РП_3_Математика

Приложение № 2
к Адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 1 вариант 2 МБОУ «Махнёвская СОШ», утвержденной приказом
МБОУ «Махнёвская СОШ» от
31.08.2023 гола № 123/1

Рабочая программа начального общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 1

«Математика»
(для 3 класса)

ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.................................................................. 3
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ....................................................................... 5
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ............................................................... 7
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .................................................... 14

2

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена
на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утверждена приказом Министерства

просвещения

России

от

24.11.2022

г.

№

1026

(https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации
их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Математика» относится к предметной области
«Математика» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Математика» в 3 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 136 часов в год (4 часа в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Математика».
Цель обучения – подготовка обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к жизни в современном обществе и овладение доступными профессионально-трудовыми навыками.
Задачи обучения:
 формирование доступных обучающимся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) математических знаний и умений, необходимых для решения учебно-познавательных, учебно-практических,
житейских и профессиональных задач; развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту задач;

3

 коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных
качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей;
 формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости,
любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить
начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Математика» в 3 классе определяет следующие задачи:
 формирование знаний о нумерации чисел первой сотни;
 формирование умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать составные задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом;
 формирование знаний о геометрических фигурах, умения называть
их части, строить фигуры с помощью чертёжных инструментов;
 формирование умения применять первоначальные математические
знания для решения учебно-познавательных и практических задач.

4

II.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Обучение математике носит практическую направленность и тесно
связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к
овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию математических знаний в различных ситуациях.
Программа обучения в 3 классе направлена на изучение нумерации и
четырех арифметических действий в пределах 100: обучающиеся знакомятся с названием чисел, с новыми арифметическими действиями —
умножением и делением. Обучающиеся получают понятия о единицах измерения длины (метре), стоимости (копейке, рубле), массы (килограмме),
времени (годе, месяце), знакомятся с соотношением единиц измерения.
В зависимости от формы организации совместной деятельности учителя и обучающихся выделяются следующие методы обучения: изложение
знаний, беседа, самостоятельная работа. В зависимости от источника знаний используются словесные методы (рассказ или изложение знаний, беседа, работа по учебнику или другим печатным материалам), наглядные
методы (наблюдение, демонстрация предметов или их изображений), практические методы (измерение, вычерчивание геометрических фигур, лепка,
аппликация, моделирование, нахождение значений числовых выражений и
т. д).
Содержание разделов
№
п/п

Название раздела

Кол-во
часов

Контрольные
работы
(количество)

1.

Второй десяток. Нумерация (повторение)

11

1

2.

Сложение и вычитание чисел второго десятка.

28

1

3.

Умножение и деление чисел второго десятка.

34

1

4.

Сотня. Нумерация.

15

1

5

5.

Сотня. Сложение и вычитание чисел.

36

2

6.

Сотня. Умножение и деление чисел.

8

1

7.

Повторение.

4
Итого

136

7

6

III.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные:
 начальные навыки самостоятельности в выполнении математических
учебных заданий; понимание личной ответственности за выполнение заданий;
 умение корригировать собственную деятельность в соответствии с
высказанным замечанием, оказанной помощью, элементарной самооценкой результатов выполнения учебного задания;
 элементарное понимание (на практическом уровне) связи математических знаний с некоторыми жизненными ситуациями, умение применять
математические знания для решения отдельных жизненных задач (расчет
общей стоимости покупки, сдачи, определение времени по часам, умение
пользоваться календарем и пр.)
Предметные:
Минимальный уровень:
 знать числовой ряд 1—100 в прямом порядке и откладывать,
используя счетный материал, любые числа в пределах 100;
 знать названия компонентов сложения, вычитания, умножения,
деления;
 понимать смысл арифметических действий сложения и вычитания,
умножения и деления (на равные части).
 знать таблицу умножения однозначных чисел до 6; понимать связь
таблиц умножения и деления, пользоваться таблицами умножения на
печатной основе, как для нахождения произведения, так и частного;
 знать порядок действий в примерах в два арифметических действия;
знать и применять переместительное свойство сложения и умножения;
выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания чисел в
пределах 100;

7

 знать единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени
и их соотношения;
 различать числа, полученные при счете и измерении, записывать
числа, полученные при измерении двумя мерами;
 пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году,
количества суток в месяцах;
 определять время по часам (одним способом); решать, составлять,
иллюстрировать изученные простые арифметические задачи;
 решать составные арифметические задачи в два действия (с
помощью учителя);
 различать

замкнутые,

незамкнутые

кривые,

ломаные

линии,

вычислять длину ломаной;
 узнавать, называть, моделировать взаимное положение двух прямых,
кривых линий, фигур, находить точки пересечения без вычерчивания;
 знать

названия

элементов

четырехугольников,

чертить

прямоугольник (квадрат) с помощью чертежного треугольника на
нелинованной бумаге (с помощью учителя);
 различать окружность и круг, чертить окружности разных радиусов.
Достаточный уровень:
 знать числовой ряд 1—100 в прямом и обратном порядке, считать,
присчитывая, отсчитывая по единице и равными числовыми группами по
2, 5, 4, в пределах 100; откладывать, используя счетный материал, любые
числа в пределах 100;
 знать названия компонентов сложения, вычитания, умножения,
деления;
 понимать смысл арифметических действий сложения и вычитания,
умножения и деления (на равные части и по содержанию), различать два

8

вида деления на уровне практических действий, знать способы чтения и
записи каждого вида деления;
 знать таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10,
правило умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10;
 понимать связь таблиц умножения и деления, пользоваться
таблицами умножения на печатной основе, как для нахождения
произведения, так и частного;
 знать порядок действий в примерах в 2-3 арифметических действия;
знать и применять переместительное свойство сложения и умножения;
 выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания
чисел в пределах 100;
 знать единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени
и их соотношения;
 различать числа, полученные при счете и измерении, записывать
числа, полученные при измерении двумя мерами, с полным набором
знаков в мелких мерах: 5 м 62 см, 3 м 03 см;
 знать порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года, уметь
пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году,
количества суток в месяцах;
 определять время по часам тремя способами с точностью до 1 мин;
решать,

составлять,

иллюстрировать

все

изученные

простые

арифметические задачи;
 кратко записывать, моделировать содержание, решать составные
арифметические задачи в два действия;
 различать

замкнутые,

незамкнутые

кривые,

ломаные

линии,

вычислять длину ломаной;

9

 узнавать, называть, чертить, моделировать взаимное положение двух
прямых, кривых линий, многоугольников, окружностей, находить точки
пересечения;
 знать

названия

элементов

четырехугольников,

чертить

прямоугольник (квадрат) с помощью чертежного треугольника на
нелинованной бумаге;
 чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг.
Система оценки достижений
При оценке результатов освоения содержания образовательной программы учитываются индивидуальные особенности интеллектуального
развития обучающихся, состояние их эмоционально-волевой сферы. Обучающемуся с низким уровнем потенциальных возможностей можно предлагать более лёгкие варианты заданий. При оценке письменных работ обучающихся, страдающих глубоким расстройством моторики, не следует
снижать оценку за плохой почерк, неаккуратность письма, качество записей и чертежей. К ученикам с нарушением эмоционально-волевой сферы
рекомендуется применять дополнительные стимулирующие приемы (давать задания поэтапно, поощрять и одобрять обучающихся в ходе выполнения работы и т.п.).
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
 1 балл - минимальная динамика;
 2 балла - удовлетворительная динамика;
 3 балла - значительная динамика.
Оценка предметных результатов обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2-4-х классов образовательной

10

организации по всем учебным предметам, за исключением коррекционного
блока, осуществляется по трёхбалльной системе по каждому предмету:
«5» - отлично,
«4» - хорошо,
«3» - удовлетворительно.
Устный опрос является одним из методов учёта достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
при освоении образовательной программы. При оценивании устных ответов по учебным предметам образовательного цикла принимается во внимание:
 правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; полнота ответа;
 умение практически применять свои знания;
 последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Критерии для оценивания устных ответов являются общими для всех
предметов.
Оценка «5» ставится, если обучающийся обнаруживает понимание
пройденного материала. Самостоятельно или с помощью учителя может
сформулировать и обосновать ответ, привести необходимые примеры полученных знаний в практике, в жизни. Допускает незначительные неточности (оговорки), не влияющие на правильность понятий, которые исправляет сам или с помощью учителя. Ученик в основном, последователен в
изложении учебного материала.
Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но затрудняется в формулировании
отдельных понятий и определений. Исправляет их с помощью учителя.
Делает ошибки по практическому применению отдельных положений изучаемых предметов в повседневной жизни. Исправляет их с помощью учителя.

