Приложение № 2 к Адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 вариант 2 МБОУ «Махнёвская СОШ», утвержденной приказом МБОУ «Махнёвская СОШ» от 31.08.2023 гола № 123/1 Рабочая программа основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 «Математика» (для 8 класса) Махнёво 2023 ОГЛАВЛЕНИЕ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.............................................................. 3 II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ................................................................... 5 III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ........................................................... 7 IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ................................................ 13 2 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR). ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Учебный предмет «Математика» относится к предметной области «Математика» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Математика» в 8 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 170 часов в год (5 часов в неделю). Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Математика». Цель обучения – максимальное общее развитие обучающихся, коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого обучающегося на разных этапах обучения. Задачи обучения: формирование и развитие математических знаний и умений, необходимых для решения практических задач в учебной и трудовой деятельности, используемых в повседневной жизни; коррекция недостатков познавательной деятельности и повышение уровня общего развития; 3 воспитание положительных качеств и свойств личности. Рабочая программа по учебному предмету «Математика» в 8 классе определяет следующие задачи: совершенствование устных и письменных вычислительных навыков в пределах 1000 000; формирование умения производить арифметические действия с целыми и дробными числами; формирование умения преобразовывать числа, полученные при измерении и производить с ними дальнейшие арифметические действия; формирование умения производить действия с числами, полученными при измерении площади; формирование умения простые арифметические задачи на нахождение числа по одной его доле, выраженной обыкновенной или десятичной дробью; простые арифметические задачи на нахождение среднего арифметического двух и более чисел; составные задачи на пропорциональное деление, «на части», способом принятия общего количества за единицу; формирование умения находить площадь круга, длину окружности, выделять сектор и сегмент; формирование понятия градус (обозначение 1◦), знакомство с транспортиром; формирование представления о диаграммах (линейные, столбчатые, круговые); воспитание интереса к математике и стремление использовать знания в повседневной жизни. 4 II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Обучение математике в 8 классе носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию математических знаний в различных ситуациях. Распределение учебного материала осуществляется концентрически, что позволяет обеспечить постепенный переход от исключительно практического изучения математики к практико-теоретическому изучению, с обязательным учётом значимости усваиваемых знаний и умений формирования жизненных компетенций. В процессе изучения математики у обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальной недостаточности) развивается элементарное математическое мышление, формируются и корригируются такие его формы, как сравнение, анализ, синтез, развиваются способности к обобщению и конкретизации, создаются условия для коррекции памяти, внимания и других психических функций. Основными организационными формами работы на уроке математики являются: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная работа, работа в парах. При проведении уроков математики предполагается использование следующих методов: словесные (рассказ или изложение знаний, беседа, работа по учебнику или другим печатным материалам); наглядные (наблюдение, демонстрация предметов или их изображений); предметно - практические (измерение, вычерчивание геометрических фигур, моделирование, нахождение значений числовых выражений); - частично - поисковые (эвристическая беседа, олимпиада, практические работы); 5 исследовательские (проблемное изложение); система специальных коррекционно – развивающих приемов; методы убеждения (словесное разъяснение, убеждение, требование); методы организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, поручение); методы стимулирования поведения (похвала, поощрение, взаимооценка). Широкое применение находит проблемное изложение знаний, при котором является создание проблемной ситуации, исследование, поиск правильного ответа. В учебном процессе чаще всего предполагается использование комбинации указанных методов. Комплексное их использование позволяет более полно решать задачи каждого урока. Содержание разделов № п/п Название раздела Количество часов Количество контрольных работ 1. Нумерация чисел в пределах 1000000. Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей 11 ч. 1 ч. 2. Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей, в том числе чисел, полученных при измерении 14 ч. 1 ч. 3. Обыкновенные дроби. Сложение и вычитание обыкновенных дробей Десятичные дроби и числа, полученные при измерении Арифметические действия с целыми и дробными числами и числами, полученными при измерении площади, выраженными десятичными дробями 16 ч. 2 ч. 16 ч. 1 ч. 16 ч. 1 ч. 6. Геометрический материал 24ч. 7. Повторение 73ч. 4. 5. Итого: 170 ч. 6 ч. 6 III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные: сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств; принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально – значимых мотивов учебной деятельности; формирование к способности осмыслению картины мира, её временно – пространственной организации. Предметные: Минимальный уровень: уметь считать в пределах 100 000 присчитыванием разрядных единиц (1 000, 10 000) устно и с записью чисел (с помощью учителя); счет 137 в пределах 1 000 присчитыванием равных числовых групп по 2, 20, 200, 5, 25, 250; выполнять сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число чисел (небольших), полученных при измерении двумя мерами стоимости, длины, массы письменно; выполнять сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число, на 10, 100, 1 000 десятичных дробей; знать способы проверки умножения и деления чисел в пределах 100 000 на однозначное число, круглые десятки, выполненных приемами письменных вычислений, и уметь их выполнять с целью определения правильности вычислений; знать единицы измерения (мер) площади, уметь их записать и читать; уметь вычислять площадь прямоугольника (квадрата) (с помощью учителя). 7 8 Достаточный уровень: считать в пределах 1 000 000 присчитыванием, отсчитыванием разрядных единиц и равных числовых групп; выполнять сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное число многозначных чисел в пределах 1 000 000 (полученных при счете и при измерении величин), обыкновенных и десятичных дробей; выполнять умножение и деление десятичных дробей на 10, 100, 1 000; находить число по одной его доле, выраженной обыкновенной или десятичной дробью; уметь находить среднее арифметическое чисел; выполнять решение простых арифметических задач на пропорциональное деление; знать величину 1°; размеров прямого, острого, тупого, развернутого, полного углов; суммы смежных углов, углов треугольника; уметь строить и измерять углы с помощью транспортира; уметь строить треугольники по заданным длинам сторон и величине углов; знать единицы измерения (мер) площади, их соотношений; уметь вычислять площадь прямоугольника (квадрата); знать формулу вычисления длины окружности, площади круга; уметь вычислять длину окружности и площадь круга по заданной длине радиуса; уметь построить точку, отрезок, треугольник, четырехугольник, окружность, симметричные относительно оси, центра симметрии. 