Приложение № 3 к Адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 вариант 2 МБОУ «Махнёвская СОШ», утвержденной приказом МБОУ «Махнёвская СОШ» от 31.08.2023 гола № 123/1 Рабочая программа начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 «Мир природы и человека» (для 3 класса) ОГЛАВЛЕНИЕ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.................................................................. 3 II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ....................................................................... 5 III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ............................................................... 7 IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .................................................... 12 2 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR). ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Учебный предмет «Мир природы и человека»» относится к предметной области «Естествознание» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» в 3 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 34 часа в год (1 час в неделю). Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Мир природы и человека». Цель обучения – углубление знаний и представлений о живой и неживой природе; расширение понимания взаимосвязей, существующих между миром природы и человека, изучение связей между объектами природы. Задачи обучения: углубление представлений обучающихся о взаимосвязи живой и неживой природы; формирование понимания взаимосвязи человека и природы; развитие навыков устной коммуникации; 3 закрепление представлений об объектах живой и неживой природы; формирование элементов образного и аналитического мышления; формирование положительных нравственных качеств и свойств личности. Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» в 3 классе определяет следующие задачи: закрепление представлений о Солнце как источнике света и тепла на Земле, о влиянии Солнца на смену времен года, о его значении в жизни живой природы; изучение доступных обучающимся сведений о воздухе, формирование представлений о роли и участии воздуха (кислорода) в жизни растений, животных и человека; формирование понимания взаимосвязи человека и природы; воспитание интереса к природе, бережного к ней отношения. 4 II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Обучение предмету «Мир природы и человека» носит практический характер и тесно связано с другими учебными предметами. При подборе учебного материала используется дифференцированный подход к учебным возможностям обучающихся, способствующий наилучшей социальной адаптации их в обществе. Содержание учебного предмета «Мир природы и человека» в 3 классе предусматривает расширенное знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинноследственные связи между природными явлениями и жизнью человека. Необходимо максимально активизировать деятельность обучающихся на уроке, побуждать их к поиску ответов на вопросы, рассуждать, высказывать свое мнение, доказывать свою точку зрения, используя свой жизненный опыт. Усвоению содержания учебного предмета в 3 классе способствует использование методов наблюдения, разнообразных упражнений, практических работ, игр, экскурсий. Практические наблюдения необходимо дополнить наблюдениями во время экскурсий. Данные методы в комплексном и системном применении необходимы для углубления и накопления опыта взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями живой и неживой природы. Содержание разделов № п/п Название раздела Количество Контрольные часов работы 1. Неживая природа 8 2. Времена года. Осень 6 3. Живая природа. Растения 14 1 4. Времена года. Зима 6 1 5. Живая природа. Животные 14 1 5 6. Времена года. Весна 6 7. Живая природа. Человек 10 8. Времена года. Лето 4 Итого: 68 1 4 6 III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные: развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей, сопереживания к животным; воспитание эстетических потребностей видеть красоту природы, ценностей и чувства любви к природе; овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни и при взаимодействии с живой и неживой природой. Предметные: Минимальный уровень: узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях; правильно и точно называть изучаемые объекты и явления живой и неживой