Приложение № 4 к Адаптированной основной образовательной программе начального общего образования для обучающихся с ЗПР В-7.1, В-7.2. МБОУ «Махнёвская СОШ», утвержденной приказом МБОУ «Махнёвская СОШ» от 31.08.2023 № 123/1 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Окружающий мир» для обучающихся 1-4 классов Пояснительная записка. Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» на уровне начального общего образования обучающихся с ЗПР составлена на основе требований к результатам освоения АООП НОО, установленными ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, федеральной программы воспитания. Учебный предмет «Окружающий мир» предметной области «Обществознание и естествознание» несет в себе большой развивающий потенциал: у обучающихся формируются предпосылки научного мировоззрения, познавательные интересы и способности, создаются условия для самопознания и саморазвития. Вместе с тем эмоциональная окрашенность большинства тем, яркость иллюстраций учебников и пособий, возможность видеосопровождения и наличие компьютерных программ, которые можно использовать в качестве обучающих, делает этот учебный предмет потенциально привлекательным для обучающихся. Общая цель учебного предмета «Окружающий мир» заключается в формировании начальных знаний о природе и обществе - предпосылок для изучения широкого спектра учебных предметов в основной школе. Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам обучающихся младшего школьного возраста с ЗПР. Обучающиеся с ЗПР овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинноследственные связи в окружающем мире, на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у обучающихся фундамента экологической, и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит обучающимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. А это ключ к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, давая обучающемуся с ЗПР возможность найти свое место в ближайшем окружении, попытаться прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем свое личное и социальное благополучие, что особенно важно для обучающихся с ЗПР. Существенная особенность учебного предмета состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начального образования. Содержание обучения. Человек и природа. Природа - это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры). Расположение предметов в пространстве (право, лево, верх, низ). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. Вещество - то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Звёзды и планеты. Солнце - ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля - планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений. Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Водоёмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд, болото); использование человеком. Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Воздух - смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Охрана, бережное использование воздуха. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Охрана, бережное использование воды. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2-3 примера). Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Охрана, бережное использование почв. Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие, культурные и комнатные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к дикорастущим растениям, уход за комнатными и культурными растениями. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных. Размножение животных. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей. Охрана и бережное отношение человека к диким животным, уход за домашними животными. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Лес, луг, водоём - единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения - пища и укрытие для животных; животные распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2-3 примера на основе наблюдений). Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Человек - часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы. Человек. Ребенок, взрослый, пожилой человек. Мужчины и женщины, мальчики и девочки. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена: уход за кожей, ногтями, волосами, зубами. Здоровый образ жизни, соблюдение режима, профилактика нарушений деятельности органов чувств, опорно-двигательной, пищеварительной, дыхательной, нервной систем. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Понимание состояния своего здоровья, личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них. Человек и общество. Общество - совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности российского общества, отраженные в государственных праздниках и народных традициях региона. Человек - член общества, создатель и носитель культуры. Могонациональность - особенность нашей страны. Общее представление о вкладе разных народов в многонациональную культуру нашей страны. Ценность каждого народа для него самого и для всей страны. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Семья - самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных - долг каждого человека. Родословная. Свои фамилия, имя, отчество, возраст. Имена и фамилии членов семьи. Знаковые даты и события в истории семьи, участие семьи в событиях страны и региона (стройках, Великой отечественной войне, в работе в тылу) семейные праздники, традиции. День Матери. День любви, семьи и верности. Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Школьные праздники и торжественные даты. День учителя. Составление режима дня школьника. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками. Правила взаимодействия со знакомыми и незнакомыми взрослыми и сверстниками. Культура поведения в школе и других общественных местах. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство. Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Наша Родина - Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция - Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка. Президент Российской Федерации - глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Оформление плаката или стенной газеты к государственному празднику. Россия на карте, государственная граница России. Москва - столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр Расположение Москвы на карте. Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I - Медный всадник, разводные мосты через Неву), города Золотого кольца России (по выбору). Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.Россия - многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Родной край - частица России. Родной город (населённый пункт), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка. История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры. Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Знакомство с 3-4 (несколькими) странами (по выбору): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Правила безопасной жизни. Ценность здоровья и здорового образа жизни. Режим дня обучающегося, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Правила безопасного поведения в природе. Правило безопасного поведения в общественных местах. Правила взаимодействия с незнакомыми людьми. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей - нравственный долг каждого человека. Планируемые результаты освоения учебного предмета: 1) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; 2) расширение, углубление и систематизация знаний о предметах и явлениях окружающего мира, осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; 3) усвоение простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой природы, между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде; 4) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, умение прогнозировать простые последствия собственных действий и действий, совершаемых другими людьми. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Раздел 1. Человек и общество 1.1 Школа. Школьная жизнь. Всего 3 1.2 Семья. Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. 2 1.3 Россия - наша Родина. 11 Итого по разделу Раздел 2. Человек и природа Природа - среда обитания человека. 2.1 Взаимосвязи между человеком и природой. 16 13 2.2 Растительный мир. Растения ближайшего окружения. 9 2.3 Мир животных. Разные группы животных. 15 Итого по разделу 37 Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности 3.1 3.2 Режим дня школьника. Безопасность в быту, безопасность пешехода, безопасность в сети Интернет 3 4 Контрольные работы Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Итого по разделу 7 Резервное время 6 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 66 0 0 2 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Всего Раздел 1. Человек и общество 1.1 1.2 1.3 Наша родина - Россия Семья. Семейные ценности и традиции Правила культурного поведения в общественных местах Итого по разделу Раздел 2. Человек и природа Методы познания природы. Земля и 2.1 другие планеты, звезды и созвездия. 2.2 2.3 2.4 Многообразие растений Многообразие животных Красная книга России. Заповедники и природные парки Итого по разделу 12 2 2 16 7 8 11 8 34 Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности 3.1 3.2 Здоровый образ жизни школьника Безопасность в школе и общественном транспорте, безопасность в сети Интернет 4 8 Контрольные работы Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Итого по разделу Резервное время ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 12 6 68 3 3 0 3 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Всего Контрольные работы Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Человек и общество 1.1 Наша родина - Российская Федерация 14 1.2 Семья - коллектив близких. Родных людей. 