9 Система оценки достижений Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах: 0 баллов - нет фиксируемой динамики; 1 балл - минимальная динамика; 2 балла - удовлетворительная динамика; 3 балла - значительная динамика. Оценка предметных результатов осуществляется по итогам индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных, текущих, промежуточных и итоговых) и тестовых заданий. При оценке предметных результатов учитывается уровень самостоятельности обучающегося и особенности его развития. Критерии оценки предметных результатов: Оценка «5» ставится за верное выполнение задания. При этой оценке допускаются 1 – 2 недочёта. Оценка «5» ставится, если обучающийся: дает правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить правильность ответа предметно-практическими действиями, знает и умеет применять правила, умеет самостоятельно оперировать изученными математическими представлениями; умеет самостоятельно, с минимальной помощью учителя, правильно решить задачу, объяснить ход решения; умеет производить и объяснять устные и письменные вычисления; 10 правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур пот отношению друг к другу на плоскости и в пространстве; правильно выполняет работы по измерению и черчению с помощью измерительного и чертежного инструментов, умеет объяснить последовательность работы. Оценка «4» ставится, если обучающийся допускает 2 -3 ошибки и не более 2 недочёта. Оценка «4» ставится, если обучающийся: при ответе допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ; при вычислениях, в отдельных случаях, нуждается в дополнительных промежуточных записях, назывании промежуточных результатов вслух, опоре на образы реальных предметов; при решении задач нуждается в дополнительных вопросах учителя, помогающих анализу предложенной задачи, уточнению вопросов задачи, объяснению выбора действий; с незначительной помощью учителя правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости, в пространстве по отношению друг к другу; выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной точностью. Оценка «3» ставится, если обучающийся допустил 4-5 ошибок и несколько мелких. Также оценку «удовлетворительно» может получить обучающийся, совершивший несколько грубых ошибок, но при повторных попытках улучшивший результат. Оценка «3» ставится обучающемуся, если он: 11 при незначительной помощи учителя или учащихся класса дает правильные ответы на поставленные вопросы, формулирует правила, может их применять; производит вычисления с опорой на различные виды счетного материала, но с соблюдением алгоритмов действий; понимает и записывает после обсуждения решение задачи под руководством учителя; узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости и в пространстве со значительной помощью учителя или обучающихся, или с использованием записей и чертежей в тетрадях, в учебниках, на таблицах, с помощью вопросов учителя; правильно выполняет измерение и черчение после предварительного обсуждения последовательности работы, демонстрации её выполнения. Оценка «2» - не ставится. 12 № Тема урока п/п Кол-во часов IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Программное содержание Дифференциация видов деятельности обучающихся Минимальный уровень Достаточный уровень Нумерация чисел в пределах 1000000. Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей – 11 часов (+ 5ч геом материала 1. Устная и письменная нумерация чисел в пределах 1000000 1 2. Чтение и запись многозначных чисел 1 3. Угол. Виды углов 1 Получение чисел в пределах 1000000 из разрядных слагаемых; разложение чисел на разрядные слагаемые. Числовой ряд в пределах 1000000. Четные, нечетные числа. Простые и составные числа Чтение и запись чисел с помощью цифр в таблице разрядов, сравнение чисел, расположение чисел по порядку. Решение простых задач Распознавание видов углов: прямой, тупой, острый, развернутый. Построение углов Получают числа в пределах 100000 из разрядных слагаемых; раскладывают числа на разрядные слагаемые. Называют числовой ряд в пределах 100000 Получают числа в пределах 1 000 000 из разрядных слагаемых; раскладывают числа на разрядные слагаемые. Называют числовой ряд в пределах 1 000 000. Присчитывают, отсчитывают разрядных единиц в пределах 1 000 000 Читают, записывают целые и Читают, записывают целые и дробдробные числа. ные числа. Решают примеры (легкие Решают примеры и задачи в случаи) и задачи в 1 действие 2-3 действия Различают виды углов: прямой, тупой, острый, развернутый. Измеряют и строят углы (легкие случаи) Различают виды углов: прямой, тупой, острый, развернутый. Измеряют и строят углы по названию в соотношении с прямым углом 13 4. Сравнение многозначных чисел 1 Сравнение целых чисел и десятичных дробей Решение арифметических задач на сравнение (отношение) чисел. Решение задач с вопросами «На сколько больше (меньше)?» Сравнивают целые многозначные числа и десятичные дроби (легкие случаи) в пределах 100000. Решают арифметические задачи в 1 действие с вопросами «На сколько больше (меньше)?» Сравнивают целые многозначные числа и десятичные дроби в пределах 1000000. Решают арифметические задачи в 2-3 действие с вопросами «На сколько больше (меньше)?» 5 Присчитывание и отсчитывание чисел равными числовыми группами 1 Присчитывание, отсчитывание по 10, 100, 1000, 10 000, 100 000; работа с таблицей разрядных слагаемых Присчитывают, отсчитывают разрядные единицы в пределах 1 00000. Называют виды многозначных чисел: чётные и нечётные, простые и составные 6 Градус. Обозначение. Транспортир 1 Понятие градуса. Обозначение: 1°. Величина прямого, острого, тупого, развернутого, полного углов в градусах. Знакомство с транспортиром. Элементы транспортира. Построение и измерение углов с помощью транспортира Формулируют понятие градуса. Называют величину прямого, острого, тупого, развернутого, полного углов в градусах. Строят и измеряют углы с помощью транспортира Присчитывают, отсчитывают разрядных единиц в пределах 1 000 000. Знают виды многозначных чисел: чётные и нечётные, простые и составные. Умеют выполнять разложение многозначных чисел на разрядные слагаемые Формулируют понятие градуса. Называют величину прямого, острого, тупого, развернутого, полного углов в градусах. Знакомятся с транспортиром и его элементами. Строят и измеряют углы с помощью транспортира 14 7 Округление чисел до указанного разряда 1 Округление чисел, работа с инструкцией, решение задач с округление конечного результата. Решение задач с округлением конечного результата 8 Сложение и вычитание многозначных чисел 1 Сложение и вычитание многозначных чисел приемами устных и письменных вычислений; проверка правильности вычислений. Решение задач на расчет стоимости товара Выполняют устные вычисления. Читают многозначные числа, записывают их под диктовку Называют разряды и классы чисел. Пользуются правилом округления чисел, округляют числа до указанного разряда. Решают задачи в 1 действие. Называют компоненты действий (в том числе в примерах), обратные действия. Выполняют устные вычисления. Составляют примеры на сложение и вычитание. Устно решают задачи практического содержания на расчет стоимости товара. Решают задачи на расчет стоимости товара в 1 действие Выполняют устные вычисления. Читают многозначные числа, записывают их под диктовку Называют разряды и классы чисел. Пользуются правилом округления чисел. Округляют числа до указанного разряда. Решают задачи в 2-3 действия, планируют ход решения задачи Называют компоненты действий (в том числе в примерах), обратные действия. Выполняют устные вычисления. Составляют примеры на сложение и вычитание. Устно решают задачи практического содержания. Выполняют арифметические действия с многозначными числами. Воспроизводят в устной речи алгоритм письменного сложения и вычитания в процессе решения примеров. Выполняют проверку правильности вычислений с помощью обратного действия Решают задачи на расчет стоимости товара. Называют формулы нахождения зависимости «цена», «количество», «стоимость». Планируют ход решения задачи в 3 действия 15 9 Измерение острых углов с помощью транспортира 1 Измерение острых углов с помощью транспортира, запись их значения, сравнение углов по градусной величине Решение примеров с неизвестным слагаемым, обозначенным буквой х. проверка правильности вычислений по нахождению неизвестного слагаемого. Решение простых арифметических задач на нахождение неизвестного слагаемого 10 Нахождение неизвестного слагаемого 1 11 Нахождение неизвестного уменьшаемого 1 Решение примеров с неизвестным уменьшаемым, обозначенным буквой х. Проверка правильности вычислений по нахождению неизвестного уменьшаемого. Решение простых арифметических задач на нахождение неизвестного уменьшаемого 12 Измерение тупых углов с помощью транспортира 1 Измерение тупых углов с помощью транспортира, запись их значения, сравнение углов по градусной величине Строят и измеряют острые углы с помощью транспортира (легкие случаи) Строят и измеряют острые углы с помощью транспортира Выполняют устные вычисления на сложение целых чисел. Называют компоненты действий (в том числе в примерах), обратные действия. Решают примеры с неизвестным слагаемым (легкие