Приложение № 4 к Адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 вариант 2 МБОУ «Махнёвская СОШ», утвержденной приказом МБОУ «Махнёвская СОШ» от 31.08.2023 гола № 123/1 Рабочая программа основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 «Профессионально-трудовое обучение (цветоводство и декоративное садоводство)» (для 5 класса) Аннотация к рабочей программе по профессионально-трудовому обучению (цветоводство и декоративное садоводство), 5 класс Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (цветоводство и декоративное садоводство) 5 класс разработана на основе Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ; Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Минобрнауки РФ №1599 от 19.12.2015г.); Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ «Махневская СОШ» 2023-2024 учебный год; Учебный план МБОУ «Махневская СОШ» 2023-2024 учебный год; Программа предназначена для работы с обучающимися 5 классов с легкой степенью умственной отсталости и разработана на основе учебной программы «Цветоводство и декоративное садоводство» Е.А. Ковалевой. Она включает следующие разделы: пояснительная записка; общая характеристика учебного предмета, описание места учебного предмета, планируемые результаты освоения программы, содержание учебного предмета; тематическое планирование, описание методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности. Согласно учебному плану рабочая программа для 5 класса предусматривает обучение цветоводству и декоративному садоводству в объеме 6 часов в неделю. Основной целью курса является ознакомление обучающихся с трудовыми процессами и содержанием труда на цветоводческих предприятиях, формирование необходимого объема профессиональных знаний и общетрудовых умений, ориентирующих их на поступление ПУ соответствующего типа и профиля, трудоустройство по профессиям, связанным с растениями, в озеленительных хозяйствах, в теплицах и других организациях. Программа содержит темы по цветоводству и декоративному садоводству. Для успешного обучения, кроме традиционных уроков, в программу включены такие формы уроков, как экскурсии, лабораторные работы. Для закрепления знаний к каждому разделу прилагаются практические работы. При составлении программы учтены принципы повторяемости пройденного учебного материала и постепенности ввода нового, последовательности и преемственности обучения, а также сезонность полевых работ. 1. Пояснительная записка Основной целью курса является ознакомление обучающихся с трудовыми процессами и содержанием труда на цветоводческих предприятиях, формирование необходимого объема профессиональных знаний и общетрудовых умений, ориентирующих их на поступление ПУ соответствующего типа и профиля, трудоустройство по профессиям, связанным с растениями, в озеленительных хозяйствах, в теплицах и других организациях. Программа содержит темы по цветоводству и декоративному садоводству. Для успешного обучения, кроме традиционных уроков, в программу включены такие формы занятий, как наблюдение, экскурсии, лабораторные работы, уроки с использованием ИКТ и другим наглядным материалом. Для закрепления знаний к каждому разделу прилагаются практические работы. При составлении программы учтены принципы повторяемости пройденного учебного материала и постепенности ввода нового, последовательности и преемственности обучения, а также сезонность полевых работ. Темы опираются на такие школьные дисциплины, как математика («Разметка посадочных рядков»), биология («Строение цветкового растения», «Породы деревьев и кустарников», «Деление цветковых растений на группы по сходным биологическим свойствам»), ручной труд («Бумажные пакеты для расфасовки семян», «Изготовление гербария для упражнений в распознавании деревьев и кустарников»). Формы организации трудового обучения. Трудовое обучение в адаптивной школе организуется в различных формах: проводятся учебные уроки, летняя трудовая практика, факультативы. Основной формой организации профессионально-трудового обучения обучающихся являются сдвоенные уроки продолжительностью по 40 минут. Урок по профессионально-трудовому обучению в дидактическом отношении приравнивается к уроку по общеобразовательному предмету, поэтому к нему предъявляются такие же требования, как к любому уроку по общеобразовательным предметам. Требования, предъявляемые к уроку по труду, состоят в следующем: 1. Целенаправленность. 2. Оптимальность объема учебного материала, подбираемого для каждого урока. 3. Соблюдение дидактических этапов урока. Обучение — структурный процесс, поэтому каждый урок должен иметь четко выраженную структуру, или дидактические этапы (повторение пройденного, изучение нового материала, закрепление, подведение итогов). Структура урока зависит от содержания учебного материала, педагогических целей и организационных условий. 4. Соответствие методов обучения дидактическим целям и содержанию учебного материала. 5. Рациональное использование учебного времени. 6. Индивидуальный подход в обучении. Обучение школьников организуется в процессе их трудовой деятельности, с использованием следующих методов работы: рассказа, объяснения, разъяснения и убеждения, бесед и демонстраций, примеров правильного отношения к труду, оценки состояния окружающей среды, практических заданий и общественных поручений. Неизменной остаётся задача ознакомить школьников с многообразием однолетних и многолетних цветковых растений, и древесно-кустарниковых пород, используемых в цветоводстве и декоративном садоводстве, научить приёмам их выращивания, тем самым способствуя социальной адаптации ребят. В воспитательных целях рекомендуется применять на уроках коллективные формы труда, обеспечивать взаимопомощь, взаимный контроль, совместное обсуждение результатов работы. 2. Общая характеристика учебного предмета Достижение цели предполагает решение ряда задач: - повышение уровня познавательной активности; - развитие способности к осознанной регуляции трудовой деятельности; - формирование знаний и умений, необходимых для выполнения практических работ; - формирование творческой личности, развитие эстетического чувства и инициативы; - воспитание ответственного отношения к труду и результатам труда. Коррекционная направленность обучения предполагает дополнительные, наряду с основными, задачи: - планомерное и систематическое наблюдение за психофизическим развитием учащихся; - обучение учащихся ориентировке в трудовом задании и постоянное совершенствование этих навыков; - постепенное и целенаправленное обучение учащихся самостоятельному планированию работы, контролю и отчету о ней; - связь теоретических знаний с практической работой; - совершенствование умственных действий, направленных на внутреннюю организацию процесса труда и самоконтроля своих действий; - повышение работоспособности и выносливости учеников; - раскрытие причинно-следственных связей явлений природы на доступном учащимся уровне и расширение их кругозор. Воспитательная направленность задач профессионально-трудового