Приложение № 9 к Адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 вариант 2 МБОУ «Махнёвская СОШ», утвержденной приказом МБОУ «Махнёвская СОШ» от 31.08.2023 гола № 123/1 Рабочая программа начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 «Музыка» (для 2 класса) ОГЛАВЛЕНИЕ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА .............................................................. 3 II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ................................................................... 6 III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ........................................................... 7 IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ................................................. 11 2 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФАООП УО (вариант 1)), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR). ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Учебный предмет «Музыка» относится к предметной области «Искусство» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Музыка» в 2 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 34 часа в год (1 час в неделю). ФАООП УО (вариант 1) определяет цель и задачи учебного предмета «Музыка». Цель обучения - приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части духовной культуры. Задачи обучения: накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение доступного опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями, слушательскими и доступными исполнительскими умениями); приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от музыкального искусства, формирование стремления и 3 привычки к слушанию музыки, посещению концертов, самостоятельной музыкальной деятельности; развитие способности получать удовольствие от музыкальных произведений, выделение собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта самостоятельной музыкально деятельности; формирование простейших эстетических ориентиров и их использование в организации обыденной жизни и праздника; развитие восприятия, в том числе восприятия музыки, мыслительных процессов, певческого голоса, творческих способностей обучающихся. Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» в 2 классе определяет следующие задачи: приобщение музыкальных к музыкальному произведений искусству народной, через композиторской, слушание детской, классической и современной о природе, детстве, труде, школьной жизни, общественных явлениях. формирование умения спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях; формирование умения выражать эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения разного характера; формирование умения кратко (с опорой на вопросы учителя) передавать внутреннее содержание музыкального произведения; формирование умения различать разнообразные по звучанию, форме и характеру музыкальные произведения (весела, грустная, спокойная мелодия песня, марш, танец) формирование умения с помощью учителя узнавать прослушанные ранее песни по вступлению; 4 формирование умения с помощью учителя различать части песни (запев, припев, проигрыш, окончание); формирование навыков пения хором - работа над напевным звучанием на основе элементарного овладения певческим дыханием. Певческий диапазон (ре1 — си1 октавы). Развитие умения напевного звучания при точном интонировании мотива. Активизация внимания к единой правильной интонации; знакомство с понятиями оркестр, ансамбль; знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием (арфа, флейта, орган); реализация психокоррекционных и психотерапевтических возможностей музыкальной деятельности для преодоления у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеющихся нарушений развития и профилактики возможной социальной дезадаптации; воспитание адекватного отношения к результатам собственной деятельности и деятельности других, формирование основы самооценки. 5 II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ В результате освоения программы по предмету «Музыка» во 2 классе, у обучающихся развивается интерес к музыкальной культуре, музыкальному исполнительству, формируется умение анализировать музыкальный материал (услышанное, исполненное), умение выделять в нем части, определять основные средства музыкальной выразительности: динамические оттенки (громко, тихо); особенности темпа (быстро, умеренно, медленно); высоту звука (низкий, средний, высокий), характер звуковедения (плавно, отрывисто), эмоционально передавать содержание произведений, развивается навык игры на ударно-шумовых инструментах (маракасы, бубен, треугольник; ложки). Содержание разделов № п/п Название раздела, темы Количество Контрольные часов работы 1. Здравствуй музыка 2 - 2. Урожай собирай 8 - 3. Новогодний хоровод 8 - 4. Защитники Отечества 3 - 5. Маме песню мы споем 3 - 6. Дружба крепкая 4 - 7. Вот оно, какое наше лето 6 - 34 - Итого 6 III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные: формирование способности к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятию соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; развитие навыков коммуникации и принятых