11

Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал (вопрос)
недостаточно полно и последовательно, с большими затруднениями. Допускает ошибки в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила
примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя. Делает ошибки, вызванные недопониманием учебного материала.
Достижения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по учебному предмету «Математика» оцениваются по результатам индивидуального и фронтального опроса обучающихся,
текущих и итоговых письменных работ. При оценке письменных работ используются нормы оценок письменных контрольных работ, при этом учитывается уровень самостоятельности ученика, особенности его развития.
При оценке письменных работ обучающихся по математике грубыми
ошибками следует считать: неверное выполнение вычислений вследствие
неточного применения алгоритма, неправильное решение задачи, неумение правильно выполнить измерение и построение геометрических фигур
по образцу.
Негрубыми ошибками считаются ошибки, допущенные в процессе
списывания числовых данных (искажение, замена), знаков арифметических действий, нарушение формулировки вопроса (ответа) задачи, правильности расположения записей, чертежей, небольшая неточность в измерении и черчении.
Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе. Исключение составляют случаи написания тех слов и словосочетаний, которые широко используются на уроках математики (названия компонентов и результатов действий, величин и др.).
При оценке комбинированных работ:
Оценка «5» ставится, если вся работа выполнена без ошибок.

12

Оценка «4» ставится, если в работе имеются 2-3 негрубые ошибки.
Оценка «3» ставится, если задача решена с помощью и правильно
выполнена часть других заданий.
При решении работ, состоящих из примеров и других заданий, в которых не предусматривается решение задач:
Оценка «5» ставится, если все задания выполнено правильно.
Оценка «4» ставится, если допущены 1-2 негрубые ошибки.
Оценка «3» ставится, если допущены 1-2 грубые ошибки или 3-4 негрубые.
Оценка «2» не ставится.

13

№

Тема предмета

Кол-во
часов

IV.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дифференциация видов деятельности обучающихся

Программное содержание
Минимальный уровень

Достаточный уровень

Второй десяток. Нумерация (повторение) – 11 часов
1
2

3-4

Числовой ряд от 1
до 20
Числовой ряд от 1
до 20
Свойства чисел в
числовом ряду
Сложение и вычитание чисел

1

Десятки, единицы
Состав чисел от 11
до 20
Сложение и вычитание чисел
Прямая линия

2

1

Закрепление умения называть
и записывать числа от 1 до 20
Закрепление умения называть
и записывать числа от 1 до 20
Закрепление умения называть
и получать следующее число,
предыдущее число
Сложение и вычитание на основе присчитывания и отсчитывания единицы
Закрепление знаний о десятичном составе двузначных
чисел, место единиц и десятков в двузначном числе
Сложение и вычитание на основе десятичного состава чисел
Построение прямой линии с
помощью линейки

Называют, записывают числа в
пределах 20
Осуществляют счёт в пределах
20, присчитывая по 1, по 2
Решают примеры на сложение и
вычитание в пределах 20, с опорой на числовой ряд

Называют, записывают числа в
пределах 20
Осуществляют счёт в пределах
20, присчитывая, отсчитывая по
1, по 2, 4, 5, 10
Решают примеры на сложение и
вычитание в пределах 20, используя умение получать следующее число, предыдущее
число
Называют, записывают числа в Называют, записывают числа в
пределах 20 (возможно с помо- пределах 20
щью)
Знают состав чисел от 11 до 20
Используют таблицу состава
Решают примеры на сложение и
чисел от 11 до 20
вычитание в пределах 20, исРешают примеры на сложение и пользуя знания состава чисел
вычитание в пределах 20, исвторого десятка из десятков и
пользуя таблицу состава чисел
единиц
второго десятка из десятков и
Строят прямую линию через
единиц
одну, две точки с помощью лиСтроят прямую линию с помонейки
щью линейки

5

Сравнение чисел в
пределах 20
Луч

1

Закрепление умения сравнивать числа в пределах 20, умение пользоваться знаками
сравнения
Построение луча с помощью
линейки
Закрепление знаний о единицах измерения стоимости

Осуществляют счёт в пределах
20, присчитывая по 1, по 2
Сравнивают числа в пределах
20 (возможно с помощью).
Строят луч с помощью линейки

6

Числа, полученные при измерении величин
Стоимость предметов

1

7

Числа, полученные при измерении длины
Линии

1

Закрепление знаний о единицах измерения длины
Закрепление умения различать
отрезки, лучи, прямые линии;
измерять длину отрезка

Читают и записывают числа,
полученные при измерении
длины двумя мерами (с помощью учителя)
Соотносят длину предметов с
моделью 1 дм: больше, чем 1
дм; меньше, чем 1 дм; такой же
длины (с помощью учителя)
Различают отрезки, лучи, прямые линии
Измеряют длину отрезка, записывают числа, полученные при
измерении одной мерой

8

Числа, полученные при измерении массы
Угол.
Построение угла

1

Закрепление знаний о единицах измерения массы
Построение угла с помощью
двух лучей

Различают единицы измерения
массы: килограмм, умеют записать кратко
Различают массу предметов
Чертят угол с помощью 2 лучей

Различают единицы измерения
стоимости: рубль, копейка
Различают стоимость предметов (возможно с помощью)

Осуществляют счёт в пределах
20, присчитывая, отсчитывая по
1, по 2, 4, 5, 10
Сравнивают числа в пределах
20
Строят луч с помощью линейки
Различают, используют в речи
слова, обозначающие единицы
измерения стоимости: рубль,
копейка
Различают стоимость предметов
Читают и записывают числа,
полученные при измерении
длины двумя мерами
Соотносят длину предметов с
моделью 1 дм: больше (длиннее), чем 1 дм; меньше (короче), чем 1 дм; такой же длины
Различают, используют в речи
названия геометрических фигур: отрезки, лучи, прямые линии
Измеряют длину отрезка, записывают числа, полученные при
измерении двумя мерами
Различают, используют в речи
слова, обозначающие единицы
измерения массы: килограмм,
умеют записать кратко
Различают, сравнивают массу
предметов

15

9

Числа, полученные при измерении времени

1

Закрепление знаний о единицах измерения времени
Определение времени по часам с точностью до одного часа

Различают единицы измерения
(меры) времени 1 час
Определяют время по часам с
точностью до 1 часа

10

Контрольная работа по теме
«Второй десяток
Нумерация (повторение)»

1

11

Работа над ошибками
Пересечение линий

1

Самостоятельное выполнение Записывают числа в пределах
заданий: записывать числовой 20, сравнивают их, решают
ряд в пределах 20, следующее примеры на сложение и вычичисло, предыдущее число,
тание в пределах 20 (с помосравнивать, прибавлять, вычи- щью)
тать числа в пределах 20
Решают простые арифметические задачи на нахождение
суммы
Формирование умения анали- Решают примеры на сложение и
зировать, исправлять ошибки
вычитание в пределах 20 (с поЗакрепление умения различать мощью)
пересекающиеся и непересеРазличают, чертят линии: перекающиеся линии
секающиеся и непересекающиЗакрепление умения работать еся
с линейкой и простым каран- Решают простые арифметичедашом, выполнять геометриские задачи на нахождение
ческие построения
остатка

Чертят угол с помощью 2 лучей
Различают, используют в речи
слова, обозначающие единицы
измерения (меры) времени 1
час
Определяют время по часам с
точностью до 1 часа и получаса
Записывают числа в пределах
20, сравнивают их, решают
примеры на сложение и вычитание в пределах 20
Решают простые арифметические задачи на нахождение
суммы
Решают примеры на сложение и
вычитание в пределах 20
Различают, чертят, используют
в речи названия: пересекающиеся и непересекающиеся линии
Решают простые арифметические задачи на нахождение
остатка

Сложение и вычитание чисел второго десятка – 28 часов
12

Сложение и вычитание в пределах
20

1

13

Составные ариф-

1

Закрепление умения выполРешают примеры на сложение и Решают примеры на сложение и
нять сложение и вычитание
вычитание в пределах 20 (с по- вычитание в пределах 20
чисел в пределах 20 без перемощью)
хода через десяток, решать
примеры вида 15+2, 16-2
Формирование умения состав- Составляют и выполняют реше- Составляют и выполняют ре16

