождение предложения в тексте. Выделяют первый звук в слоге или слове при условии совпадения звука и буквы с помощью учителя. Называют звук и показывают соответствующую ему букву. Записывают строчные и прописные буквы Называют предметы словом. Различают строчные и прописные буквы. Соблюдают правило написания имён людей с опорой на памятку Называют предметы словом. Изучают, записывают словарное слово по образцу с письменного текста, записывают словосочетания со словарным словом с помощью учителя Различают строчные и прописные буквы. Соблюдают правило записи предложения с опорой на памятку. Выделяют первый звук в слоге или слове при условии совпадения звука и буквы. Называют, соотносят и различают звук и соответствующую ему букву. Записывают строчные и прописные буквы Соотносят названия предметов со словами на письме и на картинке. Различают строчные и прописные буквы. Называют и соблюдают правило написания имён людей Соотносят названия предметов со словами на письме и на картинке. Изучают, записывают словарное слово по образцу с печатного текста, записывают предложение со словарным словом Различают строчные и прописные буквы. Называют и соблюдают правило записи предложения. Составляют предложение по картинке, записывают. 12 Составление предложений по картинке 5 Предложение и его схема 3 Составление схемы предложения. Соблюдение правила записи предложения c опорой на схему и 6eз неё. Ознакомление со словарным словом: собака (звуко-буквенный анализ, выделение «трудной» буквы, письмо слова по образцу, составление словосочетаний, предложений со словарным словом 6 Распространение предложений 2 7 Проверочная работа по теме: «Слово. Предложение». Списывание текста 1 Распространение предложений одним словом с опорой на предметную картинку. Запись предложений c опорой на схему и без неё с соблюдением правила записи предложения Ответы на вопросы, составление предложений по картинке. Списывание текста без ошибок 8 Составление предложений с данным словом 3 Составление предложений из 2–3 слов по ситуационной картинке. Ознакомление со словарным словом: карандаш, звуко-буквенный анализ, выделение «трудной» буквы, письмо слова по образцу, составление словосочетаний, предложений со Составляют предложение по картинке, записывают в тетрадь с помощью учителя Составляют схему предложения. Составляют, записывают предложение по его схеме, с помощью учителя. Соблюдают правило записи предложения. Изучают, записывают словарное слово, обозначают ударение, выделяют трудную букву с помощью учителя. Составляют и записывают словосочетания со словарным словом с помощью учителя Распространяют предложения с опорой на предметную картинку. Составляют и записывают предложение по схеме, с помощью учителя Отвечают на вопросы, составляют предложения по картинке. Списывают текст без ошибок с письменного текста Составляют предложения по ситуационной картинке с данными словами с помощью учителя. Изучают, записывают словарное слово, обозначают ударение, выделяют трудную Находят предложение в тексте Составляют схему предложения, обозначают в схеме начало и конец предложения. Составляют, записывают предложение по его схеме. Называют, соблюдают правило записи предложения. Изучают, записывают словарное слово, обозначают ударение, выделяют трудную букву, производят звуко-буквенный анализ, записывают предложение со словарным словом Распространяют предложения с опорой на предметную картинку. Составляют, записывают предложения по схеме Отвечают на вопросы, составляют предложения по картинке. Списывают текст без ошибок с печатного текста Составляют предложения по ситуационной картинке. Чертят схему предложения, обозначают в схеме начало и конец предложения. Изучают, записывают словарное слово, обозначают ударение, выделяют трудную букву, производят звуко-буквенный 13 словарным словом букву с помощью учителя. Составляют и записывают словосочетания со словарным словом с помощью учителя анализ, записывают предложение со словарным словом Звуки и буквы – 18 часов 9 Гласные и согласные. Гласные звуки и буквы 1 Различение гласных и согласных звуков, их перечисление с опорой на буквы. Выделение гласных звуков, написание букв, обозначающих гласные звуки 10 Гласные и согласные. Согласные звуки и буквы 1 Различение гласных и согласных звуков, их перечисление с опорой на буквы. Выделение согласных звуков, написание букв, обозначающих согласные звуки 11 Различение слов, сходных по звуковому составу. Слова, которые различаются одним звуком 2 Сравнение коротких слов, похожих по буквенному составу. Различение данных слов на слух и соотнесение их с соответствующими предметными картинками. Написание слов, различающихся одним звуком. Ознакомление со словарным словом: ветер, звуко-буквенный анализ, Различают гласные и согласные с опорой на наглядность. Называют гласные звуки, обозначают их буквами на письме. Находят гласные на схеме слова. Записывают слова после звукобуквенного анализа с помощью учителя Различают гласные и согласные с опорой на наглядность. Называют согласные звуки, обозначают их буквами на письме. Находят согласные на схеме слова. Записывают слова после звукобуквенного анализа с помощью учителя Различают, сравнивают слова, похожие по буквенному составу с помощью учителя. Находят подходящую схему к слову. Выделяют слова в предложении различающиеся одним звуком, записывают с помощью учителя. Различают гласные и согласные. Выделяют в слове, называют гласные звуки, обозначают их буквами на письме. Находят гласные на схеме слова, составляют схему слова. Записывают слова после звуко-буквенного анализа Различают гласные и согласные. Выделяют в слове, называют согласные звуки, обозначают их буквами на письме. Находят согласные на схеме слова, составляют схему слова. Записывают слова после звуко-буквенного анализа Различают, сравнивают слова, сходные по звуковому составу, слова, которые различаются одним звуком. Находят, составляют подходящую схему к слову. Находят в предложении слова, различающиеся одним звуком, записывают их самостоятельно. Изучают, записывают словарное слово, 14 выделение «трудной» буквы, письмо слова по образцу, составление словосочетаний, предложений со словарным словом. Знакомство с родственным словом «ветерок» 12 Различение слов, сходных по звуковому составу. Слова, которые различаются количеством звуков 1 Сравнение коротких слов, различных по звуко-буквенному составу. Различение слов на слух и соотнесение их с соответствующими предметными картинками. Написание слов, различающихся количеством звуков 13 Различение слов, сходных по звуковому составу. Слова, которые различаются последовательностью звуков 1 Различение, сравнение слов, данных слов, различающихся последовательностью звуков, соотнесение их с соответствующими предметными картинками. Написание слов, различающихся последовательностью звуков Изучают, записывают словарное слово, обозначают ударение, выделяют трудную букву с помощью учителя. Составляют и записывают словосочетания со словарным словом с помощью учителя Знакомятся с понятием родственное слово с опорой на картинки Различают, сравнивают слова, различные по звуко-буквенному составу с помощью учителя. Находят подходящую схему к слову. Записывают слова, находят букву, которой различаются, после звуко-буквенного анализа. Выделяют слова в предложении, различающиеся количеством звуков, записывают их с помощью учителя Различают и сравнивают слова, различающиеся последовательностью звуков с помощью учителя. Находят подходящую схему к слову. Выделяют слова в предложении, различающиеся последовательностью звуков, записывают с помощью учителя. обозначают ударение, выделяют трудную букву, производят звуко-буквенный анализ, записывают предложение со словарным словом Знакомятся с понятием родственное слово Различают, сравнивают слова, различные по звуко-буквенному составу. Указывают количество звуков, букв в слове. Находят, составляют подходящую схему к слову. Записывают слова, находят букву, которой они различаются. Находят в предложении слова, различающиеся одним звуком, записывают их самостоятельно Различают, сравнивают слова, различающиеся последовательностью звуков. Находят, составляют подходящую схему к слову. Различают, находят в предложении слова, различающиеся последовательностью звуков, записывают их самостоятельно. Составляют и записывают предложения со словами, сходными по звучанию 15 14 Проверочная работа по теме: «Звуки и