Приложение № 9 к Адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 вариант 2 МБОУ «Махнёвская СОШ», утвержденной приказом МБОУ «Махнёвская СОШ» от 31.08.2023 гола № 123/1 Рабочая программа начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 «Музыка» (для 4 класса) ОГЛАВЛЕНИЕ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3 II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЕ 6 III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 7 IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 12 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА I. Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФАООП УО (вариант 1)), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR). ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Учебный предмет «Музыка» относится к предметной области «Искусство» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Музыка» в 4 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 34 часа в год (1 час в неделю). ФАООП УО (вариант 1) определяет цель и задачи учебного предмета «Музыка». Цель обучения - приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части духовной культуры. Задачи обучения: − накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение доступного опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями, слушательскими и доступными исполнительскими умениями); − приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от музыкального искусства, формирование стремления и привычки к слушанию музыки, посещению концертов, самостоятельной музыкальной деятельности; 3 − развитие способности получать удовольствие от музыкальных произведений, выделение собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта самостоятельной музыкально деятельности; − формирование простейших эстетических ориентиров и их использование в организации обыденной жизни и праздника; − развитие восприятия, в том числе восприятия музыки, мыслительных процессов, певческого голоса, творческих способностей обучающихся. Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» в 4 классе определяет следующие задачи: − воспитание интереса к музыкальному искусству через слушание музыкальных произведений классической и современной народной, композиторской, музыки о природе, детстве, детской, труде, профессиях, школьной жизни, общественных явлениях; разных жанров: праздничная, маршевая, колыбельная песня; − развитие умения спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях; развитие элементарных представлений о многообразии внутреннего содержания прослушиваемых произведений; − закрепление навыков определения характера музыки (спокойная, весёлая, грустная); с динамическими особенностями (громкая, тихая); − формирование умения выражать эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения разного характера; − формирование умения кратко (тремя и более предложениями) передавать внутреннее содержание музыкального произведения; − формирование умения различать разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения (марш, танец, песня, весела, грустная, спокойная мелодия) − развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению; 4 − развитие умения различать части песни (запев, припев, проигрыш, окончание); − ознакомление с пением соло и хором; формирование представлений о различных музыкальных коллективах (ансамбль, оркестр); − развитие навыков певческого дыхания (развитие умения быстрой, спокойной смены дыхания при исполнении песен, не имеющих пауз между фразами); − формирование умения использовать разнообразные музыкальные средства (темп, динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения песен; − формирование умения чётко выдерживать ритмический рисунок произведения без сопровождения учителя и инструмента (а капелла); − развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных ритмических упражнений; − формирование навыков дифференцирования звуков по высоте и направлению движения мелодии (звуки высокие, средние, низкие; восходящее, нисходящее движение мелодии, на одной высоте); − реализация психокоррекционных и психотерапевтических возможностей музыкальной деятельности для преодоления у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеющихся нарушений развития и профилактики возможной социальной дезадаптаци. II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЕ В результате освоения программы по предмету «Музыка» в 4 классе, у обучающихся развивается интерес к музыкальной культуре, музыкальному исполнительству, формируются основы музыкальной 5 грамотности, умение анализировать музыкальный материал (услышанное, исполненное), выделять в нем части, определять жанровую основу, основные средства музыкальной выразительности: динамические оттенки (очень тихо, тихо, не очень громко, громко, очень громко), особенности темпа (очень медленно, медленно, умеренно, быстро, очень быстро), высоту звука (низкий, средний, высокий), характер звуковедения (плавно, отдельно, отрывисто); развивается умение воплощать собственные эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, музыкально-ритмические движения, игра на ударношумовых музыкальных