Рабочая программа по учебному предмету Родной язык

Приложение № 3
к Основной образовательной программе
среднего общего образования
МБОУ «Махнёвская СОШ»

Рабочая программа
учебного предмета «Родной язык»
10-11 класс
/базовый уровень/

Планируемые результаты изучения учебного предмета
«Родной язык (русский)»
в 10-11 классах
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения
образовательной программы среднего общего образования:

I.

Личностные результаты отражают, в том числе в части:

1. Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение
прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи,
образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в
сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных
на русском языке; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание
роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных
правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах
межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе,
формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений,
написанных на русском языке; готовность к разнообразной совместной деятельности,
стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном
самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям,
нуждающимся в ней; волонтёрство).
2. Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как
государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения
народов России; проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре
Российской Федерации, культуре своего края, народов России в контексте учебного
предмета «Русский язык»; ценностное отношение к русскому языку, к достижениям
своей Родины — России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям
народа, в том числе отражённым в художественных произведениях; уважение к
символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию
и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
3. Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также
поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода
и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства.
4. Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов; понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности
художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; осознание
важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения; понимание
ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций
и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.

5. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим
занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и
неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных
форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности,
в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного
языкового образования; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и
меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе
осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других,
использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том
числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на русском
языке; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и
такого же права другого человека.
6. Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы,
города, края) технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда раз личного рода, в том числе на
основе применения изучае мого предметного знания и ознакомления с деятельностью
филологов, журналистов, писателей; уважение к труду и результатам трудовой
деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования
и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей;
умение рассказать о своих планах на будущее.
7. Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды; умение точно, логично выражать свою
точку зрения на экологические проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих
вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными
произведениями, поднимающими экологические проблемы; активное неприятие
действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и
потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
8. Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях
человека с природной и социальной средой; закономерностях развития языка; овладение
языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики
школьного языкового образования; установка на осмысление опыта, наблюдений,
поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и
коллективного благополучия.

Метапредметными результатами освоения выпускниками средней школы
программы по русскому языку (родному) являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное пониманиеинформации устного и письменного сообщения
(коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и
дополнительной информации);
• владение
разными видами
чтения
(поисковым,
просмотровым,
ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение
разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая
средства массовойинформации, компакт-диски
учебного назначения, ресурсы
Интернета;
• свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой,
в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную
тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к
преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения
или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их
содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности
(индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать
достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной
степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и
жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной
форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность,
соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям
окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание,
рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос,
диалог- побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических,
лексических, грамматических, стилистических норм современного русского
литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в
процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого
этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной
деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою
речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить
грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и
редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими
сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с
использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим
учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа

языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка,
литературы и др.);
3)
коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в
процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в
спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами
речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального
межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками средней школы
программы по русскому языку (родному) являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как
национального языка русского народа, как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о
роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в
образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его
уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы;
язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды;
ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический,
официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного,
публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально­
смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста;
основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии
русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами
речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и
письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий
языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный,
словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа
словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его
основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным
разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования
выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и
грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать
эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной
литературы.
В результате изучения родного языка (русского) на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
• роль русского языка как национального языка русского народа, государственного
языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
• основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально­
делового стилей, языка художественной литературы;
• особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового
стилей и разговорной речи;
• основные единицы языка, их признаки;
• основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические,