природы; называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе; иметь представление об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе; знать основные требования к режиму дня обучающегося и понимать необходимость его выполнения; знать основные правила личной гигиены и выполнять их в повседневной жизни; ухаживать за комнатными растениями, кормить зимующих птиц; составлять описательный или повествовательный рассказ из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану. 7 Достаточный уровень: узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях; иметь представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире; относить изученные объекты к определенным группам с учетом оснований для классификации; давать краткую характеристику своего отношения к изученным объектам; правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки; знать правила гигиены частей тела; знать отличительные существенные признаки групп объектов; знать о некоторых правилах безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей; отвечать на вопросы и ставить вопросы по содержанию изученного, проявлять желание рассказать о предмете изучения; уметь соблюдать элементарные санитарно-гигиенические нормы; выполнять доступные природоохранительные действия; проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативного общения с детьми; адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира; использовать сформированные умения при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач. Система оценки достижений Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах: 8 0 баллов - нет фиксируемой динамики; 1 балл - минимальная динамика; 2 балла - удовлетворительная динамика; 3 балла - значительная динамика. Оценка достижений обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов основана на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объёму и элементарные по содержанию знания и умения выполняют коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определённую роль в становлении личности обучающегося и овладении им социальным опытом. В 3 классе осуществляется текущий, тематический и итоговый (промежуточный) контроль знаний, умений и навыков обучающихся с фиксированием отметки в журнале. Текущий контроль Цель проведения: проверка уровня усвоения изучаемого материала, обнаружение пробелов в знаниях отдельных обучающихся, принятие мер к устранению этих пробелов, предупреждение неуспеваемости. Текущая проверка по предмету «Мир природы и человека» проводится в следующих формах: устный опрос; творческие и практические работы; самостоятельные работы. Тематический контроль осуществляется в соответствии с календарно – тематическим планированием в конце изучения темы и раздела в форме творческой работы или теста. Итоговый контроль проводится в конце года в рамках промежуточной аттестации в форме теста. При оценке предметных результатов необходимо принимать во вни- 9 мание индивидуальные особенности интеллектуального развития обучающихся, состояние их эмоционально-волевой сферы. Предметные результаты выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения: чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «отличные». В оценочной деятельности результаты, продемонстрированные обучающимся в ходе выполнения творческих, самостоятельных, практических работ и тестах, соотносятся с оценками: «отлично», если обучающиеся верно выполняют свыше 65% заданий; «хорошо» - от 51% до 65% заданий; «удовлетворительно» (зачёт) - от 35% до 50% заданий. Устный опрос является одним из методов учёта достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) при освоении образовательной программы. При оценивании устных ответов по учебному предмету «Мир природы и человека» принимается во внимание: правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; полнота ответа; умение практически применять свои знания; последовательность изложения и речевое оформление ответа. Критерии для оценивания устных ответов: Оценка «5» - ставится обучающемуся, если он дает правильный, логически законченный ответ с опорой на непосредственные наблюдения в природе и окружающем мире, раскрывает возможные взаимосвязи, умеет применять свои знания на практике. 