метические задачи
в два действия

14

Вычитание в пределах 20
Составные арифметические задачи
в два действия

1

15

Сложение в пределах 20
Составные арифметические задачи
в два действия

1

16

Вычитание и прибавление 0 (нуля)

1

17-

Сложение и вычи-

3

лять составную арифметичение составной арифметической шение составной арифметическую задачу из двух простых
задачи в два действия (с помо- ской задачи в два действия
арифметических задач: на
щью учителя)
нахождение суммы, остатка
Формирование умения записывать краткую запись, решение в два действия, ответ составной задачи
Закрепление умения выполРешают примеры вычитание в Решают примеры на вычитание
нять вычитание чисел в препределах 20 (с помощью)
в пределах 20
делах 20 без перехода через
Составляют и выполняют ре- Составляют и выполняют редесяток
шение составной арифметиче- шение составной арифметичеФормирование умения состав- ской задачи в два действия (с ской задачи в два действия
лять составную арифметичепомощью учителя)
скую задачу из двух простых
арифметических задач: на
нахождение суммы, остатка
Закрепление умения выполРешают примеры на сложение и Решают примеры на сложение и
нять сложение чисел в предевычитание в пределах 20 (с по- вычитание в пределах 20
лах 20 (получение 20) без пемощью счётного материала).
Составляют и выполняют ререхода через десяток
Составляют и выполняют ре- шение составной арифметичеФормирование умения состав- шение составной арифметиче- ской задачи в два действия
лять и решать составную
ской задачи в два действия (с
арифметическую задачу из
помощью учителя)
двух простых арифметических
задач: на нахождение суммы,
остатка
Закрепление умения вычитать Прибавляют, вычитают 0
Прибавляют, вычитают 0
и прибавлять 0
Решают примеры на сложение и Решают примеры на сложение и
вычитание в пределах 20 (с по- вычитание в пределах 20
мощью)
Закрепление умения выполРешают примеры на сложение и Решают примеры на сложение и

17

19

тание чисел без
перехода через
десяток (все случаи).
Точка пересечения линий

2023

Сложение с переходом через десяток
Составные арифметические задачи
в два действия

4

нять сложение и вычитание
чисел в пределах 20 без перехода через десяток
Формирование умения работать с линейкой и простым
карандашом
Формирование умения выполнять геометрические построения (находить точку пересечения при построении линий)
Формирование знаний о составе однозначных чисел из
двух слагаемых
Формирование умения складывать однозначные числа с
однозначным числом с переходом через десяток с подробной записью решения путём
разложения второго слагаемого на два числа
Формирование умения составлять и решать составную
арифметическую задачу из
двух простых арифметических
задач: на увеличение числа на
несколько единиц, нахождение суммы или остатка

вычитание в пределах 20 (с помощью)
Различают, чертят линии: пересекающиеся и непересекающиеся
Находят точку пересечения (с
помощью учителя)

вычитание в пределах 20
Различают, чертят, используют
в речи названия: пересекающиеся и непересекающиеся линии
Находят точку пересечения

Выполняют сложение однозначных чисел в пределах 20 без
перехода через десяток, с переходом через десяток (с подробной записью решения)
Составляют и выполняют решение составной арифметической
задачи в два действия (с помощью учителя)

Выполняют сложение однозначных чисел в пределах 20
без перехода через десяток, с
переходом через десяток
Составляют и выполняют решение составной арифметической задачи в два действия

18

2426

Таблица сложения
однозначных чисел с переходом
через десяток
Углы

3

27

Вычитание чисел
2, 3, 4, 5
Составные арифметические задачи
в два действия

1

Закрепление знаний о составе
двузначных чисел из двух однозначных чисел
Формирование знания таблицы сложения на основе состава двузначных чисел из двух
однозначных чисел с переходом через десяток
Закрепление знаний об элементах угла, виды углов
Формирование умения узнавать, называть, чертить углы
(прямой, тупой, острый) на
нелинованной бумаге.
Формирование умения строить угол, равный данному углу
Закрепление знаний о составе
чисел 5, 4, 3, 2
Закрепление знания названия
компонентов и результатов
вычитания
Формирование умения вычитать из двузначного числа однозначные числа 5, 4, 3,2
Формирование умения составлять и решать составную
арифметическую задачу из
двух простых арифметических
задач: на уменьшение числа на
несколько единиц, нахождение суммы или остатка

Складывают однозначные числа
с переходом через десяток, используя таблицу сложения на
основе состава двузначных чисел из двух однозначных чисел с
переходом через десяток
Различают элементы угла
Различают углы по виду (прямой, тупой, острый) с последующей проверкой с помощью
чертёжного угольника
Строят прямой угол с помощью
чертёжного угольника на нелинованной бумаге (с помощью
учителя)

Складывают однозначные числа с переходом через десяток,
используя знание таблицы сложения на основе состава двузначных чисел из двух однозначных чисел с переходом через десяток
Различают элементы угла
Различают и используют в речи
названия углов по виду (прямой, тупой, острый) с последующей проверкой с помощью
чертёжного угольника
Строят прямой угол с помощью
чертёжного угольника на нелинованной бумаге

Используют таблицу сложения
на основе состава двузначных
чисел (11-18) из двух однозначных чисел с переходом через
десяток при выполнении вычитания однозначного числа из
двузначного (с помощью учителя)
Составляют и выполняют решение составной арифметической задачи в два действия (с
помощью учителя)

Знают таблицу сложения на основе состава двузначных чисел
(11-18) из двух однозначных
чисел с переходом через десяток Умеют использовать её при
выполнении вычитания однозначного числа из двузначного
Составляют и выполняют решение составной арифметической задачи в два действия

19

28

Вычитание чисел
6, 7
Четырёхугольники
Квадрат

1

29

Вычитание числа
8
Составные арифметические задачи
в два действия

1

Закрепление знаний о составе
чисел 6, 7
Закрепление знания названия
компонентов и результатов
вычитания
Формирование умения вычитать из двузначного числа однозначные числа 6, 7
Повторение знаний о четырёхугольниках
Закрепление умения строить
квадрат по заданным точкам
(вершинам) на бумаге в клетку
Закрепление знаний о составе
числа 8
Закрепление знания названия
компонентов и результатов
вычитания
Формирование умения вычитать из двузначного число однозначное число 8
Формирование умения составлять и решать составную
арифметическую задачу из
двух простых арифметических
задач: на уменьшение (увеличение) числа на несколько
единиц, нахождение суммы
или остатка

Используют таблицу сложения
на основе состава двузначных
чисел (11-18) из двух однозначных чисел с переходом через
десяток при выполнении вычитания однозначного числа из
двузначного (с помощью учителя)
Различают элементы квадрата.
Строят квадрат, по заданным
точкам (вершинам) на бумаге в
клетку (с помощью учителя)
Используют таблицу сложения
на основе состава двузначных
чисел (11-18) из двух однозначных чисел с переходом через
десяток при выполнении вычитания однозначного числа из
двузначного (с помощью учителя)
Составляют и выполняют решение составной арифметической задачи в два действия (с
помощью учителя)

Знают таблицу сложения на основе состава двузначных чисел
(11-18) из двух однозначных
чисел с переходом через десяток
Умеют использовать её при выполнении вычитания однозначного числа из двузначного
Различают, используют в речи
названия элементов квадрата.
Строят квадрат, по заданным
точкам (вершинам) на бумаге в
клетку
Знают таблицу сложения на основе состава двузначных чисел
(11-18) из двух однозначных
чисел с переходом через десяток
Умеют использовать её при выполнении вычитания однозначного числа из двузначного
Составляют и выполняют решение составной арифметической задачи в два действия

20

30

Вычитание числа
9
Четырёхугольники
Прямоугольник

1

3132

Вычитание однозначных чисел с
переходом через
десяток

2

33

Сложение и вычитание с переходом
через десяток (все
случаи)

1

Закрепление знаний о составе
числа 9
Закрепление знания названия
компонентов и результатов
вычитания
Формирование умения вычитать из двузначного числа однозначное число 9
Повторение знаний о четырёхугольниках
Закрепление умения строить
прямоугольник по заданным
точкам (вершинам) на бумаге
в клетку
Закрепление знаний о составе
чисел 2-9
Закрепление знания названия
компонентов и результатов
вычитания
Формирование умения вычитать из двузначного числа однозначные числа 2-9

