Приложение № 5 к Адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 вариант 2 МБОУ «Махнёвская СОШ», утвержденной приказом МБОУ «Махнёвская СОШ» от 31.08.2023 гола № 123/1 Рабочая программа начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 «Рисование (изобразительное искусство)» (для 6 класса) Пояснительная записка Данная рабочая программа по изобразительному искусству для учащихся 6 классов разработана на основе примерной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В.Воронковой, – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010г. Автор: И.А.Грошенков, допущенной Министерством образования РФ, в соответствии с Федеральными Государственными стандартами образования и учебным планом образовательного учреждения МБОУ – Верх – Тулинская СОШ № 14. Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). Школьный курс по изобразительному искусству в 5—7 классах направлен на продолжение решения следующих основных задач: коррекции недостатков развития познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами: развитие у учащихся аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении рисунка; улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала; формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности; развитие у учащихся эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, высказывать оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства, воспитывать активное эмоциональноэстетическое отношение к ним; ознакомление учащихся с лучшими произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна; расширение и уточнение словарного запаса детей за счет специальной лексики, совершенствование фразовой речи; развитие у школьников художественного вкуса, аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе; содействие нравственному и трудовому воспитанию. Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий; рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве. Рисование с натуры. Содержанием уроков рисования с натуры является изображение разнообразных предметов, подобранных с учетом графических возможностей учащихся. Объекты изображения располагаются, как правило, несколько ниже уровня зрения. Во время работы должны быть две-три однотипные постановки, что обеспечит хорошую видимость для всех учащихся. Модели небольших размеров раздаются им на рабочие места. Для активизации мыслительной деятельности учащихся целесообразно подбирать такие предметы, чтобы можно было проводить их реальный анализ. Очень полезным в этом отношении может быть детский строительный конструктор, позволяющий составлять из кубиков, брусков и других фигур различные варианты построек (домики, башенки, воротца и т. п.). Рисованию с натуры обязательно предшествует изучение (обследование) изображаемого предмета; определение его формы, конструкции, величины составных частей, цвета и их взаимного расположения. У учащихся важно выработать потребность сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю, (осевую) линию, а также пользоваться вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка. Декоративное рисование. Содержанием уроков декоративного рисования является составление различных узоров, предназначенных для украшения предметов обихода, а также оформление праздничных открыток, плакатов, пригласительных билетов и т. п. Параллельно с практической работой на уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с отдельными образцами декоративноприкладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. Во время занятий школьники получают сведения о применении узоров на тканях, коврах, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта. Задания по декоративному рисованию должны иметь определенную последовательность; составление узоров по готовым образцам, по заданной схеме, из данных элементов, самостоятельное составление узоров. В ходе уроков отрабатываются умения гармонически сочетать цвета, ритмически повторять или чередовать элементы орнамента, что имеет коррекционноразвивающее значение для умственно отсталых школьников. Рисование на темы. Содержанием уроков рисования на темы является изображение предметов и явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений. В 5—7 классах рисование на темы должно тесно связываться с уроками рисования с натуры. Умения и навыки, полученные на уроках рисования с натуры, учащиеся переносят на рисунки тематического характера, в которых, как правило, изображается группа предметов, объединенных общим сюжетом и соответственно расположенная в пространстве. Коррекционно-воспитательные задачи, стоящие перед уроками тематического рисования, будут решаться значительно эффективнее, если перед практической работой школьников проводится соответствующая теоретическая подготовительная работа. Необходимо предложить учащимся определить сюжет, назвать и устно описать объекты изображения, рассказать, как, где и в какой последовательности их нарисовать. для более точной передачи предметов в рисунке целесообразно использовать, когда это возможно, реальные объекты, а для более точного расположения элементов рисунка на листе бумаги следует активнее включать комбинаторную деятельность учащихся с моделями и макетами. С целью обогащения зрительных представлений школьников можно использовать как подсобный материал (не для срисовывания) книжные иллюстрации, плакаты, открытки. Не следует забывать и о применении диафильмов. Беседы об изобразительном искусстве. В 5—7 классах для бесед выделяются специальные уроки. На одном уроке рекомендуется показывать не более трех-четырех произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему, или 5—6 предметов декоративно-прикладного искусства. Большое внимание учитель должен уделять выработке у учащихся умения определять сюжет, понимать содержание произведения и его главную мысль, а также некоторые доступные для осмысления умственно отсталых школьников средства художественной выразительности. Под влиянием обучения у учащихся постепенно углубляется понимание событий, изображенных на картине, а также вырабатывается некоторая способность рассказывать о тех средствах, которыми художник передал эти события (характер персонажей, расположение предметов и действующих лиц, краски и т. п.). Этому учитель учит детей: ставит вопросы, вместе с ними составляет план рассказа по картине, дает образец