10 Оценка «4» - ставится, если ответ обучающегося в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но он допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, неполно раскрывает взаимосвязи или испытывает трудности в применении знаний на практике. Оценка «3» - ставится, если обучающийся излагает материал с помощью наводящих вопросов учителя, частично использует в ответах наблюдения в природе и окружающем мире, ограничивается фрагментарным изложением фактического материала и не может применять самостоятельно знания на практике. Оценка «2» - не ставится. 11 № Тема предмета Кол-во часов IV. 1 Солнце Режим дня 2 2 Календарь 2 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Программное содержание Дифференциация видов деятельности обучающихся Минимальный уровень Неживая природа – 8 часа Просмотр видео Просматривают видео Рассматривание схемы Рассматривают схемы Наблюдение за высотой солн- Наблюдают за высотой солнца ца над горизонтом в разное над горизонтом в разное время время года: направление солгода: направление солнечных лунечных лучей, количество чей, количество тепла и света в тепла и света естественных условиях Ответы на вопросы Отвечают на вопросы с опорой Составление режима дня Про- на картинки слушивание текста Составляют режим дня по карОзнакомление с правилами тинке с помощью учителя хорошего Прослушивают текст сна Обсуждают правила хорошего Дидактическая игра «Что сна нужно для сна» Играют в игру «Что нужно для сна» Чтение текста Читают часть текста Знакомство с календарём Знакомятся с календарем по карПеречисление месяцев тинке Называние времен года, меся- Перечисляют месяцы с помощью цев, дней недели календаря и учителя Ответы на вопросы Называют времена года, месяцы Отгадывание загадок по календарю с помощью учителя Отвечают на вопросы с опорой на картинки Достаточный уровень Просматривают видео Рассматривают схемы Наблюдают за высотой солнца над горизонтом в разное время года: направление солнечных лучей, количество тепла и света в естественных условиях Отвечают на вопросы Составляют режим дня по картинке Прослушивают текст Обсуждают и выбирают правила хорошего сна Играют в игру «Что нужно для сна» Читают текст Знакомятся с календарем по картинке Перечисляют месяцы с помощью календаря Называют времена года, месяцы, дни недели по календарю Отвечают на вопросы Отгадывают загадки 12 3 Воздух Термометр 2 Просмотр видео о воздухе Чтение текста, ответы на вопросы Рассматривание рисунка Проведение практической работы Отгадывание загадки Словарная работа – термометр Чтение текста, ответы на вопросы Рассматривание показаний термометра, дифференциация показаний Просматривают видео о воздухе Читают часть текста Отвечают на вопросы с опорой на картинки Рассматривают рисунки Выполняют практическую работу с помощью учителя Отгадывают загадки с опорой на картинки Составляют словосочетание со словарным словом - термометр Читают часть текста Отвечают на вопросы с опорой на картинке Рассматривают показания термометра 4 Ветер Поведение человека во время урагана 2 Чтение текста, ответы на вопросы Проведение практической работы Рассматривание иллюстраций Словарная работа: север, юг, восток, запад; флюгер, компас. Выработка правил поведения человека во время урагана Называние сторон горизонта: север, юг, запад, восток Читают часть текста Отвечают на вопросы с опорой на картинке Проводят практическую работу с помощью учителя Рассматривают иллюстрации Составляют словосочетание со словарными словами: север, юг, восток, запад; флюгер, компас по картинкам Прослушивают правила поведения человека во время урагана Просматривают видео о воздухе Читают текст Отвечают на вопросы Рассматривают рисунки Выполняют практическую работу под руководством учителя Отгадывают загадки Составляют словосочетание и предложение со словарным словом - термометр Читают текст Отвечают на вопросы о термометре Рассматривают показания термометра Рассказывают о показаниях термометра Читают текст Отвечают на вопросы Проводят практическую работу Рассматривают иллюстрации Составляют словосочетания и предложения со словарными словами: север, юг, восток, запад; флюгер, компас Называют правила поведе- 13 Называют стороны горизонта: север, юг, запад, восток по картинке с помощью учителя 5 Осень Календарь 2 6 Растения и животные осенью 2 Времена года. Осень – 6 часа Рассматривание схем Рассматривают схемы Составление рассказа о приСоставляют краткий рассказ о знаках осени признаках осени с помощью учиРабота с календарем