Используют таблицу сложения
на основе состава двузначных
чисел (11-18) из двух однозначных чисел с переходом через
десяток при выполнении вычитания однозначного числа из
двузначного (с помощью учителя)
Различают элементы прямоугольника
Строят прямоугольник по заданным точкам (вершинам) на
бумаге в клетку (с помощью
учителя)
Используют таблицу сложения
на основе состава двузначных
чисел (11-18) из двух однозначных чисел с переходом через
десяток при выполнении вычитания однозначного числа из
двузначного (с помощью учителя)
Различают названия компонентов и результатов вычитания

Формирование умения использовать таблицы сложения
на основе состава двузначных
чисел (11-18) из двух однозначных чисел при выполнении вычитания однозначного
числа из двузначного с пере-

Используют таблицу сложения
на основе состава двузначных
чисел (11-18) из двух однозначных чисел с переходом через
десяток при выполнении вычитания однозначного числа из
двузначного (с помощью учи-

Знают таблицу сложения на основе состава двузначных чисел
(11-18) из двух однозначных
чисел с переходом через десяток
Умеют использовать её при выполнении вычитания однозначного числа из двузначного
Различают, используют в речи
названия элементов прямоугольника
Строят прямоугольник, по заданным точкам (вершинам) на
бумаге в клетку
Знают таблицу сложения на основе состава двузначных чисел
(11-18) из двух однозначных
чисел с переходом через десяток
Умеют использовать её при выполнении вычитания однозначного числа из двузначного
Различают, используют в речи
названия компонентов и результатов вычитания
Знают таблицу сложения на основе состава двузначных чисел
(11-18) из двух однозначных
чисел с переходом через десяток. Умеют использовать её при
выполнении вычитания однозначного числа из двузначного

21

34

Контрольная работа по теме
«Сложение и вычитание с переходом через десяток»

1

35

Работа над ошибками
Сложение и вычитание с переходом
через десяток (все
случаи)
Составные арифметические задачи
в два действия

1

ходом через десяток
Самостоятельное выполнение
сложения и вычитания чисел с
переходом через десяток

Формирование умения исправлять ошибки
Закрепление умения составлять и решать примеры на
сложение и вычитание с переходом через десяток на основе
переместительного свойства
сложения и знания взаимосвязи сложения и вычитания
Формирование умения составлять и решать составную
арифметическую задачу из
двух простых арифметических
задач: на уменьшение (увеличение) числа на несколько
единиц, нахождение суммы
или остатка

теля)
Используют таблицу сложения
на основе состава двузначных
чисел (11-18) из двух однозначных чисел с переходом через
десяток при выполнении вычитания однозначного числа из
двузначного (с помощью учителя)
Используют таблицу сложения
на основе состава двузначных
чисел (11-18) из двух однозначных чисел с переходом через
десяток при выполнении вычитания однозначного числа из
двузначного (с помощью учителя)
Составляют и выполняют решение составной арифметической задачи в два действия (с
помощью учителя)

Знают таблицу сложения на основе состава двузначных чисел
(11-18) из двух однозначных
чисел с переходом через десяток. Умеют использовать её при
выполнении вычитания однозначного числа из двузначного
Знают таблицу сложения на основе состава двузначных чисел
(11-18) из двух однозначных
чисел с переходом через десяток
Умеют использовать её при выполнении вычитания однозначного числа из двузначного
Составляют и выполняют решение составной арифметической задачи в два действия

22

36

Скобки
Порядок действий
в примерах со
скобками

1

Знакомство со скобками
Формирование знаний о порядке действий в примерах со
скобками

37

Составные арифметические задачи
в два действия

1

38

Меры времени –
год, месяц

1

39

Составные арифметические задачи
в два действия
Треугольники

1

Формирование умения решать
составную арифметическую
задачу из двух простых арифметических задач: на уменьшение (увеличение) числа на
несколько единиц, нахождение суммы или остатка
Формирование умения записывать краткую запись, решение в два действия, ответ составной задачи
Формирование знаний о мерах
времени (год, месяц), соотношении изученных мер времени
Формирование знаний о порядке месяцев в году
Формирование умения пользоваться календарями
Решение составной арифметической задачи из двух простых
арифметических задач: на
уменьшение (увеличение)
числа на несколько единиц,
нахождение суммы или остатка
Краткая запись составной за-

Выполняют действия в числовых выражениях (примерах) в
два арифметических действия
со скобками (с помощью учителя)
Выполняют решение составной
арифметической задачи в два
действия (с помощью учителя)

Выполняют действия в числовых выражениях (примерах) в
два арифметических действия
со скобками

Различают единицы измерения
времени, их соотношение
Называют месяцы года, определяют их последовательность и
количество суток в каждом месяце с помощью календаря (с
помощью учителя)

Различают единицы измерения
времени, их соотношение
Называют месяцы года, определяют их последовательность и
количество суток в каждом месяце с помощью календаря

Выполняют решение составной
арифметической задачи в два
действия (с помощью учителя)
Различают элементы треугольника
Строят треугольник по заданным точкам (вершинам) на бумаге в клетку (с помощью учи-

Выполняют решение составной
арифметической задачи в два
действия
Различают, называют элементы
треугольника
Строят треугольник по заданным точкам (вершинам) на бумаге в клетку

Выполняют решение составной
арифметической задачи в два
действия

23

дачи
Запись решения составной задачи в два арифметических
действия
Запись ответа задачи
Повторение знаний о треугольниках
Закрепление умения строить
треугольник по заданным точкам (вершинам) на бумаге в
клетку

теля)

Умножение и деление чисел второго десятка – 34 часа
40

Понятие об умножении как сложении
одинаковых слагаемых
Знак умножения

1

41

Умножения с помощью сложения

1

Знакомство с умножением как
сложением одинаковых чисел
(слагаемых)
Формирование умения составлять числовое выражение
(2х3) на основе соотнесения с
предметно-практической деятельностью и взаимосвязи
сложения и умножения
Запись и чтение действия
умножения
Формирование умения заменять умножение сложением
одинаковых чисел (слагаемых)
Формирование знаний о
смысле арифметического действия умножения
Формирование умения записывать и читать действие

Различают арифметическое
действие умножение, различают знак умножения
Составляют и читают числовое
выражение (2х3) на основе соотнесения с практической деятельностью (с помощью учителя)

Различают, используют в речи
название арифметического действия умножения, знак умножения
Составляют и читают числовое
выражение (2х3) на основе соотнесения с практической деятельностью

Понимают смысл действия
умножения
Выполняют умножение в практическом плане при оперировании предметными совокупностями (с помощью учителя)

Понимают смысл действия
умножения
Выполняют умножение в практическом плане при оперировании предметными совокупностями

24

42

Умножения с помощью сложения

1

43

Название компонентов и результата
умножения

1

4445

Таблица умножения
числа 2

2

умножения
Формирование умения записывать и читать действие
умножения
Формирование умения заменять умножение сложением
одинаковых чисел (слагаемых)
Запись и чтение действия
умножения
Формирование знаний о компонентах и результатах при
умножении
Формирование умения решать
простые арифметические задачи на нахождение произведения, выполнять решение задачи на основе действий с
предметными совокупностями, иллюстрирования содержания задачи
Составление таблицы умножения числа 2 на основе
предметно-практической деятельности и взаимосвязи сложения и умножения
Формирование умения выполнять табличные случаи умножения числа 2 с проверкой
правильности вычислений по
таблице

Составляют выражение умножения с помощью приема сложения
Выполняют умножение в практическом плане при оперировании предметными совокупностями (с помощью учителя)

Понимают смысл действия
умножения
Выполняют умножение в практическом плане при оперировании предметными совокупностями

Называют компоненты и результаты умножения (с помощью учителя)
Решают простые арифметические задачи на нахождение
произведения (с помощью учителя)

Называют компоненты и результаты умножения
Решают простые арифметические задачи на нахождение
произведения

Пользуются таблицей умноже- Пользуются таблицей умножения числа 2 (с помощью учите- ния числа 2
ля)

