Рабочая программа по учебному предмету Русский язык

Приложение № ^
к Основной образовательной программе
среднего общего образования
МБОУ «Махнёвская СОТII»

Рабочая программа
учебного предмета «Русский язык»
10-11 класс
/базовый уровень/

Планируемые результаты освоения русского языка
в 10-11 классах
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной
программы среднего общего образования:
I.

Личностные результаты отражают, в том числе в части:

1. Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав,
свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи,
образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в
сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на
русском языке; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли
различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах,
свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных
отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе
на основе примеров из литературных произведений, написанных на русском языке; готовность
к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;
активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной
деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство).
2. Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как государственного
языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской
Федерации, культуре своего края, народов России в контексте учебного предмета «Русский
язык»; ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины — России, к
науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым
в художественных произведениях; уважение к символам России, государственным
праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных
народов, проживающих в родной стране.
3. Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность
оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки
других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий
поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности
в условиях индивидуального и общественного пространства.
4. Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов; понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности
художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; осознание важности
русского языка как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности
отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного
творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.

5. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха,
регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек
(употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного
поведения в интернет-среде в процессе школьного языкового образования; способность
адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и
природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие
цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других,
использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе
опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на русском языке;
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права
другого человека.
6. Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы,
города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда раз личного рода, в том числе на
основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью
филологов, журналистов, писателей; уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных
планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; умение рассказать о
своих планах на будущее.
7. Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения
задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды; умение точно, логично выражать свою точку зрения на
экологические проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических
проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей
среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями,
поднимающими экологические проблемы; активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в
практической деятельности экологической направленности.
8. Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной
и социальной средой; закономерностях развития языка; овладение языковой и читательской
культурой, навыками чтения как средства познания мира; овладение основными навыками
исследовательской деятельности с учётом специфики школьного языкового образования;
установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия.

II.

Планируемые метапредметные результаты освоения ООП

Метапредметные результаты освоения основной образовательной
представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
1.

программы

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые
для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных
источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для
деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не
личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды
в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных

(устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных
оценочных суждений.
III.

Планируемые предметные результаты освоения ООП

В результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего
образования выпускник на базовом уровне научится:
^ использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
^ использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие,
народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;
создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические
тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование,
рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты,
сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
'У выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и
выбранного профиля обучения;
^ правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений
при построении текста;
^ создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с
функционально-стилевой принадлежностью текста;
У сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при
создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;
У использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое,
ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с
пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
^ анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в
текстовый формат;
^ преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
^ выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;
соблюдать культуру публичной речи;
^ соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические,
грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского
литературного языка;
^ оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и
письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
У распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь
между ними;
^ анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства,
использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их
употребления;
комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве
и выразительности русского языка);
^ отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного
русского языка;
использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения

мысли и усиления выразительности речи;
^ иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского
языкознания;
^ выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами
ведения диалогической речи;
^ Дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и
неизвестную информацию в прослушанном тексте;
^ проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и
анализировать полученную информацию;
^ сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
^ владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные
тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
^ создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
^ соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
^ соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в
том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
^ соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и
официально-деловой сферах общения;
^ осуществлять речевой самоконтроль;
^ совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе
знаний о нормах русского литературного языка;
^ использовать основные нормативные словари и справочники для расширения
словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
^ оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том
числе художественной литературы).
Выпускник на углубленном уровне научится:
^ воспринимать лингвистику как часть общечеловеческого гуманитарного знания;
^ рассматривать язык в качестве многофункциональной развивающейся системы;
^ распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь
между ними;
^ анализировать языковые средства, использованные в тексте; с точки зрения
правильности, точности и уместности их употребления при оценке собственной и чужой
речи;
комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве
и выразительности русского языка);
^ отмечать отличия языка художественной литературы от других разновидностей
современного русского языка;
^ использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения
мысли и усиления выразительности речи;
^ иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского
языкознания;
^ выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с
правилами ведения диалогической речи;
^ дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и
неизвестную информацию в прослушанном тексте;
^ проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и
анализировать полученную информацию;
^ оценивать стилистические ресурсы языка;
^ сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
^ владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные
тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
^ создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
^ соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;

У соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в
том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
У соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и
официально-деловой сферах общения;
осуществлять речевой самоконтроль;
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе
знаний о нормах русского литературного языка;
^ использовать основные нормативные словари и справочники для расширения
словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
^ оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том
числе художественной литературы).
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться;
^ проводить комплексный анализ языковых единиц в тексте;
^ выделять и описывать социальные функции русского языка;
^ проводить лингвистические эксперименты, связанные с социальными функциями
языка, и использовать его результаты в практической речевой деятельности;
^ анализировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную
интерпретацию;
^ характеризовать роль форм русского языка в становлении и развитии русского языка;
проводить анализ прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде
доклада, рецензии; резюме;
проводить комплексный лингвистический анализ текста в соответствии с его
функционально-стилевой и жанровой принадлежностью;
^ критически оценивать устный монологический текст и устный диалогический текст;
^ выступать перед аудиторией с текстами различной жанровой принадлежности;
^ осуществлять речевой самоконтроль, самооценку, самокоррекцию;
использовать языковые средства с учетом вариативности современного русского
языка;
^ проводить анализ коммуникативных качеств и эффективности речи;
редактировать устные и письменные тексты различных стилей и жанров на основе
знаний о нормах русского литературного языка;
определять пути совершенствования собственных коммуникативных способностей и
культуры речи.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Базовый уровень
Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
Язык как система. Основные уровни языка. Взаимосвязь различных единиц и уровней
языка.
Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Русский язык в Российской
Федерации и в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении.
Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие,
народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Активные процессы в
русском языке на современном этапе. Взаимообогащение языков как результат
взаимодействия национальных культур. Проблемы экологии языка.
Историческое развитие русского языка. Выдающиеся отечественные лингвисты.
Речь. Речевое общение
Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение,
письмо.
Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения.
Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.
Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и диалогической
речи. Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний
различных типов и жанров в научной, социально-культурной и деловой сферах общения.
Овладение опытом речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях общения,
ситуациях межкультурного общения.
Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации
языка. Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический),
разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного
русского языка.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства,
характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового
стилей.
Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия,
выписки, реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк, отзыв и
др.), официально-делового (резюме, характеристика, расписка, доверенность и др.) стилей,
разговорной речи (рассказ, беседа, спор). Основные виды сочинений.
Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых
типов, стилей и жанров.
Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка художественной
литературы от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки
художественной речи.
Основные изобразительно-выразительные средства языка.
Текст. Признаки текста.
Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной
задачи и характера текста.
Информационная переработка текста. Виды преобразования текста. Анализ текста с точки
зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации.
Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.
Культура речи
Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный,
коммуникативный и этический. Коммуникативная целесообразность, уместность, точность,
ясность, выразительность речи. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи.
Самоанализ и самооценка на основе наблюдений за собственной речью.

Культура видов речевой деятельности — чтения, аудирования, говорения и письма.
Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск
материала. Композиция публичного выступления.
Культура научного и делового общения (устная и письменная формы). Особенности речевого
этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. Культура
разговорной речи.
Языковая норма и её функции. Основные виды языковых норм русского литературного языка:
орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические
(морфологические и синтаксические), стилистические. Орфографические нормы,
пунктуационные нормы. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и
навыков. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике. Уместность
использования языковых средств в речевом высказывании.
Нормативные словари современного русского языка и лингвистические справочники; их
использование.