2 Страны и народы мира. 4 1.3 Итого по разделу Раздел 2. Человек и природа Методы изучения природы. 2.1 Разнообразие веществ в окружающем мире. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 20 11 2.2 Бактерии, грибы и их разнообразие 2 2.3 Разнообразие растений 7 2.4 Разнообразие животных 7 2.5 Природные сообщества 3 2.6 Человек - часть природы 5 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Итого по разделу 35 Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности 3.1 Здоровый образ жизни 2 3.2 Правила безопасного поведения пассажира. Безопасность в сети Интернет 5 Итого по разделу 7 Резервное время 6 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 68 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 4 4 0 4 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Всего Контрольные работы Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Человек и общество 1.1 Наша родина - Российская Федерация 10 1.2 История Отечества. «Лента времени» и историческая карта 17 1.3 Человек - творец культурных ценностей. Всемирное культурное наследие Итого по разделу Раздел 2. Человек и природа Методы познания окружающей природы. 2.1 Солнечная система 6 Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 33 5 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 9 2.3 Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны 5 2.4 Природные и культурные объекты Всемирного наследия. Экологические проблемы 5 Итого по разделу https://m.edsoo.ru/7f412850 https://m.edsoo.ru/7f412850 Формы земной поверхности. Водоемы и их разнообразие 2.2 Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 24 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности Здоровый образ жизни: профилактика 3.1 вредных привычек 3.2 Безопасность в городе. Безопасность в сети Интернет https://m.edsoo.ru/7f412850 Библиотека ЦОК 4 https://m.edsoo.ru/7f412850 Итого по разделу 5 Резервное время 6 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Библиотека ЦОК 1 68 4 4 0 ВАРИАНТ 1. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ УЧЕБНИК ОКРУЖАЮЩИЙ МИР, 1-4 КЛАСС, В 2 ЧАСТЯХ, ПЛЕШАКОВ А.А. 1 КЛАСС Количество часов № п/п Тема урока Всего 1 Мы - школьники. Адрес школы. Знакомство со школьными помещениями 1 2 Наша страна - Россия, Российская Федерация. Что такое Родина? 1 3 Наша Родина: от края и до края. Символы России 1 4 Народы России. Народов дружная семья 1 5 Путешествие по родному краю 1 6 Отражение в предметах декоративного искусства природных условий жизни и традиций народов РФ 1 7 8 Столица России - Москва. Достопримечательности Москвы Что такое окружающий мир? Что природа даёт человеку? 1 1 9 Объекты живой природы. Сравнение объектов неживой и живой природы: выделение различий 1 10 Дикорастущие и культурные растения вокруг нас. Сходство и различия 1 Контрольные работы Практические работы Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы 11 12 дикорастущих и культурных растений Явления и объекты неживой природы Природа и человек. Природные материалы и изделия из них. Наше творчество 1 1 13 Что мы знаем о растениях? Что общего у разных растений? 1 14 Части растения. Название, краткая характеристика значения для жизни растения 1 15 Комнатные растения. Растения в твоём доме: краткое описание 1 16 Как мы ухаживаем за растениями (практическая работа) 1 17 Разнообразие растений: узнавание, называние, краткое описание 1 18 Особенности лиственных растений: узнавание, краткое описание. Лиственные растения нашего края 1 19 Особенности хвойных растений: узнавание, краткое описание. Хвойные растения нашего края 1 20 Мир животных: насекомые (узнавание, называние). Главная особенность этой группы животных 1 21 Насекомые: сравнение, краткое описание внешнего вида 1 22 Какие звери живут в морях и океанах? 1 1 Морские звери: узнавание, называние, краткое описание 23 Мир животных: рыбы пресных и солёных водоёмов (сравнение, краткое описание) 1 24 Мир животных: птицы (узнавание, называние). Главная особенность этой группы животных 1 25 Где обитают птицы, чем они питаются. Птицы: сравнение места обитания, способа питания 1 26 Мир животных: звери (узнавание, называние, сравнение, краткое описание) 1 27 Мир животных: чем похожи все звери: главная особенность этой группы животных. Забота зверей о своих детёнышах 1 28 29 Знакомься: электронные ресурсы школы Ты - пешеход! 1 1 30 Знаки дорожного движения 1 31 Родной край - малая Родина. Первоначальные сведения о родном крае: название. Моя малая родина 1 32 Культурные объекты родного края 1 33 34 35 Домашние и дикие животные. Различия в условиях жизни Резервный урок. Повторение изученного по разделу "Человек и общество" Семья - коллектив. Права и обязанности 1 1 1 36 членов семьи Значение природы в жизни людей 1 37 Бытовые электрические и газовые приборы: правила безопасного использования. Поведение в экстремальных ситуациях. Номера телефонов экстренных служб 1 38 Наблюдение за погодой. Анализ результатов наблюдений 1 39 Что такое термометр. Измерение температуры воздуха и воды как способы определения состояния погоды 1 40 Практические занятия: измерение температуры воздуха и воды в разных условиях (в комнате, на улице) 1 41 Резервный урок. Откуда в снежках грязь? 