случаи). Решение простых арифметических задач в 1 действие на нахождение неизвестного слагаемого Выполняют устные вычисления на вычитание целых чисел. Называют компоненты действий (в том числе в примерах), обратные действия. Решают примеры с неизвестным уменьшаемым, обозначенным буквой х (легкие случаи). Решают простые арифметические задачи в 1 действие на нахождение неизвестного уменьшаемого Строят и измеряют тупые углы с помощью транспортира (легкие случаи) Выполняют устные вычисления на сложение целых чисел. Называют компоненты действий (в том числе в примерах), обратные действия. Решают примеры с неизвестным слагаемым Определяют и обосновывают способ нахождения неизвестного. Решают задачи в 2-3 действия на нахождение неизвестного слагаемого Выполняют устные вычисления на сложение целых чисел. Называют компоненты действий (в том числе в примерах), обратные действия. Решают примеры на вычитание целых чисел. Находят неизвестное уменьшаемое. Определяют и обосновывают способ нахождения неизвестного уменьшаемого. Решают задачи в 2-3 действия на нахождение неизвестного уменьшаемого Строят и измеряют тупые углы с помощью транспортира 16 13 Нахождение неизвестного вычитаемого 1 Решение примеров с неизвестным вычитаемым, обозначенным буквой х. Проверка правильности вычислений по нахождению неизвестного вычитаемого. Решение простых арифметических задач на нахождение неизвестного вычитаемого Выполняют устные вычисления на вычитание целых чисел. Называют компоненты действий (в том числе в примерах), обратные действия. Решают примеры на вычитание целых чисел. Находят неизвестное вычитаемое (легкие случаи). Решают задачу на нахождение неизвестного вычитаемого (легкий случай) Выполняют задания контрольной работы с помощью калькулятора Выполняют устные вычисления на сложение целых чисел. Называют компоненты действий (в том числе в примерах), обратные действия. Решают примеры на вычитание целых чисел. Находят неизвестное вычитаемое. Определяют и обосновывают способ нахождения неизвестного. Решают задачи на нахождение неизвестного вычитаемого 14 Контрольная работа № 1 по теме: «Сложение и вычитание в пределах 1000000» 1 Работа по разноуровневым индивидуальным карточкам – заданиям по теме. Самопроверка выполненных заданий 15 Работа над ошибками. Анализ контрольной работы 1 Разбор и исправление ошибок в заданиях в которых допущены ошибки Исправляют ошибки, допущенные в контрольной работе Разбирают и исправляют ошибки, допущенные в контрольной работе 16 Построение тупых углов с помощью транспортира 1 Построение тупых углов по заданным градусным величинам с помощью транспортира, сравнение углов Строят и измеряют тупые углы с помощью транспортира (легкие случаи) Строят и измеряют тупые углы с помощью транспортира Выполняют задания контрольной работы Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей, в том числе чисел, полученных при измерении -14 часов (+6ч геом материала) 17 Десятичные дроби 1 Чтение и запись десятичных дробей без знаменателя, сравнение десятичных дробей. Работа с таблицей классов и разрядов Выполняют устные вычисления. Выделяют десятичные дроби, записанные со знаменателем, среди ряда обыкновенных дробей. Выполняют устные вычисления. Выделяют десятичные дроби, записанные со знаменателем, среди ряда обыкновенных дробей. Называют числители десятичной дроби. 17 Называют числители десятичной дроби. Называют доли десятичной дроби. Записывают десятичные дроби со знаменателем и без знаменателя Называют классы и разряды чисел Называют доли десятичной дроби. Записывают десятичные дроби со знаменателем и без знаменателя Называют классы и разряды чисел. Читают по разрядам числа, записанные в таблице. Записывают десятичные дроби в таблицу разрядов и классов. 18 18 Сложение десятичных дробей 1 Сложение десятичных дробей с одинаковым знаменателем (с одинаковым количеством знаков после запятой) и разным знаменателем (с разным количеством знаков после запятой) Читают десятичные дроби, записывать их под диктовку. Выполняют сложение десятичных дробей с одинаковыми знаменателями. 19 Измерение и построение углов с помощью транспортира 1 Измерение и построение углов с помощью транспортира, запись их значения, сравнение углов по градусной величине 20 Вычитание десятичных дробей 1 Вычитание десятичных дробей с одинаковым знаменателем (с одинаковым количеством знаков после запятой) и разным знаменателем (с разным количеством знаков после запятой). Решают задачи, содержащие отношения «больше на…», «меньше на…» Называют величину прямого, острого, тупого, развернутого, полного углов в градусах. Строят и измеряют углы с помощью транспортира (легкие случаи) Читают десятичные дроби, записывать их под диктовку. Выполняют вычитание десятичных дробей с разными знаменателями. Решают задачи, содержащие отношения «больше на…», «меньше на…» в 1 действие 1 Отработка алгоритма умножения целых чисел и однозначное число, отработка устного решения простых задач на увеличение в несколько раз 21 Умножение целых чисел на однозначное число Выполняют устные вычисления. Называют компоненты действия (в том числе в примерах). Пользуются таблицей умно- Читают десятичные дроби, записывать их под диктовку. Выполняют сложение десятичных дробей с разными знаменателями. Воспроизводят в устной речи алгоритм письменного сложения в процессе решения примеров. Сокращают десятичные дроби. Записывают десятичные дроби, выражая их в одинаковых долях. Называют величину прямого, острого, тупого, развернутого, полного углов в градусах. Строят и измеряют углы с помощью транспортира Читают десятичные дроби, записывать их под диктовку. Выполняют вычитание десятичных дробей с разными знаменателями. Воспроизводят в устной речи алгоритм письменного вычитания в процессе решения примеров. Сокращают десятичные дроби. Записывают десятичные дроби, выражая их в одинаковых долях. Решают задачи, содержащие отношения «больше на…», «меньше на…» в 2-3 действия. Планируют ход решения задачи Выполняют устные вычисления. Называют компоненты действия (в том числе в примерах). Выполняют вычисления письменно. Проверяют правильность своих вычислений по учебнику. 19 жения. Выполняют вычисления письменно (легкие случаи). Решают простые задачи в 1 действие 22 Смежные углы. Сумма смежных углов 1 23 Деление целых чисел на однозначное число 1 24 Умножение десятичных дробей на однозначное число 1 Вычисление величины смежного угла по данной градусной величине одного из углов. Построение смежных углов по заданной градусной величине одного из углов Отработка алгоритма деления целых чисел и однозначное число, устного решения простых задач на уменьшение в несколько раз Вычисляют величину смежного угла по данной градусной величине одного из углов (легкие случаи) Строят смежные углы Отработка алгоритма умножения десятичных дробей на однозначное число, отработка устного решения простых задач на увеличение в несколько раз Выполняют устные вычисления. Называют компоненты действия (в том числе в примерах). Пользуются таблицей умножения. Сравнивают целые числа и десятичные дроби. Выполняют вычисления Выполняют устные вычисления. Называют компоненты действия (в том числе в примерах). Пользуются таблицей умножения. Выполняют вычисления письменно (легкие случаи). Решают простые задачи в 1 действие Воспроизводят в устной речи алгоритм письменного умножения в процессе решения примеров Производят разбор условия задачи в 2-3 действия, выделяют вопрос задачи, составляют краткую запись, планируют ход решения задачи, формулируют ответ на вопрос задачи Вычисляют величину смежного угла по данной градусной величине одного из углов. Строят смежные углы по заданной градусной величине одного из углов Выполняют устные вычисления. Называют компоненты действия (в том числе в примерах). Выполняют вычисления письменно. Воспроизводят в устной речи алгоритм письменного деления в процессе решения примеров. Производят разбор условия задачи в 2-3 действия, выделяют вопрос задачи, составляют краткую запись, планируют ход решения задачи, формулируют ответ на вопрос задачи Выполняют устные вычисления. Называют компоненты действия (в том числе в примерах). Сравнивают целые числа и десятичные дроби. Выполняют вычисления письменно. Воспроизводят в устной речи алгоритм письменного умножения в процессе решения примеров. Производят разбор условия задачи в 20 письменно (легкие случаи). Решают простые задачи в 1 действие 25 Построение углов с помощью транспортира 1 26 Деление десятичных дробей на однозначное число 1 27 Умножение целых чисел и десятичных дробей на 10,100,1000 1 28 Построение углов с помощью транспортира 1 29 Деление целых чисел и десятичных дробей на 10,100,1000. 