норм социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными навыками; формирование навыков проявления доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств. Предметные: Минимальный уровень: определение характера и содержания знакомых музыкальных произведений; пение с инструментальным сопровождением (с помощью педагога); протяжное пение гласных звуков; различение вступления, окончания песни; передача метроритма мелодии (хлопками); различение музыкальных произведений по содержанию и характеру (веселые, грустные и спокойные); представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании. 7 Достаточный уровень: самостоятельное исполнение разученных песен, как с инструментальным сопровождением, так и без него; сольное пение художественного и пение хором исполнения, с с выполнением учетом средств требований музыкальной выразительности; правильная передача мелодии в диапазоне ре1-си1; различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни; передача ритмического рисунка мелодии (хлопками, голосом); определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных произведений (веселые, грустные и спокойные); ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера; различение основных средств музыкальной выразительности: динамические оттенки (громко, тихо); особенности темпа (быстро, умеренно, медленно); высота звука (низкий, средний, высокий), характер звуковедения (плавно, отрывисто); формирование представления обо всех включенных в программу музыкальных инструментах и их звучании (арфа, рояль, пианино, балалайка, баян, барабан, гитара, труба, маракасы, румба, бубен, треугольник, скрипка, орган). Система оценки достижений Оценка предметных результатов по музыке во 2 классе основана на принципах индивидуального объективности оценки, качественных изменений и дифференцированного раскрывающей в психическом динамику и подходов, достижений социальном и развитии обучающихся; единства параметров, критериев и инструментария оценки 8 достижений в освоении содержания, что сможет обеспечить объективность оценки в разных образовательных организациях. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем педагогического работника, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объёму и элементарные по содержанию знания и умения выполняют коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определённую роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах: −0 баллов - нет фиксируемой динамики; −1 балл - минимальная динамика; −2 балла - удовлетворительная динамика; −3 балла - значительная динамика. Результаты обучения на уроке музыки во 2 классе оцениваются со второго полугодия по пятибалльной системе и дополняются устной характеристикой ответа. На уроках проверяется и оценивается: 1) умение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) слушать музыкальные произведения (установка слушателя), давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности; 2) умение обучающихся сравнивать музыкальные произведения, обобщать полученные знания; 3) знание музыкальной литературы; 9 4) владение вокально-хоровыми навыками. 1. Слушание музыки Оценка «5» - установка слушателя выполнена полностью; правильный и полный ответ включает в себя характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, возможна помощь учителя. Оценка «4» - установка слушателя выполнена не полностью; ответ правильный, но неполный, включает в себя характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, много наводящих вопросов учителя. Оценка «3» - установка слушателя почти не выполнена; ответ правильный, но неполный или односложный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, много наводящих вопросов учителя. Оценка «2» - не ставится 2. Хоровое пение Оценка «5» знание мелодической линии и текста песни; чистое интонирование и ритмически точное исполнение; выразительное исполнение. Оценка «4» - знание мелодической линии и текста песни; в основном чистое интонирование и ритмически правильное исполнение; пение недостаточно выразительное. Оценка «3» - допускаются небольшие неточности в исполнении мелодии и текста песни; неуверенное, не вполне точное, фальшивое интонирование, есть ритмические неточности; пение невыразительное. Оценка «2» - не ставится 10 IV. № Тема предмета Кол-во часов 1. «Здравствуй музыка». Вводный урок 1 2. «Улыбка» из мультфильма «Крошка Енот», музыка В. Шаинского, слова М. Тимофеевского Повторение правил пения 1 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Программное содержание Повторение правил поведения на уроках музыки. Работа с учебником. Знакомство с учебником (разделы учебника и условные обозначения). Повторение изученных музыкальных инструментов. Слушание изученных в 1-ом классе музыкальных произведений. Хоровое пение. Повторение изученной в 1-ом классе «Песенки Крокодила Гены» (музыка В. Шаинского, слова А. Тимофеевского) Повторение правил певческой установки и певческого дыхания. Работа с учебником. Знакомство обучающихся с музыкальным инструментом – арфа. Слушание музыки - «Вальс» А.