Тематическое планирование
Русский язык, 10 класс (базовый уровень)
№

I
II
III
IV
V

Тема

Количество
часов (в том
числе к/р, р/р)

Язык. Общие сведения о языке. Основные
разделы науки о языке.
Речь. Речевое общение
Культура речи.
Повторение
Резерв
Итого:

8 (1к/р)
31 (2к/р, 2р/р)
22(1 к/р)
6 (2 к/р)
3
70

Календарно - тематическое планирование,10 класс
№

Тема

Содержание

Количе Направ
ство
ления
часов
ВР

I.
Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке.
_________ (8ч0________________________________________
1-2
1
Язык как система.
Основные уровни языка.
2
Взаимосвязь различных единиц и уровней
языка.
3-4
2
Язык и общество.
Язык и общество. Язык и культура. Язык
2
и история народа.
5
3
Формы существования
1
русского
национального
Формы существования русского
языка. Литературный
язык.
Национального языка (литературный
6
4
Формы существования язык,
1
русского
просторечие, народные говоры,
национального
языка. Просторечие,
профессиональные разновидности,
народные говоры.
7
5
Формы существования жаргон,
1
русского
арго).
национального
языка.
Профессиональные
разновидности, жаргон,
арго.
8
6
Контрольная
Повторение, обобщение, контроль
1
работа №1
знаний по разделу «Язык. Общие сведения
о языке. Основные разделы науки о языке»
II.
Речь. Речевое общение (31 ч.)
9-10
1
Речь как
Речевое общение и его основные
2
деятельность
элементы. Виды речевого общения.
Сферы и ситуации речевого общения.
Компоненты речевой ситуации.
11
2
Формы речи.
Монологическая и диалогическая речь.
1
Развитие навыков монологической и
диалогической речи.
12-13 3
Монологическая и
Создание устных и письменных
2
диалогическая речь.
монологических и диалогических
высказываний различных типов и жанров в
научной, социально-культурной и деловой
сферах общения.
14
4
Функциональная
Функциональная стилистика как учение о
1
стилистика.
функционально - стилистической
дифференциации языка
15-17 5
Научный стиль речи.
Функциональны е стили (научный стиль)
3
как разновидности современного русского
языка. Сфера употребления, типичные
ситуации речевого общения, задачи речи,

1,2,3,4

1,2,3,4,
8
1,2,3,4,
8

6,8

1,2,3,4,
8

1,3,4

1,3,4

1,3,4

1,3,4,8

18-20

6

Официально - деловой
стиль речи.

21-23

7

Публицистический
стиль речи.

24-26

8

Разговорный стиль
речи.

27-28

9

Язык художественной
литературы

языковые средства, характерные для
научного стиля. Основные жанры
научного стиля (доклад, аннотация,
тезисы, конспект, реферат и др .).
Особенности речевого этикета в научной
сфере общения .
Функциональные стили (официально деловой стиль речи) как разновидности
современного русского языка. Сфера
употребления, типичные ситуации
речевого общения, задачи речи, языковые
средства, характерные для официально делового стиля. Основные жанры
официально - делового стиля
(характеристика, доверенность и др.)
Культура научного и делового общения
(устная и письменная формы ).
Особенности речевого этикета в
официально - деловой сфере общения.
Создание документов официально­
делового стиля.
Функциональные стили
(публицистический стиль речи) как
разновидности современного русского
языка.
Сфера употребления, типичные ситуации
речевого общения, задачи речи, языковые
средства, характерные для
публицистического стиля.
Основные жанры публицистического
стиля (выступление, отзыв и др.).
Культура публичной речи. Публичное
выступление: выбор темы, определение
цели, поиск материала. Композиция
публичного выступления. Особенности
речевого этикета в публицистической
сфере общения.
Функциональные стили (разговорный
стиль речи) как разновидности
современного русского языка. Сфера
употребления, типичные ситуации
речевого общения, задачи речи, языковые
средства, характерные для разговорного
языка. Основные жанры разговорной речи
(рассказ, беседа). Культура разговорной
речи. Анализ разговорной речи,
содержащей грубо-просторечную лексику,
жаргонизмы, неоправданные
заимствования и т.п. Редактирование
текста.
Функциональные стили (язык
художественной литературы) как
разновидности современного
русского языка. Сфера употребления,
типичные ситуации речевого общения,

3

1,3,4,В

3

1,3,4,8

3

1,3,4,8

2

1,3,4,8

задачи речи, языковые средства, стилей,
характерные для языка художественной
литературы. Основные виды сочинений .
Повторение, обобщение, контроль
знаний.
К/Р по разделу «Речь. Речевое общение»
Основные изобразительно выразительные средства языка.
Уместность использования языковых
средств в речевом высказывании.