1 Построение углов с помощью транспортира, запись их значения, сравнение углов по градусной величине Отработка алгоритма деления десятичных дробей на однозначное число, отработка устного решения простых задач на уменьшение в несколько раз Отработка алгоритма умножения целых чисел и десятичных дробей на круглые десятки, решение примеров, решение простых и составных задач на увеличение в несколько раз Строят и измеряют различные вилы углов с помощью транспортира (легкие случаи) Выполняют устные вычисления. Называют компоненты действия (в том числе в примерах). Пользуются таблицей умножения. Выполняют вычисления письменно (легкие случаи) Применяют алгоритм умножения целых чисел и десятичной дроби на круглые десятки (легкие случаи). Решают простые задачи в 1 действие на увеличение в несколько раз Построение углов с помощью Строят и измеряют различтранспортира, запись их значения, ные вилы углов с помощью сравнение углов по градусной ветранспортира (легкие слуличине чаи) Отработка алгоритма деления цеПрименяют алгоритм делелых чисел и десятичных дробей на ния целого числа и десятичкруглые десятки, решение применой дроби на круглые десятров, решение простых и составных ки (легкие случаи) 2-3 действия, выделяют вопрос задачи, составляют краткую запись, планируют ход решения задачи, формулируют ответ на вопрос задачи Строят и измеряют различные виды углов с помощью транспортира, называют их градусную меру Выполняют устные вычисления. Называют компоненты действия (в том числе в примерах). Сравнивают десятичные дроби. Выполняют вычисления письменно. Воспроизводят в устной речи алгоритм письменного деления в процессе решения примеров. Производят разбор условия задачи в 2-3 действия, выделяют вопрос задачи, составляют краткую запись, планируют ход решения задачи, формулируют ответ на вопрос задачи Применяют алгоритм умножения целого числа и десятичной дроби на круглые десятки. Решают простые и составные задачи на увеличение в несколько раз в 2 действия Строят и измеряют различные виды углов с помощью транспортира, называют их градусную меру Применяют алгоритм деления целого числа и десятичной дроби на круглые десятки. Решают простые и составные задачи 21 задач на уменьшение в несколько раз Решают простые задачи в 1 действие на уменьшение в несколько раз в 2-3 действия на уменьшение в несколько раз. Выполняют измерение расстояния между заданными точками 22 30 Контрольная работа № 2 по теме: «Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей на однозначное число» Работа над ошибками. Анализ контрольной работы 1 32 Измерение углов с помощью транспортира 33 Умножение целых чисел и десятичных дробей на двузначное число 31 Работа по разноуровневым индивидуальным карточкам – заданиям по теме. Самопроверка выполненных заданий Выполняют задания контрольной работы с помощью калькулятора Выполняют задания контрольной работы Разбор и исправление ошибок в заданиях в которых допущены ошибки. Исправляют ошибки, допущенные в контрольной работе Разбирают и исправляют ошибки, допущенные в контрольной работе 1 Измерение углов заданной величины с помощью транспортира, запись градусной меры углов, сравнение углов Измеряют различные вилы углов с помощью транспортира (легкие случаи) Измеряют различные виды углов с помощью транспортира, называют их градусную меру 1 Устное вычисление примеров на табличное умножение. Решение примеров на письменное умножение и десятичных дробей на двузначное число Выполняют устные вычисления на умножение и деление целых чисел на однозначное число. Называют компоненты действия «умножение» (в том числе в примерах), обратное действие. Выполняют вычисления письменно (легкие случаи) Выполняют устные вычисления на умножение и деление целых чисел. Называют компоненты действия «умножение» (в том числе в примерах), обратное действие. Выполняют вычисления письменно. Выполняют проверку правильности вычислений с помощью обратного действия. Производят разбор условия задачи, выделяют вопрос задачи, составляют краткую запись, планируют ход решения задачи, формулируют ответ на вопрос задачи 23 34 Деление целых чисел на двузначное число 1 Устное вычисление примеров на табличное деление. Решение примеров на письменное деление целых чисел на двузначное число. Решение задач на пропорциональное деление Выполняют устные вычисления на умножение и деление целых чисел на однозначное число. Называют компоненты действия деления. Выполняют вычисления письменно (легкие случаи). Решают задачи в 1 действие 35 Треугольник. Виды треугольников 1 Называют виды треугольников. Строят треугольники по образцу 36 Деление десятичных дробей на двузначное число 1 Виды треугольников по величине углов, по длинам сторон. Построение треугольников по трем данным сторонам с помощью циркуля и линейки Устное вычисление примеров на табличное умножение и деление. Решение примеров на письменное деление десятичных дробей. Решение задач на деление «на части» Выполняют устные вычисления на умножение и деление целых чисел. Называют компоненты действия деления. Выполняют вычисления письменно (легкие случаи). Производят разбор условия задачи в 1 действие, выделяют вопрос задачи Выполняют устные вычисления на умножение и деление целых чисел. Называют компоненты действия деление (в том числе в примерах), обратное действие. Выполняют вычисления письменно. Воспроизводят в устной речи алгоритм письменного деления на двузначное число в процессе решения примеров. Выполняют проверку правильности вычислений с помощью обратного действия. Производят разбор условия задачи в 2-3 действия., выделяют вопрос задачи, составляют краткую запись, планируют ход решения задачи, формулируют ответ на вопрос задачи Называют виды треугольников. Строят треугольники по заданным параметрам Выполняют устные вычисления на умножение и деление целых чисел. Называют компоненты действия деление (в том числе в примерах), обратное действие. Выполняют вычисления письменно. Производят разбор условия задачи, выделяют вопрос задачи, составляют краткую запись, планируют ход решения задачи, формулируют ответ на вопрос задачи Обыкновенные дроби-16 часов (+6ч геом материала) 24 37 Обыкновенные дроби. Сокращение дробей 1 Образование, преобразование, сравнение, сокращение дробей, чтение и запись дробей Читают дроби и смешанные числа. Записывают дроби и смешанные числа на слух. Называют числитель и знаменатель обыкновенных дробей. Вычисляют одну часть числа. Записывают результаты деления чисел в виде обыкновенных дробей. Представляют число 1 в виде дроби. Различают правильные и неправильные дроби 38 Построение треугольника по длинам двух сторон и градусной мере угла, заключенного между ними 1 Различие видов треугольников. Построение треугольника по длинам двух сторон и градусной мере угла, заключенного между ними Выполняют построения треугольников по длинам двух сторон и градусной мере угла, заключенного между ними по образцу 39 Замена целых или смешанных чисел неправильными дробями 1 Смешанные числа. Числитель и знаменатель дроби. Запись смешанных чисел в виде неправильных дробей. Решение задач на пропорциональное деление Читают дроби и смешанные числа. Записывают дроби и смешанные числа на слух. Называют числитель и знаменатель обыкновенных дробей. Записывают результаты деления чисел в виде обыкновенных дробей (легкие случаи) Различают правильные и не- Выполняют устные вычисления. Читают дроби и смешанные числа. Записывают дроби и смешанные числа на слух. Называют числитель и знаменатель обыкновенных дробей. Вычисляют одну часть числа. Записывают результаты деления чисел в виде обыкновенных дробей. Представляют число 1 в виде дроби. Различают правильные и неправильные дроби. Производят разбор условия задачи, выделяют вопрос задачи, составляют краткую запись, планируют ход решения задачи, формулируют ответ на вопрос задач Выполняют построения треугольников по длинам двух сторон и градусной мере угла, заключенного между ними Выполняют устные вычисления. Читают дроби и смешанные числа. Записывают дроби и смешанные числа на слух. Называют числитель и знаменатель обыкновенных дробей. Вычисляют одну часть числа. Записывают результаты деления чисел в виде обыкновенных дробей. Представляют число 1 в виде дроби. Различают правильные и неправильные дроби. 