Дополнительная образовательная программа Мой друг компьютер для 2-4 кл

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Махнёвская средняя общеобразовательная школа»
Принята педсоветом
Протокол от 30.08.2021 № 1

Утверждаю
Дире^тощМБОУ «Махнёвская СОШ»
Х\1
1 11 Ч 'Ф ) 1Н.Г. Горбунова

*
га *

2

ГП 1М "
\ к ‘"Ъ.

/

О ичо

V>

.

’ ш то

Ц

.^°

Дополнительная общеобразовательная программа
«Мой друг компьютер»
направленность: техническая
Уровень: базовый
Возраст обучающихся: 8-10 лет
Срок реализации: 1 год

Разработчик:
Педагог дополнительного
образования
Топорков А.С.

п.г.т. Махнёво
2021 г.

Пояснительная записка
На базе центра «Точка роста» обеспечивается реализация дополнительных
образовательных программ технологической направленности, разработанных в
соответствии с требованиями законодательства в сфере образования и с учётом
рекомендаций Федерального оператора учебного предмета «Информатика».
Дополнительное образование дает возможность формировать и всесторонне
развивать личность ребенка, его активность и самостоятельность, творческое
отношение к выполнению задуманных проектов. Большую помощь в этом могут
оказать современные информационные технологи.
Направленность программы: техническая.
Актуальность: важнейшим результатом изучения информатики в школе
является развитие таких качеств личности, которые отвечают требованиям
информационного
общества,
в
частности,
приобретение
учащимися
информационной и коммуникационной компетентности (ИКТ - компетентности).
Программа курса составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО,
санитарно-гигиеническ их требований, возрастных особенностей, учащихся
младшего школьного возраста.
Новизна программы «Мой друг компьютер» заключается в том, что программа
имеет комплексный характер. В соответствии с первым аспектом информатики
осуществляется теоретическая и практическая бескомпьютерная подготовка, к
которой относится формирование первичных понятий об информационной
деятельности человека, об организации общественно значимых информационных
ресурсов (библиотек, архивов и пр.), о нравственных и этических нормах работы с
информацией. В соответствии со вторым аспектом информатики осуществляется
практическая
пользовательская
подготовка
формирование
первичных
представлений о компьютере, в том числе подготовка школьников к учебной
деятельности, связанной с использованием информационных и коммуникационных
технологий на других предметах.
Адресат общеразвивающей программы:
Обучающиеся 8-10 лет. Набор детей в группы проводится без
предварительного отбора. Количество обучающихся в группе 15-20 человек
Объем общеразвивающей программы: 68 часов.
Срок освоения общеразвивающей программы: 1 год.
Режим занятий: занятия проходят 2 раза в неделю.
Уровень программы: базовый.
Формы обучения и виды занятий: Основной формой обучения по данной
программе является учебно-практическая деятельность обучающихся. Программа
предусматривает использование следующих форм работы:
фронтальной,
индивидуальной, групповой.
Форма подведения итогов реализации программы устный опрос, защита
проекта, мини-проекта.
Цель программы: формирование основ информационно-коммуникационной
компетентности (овладение младшими школьниками навыками работы на
компьютере, умением работать с различными видами информации и освоение основ
проектно-творческой деятельности).

Задачи программы:

Обучающие:
• сформировать общеучебные и общекультурные навык и работы с
информацией (формирование умений грамотно пользоваться источниками
информации, правильно организовать информационный процесс)
• познакомить школьников с видами и основными свойствами информации,
научить их приёмам организации информации и планирования деятельности.
• дать школьникам первоначальное представление о компьютере
современных информационных и коммуникационных технологиях.

и

• научить учащихся работать с программами ^ О К О , РАЮТ, ЕХСЕЬ,
РО ТО К РОЮТ.
•

обучить учащихся основам алгоритмизации и программирования.

•

научить учащихся находить информацию в Интернете и обрабатывать ее.

• углубить первоначальные знания и навык и использования компьютера для
основной учебной деятельности
• приобщить к проектно-творческой деятельности.
Развивающие:
• развивать творческие и интеллектуальные способности детей, используя
знания компьютерных технологий.
• развивать творческое воображение, внимание,
логическое мышление при самостоятельной работе по теме.