описания картины. Организуя беседы об искусстве, необходимо (если это возможно) проводить экскурсии в музеи, картинные галереи, в мастерские живописцев и скульпторов, в места народных художественных промыслов. Распределение учебного времени № Темы программного материала Количество часов 1 Декоративное рисование 5 2 Рисование с натуры 9 3 Рисование на темы 15 4 Беседы об изобразительном искусстве Итого: 5 34 Содержание учебного материала Рисование с натуры. Закрепление умений и навыков, полученных учащимися в 5 классе; развитие у школьников эстетического восприятия окружающей жизни, путем показа красоты формы предметов; совершенствование процессов анализа, синтеза, сравнения; обучение детей последовательному анализу предмета, определяя его общую форму (округлая, прямоугольная и т. д.), пропорции, связь частей между собой, цвет; развитие умения в определенной последовательности (от общего к частному) строить изображение, предварительно планируя свою работу; пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка; передавать в рисунке объемную форму предметов доступными учащимся средствами, подбирая цвет в соответствии с натурой. Декоративное рисование. Закрепление умений и навыков, полученных ранее; раскрытие практического и общественно полезного значения работ декоративного характера; формирование понятия о построении сетчатого узора с помощью механических средств; развитие у детей художественного вкуса и умения стилизовать природные формы; формирование элементарных представлений о приемах выполнения простейшего шрифта по клеткам; совершенствование умения и навыка пользования материалами в процессе рисования, подбора гармонических сочетаний цветов. Рисование на темы. Развитие и совершенствование у учащихся способности отражать свои наблюдения в рисунке; обучение умению продумывать и осуществлять пространственную композицию рисунка, чтобы элементы рисунка сочетались между собой и уравновешивали друг друга, передавая связное содержание; развитие умения отражать в рисунке свое представление об образах литературного произведения; развитие творческого воображения; совершенствование умения paботать акварельными и гуашевыми красками. Беседы об изобразительном искусстве. Развитие у учащихся активного и целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства; выработка умения высказываться по содержанию рассматриваемого произведения, выявляя основную мысль художника и отмечая изобразительные средства, которыми он пользовался; формирование представлений о своеобразии скульптуры как вида изобразительного искусства; ознакомление учащихся с широко известными скульптурными произведениями; продолжение знакомства детей с народным декоративно-прикладным искусством; развитие восприятия цвета и гармоничных цветовых сочетаний. Учащиеся должны уметь: пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка; подбирать цвета изображаемых предметов и передавать их объемную форму; уметь подбирать гармонические сочетания цветов в декоративном рисовании; передавать связное содержание и осуществлять пространственную композицию в рисунках на темы; сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные в рисунке ошибки; делать отчет о проделанной работе, используя при этом термины, принятые в изобразительной деятельности; найти в картине главное, рассказать содержание картины, знать названия рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства, особенности изделий народных мастеров. Учащиеся должны знать: виды работ на уроках изобразительного искусства (рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на тему); отличительные признаки видов изобразительного искусства (живопись, скульптура, графика, архитектура, декоративно-прикладное творчество); основные средства выразительности живописи (цвет, композиция, освещение); особенности некоторых материалов, используемых в изобразительном искусстве (акварель, гуашь, масло, бронза, мрамор, гранит, дерево, фарфор); отличительные особенности произведений декоративноприкладного искусства; названия крупнейших музеев страны. № 1 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по изобразительному искусству для учащегося 6 класса Наименование темы Кол-во Дата часов Декоративное рисование Выполнение зарисовок осеннего леса 1 1 4 Беседа на тему «Декоративноприкладное искусство» (народные игрушки — глина, дерево) Составление сетчатого узора для детской ткани: декоративная переработка природных форм путем упрощения их рисунка (стилизация). Составление симметричного узора. 5 Составление эскиза для значка. 1 6 Декоративное оформление почтового конверта. Рисование с натуры 7 Беседа на тему «Живопись» 1 8 Рисование с натуры игрушки. 1 9 Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала. Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала. Рисование с натуры предметов цилиндрической формы (эмалированные кастрюля и кружка). Рисование с натуры объемного предмета конической формы (кофейник). Рисование с натуры объемного предмета конической формы (кофейник). Рисование с натуры объемного предмета сложной (комбинированной) формы и его декоративное оформление (торшер, подсвечник со свечой). Рисование с натуры птиц. 1 2 3 10 11 12 13 14 15 1 1 1 1 1 1 1 1 Рисование с натуры предмета шаровидной формы (глобус). Рисование с натуры предмета шаровидной формы (глобус). Беседа на тему «Прошлое нашей Родины в произведениях живописи» Рисование на темы 1 19 Выполнение зарисовок зимнего леса 1 20 Выполнение зарисовок зимнего леса 1 21 1 24 Рисование несложного натюрморта, состоящего из фруктов (например, яблоко и груша). Рисование несложного натюрморта, состоящего из овощей (например, морковь и огурец) Рисование на тему «Что мы видели на стройке» Рисование праздничной открытки. 25 Бумагопластика. Оригами. 1 26 1 32 Рисование «ленточного» шрифта по клеткам. Иллюстрирование отрывка литературного произведения (по выбору). Иллюстрирование отрывка литературного произведения (по выбору). Тематический рисунок «Птицы – наши друзья» Тематический рисунок «Птицы – наши друзья» Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин о Великой Отечественной войне Разработка плаката ко Дню Победы 33 Выполнение зарисовок весеннего леса 1 34 Выполнение зарисовок весеннего леса 1 16 17 18 22 23 27 28 29 30 31 Всего за год: 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34