25 правильные дроби 40 Сложение обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями 1 Сложение дробей с одинаковыми знаменателями. Решение составных задач Выполняют устные вычисления. Устно решают простые задачи. Решают примеры на сложение дробей (легкие случаи) Проверяют свои действия по правилу в учебнике. Воспроизводят в устной речи алгоритм сложения обыкновенных дробей в процессе решения примеров. Работают в паре. Решают задачу в 1 действие 41 Построение треугольника по длинам двух сторон и градусной мере двух углов, прилежащих к ней 1 Различие видов треугольников. Построение треугольника по длинам двух сторон и градусной мере двух углов, прилежащих к ней Выполняют построение треугольников по длинам двух сторон и градусной мере двух углов, прилежащих к ней по образцу 42 Вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями 1 Обыкновенные дроби. Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Решение составных задач Выполняют устные вычисления. Устно решают простые задачи. Решают примеры на вычитание дробей (легкие случаи) Проверяют свои действия по правилу в учебнике. Производят разбор условия задачи, выделяют вопрос задачи, составляют краткую запись, планируют ход решения задачи, формулируют ответ на вопрос задач Выполняют устные вычисления. Устно решают простые задачи. Решают примеры на сложение дробей. Проверяют свои действия по правилу в учебнике. Воспроизводят в устной речи алгоритм сложения обыкновенных дробей в процессе решения примеров. Работают в паре. Производят разбор условия задачи, выделяют вопрос задачи в 2 действия, составляют краткую запись, планируют ход решения задачи, формулируют ответ на вопрос задачи Выполняют построение треугольников по длинам двух сторон и градусной мере двух углов, прилежащих к ней Выполняют устные вычисления. Устно решают простые задачи. Решают примеры на вычитание дробей. Проверяют свои действия по правилу в учебнике. Воспроизводят в устной речи алгоритм вычитания обыкновенных 26 Воспроизводят в устной речи алгоритм вычитания обыкновенных дробей в процессе решения примеров. Работают в паре. Решают простую задачу в 1 действие. 43 Сложение и вычитание смешанных чисел 1 Смешанные числа. Сложение и вычитание смешанных чисел. Вычитание смешанного числа из целого числа. Преобразование смешанных чисел. Решение задач на нахождение среднего арифметического чисел Выполняют устные вычисления. Устно решают простые задачи. Решают примеры на вычитание и сложение смешанных чисел (легкие случаи) Проверяют свои действия по правилу в учебнике. Воспроизводят в устной речи алгоритм сложения м вычитания смешанных чисел в процессе решения примеров. Работают в паре. Решают простую задачу в 1 действие 44 Построение треугольников (все случаи) 1 Умеют выполнять построение треугольников (легкие случаи) 45 Сложение обыкновенных дробей с разными знаменателями 1 Виды треугольников по величине углов и по длинам сторон. Построение треугольников по трем данным. Выражение дробей в одинаковых долях (приведение к общему знаменателю). Сравнение дробей с разными знаменателями. Сложение дробей с разными зна- Выполняют устные вычисления. Устно решают простые задачи. Решают примеры на сложение дробей с разными знаме- дробей в процессе решения примеров. Работают в паре. Производят разбор условия задачи в 2 действия, выделяют вопрос задачи, составляют краткую запись, планируют ход решения задачи, формулируют ответ на вопрос задачи Выполняют устные вычисления. Устно решают простые задачи. Решают примеры на сложение и смешанных чисел. Проверяют свои действия по правилу в учебнике. Воспроизводят в устной речи алгоритм сложения и вычитания смешанных чисел в процессе решения примеров. Работают в паре. Производят разбор условия задачи в 3 действия, выделяют вопрос задачи, составляют краткую запись, планируют ход решения задачи, формулируют ответ на вопрос задачи Умеют выполнять построение треугольников Выполняют устные вычисления. Устно решают простые задачи. Решают примеры на сложение обыкновенных дробей с разными знаменателями. Проверяют свои действия по прави27 46 Вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями 1 менателями. Преобразование дробей. Вычитание дроби из числа 1. Решение простых задач нателями (легкие случаи) Проверяют свои действия по правилу в учебнике. Решают простую задачу в 1 действие Выражение дробей в одинаковых долях (приведение к общему знаменателю). Вычитание дробей с разными знаменателями. Преобразование дробей. Вычитание дроби из числа 1 Выполняют устные вычисления. Устно решают простые задачи. Решают примеры на вычитание дробей с разными знаменателями (легкие случаи) Проверяют свои действия по правилу в учебнике. Воспроизводят в устной речи алгоритм вычитания обыкновенных дробей в процессе решения примеров. Работают в паре лу в учебнике. Воспроизводят в устной речи алгоритм сложения и вычитания обыкновенных дробей с разными знаменателями в процессе решения примеров. Производят разбор условия задачи в 2 действия, выделяют вопрос задачи, составляют краткую запись, планируют ход решения задачи, формулируют ответ на вопрос задачи Выполняют устные вычисления. Устно решают простые задачи. Решают примеры на вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями. Проверяют свои действия по правилу в учебнике. Воспроизводят в устной речи алгоритм сложения и вычитания обыкновенных дробей с разными знаменателями в процессе решения примеров. Работают в паре 28 47 Сумма углов треугольника 1 48 Контрольная работа № 3 по теме: «Сложение и вычитание обыкновенных дробей» 1 49 Работа над ошибками. Анализ контрольной работы 50 Площадь фигур 1 Сумма углов треугольника. Вычисление величины углов треугольника в градусах Работа по разноуровневым индивидуальным карточкам – заданиям по теме. Самопроверка выполненных заданий Находят сумму углов треугольника. Вычисляют величину углов Выполняют задания контрольной работы с помощью калькулятора Находят сумму углов треугольника. Вычисляют величину углов треугольника в градусах Выполняют задания контрольной работы Разбор и исправление ошибок в заданиях, в которых допущены ошибки Исправляют ошибки, допущенные в контрольной работе Разбирают и исправляют ошибки, допущенные в контрольной работе Площадь. Обозначение площади: S. Единицы измерения площади: 1 кв. см (1 см²), 1 кв. дм (1 дм²); их соотношение. Арифметические задачи, связанные с нахождением площади Выполняют устные вычисления. Приводят примеры из жизни, когда приходиться иметь дело с понятием «площадь». Составляют из деталей игры «Танграм» различные геометрические фигуры. Объясняют, почему площадь этих фигур равна (не равна). Определяют площадь геометрической фигуры с помощью палетки. Записывают площадь геометрической фигуры с помощью квадратных сантиметрах. Решают задачи, требующие вычисления площади прямоугольника (квадрата) (легкие случаи) Выполняют устные вычисления. Приводят примеры из жизни, когда приходиться иметь дело с понятием «площадь». Составляют из деталей игры «Танграм» различные геометрические фигуры. Объясняют, почему площадь этих фигур равна (не равна). Определяют площадь геометрической фигуры с помощью палетки. Записывают площадь геометрической фигуры с помощью квадратных сантиметров. Пользуются правилом нахождения площади прямоугольника, квадрата. Вычисляют площадь прямоугольника, квадрата по заданной длине сторон. Обозначают на письме площадь латинской буквой S. Решают задачи, требующие вычисления площади прямоугольника (квадрата). Планируют ход решения задачи 29 51 Умножение обыкновенных дробей на целое число 1 Замена действия сложения умножением. Выполнение арифметических вычислений. Преобразование дробей. Меры времени. Решение задач на нахождение части от числа Выполняют устные вычисления. Заменяют в примерах действие «сложение» действием «умножение». Пользуются правилом умножения дроби на однозначное число. Выполняют примеры на умножение при помощи калькулятора. Решают задачу в 1 действие по краткой записи Выполняют устные вычисления. Заменяют в примерах действие «сложение» действием «умножение». Пользуются правилом умножения дроби на однозначное число. Выполняют примеры на умножение. Сокращают дроби. Выделяют целую часть из неправильной дроби. Называют единицы измерения времени. Пользуются таблицей соотношения мер. Производят разбор условия задачи в 2 действия, выделяют вопрос задачи, составляют краткую запись, планируют ход решения задачи, формулируют ответ на вопрос задачи 30 52 Деление обыкновенных дробей на целое число 1 Выполнение арифметических действий деления обыкновенных дробей на целое число. Преобразование дробей. Решение задач способом принятия общего количества за единицу Выполняют устные вычисления. Пользуются правилом деления дроби на однозначное число. Выполняют деление дроби на однозначное число (легкие случаи) Сокращают дроби. Выделяют целую часть из неправильной дроби (легкие случаи). Решают простую задачу в 1 действие 53 Единицы измерения площади 1 см2; 1 дм2; 1мм2; 1м2. 