инструментах, участие в музыкально- дидактических играх). Содержание разделов № п/п Название раздела, темы Количество Контрольные часов работы 1. Здравствуй музыка 2 - 2. Без труда не проживешь 8 - 3. Будьте добры 7 - 4. Моя Россия 9 - 5. Великая Победа 3 - 6. Мир похож на цветной луг 5 - 34 - Итого 6 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ III. Личностные: − формирование чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; − положительная мотивация к занятиям различными видами музыкальной деятельности; − готовность к творческому взаимодействию и коммуникации со взрослыми и другими обучающимися в различных видах музыкальной деятельности на основе сотрудничества, толерантности, взаимопонимания и принятых норм социального взаимодействия; − готовность к практическому применению приобретённого музыкального опыта в урочной и внеурочной деятельности; − адекватная оценка собственных музыкальных способностей; − начальные навыки реагирования на изменения социального мира, сформированность музыкально-эстетических предпочтений, потребностей, ценностей, чувств и оценочных суждений; − доброжелательность, отзывчивость, открытость, понимание чувств других людей и сопереживание им; − сформированность установки на здоровый образ жизни, бережное отношение к собственному здоровью, к материальным и духовным ценностям. Предметные: Минимальный уровень: − определение характера и содержания знакомых музыкальных произведений; − пение с инструментальным сопровождением (с помощью педагога); − протяжное пение гласных звуков; − различение вступления, окончания песни; 7 − передача метроритма мелодии (хлопками); − различение музыкальных произведений по содержанию и характеру (веселые, грустные и спокойные); − представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании. Достаточный уровень: − самостоятельное исполнение разученных песен как с инструментальным сопровождением, так и без него; − представление обо всех включённых в программу музыкальных инструментах и их звучании; − сольное пение художественного и пение исполнения, хором с с выполнением учётом средств требований музыкальной выразительности; − ясное и чёткое произнесение слов в песнях подвижного характера; − различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев; − знание основных средств музыкальной выразительности: динамические оттенки (форте — громко, пиано — тихо); особенности темпа (быстро, умеренно, медленно); особенности регистра (низкий, средний, высокий) и др.; − формирование представления обо всех включенных в программу музыкальных инструментах и их звучании (арфа, рояль, пианино, балалайка, баян, барабан, гитара, труба, маракасы, румба, бубен, треугольник, скрипка, орган, валторна, литавра); − владение элементами музыкальной грамоты как средства графического изображения музыки. 8 Система оценки достижения Оценка предметных результатов по музыке в 4 классе основана на принципах индивидуального объективности оценки, качественных изменений и дифференцированного раскрывающей в психическом динамику и подходов, достижений социальном и развитии обучающихся; единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания, что сможет обеспечить объективность оценки в разных образовательных организациях. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем педагогического работника, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объёму и элементарные по содержанию знания и умения выполняют коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определённую роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах: − 0 баллов - нет фиксируемой динамики; − 1 балл - минимальная динамика; − 2 балла - удовлетворительная динамика; − 3 балла - значительная динамика. Результаты обучения на уроке музыки оцениваются по пятибалльной системе и дополняются устной характеристикой ответа. На уроках проверяется и оценивается: 9 1) умение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) слушать музыкальные произведения (установка слушателя), давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности; 2) умение обучающихся сравнивать музыкальные произведения, обобщать полученные знания; 3) знание музыкальной литературы; 4) владение вокально-хоровыми навыками. 1. Слушание музыки Оценка «5» - установка слушателя выполнена полностью; правильный и полный ответ включает в себя характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, возможна помощь учителя. Оценка «4» - установка слушателя выполнена не полностью; ответ правильный, но неполный, включает в себя характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, много наводящих вопросов учителя. Оценка «3» - установка слушателя почти не выполнена; ответ правильный, но неполный или односложный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, много наводящих вопросов учителя. Оценка «2» - не ставится 2. Хоровое пение Оценка «5» - знание мелодической линии и текста песни; чистое интонирование и ритмически точное исполнение; выразительное исполнение. Оценка «4» - знание мелодической линии и текста песни; в основном чистое интонирование и ритмически правильное исполнение; пение недостаточно выразительное. 