1 42 Как живут растения? 1 43 Многообразие мира животных. Какие животные живут в нашем регионе? 1 44 Времена года: наблюдения за особенностью погоды, жизнью растительного и животного мира осенью 1 45 Резервный урок. Откуда берётся и куда девается мусор? 1 46 Классный коллектив. Мои друзья одноклассники. Правила совместной деятельности 1 47 Учебный класс. Рабочее место 1 1 школьника. Режим учебного труда, отдыха 48 Времена года: наблюдения за особенностью погоды, жизнью растительного и животного мира зимой 1 49 Мир животных. Где живут белые медведи? 1 50 Мир животных. Где живут слоны? 1 51 Мир животных. Перелётные и зимующие птицы. Где зимуют птицы? 1 52 Декоративное творчество народов, которое воплотилось в одежде, предметах быта, игрушках 1 53 Труд людей родного края 1 54 Семейные поколения. Моя семья в прошлом и настоящем 1 55 Резервный урок. Повторение изученного по разделу "Человек и природа" 1 56 Мир животных. Почему мы любим кошек и собак? 1 57 Прогулки на природе. Правила поведения в природе 1 58 Зачем нужна вежливость? 1 59 Режим дня первоклассника. Правильное сочетание труда и отдыха в режиме первоклассника 1 60 Правила здорового питания. Состав пищи, обеспечивающий рост и развитие 1 ребенка 6-7 лет. Правила поведения за столом 61 Предметы личной гигиены. Закаливание организма солнцем, воздухом, водой. Условия и правила закаливания 1 62 Времена года: наблюдения за особенностью погоды, жизнью растительного и животного мира весной 1 63 Резервный урок. Зачем люди осваивают космос? 1 64 Труд и быт людей в разные времена года 1 65 Кто заботится о домашних животных Профессии людей, которые заботятся о животных. Мои домашние питомцы 1 Резервный урок. Повторение изученного в 1 классе ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 66 1 66 0 2 2 КЛАСС Количество часов № п/п 1 2 3 Тема урока Наша Родина - Россия, Российская Федерация Народы России. Родная страна Родной край, его природные достопримечательности. Город и село Всего 1 1 1 4 Значимые события истории родного края. Исторические памятники, старинные постройки. Природа и предметы, созданные человеком 1 5 Заповедники России (Остров Врангеля, Большой Арктический заповедник). Охрана природы 1 6 7 Заповедники России Заповедники России. Охрана природы Контрольные работы 1 1 8 Народы Поволжья и других территорий РФ: традиции, обычаи, праздники. Родной край, город (село) 1 9 Резервный урок. Тематическая проверочная работа по разделу "Где мы живём?" 1 10 Связи в природе: зависимость изменений в живой природе от изменений в неживой 1 1 Практические работы Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы природе. Неживая и живая природа. Явления природы 11 Годовой ход изменений в жизни животных. Жизнь животных осенью и зимой. Явления природы 1 12 Зачем человек трудится? Ценность труда и трудолюбия. Профессии. Все профессии важны 1 13 Зависимость жизни растений от состояния неживой природы. Жизнь растений осенью и зимой. Невидимые нити природы 1 14 Мир животных: птицы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания: узнавание, называние, описание 1 15 Звёздное небо: звёзды и созвездия. Солнечная система: планеты (название, расположение от Солнца, краткая характеристика) 1 16 Как человек познаёт окружающую природу? Особенности разных методов познания окружающего мира 1 17 Земля - живая планета Солнечной системы 1 18 Почему на Земле есть жизнь? Условия жизни на Земле. Водные богатства Земли 1 19 Деревья, кустарники, травы родного края (узнавание, называние, краткое описание). 1 20 Какие бывают растения Деревья лиственные и хвойные. Сравнение лиственных и хвойных деревьев: общее и различия 1 21 Многообразие животных родного края и разных территорий России. Какие бывают животные 1 22 Мир животных: насекомые. Особенности внешнего вида, передвижения, питания: узнавание, называние, описание 1 23 Мир животных: рыбы. Особенности внешнего вида, условия жизни, передвижения, питания: узнавание, называние, описание 1 24 Зависимость жизни растений от состояния неживой природы. Жизнь растений весной и летом. Невидимые нити. Впереди лето 1 25 Растения дикорастущие и культурные: общее и различия 1 26 Мир животных: земноводные и пресмыкающиеся. Особенности внешнего вида, условия жизни, передвижения, питания: узнавание, называние, описание 1 27 Многообразие растений по месту обитания, внешнему виду. Сравнение растений разных климатических условий. Комнатные растения 1 28 Многообразие