1 Единицы измерения площади: 1 кв. см (1 см²), 1 кв. дм (1 дм²); их соотношение. Арифметические задачи, связанные с нахождением площади 54 Умножение и деление обыкновенных дробей на целое число 1 Выполнение арифметических действий с обыкновенными дробями с помощью алгоритмов Называют единицы измерения площади: 1 кв. мм (1 мм²), 1 кв. м (1 м²), 1 кв. км (1 км²); их соотношения. Выражают числа, полученные при измерении площади, в десятичных дробях (легкие случаи). Решают задачу, связанную с нахождением площади в 1 действие Выполняют устные вычисления. Заменяют в примерах действие «сложение» действием «умножение», Пользуются правилом умножения и деления дроби на однозначное число (легкие случаи) Выполняют устные вычисления. Пользуются правилом деления дроби на однозначное число. Выполняют деление дроби на однозначное число. Сокращают дроби. Выделяют целую часть из неправильной дроби. Сравнивают различные способы решения примеров. Производят разбор условия задачи в 2-3 действия, выделяют вопрос задачи, составляют краткую запись, планируют ход решения задачи, формулируют ответ на вопрос задачи Называют единицы измерения площади: 1 кв. мм (1 мм²), 1 кв. м (1 м²), 1 кв. км (1 км²); их соотношения. Выражают числа, полученные при измерении площади, в десятичных дробях Решают арифметические задачи, связанных с нахождением площади в 2 действия Выполняют устные вычисления. Заменяют в примерах действие «сложение» действием «умножение», действие «вычитание» действием «деление». Пользуются правилом умножения и деления дроби на однозначное число. Выполняют примеры на умножение 31 Выполняют примеры на умножение и деление при помощи калькулятора 55 Нахождение дроби от числа 1 Нахождение дроби от числа. Решение задач практического содержания (кредит, вклад, процентная ставка) Работа с таблицей единиц измерения площади. Соотношение единиц измерений площади. Замена мелких мер площади более крупными и наоборот Нахождение числа по 0,1 его доли. Решение задач практического содержания (кредит, вклад, процентная ставка) 56 Таблицы единиц измерения площади 1 57 Нахождение числа по 0,1 его доле 1 56 Контрольная работа № 4 «Все действия с обыкновенными дробями» 1 Работа по разноуровневым индивидуальным карточкам – заданиям по теме. Самопроверка выполненных заданий 57 Работа над ошибками. Анализ контрольной работы 1 58 Площадь квадрата 1 Находят дробь от числа (легкие случаи) Решают задачу в 1 действие и деление. Сокращают дроби. Выделяют целую часть из неправильной дроби. Называют единицы измерения времени. Пользуются таблицей соотношения мер Находят дробь от числа. Решают задачу в 2-3 действия Используют обозначение площади (S). Заменяют мелкие меры площади более крупными и наоборот при помощи таблиц Находят числа по одной его доле. Решают задачу практического содержания (кредит, вклад, процентная ставка) в 1 действия Выполняют задания контрольной работы с помощью калькулятора Используют обозначение площади (S). Заменяют мелкие меры площади более крупными и наоборот Разбор и исправление ошибок в заданиях, в которых допущены ошибки Исправляют ошибки, допущенные в контрольной работе Разбирают и исправляют ошибки, допущенные в контрольной работе Измерение и вычисление площади квадрата по формуле Вычисляют площадь квадрата, решают задачи на нахождение площадей квадратов. Заменяют мелкие меры площади более крупными и Вычисляют площадь квадрата, решают задачи на нахождение площадей квадратов. Заменяют мелкие меры площади более крупными и наоборот Находят число по одной его доле. Решают задачу практического содержания (кредит, вклад, процентная ставка) в 3 действия Выполняют задания контрольной работы 32 наоборот (легкие случаи) Десятичные дроби и числа, полученные при измерении-16 часов (+3ч геом материал) 59 Десятичные дроби. Сложение десятичных дробей 1 Компоненты действия сложения. Письменные и устные вычисления с десятичными дробями. Решение задач содержащие отношения «больше на…», «меньше на…» 60 Вычитание десятичных дробей 1 Компоненты действий вычитания. Письменные и устные вычисления с десятичными дробями. Решение задач, содержащих отношения «больше на…», «меньше на…» 1 Измерение и вычисление площади прямоугольника по формуле 61 Площадь прямоугольника Выполняют устные вычисления. Читают целые числа и десятичные дроби, записывают их под диктовку (легкие случаи) Выполняют арифметические действия с десятичными дробями. Решают примеры на сложение десятичных дробей (легкие случаи). Решают задачу, содержащею отношения «больше на…», «меньше на…» в 1 действие Выполняют устные вычисления. Читают целые числа и десятичные дроби, записывать их под диктовку (легкие случаи) Выполняют арифметические действия с десятичными дробями. Решают примеры на вычитание десятичных дробей (легкие случаи). Решают задачи в 1 действия, содержащие отношения «больше на…», «меньше на…» Вычисляют площадь прямоугольника, решают задачи на нахождение площадей пря- Выполняют устные вычисления. Читают целые числа и десятичные дроби, записывают их под диктовку. Выполняют арифметические действия с десятичными дробями. Составляют примеры на сложение дробей. Сокращают десятичные дроби. Записывают десятичные дроби, выражая их в одинаковых долях. Решают задачу, содержащую отношения «больше на…», «меньше на…» в 2-3 действия Выполняют устные вычисления. Читают целые числа и десятичные дроби, записывать их под диктовку Выполняют арифметические действия с десятичными дробями. Воспроизводят в устной речи алгоритм письменного вычитания в процессе решения примеров. Составлять примеры на вычитание дробей. Сокращают десятичные дроби. Записывают десятичные дроби, выражая их в одинаковых долях Решают задачи в 2-3 действия, содержащие отношения «больше на…», «меньше на…». Планируют ход решения задачи Вычисляют площадь прямоугольника, решают задачи на нахождение площадей прямоугольников. 33 62 Умножение десятичных дробей на 10,100,1000 1 Отработка алгоритма умножения десятичной дроби на круглые десятки, решение примеров, решение простых и составных задач на увеличение в несколько раз 63 Деление десятичных дробей на 10,100,1000 1 Отработка алгоритма деления десятичной дроби на круглые десятки, решение примеров, решение простых и составных задач на уменьшение в несколько раз. Решение задач на уменьшение в несколько раз 64 Единицы измерения земельных площадей 1 га; 1а; их соотношения 1 Работа с таблицей «Единицы измерения земельных площадей 1 га; 1а их соотношения». Арифметические задачи, связанные с нахождением площади 65 Выражение чисел, полученных при измерении десятичной дробью 1 Работа с таблицами мер длины, массы, стоимости. Устное сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей, сравнение. Замена целых чисел, полученных при измерении величин, десятичными дробями. Решение примеров и составных задач по алгоритму сложения и вычитания чисел, полученных при измерении моугольников (легкие случаи) Применяют алгоритм умножения десятичной дроби на круглые десятки. Решают простые задачи в 1 действие на увеличение в несколько раз Применяют алгоритм деления десятичной дроби на круглые десятки. Решают простые задачи в 1 действие на уменьшение в несколько раз при помощи учителя Заменяют мелкие меры площади более крупными и наоборот Применяют алгоритм умножения десятичной дроби на круглые десятки. Решают простые и составные задачи в 2-3 действия на увеличение в несколько раз Применяют алгоритм деления десятичной дроби на круглые десятки. Решают простые и составные задачи в 2-3 действия на уменьшение в несколько раз Называют единицы измерения земельных площадей: 1 га, 1 а. Соотношения: 1 а = 100 м², 1 га = 100 а, 1 га = 10 000 м² и их соотношение. Выполняют преобразование с помощью таблиц. Решают задачу в 1 действие по схеме Выражают целые числа, полученные при измерении стоимости, длины, массы, в десятичных дробях (легкие случаи) Выражают десятичные дроби, полученные при измерении стоимости, длины, массы, в целых числах (легкие случаи). Решают задачу в 1 действие Называют единицы измерения земельных площадей: 1 га, 1 а. Соотношения: 1 а = 100 м², 1 га = 100 а, 1 га = 10 000 м² и их соотношение. Выполняют преобразование. Решают задачу в 3 действия Выражают целые числа, полученные при измерении стоимости, длины, массы, в десятичных дробях. Выражают десятичные дроби, полученные при измерении стоимости, длины, массы, в целых числах. Решают задачу в 2-3 действия 34 66 Сложение чисел, полученных при измерении 1 67 Длина окружности. Сектор, сегмент 1 68 Вычитание