наблюдательность,

• формировать эмоционально-положительное отношение к компьютерам.
Воспитывающие:
•

способствовать расширению кругозора учащихся;

•

воспитывать чувство коллективизма;

• воспитать чувство личной ответственности, чувство партнёрства со
сверстниками и с руководителями.

Содержание общеразвивающей программы
____ ________________ Учебный (тематический) план_________ ____________
№

наименование модуля

кол-во часов

теория

практика

1
2

Основы компьютерной
Работа в текстовом редакторе
Работа с графическим
редактором М8Рат1
Работа с табличным редактором
Ехсе1
Работа в программе
М8Ро^егРо1п1
Подведение итогов

7
15

5
5

2
10

13

3

10

15

5

10

16

5

11

2

1

1

3
4
5
6

Формы
аттестации/конт
роля
Устный опрос
Проект
Проект
Проект
Мини-проект
Проект

68

Итого

24

44

Содержание учебного (тематического) плана
Основы компьютерной грамотности
Правили поведения и техники безопасности в компьютерном кабинете
Знакомство с кабинетом, с правилами поведения в кабинете. Знакомство с
компьютером и его основными устройствами.

Текстовый редактор Жог3
Знакомство с текстовым редактором ^ о г ё . Меню программы, основные
возможности. Составление рефератов, поздравительных открыток, буклетов,
брошюр, схем и компьютерных рисунков - схем.

Графический редактор РаМ
Знакомство с графическим редактором, его основными возможностями,
инструментарием программы. Составление рисунков на заданные темы. Меню
программы.

Текстовый редактор Ехсе1
Знакомство с текстовым редактором ^ о г ё . Меню программы, основные
возможности. Составление рефератов, поздравительных открыток, буклетов,
брошюр, схем и компьютерных рисунков - схем.

Редактор Рожег РоШ
Знакомство с редактором Ро^ег Р о т!, меню программы, создание презентации
на заданные темы, использование эффектов анимации, гиперссылки.

Планируемые результаты
Личностные результаты
К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных
технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:
•

критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;

• уважение к информации о частной жизни и информационным результатам
других людей;
• осмысление мотивов
жизненными ситуациями;

своих

действий

при

выполнении

заданий

с

• начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром
профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.

Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
• освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных
ситуациях;
• формирование умений ставить цель - создание творческой работы,
планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе
работы;
• оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с
изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта,

либо замысла.
Познавательные универсальные учебные действия:
• поиск информации в индивидуальных информационных архивах
учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных
хранилищах информационных образовательных ресурсов;
• использование средств информационных и коммуникационных технологий
для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
• создание гипермедиасообщений, включающих текст, набираемый на
клавиатуре, цифровые данные, неподвижные и движущиеся, записанные и созданные
изображения и звуки, ссылки между элементами сообщения;
•

подготовка выступления с аудиовизуальной поддержкой.

Предметные результаты:
Школьник сможет приобрести следующие знания:
• О правильном и безопасном поведении в компьютерном классе;
• Об основных устройствах компьютера;
• О том, что такое полное имя файла;
• О назначении команд в меню Поля форм;
Школьник сможет приобрести следующие умения:
• пользоваться мышью и клавиатурой;
• запускать компьютерные программы и завершать работу с ними.
• выполнять основные операции при рисовании с помощью одной из
компьютерных программ;
• сохранять созданные рисунки и вносить в них изменения.
• сохранять созданный проект и вносить в него изменения.
• создавать, удалять, копировать перемещать папки (каталоги);
• набирать текст на клавиатуре;
• сохранять набранные тексты, открывать ранее сохранённые текстовые
документы и редактировать их;
• копировать, вставлять и удалять фрагменты текста;
• устанавливать шрифт текста, цвет, размер и начертание букв.
• подбирать подходящее
текстового документа;

шрифтовое

оформление

для

разных

частей

• составлять тексты, предназначенные для какой-либо цели, и создавать их
при помощи компьютера, используя разное шрифтовое оформление.
• искать, находить и сохранять тексты, найденные с помощью поисковых

систем;
• искать, находить и сохранять
поисковых систем;

изображения, найденные

с помощью

• вставлять изображения в презентацию;
• создавать схемы и включать их в презентацию;
• создавать таблицы и включать их в презентацию.
• красиво оформлять презентации, применяя рисунки, фотографии, схемы и
таблицы;
• включать в презентацию звуковые, видео- и анимационныеэлементы.
• создавать презентации, предназначенные для какой-либо цели, и оформлять
их, используя тексты, изображения, звуки, видео и анимацию.