буквы». Списывание текста 1 15 Ударение в словах. Знак ударения 1 16 Выделение ударного гласного в слове 2 17 Деление слов на слоги 1 Составляют и записывают словосочетания со словами, сходными по звучанию с помощью Ответы на вопросы, составление Отвечают на вопросы, предложений по картинке. составляют предложения по Списывание текста без ошибок картинке. Списывают текст без ошибок с письменного текста Выделение голосом (по образцу Выделяют голосом ударный учителя) ударного звука в слове. звук в слове. Знакомство со знаком ударения, Записывают слова, определяют правилом постановки ударения на ударение в, ставят знак письме. ударения с помощью учителя. Ознакомление со словарным словом Изучают, записывают «Москва», обозначение ударения, словарное слово, обозначают звуко-буквенный анализ, выделение ударение, выделяют трудную «трудной» буквы, письмо слова по букву с помощью учителя. образцу, составление словосочетаний Составляют и записывают и предложений со словарным словом словосочетания со словарным словом с помощью учителя Выделение голосом (по образцу Записывают слова, определяют учителя) ударного звука в слове. ударение в словах, ставят знак Объяснение правильной постановки ударения с помощью учителя. знака ударения. Записывают слова в Запись слов в соответствии со схемой соответствии со схемой слова слова по образцу Чтение и запись слов по слогам. Читают и записывают слова по Знакомство с правилом деления слов слогам после предварительного на слоги (сопровождая процесс разбора. хлопками) Делят слова на слоги (сопровождая процесс хлопками). Указывают количество слогов с помощью учителя Отвечают на вопросы, составляют предложения по картинке. Списывают текст без ошибок с печатного текста Выделяют голосом ударный звук в слове. Записывают слова, определяют ударение в словах, ставят знак ударения. Изучают, записывают словарное слово, обозначают ударение, выделяют трудную букву, производят звуко-буквенный анализ, записывают предложение со словарным словом Записывают слова, определяют ударение в словах, ставят знак ударения. Записывают слова в соответствии со схемой слова Читают изаписывают слова по слогам и слитно. Делят слова на слоги (сопровождая процесс хлопками). Указывают количество слогов 16 18 Гласные в образовании слогов 1 Знакомство с правилом о количестве слогов в соответствии с количеством гласных. Чтение, деление и запись слов по слогам, с указанием количества слогов. Ознакомление со словарным словом «помидор», обозначение ударения, звуко-буквенный анализ, выделение «трудной» буквы, письмо слова по образцу, составление словосочетаний и предложений со словарным словом 19 Деление слов со звуками [и –й] на слоги 2 Различение гласного [и], согласного [й]. Чтение, деление и запись слов со звуками и – й по слогам, с указанием количества слогов. Составление схемы слова. Ознакомление со словарным словом: морковь, обозначение ударения, звуко-буквенный анализ, выделение «трудной» буквы, письмо слова по образцу, составление словосочетаний и предложений со словарным словом Соотносят количество слогов в слове с количеством гласных с помощью учителя. Читают и записывают слова по слогам. Делят слова на слоги (сопровождая процесс хлопками), указывают количество слогов с помощью учителя. Находят подходящую схему к слову. Списывают слова по слогам после предварительного разбора. Изучают, записывают словарное слово, обозначают ударение, выделяют трудную букву с помощью учителя. Составляют и записывают словосочетания со словарным словом с помощью учителя Различают при чтении и написании гласный [и], согласный [й]. Читают и записывают слова со звуками [и – й] по слогам. Делят слова на слоги (сопровождая процесс хлопками), указывают количество слогов с помощью учителя. Находят подходящую схему к слову. Списывают слова по слогам. Соотносят количество слогов в слове с количеством гласных. Читают и записывают слова по слогам и слитно. Делят слова на слоги. Указывают количество слогов. Находят, составляют подходящую схему к слову. Записывают слова по слогам. Изучают, записывают словарное слово, обозначают ударение, выделяют трудную букву, производят звуко-буквенный анализ, записывают предложение со словарным словом Различают при чтении и написании гласный [и], согласный [й]. Читают и записывают слова со звуками [и – й] по слогам и слитно. Делят слова на слоги, указывают количество слогов. Находят, составляют подходящую схему к слову. Записывают слова по слогам. Изучают, записывают словарное слово, обозначают ударение, выделяют трудную букву, производят звуко-буквенный анализ, записывают предложение со 17 20 Перенос слов по слогам 1 Знакомство с правилом переноса слов по слогам с одной строки на другую. Деление слов на слоги (сопровождая процесс хлопками). Применение правила о соответствии количества слогов и гласных 21 Перенос слов по слогам 4 22 Проверочная работа по теме: «Слог». Картинный словарный диктант 1 Закрепление правила переноса слов по слогам с одной строки на другую. Деление слов на слоги (сопровождая процесс хлопками). Применение правила о соответствии количества слогов и гласных Запись слов из словаря, деление слов на слоги. Составление и запись словосочетаний, предложений со словарными словами Изучают, записывают словарное слово, обозначают ударение, выделяют трудную букву с помощью учителя. Составляют и записывают словосочетания со словарным словом с помощью учителя Знакомятся с правилом переноса слов по слогам с одной строки на другую. Делят слова на слоги (сопровождая процесс хлопками). Списывают слова по слогам для переноса после предварительного разбора Делят слова на слоги (сопровождая процесс хлопками). Списывают слова по слогам для переноса словарным словом Записывают словарные слова, делят на слоги по показу и образцу. Составляют и записывают словосочетания со словарным словом с помощью учителя Записывают словарные слова, делят на слоги по показу и словесной инструкции. Составляют и записывают предложение со словарным словом Знакомятся с правилом переноса слов по слогам с одной строки на другую. Делят слова на слоги. Применяют правила деления слов на слоги. Записывают слова по слогам для переноса Делят слова на слоги. Применяют правила деления слов на слоги. Записывают слова по слогам для переноса Парные звонкие и глухие согласные – 14 часов 23 Различие парных согласных Б-П 2 Знакомство со звонкими и глухими согласными. Различение звонких и глухих согласных в заданной паре звуков. Обозначение звонкого согласного Различают звонкие и глухие согласные в паре звуков Б-П. Обозначают звонкий согласный в схеме слова с помощью учителя. Различают звонкие и глухие согласные в паре звуков Б-П. Обозначают звонкий согласный в схеме слова. Упражняются в написании слов со 18 звука на схеме слова. Запись слов со звонкими и глухими согласными (запиши нужную букву, подбери подходящее слово) Различение звонких и глухих согласных в заданной паре звуков. Обозначение звонкого согласного звука на схеме слова. Запись слов со звонкими и глухими согласными (запиши нужную букву, подбери подходящее слово) 24 Различие парных согласных В-Ф 2 25 Различие парных согласных Г-К 2 Различение звонких и глухих согласных в заданной паре звуков. Обозначение звонкого согласного звука на схеме слова. Запись слов со звонкими и глухими согласными (запиши нужную букву, выбери слово по схеме, подбери подходящее слово) 26 Различие парных согласных Д-Т 2 Различение звонких и глухих согласных в заданной паре звуков. Обозначение звонкого согласного звука на схеме слова. Запись слов со звонкими и глухими согласными (запиши нужную букву, подбери подходящее слово) 27 Различие парных согласных Ж-Ш 2 Произнесение шипящих звуков, подбор примеров слов, начинающихся на заданный звук c опорой на предметную картинку. Упражняются в написании слов со звонкими и глухими согласными в паре звуков Б-П с помощью учителя Различают звонкие и глухие согласные в паре звуков В-Ф. Обозначают звонкий согласный в схеме слова с помощью учителя. Упражняются в написании слов со звонкими и глухими согласными в паре звуков В-Ф с помощью учителя Различают звонкие и глухие согласные в паре звуков Г-К. Обозначают звонкий согласный в схеме слова с помощью учителя. Упражняются в написании слов со звонкими и глухими согласными в паре звуков Г-К с помощью учителя Различают звонкие и глухие согласные в паре звуков Д-Т. Обозначают звонкий согласный в схеме слова с помощью