ИЗО УО 5 класс

Приложение № 5
к
Адаптированной
основной
образовательной
программе
для
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
вариант 1 вариант 2 МБОУ «Махнёвская
СОШ», утвержденной приказом МБОУ
«Махнёвская СОШ» от 31.08.2023 гола №
123/1

Рабочая программа начального общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 1

«Рисование (изобразительное искусство)»
(для 5 класса)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для учащихся
с умственной отсталостью разработана на основе адаптированной основной
общеобразовательной программы обучения учащихся с умственной отсталостью
начального общего образования (далее – АООП НОО В.9.1).
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных
документов:
- приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599"Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
- САНПИН 2.4.2.3286-15 от 10 июля 2015 г. N 26 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения и
воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья.»
- учебный план образовательного учреждения.
Цель курса изобразительной деятельности - развитие у учащихся
эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, воспитание активного
эмоционально-эстетического отношения к произведениям искусства, содействие
нравственному и трудовому искусству.
Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических
особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Характерными особенностями учебного предмета являются:
-практико-ориентированная направленность содержания обучения;
-применение знаний полученных при изучении других образовательных областей
и учебных предметов для решения технических и технологических задач;
-применение полученного опыта практической деятельности для выполнения
общественно полезных обязанностей.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний на
уроках ИЗО большое внимание отводится:
- практическому рисованию с натуры предметов быта и явлений окружающей
жизни;
- составлению узоров, предназначенных для украшения предметов обихода,
оформления праздничных открыток, плакатов;
- составлению сюжетных композиций на тематику «Времена года», к
литературным композициям;
- демонстрации произведений декоративно-прикладного искусства народных
мастеров.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное
коррекционно - развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при
правильной их постановке оказывают существенное воздействие на
интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют

формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него
положительных навыков и привычек.
Изобразительное искусство – это прекрасный удивительный мир.
Увлечение искусством, любовь к нему приходят к ребёнку не сами по себе, к
этому должен заботливо и пристрастно вести его взрослый. Данная программа
призвана сформировать у школьников художественный способ познания мира,
дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной
художественной деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям
русской и зарубежной культуры.
Курс «Изобразительное искусство» создан с учетом личностного,
деятельностного, дифференцированного, компетентностного и культурноориентированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ и направлен
на формирование функционально грамотной личности на основе полной
реализации возрастных возможностей и резервов (реабилитационного
потенциала) ребенка, владеющей доступной системой математических знаний и
умений, позволяющих применять эти знания для решения практических
жизненных задач.
Процесс обучения изобразительному искусству неразрывно связан с
решением основной задачи – коррекцией и развитием познавательной
деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия,
самостоятельности, терпеливости, настойчивости, воли, любознательности,
формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль
и самоконтроль.
Обучение изобразительному искусству носит практическую направленность
и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, является одним из
средств социальной адаптации в условиях современного общества.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
ФГОС НОО для детей с УО устанавливает требования к результатам
освоения учебного предмета: личностные и предметные.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит
личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение
комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для
достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру,
овладение ими социокультурным опытом. Личностные результаты освоения
АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные
(жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные
установки.
Личностные (планируемые) результаты для учащихся 5 класса:
- положительное отношение и интерес к изобразительной деятельности;
- понимание красоты в окружающей действительности и возникновение
эмоциональной реакции «красиво» или «некрасиво»;
- адекватные представления о собственных возможностях;
- осознание своих достижений в области изобразительной деятельности;
способность к самооценке;

- умение выражать свое отношение к результатам собственной
и чужой
творческой деятельности «нравится» или «не нравится»
- проявление уважительного отношения к чужому мнению и чужому творчеству;
- привычка к организованности, порядку, аккуратности;
- стремление к творческому досугу на основе предметно-практической и
изобразительной деятельности;
- установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по
различным видам изобразительной и творческой предметно-практической
деятельности.
- овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной
жизни;
- овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
- элементарные представления о социальном окружении, своего места в нем;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов учебной деятельности;
- сформированность навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях;
- развитие эстетических потребностей и чувств, проявление доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствам других людей.
Результаты освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью
оцениваются как итоговые достижения на момент завершения образования
(предметные результаты).
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами:
минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Минимальный уровень для учащихся 5 класса:
- знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений,
их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических
требований при работе с ними;
- знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы
предмета и др.;
- знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства:
«изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»;
- пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;
- знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;
- знание названий некоторых народных и национальных промыслов,
изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;
- организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
- следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная
организация своей изобразительной деятельности; планирование работы;
осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических
действий и корректировка хода практической работы;

- рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению
предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания
несложных произведений в соответствии с темой;
- применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с
целью передачи фактуры предмета;
- ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы
предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
- адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности
цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;
- узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях
изображенных предметов и действий.
Достаточный уровень для учащихся 5 класса:
должны знать:
- некоторые народные и национальные промыслы (Дымково, Гжель, Городец,
Хохлома и др.);
- основные особенности некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке
и аппликации;
- выразительные средства изобразительного искусства: «изобразительная
поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и
др.;
- правила цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента,
стилизации формы предмета и др.;
- виды аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
- способы лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);
должны уметь:
- передавать в рисунке форму изображаемых предметов, их строение и пропорции
(отношение длины к ширине и частей к целому);
- определять предметы симметричной формы и рисовать их, применяя среднюю
(осевую) линию как вспомогательную;
- составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате
и круге, применяя осевые линии;
- передавать в рисунках на темы кажущиеся соотношения величин предметов с
учетом их положения в пространстве (под углом к учащимся, выше уровня зрения);
- ослаблять интенсивность цвета, прибавляя воду в краску;
- пользоваться элементарными приемами работы с красками (ровная закраска, не
выходящая за контуры изображения);
- самостоятельно анализировать свой рисунок и рисунки товарищей; употреблять в
речи слова, обозначающие пространственные отношения предметов и графических
элементов;
- рассказывать содержание картины; знать названия рассмотренных на уроках
произведений изобразительного искусства; определять эмоциональное состояние
изображенных на картине лиц.
Основные формы работы:
- урок;
- фронтальная работа;
- индивидуальная работа;

- работа в парах и группах;
- коллективная работа.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Для решения задач, поставленных программой, предусмотрены четыре вида
занятий:
- рисование с натуры
- декоративное рисование;
- рисование на тему;
- беседы об изобразительном искусстве.
Технологии обучения:
- здоровьесберегающие технологии;
- личностно-ориентированное обучение;
- ИКТ-технологии;
-игровые технологии;
-объяснительно-иллюстративные;
-группового взаимодействия.
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЙ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Оценка «5» ставится, если: учащийся
полностью справляется с
поставленной целью урока; правильно излагает изученный материал и умеет
применить полученные знания на практике; верно, решает композицию рисунка,
т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет
подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка «4» ставится, если: учащийся полностью овладел программным
материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного
характера; гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
характерное.
Оценка «3» ставится, если: учащийся слабо справляется с поставленной
целью урока; допускает неточность в изложении изученного материала.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Рисование с натуры предполагает совершенствование умения
обучающихся анализировать объекты изображения (определять форму, цвет,
сравнивать величину составных частей), сравнивать свой рисунок с объектом
изображения и части рисунка между собой, установление последовательности
выполнения рисунка, передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета
предметов; при рисовании предметов симметричной формы использование
средней (осевой) линии; передача объема предметов доступными детям
средствами, ослабление интенсивности цвета путем добавления воды в краску.
2. Декоративное рисование ориентировано на составление узоров из
геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате, круге, применяя
осевые линии; совершенствование умения соблюдать последовательность при
рисовании узоров; нахождение гармонически сочетающихся цветов в работе
акварельными и гуашевыми красками (ровная закраска элементов орнамента с
соблюдением конкура изображения).
3. Рисование на темы способствует развитию у учащихся умения отражать
свои наблюдения в рисунке, передавать сравнительные размеры изображаемых

предметов, правильно располагая их относительно друг друга (ближе – дальше);
передавать в рисунке зрительные представления, возникающие на основе
прочитанного; выбирать в прочитанном наиболее существенное, то, что можно
показать в рисунке; работать акварельными и гуашевыми красками.
4. Беседы об изобразительном искусстве направлены на развитие у
учащихся активного и целенаправленного восприятия произведений
изобразительного искусства; формирование общего понятия о художественных
средствах, развитие чувства формы и цвета; обучение детей высказываться о
содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства;
воспитание умения определять эмоциональное состояние изображенных на
картинах лиц, чувствовать красоту и своеобразие декоративно-прикладного
искусства.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИЗО В 5 КЛАССЕ (УО)
№п/п

Тема урока

1

Тематическое
рисование
«Воспоминание о лете»
Рисование геометрического орнамента
в круге на основе осевых линий
Рисование узора в полосе из
повторяющихся (или чередующихся)
элементов (стилизованные ягоды,
ветки, листья).

2
3

4

Рисование симметричного узора по
образцу (шаблону)

5

Самостоятельное составление в полосе
узора из растительных элементов
(чередование по форме и цвету).

6

Рисование мятой бумагой. «Ваза с
цветами»
Рисование геометрического орнамента
в круге (построение четыpex оваловлепестков на осевых линиях круга;
круг - по шаблону).

7

8

9

Характеристика видов
деятельности учащихся
Применять имеющиеся знания и умения в
практической деятельности
Воспринимать и анализировать форму и
размер предмета
Воспринимать и анализировать форму
предмета.
Соотносить простую и сложную форму с
опытом зрительных впечатлений. Видеть в
сложной форме составляющие – простые
формы
Анализировать различные предметы с точки
зрения строения их формы. Оценивать свою
работу. Понимать простые основы симметрии
Находить природные узоры и более мелкие
формы.
Изображать предмет, максимально копируя
форму, созданную природой. Видеть
ритмические повторы узоров в природе
Изображать предмет, максимально копируя
форму, созданную природой
Находить природные узоры и более мелкие
формы.
Изображать предмет, максимально копируя
форму, созданную природой. Видеть
ритмические повторы узоров в природе
Понимать, что такое шаблон.
Овладевать навыками работы с шаблоном

Декоративное
рисование
–
изобразительный узор в круге из
стилизованных природных форм (круг
– по шаблону диаметром 12 см).
Рисование с натуры объемного Воспринимать и анализировать форму
предмета симметричной формы (ваза предмета.
керамическая).
Соотносить простую и сложную форму с
опытом зрительных впечатлений.