К. Глазунова. Хоровое пение - «Улыбка» из Дифференциация видов деятельности Минимальный уровень Достаточный уровень Под контролем учителя выполняют правила поведения на уроках музыки. Рассматривают и показывают условные обозначения, по изображению узнают музыкальные инструменты. Показывают эмоциональный отклик на знакомое музыкальное произведение. Подпевают отдельные звуки и фразы с помощью учителя Выполняют правила поведения на уроках музыки. Показывают и называют условные обозначения. Самостоятельно показывают и называют музыкальные инструменты, различают на слух. Показывают эмоциональный отклик на музыкальное произведение, узнают и называют его. Поют песню по памяти вместе с учителем, соблюдая мелодию и ритм Под руководством учителя выполняют правила пения. Правильно стоят, сидят во время пения. Рассматривают иллюстрации с изображением арфы, отличают арфу от ранее изученных инструментов. Слушают, показывают эмоциональный отклик на Выполняют правила пения. Правильно стоят, сидят во время пения. Рассматривают иллюстрации с изображением арфы, называют отличия от ранее изученных инструментов, определяют на слух звучание арфы. Слушают, показывают эмоциональный отклик на 11 мультфильма «Крошка Енот», музыка В. Шаинского, слова М. Тимофеевского. Выполнение музыкальноритмических движений игры «Руки кверху поднимаем» произведение. Подпевают повторяющиеся звуки, слоги и слова. Повторяют движения музыкально - ритмической игры за учителем 3. Урожай собирай! Русская народная песня «На горе-то калина» 1 Повторение правил пения и дыхания. Упражнение «Я подую». Разучивание русской народной песни «На горе-то калина». Ритмическое упражнение «Корова». Динамические оттенки понятия «громко» и «тихо» Повторяют действия за учителем. Подпевают отдельные слова и звуки, пытаются воспроизводить мелодию. Выполняют движения под чтение стихотворения учителем, произносят звук «Му-у» громко или тихо, повторяя за учителем 4. Знакомство с высокими и низкими звуками 1 Слушание музыки: «Жаворонок», А. Рамирес в обр. П. Мориа». Знакомство с высокими и низкими звуками. Работа с учебником: знакомство с понятием «оркестр». Техническая работа над Слушают музыку. Показывают эмоциональный отклик на музыкальное произведение. Рассматривают иллюстрацию. Определяют визуально «много музыкальных инструментов» Подпевают отдельные звуки, произведение, дают эмоциональную характеристику музыке, узнают звучание музыкальных инструментов. Поют музыкальные фразы на одном дыхании, воспроизводят мелодию и слова произведения. Принимают активное участие в музыкально - ритмической игре, повторяют движения самостоятельно Повторяют действия за учителем, а затем самостоятельно. Запоминают и повторяют с учителем. Воспроизводят мелодию и слова разученного отрывка. Выполняют движения, проговаривая с учителем слова игры, произносят звук «Му-у» громко или тихо по инструкции учителя Слушают музыку. Показывают эмоциональный отклик на музыкальное произведение, отвечают на вопросы учителя о характере музыки. Определяют высокие и низкие звуки. Рассматривают иллюстрацию, 12 5. Русская народная песня «Каравай» 1 6. Знакомство с понятием «Ансамбль» 1 русской народной песни «На горе-то калина». Ритмическое упражнение «Корова». Повторение понятий «громко» и «тихо» слова. Выполняют движения и произносят звук «Му-у» громко и тихо под контролем учителя Повторение правил пения и певческого дыхания. Упражнение «Я подую» Хоровое пение. Исполнение русской народной песни «На горе-то калина». Работа с учебником. Работа с иллюстрацией «Каравай». Разучивание русской народной песни «Каравай» Работа с учебником. Знакомство с понятием «ансамбль». Ритмическая игра-упражнение «Жук». Слушание песни «Добрый жук», музыка А. Спадавеккиа, слова Е. Шварца. Техническая работа над Повторяют действия за учителем. Подпевают отдельные звуки, слова, повторяющиеся фразы. Рассматривают иллюстрацию. Слушают, показывают эмоциональный отклик на музыкальное произведение отвечают на вопросы учителя, запоминают понятие «оркестр». Повторяют и выразительно поют ранее выученные куплеты, запоминают и повторяют с учителем новые фразы, воспроизводят мелодию и слова. Выполняют движения и пропевают звук «Му-у» громко и тихо, проговаривая слова игры Повторяют действия за учителем, а затем самостоятельно. Повторяют и выразительно поют, воспроизводят мелодию и слова песни. Рассматривают иллюстрацию, отвечают на вопросы учителя. Повторяют за учителем слова, пропевают разученную песню Рассматривают иллюстрацию. Определяют визуально несколько исполнителей. Выполняют движения игры, повторяя их за учителем. Слушают, показывают эмоциональный отклик на музыкальное произведение. Рассматривают иллюстрацию, отвечают на вопросы учителя, понимают значение «ансамбль». Активно принимают участие в игре, повторяют слова и движения за учителем. Слушают, отвечают на вопросы, описывают характер 13 русской народной песней «Каравай». Ритмический ансамбль 7. «Неприятность эту мы переживём», музыка Б. Савельева, слова А. Хайта Исполнение русской народной песни «Каравай» с ритмическим ансамблем. Прослушивание песни «Неприятность эту мы переживём», музыка Б. Савельева, слова А. Хайта. Упражнение «Два кота». Хоровое