обучения осуществляется в ходе целенаправленной работы учителя по формированию совокупностей ценностных качеств личности: трудолюбия и уважения к людям труда, ответственности и дисциплинированности, чувства коллективизма и товарищеской взаимопомощи, бережного отношения к общественной собственности, родной природе. Программа для 5 класса представлена следующими разделами: Культурные цветковые растения Сбор семян однолетних крупносемянных цветковых растений Уборка однолетних растений в цветнике Вскапывание почвы в цветнике Заготовка земляной смеси для комнатных растений Очистка дорожек и площадок от опавших листьев Бумажные пакеты для расфасовки семян Обмолот и расфасовка семян, собранных осенью Уход за комнатными растениями Цветковые растения, размножаемые семенами Выращивание бархатца раскидистого в цветочном горшке Перевалка комнатного растения Инвентарь для работы в цветнике Использование однолетних цветковых растений для оформления улиц и помещений Подготовка цветника к посеву однолетних цветковых растений Выращивание крупносемянных однолетних цветковых растений Высадка рассады бархатца раскидистого Практическое повторение Контрольные работы 3. Описание места учебного предмета в учебном плане Профессионально-трудовое обучение (профиль цветоводство и декоративное садоводство), 5 класс является частью учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений в АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В соответствии с годовым календарным графиком программа рассчитана на 5 класс - 210 часов в год (6 часов в неделю, 35 учебных недель); Основная форма обучения – сдвоенные уроки, на которых происходит формирование у обучающихся теоретических знаний и практических умений. Продолжительность одного урока 40 минут. Распределение часов на изучаемые разделы учебной программы по профессиональнотрудовому обучению (цветоводство и декоративное садоводство) 5 класс № п/п 1. 2. 3. 4. Наименование разделов Вводное занятие Культурные цветковые растения Сбор семян однолетних крупносемянных цветковых растений Уборка однолетних растений в цветнике Количество часов 4 8 13 6 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. Вскапывание почвы в цветнике Заготовка земляной смеси для комнатных растений Очистка дорожек и площадок от опавших листьев Бумажные пакеты для фасовки семян Обмолот и расфасовка семян, собранных осенью Уход за комнатными растениями Цветковые растения, размножаемые семенами 12. Выращивание бархатца раскидистого в цветочном горшке Перевалка комнатного растения Инвентарь для работы в цветнике Использование однолетних цветковых растений для оформления улиц и помещений Выращивание крупносемянных однолетних цветковых растений Подготовка цветника к посеву однолетних цветковых растений Высадка рассады бархатца раскидистого Практическое повторение 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 9 9 5 6 10 8 10 10 8 10 3 8 6 6 60 4. Планируемые результаты освоения программы К концу обучения цветоводству и декоративному садоводству в 5 классе обучающиеся должны: Знать Уметь - характеристику культурных и дикорастущих цветковых растений; - виды однолетнего цветкового растения с крупными семенами; - признаки созревания плодов и семян цветковых растений; - способы ускорения созревания плодов и семян у некоторых растений; - устройство лопаты, приемы вскапывания почвы, рабочую позу, технику безопасности; - виды земляных смесей для комнатных растений, приемы их составления; - дорожки и площадки на территории школы, приемы и правила ухода за ними; - назначение бумажного пакета для семян; - значение и приемы обмолота и очистки семян, признаки доброкачественности и сортировка семян; - потребности комнатного растения в питательной среде, свете, тепле, определенной влажности почвы и - различать растения, подземная часть которых подлежит выкопке и хранению до весны будущего года. - работать лопатой. - проводить расфасовку семян по пакетам. - составлять земляную смесь. - проводить обмолот и очистку семян. - проводить перевалку растения. - пользоваться мерными инструментами (лентой, шнуром, маркером) - выращивать бархатцы раскидистые, проводить уход за комнатными растениями. Жизненная компетенция - уметь проводить сбор семян цветковых растений; - уметь работать лопатой; - знать и применять приёмы ухода за комнатными растениями; - выращивать бархатцы раскидистые - - - - - воздуха; правила и приемы полива комнатного растения; виды бархатца (высокорослый, раскидистый); правила выращивания бархатца раскидистого в комнатных условиях (сроки посева семян, уход за растением); виды крупносеменных однолетних цветковых растений, используемых для посева на газонах и в цветниках; виды однолетних цветковых растений, используемых для оформления помещения; зависимость ширины междурядий от характера и размеров растения в полном развитии; способы разметки посевных рядков, сроки посева семян. Оценочная деятельность состоит из фронтального и индивидуального письменного и устного опроса с использованием: Тестов Буквенных и цифровых заданий (карточек-заданий) Практических работ. Для проверки усвоения основных знаний и умений, обучающихся используется такая форма исследования подготовленности обучающихся, как тестирование. Ученику предлагается ряд тестовых заданий по каждому изученному разделу программы и по всей учебной программе в конце года. Использование тестовых заданий, представленных различными вариантами ответов, соответствует конкретнооперационному мышлению ученика, но, в то же время при решении этих заданий он может применить своё умение логически мыслить. Применение тестовых заданий позволяет: За небольшой отрезок времени осуществить проверку значительного объёма учебного материала у всех обучающихся; Оперативно получить результаты опроса (контролирующая функция); Закрепить у обучающихся полученные знания, систематизировать их, установить логическую связь между предметами и явлениями (обучающая функция); Обеспечить индивидуальное развитие ученика (развивающая функция). Тестирование проводится в условиях школьного урока. Все обучающиеся выполняют задания одновременно. Форма выполнения – индивидуальная. Обучающимся предлагаются примерные задания нескольких видов: Выбор одного или нескольких правильных ответов («да», «нет»); Установление правильной последовательности действий (проставление нужных цифр у каждой из предложенных позиций); Установление соответствия. Основным критерием эффективности усвоения содержания учебного материала считается коэффициент усвоения учебного материала КУ. Он определяется как отношение правильных ответов, обучающихся в тесте к общему количеству заданий (по В.П. Беспалько). 