животных. Дикие и домашние животные 1 29 Мир животных: звери (млекопитающие). Особенности внешнего вида, передвижения, питания: узнавание, называние, описание 1 30 Отдельные представители растений Красной книги России (включая представителей растительного мира региона): узнавание, называние и описание 1 31 Отдельные представители животных Красной книги России (включая представителей животного мира региона): узнавание, называние и описание 1 32 Красная книга России. Её значение в сохранении и охране редких растений и животных 1 33 34 Какие задачи решают сотрудники заповедника. Правила поведения на территории заповедника Заповедники: значение для охраны природы 1 1 35 Резервный урок. Тематическая проверочная работа по разделу "Человек и природа" 1 36 Мир профессий жителей нашего региона 1 37 Резервный урок. Из чего что сделано 1 1 38 Наш регион, какой он? Культура родного края. Родной край, его культурные достопримечательности 1 39 Здоровый образ жизни. Режим дня: чередование сна, учебных занятий, двигательной активности. Если хочешь быть здоров 1 40 Рациональное питание: количество приёмов пищи и рацион питания. Витамины и здоровье ребёнка 1 41 Правила безопасности в школе: маршрут до школы, поведение на занятиях, переменах, при приеме пищи; на пришкольной территории 1 42 Правила безопасного поведения в быту. Безопасное пользование электроприборами, газовой плитой. Безопасность при разогреве пищи. Номера телефонов экстренной помощи. Домашние опасности 1 43 Физическая культура, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья 1 44 Безопасное поведение на прогулках: правила поведения на игровых площадках; езда на велосипедах (санках, самокатах) и качелях. На воде и в лесу. Опасные незнакомцы 1 45 Правила культурного поведения в 1 1 46 47 48 общественных местах. Что такое этикет Подробнее о лесных опасностях Семейные ценности и традиции. Труд, досуг, занятия членов семьи. Наша дружная семья Главные правила взаимоотношений членов общества: доброта, справедливость, честность, уважение к чужому мнению 1 1 1 49 Безопасное пользование Интернетом. Ты и твои друзья 1 50 Правила поведения при пользовании компьютером: посадка, время отдыха, обязательность отдыха и другие 1 51 52 53 Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта. Мы — пассажиры Знаки безопасности на общественном транспорте Правила безопасного поведения пассажира метро. Знаки безопасности в метро 1 1 1 54 Родословная. Родословное древо, история семьи. Предшествующие поколения 1 55 Модели Земли - глобус, карта, план. Практическая работа 1 1 56 Карта мира. Материки и океаны. Практическая работа 1 1 57 Ориентирование на местности по местным природным признакам и с использованием компаса. Практическая работа 1 58 Резервный урок. Формы земной поверхности 1 59 Животные и их потомство. Размножение животных. Стадии развития насекомого, земноводных 1 60 Москва - столица России. Герб Москвы 1 61 Достопримечательности Москвы: Большой театр, МГУ, Московский цирк, Театр кукол имени С.В. Образцова. Путешествие по Москве 1 62 Строительство Московского Кремля. Московский Кремль и Красная площадь 1 63 64 65 66 67 Санкт-Петербург - северная столица. Достопримечательности города Кустарники нашего края: узнавание, название, краткое описание Травы нашего края: многообразие. Внешний вид, условия жизни (называние, краткое описание) Годовой ход изменений в жизни животных. Жизнь животных весной и летом. Явления природы. В гости к весне. Впереди лето Резервный урок. Древние кремлёвские 1 1 1 1 1 1 города: Нижний Новгород, Псков, Смоленск. Города России Резервный урок. Тематическая проверочная работа по итогам 2 класса ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 68 1 1 68 3 4 3 КЛАСС Количество часов № п/п 1 2 Тема урока Безопасная информационная среда Методы изучения природы: наблюдения, сравнения, измерения, опыты и эксперименты. Материки и океаны, части света: картины природы Всего 1 1 Естественные природные сообщества: лес, луг, водоём 1 5 Искусственные природные сообщества, созданные человеком пруд, поле, парк, огород 1 6 Природные сообщества родного края - два-три примера на основе наблюдения 1 7 Культура, традиции народов России. Уважение к культуре, традициям, истории разных народов и своего народа 1 8 Что такое общество? 