пение изученных в разделе песен 8. «Огороднаяхороводная», музыка А. Можжевелова, слова А. Пассовой Повторение упражнения «Два кота». Слушание песни «Кашалотик», музыка Р. Паулса, слова И. Резника. Работа с учебником иллюстрация «Огород». Хоровое пение. Разучивание песни «Огородная-хороводная», музыка А. Можжевелова, слова А. Пассовой Слушают, узнают песню, повторяют за учителем ритм на детских музыкальных инструментах песни и содержание. Пропевают, повторяют ритм на детских музыкальных инструментах за учителем и самостоятельно Подпевают и повторяют за Поют песню и играют ранее учителем ритм на детских выученный ритм на детских музыкальных инструментах. музыкальных инструментах. Слушают песню, показывают Слушают песню. эмоциональный отклик на Показывают эмоциональный музыкальное произведение, отклик на музыкальное отвечают на вопрос о произведение, отвечают на характере песни. вопросы учителя о характере и Выполняют движения содержании песни. упражнения-игры, повторяя Ритмично выполняют движения их за учителем и слушая упражнения-игры, повторяя их стихотворный текст. за учителем и самостоятельно. Пропевают повторяющиеся Мелодически и ритмически слова и фразы правильно поют песни Выполняют движения Самостоятельно, ритмично со упражнения-игры, повторяя словами выполняют движения их за учителем, слушая упражнения-игры. стихотворный текст. Слушают песню, отвечают на Слушают песню, определяют вопросы о характере и характер музыки. содержании песни, Рассматривают рисунок, придумывают движения под эту называют овощи. музыку. Выполняют правила пения Рассматривают рисунок, под контролем учителя. рассказывают, что на нем Прослушивают и разучивают изображено и для чего. песни по фразам, пропевают Повторяют правила пения. повторяющиеся фразы Правильно стоят (сидят), берут 14 9. Музыкальные инструменты – флейта Музыкальные инструменты – флейта. Техническая работа над песней «Огороднаяхороводная». Слушание музыки - «Шутка» И.С. Баха. Русская народная песня-танец «Заинька» Рассматривают, показывают, по изображению узнают флейту и другие изученные музыкальные инструменты. Пропевают песни по строкам с учителем. Самостоятельно пропевают повторяющиеся фразы песни. Слушают и с помощью учителя определяют характер музыки, показывают по картинке солирующий музыкальный инструмент. Повторяют за учителем движения, подпевают повторяющиеся концы фраз 10. Обобщение по теме «Здравствуй музыка» Повторение правил правильной вокальной установки и певческого дыхания. Повторение изученных песен и упражнений об осени Выполняют задания, повторяют песни, упражнения и движения с помощью учителя дыхание, начинают и заканчивают пение. Прослушивают и разучивают песни по фразам, поют песни с учителем Рассматривают, показывают, называют флейту и другие изученные музыкальные инструменты, различают их на слух. Поют песню с учителем и самостоятельно, интонируя мелодию и соблюдая ритмический рисунок. Слушают и самостоятельно определяют характер музыки, показывают и называют солирующий музыкальный инструмент. Повторяют движения, показанные учителем, выразительно и ритмически правильно исполняют песнютанец Выполняют задания самостоятельно, эмоционально, мелодически и ритмически правильно. Отвечают на вопросы 15 11. «Новогодний хоровод» Русская народная песня «Как на тоненький ледок» 1 Беседа о времени года «зима». Работа с учебником. Хоровое пение: слушание и разучивание русской народной песни «Как на тоненький ледок». Работа над напевным звучанием. Шумовой оркестр – работа с детскими музыкальными инструментами 12. «Колыбельная медведицы», музыка Е. Крылатова, слова Ю. Яковлева 1 Упражнение «Мишка». Хоровое пение: продолжение разучивания русской народной песни «Как на тоненький ледок». Работа над напевным звучанием. Слушание музыки: «Колыбельная медведицы», музыка Е. Крылатова, слова Ю. Яковлева. Понятия «отрывистая» и «плавная» музыка. Шумовой оркестр – работа с детскими музыкальными инструментами Рассматривают иллюстрацию, находят предметы, относящиеся к зимним праздникам. Подпевают отдельные или повторяющиеся звуки, слова, концы фраз. Выполняют задания учителя, стучат ровными долями под счет на инструментах Рассматривают иллюстрацию, называют предметы, относящиеся к зимним праздникам, и называют их назначение. Осмысленно поют с протяжностью гласные. Выполняют задания учителя, исполняют на инструментах несложный ритмический рисунок под руководством учителя Выполняют движения вместе Ритмично выполняют движения с учителем. вместе с учителем и Подпевают отдельные или самостоятельно, проговаривая повторяющиеся звуки, слова, слова. концы фраз. Слушают, показывают Слушают, показывают эмоциональный отклик, эмоциональный отклик, определяют характер песни определяют настроение плавность звучания. песни. Выполняют задания учителя, Выполняют задания учителя, исполняют на инструментах стучат ровными долями под несложный ритмический счет на инструментах рисунок под руководством учителя 16 13. «Новогодняя», музыка А. Филлипенко. слова Г. Бойко 1 Хоровое пение: закрепление и художественное исполнение песни русская народная песня «Как на тоненький