50% правильно выполненных заданий позволяет поставить ученику оценку «зачтено», что означает усвоение им программы обучения. Оценка знаний обучающихся проводится по пятибалльной системе. При выполнении теста ставится отметка: «5» - при выполнении 80-100% всех заданий; «4» - при выполнении 60-80% заданий; «3» - за 50-60% правильно выполненных заданий. Применение тестов в учебном процессе позволяет определить уровень усвоения обучающимися теоретического материала, выявить пробелы в их знаниях. Кроме того, процедура тестирования в некотором роде влечёт за собой гораздо меньше стрессовых факторов, что положительно сказывается на обучающихся адаптивной школы. При тестировании более полно раскрываются индивидуальные особенности познавательной сферы каждого ученика. Содержание вариативных тестовых заданий соответствует основным разделам авторской программы Е.А.Ковалевой по курсу «Цветоводство и декоративное садоводство» для обучающихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5 класс. Кроме того, в конце каждой четверти предусматривается контрольная работа обучающихся (1-2 занятия, 2 учебных часа). Перед её началом школьникам сообщается назначение объекта, норма времени на его выполнение и количество выполняемых работ. В процессе работы обучающиеся без помощи учителя ориентируются в задании, планируют и контролируют правильность выполнения задания. В ходе этой работы объектом внимания учителя должен быть весь процесс самостоятельной деятельности обучающихся, а не только её результат: при подведении (анализе) итогов с обязательным привлечением школьников педагогу необходимо показать достоинства и недостатки контрольных работ ребят. Для отдельных более отстающих обучающихся допускается упрощение содержания контрольной работы. В конце учебного года проводится итоговая контрольная работа. Объекты и условия выполнения которой разрабатываются методическим объединением учителей профессионально-трудового обучения школы. Все материалы по итогам проверки знаний и уменийобучающихся анализируются учителем ПТО, обсуждаются на заседаниях МО, систематизируются в тематическую папку «Диагностика профессионально-трудового обучения», которая хранится в кабинете. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся Для проверки теоретических знаний, умений и навыков в конце каждой четверти рекомендуется самостоятельная работа в виде тестовых заданий или практической контрольной работы. Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса в целом. Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями. При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей: Процент выполнения задания 95% и более 70-94%% 50-69%% менее 50% Отметка отлично хорошо удовлетворительно неудовлетворительно При выполнении практической работы, исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка: «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей; - «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки: - «3» ставится при выполнении 1/2 от объема предложенных заданий; - «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала): - «1» – отказ от выполнения учебных обязанностей. Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе. - Оценка устных ответов учащихся Ответ оценивается отметкой «5»,если ученик: - полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой; - изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию; - правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу; - показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами; - продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков; - отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя. Ответ оценивается отметкой «4», если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков: - допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя: - допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя. Отметка «3»ставится в следующих случаях: - неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой; Отметка «2»ставится в следующих случаях: - не раскрыто основное содержание учебного материала; - обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала; - допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя. 5. Содержание учебного предмета Культурные цветковые растения Культурные и дикорастущие цветковые растения: виды, разница между ними. Разнообразие цветковых культур. Цветковые растения, наиболее распространенные в местных условиях. Растения, выращиваемые в цветниках и в комнатных условиях. Сбор семян однолетних крупносеменных цветковых растений Виды однолетнего цветкового растения с крупными семенами (ноготки, настурция, бархатцы и др.). Признаки созревания плодов и семян цветковых растений. Способы ускорения созревания плодов и семян у некоторых растений (перевертывание без повреждения корней). Понятие семена-сырец. Сроки созревания и сбора семян. Осыпание семян. Приемы сбора семян. Способы хранения и просушки семян после сбора. Уборка однолетних цветковых растений в цветнике Необходимость удаления отцветающих однолетних растений в цветнике. Инвентарь для работы в цветнике. Вскапывание почвы в цветнике Понятия борозда, глубина вскапывания. Лопата: устройство, приемы вскапывания почвы, рабочая поза, техника безопасности. Заготовка земляной смеси для комнатных растений Земляные смеси для комнатных растений: требования к качеству, составные части, хранение. Приемы составления смесей. Очистка дорожек и площадок от опавших листьев Дорожки и площадки на территории школы, приемы и правила ухода за ними. Бумажные пакеты для расфасовки семян Бумажный пакет для семян: назначение (фасовка мелкими партиями), форма, размеры. Форма заготовок и способы соединения деталей пакета. Обмолот и расфасовка семян, собранных осенью Значение и приемы обмолота и очистки семян. Признаки доброкачественности и сортировка семян. Использование объемных предметов (наперстка, чайной или столовой ложки) для фасовки семян. Уход за комнатными растениями Общее представление о потребностях комнатного растения в питательной среде, свете, тепле, определенной влажности почвы и воздуха. Правила и приемы полива комнатного растения. Температура поливной воды. Определение влажности почвы в горшке и кадке (на ощупь). Цветковые растения, размножаемые семенами Общее представления о семенном и вегетативном размножении цветковых растений. Примеры размножения тем и другим видами. Пикировка рассады. Уход за рассадой. Характеристика внешнего вида и декоративных качеств тех растений, которые будут выращиваться в цветнике. Выращивание бархатца раскидистого в цветочном горшке Виды бархатца (высокорослый, раскидистый). Сравнительная характеристика внешнего вида и декоративных качеств бархатцев раскидистого и высокорослого. Выращивание бархатца раскидистого в комнатных условиях (сроки посева семян, уход за растением). Выращивание рассады бархатца раскидистого. Перевалка комнатного растения Понятия перевалка и пересадка растения. Значение и приемы перевалки комнатного растения. Растения, подлежащие перевалке. Подбор цветочных горшков для переваливаемых растений. Инвентарь для работы в цветнике Инструменты и приспособления для работы в цветнике: виды и назначение (разметка мест посева семян, посадка рассады, инвентарь, обработка почвы, посев семян, уход за растениями). Правила безопасной работы с инвентарем и его