учителя. Упражняются в написании слов со звонкими и глухими согласными в паре звуков Д-Т с помощью учителя Произносят шипящие звуки, слова, начинающиеся на шипящий звук c опорой на предметную картинку. звонкими и глухими согласными в паре звуков Б-П Различают звонкие и глухие согласные в паре звуков В-Ф. Обозначают звонкий согласный в схеме слова. Упражняются в написании слов со звонкими и глухими согласными в паре звуков В-Ф Различают звонкие и глухие согласные в паре звуковГ-К Обозначают звонкий согласный в схеме слова. Упражняются в написании слов со звонкими и глухими согласными в паре звуков Г-К Различают звонкие и глухие согласные в паре звуков Д-Т. Обозначают звонкий согласный в схеме слова. Упражняются в написании слов со звонкими и глухими согласными в паре звуков Д-Т Произносят шипящие звуки, слова, начинающиеся на шипящий звук. Различают звонкие и глухие согласные в паре звуков Ж-Ш. 19 Различение звонких и глухих согласных в заданной паре звуков. Обозначение звонкого согласного звука на схеме слова. Запись слов со звонкими и глухими согласными (запиши нужную букву, подбери подходящее слово) 28 Различие парных согласных З-С 29 Различение звонких и глухих согласных 1 30 Проверочная работа по 1 2 Произнесение свистящих звуков, подбор примеров слов, начинающихся на заданный звук c опорой на предметную картинку. Различение звонких и глухих согласных в заданной паре звуков. Обозначение звонкого согласного звука на схеме слова. Запись слов со звонкими и глухими согласными (запиши нужную букву, подбери подходящее слово) Знакомство с понятием «парные согласные звуки» (чтение и запись парных согласных по звонкостиглухости) Различение звонких и глухих согласных в заданной паре звуков. Обозначение звонкого согласного звука на схеме слова. Запись слов со звонкими и глухими согласными (запиши нужную букву, подбери подходящее слово) Ответы на вопросы, составление Различают звонкие и глухие согласные в паре звуков Ж-Ш. Обозначают звонкий согласный в схеме слова с помощью учителя. Упражняются в написании слов со звонкими и глухими согласными в паре звуков Ж-Ш с помощью учителя Произносят свистящие звуки, слова, начинающиеся на свистящий звук c опорой на предметную картинку. Различают звонкие и глухие согласные в паре звуков З-С. Обозначают звонкий согласный в схеме слова с помощью учителя. Упражняются в написании слов со звонкими и глухими согласными в паре звуков З-С с помощью учителя Обозначают звонкий согласный в схеме слова. Упражняются в написании слов со звонкими и глухими согласными в паре звуков Ж-Ш Различают (читают и записывают) парные звонкие и глухие согласные звуки с опорой на памятки. Обозначают звонкий согласный в схеме слова с помощью учителя. Упражняются в написании слов со звонкими и глухими согласными с помощью учителя Отвечают на вопросы, Различают (читают и записывают), используют в речи понятие «парные звонкие и глухие» согласные звуки. Обозначают звонкий согласный в схеме слова. Упражняются в написании слов со звонкими и глухими согласными Произносят свистящие звуки, слова, начинающиеся на свистящий звук Различают звонкие и глухие согласные в паре звуков З-С. Обозначают звонкий согласный в схеме слова. Упражняются в написании слов со звонкими и глухими согласными в паре звуков З-С Отвечают на вопросы, составляют 20 теме: «Парные звонкие и глухие согласные». Списывание текста предложений по картинке. Списывание текста без ошибок составляют предложения по картинке. Списывают текст без ошибок с письменного текста предложения по картинке. Списывают текст без ошибок с печатного текста Шипящие и свистящие согласные – 6 часа 31 Шипящие согласные 1 32 Свистящие согласные 1 33 Различение шипящих и свистящих согласных 3 Произнесение шипящих звуков, подбор примеров слов, начинающихся на заданный звук c опорой на предметную картинку. Различение шипящих согласных звуков. Запись слов с шипящими согласными (запиши нужную букву, найди в предложении слово с шипящим согласным) Произнесение свистящих звуков, подбор примеров слов, начинающихся на заданный звук c опорой на предметную картинку. Различение свистящих согласных звуков. Запись слов со свистящими согласными (запиши нужную букву, найди в предложении слово со свистящим согласным). Ознакомление со словарным словом: улица, обозначение ударения, звукобуквенный анализ, выделение «трудной» буквы, письмо слова по образцу, составление словосочетаний и предложений со словарным словом Различение шипящих и свистящих согласных звуков в словах. Подбор примеров слов, начинающихся на заданный звук с опорой на предметную картинку, выбранную из ряда других. Произносят шипящие звуки, слова, начинающиеся на шипящий звук c опорой на предметную картинку. Читают и записывают слова с шипящими согласными Произносят шипящие звуки, слова, начинающиеся на шипящий звук. Читают и записывают слова с шипящими согласными. Подбирают слова, начинающиеся на шипящий согласный звук Произносят свистящие звуки, слова, начинающиеся на свистящий звук c опорой на предметную картинку. Читают и записывают слова со свистящими согласными. Изучают, записывают словарное слово, обозначают ударение, выделяют трудную букву с помощью учителя. Составляют и записывают словосочетания со словарным словом с помощью учителя Произносят свистящие звуки, слова, начинающиеся на свистящий звук. Читают и записывают слова со свистящими согласными. Подбирают слова, начинающиеся на свистящий согласный звук. Изучают, записывают словарное слово, обозначают ударение, выделяют трудную букву, производят звуко-буквенный анализ, записывают предложение со словарным словом Различают свистящие и шипящие звуки в словах с опорой на памятку. Подбирают примеры слов, начинающихся на заданный Различают свистящие и шипящие звуки в словах. Подбирают примеры слов, начинающихся на заданный звук с опорой на предметную картинку. 21 Упражнения в написании слов с шипящими и свистящими согласными (найди и подчеркни согласный, вставь нужный согласный, составь и запиши словосочетание, предложение) 34 Проверочная работа по теме: «Шипящие и свистящие согласные». Выборочный диктант 1 Чтение предложений, нахождение слов с шипящими и свистящими согласными звуками в словах. Запись слов с шипящими и свистящими согласными звук с опорой на предметную картинку с помощью учителя. Записывают слова и словосочетания с шипящими и свистящими согласными с помощью учителя Читают предложения (2-3 слова) по слогам. Записывают слова с шипящими и свистящими согласными по показу и образцу Записывают слова и предложения с шипящими и свистящими согласными Читают предложения (3-4 слова) целыми словами. Записывают слова с шипящими и свистящими согласными по показу и словесной инструкции Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога – 10 часов 35 Буква Е в начале слова или слога 1 Нахождение, чтение и запись слов с буквой Е в начале слова или слога. Обозначение гласной Е в схеме слова. Составление слов с буквой Е. Составление словосочетаний, предложений 36 Буква Ё в начале слова или слога 2 Нахождение, чтение и запись слов с буквой Ё в начале слова или слога. Обозначение гласной Ё в схеме слова. Составление слов с буквой Ё. Составление словосочетаний, предложений 37 Буква Ю в начале слова или слога 2 Нахождение, чтение и запись слов с буквой Ю в начале слова или слога. Обозначение гласной Ю в схеме слова. Составление слов с буквой Ю. Различают на слух и выделяют гласную Е в начале слова с помощью учителя. Находят место гласной Е в схеме слова. Правильно пишут слова, словосочетания с буквой Е после звуко-буквенного анализа Различают на слух и выделяют гласную Ё в начале слова с помощью учителя. Находят место гласной Ё в схеме слова. Правильно пишут слова, словосочетания с буквой Ё после звуко-буквенного анализа Различают на слух и выделяют гласную Ю в начале слова с помощью учителя. Находят место гласной Ю в Различают на слух и выделяют гласную Е в начале слова. Находят место гласной Е в схеме слова, составляют схему слова. Составляют, записывают слова, словосочетания, предложения с буквой Е Различают на слух и выделяют гласную Ё в начале слова. Находят место гласной Ё в схеме слова, составляют схему слова. Составляют, записывают слова, словосочетания, предложения с буквой Ё Различают на слух и выделяют гласную Ю в начале слова. Находят место гласной Ю в схеме слова, составляют схему слова. 