ледок». Шумовой оркестр. Беседа о празднике Новый год. Разучивание песни «Новогодняя», музыка А. Филлипенко, слова Г. Бойко Подпевают куплет, окончания строк, пропевают припев. Играют ровными долями на музыкальных инструментах. Слушают, дают односложные ответы. Пропевают мелодию. Повторяют музыкальные фразы вместе с учителем 14. «Возле ёлки» 1 Работа с учебником. Рассматривание иллюстрации «Возле ёлки». Беседа о новогодних традициях. Хоровое пение: продолжение разучивания песни «Новогодняя». Слушание песни «Поезд», музыка Н. Метлова, слова Т. Бабаджанян. Ритмические движения под песню «Поезд». Техническая работа над песней «Как на тоненький ледок». Закрепление понятия «плавно» Рассматривают иллюстрацию, определяют с помощью учителя сюжет новогоднего праздника. Повторяют и пропевают мелодии с учителем. Разучивают и повторяют новые музыкальные фразы вместе с учителем. Слушают, показывают эмоциональный отклик, определяют характер песни, повторяют за учителем элементарные движения. Подпевают куплет, окончания строк, пропевают припев Поют песню, интонируя мелодию, плавно, напевно. Исполняют на инструментах несложный ритмический рисунок. Слушают, называют знакомые стихи и песни, отвечают на вопросы. Пропевают мелодию, повторяют музыкальные фразы с учителем и самостоятельно Рассматривают иллюстрацию, самостоятельно определяют сюжет, отвечают на вопросы. Повторяют с учителем ранее изученные произведения, пропевают мелодии. Разучивают новые музыкальные фразы с учителем. Поют их самостоятельно. Слушают, показывают эмоциональный отклик, определяют характер песни, после разучивания самостоятельно делают движения. Осмысленно поют песню, плавно, интонируя мелодию 17 15. «Песенка Деда Мороза», из м/ф «Дед Мороз и лето», музыка Е. Крылатова, слова Ю Энтина 1 Повторение песен «Как на тоненький ледок» и «Новогодняя». Упражнение «Лягушка». Знакомство с понятием «отрывисто». Слушание музыки «Песенка Деда Мороза» из м/ф «Дед Мороз и лето», музыка Е. Крылатова, слова Ю Энтина 16. «Новогодняя хороводная», музыка А. Островского, слова Ю. Леднёва 1 Разучивание песни «Новогодняя хороводная», музыка А. Островского, слова Ю. Леднёва. Шумовой оркестр – игра на музыкальных инструментах. Упражнение «Лягушка». Повторение понятия «отрывисто». Повторение зимних песен: русская народная песня «Как на тоненький ледок», «Новогодняя» Подпевают куплеты, окончания строк, поют припевы, проявляют эмоциональный отклик на произведение. После разучивания выполняют движения упражнения, повторяя их за учителем. Слушают, показывают эмоциональный отклик, определяют характер песни с помощью учителя, односложно отвечают на вопросы о песне Прослушивают песню в исполнении учителя. Повторяют музыкальные фразы вместе с учителем. Пропевают мелодию. Выполняют задания учителя, стучат на инструментах ровными долями под счет. Выполняют движения упражнения, повторяя их за учителем. Подпевают, уверенно поют припевы песен Осмысленно, выразительно поют песни целиком, плавно, интонируя мелодию. Разучивают движения. Выполняют движения самостоятельно, соответственно характеру содержания, проговаривая отрывисто текст упражнения. Слушают, отвечают на вопросы о характере мелодии, содержании песни и её герое Прослушивают песню в исполнении учителя. Определяют её содержание и характер. Повторяют музыкальные фразы, пропевают мелодию с учителем и самостоятельно. Выполняют задания учителя, исполняют на инструментах ритмический рисунок мелодии. Правильно и самостоятельно выполняют движения, проговаривая отрывисто текст упражнения. Осознанно исполняют песню, соблюдая мелодию и ритм 18 17. «Будьте добры», песня из м/ф «Новогоднее приключение», музыка А. Флярковского, слова А. Санина 1 18. Обобщение по теме «Новогодний хоровод» 1 19. «Защитники Отечества». «Песня о пограничнике» музыка С. Бугославского, слова О. Высотской 1 Хоровое пение: повторение правил певческой установки и певческого дыхания. Работа над песней «Новогодняя». Слушание музыки: «Будьте добры», песня из м/ф «Новогоднее приключение», музыка А. Флярковского, слова А. Санина. Закрепление понятий «плавно» и «отрывисто» на основе выученных песен и упражнений Повторение зимних песен и упражнений. Игра на музыкальных инструментах – шумовой оркестр. Исполнение русской народной песни «Как на тоненький ледок», «Новогодняя» Беседа о празднике «День защитника Отечества». Работа с учебником, иллюстрацией. Хоровое пение: разучивание «Песня о пограничнике», музыка С. Бугославского, слова О. Высотской. Ритмическое упражнение «Солдатик». Слушают, показывают эмоциональный отклик, определяют характер песни с помощью учителя. Отвечают на вопросы односложно, вспоминают названия песен. Поют отдельные повторяющиеся фразы, интонационно правильно воспроизводят мелодию Выразительно, ритмически и интонационно правильно поют песню. Слушают, отвечают на вопросы о характере мелодии, содержании песни. Отвечают на вопросы полным ответом. Напевают песню Эмоционально участвуют в действиях, поют повторяющиеся фразы, припевы, воспроизводят простые движения и ровный ритм с помощью учителя Эмоционально участвуют во всех действиях. Поют песни целиком, воспроизводят мелодию и ритм, правильно распределяют дыхание Слушают учителя, односложно отвечают на вопросы. Рассматривают иллюстрации. Запоминают, подпевают учителю отдельные слова и фразы, воспроизводят мелодию с помощью учителя. Рассматривают иллюстрации, называют предметы и людей, определяют их отношение к празднику. Запоминают и повторяют с учителем, воспроизводят мелодию и слова разученного отрывка. Выполняют движения самостоятельно, соответственно 19 Слушание музыки «Марш деревянных солдатиков» П.