25

4647

Деление на равные
части

2

4849

Деление на 3, 4 равные части

2

5051

Деление на 2
Многоугольники

2

Знакомство с делением на
равные части
Формирование умения выполнять практические упражнения по делению предметных
совокупностей на 2 равные
части
Формирование знаний о компонентах и результатах при
делении
Формирование умения выполнять практические упражнения по делению предметных
совокупностей на 3, 4 равные
части
Формирование умения составлять простые арифметические
задачи на нахождение частного, раскрывающих смысл
арифметического
действия
деления (на равные части),
выполняя решение задачи на
основе действий с предметными совокупностями
Составление таблицы деления
на 2 на основе предметнопрактической деятельности по
делению предметных совокупностей на 2 равные части
Формирование умения выполнять табличные случаи деления чисел на 2 с проверкой

Называют компоненты и результаты арифметического действия деления, знак деления
Составляют и читают числовое
выражение (6:2) на основе соотнесения с практической деятельностью (с помощью учителя)

Называют компоненты и результаты арифметического действия деления, знак деления
Составляют и читают числовое
выражение (6:2) на основе соотнесения с практической деятельностью

Называют компоненты и результаты арифметического действия деления (с помощью учителя)
Решают простые арифметические задачи на нахождение
частного (с помощью учителя)

Называют компоненты и результаты арифметического действия деления
Решают простые арифметические задачи на нахождение
частного

Используют таблицу умножения при выполнении деления на
2
Решают простые арифметические задачи на нахождение
частного (с помощью учителя)
Различают многоугольник, его
элементы

Используют таблицу умножения числа 2, при выполнении
деления на основе понимания
взаимосвязи умножения и деления
Решают простые арифметические задачи на нахождение
частного

26

5355

Умножение числа 3

3

5658

Таблица деления на
3

3

правильности вычислений по
таблице деления на 2
Формирование умения составлять и решать простые арифметические задачи на нахождение частного, раскрывающих смысл арифметического
действия деления (на равные
части)
Формирование знаний о многоугольниках, их элементах
Формирование умения выявлять связи названия каждого
многоугольника с количеством углов у него
Составление таблицы умножения числа 3 (в пределах 20)
на основе предметнопрактической деятельности и
взаимосвязи сложения и
умножения
Формирование умения выполнять табличные случаи умножения числа 3 с проверкой
правильности вычислений по
таблице умножения числа 3
Формирование умения умножать числа, полученные при
измерении величин
Составление таблицы деления
на 3 (в пределах 20) на основе
предметно-практической дея-

Выявляют связь названия каждого многоугольника с количеством углов у него (с помощью
учителя)

Различают, используют в речи
слова: многоугольник, стороны,
вершины
Выявляют связь названия каждого многоугольника с количеством углов у него

Пользуются таблицей умножения числа 3 (с помощью учителя)

Пользуются таблицей умножения числа 3

Используют таблицу умножеИспользуют таблицу умножения при выполнении деления на ния при выполнении деления на
3
3 на основе понимания взаимо-

27

5960

Умножение числа 4

2

6162

Таблица деления на
4

2

6364

Таблицы умножения
чисел 5 и 6

2

тельности по делению предметных совокупностей на 3
равные части
Формирование умения выполнять табличные случаи деления чисел на 3 с проверкой
правильности вычислений по
таблице деления на 3
Составление таблицы умножения числа 4 (в пределах 20)
на основе предметнопрактической деятельности и
взаимосвязи сложения и
умножения
Формирование умения выполнять табличные случаи умножения числа 4 с проверкой
правильности вычислений по
таблице умножения числа
Составление таблицы деления
на 4 (в пределах 20) на основе
предметно-практической деятельности по делению предметных совокупностей на 4
равные части
Формирование умения выполнять табличные случаи деления чисел на 4 с проверкой
правильности вычислений по
таблице деления на 4
Составление таблицы умножения чисел 5, 6 (в пределах

Решают простые арифметические задачи на нахождение
частного (с помощью учителя)

связи умножения и деления
Решают простые арифметические задачи на нахождение
частного

Пользуются таблицей умножения числа 4 (с помощью учителя)
Решают простые арифметические задачи на нахождение
произведения (с помощью учителя)

Пользуются таблицей умножения числа 4
Решают простые арифметические задачи на нахождение
произведения

Используют таблицу умножения при выполнении деления на
4
Решают простые арифметические задачи на нахождение
частного (с помощью учителя)

Используют таблицу умножения при выполнении деления на
4 на основе понимания взаимосвязи умножения и деления
Решают простые арифметические задачи на нахождение
частного

Пользуются таблицей умножения чисел 5, 6 (с помощью учи-

Пользуются таблицей умножения чисел 5, 6

28

65

Таблицы деления
чисел 5 и 6

1

6667

Таблицы умножения
чисел 2, 3, 4, 5, 6 и
деления на числа 2,
3, 4, 5, 6

2

68

Последовательность
месяцев в году

1

20) на основе предметнопрактической деятельности и
взаимосвязи сложения и
умножения
Формирование умения выполнять табличные случаи умножения чисел 5, 6 с проверкой
правильности вычислений по
таблице умножения чисел 5, 6
Составление таблицы деления
на 5, 6 (в пределах 20) на основе предметно-практической
деятельности по делению
предметных совокупностей на
5, 6 равных частей
Формирование умения выполнять табличные случаи деления чисел на 5, 6 с проверкой
правильности вычислений по
таблице деления на 5, 6
Формирование умения выполнять табличные случаи умножения и деления чисел на 2, 3,
4, 5, 6 с проверкой правильности вычислений по таблице
умножения и деления на 2, 3,
4, 5, 6

теля)
Решают простые арифметические задачи на нахождение
произведения (с помощью учителя)

Решают простые арифметические задачи на нахождение
произведения

Используют таблицу умножения при выполнении деления на
5, 6
Решают простые арифметические задачи на нахождение
частного (с помощью учителя)

Используют таблицу умножения при выполнении деления на
5, 6 на основе понимания взаимосвязи умножения и деления
Решают простые арифметические задачи на нахождение
частного

Пользуются таблицей умножения чисел 2, 3, 4, 5, 6 и используют при делении на числа 2, 3,
4, 5, 6
Решают простые арифметические задачи на нахождение
произведения, частного (с помощью учителя)

Формирование знаний о мерах
времени, соотношения изученных мер времени

Различают единицы измерения
времени, их соотношение
Называют месяцы года, опреде-

Пользуются таблицей умножения чисел 2, 3, 4, 5, 6 и используют при делении на числа 2, 3,
4, 5, 6 на основе понимания
взаимосвязи умножения и деления
Решают простые арифметические задачи на нахождение
произведения, частного
Различают, называют единицы
измерения времени, их соотношение

29

Формирование знаний о порядке месяцев в году, номерах
месяцев от начала года
6970

Табличные случаи
умножения и деления чисел 2, 3, 4, 5, 6
Решение простых
задач

2

71

Контрольная работа
по теме «Умножение
и деление чисел второго десятка»

1

72

Работа над ошибками

1

Формирование умения выполнять табличные случаи умножения и деления чисел на 2, 3,
4, 5, 6 с проверкой правильности вычислений по таблице
умножения и деления на 2, 3,
4, 5, 6
Решение примеров
Формирование умения решать
простых арифметических задач (нахождение произведения, нахождение частного):
краткая запись, решение задачи с вопросами, ответ задачи
Самостоятельное выполнение
заданий на знание табличных
случаев умножения и деления
чисел на 2, 3, 4, 5, 6 с проверкой правильности вычислений
по таблице умножения и деления на 2, 3, 4, 5, 6, решение
простых арифметические задачи на нахождение произведения, частного
Формирование умения исправлять ошибки
Формирование умения практически использовать переме-

ляют их последовательность и
количество суток в каждом месяце с помощью календаря (с
помощью учителя)
Пользуются таблицей умножения чисел 2, 3, 4, 5, 6 и используют при делении на числа 2, 3,
4, 5, 6
Решают простые арифметические задачи (нахождение произведения, нахождение частного) (с помощью учителя)

Называют месяцы года, определяют их последовательность и
количество суток в каждом месяце с помощью календаря
Пользуются таблицей умножения чисел 2, 3, 4, 5, 6 и используют при делении на числа 2, 3,
4, 5, 6 на основе понимания
взаимосвязи умножения и деления
Решают составные арифметические задачи в два действия
(нахождение произведения,
нахождение суммы или остатка)

Пользуются таблицей умножения чисел 2, 3, 4, 5, 6 и используют при делении на числа 2, 3,
4, 5, 6
Решают простые арифметические задачи на нахождение
произведения, частного