хранение. Использование однолетних цветковых растений для оформления улиц и помещений Виды крупносемянных однолетних цветковых растений, используемых для посева на газонах и в цветниках. Виды однолетних цветковых растений, используемых для оформления помещения. Характеристика этих растений (декоративные качества, продолжительность вегетационного периода, длительность сохранения декоративных качеств и др.). Подготовка цветника к посеву однолетних цветковых растений Выбор места в цветнике для посева крупносемянных однолетних цветковых растений (ноготков, настурций и других по выбору). Подготовка почвы. Оформление краев цветочных гряд. Выращивание крупносемянных однолетних цветковых растений Зависимость ширины междурядий от характера и размеров растения в полном развитии (высоты стебля, количества и размеров боковых побегов и других признаков). Глубина заделки семян при посеве. Способы разметки посевных рядков. Сроки посева семян. Высадка рассады бархатца раскидистого Многообразие мест для посадок рассады бархатцев раскидистых (уличные вазы, газоны, внутренние дворики и др.). Расстояния между посадками растений. 6. Календарно-тематическое планирование 5 класс № п/п Тема раздела Тема урока Дидактическая цель Основные виды учебной деятельности обучающихся Колво часов Дата Плани Факт руема ичес я кая 1 четверть I. Вводное занятие Культурные и дикорастущие цветковые растения. II. 1. Разнообразие цветковых культур 2. Культурные цветковые растения 3. 4. Ознакомить с учебным кабинетом, простейшими профессиями обслуживающего труда, содержанием обучения в предстоящем году, с рабочим местом и правилами ухода за ним. Ознакомление с учебным кабинетом. Познавательноинформационная беседа. Знакомство с простейшими профессиями обслуживающего труда, содержанием обучения в предстоящем году, с рабочим местом и правилами ухода за ним. Распределение рабочих мест. Изучить признаки культурных и дикорастущих растений, их виды и разницу между ними. Познакомить с разнообразие цветковых культур. Слушание объяснений учителя. Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы. 1 03.09 1 03.09. 1 05.09. 1 05.09. 1 06.09. Познавательно-информационная беседа. Рассматривание видов цветковых растений. Экскурсия. Цветник. Ознакомление с Научить различать Работа с гербарным материалом. с иллюстративным цветковыми растениями. цветковые растения по Работа внешнему виду. материалом. Работа в парах, группах, Цветковые растения, наиболее Изучить цветковые индивидуальная Просмотр обучающих распространенные в местных растения, условиях. Экскурсия. Школьный цветник 5. распространенные в местных условиях. Закрепить умение различать цветковые растения по внешнему виду. Растения, выращиваемые в цветниках Изучить растения, и в комнатных условиях. выращиваемые в цветниках и в комнатных условиях. Экскурсия. Поселковый цветник. Проверить умение различать цветковые растения по видам и внешнему виду. 6. 7. видеороликов. Работа в тетрадях. Работа по таблицам и схемам. Выполнение практических работ. Выполнение зарисовок в тетрадях. Изучение признаков культурных и дикорастущих растений, их видов и разницу между ними. Ознакомление с разнообразием цветковых культур. 1. Сбор семян однолетних крупносемянныхцвет ковых растений Виды однолетнего растения с крупными семенами. Изучить виды однолетнего растения с крупными 06.09. 1 10.09. Просмотр презентации, видеоматериала о культурных растениях. Работа с натуральными объектами. Выявление различий цветковых растения по внешнему виду. Изучение цветковых растений, распространенных в местных условиях. Изучение растений, выращиваемых в цветниках и в комнатных условиях. III. 1 Изучение видов однолетнего растения с крупными семенами. Познавательно-информационная беседа с использованием презентации, видеоматериала. Работа с натуральными объектами. 10.09. 1 1 12.09. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. семенами. Изучить краткую характеристику однолетних крупносемянных растений. Работа с коллекцией семян цветковых растений. Ноготки, бархатцы прямостоящие. Работа с гербарным материалом. Работа с иллюстративным материалом. Работа в парах, группах, индивидуальная. Настурция, георгина однолетняя. Изучить краткую характеристику однолетних Работа в тетрадях. крупносемянных растений. Выполнение практических работ по сбору семян и укладке их на просушивание. Признаки созревания плодов и Изучить признаки семян цветковых растений. созревания плодов и семян Выполнение зарисовок в тетрадях. Выполнение практической работы. цветковых растений. Выполнение упражнений по сбору семян ноготков, бархатцев. Способы ускорения созревания Изучить способы плодов и семян некоторых растений. ускорения созревания плодов и семян некоторых растений. Практическая работа.Срезка с Научить проводить срезку частью стебля подсохших плодов подсохших плодов с бархатцев с семенами. семенами. 1 12.09. 1 13.09. 1 13.09. 1 17.09. 1 17.09. Понятие семена-сырец. Сроки Познакомить с понятие созревания и сбора семян. Осыпание семена-сырец. Изучить сроки семян. созревания и сбора семян, причины осыпания семян. Практическая работа. Сбор семян Научить проводить сбор ноготков. семян ноготков. 1 19.09. 1 19.09 Приёмы и правила сбора семян. 1 20.09. Изучить приёмы и правила сбора семян. 10. Практическая работа. Срезка растений бархатцев и подвешивание для дозревания семян. 11. Научить проводить срезку цветковых растений для дозревания семян. 1 20.09. Способы хранения и просушки семян Изучить способы хранения после сбора. и просушки семян после сбора. Практическая работа. Укладка Научить проводить укладку плодов в коробки и установка для плодов в коробки для просушки. просушки. 1 24.09. 1 24.09. 13. Практическая работа. Сбор подсохших плодов бархатцев. Закрепить умение проводить сбор подсохших плодов с семенами. 1 26.09. 14. Практическая работа. Укладка плодов в коробки и установка для просушки. Закрепить умение проводить укладку плодов в коробки для просушки. 1 26.09. 1 27.09. 1 27.09. 2 01.10. 12. IV. Уборка однолетних растений в цветнике Необходимость удаления отцветающих однолетних растений в цветнике. 1. 2. Инвентарь для работы в цветнике. 3. Практическая работа. Удаление с корнями растений из цветника. Изучить необходимость удаления отцветающих однолетних растений в цветнике. Изучить виды инвентаря для работы в цветнике. Повторение правил безопасной работы с инвентарем для работы на цветнике. Выполнение работы по подбору инвентаря для работы в цветнике. Работа с инвентарем на цветнике Практические работы по удалению однолетних цветковых растений с корнями из цветника. Научить проводить удаление однолетних Работа по уборке растительных остатков. 4. Практическая работа. Уборка растительных остатков на территории цветника. 5. Практическая работа. Выкопка подземных частей растений. V. Понятия борозда, глубина вскапывания. 1. 