И. Чайковского 20. Высокие и низкие звуки. «Марш» из сказки «Петя и волк» С.С. Прокофьева 1 Хоровое пение: продолжение разучивания «Песня о пограничнике». Упражнение «Аты-баты». Слушание музыки: «Марш» из сказки «Петя и волк» С.С. Прокофьева. Повторение понятий «высокие» и «низкие» звуки. Работа с учебником, иллюстрацией к сказке «Петя и волк» 21. «Аты-баты» 1 Хоровое пение: исполнение «Песня о пограничнике». Слушание музыки: «Итальянская полька» С.В. Рахманинова. Понятия «быстрый темп», «короткие звуки». Выполняют движения упражнения, повторяя за учителем. Слушают, показывают эмоциональный отклик, односложно отвечают на вопросы о произведении Поют выученный фрагмент с учителем, слушают новый куплет и пропевают по строкам вместе с учителем. Смотрят, повторяют за учителем движения, делают перестроения под контролем учителя. Слушают, показывают эмоциональный отклик, определяют настроение музыки. Определяют с помощью учителя высоту звука. Слушают учителя, рассматривают иллюстрацию. Односложно отвечают на вопросы Поют музыкальные фразы и куплет полностью с помощью учителя. Слушают произведение, показывают эмоциональный отклик, с помощью учителя определяют характер бодрому характеру содержания, проговаривая слова. Слушают, отвечают на вопросы о характере музыки, содержании и её героях Поют выученный фрагмент с учителем и самостоятельно. Слушают, запоминают и повторяют самостоятельно новый куплет. Смотрят, повторяют движения, показанные учителем, ритмически правильно выполняют движения и перестроения. Слушают, определяют характер музыки, определяют «высокие» и «низкие» звуки. Рассматривают иллюстрацию, называют животных и людей и звуки, которые они издают Поют песню целиком, правильно дышат, воспроизводят мелодию и ритм, распределяют дыхание. Осознанно слушают произведение, определяют настроение музыки, 20 Упражнение «Аты-баты» 22. «Маме песню мы споём». «Мы поздравляем маму», музыка В. Сорокина, слова Р. Красильщиковой 1 Беседа о празднике «Международный женский день». Работа с учебником, иллюстрацией. Хоровое пение: разучивание произведения «Мы поздравляем маму», музыка В. Сорокина, слова Р. Красильщиковой. Слушание песни «Неваляшки», музыка З. Левиной, слова З. Петровой. Ритмическое упражнениетанец «Неваляшки» 23. «Мамин праздник», музыка Ю. Гурьева, слова С. Вигорова 1 Хоровое пение: повторение песни «Мы поздравляем маму». Слушание музыки: пьеса «Лебедь» К. Сен-Санса. Понятия «медленный темп», «долгие звуки», «напевная мелодия». Упражнение «Лебеди». Разучивание песни «Мамин праздник», музыка Ю. музыки. Повторяют за учителем движения, делают перестроения под контролем учителя Слушают учителя, односложно отвечают на вопросы. Рассматривают иллюстрации. Запоминают, подпевают учителю отдельные слова и фразы, интонационно близко воспроизводят мелодию. Слушают, показывают эмоциональный отклик, односложно отвечают на вопросы о произведении. Выполняют движения упражнения, повторяя за учителем Пропевают песню по строкам вместе с учителем интонационно близко к мелодии. Осознанно слушают, показывают эмоциональный отклик, с помощью учителя определяют характер музыки. Смотрят, повторяют за учителем движения, делают характеризуют произведение. Ритмически правильно выполняют движения и перестроения Рассматривают иллюстрации, называют предметы и людей, определяют их отношение к празднику. Запоминают и повторяют с учителем песню, воспроизводят чисто мелодию и слова разученного отрывка. Слушают, отвечают на вопросы о характере песни, содержании, её героях. Выполняют движения самостоятельно, соответственно характеру музыки, ритмично проговаривая слова Поют песню с учителем самостоятельно, правильно интонационно и ритмически, передают ее характер. Осознанно слушают, определяют настроение музыки, характеризуют произведение наличием долгих звуков. Различают понятия «медленный темп», «спокойная, напевная мелодия». 