10 Оценка «3» - допускаются небольшие неточности в исполнении мелодии и текста песни; неуверенное, не вполне точное, фальшивое интонирование, есть ритмические неточности; пение невыразительное. Оценка «2» - не ставится 11 IV. № Тема предмета Кол-во часов ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Программное содержание Дифференциация видов деятельности Минимальный уровень Достаточный уровень 1. «Здравствуй музыка». Композитор и исполнитель 1 Повторение правил поведения на уроках музыки. Работа с учебником. Знакомство с учебником (разделы учебника и условные обозначения). Повторение изученных музыкальных инструментов. Слушание изученных в 3-ом классе музыкальных произведений Хоровое пение: Упражнения для распевания голоса Под контролем учителя выполняют правила поведения на уроках музыки. Рассматривают и показывают условные обозначения, по изображению узнают музыкальные инструменты. Показывают эмоциональный отклик на знакомое музыкальное произведение. Подпевают отдельные звуки и фразы с помощью учителя Выполняют правила поведения на уроках музыки Показывают и называют условные обозначения Самостоятельно показывают и называют музыкальные инструменты, различают на слух. Показывают эмоциональный отклик на музыкальное произведение, узнают и называют его. Поют упражнения вместе с учителем, соблюдая мелодию и ритм 2. Клавишные музыкальные инструменты: пианино, рояль, аккордеон 1 Различение музыкальных инструментов (пианино-рояль). Знакомство с музыкальным инструментом фортепьяно, аккордеон. Профессия - аккордеонист. Слушание музыки: «Либертанго» Астора Пьяццоллы в исполнение аккордеона Рассматривают, показывают, по изображению, узнают аккордеон и другие изученные музыкальные инструменты. Слушают музыку. Показывают эмоциональный отклик на музыкальное произведение Рассматривают, показывают, называют аккордеон и другие музыкальные инструменты, различают их на слух. Слушают музыку. Показывают эмоциональный отклик на музыкальное произведение, определяют характер музыкального произведения. Определяют высокие и низкие звуки 12 3. «Без труда не проживешь». «Без труда не проживешь», музыка Агафонникова, слова В. Викторова и Л. Кондрашенко 1 4. «Золотая пшеница», музыка Т. Потапенко, слова Н. Найденова) 1 5. «Восходящая мелодия» и «нисходящая мелодия» 1 Что такое труд, какие бывают профессии. Знакомство с народными пословицами о труде. Повторение правил пения и дыхания. Разучивание песни «Без труда не проживешь», музыка Агафонникова, слова В. Викторова и Л. Кондрашенко Разучивание движений к песне. Работа с учебником. Чтение стихотворения «Родное» В. Орлова с выполнением движений. Вопросы по стихотворению. Рассматривание иллюстраций учебника. Раучивание песни «Золотая пшеница», музыка Т. Потапенко, слова Н. Найденова. Пение выразительно с исполнением движений Прослушивание песни «В Подмосковье водятся лещи» Старухи Шапокляк, музыка В. Шаинского, слова Э.Успенского. Повторение понятия «марш». Знакомство с понятиями «восходящая мелодия» и «нисходящая мелодия». Хоровое пение: Понимают смысл прочитанных пословиц с помощью педагога. Повторяют действия за учителем. Подпевают отдельные слова и звуки, воспроизводят мелодию с помощью учителя. Выполняют движения за учителем Понимают смысл прочитанного стихотворения с помощью педагога. Повторяют действия за учителем. Рассматривают иллюстрацию, отвечают на вопросы кратко. Подпевают отдельные звуки, слова, повторяющиеся фразы Самостоятельно читают и объясняют пословицы. Выполняют действия за учителем и самостоятельно. Запоминают и повторяют с учителем, воспроизводят мелодию и слова разученного отрывка. Запоминают и повторяют движения самостоятельно Слушают песню. Показывают эмоциональный отклик на музыкальное произведение. Понимают движение мелодии Поют музыкальные фразы, пропевают песню полностью с помощью учителя Слушают песню. Показывают эмоциональный отклик на музыкальное произведение, определяют характер и жанр музыкального произведения. Понимают и исполняют движение мелодии вверх или вниз. Поют песню целиком, правильно показывая движение мелодии Самостоятельно читают и объясняют стихотворение. Выполняют действия за учителем и самостоятельно. Рассматривают иллюстрацию, отвечают на вопросы полным предложением. Выразительно поют, воспроизводят мелодию и слова 13 6. «Осень», музыка Ц. Кюи, слова А. Плещеева 1 7. «Во кузнице» русская народная песня 1 повторение песни «Золотая пшеница» с движениями рук вниз и вверх Хоровое пение: Знакомство с песней «Осень», музыка Ц. Кюи, слова А. Плещеева. Разучивание мелодии и слов, работа над плавностью исполнения. Исполнение песни с движениями. Знакомство с духовыми музыкальными инструментами (труба и валторна). Слушанье музыкального произведения П.