чисел, полученных при измерении 1 69 Контрольная работа № 5 по теме: «Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении» 1 Решение простых и составных примеров на сложение чисел, полученных при измерении, превращённых в десятичные дроби с названием компонентов. Решение задач на нахождение суммы и остатка Знакомство с формулами длины окружности: С = 2 π R (С = π D). Вычисление длины окружности. Выделение сектора и сегмента Складывают числа, полученные при измерении стоимости, длины, массы, выраженные целыми числами и десятичными дробями (легкие случаи). Решают задачу в 1 действие Строят окружности. Выделяют в них сектора и сегменты. Находят длину окружности по формуле Решение простых и составных примеров на вычитание чисел, полученных при измерении, превращённых в десятичные дроби с названием компонентов. Решение задач на нахождение суммы и остатка Работа по разноуровневым индивидуальным карточкам – заданиям по теме. Самопроверка выполненных заданий Вычитают числа, полученные при измерении стоимости, длины, массы, выраженные целыми числами и десятичными дробями (легкие случаи) Решают задачу в 1 действие Выполняют задания контрольной работы с помощью калькулятора Разбор и исправление ошибок в заданиях, в которых допущены ошибки Исправляют ошибки, допущенные в контрольной работе Разбирают и исправляют ошибки, допущенные в контрольной работе. Вычисляют площадь круга по формуле. Решают задачи на нахождение площади круга (легкие случаи) Умножают числа, полученные при измерении стоимо- Вычисляют площадь круга по формуле. Решают задачи на нахождение площади круга 70 Работа над ошибками. Анализ контрольной работы 71 Площадь круга 1 Вычисление площади круга по формуле: S = π R². Решение геометрических задач на нахождение площади круга Умножение чисел, полученных при из- 1 Решение примеров и задач на умножение целых чисел, получен- 72 Складывают числа, полученные при измерении стоимости, длины, массы, выраженные целыми числами и десятичными дробями. Решают задачу в 2 действия Вычисляют длину окружности: С = 2 π R (С = π D). Строят окружности. Выделяют в них сектора и сегменты. Находят длину окружности Вычитают числа, полученные при измерении стоимости, длины, массы, выраженные целыми числами и десятичными дробями (легкие случаи) Решают задачу в 3 действия Выполняют задания контрольной работы Умножают числа, полученные при измерении стоимости, длины, мас35 мерении на однозначное число 73 Умножение чисел, полученных при измерении на двузначное число ных при измерении величин, на однозначное число. Запись десятичных дробей в виде обыкновенных дробей. Решение простых арифметических задач 1 74 Линейные, столбчатые диаграммы 1 75 Деление чисел, полученных при измерении на однозначное число 1 Решение примеров и задач на умножение целых чисел, полученных при измерении величин, на двузначное число. Запись десятичных дробей в виде обыкновенных дробей. Решение простых арифметических задач на нахождение числа по одной его доле, выраженной десятичной дробью Знакомство с понятием диаграммы, с различными видами диаграмм. Чтение линейных и столбчатых диаграмм, отвечая на поставленные вопросы. Построение линейных и столбчатых диаграмм Решение примеров и задач на деление целых чисел и десятичных дробей, полученных при измерении величин, на однозначное число. Запись десятичных дробей в виде обыкновенных дробей. Решение простых арифметических задач на нахождение числа по одной его доле, выраженной деся- сти, длины, массы, выраженных десятичными дробями на однозначное число (легкие случаи) Решают простые арифметические задачи в 1 действие на нахождение числа по одной его доле, выраженной десятичной дробью Умножают числа, полученные при измерении стоимости, длины, массы, выраженных десятичными дробями на двузначное число. Решают простые арифметические задачи на нахождение числа по одной его доле, выраженной десятичной дробью в 1 действие Строят различные виды диаграмм по образцу сы, выраженных десятичными дробями на однозначное число. Решают простые арифметические задачи в 2-3 действия на нахождение числа по одной его доле, выраженной десятичной дробью Умножают числа, полученные при измерении стоимости, длины, массы, выраженных десятичными дробями на однозначное число (легкие случаи) Решают простые арифметические задачи в 1 действие на нахождение числа по одной его доле, выраженной Делят числа, полученные при измерении стоимости, длины, массы, выраженных десятичными дробями на однозначное число. Решают простые арифметические задачи в 2-3 действия на нахождение числа по одной его доле, выраженной десятичной дробью Делят числа, полученные при измерении стоимости, длины, массы, выраженных десятичными дробями на двузначное число. Решают простые арифметические задачи на нахождение числа по одной его доле, выраженной десятичной дробью в 2 действия Строят различные виды диаграмм 36 76 77 Деление чисел, полученных при измерении на двузначное число 1 Круговые диаграммы 1 Нахождение дроби от числа 1 Нахождение числа по 0,1 его доле 1 Единицы измерения площади 1 см2; 1 дм2; 1мм2; 1м2 1 тичной дробью Решение примеров и задач на деление целых чисел и десятичных дробей, полученных при измерении величин, на двузначное число. Запись десятичных дробей в виде обыкновенных дробей. Решение простых арифметических задач на нахождение числа по одной его доле, выраженной десятичной дробью десятичной дробью Умножают числа, полученные при измерении стоимости, длины, массы, выраженных десятичными дробями на двузначное число (легкие случаи) Решают простые арифметические задачи в 1 действие на нахождение числа по одной его доле, выраженной десятичной дробью Строят круговую диаграмму по образцу Делят числа, полученные при измерении стоимости, длины, массы, выраженных десятичными дробями на двузначное число. Решают простые арифметические задачи в 2-3 действия на нахождение числа по одной его доле, выраженной десятичной дробью Чтение круговых диаграмм, отвеСтроят круговую диаграмму чая на поставленные вопросы. Построение круговых диаграмм Арифметические действия с целыми и дробными числами и числами, полученными при измерении площади, выраженными десятичными дробями -16 часов (+4ч геом материал) 78 79 80 Чтение, запись обыкновенных дробей. Нахождение дроби от числа. Решение простых арифметических задач на нахождение дроби от числа, выраженной обыкновенной дробью Нахождение числа по одной его доле. Решение задачи на нахождение числа по одной его доле Находят дробь от числа (простые случаи). Решают простые арифметические задачи в 1 действие на нахождение дроби от числа, выраженной обыкновенной дробью. Находят числа по одной его доле (легкие случаи) Решают задачи в 1 действие на нахождение числа по одной его доле Находят дробь от числа. Решают простые арифметические задачи в 2-3 действия на нахождение дроби от числа, выраженной обыкновенной дробью Закрепление умения работать с единицами измерения площади и их соотношениями Вычисляют площадь, заменяют кв.м, арами, гектарами. Заменяют десятичные дроби целыми числами при помощи таблиц Работают с таблицей земельных мер. Вычисляют площадь, заменять кв.м, арами, гектарами. Заменяют десятичные дроби целы- Находят число по одной его доле. Решают задачи в 2-3 действия на нахождение числа по одной его доле 37 81 Среднее арифметическое двух чисел 1 Определение алгоритма нахождения среднего арифметического двух чисел. Умение применять правило (алгоритм) нахождения среднего арифметического при решении задач Усвоение определения и алгоритма нахождения среднего арифметического нескольких чисел. Применение правила (алгоритм) нахождения среднего арифметического при решении задач Единицы измерения площади: 1 кв. мм (1 мм²), 1 кв. м (1 м²), 1 кв. км (1 км²); их соотношения. Выражение чисел, полученных при измерении площади, в десятичных дробях 82 Среднее арифметическое нескольких чисел 1 83 Единицы измерения и их соотношения 1 84 Контрольная работа № 6 по теме: «Все действия с числами, полученными при измерении» 1 Работа по разноуровневым индивидуальным карточкам – заданиям по теме. Самопроверка выполненных заданий 85 Работа над ошибками. Анализ контрольной работы 1 86 Симметрия 1 ми числами Находят среднее арифметиПрименяют алгоритм нахождение ческое двух чисел. среднего арифметического двух чиРешают задачу на нахождесел. Решают задачи на нахождение ние среднего арифметическо- среднего арифметического 3-4 чиго 2 чисел сел Находят среднее арифметическое нескольких чисел (легкие случаи). Решают задачу на нахождение среднего арифметического 2 чисел Применяют для вычислений таблицу единиц измерения и их соотношений. Вычисляют площадь, заменять кв.