грамматические, орфографические, пунктуационные);
• нормы речевого этикета;
уметь:
• различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой
стили, язык художественной литературы;
• определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль
речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
• опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
• объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным
компонентом;
• различать разговорную речь и язык художественной литературы;
• овладеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и
диалога;
• совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста в соответствии с
изученным языковым материалом;
• извлекать информацию из различных источников;
• находить в словах изученные орфограммы, орфографические ошибки и исправлять
их; правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами; пользоваться
орфографическими словарями;
• находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками
препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложении в
соответствии с изученными правилами;
• производить
фонетический,
морфемный,
морфологический
разбор
слов,
синтаксический разбор предложений (с двумя главными членами);
аудирование и чтение:
• адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему
текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
• извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой
информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной
литературой;
говорение и письмо:
• воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение,
конспект);
• создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат,
выступление, письмо, расписка, заявление);
• осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой,
целями, сферой и ситуацией общения;
• овладеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и
диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование
межличностных отношений);
• свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать
нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме
и др.);
• адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей
действительности к прочитанному, услышанному, увиденному;
• соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические,
грамматические нормы современного русского литературного языка; соблюдать в
практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
• соблюдать
нормы русского
речевого
этикета;
уместно
использовать
паралингвистические (внеязыковые) средства общения; осуществлять речевой
самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить
грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и
редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни для:
• осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих
способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
•развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку,
сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
• удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально­
культурных ситуациях общения;
• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических
средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной
речью;
• использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным
предметам и продолжения образования.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Родной язык (русский)»,
10 класс
Раздел 1. Язык и культура (3 ч.)
Язык и общество. Родной язык, литература и культура. Язык и история народа.
Русский язык в Российской Федерации и в современном мире - в международном и
межнациональном общении. Понятие о системе языка, его единицах и уровнях,
взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка.
Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и
внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном
русском языке (основные тенденции, отдельные примеры).
Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов,
их стилистическая переоценка, создание новой фразеологии, активизация процесса
заимствования иноязычных слов.
Раздел 2. Культура речи (6 ч.)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Активные процессы в области произношения и ударения. Типичные акцентологические
ошибки в современной речи.
Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических
словарях.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая
сочетаемость. Типичные ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости.
Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки,
связанные с речевой избыточностью.
Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в
современных словарях. Словарные пометы.
Основные грамматические нормы современного русского литературного
языка.
Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов, предложений с
косвенной речью.
Типичные ошибки в построении сложных предложений. Нарушение
видовременной соотнесенности глагольных форм.
Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических
словарях и справочниках. Словарные пометы.

Речевой этикет
Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет
Интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета Интернет-дискуссии,
Интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (9 ч.)
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Понятие речевого (риторического) идеала.
Пути становления и истоки русского речевого идеала в контексте истории
русской культуры. Основные риторические категории и элементы речевого мастерства
Понятие эффективности речевого общения. Оратория: мастерство публичного
выступления. Принципы подготовки к публичной речи. Техника импровизированной
речи. Особенности импровизации.
Средства речевой выразительности: «цветы красноречия». Важнейшие
риторические тропы и фигуры. Структура и риторические функции метафоры,
сравнения, антитезы. Мастерство беседы. Мастерство спора. Доказывание и убеждение.
Стратегия и тактика спора. Речевое поведение спорящих.
Текст как единица языка и речи
Категория монолога и диалога как формы речевого общения.
Структура публичного выступления.
Риторика остроумия: юмор, ирония, намёк, парадокс, их функции в публичной
речи. Риторика делового общения. Спор, дискуссия, полемика.
Спор и беседа: речевые роли участников, возможная типология ситуаций спора.
Функциональные разновидности языка
Научный стиль речи. Назначение, признаки научного стиля речи. Морфологические и
синтаксические особенности научного стиля. Терминологические энциклопедии,
словари и справочники.
Офиииально-деловой стиль речи. Основные признаки официально-делового стиля:
точность, неличный характер, стандартизированность, стереотипность построения
текстов и их предписывающий характер. Резюме, автобиография.
Разговорная речь. Фонетические, интонационные, лексические, морфологиче­
ские, синтаксические особенности разговорной речи. Невербальные средства общения.
Культура разговорной речи.
Публииистический стиль речи. Устное выступление. Дискуссия. Использование
учащимися средств публицистического стиля в собственной речи.
Язык художественной литературы. Источники богатства и выразительности русской
речи. Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова.
Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса.

Тематическое планирование
10 класс (0,5 часа в неделю/18 часов в год)
№п/п

Тема

Кол-во
часов

В том числе
Контрольные работы
Тест
Творческая
работа

Язык и культура
Культура речи
Речевая деятельность. Текст.

3
6
9

1
1

2

Всего

18

2

3

1

Календарно-тематическое планирование
№п/п

1

2

3

4
5

6

Тема урока

Кол-во
часов
3
1

Язык и культура
Русский язык в Российской Федерации и в современном мире.
Система русского языка, его единицы и уровни. Русский язык как
развивающееся явление.
Основные тенденции активных процессов в современном русском
1
языке. «Неологический бум» русского языка в 21 веке, его
причины. Изменение значений и переосмысление имеющихся в
русском языке слов, их стилистическая переоценка
Р/р Творческая работа «Неологизмы в жизни современного
1
общества»
Культура речи
6
Основные орфоэпические нормы современного русского языка.
1
Типичные акцентологические ошибки в современной речи.
Основные лексические нормы современного русского
1
литературного языка. Речевая избыточность и точность. Типичные
ошибки, связанные с речевой избыточностью. Свободная и
несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки,
связанные с нарушением лексической сочетаемости.
Основные грамматические нормы современного русского
1
литературного языка. Нормы употребления причастных и
деепричастных оборотов, предложений с косвенной речью.
Типичные ошибки в построении сложных предложений. Нарушение
видовременной соотнесенности глагольных форм.