И. Чайковского «Симфония №5» (вторая часть, отрывок) Работа с учебником. Разучивание русской народной песни «Во кузнице». Исполнение песни с движениями. Повторение названия пройденных русских народных песен Повторяют действия за учителем. Подпевают отдельные слова и звуки, воспроизводят мелодию с помощью учителя. Рассматривают, показывают, по изображению узнают трубу, валторну и другие изученные музыкальные инструменты Слушают музыку. Показывают эмоциональный отклик на музыкальное произведение Выполняют действия за учителем и самостоятельно. Запоминают и повторяют с учителем, воспроизводят мелодию и слова разученного отрывка. Рассматривают, показывают, называют трубу, валторну и другие музыкальные инструменты, различают их на слух. Слушают музыку. Показывают эмоциональный отклик на музыкальное произведение, определяют характер музыкального произведения Рассматривают иллюстрации. Повторяют действия за учителем. Подпевают отдельные слова и звуки, воспроизводят мелодию с помощью учителя. Называют русские народные песни с помощью учителя Рассматривают иллюстрации, отвечают на вопросы. Выполняют действия за учителем и самостоятельно. Запоминают и повторяют с учителем, воспроизводят мелодию и слова разученного отрывка. Называют русские народные песни, их слова и напевают мелодии 14 8. «Чему учат в школе», музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского 1 Беседа о празднике «День учителя». Разучивание песни «Чему учат в школе», музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского. Исполнение песни с движениями 9. «Наша школьная страна», музыка Ю. Чичкова, слова К. Ибряева 1 Хоровое пение: разучивание песни «Наша школьная страна», музыка Ю. Чичкова, слова К. Ибряева. Исполнение песни с движениями. Работа с учебником: вопросы о школе, отгадывание загадок, ритмические упражнения. Прослушивание песни «Дважды два - четыре», музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского 10 . Обобщающий урок по теме: «Без труда не проживешь» 1 Повторение изученных музыкальных произведений. Закрепление знаний об изученных музыкальных инструментах. Музыкальная викторина «Угадай какой инструмент играет» Рассматривают иллюстрации. Слушают учителя, односложно отвечают на вопросы. Повторяют действия за учителем. Подпевают отдельные слова и звуки, воспроизводят мелодию с помощью учителя Прослушивают исполнение песни учителем. Повторяют действия за учителем. Подпевают отдельные слова и звуки, воспроизводят мелодию с помощью учителя. Отвечают на вопросы односложно, повторяют движения за учителем. Слушают музыку. Показывают эмоциональный отклик на музыкальное произведение Называют изученные произведения с помощью наводящих вопросов. Подпевают учителю песни, разученные в разделе «Без труда не проживешь». Называют музыкальные инструменты с опорой на Рассматривают иллюстрации. Слушают учителя, отвечают на вопросы распространенным предложением. Выполняют действия за учителем и самостоятельно. Запоминают и повторяют с учителем, воспроизводят мелодию и слова разученного отрывка Поют выученный фрагмент с учителем и самостоятельно. Выполняют действия за учителем и самостоятельно. Запоминают и повторяют с учителем, воспроизводят мелодию и слова разученного отрывка. Отвечают на вопросы полным предложением, самостоятельно выполняют движения. Слушают музыку. Показывают эмоциональный отклик на музыкальное произведение, определяют характер музыкального произведения Называют изученные произведения. Поют песни разученные в разделе «Без труда не проживешь». Определяют и называют звучащий музыкальный инструмент 15 иллюстрации 11 . «Будьте добрее». «Колыбельная медведицы» из мультфильма «Умка», музыка Е. Крылатовой, слова Ю. Яковлева) 1 12 . «Будьте добры» из мультфильма «Новогодние приключения», музыка А. Флярковского, слова А. Санина) 1 Работа с учебником: беседа о музыкальных жанрах (марш, хоровод, колыбельная), работа с иллюстрацией. Хоровое пение: прослушивание и разучивание песни «Колыбельная медведицы» из мультфильма «Умка», музыка Е. Крылатовой, слова Ю. Яковлева. Эмоциональное оценивание музыкального произведения. Прослушивание песни «Песенка странного зверя» из мультфильма «Странный зверь». Ответы на вопросы Беседа о доброте. Хоровое пение: разучивание песни «Будьте добры» из мультфильма «Новогодние приключения», музыка А. Флярковского, слова А. Санина; работа над мелодией и настроением при исполнении произведения. Прослушивание песни «Ужасно интересно, все то, что неизвестно» из мультфильма «Тридцать восемь попугаев», музыка В. Шаинского, слова Г. Остера, разбор сюжета Рассматривают иллюстрацию, отвечают кратко на вопросы. Подпевают отдельные слова и звуки, воспроизводят мелодию с помощью учителя. Отвечают на вопросы кратко. Слушают музыку. Показывают эмоциональный отклик на музыкальное произведение Рассматривают иллюстрацию. Отвечают на вопросы полным предложением. Запоминают и повторяют с учителем, воспроизводят мелодию и слова разученного отрывка. Отвечают на вопросы полным предложением. Слушают музыку. Показывают эмоциональный отклик на музыкальное произведение, определяют характер музыкального произведения Слушают учителя, кратко отвечают на вопросы. Подпевают отдельные слова и фразы, воспроизводят мелодию с помощью учителя. Отвечают на вопросы кратко Слушают музыку. Показывают эмоциональный отклик на музыкальное произведение, кратко отвечают на вопросы. Слушают учителя, дают развернутый ответ. Запоминают и повторяют с учителем, воспроизводят мелодию и слова разученного отрывка. Отвечают на