29

10

Контрольная
работа №2

30-31

11

32

12

33-34

13

35
36

14
15

37-38

16

39

17

Основные
изобразительно выразительные
средства
языка.
Текст. Признаки текста. Текст. Признаки текста. Виды чтения.
Использование различных видов чтения
в зависимости от коммуникативной
задачи и характера текста.
Информационная
Информационная переработка текста.
Виды преобразования текста. План.
переработка текста.
Тезисы. Конспект. Реферат. Аннотация.
Реферат. Аннотация
Оценка текста. Рецензия.
Оценка текста.
Рецензия
Р/р. СочинениеСовершенствование умений и навыков
рассуждение на основе
создания собственного текста
публицистического
текста
Контрольная
Повторение, обобщение, контроль
работа №3
знаний по разделу «Речь. Речевое
общение».
III

40

1

41

2

42

3

43-44

4

45-46

5

47-48

6

49-50

7

Культура речи. (22ч.)
Культура речи как
Культура речи как раздел лингвистики.
раздел лингвистики.
Культура видов речевой деятельности —
чтения, аудирования, говорения и письма.
Языковая норма и ее
Языковая норма и ее функции.
функции
Основные виды языковых норм русского
литературного языка: орфоэпические
(произносительные и акцентологические),
лексические, стилистические.
Орфографические нормы,
пунктуационные нормы. Соблюдение норм
литературного языка в речевой практике.
Фонетика.
Орфоэпические нормы
Лексикология и
фразеология.
Лексические нормы
Основные виды языковых норм русского
Морфемика и
словообразование.
литературного язык, а: грамматические
Словообразовательны
е нормы
(морфологические и синтаксические),
Морфология.
Морфологические
стилистические, орфографические нормы,
нормы
Орфографические
пунктуационные нормы.
нормы. Принципы

1

6,8

2

1,3,4,8

1

3,4,6,8

2

3,4,6,8

1
1

3,4,6,8
3,4,6,8

2

3,6,8

1

6,8

1

1,2,3,
4,6,8

1

3,4,6,8

1

4,3.8

2

3.4.8

2

3.4.8

2

3.4.8

2

3.4.8

51

8

52

9

53

10

54

11

55

12

56
57-58

13
14

59-60

15

61

16

62-65

русской орфографии.
Правописание
гласных в корне
Принципы написания
суффиксов и
окончаний.
Зависимость
правописания слова от
принадлежности к
части речи.
Особенности
парадигмы глагола в
русском языке.
Правописание
окончаний и
суффиксов глагола,
причастия,
деепричастия.
Правописание
приставок. Буквы и, ы
после приставок
Правописание
приставок пре- - приПравописание н и нн в
словах различных
частей речи
Правописание не и ни
Правописание
предлогов, союзов,
частиц
Нормативные словари

Контрольный
диктант по разделу
«Культура речи»
IV.
Повторение (6 ч.)
1
Подготовка к ЕГЭ.
Комплексное
повторение.

66-67

2

Промежуточная
аттестация. Итоговая
к/р за курс 10 класса.

68-70

3

Резерв

Совершенствование
орфографических и пунктуационных
1

3.4.8

1

3.4.8

1

3.4.8

1

3.4.8

1

3.4.8

1
2

3.4.8
3.4.8

Нормативные словари современного
русского языка и лингвистические
справочники; их использование.
Повторение, обобщение, контроль
знаний.