22 Составление словосочетаний, предложений 38 Буква Я в начале слова или слога 2 39 Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога 2 40 Проверочная работа по теме: «Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога». Картинный словарный диктант 1 схеме слова. Правильно пишут слова, словосочетания с буквой Ю после звуко-буквенного анализа Нахождение, чтение и запись слов с Различают на слух и выделяют буквой Я в начале слова или слога. гласную Я в начале слова с Обозначение гласной Я в схеме слова. помощью учителя. Составление слов с буквой Я. Находят место гласной Я в Составление словосочетаний, схеме слова. предложений. Правильно пишут слова, Ознакомление со словарным словом: словосочетания с буквой Я заяц, обозначение ударения, звукопосле звуко-буквенного буквенный анализ, выделение «трудной» анализа. буквы, письмо слова по образцу, Изучают, записывают составление словосочетаний и словарное слово, обозначают предложений со словарным словом ударение, выделяют трудную букву с помощью учителя. Составляют и записывают словосочетания со словарным словом с помощью учителя Чтение и запись слов с гласными Е, Ё, Ю, Различают на слух и выделяют Я в начале слова или слога. буквы Е, Ё, Ю, Я в начале Запись слов с пропущенными гласными. слова с помощью учителя. Составление словосочетаний, Записывают слова с предложений пропущенными гласными Е, Ё, Ю, Я после звукобуквенного анализа Запись слов из словаря, деление слов на Записывают словарные слова, слоги. делят на слоги по показу и Составление и запись словосочетаний, образцу. предложений со словарными словами Составляют и записывают словосочетания со словарным словом с помощью учителя Составляют, записывают слова, словосочетания, предложения с буквой Ю Различают на слух и выделяют гласную Я в начале слова. Находят место гласной Я в схеме слова, составляют схему слова. Составляют, записывают слова, словосочетания, предложения с буквой Я. Изучают, записывают словарное слово, обозначают ударение, выделяют трудную букву, производят звуко-буквенный анализ, записывают предложение со словарным словом Различают на слух и выделяют буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова. Составляют, записывают слова с пропущенными гласными Е, Ё, Ю, Я Записывают словарные слова, делят на слоги по показу и словесной инструкции. Составляют и записывают предложение со словарным словом Твердые и мягкие согласные -11 часов 23 41 Гласные Ы-И после твердых и мягких согласных 1 Знакомство с твёрдыми и мягкими согласными. Различение на слух твёрдых и мягких согласных в начале слова и правильное написание их с гласными Ы-И. Обозначение твёрдых и мягких согласных на схеме слова. Запись слогов и слов с выделением твердых и мягких согласных Различают на слух твёрдые и мягкие согласные с помощью учителя. Обозначают твёрдые и мягкие согласные после предварительного разбора. Списывают слоги, слова, выделяя твердые и мягкие согласные Различают на слух твёрдые и мягкие согласные. Обозначают твёрдые и мягкие согласные на схеме слова. Записывают слоги, слова, выделяя твердые и мягкие согласные 42 Гласные О-Ё после твердых и мягких согласных 1 Различение на слух твёрдых и мягких согласных в начале слова и правильное написание их с гласными О-Ё. Обозначение твёрдых и мягких согласных на схеме слова. Запись слогов и слов с выделением твердых и мягких согласных Различают на слух твёрдые и мягкие согласные. Обозначают твёрдые и мягкие согласные на схеме слова. Записывают слоги, слова, выделяя твердые и мягкие согласные 43 Гласные У-Ю после твердых и мягких согласных 2 Различение на слух твёрдых и мягких согласных в начале слова и правильное написание их с гласными У-Ю. Обозначение твёрдых и мягких согласных на схеме слова. Запись слогов и слов с выделением твердых и мягких согласных 44 Гласные А-Я после твердых и мягких согласных 2 Различение на слух твёрдых и мягких согласных в начале слова и правильное написание их с гласными А-Я. Обозначение твёрдых и мягких согласных на схеме слова. Запись слогов и слов с выделением твердых и мягких согласных Различают на слух твёрдые и мягкие согласные с помощью учителя. Обозначают твёрдые и мягкие согласные после предварительного разбора. Списывают слоги, слова, выделяя твердые и мягкие согласные Различают на слух твёрдые и мягкие согласные с помощью учителя. Обозначают твёрдые и мягкие согласные после предварительного разбора. Списывают слоги, слова, выделяя твердые и мягкие согласные Различают на слух твёрдые и мягкие согласные с помощью учителя. Обозначают твёрдые и мягкие согласные после предварительного разбора. Списывают слоги, слова, Различают на слух твёрдые и мягкие согласные. Обозначают твёрдые и мягкие согласные на схеме слова. Записывают слоги, слова, выделяя твердые и мягкие согласные Различают на слух твёрдые и мягкие согласные. Обозначают твёрдые и мягкие согласные на схеме слова. Записывают слоги, слова, выделяя твердые и мягкие согласные 24 45 Гласная Е после мягких согласных 2 Различение на слух мягких согласных в начале слова и правильное написание их с гласной Е. Обозначение твёрдых и мягких согласных на схеме слова. Запись слогов и слов с выделением твердых и мягких согласных 46 Различие твердых и мягких согласных 2 Различение на слух твёрдых и мягких согласных в начале слова и правильное написание их с гласными. Обозначение твёрдых и мягких согласных на схеме слова. Запись слогов и слов с выделением твердых и мягких согласных 47 Проверочная работа по теме: «Различие твердых и мягких согласных». Списывание текста 1 Ответы на вопросы, составление предложений по картинке. Списывание текста без ошибок выделяя твердые и мягкие согласные Различают на слух твёрдые и мягкие согласные с помощью учителя. Обозначают твёрдые и мягкие согласные после предварительного разбора. Списывают слоги, слова, выделяя твердые и мягкие согласные Различают на слух твёрдые и мягкие согласные. Обозначают твёрдые и мягкие согласные на схеме слова с помощью учителя. Списывают слоги, слова, выделяя твердые и мягкие согласные Отвечают на вопросы, составляют предложения по картинке. Списывают текст без ошибок с письменного текста Различают на слух твёрдые и мягкие согласные. Обозначают мягкие согласные на схеме слова. Записывают слоги, слова, выделяя мягкий согласный Е Различают на слух твёрдые и мягкие согласные. Обозначают твёрдые и мягкие согласные на схеме слова. Записывают слоги, слова, выделяя твердые и мягкие согласные Отвечают на вопросы, составляют предложения по картинке. Списывают текст без ошибок с печатного текста Мягкий знак на конце слова - 9 часов 48 Буква Ь для обозначения мягкости согласных на конце слова 2 Различение на слух и чёткое произношение твёрдых и мягких согласных на конце слов. Знакомство с правилом обозначения мягкости согласного в конце слова на письме. Написание 2–3 примеров слов с мягким знаком Ь на конце слова Различают на слух твёрдые и мягкие согласные на конце слов. Знакомятся с правилом обозначения мягкости согласного в конце слова на письме. Списывают слова с мягким знаком Ь на конце слова Различают на слух и чётко произносят твёрдые и мягкие согласные на конце слов. Знакомятся с правилом обозначения мягкости согласного в конце слова на письме. Объясняют правило обозначения мягкости согласного в конце слова на письме. Пишут слова с мягким знаком Ь на конце слова 25 49 Письмо слов с мягкими согласными на конце 50 Различение твердых и мягких согласных на конце слова 2 Различение на слух и чёткое произношение твёрдых и мягких согласных на конце слов. Написание слов с мягким знаком Ь на конце слова 51 Различение слов с твердыми и мягкими согласными на конце слова 2 Различение слов с твердыми и мягкими согласными на конце слова. Написание слов с мягкими и твёрдыми согласными на конце слова 52 Проверочная работа по теме: «Мягкий знак Ь на конце слова». Выборочный диктант 1 Чтение предложений, нахождение слов с мягким знаком на конце слова. Запись слов с мягким знаком на конце слова 2 Объяснение правильного написания слов с мягким знаком для обозначения мягкости согласного по опорной таблице. Написание 2–3 примеров слов с мягким знаком Ь на конце слова, с использованием опорной таблицы. Ознакомление со словарным словом: мороз, обозначение ударения, звукобуквенный анализ, выделение «трудной» буквы, письмо слова по образцу, составление словосочетаний и предложений со словарным словом Объясняют написание слов с мягким знаком для обозначения мягкости согласного по опорной таблице с