Календарный учебный график
№
п/п
1

Месяц

Число

сентябрь

2

2

Форма
занятий
групповая

Кол-во
часов
1

сентябрь

7

групповая

1

3

сентябрь

9

групповая

1

4

сентябрь

14

групповая

1

5

сентябрь

16

групповая

1

6

сентябрь

21

групповая

1

7

сентябрь

23

групповая

1

8

сентябрь

28

групповая

1

9

сентябрь

30

групповая

1

Тема занятий

Форма
контроля
Устный
Вводное занятие.
Техника безопасности опрос
на занятиях кружка.
Знакомство с
устройством
компьютера
Знакомство с
Устный
устройством
опрос
компьютера
Знакомство с
Устный
устройством
опрос
компьютера
Правила жизни людей Устный
в мире информации.
опрос
Оргтехника
Устный
Оргтехника
опрос
Устный
Различные способы
опрос
передачи
информации (буква,
пиктограмма,
иероглиф, рисунок)
Различные способы
Устный
передачи
опрос
информации (буква,
пиктограмма,
иероглиф, рисунок)
Проект
Создание текстового
документа. Способы
редактирования
текста
Проект
Редактирование
текста: выделение

10

октябрь

5

групповая

1

11

октябрь

7

групповая

1

12

октябрь

12

групповая

1

13

октябрь

14

групповая

1

14

октябрь

19

групповая

1

15

октябрь

21

групповая

1

16

октябрь

26

групповая

1

17

октябрь

28

групповая

1

18

ноябрь

9

групповая

1

19

ноябрь

11

групповая

1

20

ноябрь

16

групповая

1

21

ноябрь

18

групповая

1

22

ноябрь

23

групповая

1

23

ноябрь

25

групповая

1

24

ноябрь

30

групповая

1

25

декабрь

2

групповая

1

текста, копирование и
перемещение текста
Оформление текста:
применение шрифтов
и их атрибутов
Оформление текста:
выделение текста
цветом
Проверка
орфографии и
грамматики
Использование
элементов рисования
(автофигуры,
рисунки, клипы)
Использование
элементов рисования
(автофигуры,
рисунки, клипы)
Использование
элементов рисования
(надписи ^огбЛг!)
Создание
мини-проекта
«Поздравительная
открытка «С днем
рождения»
Работа с таблицами:
создание таблиц, ввод
текста,
форматирование
текста, изменение
направления текста
Работа с таблицами:
создание таблиц, ввод
текста,
форматирование
текста, изменение
направления текста
Форматирование
таблиц: добавление
границ и заливки
Создание проекта
«Расписание уроков»
Создание проекта
приглашение на
праздник
Создание
собственного проекта
Работа с графическим
редактором Раш!
Работа с графическим
редактором Раш!
Создание

Проект
Проект
Проект
Проект

Проект

Проект
Проект

Проект

Проект

Проект
Проект
Проект
Проект
Проект
Проект
Проект

26

декабрь

7

групповая

1

27
28
29
30

декабрь
декабрь
декабрь
декабрь

9
14
16
21

групповая
групповая
групповая
групповая

1
1
1
1

31

декабрь

23

групповая

1

32

декабрь

28

групповая

1

33

январь

11

групповая

1

34

январь

13

групповая

1

35
36

январь
январь

18
20

групповая
групповая

1
1

37

январь

25

групповая

1

38

январь

27

групповая

1

39

февраль

1

групповая

1

40

февраль

3

групповая

1

41

февраль

8

групповая

1

42

февраль

10

групповая

1

мини-проекта
«Поздравительная
открытка «С Новым
годом»
Редактирование
объектов
Обращение цвета
Конструирование
Конструирование
Создание
мини-проекта
«Волшебница-зима»
Создание
мини-проекта
«Волшебница-зима»
Создание
мини-проекта
«Поздравительная
открытка «День
защитника
Отечества»
Создание
мини-проекта
«Поздравительная
открытка «День
защитника
Отечества»
Создание
собственного проекта
Защита проекта
Особенности
представления
информации в
табличном
редактореМ8Ехсе1
Особенности
представления
информации в
табличном
редактореМ8Ехсе1
Особенности
представления
информации в
табличном
редактореМ8Ехсе1
Создание
мини-проекта
«Поздравительная
открытка «8 Марта»
Создание линейных и
столбчатых диаграмм
Создание линейных и
столбчатых диаграмм
Форматирование