вопросы полным предложением. Слушают музыку. Показывают эмоциональный отклик на музыкальное произведение, определяют характер музыкального произведения, вспоминают героев мультфильма и сюжет 16 мультфильма и слов произведения 13 . «Розовый слон» из фильма «Боба и слон», музыка С. Пожлакова, слова Г. Горбовского 1 Работа с учебником, иллюстрацией, беседа об Африке, ее растительном и животном мире. Хоровое пение: разучивание песни «Розовый слон» из фильма «Боба и слон», музыка С. Пожлакова, слова Г. Горбовского. Беседа о песне, её характере и выразительных средствах. Хоровое пение Рассматривают иллюстрацию, слушают учителя, кратко отвечают на вопросы. Пропевают мелодию. Повторяют музыкальные фразы вместе с учителем. Отвечают на вопросы кратко. Определяют характер песни с помощью учителя, односложно отвечают на вопросы Рассматривают иллюстрацию, слушают учителя, отвечают на вопросы распространенным предложением. Пропевают мелодию, повторяют музыкальные фразы с учителем и самостоятельно. Запоминают и повторяют с учителем, воспроизводят мелодию и слова разученного отрывка. Отвечают на вопросы о чувствах и эмоциях, которые вызывает песня, о характере мелодии 14 . «Волшебный цветок» из мультфильма «Шёлковая кисточка», музыка Ю. Чичкова, слова М. Пляцковского 1 Хоровое пение: разучивание песни «Волшебный цветок» из мультфильма «Шёлковая кисточка»,музыка Ю. Чичкова, слова М. Пляцковского. Беседа о песне, её характере и выразительных средствах. Работа над эмоциональным исполнением произведения. Музыкально-ритмическое упражнение «Я и ты» Подпевают отдельные слова и звуки, воспроизводят мелодию с помощью учителя. Выполняют движения вместе с учителем Определяют характер песни с помощью учителя, односложно отвечают на вопросы. Выполняют простые движения упражнения, повторяя их за учителем, слушая стихотворный текст Запоминают и повторяют с учителем, воспроизводят мелодию и слова разученного отрывка. Отвечают на вопросы о содержании песни, ее характере и чувствах, о волшебном цветке. Показывают эмоциональный отклик, определяют настроение песни. Ритмично выполняют движения вместе с учителем и самостоятельно, проговаривая слова упражнения 17 15 . «Руслан и Людмила, композитор М.И. Глинки 1 Хоровое пение: повторение ранее изученных песен. Беседа о сказочных сюжетах и героях музыкальных произведений. Работа с учебником. Знакомство с творчеством композитора М.И. Глинки, прослушивание произведения из оперы «Руслан и Людмила». Знакомство с жанром «опера». Повторение музыкального жанра «марш». Прослушивание пьес «В пещере горного короля» Э. Грига; «БабаЯга» П.И.Чайковского (из «Детского альбома»), беседа о сказочных сюжетах и героях музыкальных произведений 16 . Жанры музыки: «оркестр, балет, опера» 1 Хоровое пение: повторение ранее изученных песен. Работа с учебником: знакомятся с понятиями «оркестр, балет, опера». Соотнесение изображений со словами. Определение на слух звучания Подпевают припев, воспроизводят мелодию с помощью учителя. Слушают учителя, рассматривают иллюстрации, кратко отвечают на вопросы о персонажах. Рассматривают иллюстрации, отвечают на вопросы. Слушают музыку, показывают эмоциональный отклик на музыкальное произведение. Знакомятся с жанром «опера». Отвечают на вопросы кратко с помощью учителя. Слушают, определяют характер музыки с помощью учителя, рассматривают иллюстрации, односложно отвечают на вопросы Подпевают припев, воспроизводят мелодию с помощью учителя. Читают понятия «оркестр, балет, опера», соотносят с изображением с помощью учителя. Дифференцируют понятия Поют песни, правильно воспроизводя мелодию и слова. Рассматривают иллюстрации, слушают учителя, называют сказочных персонажей и дают им краткую характеристику. Рассматривают иллюстрации, подробно отвечают на вопросы. Слушают музыку. Показывают эмоциональный отклик на музыкальное произведение, определяют характер музыкального произведения. Знакомятся с жанром театральной деятельности «опера». Дают определение музыкального жанра «марш». Отвечают на вопросы полным предложением Слушают, определяют настроение и характер музыки. Рассматривают иллюстрацию, отвечают на вопросы Поют песни, правильно воспроизводя мелодию и слова. Дают понятия «оркестр, балет, опера», соотносят с изображением Различают понятия «балет» и «опера». Определяют звучание оркестра при прослушивании. 18 17 . «Три белых коня» из фильма «Чародеи», музыка Е. Крылатовой, слова Л. Дербенева 1 оркестра. Хоровое пение: разучивание песни «Настоящий друг» из мультфильма «Тимка и Димка», музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского Хоровое пение: повторение ранее изученных песен. Беседа о традициях и зимних развлечениях. Хоровое пение: разучивание песни «Три белых коня» из фильма «Чародеи», музыка Е. Крылатовой, слова Л. Дербенева). Работа с учебником: ответы на вопросы. Беседа о сюжете песни. Повторение изученного ранее материала «балет» и «опера» с помощью наводящих вопросов. Подпевают отдельные слова и фразы, воспроизводят мелодию с помощью учителя Запоминают и повторяют с учителем, воспроизводят мелодию и слова разученного отрывка Подпевают припев, воспроизводят