21 Гурьева, слова С. Вигорова 24. Обобщающий урок по теме «Маме песню мы споём» 1 Хоровое пение: исполнение песни «Мамин праздник». Слушание музыки: «Свадебный марш» Ф. Мендельсона. Упражнение «Жаба». Исполнение песни «Мы поздравляем маму» 25. «Дружба крепкая» «Улыбка», музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского 1 Беседа о дружбе, друзьях и их значении в жизни человека. Работа с учебником, иллюстрацией. Слушание песни «Улыбка», музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского. Хоровое пение: разучивание песни «Улыбка». Шумовой оркестр – игра на перестроения под контролем учителя. Запоминают, подпевают отдельные слова и фразы, интонационно близко воспроизводят мелодию Поют музыкальные фразы и песню полностью с помощью учителя. Осознанно слушают, показывают эмоциональный отклик на произведение. С помощью учителя определяют характер музыки. Повторяют за учителем движения упражнения. Пропевают песню по строкам вместе с учителем. Поют всю песню интонационно близко к мелодии с помощью учителя Слушают учителя, односложно отвечают на вопросы. Рассматривают иллюстрации. Слушают произведение, показывают эмоциональный отклик. Запоминают, подпевают учителю отдельные слова и Правильно самостоятельно выполняют движения и перестроения. Запоминают мелодию и текст, воспроизводят чисто мелодию и слова песни Поют песню целиком, правильно дышат, воспроизводят мелодию и ритм, распределяют дыхание. Осознанно слушают, определяют настроение музыки, отвечают на вопросы по содержанию музыки. Уверенно, ритмически правильно повторяют движения, проговаривают слова. Поют песню самостоятельно, интонационно и ритмически правильно, эмоционально передают характер песни Слушают учителя, отвечают на вопросы полным предложением. Рассматривают иллюстрации, рассказывают о своём понимании дружбы. Слушают, отвечают на вопросы о характере песни, содержании, её героях. Запоминают и повторяют с 22 детских инструментах 26. «Настоящий друг», музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского 1 Повторение правил пения. Хоровое пение: техническая работа над песней «Улыбка». Ритмическое упражнение «Баран». Слушание музыки: песня «Когда мои друзья со мной», музыка В. Шаинского, слова М. Танича. Разучивание песни «Настоящий друг», музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского. 27. Оркестр детских инструментов 1 Повторение правил пения. Хоровое пение: Техническая работа над песней «Улыбка» и «Настоящий друг». Шумовой оркестр – игра на детских инструментах под фразы песни, интонационно близко воспроизводят мелодию. Выполняют задания учителя, стучат на инструментах ровными долями под счет Поют выученный фрагмент с учителем, слушают новый куплет и пропевают по строкам вместе с учителем, в унисон, интонационно близко к мелодии. Слушают стихотворение, выполняют движения с помощью учителя. Слушают, определяют настроение музыки. Определяют темп песни с помощью наводящих вопросов. Запоминают и подпевают учителю отдельные слова и фразы песни, интонационно близко воспроизводят мелодию Слаженно и эмоционально поют разученные песни вместе с учителем. Выполняют задания учителя, стучат на инструментах ровными долями под счет. Повторяют за учителем и учителем песню. Воспроизводят чисто мелодию и слова разученного отрывка. Выполняют задания учителя, исполняют на инструментах ритмический рисунок мелодии Поют выученный фрагмент с учителем и самостоятельно. Слушают, запоминают и повторяют самостоятельно новый куплет в унисон интонационно чисто. Слушают стихотворение, повторяют движения ритмически правильно и самостоятельно, проговаривая текст. Слушают, определяют характер прозвучавшей музыки, определяют темп песни. Запоминают мелодию и текст, повторяют ее с учителем и самостоятельно исполняют в унисон мелодию со словами Выразительно, слаженно и эмоционально исполняют разученные песни. Выполняют задания учителя, исполняют на инструментах ритмический рисунок, показанный учителем. 23 песню «Улыбка». Повторение ритмического упражнения «Баран» 28. Обобщающий урок по теме «Дружба крепкая» 1 Повторение песен о дружбе: «Улыбка». музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского; «Настоящий друг», музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского. Повторение ритмических упражнений «Неваляшки» и «Баран» 29. Вот оно какое, наше лето! Русская народная песня «Бабушкин козлик» 1 Беседа о времени года «лето». Работа с учебником. Хоровое пение: русская народная песня «Бабушкин козлик» - разучивание. Упражнение «Козёл» Слушание музыки: «Менуэт» Л. Боккерини. Характеристика танца ритмично делают простые движения Повторяют ранее выученные движения, выполняют движения ритмически правильно и проговаривают текст Поют музыкальные фразы Поют песни целиком самостоятельно. самостоятельно. Поют песни полностью, Правильно дышат, близко интонируя мелодию и распределяют дыхание, точно ритмически с интонируют мелодию и точно помощью учителя. соблюдают ритм. Берут дыхание в начале Выполняют движения и фразы. перестроения самостоятельно Повторяют движения упражнений вместе с учителем Рассматривают Рассматривают иллюстрацию, иллюстрацию, называют называют предметы и ситуации, предметы, относящиеся к относящиеся к лету, объясняют лету. их значение. Запоминают, подпевают Запоминают и повторяют с учителю отдельные слова и учителем, воспроизводят чисто фразы, интонационно близко мелодию и слова разученного воспроизводят мелодию. отрывка. Смотрят, повторяют за Повторяют движения, учителем движения, делают показанные учителем. перестроения под контролем Правильно и самостоятельно учителя. выполняют движения и Осознанно слушают, перестроения, проговаривая показывают эмоциональный слова. отклик, с помощью учителя Осознанно слушают, определяют торжественный определяют торжественный 24 характер музыки, быстрый темп, отрывистое