1 4 Практические работы Дата изучения 1 Бактерии - мельчайшие одноклеточные живые существа 3 Контрольные работы Электронные цифровые образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840c162 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840f9fc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ff74 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841330e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84123aa 9 10 11 Наша Родина - Российская Федерация Государственная символика РФ. Уважение к государственным символам России Родной край - малая родина. Российская Федерация Условия, необходимые для жизни животных: воздух, вода, тепло, пища (среда обитания) - обобщение на основе результатов наблюдений и работы с информацией 1 1 1 12 Труд жителей региона. Профессии, связанные с трудом в учреждениях образования и культуры 1 13 Твёрдые вещества, жидкости, газы. Определение свойств твердых веществ, жидкостей и газов 1 14 Разнообразие веществ в природе. Примеры веществ (соль, сахар, вода, природный газ): узнавание, называние, краткая характеристика 1 15 Воздух как смесь газов. Значение воздуха для жизни флоры, фауны, человека. Охрана воздуха 1 16 Вода как вещество. Определение свойств воды в ходе практической работы 1 17 Распространение воды в природе: 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840c7ca Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840c392 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840d328 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840cb62 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ce78 водоёмы, реки. Круговорот воды в природе 18 Значение воды для жизни живых организмов и хозяйственной деятельности людей. Охрана воды 1 19 Почва, её состав. Значение для живой природы 1 20 Разнообразие растений: зависимость внешнего вида от условий и места обитания 1 21 Растения родного края: названия и краткая характеристика (на основе наблюдения) 1 22 23 24 Растение как живой организм Как растения размножаются? Развитие растения от семени до семени (по результатам практических работ) https://m.edsoo.ru/f840d03a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840da26 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840df26 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840e0de Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/f840e282 Библиотека ЦОК 1 1 25 Условия роста и развития растения (по результатам наблюдений). Бережное отношение человека к растениям 1 26 Жизнь животных в разные времена года. Разнообразие животных 1 Особенности питания животных. Цепи питания 1 27 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840e41c 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840e6a6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840e85e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ea16 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ea16 Размножение и развитие рыб, птиц, зверей 1 29 Роль животных в природе и жизни людей 1 30 Бережное отношение к животным нравственная ценность людей. Охрана животного мира в России 1 31 Животные родного края: узнавание, называние, краткая характеристика 1 32 Резервный урок. Проверочная работа по теме "Многообразие растений и животных" 1 33 Разнообразие грибов: узнавание, называние, описание 1 34 Общее представление о строении организма человека. Температура тела, частота пульса как показатели здоровья человека 1 35 Резервный урок. Органы чувств их роль в жизни человека 1 Опорно-двигательная система и её роль в жизни человека 1 Пищеварительная система и её роль в жизни человека 1 38 Дыхательная система и её роль в жизни человека 1 39 Кровеносная и нервная система и их роль в жизни человека 1 28 36 37 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ebe2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ed90 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ef2a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840fde4 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840f240 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84104ba Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8410f78 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84116c6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8410dd4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8410aa0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8410654 40 Профилактика заболеваний. Роль закаливания для здоровья растущего организма 1 41 Роль двигательной активности: утренней гимнастики, динамических пауз 1 42 Резервный урок. Проверочная работа по теме "Человек - часть природы. Строение тела человека" 1 43 Знаки безопасности во дворе жилого дома.