ВР

1,2,3

1,2,3,
7,8

3,4,6

4,6,8
4,6,8

4,6,8

7

Контрольная работа в форме теста по теме «Современные
орфоэпические, лексические, грамматические нормы русского
языка»

1

3,4,6

8

Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета.
Интернет-дискуссии, Интернет-полемики.

1

3,7,6

9

Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.
Речь. Речевая деятельность. Текст
Понятие речевого (риторического) идеала, эффективности речевого
общения.
Оратория: мастерство публичного выступления общения. Принципы
подготовки к публичной речи..
Техника импровизированной речи. Средства речевой
выразительности: «цветы красноречия». Риторика остроумия
Категория монолога и диалога как формы речевого общения
Риторика делового общения. Спор, дискуссия, полемика.
Р/р Публичное выступление (практическое занятие)
Функциональные разновидности языка. Публицистический,
научный, официально-деловой стили речи
Промежуточная аттестация. Итоговая контрольная работа за курс
10 класса.
Защита проекта по предложенной теме

1
9
1

3,7,8

10
11
12
13
14
15
16
17
18

1

3,1,2

1

1,2,
3,7
1,2.3,
4,7
3
3,4
6,7
1,2,3

1

6,8

1

3,6,8

1
1
1

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Родной язык (русский)»,
11 класс
Раздел 1. Язык и культура (4 ч.)
Язык
и
речь. Язык и
художественная
литература.
Тексты художественной литературы как единство формы и содержания.
Практическая работа с текстами русских писателей (А. Пушкин «Скупой рыцарь»). Н.
Помяловский о разнообразии языка.
Раздел 2. Культура речи (9 ч.)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Обобщающее повторение фонетики, орфоэпии. Основные нормы современного
литературного произношения и ударения в русском языке. Написания, подчиняющиеся
морфологическому, фонетическому, традиционному принципам русской орфографии.
Фонетический разбор.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка
Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления. Русская
фразеология. Роль фразеологизмов в произведениях А. Грибоедова, А. Пушкина, Н.
Гоголя и др. русских писателей. Словари русского языка. Словари языка писателей.
Лексический анализ текста. Статья К. Бальмонта «Русский язык как основа творчества».
Основные грамматические нормы современного русского литературного
языка
Морфологические нормы как выбор вариантов морфологической формы слова и
ее сочетаемости с другими формами. Определение рода аббревиатур. Нормы
употребления сложносоставных слов.
Синтаксические нормы как выбор вариантов построения словосочетаний,
простых и сложных предложений. Предложения, в которых однородные члены связаны
двойными союзами. Способы оформления чужой речи. Цитирование. Синтаксическая
синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.
Речевой этикет
Этика и этикет в деловом общении. Функции речевого этикета в деловом
общении. Этапы делового общения. Протокол делового общения. Телефонный этикет в
деловом общении.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (4 ч)
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Речевые жанры монологической речи: доклад, поздравительная речь,
презентация. Речевые жанры диалогической речи: интервью, научная дискуссия,
политические дебаты.
Текст как единица языка и речи
Признаки текста. Виды связей предложений в тексте. Способы изложения и типы
текстов. Особенности композиции и конструктивные приемы текста.
Абзац. Виды преобразования текста. Корректировка текста.
Тезисы. Конспект. Выписки. Реферат. Аннотация. Составление сложного плана и
тезисов статьи А. Кони о Л. Толстом.

Тематическое планирование
11 класс (0,5 часа в неделю/17 часов в год)
№п/п

Тема

Кол-во
часов

Язык и культура
Культура речи
Речь. Речевая деятельность.
Текст.
Всего

В том числе
Контрольные работы
Тест
Творческая
работа

4
9
4

1
1

1

17

2

2

1

Календарно-тематическое планирование
№п/п

Тема урока

1

Язык и культура
Язык и речь. Язык и художественная литература

2
3
4
5
6
7

8

9

10

11

12

13

Кол-во
часов
4

Тексты художественной литературы как единство формы и
содержания
Р/р Практическая работа с текстами русских писателей (А. Пушкин
«Скупой рыцарь»).
Н. Помяловский о разнообразии языка.
Культура речи
9
Основные нормы современного литературного произношения и
ударения в русском языке.
Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому,
традиционному принципам русской орфографии
Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления.
Русская фразеология. Роль фразеологизмов в произведениях А.
Грибоедова, А. Пушкина, Н. Гоголя и др. русских писателей
Словари русского языка. Словари языка писателей. Лексический
анализ текста. Статья К. Бальмонта «Русский язык как основа
творчества»
Морфологические нормы как выбор вариантов морфологической
формы слова и ее сочетаемости с другими формами. Определение
рода аббревиатур. Нормы употребления сложносоставных слов.
Синтаксические нормы как выбор вариантов построения
словосочетаний, простых и сложных предложений. Предложения, в
которых однородные члены связаны двойными союзами.
Способы оформления чужой речи. Цитирование. Синтаксическая
синонимия как источник богатства и выразительности русской
речи
Этика и этикет в деловом общении. Функции речевого этикета в
деловом общении. Этапы делового общения. Протокол делового
общения. Телефонный этикет в деловом общении.
Контрольная работа в форме теста по теме «Основные нормы