м, кв.см, Заменяют десятичные дроби целыми числами (легкие случаи) Выполняют задания контрольной работы с помощью калькулятора Применяют алгоритм нахождения среднего арифметического нескольких чисел. Решают задачи на нахождение среднего арифметического нескольких чисел Разбор и исправление ошибок, в заданиях которых допущены ошибки Исправляют ошибки, допущенные в контрольной работе Разбирают и исправляют ошибки, допущенные в контрольной работе Построение точек, симметричных относительно оси, центра симметрии Выполняют построение точек симметричных, относительно оси, центра симметрии по образцу (легкие слу- Выполняют построение точек и фигур симметричных, относительно оси, центра симметрии Называют единицы измерения и их соотношения. Вычисляют площадь, заменяют кв.м, кв.см и кв.мм. Заменяют десятичные дроби целыми числами Выполняют задания контрольной работы 38 87 Единицы измерения площади, их соотношения 1 88 Выражение чисел, полученных при измерении единицами площади десятичными дробями 1 89 Построение отрезка, треугольника, квадрата, симметричных относительно оси симметрии 1 90 Сложение чисел, полученных при измерении площади. 91 Вычитание чисел, полученных при измерении площади Решение примеров и задач, работа над ошибками, выполнение геометрических построений Работа по таблице земельных мер. Вычисление площадей, замена кв.м, арами, гектарами. Замена десятичных дробей целыми числами Замена чисел, полученных при измерении единицами площади десятичными дробями. Решение задач на вычисление периметра и площади прямоугольника, квадрата чаи) Переводят более крупные величины в более мелкие и наоборот с помощью таблицы Переводят из более крупных величин в более мелкие и наоборот Работают с таблицей линейных и квадратных мер. Заменяют меры - мм², см ², дм², м². Решают задачи на вычисление периметра и площади прямоугольника, квадрата (легкие случаи) Построение геометрических фигур Строят квадрат симметрич(отрезка, треугольника, квадрата) ный относительно оси симсимметричных относительно оси метрии симметрии Работают с таблицей линейных и квадратных мер. Заменяют меры - мм², см ², дм², м². Решают задач на вычисление периметра и площади прямоугольника, квадрата 1 Решение примеров на сложение чисел, полученных при измерении площади. Замена чисел десятичными дробями. Сравнение чисел, полученных при измерении площади. Решение задач на нахождение площади Знают единицы измерения площадей. Умеют переводить из более крупных величин в более мелкие и наоборот. Решают примеры и задачи на сложение чисел, полученных при измерении. Решают задачу в 3 действия 1 Решение примеров на вычитание чисел, полученных при измерении площади. Умеют переводить из более крупных величин в более мелкие и наоборот (легкие случаи) Решают примеры и задачи на сложение чисел, полученных при измерении при помощи таблиц. Решают задачу в 1 действие Переводят более крупные величины в более мелкие и наоборот. Строят геометрические фигуры (отрезок, треугольник, квадрат) симметричных относительно оси симметрии Переводят более крупные величины в более мелкие и наоборот. Решают примеры на вычитание чи39 92 Площадь прямоугольника и квадрата 1 93 Умножение чисел, полученных при измерении площади на целое число 1 94 Деление чисел, полученных при измерении площади на целое число 1 95 Площадь квадрата 1 96 Итоговая контроль- 1 Замена чисел десятичными дробями. Сравнение чисел, полученных при измерении площади. Решение задач на нахождение площади Измерение и вычисление площади прямоугольника и квадрата Решают примеры на вычисел, полученных при измерении. тание чисел, полученных при Решают задачу в 3 действия измерении (легкие случаи). Решают задачу в 1 действие Решение примеров на умножение, чисел, полученных при измерении площади. Замена чисел десятичными дробями. Сравнение чисел, полученных при измерении площади. Решение задач на нахождение площади Решение примеров на деление чисел, полученных при измерении площади. Замена чисел десятичными дробями. Сравнение чисел, полученных при измерении площади. Решение задач на нахождение площади Измерение и вычисление площади квадрата по формуле Решают примеры на умножение мер площади на однозначное на целое число при помощи таблиц (легкие случаи). Решают задач на вычисление площади, квадрата Работа по разноуровневым индивидуальным карточкам – заданиям Вычисляют площадь прямоугольника и квадрата, решают задачи на нахождение площадей прямоугольников и квадратов Вычисляют площадь прямоугольника и квадрата, решают задачи на нахождение площадей прямоугольников и квадратов. Заменяют мелкие меры площади более крупными и наоборот Решают примеры на умножение мер площади на однозначное на целое число. Решают задач на вычисление площади прямоугольника, квадрата Решают примеры на деление мер площади на однозначное на целое число при помощи таблиц (легкие случаи). Решают задачи на вычисление площади, квадрата Решают примеры на деление мер площади на однозначное на целое число. Решают задачи на вычисление площади прямоугольника, квадрата Вычисляют площадь квадрата, решают задачи на нахождение площадей квадратов. Заменяют мелкие меры площади более крупными и наоборот при помощи учителя Выполняют задания контрольной работы с помощью Вычисляют площадь квадрата, решают задачи на нахождение площадей квадратов. Заменяют мелкие меры площади более крупными и наоборот Выполняют задания контрольной работы 40 ная работа № 7 97 Работа над ошибками. Анализ контрольной работы 1 98 - Сложение и вычита111 ние десятичных дробей 14 112-125 Умножение десятичных дробей на двузначное число 14 по теме. Самопроверка выполненных заданий калькулятора Разбор и исправление ошибок в заданиях в которых допущены ошибки Исправляют ошибки, допущенные в контрольной работе Повторение – 73 часа Компоненты действий сложения и Называют компоненты вычитания. действий (в том числе в Письменные и устные вычисления примерах), обратные с десятичными дробями. действия. Решение задач на расчет стоимоВыполняют устные сти товара вычисления. Составляют примеры на сложение и вычитание (легкие случаи). Решают задачи на расчет стоимости товара в 1 действие Устный счет на знание таблицы умножения и отработка алгоритма умножения десятичных дробей на двузначное Называют компоненты действия «умножение» (в том числе в примерах), обратное действие. Разбирают и исправляют ошибки, допущенные в контрольной работе Называют компоненты действий (в том числе в примерах), обратные действия. Выполняют устные вычисления. Составляют примеры на сложение и вычитание. Устно решают задачи практического содержания Называют компоненты действий (в том числе в примерах), обратные действия. Выполняют устные вычисления. Составляют примеры на сложение и вычитание. Устно решают задачи практического содержания. Выполняют арифметические действия с многозначными числами. Решают задачи на расчет стоимости товара в 3 действия. Называют формулы нахождения зависимости «цена», «количество», «стоимость» Выполняют устные вычисления на умножение целых чисел с помощью учителя. Называют компоненты действия 41 126-135 Треугольник. Виды треугольников 10 135155 Арифметические действия с целыми числами, полученными при измерении величин 20 155170 Единицы измерения и их соотношения 15 число. Решения простых задач на увеличение в несколько раз Выполняют вычисления письменно (легкие случаи). Решают задачу в 1 действие Виды треугольников по величине углов, по длинам сторон. Построение треугольников по трем данным сторонам с помощью циркуля и линейки Умножение и деление чисел, полученных при измерении величин. Решение задач на пропорциональное деление Различают виды треугольников. Строят треугольники по заданным параметрам по образцу Называют компоненты действий (в том числе в примерах), обратные действия. Выполняют устные вычисления. Решают задачи в 1 действие Соотношение единиц измерения земельных площадей: 1 га, 1 а, 1а = 100 кв.м, 1 га = 100 а, 1 га = 10000 кв.м Соотносят единицы измерения площадей при помощи таблицы. «умножение» (в том числе в примерах), обратное действие. Выполняют вычисления письменно. Решают задачу в 3 действия Различают виды треугольников. Строят треугольники по заданным параметрам Называют компоненты действий (в том числе в примерах), обратные действия. Выполняют устные вычисления. Называют компоненты действий (в том числе в примерах), обратные действия. Выполняют арифметические действия с многозначными числами. Решают задачи в 3 действия Соотносят единицы площадей. Выражают единицы площадей в более крупных и мелких мерах. 42