по задателя ниям Работают с календарем по задаНазывание осенних месяцев ниям с помощью учителя Определение по картинке при- Называют осенние месяцы по знаков осени картинке Ответы на вопросы Показывают по картинке 2-3 Чтение текста признака осени Заполнение календаря погоды Отвечают на вопросы с опорой по образцу на картинке Читают часть текста Заполняют календарь погоды по образцу с помощью учителя Рассматривание рисунков Описание объектов природы по рисункам Чтение текста Ответы на вопросы Рассказ о животных и птицах осенью Заучивание стихотворения Участие в беседе, дополнение высказывания товарищей Рассматривают рисунки Описывают объекты природы по рисункам Читают часть текста Отвечают на вопросы с опорой на картинке Рассказывают о животных и птицах осенью по картинке Читают стихотворение Участвуют в беседе, дополняют ния человека во время урагана Называют стороны горизонта: север, юг, запад, восток по картинке Рассматривают схемы Составляют рассказ о признаках осени Работают с календарем по заданиям Называют осенние месяцы Называют 3-4 признака осени Отвечают на вопросы Читают текст Заполняют календарь погоды по образцу Рассматривают рисунки Описывают объекты природы по представлениям Читают текст Отвечают на вопросы Рассказывают о животных и птицах осенью Заучивают стихотворение Участвуют в беседе Высказывают свое мнение 14 7 Занятия людей осенью 2 8 Сравнение растений 2 Знакомство с названиями зимующих и перелетных птиц: клест, снегирь, соловей с опорой на ранее полученные знания Чтение текста Рассматривание рисунков Проговаривание названий овощей по картинкам Показ на рисунке Ответы на вопросы Участие в беседе, дополнение высказывания товарищей высказывания товарищей Знакомятся с названиями зимующих и перелетных птиц: клест, снегирь, соловей с опорой на ранее полученные знания Читают часть текста Рассматривают рисунки Проговаривают 3-4 названия овощей по картинкам Показывают на рисунке Отвечают на вопросы с опорой по картинке Участвуют в беседе Дополняют высказывания товарищей Живая природа. Растения – 14 часов Просмотр видео Просматривают видео Рассматривание рисунка Рассматривают рисунок Показ видов растений Показывают 2-3 вида натуральСравнение и распознавание ных растений растений по их признакам: де- Сравнивают 2-3 растения по их ревья, кустарники, травы признакам: деревья, кустарники, Рисование растений в рабочей травы в натуральном виде тетради Срисовывают растения в рабоОтветы на вопросы о шипах чую тетрадь на растении Отвечают на вопросы с опорой на картинки о шипах на растении Знакомятся с названиями зимующих и перелетных птиц: клест, снегирь соловей с опорой на ранее полученные знания Читают текст Рассматривают рисунки Называют 4-5 названий овощей Показывают на рисунке Отвечают на вопросы самостоятельно Участвуют в беседе Высказывают свое мнение Просматривают видео Рассматривают рисунок Показывают и называют 3-4 вида растений в натуральном виде Сравнивают и распознают растения по их признакам: деревья, кустарники, травы в натуральном виде и по картинкам Срисовывают растения в рабочую тетрадь Отвечают на вопросы о шипах на растении 15 9 Части растений: корни, стебли 2 10 Части растений: листья, цветы 2 11 Растения сада 2 Рассматривание рисунка Нахождение и показ частей растений на натуральных растениях, на картинке, муляже Ответы на вопросы Участие в беседе, дополнение высказывания товарищей Чтение стихотворения Рассматривают рисунки Находят и показывают части растений на натуральных растениях, муляже Отвечают на вопросы с опорой на картинки Участвуют в беседе Дополняют высказывания товарищей Читают часть стихотворения Рассматривание рисунка Рассматривают рисунки Нахождение и показ частей Находят и показывают части расрастений на натуральных рас- тений на натуральных растениях, тениях, на картинке, муляже муляже Ответы на вопросы Отвечают на вопросы с опорой Участие в беседе, дополнение на картинки высказывания товарищей Участвуют в беседе Составление рассказа о цветах Дополняют высказывания товарищей Составляют краткий рассказ о цветах по картинке и с помощью наводящих вопросов Чтение текста Читают часть текста Рассматривание рисунка Рассматривают рисунок Показ и описание фруктов по Показывают 3-4 фрукта по каркартинке тинке Рассматривание схемы Рассматривают схемы Называние фруктовых деревь- Называют фруктовые деревья (3ев; ягодных кустарников 4 названия); ягодные Нахождение отличий растений кустарники (3-4 названия) на сада от лесных растений картинке Находят 1-2 отличия растений Рассматривают рисунки Находят, показывают и называют части растений на картинке, муляже Отвечают на вопросы самостоятельно Участвуют в беседе Высказывают свое мнение Читают стихотворение Рассматривают рисунки. Находят и показывают части растений на картинке, муляже Отвечают на вопросы самостоятельно Участвуют в беседе Высказывают свое мнение Составляют рассказ о цветах самостоятельно Читают текст Рассматривают рисунок Показывают 4-5 фруктов Рассматривают схемы Называют фруктовые деревья (3-4 названия); ягодные кустарники (3-4 названия) Находят 2-3 отличия растений сада от лесных растений на картинке 16 сада от лесных растений по картинке с помощью учителя Читают часть текста Отвечают на вопросы с опорой на картинки Находят и называют 2-3 растения леса: хвойные и лиственные деревья, кустарники по картинке Срисовывают деревья Отгадывают загадки по картинкам 12 Лес Растения леса 2 Чтение текста Ответы на вопросы Называние растений леса: хвойными и лиственными деревьями, кустарниками Нахождение растений леса на картинках Рисование дерева Отгадывание загадок 13 Плоды и семена Лесные ягоды 2 Рассматривание рисунка Чтение текста Сравнение растений по картинкам Словарная работа: лиственные, хвойные Составление рассказа по картинкам Рассматривают рисунок Читают часть текста Отвечают на вопросы с опорой на картинки Сравнивают растения по картинкам Составляют словосочетания со словарными словами: лиственные, хвойные Составляют краткий рассказ по картинкам с помощью учителя 14 Грибы 2 Просмотр видео о грибах Рассматривание рисунка Ответы на вопросы Показ знакомых грибов Рисование грибов Ознакомление с правилами сбора грибов Ознакомление с правилами Просматривают видео о грибах Рассматривают рисунок Отвечают на вопросы с опорой на картинки Показывают 2-3 знакомых гриба на картинке Срисовывают грибы Слушают правила сбора грибов Читают текст Отвечают на вопросы по тексту Находят и называют 3-4 растения леса: хвойные и лиственные деревья, кустарники по картинкам Рисуют деревья в тетради Отгадывают загадки на слух Рассматривают рисунок Читают текст Отвечают на вопросы Сравнивают растения в натуральном виде с опорой на картинки Составляют словосочетания и предложения со словарными словами: лиственные, хвойные деревья Составляют рассказ по картинкам самостоятельно Просматривают видео о грибах Рассматривают рисунок Отвечают на вопросы самостоятельно Показывают и называют 34 знакомых гриба на картинке 17 поведения в лесу 15 Зима Признаки зимы 2 16 Растения и животные зимой 2 Знакомятся с правилами поведения в лесу Времена года. Зима – 6 часа Рассматривание рисунков и Рассматривают рисунки и схемы схем Называют 2-3 признака зимы и Называние признаков зимы и зимние месяцы в естественных зимних месяцев условиях Определение признаков зимы Составляют краткий рассказ о по схемам, иллюстрациям зиме по картинке Составление рассказа о зиме Составляют словосочетания со по плану словарными словами: снегопад, Словарная работа: снегопад, метель, вьюга с опорой по карметель, вьюга тинке Чтение текста Читают часть текста Выполнение заданий по каВыполняют задания по календалендарю рю с помощью учителя Просмотр видео Просматривают видео Чтение текста Читают часть текста Сравнение и описание растеСравнивают 2-3 растения по карний по картинкам тинкам с помощью учителя Составление рассказа о жиз- Составляют краткий рассказ о ни животных и птиц зимой по жизни животных и птиц зимой плану по картинке Называние зимующих птиц Называют 2-3 зимующие птицы Изготовление поделок из при- по картинке родного материала Изготавливают поделки из приЧтение стихотворения родного материала с помощью учителя Рисуют грибы по представлению Составляют правила сбора грибов Знакомятся с правилами поведения в лесу Рассматривают рисунки и схемы Называют 3-4 признака зимы и зимние месяцы по картинке Составляют рассказ о зиме Составляют предложения со словарными словами: снегопад, метель, вьюга Читают текст Выполняют задания по календарю Просматривают видео Читают текст Сравнивают и описывают 3-4 по картинкам Составляют рассказ о жизни животных и птиц зимой Называют 3-4 зимующие птицы по картинке Изготавливают поделки из природного материала Читают