Безопасность в доме 1 44 Безопасное поведение пассажира железнодорожного транспорта. Знаки безопасности 1 45 Безопасное поведение пассажира авиа и водного транспорта 1 46 Соблюдение правил перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей части. Знаки безопасности во дворе жилого дома 1 47 Нужны ли обществу правила поведения? Правила поведения в социуме 1 48 Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России 1 49 Горная порода как соединение 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8410c3a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8410910 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8411f90 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8411dd8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8411c0c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84118a6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84112c0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841254e Библиотека ЦОК разных минералов. Примеры минералов https://m.edsoo.ru/f8412706 Полезные ископаемые - богатство земных недр 1 51 Полезные ископаемые родного края: характеристика, использование в хозяйственной деятельности региона 1 52 Растения, используемые людьми в хозяйственной деятельности 1 Труд жителей региона. Профессии, связанные с трудом на производстве, в сельском хозяйстве 1 50 53 54 55 56 Резервный урок. Семья: традиции, праздники. Государственный бюджет Семья - первый и главный коллектив в жизни человека Повседневные заботы семьи Совместный труд. Семейный бюджет, доходы и расходы семьи https://m.edsoo.ru/f8412896 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8412ef4 57 1 58 Города Золотого кольца России: Ростов, Углич, Ярославль 1 Памятники природы и культуры стран Европы (по выбору) 1 Памятники природы и культуры 1 60 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8412a1c Города Золотого кольца России: Сергиев Посад, ПереславльЗалесский 59 Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8413c3c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8413e30 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84140ba 61 62 63 64 Белоруссии (по выбору) Памятники природы и культуры Китая (по выбору) Памятники природы и культуры стран Азии (по выбору) Уникальные памятники культуры России: Красная площадь, Кремль Уникальные памятники культуры России: исторический центр СанктПетербурга 1 1 1 1 65 Уникальные памятники культуры России: Кижи, памятники Великого Новгорода 1 66 Достопримечательности родного края: памятники природы и культуры региона 1 67 Резервный урок. Проверочная работа по теме "Наша Родина - Российская Федерация" 1 1 1 1 68 4 Резервный урок. Проверочная работа по итогам обучения в 3 классе ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 68 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841380e 2 4 КЛАСС Количество часов № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Тема урока Как человек изучает окружающую природу? Солнце - звезда Планеты Солнечной системы. Луна спутник Земли Смена дня и ночи на Земле как результат вращения планеты вокруг своей оси (практические работы с моделями и схемами) Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены сезонов (практические работы с моделями и схемами). Общая характеристика времён года Всего Контрольные работы Практические работы Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы 1 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/f8414d1c Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/f8414eca 1 1 1 1 Историческое время. Что такое «лента времени»? 1 Экологические проблемы взаимодействия человека и природы 1 Всемирное культурное наследие России 1 Природные и культурные объекты 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8418dc2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8415118 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8415b9a Библиотека ЦОК 10 11 Всемирного наследия в России Природные и культурные объекты Всемирного наследия за рубежом Знакомство с Международной Красной книгой https://m.edsoo.ru/f841580c 1 1 https://m.edsoo.ru/f8415636 1 13 Всемирное культурное наследие Охрана историко-культурного наследия 14 О вредных для здоровья привычках 1 15 Правила цифровой грамотности при использовании Интернет 1 16 Планирование маршрутов с учётом транспортной инфраструктуры населённого пункта 1 17 Правила поведения в общественных местах: зонах отдыха, учреждениях культуры и торговых центрах 1 18 Безопасное поведение при езде на велосипеде и самокате. Дорожные знаки 1 19 Равнины России: ВосточноЕвропейская, Западно-Сибирская (название, общая характеристика, нахождение на карте) 1 20 Горные системы России: Урал, Кавказ, Алтай (краткая характеристика, главные вершины, 1 12 Библиотека ЦОК 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8418dc2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8415da2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8415f50 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416306 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84164be Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416180 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416996 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416b58 21 место нахождения на карте) Водоёмы Земли, их разнообразие. Естественные водоёмы: океан, море, озеро, болото. Примеры водоёмов в России 1 22 Река как водный поток 1 23 Крупнейшие реки России: название, нахождение на карте 1 24 Характеристика природных зон России: арктическая пустыня. Связи в природной зоне 1 25 