Пользуются таблицей умножения чисел 2, 3, 4, 5, 6 и используют при делении на числа 2, 3,
4, 5, 6 на основе понимания
взаимосвязи умножения и деления
Решают простые арифметические задачи на нахождение
произведения, частного

Пользуются таблицей умножения чисел 2, 3, 4, 5, 6 и используют при делении на числа 2, 3,
4, 5, 6

Пользуются таблицей умножения чисел 2, 3, 4, 5, 6 и используют при делении на числа 2, 3,
4, 5, 6 на основе понимания

30

73

Шар, круг, окружность
Построение окружности

1

стительное свойство умножения
Формирование умения решать
составные арифметические
задачи в два действия на
нахождение произведения,
частного: краткая запись, решение задачи с вопросами,
ответ задачи
Формирование знаний об
окружности: распознавание,
называние
Формирование умения дифференцировать шар, круг,
окружность
Формирование умения соотносить формы предметов (обруч, кольцо) с окружностью
(похожа на окружность)
Знакомство с циркулем
Формирование умения строить окружность с помощью
циркуля

Решают составные арифметические задачи на нахождение
произведения, частного (с помощью учителя)

взаимосвязи умножения и деления
Решают составные арифметические задачи на нахождение
произведения, частного

Различают шар, круг, окружность
Строят окружность с помощью
циркуля (с помощью учителя)

Различают, используют в речи
слова: шар, круг, окружность
Строят окружность с помощью
циркуля

Сотня. Нумерация – 15 часов
74

Нумерация
Получение круглых десятков

1

Формирование умения образовывать круглые десятки в
пределах 100, записывать и
называть их
Формирование умения присчитывать, отсчитывать по 10
в пределах 100

Образовывают круглые десятки, записывают и называют их
Осуществляют счёт в пределах
100, присчитывая по 10

Образовывают круглые десятки, записывают и называют их
Осуществляют счёт в пределах
100, присчитывая, отсчитывая
по 10

31

75

76

Письменная нумерация в пределах
100
Круглые десятки
Составные арифметические задачи
в два действия

1

Меры стоимости

1

Формирование умения сравнивать и упорядочивать круглые десятки
Формирование умения складывать, вычитать круглые десятки (30 + 10; 40 – 10)
Формирование знаний о разрядном составе чисел
Формирование умения представлять и записывать числа в
виде круглых десятков
Формирование умения заменять десятки на единицы; единицы на десятки
Формирование умения решать
составные арифметические
задачи в два действия (нахождение произведения, частного)
Формирование знаний о соотношении: 1 р. = 100 к.
Формирование умения присчитывать, отсчитывать по 10
р. (10 к.) в пределах 100 р.
(100 к.).
Знакомство с монетой 50 к.
Формирование умения разменивать монеты достоинством
50 к., 1 р. монетами по 10 к.,
разменивать монеты более
мелкого достоинства (10 к.)
монетой более крупного достоинства

Записывают числа в виде круглых десятков
Заменяют десятки на единицы,
единицы на десятки (с помощью учителя)
Решают составные арифметические задачи на нахождение
произведения, частного (с помощью учителя)

Записывают числа в виде круглых десятков
Заменяют десятки на единицы,
единицы на десятки
Решают составные арифметические задачи на нахождение
произведения, частного

Знают соотношение: 1 р. = 100
к.
Присчитывают, отсчитывают по
10 р. (10 к.) в пределах 100 р.
(100 к.)
Разменивают монеты достоинством 50 к., 1 р. монетами по 10
к., разменивать монеты более
мелкого достоинства (10 к.) монетой более крупного достоинства (с помощью учителя)

Знают соотношение: 1 р. = 100
к.
Присчитывают, отсчитывают по
10 р. (10 к.) в пределах 100 р.
(100 к.)
Разменивают монеты достоинством 50 к., 1 р. монетами по 10
к., разменивать монеты более
мелкого достоинства (10 к.) монетой более крупного достоинства

32

7778

Числа от 21 - 100

2

7981

Сложение вида
50+3, 47=40+7

3

Формирование умения получать двузначные числа в пределах 100 из десятков и единиц, читать и записывать числа в пределах 100
Формирование умения откладывать (моделировать) числа в
пределах 100 с использованием счётного материала, на основе знания их десятичного
состава
Формирование знаний о числовом ряде в пределах 100
Формирование умения присчитывать, отсчитывать по 1 в
пределах 100, умения получать следующее и предыдущее
число
Формирование умения решать
простые и составные задачи с
числами в пределах 100
Формирование умения находить значения числового выражения (решение примеров)
в два арифметических действия на последовательное
присчитывание, отсчитывание
по 1
Решение примеров на сложение вида 50+3, 47=40+7
Формирование умения складывать числа в пределах 100

Получают двузначные числа в
пределах 100 из десятков и единиц, читают и записывают числа в пределах 100
Считают в пределах 100 в прямом порядке
Осуществляют счет в пределах
100, присчитывая по 1, 10 (с
помощью учителя)

Получают двузначные числа в
пределах 100 из десятков и единиц, читают и записывают числа в пределах 100
Считают в пределах 100 в прямом и обратном порядке; о месте каждого числа в числовом
ряду в пределах 100
Осуществляют счет в пределах
100, присчитывая по 1, 10

Выполняют сложение чисел в
пределах 100 (полученных при
счете и при измерении величин
одной мерой) без перехода через разряд на основе приемов
устных вычислений (с помощью учителя)

Выполняют сложение чисел в
пределах 100 (полученных при
счете и при измерении величин
одной мерой) без перехода через разряд на основе приемов
устных вычислений

33

8283

Понятие разряда
Разрядная таблица
Сравнение чисел
соседних разрядов

2

8485

Вычитание вида
25-20, 25-5

2

на основе десятичного состава
чисел
Формирование знаний о разрядах: единицы, десятки, сотни
Формирование умения представлять числа в виде суммы
разрядных слагаемых
Формирование умения раскладывать двузначные числа
на десятки и единицы
Формирование умения сравнивать числа в пределах 100
(по месту в числовом ряду; по
количеству разрядов; по количеству десятков и единиц)
Формирование умения составлять и решать арифметические
задачи с числами в пределах
100 по предложенному сюжету, готовому решению, краткой записи
Формирование умения находить значения числового выражения (решение примеров)
в два арифметических действия на последовательное
присчитывание, отсчитывание
по 1
Решение примеров на вычитание вида 25-20, 25-5
Формирование умения вычи-

Различают разряды: единицы,
десятки, сотни
Представляют числа в виде
суммы разрядных слагаемых
Считают в пределах 100 в прямом порядке
Осуществляют счет в пределах
100, присчитывая по 1, 10 (с
помощью учителя)

Различают разряды: единицы,
десятки, сотни
Представляют числа в виде
суммы разрядных слагаемых
Считают в пределах 100 в прямом и обратном порядке; о месте каждого числа в числовом
ряду в пределах 100
Осуществляют счет в пределах
100, присчитывая по 1, 10

Выполняют вычитание чисел в
пределах 100 (полученных при
счете и при измерении величин
одной мерой) без перехода через разряд на основе приемов
устных вычислений (с помощью учителя)

Выполняют вычитание чисел в
пределах 100 (полученных при
счете и при измерении величин
одной мерой) без перехода через разряд на основе приемов
устных вычислений

34

86

Контрольная работа по теме
«Сотня. Нумерация»

1

87

Меры длины –
метр

1

88

Меры времени
Год
Календарь

1

тать числа в пределах 100 на
основе десятичного состава
чисел
Формирование умения составлять и решать арифметические
задачи с числами в пределах
100 по предложенному сюжету, готовому решению, краткой записи
Самостоятельное выполнение
сложения и вычитания чисел в
пределах 100 (полученных при
счете и при измерении величин одной мерой) без перехода через разряд на основе приемов устных вычислений

Выполняют сложение и вычитание чисел в пределах 100 (полученных при счете и при измерении величин одной мерой)
без перехода через разряд на
основе приемов устных вычислений, с помощью счётного материала
Формирование знаний о мере
Различают меры длины: метр,
измерения длины, соотношедециметр, сантиметр
ния изученных мер длины
Знают соотношение единиц изФормирование умения преоб- мерения: 1м = 100 см
разовывать и сравнивать чисСравнивают числа, полученные
ла, полученные при измерении при измерении величин одной
мерой (с помощью учителя)
Формирование знаний о мерах Различают единицы измерения
времени, соотношения изувремени, их соотношение
ченных мер времени
Называют месяцы года, опредеФормирование знаний о поляют их последовательность и
рядке месяцев в году, номера
количество суток в каждом мемесяцев от начала года
сяце с помощью календаря (с
Формирование умения польпомощью учителя)
зоваться календарями