стихотворение 18 17 Занятия людей зимой 2 18 Дикие животные 2 Читают часть стихотворения Составляют краткий рассказ о сезонных работах людей зимой в городе и на селе по картинке с помощью учителя Рассматривают иллюстрации Отвечают на вопросы с опорой на картинки Находят и показывают на картинках примеры правильного поведения в различных ситуациях Составляют краткий рассказ о правилах поведения зимой по картинкам Живая природа. Животные – 14 часов Называние диких животных Рассматривают иллюстрации Нахождение диких животНаходят и называют диких жиных на иллюстрациях: кабан, вотных на иллюстрациях: кабан, лось, заяц лось, заяц с помощью учителя Составление рассказа о диСоставляют краткий рассказ о ких животных по плану диких животных по картинке. Запись названий животных в Списывают тетрадь название 1-2 животных в тетЧтение текста радь Заучивание стихотворения Читают часть текста Отгадывание загадки Читают часть стихотворения Называние детенышей диких Называют 2-3 детеныша диких животных животных по картинке Составление рассказа о сезонных работах людей зимой в городе и на селе Рассматривание иллюстративного материала Нахождение и показ правильного поведения в различных ситуациях Составление рассказа о правилах поведения зимой Составляют рассказ о сезонных работах людей зимой в городе и на селе по картинке Рассматривают иллюстрации Отвечают на вопросы Находят и показывают примеры правильного поведения в различных ситуациях Составляют рассказ о правилах поведения зимой в различных ситуациях Рассматривают иллюстрации Находят и называют 3-4 диких животных на картинках: кабан, лось, заяц, медведь Составляют рассказ о диких животных Записывают 2-3 названия животного в тетрадь Читают текст Заучивают стихотворение Называют 3-4 детеныша диких животных 19 19 Домашние животные 2 Просмотр видео Чтение текста Рассматривание картинок Описание домашних животных: свинья, корова, кролик Ответы на вопросы Составление рассказа по плану: внешний вид, питание, детеныши 20 Сравнение животных 2 Рассматривание картинок Сравнение диких и домашних животных Показ сходства и различия: кабан – свинья, заяц – кролик Нахождение отличия домашних и диких животных Составление рассказа 21 Правила ухода за домашними животными 2 Рассматривание рисунков Проговаривание правил ухода за домашними животными Составление рассказа Отгадывание загадок Просматривают видео Читают часть текста Рассматривают картинки Описывают 2-3 домашних животных: свинья, корова, кролик по картинке Отвечают на вопросы с опорой на картинки Составляют краткий рассказ по картинке об животном: внешний вид, питание, детеныши по картинке и с помощью наводящих вопросов Рассматривают картинки Сравнивают диких и домашних животных по картинкам Показывают 1-2 сходства и различия: кабан – свинья, заяц – кролик по картинкам Находят 1-2 отличия домашних и диких животных по картинкам Составляют краткий рассказа с помощью учителя Рассматривают рисунки Проговаривают 1-2 правила ухода за домашними животными по картинкам Составляют краткий рассказ с помощью наводящих вопросов Отгадывают загадки по картин- Просматривают видео Читают текст Рассматривают картинки Описывают 3-4 домашних животных: свинья, корова, кролик, лошадь по картинке Отвечают на вопросы Составляют рассказ по картинке о животном: внешний вид, питание, детеныши по картинке Рассматривают картинки Сравнивают диких и домашних животных Показывают 2-3 сходства и различия: кабан – свинья, заяц – кролик по картинкам Находят и называют 2-3 отличия домашних и диких животных по картинкам Составляют рассказ с помощью наводящих вопросов Рассматривают рисунки Проговаривают 3-4 правила ухода за домашними животными Составляют рассказ Отгадывают загадки на слух 20 22 Птицы 2 Просмотр видео Чтение текста Рассматривание рисунка Ответы на вопросы Показ знакомых птиц Рассматривание схемы Участие в беседе, дополнение высказывания товарищей 23 Перелетные, зимующие птицы 2 Чтение текста Рассматривание рисунков Сравнение и различие зимующих и перелётных птиц Описание птиц по рисунку 24 Хищные, певчие птицы 2 Прослушивание вводного слова учителя Рассматривание рисунка Ответы на вопросы Составление рассказа Называние певчих и хищных птиц Рисование в тетради птицы кам Просматривают видео Читают часть текста Рассматривают рисунок Отвечают на вопросы с опорой на картинки Показывают 2-3 