мелодию с помощью учителя. Слушают учителя, рассматривают иллюстрации, кратко отвечают на вопросы о традиции катания на тройке с бубенцами. Запоминают, подпевают учителю отдельные слова и фразы, близко воспроизводят мелодию, показывают эмоциональный отклик на музыкальное произведение. Кратко отвечают на вопросы по пройденной теме Поют песни, правильно воспроизводя мелодию и слова. Слушают учителя, рассматривают иллюстрации, дают полный ответ на вопросы о традиции катания на тройке с бубенцами. Осознанно слушают, определяют настроение музык, запоминают и повторяют с учителем песню, показывают эмоциональный отклик на музыкальное произведение, определяют характер музыкального произведения. Отвечают распространенным предложением на вопросы по пройденной теме 19 18 . Обобщение по теме «Будьте добрее». 1 Повторение песен и прослушанных произведений по теме. Повторение изученного ранее материала. Повторение ритмических упражнений 19 . «Моя Россия». «Пусть всегда будет солнце», музыка А. Островского, слова Л. Ошанина 1 Беседа о мире, о России. Хоровое пение: разучивание песни «Пусть всегда будет солнце», музыка А. Островского, слова Л. Ошанина, обсуждение сюжета и эмоционального характера песни. Сочинение музыкального сопровождения к песни. Прослушивание военного марша «Прощание славянки» С помощью учителя эмоционально участвуют в действиях, поют повторяющиеся фразы, припевы. Узнают ранее прослушанные произведения и изученные музыкальные инструменты. Воспроизводят простые движения и ровный ритм Слушают учителя, рассматривают иллюстрации, кратко отвечают на вопросы Подпевают отдельные слова и звуки, воспроизводят мелодию с помощью учителя, отвечают кратко. Слушают музыку. Показывают эмоциональный отклик на музыкальное произведение Эмоционально участвуют во всех действиях, самостоятельно поют песни целиком. Узнают и правильно называют ранее прослушанные произведения и изученные музыкальные инструменты. Достаточно точно воспроизводят мелодию и ритм, распределяют дыхание Слушают учителя, рассматривают иллюстрации, дают полный ответ. Запоминают и повторяют с учителем, воспроизводят мелодию и слова разученного отрывка, отвечают на вопросы Слушают музыку. Показывают эмоциональный отклик на музыкальное произведение, определяют характер музыкального произведения 20 20 . «Солнечная капель», музыка С. Сосина, слова И. Вахрушевой 1 Хоровое пение: повторение ранее изученных песен. Двигательное упражнения «Капкап». Хоровое пение: разучивание песни «Солнечная капель», музыка С. Сосина, слова И. Вахрушевой. Работа с учебником, вопросами, иллюстрацией 21 . «Три чуда» из оперы Н.А. РимскогоКорсакова 1 Хоровое пение: повторение ранее изученных песен. Русские народные инструменты. Прослушивание симфонической картины «Три чуда» из оперы Н.А. Римского-Корсакова. Беседа по прослушанной композиции 22 . «Моя Россия», музыка Г. Струве, слова Н. Соловьев 1 Хоровое пение: разучивание песни «Моя Россия», музыка Г. Струве, слова Н. Соловьев. Работа с учебником: рассматривание иллюстрации. Беседа по содержанию музыкального произведения. Игра на детских музыкальных инструментах Подпевают припев, воспроизводят мелодию с помощью учителя. Выполняют движения упражнения, повторяя за учителем. Подпевают отдельные слова и звуки, воспроизводят мелодию с помощью учителя. Рассматривают иллюстрацию, односложно отвечают на вопросы Подпевают припев, воспроизводят мелодию с помощью учителя. Кратко отвечают на вопросы по пройденной теме. Слушают музыку. Показывают эмоциональный отклик на музыкальное произведение Подпевают отдельные слова и звуки, воспроизводят мелодию с помощью учителя. Рассматривают иллюстрацию, односложно отвечают на вопросы. Слушают, узнают песню. Повторяют за учителем ритм Поют песни, правильно воспроизводя мелодию и слова. Выполняют движения самостоятельно, соответственно характеру текста, проговаривая слова. Запоминают и повторяют с учителем, воспроизводят мелодию и слова разученного отрывка. Рассматривают иллюстрацию, отвечают на вопросы подробно Поют песни, правильно воспроизводя мелодию и слова. Отвечают распространенным предложением на вопросы по пройденной теме. Осознанно слушают музыку. Показывают эмоциональный отклик на музыкальное произведение, определяют характер музыкального произведения Запоминают и повторяют с учителем, воспроизводят мелодию и слова разученного отрывка. Рассматривают иллюстрацию, отвечают на вопросы полным предложением. Слушают, описывают характер песни и содержание, отвечают на вопросы. 