2. Вскапывание почвы в цветнике цветковых растений с корнями из цветника. Научить проводить уборку растительных остатков. Научить проводить уборку растительных остатков. Научить проводить выкопку подземных частей многолетних растений. Изучить понятия «борозда, глубина вскапывания». Лопата: устройство, рабочая поза. Изучить устройство лопаты и рабочую позу. Изучить приёмы и правила вскапывания почвы лопатой. Изучить технику безопасности при работе лопатой. Научить проводить прокладывание первой борозды. 3. Приёмы и правила вскапывания почвы лопатой. 4. Техника безопасности при работе лопатой. 5. Практическая работа. Прокладывание первой борозды. 6. Практическая работа. Вскапывание Научить проводить почвы на заданную глубину. вскапывание почвы на заданную глубину. Работа в парах, индивидуальная группах, Слушание объяснений учителя. Изучение понятия «борозда, глубина вскапывания». Работа с иллюстративным материалом. Работа в парах, группах, индивидуальная. Просмотр обучающих видеороликов. Работа в тетрадях. Работа по таблицам и схемам. Выполнение зарисовок в тетрадях. Работа с инвентарем. Изучение устройства лопаты и правил безопасной работы с лопатой. Выполнение практических работ по прокладыванию первой борозды и вскапыванию почвы на заданную глубину. 2 03.10. 2 04.10. 1 08.10 1 08.10. 1 10.10. 1 10.10. 1 11.10. 1 11.10. VI. 1. Заготовка земляной Земляные смеси для комнатных растений. смеси для комнатных растений Изучить виды земляных смесей для комнатных растений. 2. Земляные смеси: требования к качеству, составные части. Изучить требования к качеству земляных смесей и их состав. 3. Приёмы составления смесей и их хранение. 4. Практическая работа. Выбор места для заготовки огородной земли. Изучить приёмы составления земляных смесей и условия их хранения. Научить проводить выбор места для заготовки огородной земли. Слушание объяснений учителя. Изучение видов земляных смесей для комнатных растений. Изучение требований к качеству земляных смесей и их составу. Изучение приёмов составления земляных смесей и условий их хранения. Работа с натуральными объектами земляной смеси Работа с иллюстративным материалом. Работа в парах, группах, индивидуальная. Просмотр обучающих видеороликов. Выполнение контрольного задания по сбору семян однолетних растений. 1 15.10. 1 15.10. 1 17.10. 1 17.10. 2 18.10 «Культурные цветковые растения. Сбор семян однолетних растений» Проверить знания 6. Практическая работа. Вскапывание и разрыхление заготавливаемой почвы. Научить проводить вскапывание и разрыхление заготавливаемой почвы. 1 22.10. 7. Практическая работа. Поднос почвы к месту хранения. Научить проводить поднос почвы к месту хранения. 1 22.10. 8. Практическая работа Научить проводить 1 24.10 5. Контрольная работа по теме учащихся Заготовка перегноя. Практическая работа. Смешивание перегноя с землей 9. VII. Практическое повторение 1. 1 24.10. 1 25.10 1 25.10 Осенние работы в цветнике. Уборка растительных остатков. Вскапывание почвы в цветнике. 2. заготовку перегноя. Научить проводить смешивание перегноя с землёй. Заготовка земляной смеси для комнатных растений. Закрепить умения проведения осенних работ в цветнике. Повторение правил техники безопасности при работе с инвентарем. Заготовка земляной смеси для Закрепить умение проводить комнатных растений. вскапывание почвы в Выполнение задания по цветнике, проводить проведению осенних работ в заготовку земляной смеси цветнике. для комнатных растений. Вторая четверть № п/п Тема раздела I. Вводное занятие II. Очистка дорожек и площадок от опавших листьев. Тема урока Дорожки площадки на территории школы. Дидактическая цель Основные виды учебной деятельности обучающихся. Изучить задачи обучения во второй четверти, повторить правила безопасной работы ручным инвентарем. Изучение задач обучения во второй четверти, повторение правил безопасной работы ручным инвентарем. Изучить виды и назначение дорожек и площадок на территории школы. Изучение видов и назначения дорожек и площадок на территории школы. 1 Дата Плани Факт руема ичес я кая 05.11. 1 05.11. Колво часов 1. 2. Приёмы и правила ухода за дорожками и площадками. 3. Практическая работа. Сгребание опавших листьев. Практическая работа. 4. Подметание дорожек и выравнивание их песком. II. 1. Бумажные пакеты для фасовки семян Бумажный пакет для семян: назначение, форма, размеры Изучить приёмы и правила ухода за дорожками и площадками. Работа с иллюстративным материалом. Работа в парах, группах, индивидуальная. Просмотр обучающих видеороликов. Работа в тетрадях. Работа по таблицам и схемам. Выполнение зарисовок в тетрадях. Изучение приёмов и правил Научить проводить сгребание ухода за дорожками и площадками. опавших листьев. Научить проводить подметание дорожек и выравнивание их песком. Выполнение задания по сгребанию опавших листьев. 1 07.11. 07.11. 1 2 08.11. 1 12.11. 1 12.11. 1 14.11. Выполнение задания по подметанию дорожек и выравниванию их песком. Изучить назначение, форму и Изучение назначения, формы и размеры бумажных пакетов размеров бумажных пакетов для для семян. семян 2. Форма заготовок и способы соединения деталей пакета. Изучить форму заготовок и способы соединения деталей пакета. 3. Практическая работа. Вырезка заготовок для пакета по трафарету. Научить проводить вырезку заготовок для пакета по трафарету. Выполнение зарисовок в тетрадях. Выполнение задания по вырезке заготовок для пакета по трафарету. Демонстрация приёмов вырезки заготовок. Контроль за правильностью вырезания. Практическая работа. Склеивание Научить проводить пакета с двух сторон склеивание пакета с двух сторон. 4. Практическая работа. Изготовление бумажных пакетов для фасовки семян. 5. Практическая работа. Наклеивание на пакеты изображений цветков растений. 6. III. Обмолот и расфасовка семян, собранных осенью Значение и приёмы обмолота семян. Закрепить умение изготавливать бумажные пакеты для фасовки семян. Демонстрация приёмов склеивания заготовок. Уметь проводить наклеивание на пакеты изображений цветков растений. Изучить значение и приёмы обмолота семян. Изучение значения и приёмов обмолота семян. Практическая работа. Извлечение семян из сухих плодов. Научить проводить извлечение семян из сухих плодов. 3. Значение и приёмы очистки семян. Изучить значение и приёмы очистки семян. 4. Практическая работа. Удаление обломков стеблей. Научить проводить удаление обломков стеблей. 5. Признаки доброкачественности семян и сортировка семян. Изучить признаки доброкачественности семян и правила сортировки. 1 14.11. 1 15.11. 1 15.11. 1 19.11. 1 19.11. 1 21.11 1 21.11 1 22.11. Выполнение задания по изготовлению бумажных пакетов для фасовки семян. Научить проводить наклеивание на пакеты изображений цветков растений. 1. 2. Выполнение задания по склеиванию пакета с двух сторон. Выполнение задания по извлечению семян из сухих плодов. Изучение значения и приёмов очистки семян. Выполнение задания по удалению обломков стеблей. Изучение признаков доброкачественности семян и правил сортировки. Выполнение упражнений по сортировке семян настурции. Изучение приёмов использования 6. Практическая работа. Сортировка Научить проводить семян настурции. сортировку семян. объёмных предметов для фасовки семян. 