ВР

1,2,
3,4
1,2,3,4
4,6
3,4,8
3,6
6,8
2,3,6

1,3
3,6

3,6

3,6

3,4,6

6,8

русского языка».
Речь. Речевая деятельность. Текст
Речевые жанры монологической речи: доклад, поздравительная
речь, презентация. Речевые жанры диалогической речи: интервью,
научная дискуссия, политические дебаты
Способы изложения и типы текстов. Особенности композиции и
конструктивные приемы текста. Абзац. Виды преобразования
текста. Корректировка текста.
Промежуточная аттестация. Итоговая контрольная работа за курс
11 класса
Защита проекта по предложенной теме

14

15

16
17

4
3,4,6

3,6

6,8
3,4,6,8

Примерные темы проектных и исследовательских работ
•
•

Жанр интервью в современных газетах
Искусство вести беседу

•

Телевидение и литература: что окажется сильнее □ Как влияют социальные сети на
язык.

•

Край родной в легендах и преданиях.

•
•
•

Научные открытия А.А. Шахматова.
Причины заимствования в современном русском языке.
Приемы речевого воздействия в газетных публикациях.

•
•

Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.
Структурные особенности русских метафор.

•

Средства речевой выразительности в различных типах политического текста (на
материале предвыборных публикаций).
Тексты современных песен - поэзия и антипоэзия.

•
•

Анализ типов заголовков в современных СМИ, видов интервью в современных
СМИ.

•
•

Сетевой знак @ в разных языках.
Слоганы в языке современной рекламы.

•
•
•
•

Являются ли жесты универсальным языком человечества?
Роль "ников" в интернете.
Язык как отражение национального характера.
Место русского языка среди других предметов в нашей школе.

•
•
•

Языковой портрет ученика нашей школы.
Как влияют социальные сети на язык?
Особенности языка СМС сообщений.

•

Иноязычная лексика в русском языке последних десятилетий

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательного процесса.
Демонстрационное оборудование:
1. Видеофильмы, соответствующие тематике.
Технические средства обучения:
1. Классная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для
крепления постеров и таблиц.
2. Компьютер, проектор, экран.
Литература для учителя
1.

Алексеев Ф. Все правила русского языка. Пособие для учителей и
школьников. - М.: «Издательство АСТ», 2018.

2.

Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности. - М.: Дрофа,
2009.

3.

Горшков А.И. Русская словесность. - М.: Дрофа, 2000.

4.

Нарушевич А.Г. Средства выразительности на ЕГЭ и ОГЭ. 9-11 классы.
Ростов-на-Дону: Легион, 2017.

5.

Сергушева С.В. Комплексный анализ текста. - Санкт-Петербург: «Литера»,
2005.

Литература для учащихся
1.
2.
3.

4.

Анненкова И. Русский язык. Знаки препинания? Это просто. Для школьников
и абитуриентов. Санкт-Петербург. Литера. 2014 г.
Арбатова Е.А Правила русского языка в таблицах и схемах. СанктПетербург.
Литера. 2009 г.
Арбатова Е.А. Синтаксис и пунктуация русского языка в таблицах и схемах.
Санкт-Петербург. Литера. 2014 г.
Баева О. А. Ораторское искусство и деловое общение. - М.: Новое знание,
2002 .

5.
6.

7.
8.
9.

10.
11.
12.

Борисов А. Ю. Роскошь человеческого общения. - М., 2000.
Дэйли К., Дэйли-Каравелла Л. Научись говорить: твой путь к успеху. - СПб.,
2004.
Каширина Т.Г. Доклады и сообщения по русскому языку. Москва. Эксмо.
2010 г.
Прядко В.А. Фонетика, лексика и фразеология русского языка в таблицах и
схемах. Санкт-Петербург. Литера. 2014 г.
Родина И.О. Правила и упражнения по русскому языку. 6-7 классы. Ростов-наДону. Серия «Школьный репетитор». 2010 г.
Рождественский Ю. В. Теория риторики. - М.: Флинта, Наука, 2006.
Стернин И. А. Практическая риторика. - М.: Издательский центр «Академия»,
1993.
Стешов А. В. Как победить в споре. - Л., 1982.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».