21 Хоровое пение: повторение ранее изученных песен на детских музыкальных инструментах. Подпевают припев, воспроизводят мелодию с помощью учителя Пропевают произведение. Повторяют ритм на детских музыкальных инструментах за учителем и самостоятельно. Поют песни, правильно воспроизводя мелодию и слова Подпевают припев, воспроизводят мелодию с помощью учителя. Слушают музыку. Показывают эмоциональный отклик на музыкальное произведение. Кратко отвечают на вопросы по содержанию музыкального произведения. Подпевают отдельные слова и звуки, воспроизводят мелодию, повторяют движения с помощью учителя Подпевают припев, воспроизводят мелодию с помощью учителя. Прослушивают произведения композитора, знакомятся с биографией композитора, повторяют определение понятия «композитор». Прослушивают исполнение Поют, воспроизводят мелодию с помощью учителя. Осознанно слушают музыку. Показывают эмоциональный отклик на музыкальное произведение, определяют характер музыкального произведения. Слушают, отвечают на вопросы, описывают характер песни и содержание Запоминают и повторяют с учителем, воспроизводят мелодию, слова и движения разученного отрывка 23 . «Девчонки и мальчишки», музыка А. Островского, слова И. Дика 1 Хоровое пение: повторение ранее изученных песен. Прослушивание «Полька» из детского альбома П.И. Чайковского. Беседа по содержанию музыкального произведения. Хоровое пение: разучивание песни «Девчонки и мальчишки», музыка А. Островского, слова И. Дика Исполнение песни с движениями 24 . «Наш край», музыка Д. Кабалевский, слова А. Пришельца 1 Хоровое пение: повторение ранее изученных песен. Знакомство с творчеством Д.Б. Кабалевского: биография композитора, его произведения. Закрепление понятия «композитор». Хоровое пение: разучивание песни «Наш край», музыка Д. Кабалевский, слова А. Поют, воспроизводят мелодию с помощью учителя. Прослушивают произведения композитора, дают определение понятия «композитор», кратко отвечают на вопросы по биографии Д.Б.Кабалевского. Прослушивают исполнение песни, узнают песню. Поют песню и выполняют 22 Пришельца. Хоровое исполнение музыкального произведения с движениями. Беседа по содержанию 25 . «Спортивный марш» из фильма «Вратарь», музыка И. Дунаевского, слова В. Лебедева-Кумача 1 26 . Музыкальный инструмент «литавры» 1 Хоровое пение: повторение ранее изученных песен. Прослушивание песни «Спортивный марш» из фильма «Вратарь», музыка И. Дунаевского, слова В. ЛебедеваКумача. Обсуждение истории становлении профессионального футбола на территории нашей страны и постсоветского пространства Работа с учебником. Знакомство с музыкальным инструментом литавры. Прослушивание музыкальных произведений Р.Штрауса «Восход» и «Полонез» из оперы «Евгений Онегин» П.И. Чайковского. Беседа по прослушанному произведению песни учителем, узнают песню. Повторяют музыкальные фразы и движения вместе с учителем. Определяют характер песни с помощью учителя, односложно отвечают на вопросы Подпевают припев, воспроизводят мелодию с помощью учителя. Слушают музыку. Показывают эмоциональный отклик на музыкальное произведение. Участвуют в беседе, кратко отвечают на вопросы движения вместе с учителем и самостоятельно. Отвечают на вопросы о настроении музыки, характере мелодии, содержании песни Рассматривают, показывают и по изображению узнают литавры. Осознанно слушают произведение. С помощью учителя определяют настроение музыки. Кратко отвечают на вопросы по прослушанному произведению Рассматривают, показывают, называют литавры, узнают инструмент на слух. Осознанно слушают, самостоятельно определяют настроение музыки. Отвечают на вопросы по прослушанному произведению Поют, воспроизводят мелодию с помощью учителя. Осознанно слушают музыку. Показывают эмоциональный отклик на музыкальное произведение, определяют характер музыкального произведения. Активно участвуют в беседе, отвечают на вопросы распространенным предложением 23 27 . «Великая победа». «Три танкиста» из фильма «Трактористы», музыка Д. Покрасса, слова Б. Ласкина 1 Хоровое пение: повторение ранее изученных песен. Беседа о празднике «День Победы». Разучивание песни «Три танкиста» из фильма «Трактористы», музыка Д. Покрасса, слова Б. Ласкина Беседа по содержанию Подпевают припев, воспроизводят мелодию с помощью учителя. Слушают учителя, рассматривают иллюстрации, кратко отвечают на вопросы. Запоминают, подпевают учителю отдельные слова и фразы, близко воспроизводят мелодию. Определяют характер песни с помощью учителя, односложно отвечают на вопросы 28 . «День победы» 1 Прослушивание песен «Катюша» и «День победы». Беседа о создании и характере музыкальных произведений. Хоровое пение: повторение ранее изученных песен. Слушают музыку. Показывают эмоциональный отклик на музыкальное произведение. Односложно отвечают на вопросы. Подпевают припев, воспроизводят мелодию с помощью учителя. Поют, воспроизводят мелодию с помощью учителя. Рассматривают иллюстрации, слушают учителя, отвечают на вопросы. Называют предметы и людей, определяют их отношение к празднику «День Победы». Запоминают и повторяют с учителем песню. Достаточно точно воспроизводят мелодию и слова разученного отрывка. Слушают, отвечают на вопросы, описывают характер песни и содержание Осознанно прослушивают музыку, показывают эмоциональный отклик на музыкальные произведения, отвечают на вопросы о характере песен, их смысле и содержании. Поют, воспроизводят мелодию с помощью учителя. 24 29 . Оркестр детских инструментов 1 Повторение правил пения. Хоровое пение: техническая работа над военной песней. Шумовой оркестр – игра на детских инструментах. Отработка строевой песни 30 . «Мир похож на цветной луг». «Песня о волшебниках» из фильма «Новогодние приключения Маши и Вити» (музыка Г. Гладкова, слова В. Лугового). 