Выполняют сложение и вычитание чисел в пределах 100 (полученных при счете и при измерении величин одной мерой)
без перехода через разряд на
основе приемов устных вычислений
Различают меры длины: метр,
дециметр, сантиметр
Знают соотношение единиц измерения: 1м = 100 см
Сравнивают числа, полученные
при измерении величин одной
мерой
Различают единицы измерения
времени, их соотношение
Называют месяцы года, определяют их последовательность и
количество суток в каждом месяце с помощью календаря

35

Формирование умения читать
показатели времени по часам
Сотня. Сложение и вычитание чисел – 36 часов
8991

Сложение круглых десятков

3

9293

Сложение вида
34+2, 2+34

2

Формирование умения складывать и вычитать круглые
десятки (30 + 20; 50 – 20)
Формирование умения складывать и вычитать круглые
десятки, полученные при измерении стоимости
Формирование умения разменивать монеты достоинством
1 р. монетами по 50 к., монеты
более мелкого достоинства (50
к.) монетой более крупного
достоинства (1 р.)

Выполняют сложение и вычитание круглых десятков в пределах 100 (полученных при счете и при измерении величин одной мерой) без перехода через
разряд на основе приемов устных вычислений (с помощью
учителя)
Разменивают монеты достоинством 1 р. монетами по 50 к.,
монеты более мелкого достоинства (50 к.) монетой более
крупного достоинства (1 р.),
возможна помощь учителя
Формирование умения склаВыполняют сложение чисел в
дывать двузначные и однопределах 100 (полученных при
значные числа в пределах 100 счете и при измерении величин
без перехода через разряд
одной мерой) без перехода чеприемами устных вычислений, рез разряд на основе приемов
с записью примеров в строчку устных вычислений (с помо(34 + 2; 2 + 34)
щью учителя)

Выполняют сложение и вычитание чисел в пределах 100 (полученных при счете и при измерении величин одной мерой)
без перехода через разряд на
основе приемов устных вычислений
Разменивают монеты достоинством 1 р. монетами по 50 к.,
монеты более мелкого достоинства (50 к.) монетой более
крупного достоинства (1 р.)
Выполняют сложение чисел в
пределах 100 (полученных при
счете и при измерении величин
одной мерой) без перехода через разряд на основе приемов
устных вычислений

36

9495

Вычитание вида
25-2, 46-4

2

9697

Задачи (краткая
запись)

2

98

Порядок действий
выражений без
скобок

1

Центр, радиус

1

99

Формирование умения вычитать двузначные и однозначные числа в пределах 100 без
перехода через разряд приемами устных вычислений, с
записью примеров в строчку
Решение примеров на вычитание вида 25-2, 46-4
Формирование умения решать
задачи по краткой записи,
изученных видов (простые и
составные)

Формирование умения находить значения числового выражения (решение примеров)
со скобками и без скобок в два
арифметических действия
(сложение, вычитание) в пределах 100
Формирование умения находить значения числового выражения (решение примеров)
без скобок в два арифметических действия (сложение (вычитание) и умножение; сложение (вычитание) и деление) в
пределах 100 по инструкции о
порядке действий
Знакомство с центром, радиу-

Выполняют вычитание чисел в
пределах 100 (полученных при
счете и при измерении величин
одной мерой) без перехода через разряд на основе приемов
устных вычислений (с помощью учителя)

Выполняют вычитание чисел в
пределах 100 (полученных при
счете и при измерении величин
одной мерой) без перехода через разряд на основе приемов
устных вычислений

Решают простые арифметические задачи
Решают составные арифметические задачи в два действия
(сложение, вычитание, умножение, деление) (с помощью учителя)
Выполняют действия в числовых выражениях (примерах) в
два арифметических действия
со скобками и без скобок (с помощью учителя)
Находят значение числового
выражения без скобок в два
арифметических действия в
пределах 100 по инструкции о
порядке действий

Решают простые арифметические задачи
Решают составные арифметические задачи в два действия
(сложение, вычитание, умножение, деление)

Различают понятия: окруж-

Различают понятия: окруж-

Выполняют действия в числовых выражениях (примерах) в
два арифметических действия
со скобками и без скобок
Находят значение числового
выражения без скобок в два
арифметических действия в
пределах 100

37

окружности круга

100- Сложение вида
102 43+20, 20+43, 4320

3

103- Сложение вида
104 34+23

2

105- Вычитание вида
106 45-31, 35-25, 35-32

2

сом окружности и круга Формирование умения строить
окружности с данным радиусом
Формирование умения строить окружности с радиусами,
равными по длине, разными
по длине
Формирование умения складывать и вычитать двузначные
числа и круглые десятки в
пределах 100 приемами устных вычислений, с записью
примеров в строчку (43 + 20;
20 + 43; 43 – 20)
Формирование умения увеличивать, уменьшать числа на
несколько десятков в пределах
100, с записью выполненных
операций в виде числового
выражения (примера)
Формирование умения складывать двузначные числа в
пределах 100 без перехода через разряд приемами устных
вычислений, с записью примеров в строчку (34 + 23)
Формирование умения вычитать двузначные числа в пределах 100 без перехода через
разряд приемами устных вы-

ность, круг, радиус
Строят окружности с данным
радиусом, окружности с радиусами, равными по длине, разными по длине (с помощью
учителя)

ность, круг, радиус
Строят окружности с данным
радиусом, окружности с радиусами, равными по длине, разными по длине

Выполняют сложение и вычитание чисел в пределах 100 (полученных при счете и при измерении величин одной мерой)
без перехода через разряд на
основе приемов устных вычислений (с помощью учителя)
Увеличивают, уменьшают числа на несколько десятков в пределах 100

Выполняют сложение и вычитание чисел в пределах 100 (полученных при счете и при измерении величин одной мерой)
без перехода через разряд на
основе приемов устных вычислений
Увеличивают, уменьшают числа на несколько десятков в пределах 100, с записью выполненных операций в виде числового выражения (примера)

Выполняют сложение чисел в
пределах 100 (полученных при
счете и при измерении величин
одной мерой) без перехода через разряд на основе приемов
устных вычислений (с помощью учителя)
Выполняют вычитание чисел в
пределах 100 (полученных при
счете и при измерении величин
одной мерой) без перехода че-

Выполняют сложение чисел в
пределах 100 (полученных при
счете и при измерении величин
одной мерой) без перехода через разряд на основе приемов
устных вычислений
Выполняют вычитание чисел в
пределах 100 (полученных при
счете и при измерении величин
одной мерой) без перехода че-

38

107

Задачи (краткая
запись)

1

108

Контрольная работа по теме
«Сотня. Сложение
и вычитание чисел»

1

109- Сложение и вычи110 тание двузначных
чисел

2

Числа, полученные при измерении двумя мерами

1

111

числений, с записью примеров
в строчку
Решение примеров на вычитание вида 45-31, 35-25, 35-32
Формирование умения решать
задачи по краткой записи,
изученных видов (простые и
составные)

рез разряд на основе приемов
устных вычислений (с помощью учителя)

Решают простые арифметические задачи
Решают составные арифметические задачи в два действия
(сложение, вычитание, умножение, деление) (с помощью учителя)
Самостоятельное выполнение Выполняют сложение и вычисложения и вычитания двутание двузначных чисел в презначных чисел в пределах 100 делах 100 без перехода через
без перехода через разряд
разряд приемами устных выприемами устных вычислений, числений, с записью примеров
с записью примеров в строчку в строчку, с помощью счётного
материала
Формирование умения склаВыполняют сложение и вычидывать и вычитать двузначные тание чисел в пределах 100 (почисла в пределах 100 без пелученных при счете и при изрехода через разряд приемами мерении величин одной мерой)
устных вычислений, с записью без перехода через разряд на
примеров в строчку
основе приемов устных вычислений (с помощью учителя)
Формирование умения читать Читают и записывают числа,
и записывать числа, полученполученные при измерении
ные при измерении длины
стоимости, длины двумя мерадвумя мерами (2 м 15 см), по- ми (с помощью учителя)
лученные при измерении сто- Измеряют длины предметов в
имости двумя мерами (15 р. 50 метрах и сантиметрах, с запик.)
сью результатов измерений в