1 22.11 7. Использование объёмных предметов для фасовки семян. Изучить приёмы использования объёмных предметов для фасовки семян. Выполнение задания по насыпке определенного объёма семян в бумажные пакеты. 1 26.11. 8. Практическая работа. Насыпка семян в бумажные пакеты. Заклейка пакетов Научить проводить насыпку определенного объёма семян в бумажные пакеты. Выполнение задания по обмолоту и очистке семян бархатцев. 1 26.11. Практическая работа. Закрепить умение проводить обмолот и очистку семян бархатцев Выполнение задания по сортировке и фасовке семян бархатцев. 1 28.11. 1 28.11 1 29.11 1 29.11. 1 03.12. 9. Обмолот и очистка семян бархатцев. Практическая работа. Сортировка и фасовка семян бархатцев. 10. IV. 1. 2. 3. Уход за комнатными растениями Закрепить умение проводить сортировку и фасовку семян бархатцев. Общее представление о Изучить потребности потребностях комнатного растения в комнатного растения в питательной среде и свете питательной среде и свете Общее представление о Изучить потребности потребностях комнатного растения в комнатного растения в тепле тепле и определённой влажности и определённой влажности почвы и воздуха. почвы и воздуха Правила и приёмы полива комнатных растений. Температура Изучить правила и приёмы полива комнатных растений. Слушание объяснений учителя. Просмотр мультимедийной презентации о потребностях комнатного растения в питательной среде и свете. Работа с раздаточным материалом. Изучение потребности комнатного растения в тепле и определённой влажности почвы и воздуха. Изучение правил и приёмов полива комнатных поливной воды. Научить проводить заготовку Демонстрация приёмов полива комнатных растений. поливной воды для отстаивания. Выполнение задания по заготовке Определение влажности почвы в Изучить приёмы определения поливной воды для отстаивания. горшке и кадке. влажности почвы в горшке и Изучение приёмов определения влажности почвы в горшке и кадке. кадке. Практическая работа. Проверка Научить определять Выполнение упражнения по влажности почвы в горшке и кадке. влажность почвы в горшке и определению влажности почвы в кадке. горшке и кадке. Практическая работа. Полив Научить проводить полив Выполнение упражнения по комнатных растений. комнатных растений. поливке комнатных растений. Практическая работа. Заготовка поливной воды для отстаивания. 4. 5. 6. 7. V. 1. растений. Практическое повторение Изготовление бумажных пакетов. Закрепить умение проводить изготовление бумажных пакетов для фасовки семян. Выполнение задания по изготовлению бумажных пакетов для фасовки семян. 1 03.12. 1 05.12. 1 05.12 2 06.12. 2 10.12. 2. Приёмы полива комнатных растений. Полив комнатных растений Закрепить умение проводить полив комнатных растений Выполнение задания по проведению полива комнатных растений 3. Очистка, сортировка семян. Закрепить умение проводить очистку, сортировку семян. Выполнение задания по очистке, сортировке семян. 2 13.12 4. Очистка, сортировка семян. Расфасовка семян в пакеты. Закрепить умение проводить очистку, сортировку и фасовку семян. Выполнение задания по очистке и сортировке семян. 2 17.12 Выполнение задания по заготовке 2 12.12 Уход за комнатными растениями. Заготовка поливной воды для отстаивания Закрепить умение проводить поливной воды для отстаивания. заготовку поливной воды для отстаивания 2 19.12 Уход за комнатными растениями. Проверить теоретические и практические знания учащихся. 2 20.12 7. Очистка, сортировка семян. Закрепить умение проводить очистку, сортировку семян. 2 24.12 8. Очистка, сортировка семян. Расфасовка семян в пакеты. Закрепить умение проводить очистку, сортировку и фасовку семян. 2 26.12 9. Уход за комнатными растениями. Заготовка поливной воды для отстаивания Закрепить умение проводить заготовку поливной воды для отстаивания 2 27.12 5. 6. Контрольная работа Выполнение теоретических и практических заданий по уходу за комнатными растениями. № п/п Тема раздела I. Вводное занятие II. Цветковые растения, размножаемые семенами Тема урока Третья четверть -60 час. Изучить задачи обучения в четверти, повторить правила безопасной работы ручным инвентарем. Общее представление о семенном размножении 1. 2. Цветковые растения школьного цветника, размножаемые семенами. 3. Характеристика растений, которые будут выращиваться в цветнике: ноготки, настурция. 4. Георгина однолетняя, цинния. 5. Дидактическая цель Бархатцы прямостоячие и Изучить особенности семенного размножения и строение семени. Познакомиться с цветковыми растениями школьного цветника, которые размножаются семенами. Изучить характеристику внешнего вида и декоративных качеств растений и строение семян Изучить характеристику внешнего вида и декоративных качеств растений и строение семян Изучить характеристику Основные виды учебной деятельности обучающихся Изучение и повторение правил безопасной работы ручным инвентарем. Слушание объяснений учителя. Просмотр мультимедийной презентации об особенностях семенного размножения. Работа с раздаточным материалом. Изучение растений школьного цветника, размножаемых семенами. Работа с натуральными объектами. Изучение характеристики внешнего вида и декоративных качеств растений ноготков, георгины однолетней и строения семян. Выполнение задания по изучению особенности семенного размножения. Колво часов Дата Плани Фак руема тиче я ская 1 14.01. 1 14.01. 1 16.01. 1 16.01. 1 17.01. 1 17.01. отклоненные. 6. Практическая работа. Распознавание однолетников по семенам и внешнему виду. 7. Вегетативное размножение цветочных растений. 8. Цветковые растения, размножаемые вегетативно. 9. Пикировка рассады 10. Уход за рассадой. II. 1. Выращивание бархатца раскидистого в цветочном горшке. . внешнего вида и декоративных качеств растений и строение семян Закрепить распознавать однолетние цветочные по внешнему виду и по семенам. Изучить особенности и способы вегетативного размножения. Изучить характеристику внешнего вида и декоративных качеств многолетников. Изучить правила пикировки рассады. Изучить правила ухода за рассадой. Виды бархатца Изучить характеристику видов бархатца. 2. Сравнительная характеристика внешнего вида бархатцев раскидистого и высокорослого. 3. Сравнительная характеристика декоративных качеств бархатцев Изучить сравнительную характеристику внешнего вида бархатцев раскидистого и высокорослого. Изучить сравнительную характеристику Выполнение заданий по различению цветковые растения по внешнему виду, семенам. Изучение особенности и способов вегетативного размножения. Выполнение упражнений по различению цветковых растений, размножаемых вегетативно. Выполнение упражнения по пикировке рассады. Выполнение упражнений по уходу за рассадой. Работа в парах, группах, индивидуальная. Слушание объяснений учителя. Работа с иллюстративным материалом. Работа с учебником. Работа в парах, группах, индивидуальная. Просмотр обучающих видеороликов. Работа в тетрадях. Работа по таблицам и схемам. Выполнение зарисовок в тетрадях. Изучение сравнительной характеристики внешнего вида 1 21.01. 