1 Хоровое пение: повторение ранее изученных песен. Работа с учебником, иллюстрацией. Разучивание песни «Песня о волшебниках» из фильма «Новогодние приключения Маши и Вити», музыка Г. Гладкова, слова В. Лугового. Беседа о честности, доброте и смелости. Исполнение песни в сопровождении на детских музыкальных инструментах Слаженно и эмоционально поют разученные песни вместе с учителем. Выполняют задания учителя, стучат на инструментах ровными долями под счет. Повторяют за учителем, ритмично делают простые движения Выразительно, слаженно и эмоционально исполняют разученные песни. Выполняют задания учителя, исполняют на инструментах ритмический рисунок, указанный учителем. Повторяют ранее выученные движения, выполняют движения ритмически правильно и проговаривают текст Подпевают припев, Поют, воспроизводят мелодию с воспроизводят мелодию с помощью учителя. помощью учителя. Слушают учителя, отвечают на Слушают учителя, односложно вопросы полным предложением. отвечают на вопросы. Рассматривают иллюстрации, Рассматривают иллюстрации. рассказывают о своём понимании Слушают произведение, дружбы. показывают эмоциональный Слушают, отвечают на вопросы о отклик. характере песни, содержании, её Запоминают, подпевают героях. учителю отдельные слова и Запоминают и повторяют с фразы песни, интонационно учителем песню. близко воспроизводят мелодию. Воспроизводят чисто мелодию и Выполняют задания учителя, слова разученного отрывка. стучат на инструментах Выполняют задания учителя, ровными долями под счет исполняют на инструментах ритмический рисунок мелодии 25 31 . «Мир похож на цветной луг» из мультфильма «Однажды утром», музыка Шаинского, слова М. Пляцковского 1 Выполнение упражнения с движениями «Кто сильнее?». Работа с учебником, иллюстрацией. Прослушивание «Марша» С. С Прокофьева (из оперы «Любовь к трем апельсинам»). Разучивание песни «Мир похож на цветной луг» из мультфильма «Однажды утром», музыка Шаинского, слова М. Пляцковского. Беседа по содержанию музыкального произведения. Хоровое пение: повторение ранее изученных песен 32 . «Чардаш» композитора Витторио Монти 1 Выполнение упражнения с движениями «Лучше нет родного края». Прослушивание произведения «Чардаш» композитора Витторио Монти. Беседа по содержанию прослушанной музыкальной композиции. Хоровое пение. Техническая работа над ранее Выполняют движения с помощью учителя. Рассматривают иллюстрации. Слушают произведение, показывают эмоциональный отклик. Поют выученный фрагмент с учителем в унисон интонационно близко к мелодии. Слушают, определяют настроение музыки. Определяют темп песни с помощью наводящих вопросов. Запоминают и подпевают учителю отдельные слова и фразы песни, интонационно близко воспроизводят мелодию. Подпевают припев, воспроизводят мелодию с помощью учителя Повторяют действия за учителем. Слушают, определяют настроение музыки. Кратко отвечают на вопросы по прослушанной музыкальной композиции. Подпевают, уверенно поют повторяющиеся строки Повторяют движения ритмически правильно и самостоятельно, проговаривая текст. Рассматривают иллюстрации, рассказывают о своих впечатлениях и представлениях от прослушанного шуточного марша. Поют выученный фрагмент с учителем и самостоятельно. Слушают, определяют характер прозвучавшей музыки, определяют темп песни. Запоминают мелодию и текст, повторяют ее с учителем и самостоятельно исполняют в унисон мелодию со словами. Поют, воспроизводят мелодию с помощью учителя Выполняют действия за учителем и самостоятельно. Слушают, определяют характер прозвучавшей музыки. Отвечают на вопросы о прослушанном произведении Осознанно с протяжностью гласных исполняют песню, соблюдая мелодию и ритм 26 изученными песнями 33 . 34 . «Родная песенка», музыка Ю. Чичкова, слова П. Синявского Повторение изученного за год 1 Разучивание песни «Родная песенка», музыка Ю. Чичкова, слова П. Синявского Запоминают, подпевают учителю отдельные слова и фразы, интонационно близко воспроизводят мелодию Запоминают мелодию и текст, повторяют с учителем. Воспроизводят чисто мелодию песни со словами 1 Повторение песен и упражнений. Закрепление понятий о выразительных средствах музыки (темпе, высоте звуков, длительности звуков, характере мелодии, динамических оттенках), изученных музыкальных жанрах и музыкальных инструментах Эмоционально, с помощью учителя, поют изученные песни в унисон, относительно близко интонируя мелодию и достаточно точно ритмически. Берут дыхание в начале музыкальных фраз. Выполняют задания учителя, играют на инструментах ровными долями под счет и исполняют простой ритмический рисунок. Повторяют за учителем и ритмично выполняют простые танцевальные движения. Эмоционально участвуют в действиях, кратко отвечают на вопросы Эмоционально передают характер песни. Поют песни целиком в унисон самостоятельно. Берут дыхание в начале музыкальных фраз, распределяют дыхание. Точно интонируют мелодию и соблюдают ритм. Выполняют задания учителя, исполняют на инструментах заданные ритмические рисунки. Самостоятельно выполняют ранее выученные танцевальные движения правильно и ритмично. Эмоционально участвуют в действиях, развернуто отвечают на вопросы 27