рез разряд на основе приемов
устных вычислений
Решают простые арифметические задачи
Решают составные арифметические задачи в два действия
(сложение, вычитание, умножение, деление)
Выполняют сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 100 без перехода через
разряд приемами устных вычислений, с записью примеров
в строчку
Выполняют сложение и вычитание чисел в пределах 100 (полученных при счете и при измерении величин одной мерой)
без перехода через разряд на
основе приемов устных вычислений
Читают и записывают числа,
полученные при измерении
стоимости, длины двумя мерами
Измеряют длины предметов в
метрах и сантиметрах, с записью результатов измерений в

39

112- Сложение вида:
115 27 + 3, 96+4,
34+26, 68+32

4

116- Вычитание одно119 значного, двузначного числа из
круглых десятков

4

Формирование умения измерять длины предметов в метрах и сантиметрах, с записью
результатов измерений в виде
числа с двумя мерами (1 м 20
см), моделировать числа, полученные при измерении стоимости двумя мерами, с помощью набора из монет достоинством 10 р., 1 р., 2 р., 5
р., 50 к., 10 к.
Формирование умения складывать двузначные числа с
однозначными в пределах 100,
получать в сумме круглых десятков и числа 100 приемами
устных вычислений, с записью
примеров в строчку
Решение примеров на сложение вида: 27 + 3, 96+4, 34+26,
68+32
Формирование умения вычитать однозначные, двузначные
числа из круглых десятков
приёмами устных вычислений,
с записью примеров в строчку
(50 – 4; 50 – 24)
Формирование умения вычитать однозначные, двузначные
числа из числа 100 приёмами
устных вычислений, с записью
примеров в строчку (100 – 4;

виде числа с двумя мерами,
возможна помощь

виде числа с двумя мерами

Выполняют сложение чисел в
пределах 100 (полученных при
счете и при измерении величин
одной мерой) без перехода через разряд на основе приемов
устных вычислений (с помощью учителя)

Выполняют сложение чисел в
пределах 100 (полученных при
счете и при измерении величин
одной мерой) без перехода через разряд на основе приемов
устных вычислений

Выполняют вычитание чисел в
пределах 100 (полученных при
счете и при измерении величин
одной мерой) без перехода через разряд на основе приемов
устных вычислений (с помощью учителя)

Выполняют вычитание чисел в
пределах 100 (полученных при
счете и при измерении величин
одной мерой) без перехода через разряд на основе приемов
устных вычислений

40

100 – 24)

41

120

Итоговая контрольная работа

1

121- Простые арифме122 тические задачи
на нахождение
произведения,
частного

2

123- Меры времени 124 сутки, минута

2

Выполняют самостоятельно
решение примеров на сложение и вычитание
Выполняют самостоятельно
решение простых арифметические задачи на нахождение
произведения, частного (деление на равные части и по содержанию)
Формирование умения решать
простые арифметические задачи на нахождение произведения, частного (деление на
равные части и по содержанию)
Знакомство с мерой времени –
минутой. Формирование знаний о соотношении: 1 сут. =
24 ч., 1 ч = 60 мин.
Формирование умения читать
и записывать числа, полученные при измерении времени
двумя мерами (4 ч 15 мин)
Формирование умения определять время по часам с точностью до 5 мин; называть
время двумя способами (прошло 3 ч 45 мин, без 15 мин 4
ч)

Выполняют сложение и вычитание чисел в пределах 100 с
помощью счётного материала
Решают простые арифметические задачи на нахождение
произведения, частного (деление на равные части и по содержанию) (с помощью учителя)
Решают простые арифметические задачи на нахождение
произведения, частного (деление на равные части и по содержанию) (с помощью учителя)
Различают единицы измерения
времени: минута, час, месяц,
год.
Знают соотношение единиц
времени
Знают и называют месяцы,
определяют их последовательность и количество суток в
каждом месяце с помощью календаря (с помощью учителя)

Выполняют сложение и вычитание чисел в пределах 100 Решают простые арифметические
задачи на нахождение произведения, частного (деление на
равные части и по содержанию)

Решают простые арифметические задачи на нахождение
произведения, частного (деление на равные части и по содержанию)
Различают единицы измерения
времени: минута, час, месяц,
год. Знают соотношение единиц
времени
Знают и называют месяцы,
определяют их последовательность, номера месяцев от начала года и количество суток в
каждом месяце с помощью календаря

42

Умножение и деление чисел – 8 часов
125- Таблица умноже127 ния и деления на
2,3,4,5,6

3

128- Деление по со130 держанию

3

131- Порядок действий
132 со скобками

2

Формирование знания табличного умножения чисел 2, 3, 4, 5, 6
(в пределах 20)
Формирование знания табличного деления чисел на 2, 3, 4, 5, 6
(на равные части, в пределах 20)
Формирование понимания взаимосвязи умножения и деления
Знакомство с делением по содержанию. Формирование умения выполнять практические
упражнения по делению предметных совокупностей на 2, 3, 4,
5
Формирование умения различать
два вида деления (на равные части и по содержанию) на уровне
практических действий; различать способ записи и чтения
каждого вида деления
Формирование умения решать
простые арифметические задачи
на нахождение частного, раскрывающие смысл арифметического
действия деления (по содержанию); выполнять решение задачи
на основе действий с предметными совокупностями
Формирование умения соблюдать порядок действий в число-

Пользуются таблицей умножения и деления чисел 2, 3,
4, 5, 6
Решают простые арифметические задачи на нахождение
произведения, частного (с
помощью учителя)
Понимают смысл действий
умножения и деления (на
равные части и по содержанию), выполняют их в практическом плане при оперировании предметными совокупностями (с помощью
учителя)
Решают простые арифметические задачи на нахождение
частного, раскрывающие
смысл арифметического действия деления (по содержанию); выполнять решение
задачи на основе действий с
предметными совокупностями (с помощью учителя)

Выполняют действия в числовых выражениях (приме-

Знают таблицу умножения чисел 2, 3, 4, 5, 6, используют её
при выполнении деления на основе понимания взаимосвязи
умножения и деления
Решают простые арифметические задачи на нахождение
произведения, частного
Понимают смысл действий
умножения и деления (на равные части и по содержанию),
выполняют их в практическом
плане при оперировании предметными совокупностями
Решают простые арифметические задачи на нахождение
частного, раскрывающие смысл
арифметического действия деления (по содержанию); выполнять решение задачи на основе
действий с предметными совокупностями

Выполняют действия в числовых выражениях (примерах) в
43

вых выражениях без скобок, содержащих умножение и деление
Формирование умения находить
значение числового выражения в
два арифметических действия
(сложение, вычитание, умножение, деление)

рах) в два арифметических
действия со скобками и без
скобок (с помощью учителя)

два арифметических действия
со скобками и без скобок

Повторение – 4 часа
133- Сложение и вычи134 тание чисел в пределах 100

2

Формирование умения складывать и вычитать двузначные числа в пределах 100 без перехода
через разряд приемами устных
вычислений, с записью примеров
в строчку

135- Умножение и де136 ление чисел в
пределах 20

2

Закрепление знания табличного
умножения чисел 2, 3, 4, 5, 6 (в
пределах 20)
Закрепление знания табличного
деления чисел на 2, 3, 4, 5, 6 (на
равные части, в пределах 20)
Закрепление понимания взаимосвязи умножения и деления

Выполняют сложение и вычитание чисел в пределах
100 (полученных при счете и
при измерении величин одной мерой) без перехода через разряд на основе приемов
устных вычислений (с помощью учителя)
Пользуются таблицей умножения и деления чисел 2, 3,
4, 5, 6
Решают простые арифметические задачи на нахождение
произведения, частного (с
помощью учителя)
Понимают смысл действий
умножения и деления (на
равные части и по содержанию)

Выполняют сложение и вычитание чисел в пределах 100 (полученных при счете и при измерении величин одной мерой)
без перехода через разряд на
основе приемов устных вычислений
Знают таблицу умножения и
деления чисел 2, 3, 4, 5, 6
Решают простые арифметические задачи на нахождение
произведения, частного
Понимают смысл действий
умножения и деления (на равные части и по содержанию)

44


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».