1 21.01. 1 23.01. 1 23.01. 1 24.01. 1 24.01. 1 28.01. 1 28.01 раскидистого и высокорослого. 4. Выращивание рассады бархатца раскидистого. 5. Выращивание бархатца раскидистого в комнатных условиях. 6. Практическая работа. Подготовка земляной смеси. 7. Практическая работа. Промывка и просушка цветочных горшков. 8. 9. Практическая работа. Набивка горшков земляной смесью. Полив смеси. Практическая работа. Посев бархатца раскидистого в горшок. декоративных качеств бархатцев раскидистого и высокорослого. Изучить условия выращивания рассады бархатцев раскидистых. Изучить особенности выращивания бархатцев раскидистых в комнатных условиях. Научить составлять земляные смеси для посева бархатцев. Научить подготавливать цветочные горшки для посева бархатцев. Выполнение упражнений по набивке Научить набивать цветочные цветочных горшков земляной смесью. горшки земляной смесью. Научить проводить посев бархатцев в цветочный горшок. 10. Практическая работа. Укрытие плёнкой, установка в теплое место. III. Перевалка комнатного растения Понятие перевалка и пересадка растения. бархатцев раскидистого и высокорослого. Изучение сравнительной характеристики декоративных качеств бархатцев раскидистого и высокорослого. Изучение условий выращивания рассады бархатцев раскидистых. Изучение особенности выращивания бархатцев раскидистых в комнатных условиях Выполнение упражнений по подготовке земляной смеси. Выполнение упражнений по подготовке цветочных горшков для посева бархатцев. Научить проводить укрытие плёнкой горшков, установка в теплое место. Сформировать понятия Выполнение практической работы по посеву бархатцев в цветочный 1 30.01. 1 30.01. 1 31.01. 1 31.01. 1 04.02. 1 04.02. 1 06.02. 1 06.02. горшок. Выполнение практической работы по укрытию плёнкой горшков, установка их в теплое место. Слушание объяснений учителя. Изучение понятий перевалка и «пересадка и перевалка». 1. Значение и приемы перевалки. Растения, подлежащие перевалке. Показать значение перевалки комнатных растений изучить и её приёмы. 3. Подбор цветочных горшков для переваливаемых растений. Изучить правила подготовки цветочных горшков для перевалки комнатных растений. 4. Практическая работа. Подбор, промывка и просушка цветочных горшков. Научить подбирать и подготавливать горшки для перевалки. 2. Практическая работа. Полив переваливаемого растения. Насыпка земляной смеси на дно горшка. Практическая работа. Выемка растенияс комом земли и пересадка в новый 5. 7. 1. Изучение значения перевалки и её приёмов. Инвентарь для работы в цветнике. Инструменты и приспособления для работы в цветнике. 1 07.02. 1 07.02. 1 11.02. 1 11.02. 2 13.02. 2 14.02. 1 18.02. Изучение правил подготовки цветочных горшков для перевалки комнатных растений. Выполнение упражнений в подборе, промывке и просушки цветочных горшков. Выполнение упражнений в подготовке комнатных растений к перевалке Выполнение упражнений в выемке растения с комом земли и его пересадке. Выполнение упражнений в Научить проводить выемку добавлении почвы в горшок с растения с комом земли и его растениями и её уплотнение. пересадку. Работа с иллюстративным материалом. Работа с учебником. Практическая работа. Добавление Научить проводить Работа в парах, группах, почвы в горшок с растениями, добавление почвы в горшок с индивидуальная. уплотнение, полив. растениями и её уплотнение. 6. IV. Научить проводить подготовку комнатных растений к перевалке. пересадка растения. Слушание объяснений учителя Ознакомить с инструментами и приспособлениями для Изучение инструментов и приспособлений для работы в цветнике. работы в цветнике. 2. 3. 4. 5. Инструменты для обработки почвы. Изучить назначение и устройство инструментов для Изучение правил безопасной обработки почвы в цветнике. работы с инструментами для обработки почвы. Правила безопасной работы с Изучить правила безопасной инструментами для обработки работы с инструментами для Выполнение упражнения в распознавании инструментов и почвы и их хранение. обработки почвы. приспособлений для работы в Инструменты и приспособления Изучить назначение и цветнике. для работы в цветнике. устройство инструментов и приспособлений для работы . в цветнике. Выполнение упражнения в распознавании инструментов и Инвентарь для ухода за растениями в Изучить назначение и цветнике. устройство инвентаря для уходаприспособлений для разметки. за растения в цветнике. 6. 7. 8. Упражнения в распознавании инструментов для обработки почвы и их части. Выполнение упражнения разметки посевных рядков. Инструменты и приспособления для Изучить назначение и разметки. устройство инструментов и Выполнение упражнения в приспособлений для разметки. рыхлении почвы на заданную Практическая работа. Разметка Научить проводить разметку глубину. посевных рядков. посевных рядков. 1 18.02. 1 20.02. 1 20.02. 1 21.02. 1 21.02. 2 25.02. Выполнение упражнения в поливе рассады. 9. Практическая работа. Рыхление почвы. Научить рыхлить почву на заданную глубину. 1 27.02. 10. Практическая работа. Полив Научить проводить полив 1 27.02. рассады V. 1. Практическое повторение 18 Расчистка дорожек и площадок от снега Зимние работы в саду. Расчистка дорожек и площадок от снега.. 2. рассады. Изготовление бумажных пакетов для фасовки семян. Трафарет, формы заготовок, способы соединения деталей пакета. Закрепить теоретические и практические знания и умения при проведении зимних работ в сквере. Закрепить знания и умения изготовления бумажных пакетов для фасовки семян. Полив комнатных растений. Правила полива комнатных растений. 3. Полив комнатных растений. Порция воды, температура воды. Выполнение практических работ по изготовлению бумажные пакеты для фасовки семян и их оформление. 2 2 28.02. 03.03. 2 2 05.03. 06.03 2 10.03 2 12.03. Выполнение практических работ по поливу комнатных растений. Оформление бумажных пакетов. 3. Выполнение практических работ по расчистке дорожек и площадок от снега. Закрепить знания и умения правил полива комнатных растений Закрепить знания и умения правил полива комнатных растений Выполнение практических работ по рыхлению почвы в цветочных горшках. Выполнение контрольной работы 4. Контрольная работа «Посев семян настурции в посевные ящики» Проверить знание и умения учащихся. 2 13.03. 5. Рыхление почвы в цветочных горшках. Глубина рыхления. Закрепить теоретические и практические знания и умения правил рыхления 2 2 19.03. 17.03. почвы. Проверка влажности почвы в цветочных горшках.(на ощупь.)Полив комнатных растений из лейки. 6. Четвертая четверть-52 час. Изучить задачи обучения в четверти, повторить правила безопасной работы ручным инвентарем. I. Вводное занятие II. Виды крупносемянных Использование однолетников, используемых для однолетних посева на газонах. цветковых растений для оформления улиц и помещений Изучить виды крупносемянных однолетников, используемых для посева на газонах. 1. 2. 