звучание 30. «Если добрый ты», музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского 1 31. Шумовой оркестр 1 Хоровое пение: повторение песни «Бабушкин козлик». Слушание музыки: песня «Волшебный цветок», музыка Ю. Чичкова, слова М. Пляцковского. Упражнение «Улитка». Разучивание песни «Если добрый ты», музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского Пропевают по строкам вместе с учителем. Эмоционально поют всю песню с учителем интонационно близко к мелодии и достаточно чётко ритмически. Осознанно слушают, с помощью учителя определяют лирический характер музыки, спокойный темп, плавность мелодии. Смотрят, повторяют за учителем движения в ритме стихотворения. Запоминают, подпевают учителю отдельные слова и фразы, интонационно близко воспроизводят мелодию Повторение правил пения. Слаженно и эмоционально Хоровое пение: поют разученные песни техническая работа над песней вместе с учителем. «Бабушкин козлик» и «Если Выполняют задания учителя, добрый ты». стучат на инструментах Шумовой оркестр – игра на ровными долями. детских инструментах под Ритмично, в характер, быстрый темп музыки, определяют отрывистое звучание, короткие и длинные звуки. Отвечают на вопросы о произведении Поют песни с учителем и самостоятельно. Правильно интонационно и ритмически, эмоционально передают характер песни. Осознанно слушают, самостоятельно определяют лирическое настроение музыки, характеризуют произведение. Повторяют движения, показанные учителем, и правильно самостоятельно выполняют движения в ритме стихотворения. Запоминают мелодию и текст, повторяют с учителем. Воспроизводят чисто мелодию песни со словами Выразительно, слаженно и эмоционально исполняют разученные песни. Выполняют задания учителя, исполняют на инструментах ритмический рисунок, показанный учителем. 25 32. Музыкальные инструменты. Орган. «На крутом бережку», музыка Б. Савельева, слова А. Хайта 1 33. Урок – концерт 1 песню «Бабушкин козлик». Повторение ритмических упражнений «Козел» и «Улитка». Закрепление понятий о темпе «медленно», «быстро» Музыкальные инструменты – знакомство с органом. Слушание музыки: «Аллегро» И.С. Баха. Упражнение «По грибы». Прослушивание песни «На крутом бережку», музыка Б. Савельева. слова А. Хайта. Разучивание песни «На крутом бережку» соответствующем темпе, делают простые движения, повторяя их за учителем Исполнение песен, изученных в течение года: - «Улыбка», музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского; - песни о дружбе; Слаженно и эмоционально поют разученные песни вместе с учителем. Подпевают и повторяют простые танцевальные движения за учителем. Рассматривают, показывают, по изображению узнают орган. Слушают, с помощью учителя определяют настроение прослушанной музыки и прозвучавший музыкальный инструмент. Называют и отличают по изображению изученные музыкальные инструменты. Смотрят, повторяют за учителем движения в ритме стихотворения. Эмоционально передают характер песни. Поют музыкальные фразы самостоятельно Повторяют ранее выученные движения, выполняют движения ритмически правильно в соответствующем темпе и четко проговаривают текст Рассматривают, показывают, называют орган, узнают его звучание на слух. Осознанно слушают, самостоятельно определяют настроение музыки и прозвучавший музыкальный инструмент. Называют и отличают по изображению и звучанию изученные музыкальные инструменты. Повторяют движения, показанные учителем. Правильно самостоятельно выполняют движения в ритме стихотворения. Эмоционально передают характер песни, поют в унисон самостоятельно Выразительно, слаженно и эмоционально исполняют разученные песни. Поют и выполняют танцевальные движения. Поют песню и исполняют ее на 26 34. Итоговое годовое занятие. Обобщение по теме «Вот оно какое, наше лето!» 1 - песни- танца «Каравай»; - русской народной песни с ритмическими движениями; - «Бабушкин козлик», исполнение русской народной песни с ритмическим ансамблем; - «Аты – баты», ритмическое упражнение с перестроениями; - песни «Если добрый ты», музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского Повторение летних песен. Закрепление понятий о темпе (медленно, спокойно, быстро), высоте звуков (низкие, средние, высокие), длительности звуков (короткий, долгий), характере мелодии (плавно, отрывисто) Делают перестроения под контролем учителя. Подпевают и стучат на инструментах ровными долями шумовых инструментах, соблюдая ритмический рисунок. Ритмически правильно выполняют движения и самостоятельно делают перестроения, декламируя текст стихотворения Эмоционально поют песню в унисон, близко интонируя мелодию и точно ритмически воспроизводя с помощью учителя. Берут дыхание в начале фразы. Выполняют задания учителя, стучат на инструментах ровными долями под счет. Повторяют за учителем и ритмично делают простые движения Эмоционально передают характер песни. Поют песни целиком в унисон самостоятельно. Правильно дышат, распределяют дыхание, точно интонируют мелодию и соблюдают ритм. Выполняют задания учителя, точно исполняют на инструментах ритмический рисунок. Выполняют ранее выученные движения ритмически правильно 27