Проект
Проект
Проект
Проект
Проект
Проект
Проект

Проект

Проект
Проект
Проект

Проект

Проект

Проект

Проект
Проект
Проект

43

февраль

15

групповая

1

44
45

февраль
февраль

17
22

групповая
групповая

1
1

46

февраль

24

групповая

1

47

март

1

групповая

1

48

март

3

групповая

1

49

март

10

групповая

1

50
51

март
март

15
17

групповая
групповая

1
1

52
53
54
55
56

март
март
март
март
апрель

22
24
29
31
5

групповая
групповая
групповая
групповая
групповая

1
1
1
1
1

57

апрель

7

групповая

1

58
59
60
61
62

апрель
апрель
апрель
апрель
апрель

12
14
19
21
26

групповая
групповая
групповая
групповая
групповая

1
1
1
1
1

63

апрель

28

групповая

1

64

май

5

групповая

1

65

май

12

групповая

1

66

май

17

групповая

1

67

май

19

групповая

1

Создание круговых
диаграмм
Форматирование
Использование
автоввода данных.
Форматирование
ячеек
Использование
автоввода данных.
Форматирование
ячеек
Создание
мини-проекта
«Наблюдения за
погодой»
Создание
собственного проекта
Создание
собственного проекта
Защита проекта
Особенности
представления в
информации в
программе
МЗРо^егРот!
Создание слайдов
Создание слайдов
Макет
Макет
Форматирование
объектов
Форматирование
объектов
Настройка анимации
Настройка анимации
Дизайн
Дизайн
Создание творческих
мини-проектов в
среде М8Ро^егРот!
Создание творческих
мини-проектов в
среде М8Ро^егРот!
Создание творческих
мини-проектов в
среде М8Ро^егРот!
Создание творческих
мини-проектов в
среде М8Ро^егРот!
Создание творческих
мини-проектов в
среде М8Ро^егРот!
Подведение итогов

Проект
Проект
Проект

Проект

Проект

Проект
Проект
Проект
Мини-проект

Мини-проект
Мини-проект
Мини-проект
Мини-проект
Мини-проект
Мини-проект
Мини-проект
Мини-проект
Мини-проект
Мини-проект
Мини-проект
Мини-проект
Мини-проект
Мини-проект
Мини-проект
Проект

68

май

24

групповая

1

Подведение итогов

Проект

Материально-техническое обеспечение программы
I. Технические средства обучения:
1) компьютер;
2) проектор;
3) сетевой принтер;
4) устройства вывода звуковой информации (колонки) для озвучивания
всего класса;
5) интерактивная доска.
II. Программные средства: операционная система ^ п О о т 10

Формы аттестации
Контроль усвоения теоретического материала осуществляется путем анализа
выполненных проектов.

Список литературы
1. Матвееева Н.В. Информатика и Икт,- М,БИНОМ. Лаборатория знаний,
2010
2. Леонов В.П. Персональный компьютер. Карманный справочник. - М.:
ОЛМА- ПРЕСС, 2004. - 928 с.
3. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и
компьютер: 1-4 классы. В. И. Ковалько. - М.: ВАКО, 2007. - 304 с.
4. Кравцов С. С., Ягодина, Л. А. Компьютерные игровые программы как
средство стабилизации эмоционального состояния дошкольников. С. С. Кравцов,
Л. А. Ягодина//Информатика. - 2006. - №12.

Сайты сети интернет
1. ЬйрУ/з^апОагкеёи.ги/
2. кир://2ашта0ка.паго6.щ/Ыаска1ка17 1.Ь1т
3. ЬЦр://ко8Ьк1-т18Ьк1.ги/п4-9.Ь1т1

Электронные пособия
1. Паутова А.Г. Информатика. 4 класс: Комплект компьютерных программ.
Методическое пособие = СБ. Москва. Академкнига/Учебник 2004г.
2.
Мир информатики 3-4 год обучения: Комплекс компьютерных программ
Медиатека Кирилла и Мефодия


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».