3. Закрепить теоретические и практические знания и умения правил по поливу комнатных растений. Виды крупносемянных однолетников, используемых для посева в цветнике. Изучить виды крупносемянных однолетников, используемых для посева в цветнике. Виды однолетников, используемых Изучить однолетники, Изучение и повторение правил безопасной работы ручным инвентарем. Слушание объяснений учителя. Работа с иллюстративным материалом. Работа с учебником. Работа в парах, группах, индивидуальная. Просмотр обучающих видеороликов. Работа в тетрадях. Работа по таблицам и схемам. Выполнение зарисовок в тетрадях Изучение характеристики крупносемянных однолетников, используемых для посева на газонах, их распознавание. Изучение характеристики крупносемянных однолетников, используемых для посева в цветнике. Выполнение упражнений 2 20.03 1 02.04. 1 02.04. 1 03.04. 1 03.04. для оформления помещений. используемые для оформления помещений. в распознавании крупносемянных однолетников. Изучение и распознавание однолетников, используемых для оформления помещений. III. Зависимость ширины междурядий Выращивание от характера и размеров растений в крупносемянных однолетних цветковых полном развитии растений 1. Слушание объяснений учителя. Работа с натуральными объектами Работа с иллюстративным материалом. Изучить зависимость ширины Просмотр обучающих междурядий от характера и размеров растений в полном видеороликов. Изучение схемы посадки рассады, в зависимости от развитии размеров растений в полном развитии. 2. Глубина заделки семян. Изучить правила заделки семян. 3. Способы разметки посевных рядков. Изучить способы разметки посевных рядков. 4. Практическая работа. Разметка посевных рядков маркером и веревкой. Научить проводить разметку посевных рядков маркером и веревкой. 5. Сроки посева семян. Изучить сроки посева семян. 6. Практическая работа. Углубление Научить проводить посевных рядков. углубление посевных Изучение правил глубины заделки семян от их величины. Изучение способов разметки посевных рядков. Выполнение упражнений по выполнению посевных рядков маркером и веревкой. 1 07.04. 1 07.04. 1 09.04. 1 09.04. 1 10.04. 1 10.04. Изучение сроков посева семян. Выполнение упражнений по выполнению углубления посевных 7. Практическая работа. Раскладка семян в рядки. рядков. рядков. Научить проводить раскладку Выполнение упражнений по раскладке семян в посевные рядки. семян в посевные рядки. 8. Практическая работа. Заделка цветочных семян. Полив. Научить проводить заделку цветочных семян и полив. IV. Подготовка цветника к посеву однолетних цветковых растений Выбор места в цветнике для посева крупносемянных однолетников. Изучить правила выбора места в цветнике для посева крупносемянных однолетников. 1. 2. Подготовка почвы. 3. Практическая работа. Вскапывание почвы лопатой по разметке. 4. Практическая работа. Рыхление и выравнивание верхнего слоя почвы. 5. Оформление краёв цветочных Выполнение упражнений по заделке цветочных семян и их полив. Слушание объяснений учителя. Работа с натуральными объектами Работа с иллюстративным материалом. Просмотр обучающих видеороликов. Изучение правил выбора места в цветнике для посева крупносемянных однолетников. Выполнение заданий по подготовке Изучить правила и приёмы подготовки почвы для посева почвы для посева крупносемянных однолетников. крупносемянных однолетников. Выполнение заданий по Закрепить умение проводить вскапыванию почвы лопатой по вскапывание почвы лопатой разметке. 1 14.04. 1 14.04. 1 16.04. 1 16.04 1 17.04. 1 17.04. 1 21.04. по разметке. Выполнение упражнений по Научить проводить рыхление рыхлению и выравниванию верхнего слоя почвы. и выравнивание верхнего слоя почвы. Выполнение упражнений по оформлению краёв цветочных гряд. Изучить правила оформления 6. V. Высадка рассады бархатца раскидистого гряд. краёв цветочных гряд. Практическая работа. Выравнивание краёв гряд. Научить проводить выравнивание краёв гряд. Многообразие мест для посадок рассады бархатцев раскидистых Ознакомиться с многообразием мест для посадок рассады бархатцев раскидистых. 1. Расстояние между посадками растений. 2. Изучить схему посадки растений. 3. Практическая работа. Подготовка Закрепить умение проводить почвы. подготовку почвы. 4. Практическая работа. Разметка мест посадки. Полив рассады. Практическая работа. Выкопка лунок по разметке. 5. Практическая работа. Посадка рассады. Первоначальный полив. 6. VI. Практическое Уборка мусора в цветнике. Научить проводить разметку мест посадки. Работа в парах, группах, индивидуальная. 1 21.04. 1 23.04. 1 23.04. Выполнение задания по разметке мест посадки. 1 24.04. Выполнение задания по выкопке лунок по разметке. 1 24.04. 1 28.04. 1 28.04 2 30.05. Выполнение задания по подбору места для посадок рассады бархатцев раскидистых. Выполнение задания по использованию схемы посадки растений. Выполнение работ по подготовке почвы. Выполнение заданий по проведению посадки и полива рассады. Научить проводить выкопку Работа с натуральными объектами. лунок по разметке. Работа в парах, группах, Научить проводить посадку и индивидуальная. Просмотр обучающих полив рассады. видеороликов. Закрепить умение проводить Выполнение задания по уборке 1. 2. 3. повторение Складирование растительных остатков. Уборка мусора в цветнике. уборку мусора в цветнике. Рыхление почвы в посадках зимующих многолетников. Закрепить умение проводить рыхление почвы в посадках зимующих многолетников. Уход за комнатными растениями. Рыхление почвы в цветочных горшках. Закрепить умение проводить уход за комнатными растениями Уход за комнатными растениями. Удаление пыли с листьев, полив. .4. Вскапывание почвы в цветнике. Вскапывание почвы в цветнике. Проверка глубины вскапывания. мусора в цветнике. Выполнение рыхления почвы в посадках зимующих многолетников. 2 01.05 2 05.05. 2 07.05 2 08.05 2 12.05 2 14.05 Выполнение задания по уходу за комнатными растениями. Выполнение вскапывания почвы в цветнике. Выполнение задания по рыхлению и выравниванию верхнего слоя почвы. Выполнение выравнивания краёв гряд. Закрепить умение проводить вскапывание почвы в цветнике. Выполнение контрольного задания. 5. Рыхление и выравнивание верхнего Закрепить проводить слоя почвы. рыхление и выравнивание верхнего слоя почвы. 2 15.05 6 Выравнивание краёв гряд. Закрепить умение проводить Оформление краёв цветочных гряд. выравнивание краёв гряд. 2 19.05 7. Рыхление и выравнивание верхнего Закрепить проводить слоя почвы. рыхление и выравнивание верхнего слоя почвы. 2 21.05 8. Контрольная работа «Разметка посевных рядков. Посев ноготков». Проверить знания и умения обучающихся. 2 22.05 9. Вскапывание почвы лопатой по разметке размера цветочных гряд. Закрепить умение вскапывания почвы лопатой, проводить выравнивание краёв гряд. 2 26.05 10. Вскапывание почвы в цветнике Закрепить умение лопатой. Выравнивание краёв гряд. вскапывания почвы лопатой, проводить выравнивание краёв гряд. 2 28.05 11. Выкопка лунок по разметке и посадка в них рассады. 2 29.05 Закрепить умение выкопки лунок по разметке и посадке рассады.