помощью учителя. Списывают слова с мягким знаком Ь на конце слова после предварительного разбора. Изучают, записывают словарное слово, обозначают ударение, выделяют трудную букву с помощью учителя. Составляют и записывают словосочетания со словарным словом с помощью учителя Различают на слух и чётко произносят твёрдые и мягкие согласные на конце слов. Пишут слова с мягким знаком Ь на конце слова с опорой на картинки Различают на слух слова с твердыми и мягкими согласными на конце слова. Пишут слова с мягкими и твёрдыми согласными на конце слова с помощью учителя Читают предложения (2-3 слова) по слогам. Записывают слова с мягким знаком на конце слова по показу и образцу Объясняют написание слов с мягким знаком для обозначения мягкости согласного по опорной таблице. Пишут слова с мягким знаком Ь на конце слова с применением правила обозначения мягкости согласных в конце слова на письме. Изучают, записывают словарное слово, обозначают ударение, выделяют трудную букву, производят звуко-буквенный анализ, записывают предложение со словарным словом Различают на слух и чётко произносят твёрдые и мягкие согласные на конце слов. Пишут слова с мягким знаком Ь на конце слова с применением правила обозначения мягкости согласных в конце слова на письме Различают на слух и чётко произносят твёрдые и мягкие согласные на конце слов. Пишут слова с мягкими и твёрдыми согласными на конце слова Читают предложения (3-4 слова) целыми словами. Записывают слова с мягким знаком на конце слова по показу и словесной инструкции 26 Слово. Названия предметов – 16 часов 53 Предмет и его название 2 54 Названия предметов, отвечающие на вопрос «Что?» 1 55 Название частей предмета 1 Различение понятия «предмет» и «название предмета». Замена нарисованных предметов их названиями. Ознакомление со словарным словом: коньки, обозначение ударения, звукобуквенный анализ, выделение «трудной» буквы, письмо слова по образцу, составление словосочетаний и предложений Различение названий предметов по вопросу «Что?» Замена нарисованных предметов их названиями. Чтение диалога по ролям. Упражнения в нахождении и написании слов, отвечающих на вопрос что? Называние легко выделяемых частей знакомого предмета, постановка вопроса «Что?» к названиям частей предмета. Различение названий предметов по вопросу что? Упражнения в нахождении и написании слов, отвечающих на вопрос «Что?». Ознакомление со словарным словом: пальто, обозначение ударения, звуко- Называют предметы, изображенные на картинках словом. Изучают, записывают словарное слово, обозначают ударение, выделяют трудную букву с помощью учителя. Составляют и записывают словосочетания со словарным словом с помощью учителя Различают названия предметов по вопросу «Что?» с помощью учителя. Ставят вопрос к слову (предмету). Называют предметы, изображенные на картинках, записывают названия предметов. Читают диалог. Находят и записывают слова, отвечающие на вопрос «Что?» с помощью учителя Называют легко выделяемые части знакомого предмета, изображенного на картинках, и ставят вопрос «Что?» с помощью учителя. Находят и записывают слова, отвечающие на вопрос «Что?» с помощью учителя. Изучают, записывают словарное слово, обозначают Различают понятия «предмет» и «название предмета». Заменяют нарисованные предметы их названиями. Изучают, записывают словарное слово, обозначают ударение, выделяют трудную букву, производят звуко-буквенный анализ, записывают предложение со словарным словом Различают названия предметов по вопросу «Что?» Ставят вопрос к слову (предмету). Называют предметы, изображенные на картинках, записывают названия предметов. Читают диалог. Находят и записывают слова, отвечающие на вопрос «Что?» Называют легко выделяемые части знакомого предмета и ставят вопрос «Что?» Находят и записывают слова, отвечающие на вопрос «Что?» Изучают, записывают словарное слово, обозначают ударение, выделяют трудную букву, производят звуко-буквенный анализ, записывают предложение со словарным словом 27 буквенный анализ, выделение «трудной» буквы, письмо слова по образцу, составление словосочетаний и предложений 56 Различение сходных предметов и их названий 2 57 Обобщающее слово для группы однородных предметов 2 58 Названия предметов, отвечающие на вопрос 1 Различение сходных предметов и их названий Выделение признака сходства предметов. Замена нарисованных предметов их названиями. Различение названий предметов по вопросу «Что?» Упражнения в нахождении и написании слов, отвечающих на вопрос «Что?» Называние обобщающих слов для группы однородных предметов. Выбор обобщающих слов (из двух предложенных слов) к группе однородных предметов. Упражнения в нахождении и написании обобщающих слов. Ознакомление со словарным словом: огурец, обозначение ударения, звукобуквенный анализ, выделение «трудной» буквы, письмо слова по образцу, составление словосочетаний и предложений Называние и постановка вопроса «Кто?» к словам, обозначающим ударение, выделяют трудную букву с помощью учителя. Составляют и записывают словосочетания со словарным словом с помощью учителя Различают сходные предметы и их названия с опорой на картинки. Выделяют признак сходства предметов с помощью учителя. Находят и записывают слова, отвечающие на вопрос «Что?» после предварительного разбора Выбирают обобщающее слово (из двух предложенных слов) к группе однородных предметов с помощью учителя. Ставят вопрос к слову (предмету). Записывают обобщающие слова (допиши предложение, вставь нужное слово) с помощью учителя. Изучают, записывают словарное слово, обозначают ударение, выделяют трудную букву с помощью учителя. Составляют и записывают словосочетания со словарным словом с помощью учителя Различают названия предметов по вопросу «Кто?» Различают сходные предметы и их названия. Выделяют признак сходства предметов. Находят и записывают слова, отвечающие на вопрос «Что?» Выбирают обобщающее слово (из двух предложенных слов) к группе однородных предметов. Задают к ним вопросы. Называют и записывают обобщающие слова (допиши предложение, вставь нужное слово). Изучают, записывают словарное слово, обозначают ударение, выделяют трудную букву, производят звуко-буквенный анализ, записывают предложение со словарным словом Различают названия предметов по вопросу «Кто?» 28 «Кто?» названия предметов. Упражнения в написании слов, отвечающих на вопрос «Кто?» (вставь, запиши подходящее слово) Ознакомление со словарным словом: огурец, обозначение ударения, звукобуквенный анализ, выделение «трудной» буквы, письмо слова по образцу, составление словосочетаний и предложений, запись словродственников 59 Обобщающее слово к группе однородных предметов 1 Называние и постановка вопроса «Кто?» к словам, обозначающим названия предметов. Подбор обобщающих слов к группе однородных предметов. Упражнения в нахождении и написании обобщающих слов. Ознакомление со словарным словом: корова, обозначение ударения, звукобуквенный анализ, выделение «трудной» буквы, письмо слова по образцу, составление словосочетаний и предложений 60 Обобщающее слово к группе однородных предметов 1 Называние и постановка вопроса «Кто?» к словам, обозначающим названия предметов. с помощью учителя. Ставят вопрос к слову (предмету). Называют предметы, изображенные на картинках, записывают слова, отвечающие на вопрос «Кто?» с помощью учителя. Изучают, записывают словарное слово, обозначают ударение, выделяют трудную букву с помощью учителя. Составляют и записывают словосочетания со словарным словом и называют словародственники с помощью учителя Различают названия предметов по вопросу «Кто?» Подбирают обобщающие слова к группе однородных предметов с помощью учителя. Списывают обобщающие слова с помощью учителя. Изучают, записывают словарное слово, обозначают ударение, выделяют трудную букву с помощью учителя. Составляют и записывают словосочетания со словарным словом с помощью учителя Различают названия предметов по вопросу «Кто?» Подбирают обобщающие Ставят вопрос к слову (предмету). Называют предметы, изображенные на картинках, записывают слова, отвечающие на вопрос «Кто?» Изучают, записывают словарное слово, обозначают ударение, выделяют трудную букву, производят звуко-буквенный анализ, записывают предложение и словародственники со словарным словом Различают названия предметов по вопросу «Кто?» Подбирают обобщающие слова к группе однородных предметов. Записывают обобщающие слова (допиши предложение, вставь нужное