10

Рисование
простого
натюрморта Анализировать различные предметы с точки
(например, яблоко и керамический зрения строения их формы. Понимать простые
стакан).
основы симметрии

11

Рисование несложного натюрморта из
овощей
Беседа об изобразительном искусстве.
Декоративно-прикладное искуство»
Декоративное
рисование
изобразительный узор в круге из
стилизованных природных форм
Рисование
с
натуры
предмета
шаровидной формы
Рисование с натуры объемного
предмета симметричной формы
Рисование с натуры. Игрушка

12
13

14
15
16

17

18
19

20
21

22
23

24
25

26
27
28

Изображать предмет, максимально копируя
форму, созданную природой
Усваивать информацию. Отвечать на вопросы
по теме
Применять полученные знаний и умения на
практике

Передавать в рисунке формы, пропорции,
строения предметов
Передавать в рисунке формы, пропорции,
строения предметов
Воспринимать и анализировать форму
предмета. Соотносить простую и сложную
форму с опытом зрительных впечатлений
Беседа
«Декоративно-прикладное Усваивать информацию. Отвечать на вопросы
искусство»
(керамика:
посуда, по теме
игрушки, малая скульптура)
Декоративное рисование. Посуда
Применять знания и умения на практике.
Оценивать свою работу
Рисование с натуры дорожных знаков Закреплять навыки работы от общего к
треугольной формы («Крутой спуск», частному.
«Дорожные работы»)
Анализировать форму частей, соблюдать
пропорции
Тематическое рисование «Осень в Отражать свои наблюдения в рисунке
лесу»
Рисование с натуры объемного Воспринимать и анализировать форму
предмета конической формы (детская предмета.
раскладная пирамидка разных видов)
Соотносить простую и сложную форму с
опытом зрительных впечатлений
Видеоуэкскурсия.
«Выразительные Воспринимать и усваивать информацию,
средства живописи»
отвечать на вопросы
Беседа
на
тему
«Народное Понимать, что в создании формы поделки
декоративно-прикладное искусство» принимает участие художник-дизайнер,
(богородская деревянная игрушка: который придумывает, как эта поделка будет
«Кузнецы», «Клюющие курочки», выглядеть.
«Вершки и корешки», «Маша и Работать по образцу
медведь» и др.)
Иллюстрирование
отрывка Соотносить простую и сложную форму с
литературного произведения
опытом зрительных впечатлений
Декоративное рисование – оформление Работать по образцу. Работать графическими
новогоднего пригласительного билета материалами (фломастеры, цветные
(формат 7x30 см).
карандаши) с помощью линий разной
толщины
Рисование с натуры предметов Воспринимать, анализировать и передавать
комбинированной формы
форму предмета
Рисование с натуры «Ветка рябины»
Применять знания и умения на практике,
оценивать свою работу
Тематическое рисование «Новогодняя Закреплять навыки работы от общего к
открытка»
частному. Анализировать форму частей,

29
30

31

32

33

34

35

соблюдать пропорции.
Развивать навыки работы в технике рисунка
Елочная Развивать навыки работы в технике рисунка

Декоративное рисование.
игрушка
Рисование новогодних карнавальных Воспринимать и анализировать форму
очков (на полоске плотной бумаги предмета. Соотносить простую и сложную
размером 10x30 см).
форму с опытом зрительных впечатлений.
Понимать простые основы симметрии
Герои сказок. Рисование по памяти
Передавать в изображении характер и
настроение.
Критически оценивать свою работу
Рисование с натуры объемного Воспринимать и анализировать форму
прямоугольного предмета (телевизор, предмета.
радиоприемник,
часы
с Соотносить простую и сложную форму с
прямоугольным циферблатом).
опытом зрительных впечатлений
Рисование на тему «Лес зимой»
Закреплять навыки работы от общего к
частному. Анализировать форму частей,
соблюдать пропорции. Развивать навыки
работы в технике рисунка. Оценивать
критически свою работу
Беседы об изобразительном искусстве Понимать, что картина — это особый мир,
«Картины художников о школе, созданный художником, наполненный его
товарищах и семье»
мыслями, чувствами и переживаниями.
Отвечать на вопросы по содержанию
произведений художников
Рисование с натуры фигуры человека
Воспринимать и анализировать форму
предмета. Устанавливать последовательность
выполнения рисунка

Учебно-методический комплект
1.

Воронкова
В.В.,
Перова
М.Н.
«Программа
(коррекционных)
образовательных
учреждений
Гуманитарный издательский центр " Владос" 2011 год.

специальных
VIII
вида»,


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».