2

1,3.4.8

1

1,2,3,
6,8

Повторение, обобщение знаний,
полученных в процессе изучения русского
языка в 10 классе. Подготовка к ЕГЭ.

4

3,4,6,8

Повторение, обобщение, контроль
знаний.
Промежуточная аттестация. Итоговая к/р
за курс 10 класса.

2

3,6,8

умений и навыков.

Итого:

3
70

Тематическое планирование
Русский язык, 11 класс (базовый уровень)
№

I
II
III
IV
V

Тема

Количество
часов (в том
числе к/р, р/р)
9 (1к/р)

Язык. Общие сведения о языке. Основные
разделы науки о языке.
Речь. Речевое общение
Культура речи.
Повторение
Резерв
Итого:

25 (1к/р, 4р/р)
28 (3 к/р)
4
2
68

Календарно - тематическое планирование,11 класс
№ п/п № п/п
раздела
I.
1.

2-3.
4-5.

6-7.
8.

9.

II.
10-11.

Тема.

Содержание.

Количес­
тво
часов.

ВР

Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке. (9 ч.)
1.

Русский язык в
Российской Федерации
и в современном мире.

2-3.

Основные уровни
языка.
4-5.
Активные процессы в
русском языке на
современном этапе.
6-7.
Проблемы экологии
языка.
8.
Выдающиеся
отечественные
лингвисты.
9.
Контрольная работа
№1 по разделу «Язык.
Общие сведения о
языке. Основные
разделы науки о
языке.»
Речь. Речевое общение. (25 ч.)
1-2.

Функциональная
стилистика как учение
о функционально­
стилистической
дифференциации
языка.

Русский язык в Российской Федерации
и в современном мире: в
международном общении, в
межнациональном общении.
Взаимосвязь различных единиц и
уровней языка.
Взаимообогащение языков как
результат взаимодействия
национальных культур.
Историческое развитие русского языка.

1

1,2,3,

2

1,2,3

2

1,2,3

2

Вклад выдающихся отечественных
лингвистов в развитие лингвистики.

1

12 3
7
1,2,3

Повторение, обобщение, контроль
знаний по разделу «Язык. Общие
сведения о языке. Основные разделы
науки о языке»

1

3,6

Функциональные стили (научный,
официально-деловой,
публицистический), разговорная речь и
язык художественной литературы как
разновидности современного русского
языка.

2

1,2,3

Сфера
употребления, типичные
Особенности
функциональных стилей ситуации речевого общения, задачи
речи, языковые средства, характерные
для разговорного языка, научного,
публицистического, официально­
делового стилей.

1

1,2,3

2

1,2,3,7

1

3,6

7.

Публицистический стиль Сфера
употребления, типичные
ситуации речевого общения, задачи
речи, языковые средства, характерные
для публицистического стиля. Жанры
публицистики. Хроника, репортаж,
интервью.
Интервью
Жанры публицистики. Интервью.
Очерк

1

3,6,7

17.

8.

Язык рекламы

1

3

18.

9

19.

10.

Культура публичной речи Отличия языка публицистического стиля 1
от других разновидностей современного
русского языка. Совершенствование
умений и навыков создания текстов
публицистического стиля.
Литературный язык и
Отличия языка художественной
1
литературы от других разновидностей
язык художественной
современного русского языка.
литературы.
Основные виды
Совершенствование умений и навыков 2
сочинений.
создания текстов разных функционально­
смысловых типов, стилей и жанров.

12.

3.

13-14.

4-5.

15.

6.

16.

20-21.

11-12.

22-23.

13-14.

24-25.

15-16.

26-27.

17-18.

Текст,

28-29.

19-20.

Виды преобразования
текста,

30-31.

21-22.

Изложение

32-33.

23-24.

34.
III.

Р/р. Сочинениерассуждение на основе
публицистического
текста
Основные
изобразительно­
выразительные средства

Очерк. Язык рекламы

1,2,3,4

1.2,3

1,2,3,4

Совершенствование умений и навыков
создания собственного текста

2

Основные признаки художественной
речи. Распознавание основных
изобразительно-выразительных средств
языка.
Признаки
текста.
Информационная переработка текста.
Анализ текста с точки зрения наличия в
нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информации,
Информационная переработка текста.