слово). Изучают, записывают словарное слово, обозначают ударение, выделяют трудную букву, производят звуко-буквенный анализ, записывают предложение со словарным словом Различают названия предметов по вопросу «Кто?» Подбирают обобщающие слова к группе 29 Подбор обобщающих слов к группе однородных предметов. Упражнения в нахождении и написании обобщающих слов 61 Слова, отвечающие на вопросы «Кто?» и «Что?» 1 62 Слова, отвечающие на вопросы «Кто?» и «Что?» 1 63 Слова, обозначающие один и несколько предметов 2 Различение названий предметов по вопросам «Кто? «Что?» Называние и постановка вопроса «Кто?» или «Что?» к словам, обозначающим названия предметов. Упражнения в написании слов, отвечающих на вопрос «Кто?» или «Что?» (запиши, выбери подходящее слово, запиши по образцу). Подбор обобщающих слов к группе однородных предметов. Запись словарных слов (картинный словарный диктант) Изменение формы слов в зависимости от обозначения одного или нескольких одинаковых предметов. Упражнения в написании слов, обозначающих один и несколько предметов (запиши по образцу, выбери и запиши правильное слово) Ознакомление со словарным словом: ребята, обозначение ударения, звукобуквенный анализ, выделение «трудной» буквы, письмо слова по образцу, составление словосочетаний и предложений, запись словродственников слова к группе однородных предметов с помощью учителя. Записывают обобщающие слова (допиши предложение, вставь нужное слово) с помощью учителя Различают названия предметов по вопросам «Кто? «Что?» Ставят вопрос «Кто?» или «Что?» к словам, обозначающим названия предметов. Подбирают обобщающие слова к группе однородных предметов, записывают их с помощью учителя. Записывают словарные слова с помощью картинок и опорных схем однородных предметов. Записывают обобщающие слова (допиши предложение, вставь нужное слово) Дифференцируют понятия «один-много». Изменяют форму слова в зависимости от обозначения одного или нескольких одинаковых предметов, записывают с помощью учителя. Упражняются в написании слов, обозначающих один и несколько предметов с помощью учителя Изучают, записывают словарное слово, обозначают Дифференцируют понятия «один-много». Изменяют форму слова в зависимости от обозначения одного или нескольких одинаковых предметов, записывают их. Упражняются в написании слов, обозначающих один и несколько предметов. Изучают, записывают словарное слово, обозначают ударение, выделяют трудную букву, производят звуко-буквенный анализ, записывают предложение и словародственники со словарным словом Различают названия предметов по вопросам кто? что? Ставят вопрос «Кто?» или «Что?» к словам, обозначающим названия предметов. Подбирают обобщающие слова к группе однородных предметов, записывают их. Записывают словарные слова с помощью картинок 30 64 Проверочная работа по теме «Слово. Названия предметов» Выборочное списывание 1 Чтение предложений, нахождение слов, отвечающих на вопрос «Кто?» или «Что?» Списывание слов, отвечающих на вопрос что? Запись предложения со словами, отвечающими на вопрос что? ударение, выделяют трудную букву с помощью учителя. Составляют и записывают словосочетания со словарным словом и называют словародственники с помощью учителя Читают предложение, отвечают на вопросы, находят слова, отвечающие на вопрос «Кто?» или «Что?» Выполняют списывание по показу и образцу Читают предложение, отвечают на вопросы, находят слова, отвечающие на вопрос «Кто?» или «Что?» Выполняют списывание по показу и словесной инструкции Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных - 11 часов 65 Большая буква в именах людей 1 Понимание различия между названием человека и его именем. Знакомство с правилом написания имён людей с большой буквы. Упражнения в написании имён людей 66 Большая буква в именах и фамилиях людей 1 67 Большая буква в именах и фамилиях людей 2 68 Большая буква в кличках животных 1 Различение между фамилией и именем человека. Различение фамилий мужских и женских. Запись имён и фамилий людей с большой буквы. Составление, написание словосочетаний, предложений с именами людей Понимание различия между названием животного и его кличкой. Понимают различие между названием человека и его именем. Используют правило написания имени человека с помощью учителя. Упражняются в списывании имен людей Понимают различие между именем человека и его фамилией. Используют правило написания имён и фамилий людей с опорой на памятку. Списывают словосочетания с именами людей Понимают различие между названием человека и его именем. Используют правило написания имени человека. Упражняются в написании имен людей Понимают различие между названием животного и его Понимают различие между названием животного и его кличкой. Понимают различие между именем человека и его фамилией. Используют правило написания имён и фамилий людей. Записывают предложения с именами людей 31 Знакомство с правилом написания кличек животных с большой буквы. Составление, написание словосочетаний, предложений с кличками животных 69 Большая буква в кличках животных. Письмо по памяти 2 Различение между названием животного и его кличкой. Написание кличек животных с большой буквы. Запись по памяти слов, предложений 70 Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных 2 Понимание различия между названием человека и его именем, между названием животного и его кличкой. Написание имён людей, фамилий и кличек животных с большой буквы. Составление, написание словосочетаний и предложений с именами людей, кличками животных 71 Проверочная работа по теме: «Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных». Выборочное письмо 2 Чтение предложений, нахождение имён и фамилий людей, кличек животных. Запись под диктовку, списывание имён и фамилий людей, кличек животных. Запись предложения с именами и фамилиями людей, кличками животных кличкой. Используют правило написания кличек животных с помощью учителя. Списывают словосочетания с кличками животных Используют правило написания кличек животных с опорой на памятку. Записывают по памяти клички животных с помощью учителя Понимают различие между названием человека, его именем, фамилией, названием животного и его кличкой. Используют правило написания имён и фамилий людей, кличек опорой на памятку. Записывают словосочетания с именами людей, кличками животных после предварительного разбора Читают предложение, находят имена и фамилии людей, клички животных. Выполняют списывание по показу и образцу. Списывают предложения с письменного текста Используют правило написания кличек животных в словосочетаниях и коротких предложениях, воспринимаемых на слух. Записывают предложения с кличками животных Используют правило записи кличек животных в словосочетаниях и коротких предложениях, воспринимаемых на слух. Записывают по памяти клички животных и короткое предложение, в которых используется кличка животных Используют правило написания имён и фамилий людей, кличек животных в словосочетаниях и коротких предложениях, воспринимаемых на слух. Записывают предложения с именами людей, кличками животных Читают предложение, находят имена и фамилии людей, клички животных. Выполняют запись под диктовку. Списывают предложения с печатного текста Названия действий – 11 часов 72 Действие и его название. 1 Различение слов, обозначающих названия действий по вопросу что Различают слова, обозначающие названия Различают слова, обозначающие названия действий по вопросу что делает? 32 Названия действий, отвечающие на вопрос «Что делает?» 73 Названия действий, отвечающие на вопрос «Что делают?» 