знакомые птицы на картинке Рассматривают схемы Участвуют в беседе Дополняют высказывания товарищей Читают часть текста Рассматривают рисунок Сравнивают 2-3 зимующие и перелётные птицы по картинке Описывают 1-2 птицы по рисунку Отвечают на вопросы с опорой на картинки Прослушивают вводное слово учителя Рассматривают рисунок Отвечают на вопросы с опорой на картинки Составляют краткий рассказ. Называют 2-3 певчие и хищные птицы по картинке Раскрашивают в тетради птиц Просматривают видео Читают текст Рассматривают рисунок Отвечают на вопросы самостоятельно Показывают 3-4 знакомые птицы на картинке Рассматривают схемы Участвуют в беседе Высказывают свое мнение Читают текст Рассматривают рисунок Сравнивают и различают 3-4 зимующие и перелётные птицы по картинке Описывают 2-3 птицы по рисунку Отвечают на вопросы самостоятельно Прослушивают вводное слово учителя Рассматривают рисунок Отвечают на вопросы Составляют рассказ Называют 3-4 певчие и хищные птицы по картинке Рисуют в тетради птиц 21 25 Весна Признаки весны 2 26 Растения и животные весной 2 Времена года. Весна - 6 часа Наблюдение за изменениями Наблюдают за изменениями попогоды весной годы весной в естественных Определение признаков весны условиях по схемам, иллюстрациям Определяют 2-3 признака весны Чтение текста по иллюстрациям Составление рассказа о весне Читают часть текста по иллюстрациям Составляют краткий рассказ о Называние и описание весенвесне по иллюстрациям них месяцев Называют весенние месяцы Отгадывание загадок Отгадывают загадки по картинке Работа с календарем по задаРаботают с календарем по заданиям ниям с помощью учителя Составление рассказа о жизни животных весной Отгадывание загадок Чтение стихотворения Рассматривание рисунка Ответы на вопросы Называние лекарственных растений Описание птиц по рисункам Отгадывание загадок Составляют краткий рассказ о жизни животных весной по картинке Отгадывают загадки по картинкам Читают часть стихотворения Рассматривают рисунки Отвечают на вопросы с опорой на картинки Называют 1-2 лекарственных растения с помощью учителя Описывают 1-2 птиц по рисункам Наблюдают за изменениями погоды весной в естественных условиях Определяют 3-4 признака весны по схемам, иллюстрациям Читают текст Составляют рассказ о весне по картинкам Называют и описывают весенние месяцы Отгадывают загадки самостоятельно Работают с календарем по заданиям Составляют рассказ о жизни животных весной Отгадывают загадки самостоятельно Читают стихотворение Рассматривают рисунки Отвечают на вопросы самостоятельно Называют 2-3 лекарственных растения Описывают 2-3 птицы по рисункам 22 27 Занятия людей весной 2 28 Человек Дыхание человека 2 Рассматривание рисунка Показ занятий детей по картинке Показ занятий людей весной Высаживание семян в грунт Составление рассказа по иллюстрациям о видах деятельности людей в весенний период Рассматривают рисунки Показывают занятия детей по картинке Называют занятия людей весной Высаживают семена в грунт с помощью учителя Составляют краткий рассказ по иллюстрациям о видах деятельности людей в весенний период Живая природа. Человек – 10 часов Прослушивание вводного сло- Прослушивают вводное слово ва учителя учителя Рассматривание рисунков Рассматривают рисунки Ответы на вопросы Отвечают на вопросы с опорой Рассматривание схемы на картинки Нахождение на рисунке оргаРассматривают схемы нов дыхания человека Находят на рисунке органы дыНаблюдение за дыханием чехания человека ловека Наблюдают за дыханием человеПроговаривание правил прока ветривания Проговаривают 1-2 правила проЧтение стихотворения ветривания Проговаривание правил проЧитают часть стихотворения филактики простудных забоПроговаривают 1-2 правила пролеваний филактики простудных заболеваний Рассматривают рисунки Называют занятия детей весной Называют занятия людей весной Высаживают семена в грунт под руководством учителя Составляют рассказ о видах деятельности людей в весенний период Прослушивают вводное слово учителя Рассматривают рисунки Отвечают на вопросы самостоятельно Рассматривают схемы Находят органы дыхания человека на рисунке Наблюдают за дыханием человека в естественных условиях Проговаривают 2-3 правила проветривания Читают стихотворение Проговаривают 2-3 правила профилактики простудных заболеваний 23 29 Профилактика простудных заболеваний 2 Рассматривание рисунка Просмотр видео