2

3,4

2

1,2,3

2

1,2,6

2

6,7

Лингвистический анализ Лингвистический анализ
2
текстов.
текстов различных функциональных
разновидностей языка.
25.
Контрольная работа №2 Повторение, обобщение, контроль знаний. 1
по разделу «Речь.
К/Р по разделу «Речь. Речевое общение»
Речевое общение»
Культура речи. (28 ч.)

3,6,8

3,6.7

3,6,7

35-36.

1-2.

34-38.

3-4.

39.

5.

40-41.

6-7.

42-43.

8-9.

44.

10.

45.

11.

46-47.

12-13.

48.

14.

49.

15.

50.

16.

51.

17.

52-53.

18-19.

54-55.

20-21.

Культура речи как раздел Культура публичной речи. Публичное 2
лингвистики.
выступление: выбор темы, определение
цели, поиск материала.
Основные аспекты
Основные аспекты культуры речи:
2
культуры речи.
нормативный, коммуникативный и
этический. Коммуникативная
целесообразность, уместность, точность,
ясность, выразительность речи.
Оценка
Оценка коммуникативных качеств и
1
коммуникативных
эффективности речи. Самоанализ и
качеств и эффективности самооценка на основе наблюдений за
речи.
собственной речью.
Композиция публичного Особенности речевого этикета в
2
выступления.
официально-деловой, научной и
публицистической сферах общения.
Культура разговорной речи.
Языковая норма и ее
Основные виды языковых норм русского 2
функции.
литературного языка: орфоэпические
(произносительные и
акцентологические),
лексические, грамматические
(морфологические синтаксические),
стилистические.
Нормы литературного Соблюдение норм литературного языка в 1
языка.
речевой практике. Уместность
использования языковых средств в
речевом высказывании.
Синтаксис.
Синтаксис. Синтаксические нормы.
1
Синтаксические нормы
Орфографические
Совершенствование орфографических и 2
нормы, пунктуационные пунктуационных умений и навыков.
нормы.
Пунктуационные нормы
1
русского языка. Знаки
Пунктуационные нормы русского языка.
препинания и их
функции в письменной Знаки препинания и их функции в
речи.
письменной речи:
Знаки препинания в
1
предложениях с
однородными членами -знаки препинания в предложениях с
Знаки препинания в
1
однородными членами и обобщающими
предложениях с
обособленными членами
словами при них,
Знаки препинания в
1
предложениях с
-знаки препинания в предложениях с
вводными
конструкциями
обособленными членами, вводными
Знаки препинания в
2
сложносочинённом
конструкциями, обращением,
предложении
Знаки препинания в
2
-знаки
препинания
в
сложносочинённом,
сложноподчинённом
предложении

1,2,3

1,2,3

3,6,7

3,6,7

3,7

3,7

3,7
3,7

3,7

3

3

3

3

3

56-57.

58-59

60.

61-62.

IV.
63-66

67-68

2
сложноподчинённом, бессоюзном
Знаки препинания
в бессоюзном сложном
сложном предложениях.
предложении
2
Знаки препинания в
24-25.
сложном предложении с
разными видами связи
Повторение, обобщение, контроль
1
Контрольный диктант
26.
знаний.
по теме «Языковые
нормы»
Повторение, обобщение, контроль знаний. 2
27-28. Промежуточная
аттестация. Итоговая к/р Промежуточная аттестация. Итоговая к/р
за курс 11 класса.
за курс 11 класса.
Повторение (4 ч.)
4
1-4
Подготовка к ЕГЭ.
Повторение, обобщение знаний,
Комплексное повторение. полученных в процессе изучения русского
языка в 11 классе. Подготовка к ЕГЭ.
Резерв
2
22-23.

Итого:

68

3

3

3,6.7

3,6

3.6,7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».