1 74 Подбор названий действий к названиям предметов 1 75 Подбор названий действий к названиям предметов 2 делает? Постановка вопросов к словам. Выполнение упражнений в написании слов, отвечающих на вопрос «Что делает?» (выпиши слова, запиши названия действий вместо вопросов) Различение слов, обозначающих названия действий по вопросу что делают? Постановка вопросов к словам. Выполнение упражнений в написании слов, отвечающих на вопрос «Что делают?» (выпиши слова, запиши названия действий вместо вопросов) Различение слов, обозначающих названия действий по вопросам «Что делает?», «Что делают?» Подбор 1-2 названий действий к названию предмета с опорой на вопрос. Ознакомление со словарным словом: воробей, обозначение ударения, звукобуквенный анализ, выделение «трудной» буквы, письмо слова по образцу, составление словосочетаний и предложений Подбор 1-2 названий действий к названию предмета с опорой на вопрос. Составление, написание предложений по картинкам из слов, обозначающих названия предметов и слов, обозначающих названия действий действий по вопросу что делает? с помощью учителя. Находят и списывают слова, отвечающие на вопрос «Что делает?» после предварительного разбора Различают слова, обозначающие названия действий по вопросу что делают? с помощью учителя. Находят и списывают слова, отвечающие на вопрос «Что делают?» после предварительного разбора Различают слова, обозначающие названия действий по вопросам «Что делает?», «Что делают?» Подбирают, записывают названия действий к названиям предметов с помощью учителя. Изучают, записывают словарное слово, обозначают ударение, выделяют трудную букву с помощью учителя. Составляют и записывают словосочетания со словарным словом с помощью учителя Подбирают, записывают названия действий к названиям предметов по картинкам, составляют предложения с помощью учителя. Ставят вопрос к словам, обозначающим названиям действий. Находят, выписывают и вписывают недостающие слова, отвечающие на вопрос «Что делает?» Различают слова, обозначающие названия действий по вопросу «Что делают?» Ставят вопрос к словам, обозначающим названиям действий. Находят, выписывают и вписывают недостающие слова, отвечающие на вопрос «Что делают?» Различают слова, обозначающие названия действий по вопросам «Что делает?», «Что делают?» Подбирают, записывают названия действий к названиям предметов. Ставят вопрос от слов, обозначающих название предмета к словам, обозначающих названия действий. Изучают, записывают словарное слово, обозначают ударение, выделяют трудную букву, производят звуко-буквенный анализ, записывают предложение со словарным словом Подбирают, записывают названия действий к названиям предметов по картинкам, составляют предложения. Составляют и записывают предложения по картинкам, используя слова названия предметы и действия 33 76 Различение названия действий по вопросам 2 77 Различение названий предметов и названий действий по вопросам 2 78 Контрольная работа по теме: «Различение названий предметов и названий действий по вопросам». Выборочный диктант. Списывание текста 2 Составляют и записывают предложения по картинкам, используя слова названия предметы и действия с помощью учителя Различение названий действий по Различают названия действий вопросам «Что делает?» и «Что по вопросам «Что делает?» и делают?» «Что делают?» с помощью Выполнение упражнений на различение учителя. названий действий по вопросам (выбери Выбирают и записывают и запиши нужное слово, подчеркни слова названия действий с названия действий). помощью. Постановка вопросов к словам, Записывают словарные слова обозначающим названия действий. с помощью картинок и Запись словарных слов (картинный опорных схем словарный диктант) Различение слов и запись слов, Различают и записывают обозначающих название предметов, и слова, обозначающие название слов, обозначающих названия действий, предметов, и слова, по вопросам обозначающие названия Постановка вопросов к словам. действий, по вопросам с Составление, написание предложений помощью учителя. по картинке Составляют и записывают 1 предложение по картинке Чтение предложений, нахождение слов, отвечающих на вопрос что делает? или что делают? Запись под диктовку слов, отвечающих на вопрос что делает? или что делают? Списывание текста без ошибок. Выделение из текста слов, обозначающих название предметов, и слов, обозначающих названия действий Различают названия действий по вопросам «Что делает?» и «Что делают?» Выбирают и записывают слова названия действий Записывают словарные слова с помощью картинок Различают и записывают слова, обозначающие название предметов, и слова, обозначающие названия действий, по вопросам. Составляют и записывают 2-3 предложения по картинке Выполняют списывание по показу и образцу. Находят, выписывают слова, обозначающие название предметов, и слова, обозначающие названия действий, с помощью учителя Выполняют списывание по показу и словесной инструкции. Находят, выписывают слова, обозначающие название предметов, и слова, обозначающие названия действий 34 Предлоги – 7 часа 79 Предлог как отдельное слово 2 Нахождение в предложении «маленького слова» – предлога. Знакомство с правилом написания предлогов отдельно от других слов. Ознакомление со словарным словом «береза», обозначение ударения, звукобуквенный анализ, выделение «трудной» буквы, письмо слова по образцу, составление словосочетаний и предложений, запись слов-родственников 80 Употребление предлогов в предложении 2 Правильное употребление предлогов в предложениях. Написание предлогов отдельно от других слов. Ознакомление со словарным словом «машина», обозначение ударения, звуко-буквенный анализ, выделение «трудной» буквы, письмо слова по образцу, составление словосочетаний и предложений 81 Употребление предлогов в предложении 3 Правильное употребление предлогов в предложениях. Написание предлогов отдельно от других слов. Письмо по памяти (чтение слов по слогам и целыми словами, заучивание и запись в тетрадь) Находят в предложении «маленькое слово» - предлог. Пишут предлоги отдельно от других слов с помощью учителя. Изучают, записывают словарное слово, обозначают ударение, выделяют трудную букву с помощью учителя. Составляют и записывают словосочетания со словарным словом и называют слова-родственники с помощью учителя Находят в предложении «маленькое слово» - предлог. Пишут предлоги отдельно от других слов с помощью учителя. Изучают, записывают словарное слово, обозначают ударение, выделяют трудную букву с помощью учителя. Составляют и записывают словосочетания со словарным словом с помощью учителя Находят в предложении «маленькое слово» - предлог. Пишут предлоги отдельно от других слов с помощью учителя. Записывают по памяти слова (читают по слогам, учат, записывают в тетрадь) Находят в предложении «маленькое слово» - предлог. Пишут предлоги отдельно от других слов. Изучают, записывают словарное слово, обозначают ударение, выделяют трудную букву, производят звуко-буквенный анализ, записывают предложение и слова-родственники со словарным словом Находят в предложении «маленькое слово» - предлог. Учитывают наличие предлога при подсчёте слов в предложении и его схеме. Пишут предлоги отдельно от других слов. Изучают, записывают словарное слово, обозначают ударение, выделяют трудную букву, производят звуко-буквенный анализ, записывают предложение со словарным словом Находят в предложении «маленькое слово» - предлог. Учитывают наличие предлога при подсчёте слов в предложении и его схеме. Пишут предлоги отдельно от других слов. Записывают по памяти предложения (читают целыми словами, учат предложение, записывают в тетрадь) 35 Слова с непроверяемыми гласными – 7 часа 82 Выделение «трудной» гласной в словах 2 83 Выделение «трудной» гласной в словах 2 84 Написание гласных в словах-родственниках 3 Написание слов из словаря, нахождение «трудной» гласной в словах. Запись предложений с соблюдением правила написания. Нахождение слов из словаря в предложении Пишут слова из словаря, находят в них «трудную» гласную с помощью учителя. Записывают предложения с соблюдением правил написания после предварительного разбора. Находят слова из словаря в предложении, списывают в тетрадь Пишут слова из словаря, находят в них «трудную» гласную. Записывают предложения с объяснением правил написания. Находят слова из словаря в предложении, записывают в тетрадь Различение слов-родственников. Выделение «трудной» гласной в словах. Написание слов с непроверяемыми гласными Различают слова-родственники с помощью учителя. Выделяют «трудную» гласную в словах-родственниках Различают слова-родственники. Выделяют «трудную» гласную в словах-родственниках Предложение – 16 часов 85 Выделение предложения из текста 2 Выделение предложения из текста по опорным картинкам, по вопросам. Списывание предложений из текста Подбирают предложения к картинкам, записывают в тетрадь с помощью учителя. Списывают 1 предложение из текста Подбирают предложения к картинкам, записывают в тетрадь. Выделяют заданное предложение из текста (предложение о ком-то или о чём-то). Списывают 2-3 предложения из текста 86 Правила записи предложения Правила записи предложения 1 Ознакомление с правилами записи предложения. Применение этих правил при чтении и записи предложений Записывают предложения, применяя правила их написания с помощью