Словарная работа Проговаривание правил профилактики простудных заболеваний Закрепление знаний о термометре, рассказ о назначение термометра и способах его применения Дифференциация времен года, соотнесение видов одежды со временем года Рассматривают рисунок Просматривают видео Работают с опорными словами Проговаривают 1-2 правила профилактики простудных заболеваний с помощью учителя Работают с термометром с помощью учителя Повторяют информацию о назначение термометра Различают времена года по картинкам Соотносят виды одежды со временем года с помощью учителя 30 Сердце Кровь Пульс 2 Прослушивание вводного слова учителя Чтение текста Рассматривание рисунка Ответы на вопросы Нахождение и измерение своего пульса 31 Окружающая среда и здоровье человека 2 Просмотр видео о загрязнении окружающей среды Объяснение связи окружающей среды и здоровья человека Чтение текста, ответы на вопросы Рассматривание картинок Со- Прослушивают вводное слово учителя Читают часть текста Рассматривают рисунок Отвечают на вопросы с опорой на картинки Находят свой пульс с помощью учителя Просматривают видео о загрязнении окружающей среды Прослеживают связь окружающей среды и здоровья человека с помощью учителя Читают часть текста Рассматривают рисунок Отвечают на вопросы с опорой Рассматривают рисунок Просматривают видео Работают с опорными словами Проговаривают 2-3 правила профилактики простудных заболеваний Работают с термометром под руководством учителя Рассказывают о назначение термометра и способах его применения. Различают времена года по картинкам Соотносят виды одежды со временем года Прослушивают вводное слово учителя Читают текст Рассматривают рисунок Отвечают на вопросы Находят и измеряют свой пульс Просматривают видео о загрязнении окружающей среды Объясняют связь окружающей среды и здоровья человека Читают текст Рассматривают рисунок 24 32 Питание человека 2 33 Изменения в природе летом Экскурсия 2 34 Занятия людей лето Безопасные 2 ставление рассказа по иллюстрациям, сравнение иллюстраций Знакомство с принципами правильного питания Составление рассказа о пользе фруктов и овощей Употребление в пищу овощей, фруктов, молочных продуктов, мяса Приготовление и хранение пищи Профилактика пищевых отравлений на картинки Составляют краткий рассказ по иллюстрациям Знакомятся с принципами правильного питания по картинке Составляют краткий рассказ о пользе фруктов и овощей по картинкам Прослушивают правила приготовления и хранения пищи Читают часть текста о профилактике пищевых отравлений Времена года. Лето – 4 часа Называние летних месяцев и Называют летние месяцы и 2-3 признаков лета признака лета с помощью учитеОпределение признаков лета ля по схемам, иллюстрациям Определяют 2 -3 признака лета Составление рассказа о лете по схемам, иллюстрациям. Сопо иллюстрациям и опорным ставляют краткий рассказ о лете словам по иллюстрациям и опорным Работа над смыслом поговор- словам ки Работают над смыслом поговорЧтение стихотворения ки с помощью наводящих вопросов Читают часть стихотворения Отвечают на вопросы с опорой на картинки Знакомство с занятиями люЗнакомятся с занятиями людей дей летом летом Отвечают на вопросы Составляют рассказ Знакомятся с принципами правильного питания в натуральном виде в естественных условиях Составляют рассказ о пользе фруктов и овощей Прослушивают правила приготовления и хранения пищи Читают текст о профилактике пищевых отравлений Отвечают на вопросы Называют летние месяцы и 3-4 признака лета Определяют 3-4 признака лета по схемам Составляют рассказ о лете по иллюстрациям Работают над смыслом поговорки Читают стихотворение Отвечают на вопросы Знакомятся с занятиями людей летом 25 летние каникулы Составление рассказа по иллюстрациям о видах деятельности людей в летний период Повторение правил безопасности на каникулах Составление рассказа по иллюстрациям о занятиях детей летом Составляют краткий рассказ по иллюстрациям о видах деятельности людей в летний период с помощью учителя Отвечают на вопросы с опорой на картинки Повторяют 1-2 правила безопасности на каникулах Составляют краткий рассказ по иллюстрациям о занятиях детей летом Составляют рассказ по иллюстрациям о видах деятельности людей в летний период Отвечают на вопросы самостоятельно Повторяют 2-3 правила безопасности на каникулах Составляют рассказ по иллюстрациям о занятиях детей летом 26