Характеристика природных зон России: тундра. Связи в природной зоне 1 26 Характеристика природных зон России: тайга. Связи в природной зоне 1 27 Характеристика природных зон России: смешанный лес. Связи в природной зоне 1 28 Характеристика природных зон России: степь и полупустыня. Связи в природной зоне 1 29 Формы земной поверхности (на примере родного края) 1 30 Водоёмы и реки родного края 1 31 Использование рек и водоёмов 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416cfc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416fae Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8417b34 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8417d1e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8417f08 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84181ce Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84185ac Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8417526 человеком (хозяйственная деятельность, отдых). Охрана рек и водоёмов 32 Защита и охрана природных богатств (воздуха, воды, полезных ископаемых, флоры и фауны) 1 33 Искусственные водоёмы: водохранилища, пруды (общая характеристика) 1 34 Резервный урок. Проверочная работа по теме "Формы земной поверхности и водоёмы" 1 1 35 Резервный урок. Проверочная работа по теме "Природные зоны" 1 1 36 Человек - творец культурных ценностей 1 37 Труд и быт людей в разные исторические времена 1 38 Резервный урок. Новое время 1 39 Резервный урок. Новейшее время: история продолжается сегодня 1 40 Государство Русь. Страницы общественной и культурной жизни 1 41 42 43 Города России. Древние города России. Страницы истории Государство Русь. Человек - защитник своего Отечества Московское государство. Страницы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8419c54 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8419894 1 1 1 общественной и культурной жизни в Московском государстве 44 45 46 47 48 Образование и культура в Московском государстве Страницы истории Российской империи. Пётр I Страницы Российской империи. Преобразования в культуре, науке, быту Образование в Российской империи Развитие культуры в Российской империи Российская империя: развитие культуры XVIII века (архитектура, живопись, театр) 1 1 1 1 50 Первая Отечественная война: 1812 год. Защита Родины от французских завоевателей 1 52 53 54 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841b4aa 1 49 Страницы истории России ХХ века Великая Отечественная война 1941 1945 гг: как все начиналось... https://m.edsoo.ru/f841b284 1 «Золотой век» русской культуры. Великие поэты и писатели, композиторы и художники XIX века 51 Библиотека ЦОК 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841c56c 1 Великая Отечественная война 1941 1945 гг: главные сражения 1 Всё для фронта - всё для победы 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841 c800 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841c9f4 55 Взятие Берлина. Парад Победы 1 56 Мы живём в Российской Федерации 1 57 Государственное устройство РФ (общее представление). Конституция РФ. Президент РФ. Политикоадминистративная карта России 1 58 Родной край. Знаменитые люди родного края 1 59 Взаимоотношения людей в обществе: доброта и гуманизм, справедливость и уважение 1 60 Права и обязанности гражданина Российской Федерации. Права ребёнка 1 61 Государственные праздники России 1 62 Праздник в жизни общества и человека 1 63 Праздники и памятные даты своего региона 1 64 Малая Родина гражданина России. Достопримечательности родного края 1 65 Наша малая Родина: главный город 1 66 Города России. Города-герои. Страницы истории 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841dac0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841d188 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841d8ea Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841d336 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841 dc50 67 Резервный урок. Проверочная работа по теме "История Отечества" Резервный урок. Проверочная работа по итогам обучения в 4 классе ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 68 1 1 1 1 68 4 2 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА • Окружающий мир (в 2 частях), 2 класс/ Плешаков А.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» • Окружающий мир (в 2 частях), 3 класс/ Плешаков А.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» • Окружающий мир (в 2 частях), 4 класс/ Плешаков А.А., Крючкова Е.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» • Окружающий мир (в 2 частях), 1 класс/ Плешаков А.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Окружающий мир. Методические рекомендации. 1- 4 класс Автор(ы): Плешаков А. А., Ионова М. А., Кирпичева О. Б. и др. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ http://catalog.prosv.ru/item/21877 http://catalog.prosv.ru/item/21878