учителя. Составляют предложения по картинкам и наводящим вопросам и записывают их после предварительного разбора Записывают предложения, объясняя и применяя правила их написания. Составляют предложения по картинкам и наводящим вопросам и записывают их 87 1 36 88 Предложение и его схема 89 Предложение и его схема 90 Различение набора слов и предложения 1 91 Порядок слов в предложении 1 1 Сравнение предложения и его схемы: количество слов, запись и обозначение первого слова, знак в конце предложения. Подбор предложений к схеме, запись предложений в соответствии со схемой Составление схемы предложения и подбор предложения к схеме. Составление, запись предложений по схеме с использованием предметной или сюжетной картинки Сравнивают предложение и его Сравнивают предложение и его схему. схему с опорой на памятку. Подбирают предложение к схеме, Подбирают предложение к схеме с записывают его в тетрадь помощью учителя, записывают его в тетрадь Называние отдельных предметов, изображённых на картинке. Составление предложения по картинке. Сравнение отдельных слов и предложения. Знакомство с правилом отличия предложения от набора слов. Составление предложения из отдельных слов Восстановление порядка слов в предложении. Запись предложений с использованием правил написания предложений. Ознакомление со словарным словом «молоко», обозначение ударения, звуко-буквенный анализ, выделение «трудной» буквы, письмо слова по образцу, составление словосочетаний и предложений Различают набор слов и предложение. Составляют и записывают предложение из отдельных слов Чертят схему предложения с помощью учителя. Составляют, записывают предложение по схеме с использованием предметной или сюжетной картинки с помощью учителя Различают набор слов и предложение. Составляют и записывают предложение из отдельных слов с помощью учителя Чертят схему предложения. Составляют, записывают предложение по схеме с использованием предметной или сюжетной картинки Восстанавливают порядок слов в предложении с помощью учителя. Записывают предложения, применяя правила их написания с помощью учителя. Изучают, записывают словарное слово, обозначают ударение, выделяют трудную букву с помощью учителя. Составляют и записывают словосочетания со словарным Восстанавливают порядок слов в предложении. Записывают предложения, применяя правила их написания. Изучают, записывают словарное слово, обозначают ударение, выделяют трудную букву, производят звуко-буквенный анализ, записывают предложение со словарным словом 37 92 Завершение начатого предложения 2 Завершение начатого предложения по картинкам с использованием разных слов. Составление предложения, аналогичного данному предложению. Запись словарных слов (картинный словарный диктант) 93 Составление предложений по предметной картинке 1 Составление и запись предложений из 2–3 слов по предметной картинке. Завершение начатого предложения по предметной картинке 94 Составление предложений по сюжетной картинке 1 Составление предложений из 2–3 слов по сюжетной картинке. Завершение начатого предложения по сюжетной картинке 95 Предложениявопросы и предложения-ответы 2 Различение предложений-вопросов и предложений-ответов. Знакомство с вопросительным знаком. Запись вопросительных предложений, с соблюдением правил записи предложений Итоговая контрольная 2 Запись текста под диктовку/ 96 словом с помощью учителя Завершают начатое предложение по картинкам с помощью вопросов. Составляют предложение, аналогичное данному с помощью учителя. Записывают словарные слова с помощью картинок и опорных схем Составляют и записывают предложение из 2слов по предметной картинке. Завершают начатое предложение по предметной картинке после предварительного разбора Составляют и записывают предложение из 2 слов по сюжетной картинке. Завершают начатое предложение по предметной картинке после предварительного разбора Различают на слух разные по интонации предложения (предложения-вопросы и предложения-ответы). Повторяют за учителем предложение с правильной интонацией (вопросительной или повествовательной). Записывают вопросительные предложения, с соблюдением правил записи предложений после предварительного разбора Выполняют списывание Завершают начатое предложение по картинкам. Составляют предложение, аналогичное данному. Записывают словарные слова с помощью картинок Составляют и записывают предложение из 2–3слов по предметной картинке. Завершают начатое предложение по предметной картинке Составляют и записывают предложение из 2–3 слов по сюжетной картинке. Завершают начатое предложение по сюжетной картинке Различают на слух разные по интонации предложения (предложения-вопросы и предложения-ответы). Произносят предложения с правильной интонацией (вопросительной или повествовательной). Записывают вопросительные предложения, с объяснением и соблюдением правил записи предложений Выполняют запись текста под 38 работа. Диктант. Списывание текста списывание предложений с печатного текста. Правильное оформление предложения (большая буква, точка). Деление слов на слоги, постановка ударения предложений с печатного текста. Правильно оформляют предложения. Делят слова на слоги, ставят ударения с помощью учителя диктовку. Правильно оформляют предложения. Делят слова на слоги, ставят ударения Повторение – 16 часов 97 Звонкие и глухие согласные 3 98 Твердые и мягкие согласные 2 99 Мягкий знак на конце слова 2 Письмо слов с мягким знаком на конце слова. Понимание значения буквы Ь на конце слова. Списывание предложения, текста Различают на слух твёрдые и мягкие согласные. Пишут слова с мягким знаком на конце слова. Списывают предложение 3 Называние и постановка вопросов «Кто?» или «Что?» к словам, Называют предметы, изображенные на картинках. 100 Названия предметов Различение, называние парных звонких и глухих согласных. Запись слогов и слов с выделением звонких и глухих согласных. Запись словарных слов (картинный словарный диктант) Называют звонкие и глухие согласные, записывают их парами с опорой на наглядность. Записывают слоги, слова, выделяя звонкие и глухие согласные с помощью учителя. Записывают словарные слова с помощью картинок и опорных схем Различение, называние твердых и Различают на слух твёрдые и мягких согласных, умение их мягкие согласные. отличать. Записывают слоги, слова, Написание слогов и слов с выделением выделяя твердые и мягкие твердых и мягких согласных. согласные с помощью учителя. Письмо по памяти слов, предложений Пишут по памяти слова Называют звонкие и глухие согласные, записывают их парами. Записывают слоги, слова, выделяя звонкие и глухие согласные. Записывают словарные слова с помощью картинок Различают на слух и называют твёрдые и мягкие согласные. Правильно обозначают их соответствующими гласными буквами. Записывают слоги, слова, выделяя твердые и мягкие согласные. Пишут по памяти предложение Различают на слух и чётко произносят твёрдые и мягкие согласные на конце слов. Пишут слова с мягким знаком на конце слова. Списывают текст из 3-4 предложений Ставят вопрос к слову (предмету). Различают названия предметов по 39 101 Названия действий 3 102 Предложение 3 обозначающим названия предметов. Подбор обобщающих слов к группе однородных предметов. Контрольное списывание предложения, текста Называние и постановка вопросов «Что делает?» или «Что делают?» к словам, обозначающим действия предметов. Постановка вопроса по картинке к названиям действий. Запись словарных слов (картинный словарный диктант) Составление предложений по картинке. Завершение начатого предложения. Различение предложений-вопросов и предложений-ответов. Применение правил записи предложения Ставят вопрос к слову (предмету). Списывают предложение вопросам «Кто?», «Что?» Списывают текст из 3-4 предложений Различают слова, обозначающие названия действий по вопросам. Ставят вопрос по картинке к названиям действий с помощью учителя. Записывают словарные слова с опорой на картинку Составляют, завершают предложения по картинке. Различают предложения по интонации. Записывают предложения, используя правила написания предложения с помощью учителя Различают слова, обозначающие названия действий по вопросам. Ставят вопрос по картинке к названиям действий. Записывают словарные слова самостоятельно Составляют, завершают предложения по картинке, по схеме. Рисуют схему предложения. Различают предложения по интонации. Записывают предложения, используя правила написания предложения 40