Рабочая программа по учебному предмету Обществознание

Приложение № Б
к Основной образовательной программе
среднего общего образования
МБОУ «Махнёвская СОШ»

Рабочая программа
учебного предмета «Обществознание»
10-11 класс
/базовый уровень/

Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Обществознание» 10- 11 класс
Данная рабочая программа ориентирована на использование УМК и учебников по обществознанию (базовый уровень) 10 и 11 класс под редакцией Л.Н. Боголюбова.
Содержание среднего общего образования на базовом уровне по «Обществознанию»
представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в це­
лом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика,
духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны,
как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержа­
ние курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность мо­
ральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; пра­
вовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гу­
манистических и демократических ценностей.
Опыт познавательной деятельности развивается с помощью познавательных и практиче­
ских задач, отражающих типичные социальные ситуации. Обучающиеся получают навыки ра­
боты с адаптированными источниками социальной информации. Опыт проектной деятельности
будет полезен как в учебном процессе, так и в социальной практике.
Обществознание изучает общественную жизнь многоаспектно, используя для этого ком­
плекс общественных наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение,
социальную психологию, этику и культурологию. Эго обуславливает специфику данного учеб­
ного предмета: его интерактивный характер, комплексное изучение современных социальных
явлений и факторов и их влияние на жизнь человека.
Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения обусловле­
ны его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное
становление личности человека.
Социальные и политические процессы, информационные контексты, глобализация всех
сфер жизни, этнический и религиозный политеизм, социальная стратификация предъявляют
новые требования к общественным наукам и к преподаванию в школе. Обществознание стано­
вится гуманистической базой для образования В целом. Знания по учебному предмету должны
стать основой для формирования ценностного отношения, собственной позиции к явлениям со­
циальной жизни, для поиска созидательных способов жизнедеятельности.
Учебный предмет «Обществознание» дает возможность подростку оценить себя как лич­
ность, найти свой путь, раскрыть потенциал, понять свои социальные роли и собственное место
в социуме и культурной среде. Школьник приобретает опыт социального и культурного взаи­
модействия, становится активным гражданином.
Содержание учебного предмета на базовом уровне обеспечивает преемственность по от­
ношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов,
рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание
которых необходимо современному человеку. Освоение нового содержания осуществляется с
опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.
Изучение обществознания в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение
следующих целей:
^ развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической
и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, ос­
нованного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопреде­
лению и самореализации, интереса к изучению социальных и гуманитарных дисци­
плин;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового
самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим
ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
^ освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об
обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необхо­
димых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных
ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических

и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессио­
нального образования или для самообразования;
^ овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе
экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полу­
ченные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической
деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государ­
ства;
^ формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типич­
ных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятель­
ности, межличностных отношений, отношений между людьми различных нацио­
нальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих
действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом;
содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чув­
ства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоя­
щее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг,
гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок,
обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм об­
щественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечело­
веческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к само­
стоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и со­
трудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национа­
лизма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным
признакам и другим негативным социальным явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в обра­
зовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах дея­
тельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребно­
сти в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельно­
стью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологиче­
скому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жиз­
ненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в ре­
шении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта
эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценно­
стей семейной жизни.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельно­
сти; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использо­
вать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов дея­
тельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельно­
сти, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельно­
сти, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску ме­
тодов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятель­
ности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов,
умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интер­
претировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (да­
лее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдени­
ем требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию по­
ведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых
познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразо­
вательной и общекультурной подготовки. Предметные результаты программы должны обеспе­
чивать возможность дальнейшего успешного профессионального обучения или профессио­
нальной деятельности.
Изучение «Обществознания» должно обеспечить:
сформированность мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, рос­
сийской гражданской идентичности, поликультурности, толерантности, приверженности цен­
ностям, закрепленным Конституцией Российской Федерации;
понимание роли России в многообразном, быстро меняющемся глобальном мире;
сформированность навыков критического мышления, анализа и синтеза, умений оцени­
вать и сопоставлять методы исследования, характерные для общественных наук;
формирование целостного восприятия всего спектра природных, экономических, соци­
альных реалий;
сформированность умений обобщать, анализировать и оценивать информацию: теории,
концепции, факты, имеющие отношение к общественному развитию и роли личности в нем, с
целью проверки гипотез и интерпретации данных различных источников;
владение знаниями о многообразии взглядов и теорий.
Требования к предметным результатам освоения учебного предмета «Обществознание»
должны отражать:
1) сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в един­
стве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
2) владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
3) владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические
и другие связи социальных объектов и процессов;
4) сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах
развития мирового сообщества в глобальном мире;
5) сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процес­
сов;
6) владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозиро­
вать последствия принимаемых решений;
7) сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска ин­
формации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью
объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
В результате изучения учебного предмета «Обществознание» на уровне среднего общего
образования:

Выпускник на базовом уровне научится:
Человек. Человек в системе общественных отношений
^ выделять черты социальной сущности человека;
^ определять роль духовных ценностей в обществе;
^ распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами;
^ различать виды искусства;
^ соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали;
^ выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни;
^ выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида;
^ раскрывать связь между мышлением и деятельностью;
^ различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности;
^ выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности;
^ анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и
последствия;
^ различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами;
^ выявлять особенности научного познания;
^ различать абсолютную и относительную истины;
^ иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни человека;
^ выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной действи­
тельности в контексте возрастания роли образования и науки в современном обще­
стве;
^ выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования и само­
образования в жизни человека.
Общество как сложная динамическая система
^ характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему
в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
^ выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстри­
рующую многообразие и противоречивость социального развития;
^ приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений, ар­
гументировать свои суждения, выводы;
^ формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях гло­
бализации; иллюстрировать проявления различных глобальных проблем.
Экономика
^ раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни общества;
^ конкретизировать примерами основные факторы производства и факторные дохо­
ды;
^ объяснять механизм свободного ценообразования, приводить примеры действия
законов спроса и предложения;
^ оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь, поведение
основных участников экономики;
^ различать формы бизнеса;
^ извлекать социальную информацию из источников различного типа о тенденциях
развития современной рыночной экономики;
^ различать экономические и бухгалтерские издержки;
приводить примеры постоянных и переменных издержек производства;
различать деятельность различных финансовых институтов, выделять задачи,
функции и роль Центрального банка Российской Федерации в банковской системе
РФ;
различать формы, виды проявления инфляции, оценивать последствия инфляции
для экономики в целом и для различных социальных групп;
^ выделять объекты спроса и предложения на рынке труда, описывать механизм их
взаимодействия;
определять причины безработицы, различать ее виды;
высказывать обоснованные суждения о направлениях государственной политики в
области занятости;

■/ объяснять поведение собственника, работника, потребителя с точки зрения эконо­
мической рациональности, анализировать собственное потребительское поведение;
V анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих
экономических интересов;
V приводить примеры участия государства в регулировании рыночной экономики;
V высказывать обоснованные суждения о различных направлениях экономической
политики государства и ее влиянии на экономическую жизнь общества;
■/ различать важнейшие измерители экономической деятельности и показатели их
роста: ВНП (валовой национальный продукт), ВВП (валовой внутренний продукт);
■/ различать и сравнивать пути достижения экономического роста.
Социальные отношения
^ выделять критерии социальной стратификации;
■/ анализировать социальную информацию из адаптированных источников о струк­
туре общества и направлениях ее изменения;
У выделять особенности молодежи как социально-демографической группы, раскры­
вать на примерах социальные роли юношества;
•/ высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность са­
мореализации молодежи в условиях современного рынка труда;
У выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации разрешения
конфликтов;
^ конкретизировать примерами виды социальных норм;
^ характеризовать виды социального контроля и их социальную роль, различать
санкции социального контроля;
^ различать позитивные и негативные девиации, раскрывать на примерах послед­
ствия отклоняющегося поведения для человека и общества;
^ определять и оценивать возможную модель собственного поведения в конкретной
ситуации с точки зрения социальных норм;
^ различать виды социальной мобильности, конкретизировать примерами;
^ выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов, приводить приме­
ры способов их разрешения;
^ характеризовать основные принципы национальной политики России на современ­
ном этапе;
^ характеризовать социальные институты семьи и брака; раскрывать факторы, влия­
ющие на формирование института современной семьи;
характеризовать семью как социальный институт, раскрывать роль семьи в совре­
менном обществе;
высказывать обоснованные суждения о факторах, влияющих на демографическую
ситуацию в стране;
^ формулировать выводы о роли религиозных организаций в жизни современного
общества, объяснять сущность свободы совести, сущность и значение веротерпи­
мости;
^ осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по ак­
туальным проблемам социальной сферы, сравнивать, анализировать, делать выво­
ды, рационально решать познавательные и проблемные задачи;
оценивать собственные отношения и взаимодействие с другими людьми с позиций
толерантности.
Политика
^ выделять субъектов политической деятельности и объекты политического воздей­
ствия;
различать политическую власть и другие виды власти;

устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами полити­
ческой деятельности;
^ высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и целей в поли­
тике;
^ раскрывать роль и функции политической системы;
^ характеризовать государство как центральный институт политической системы;

^ различать типы политических режимов, давать оценку роли политических режимов
различных типов в общественном развитии;
^ обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях, принципах,
признаках, роли в общественном развитии) демократии;
^ характеризовать демократическую избирательную систему;
^ различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную избирательные систе­
мы;
^ устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского общества, рас­
крывать ценностный смысл правового государства;
^ определять роль политической элиты и политического лидера в современном об­
ществе;
^ конкретизировать примерами роль политической идеологии;
^ раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем;
^ формулировать суждение о значении многопартийности и идеологического плюра­
лизма в современном обществе;
^ оценивать роль СМИ в современной политической жизни;
^ иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса;
^ различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного политиче­
ского участия, высказывать обоснованное суждение о значении участия граждан в
политике.
Правовое регулирование общественных отношений
^ сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами;
^ выделять основные элементы системы права;
^ выстраивать иерархию нормативных актов;
^ выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской Федерации;
^ различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в си­
туациях, связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями гражда­
нина РФ, с реализацией гражданами своих прав и свобод;
^ обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и граждани­
на, выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения кон­
ституционных обязанностей;
^ аргументировать важность соблюдения норм экологического права и характеризо­
вать способы защиты экологических прав;
^ раскрывать содержание гражданских правоотношений;
^ применять полученные знания о нормах гражданского права в практических ситуа­
циях, прогнозируя последствия принимаемых решений;
^ различать организационно-правовые формы предприятий;
^ характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;
^ давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов
семейного права, применять знания основ семейного права в повседневной жизни;
^ находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приема в
образовательные организации профессионального и высшего образования;
характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового догово­
ра;
иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения;
^ извлекать и анализировать информацию по заданной теме в адаптированных ис­
точниках различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ);
объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту
прав человека.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
Человек. Человек в системе общественных отношений
У Использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной
жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
^ применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной
деятельности и повседневной жизни;
^ оценивать разнообразные явления и процессы общественного развития;

У
У
У
У

характеризовать основные методы научного познания;
выявлять особенности социального познания;
различать типы мировоззрений;
объяснять специфику взаимовлияния двух миров социального и природного в пони­
мании природы человека и его мировоззрения;
У выражать собственную позицию по вопросу познаваемости мира и аргументиро­
вать ее.

У Общество как сложная динамическая система
У Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием различных сфер
жизни общества и общественным развитием в целом;
У выявлять, опираясь на теоретические положения и материалы СМИ, тенденции и
перспективы общественного развития;
У систематизировать социальную информацию, устанавливать связи в целостной
картине общества (его структурных элементов, процессов, понятий) и представ­
лять ее в разных формах (текст, схема, таблица).
Экономика
У выделять и формулировать характерные особенности рыночных структур;
У выявлять противоречия рынка;
У раскрывать роль и место фондового рынка в рыночных структурах;
У раскрывать возможности финансирования малых и крупных фирм;
У обосновывать выбор форм бизнеса в конкретных ситуациях;
У различать источники финансирования малых и крупных предприятий;
У определять практическое назначение основных функций менеджмента;
У определять место маркетинга в деятельности организации;
У применять полученные знания для выполнения социальных ролей работника и про­
изводителя;
У оценивать свои возможности трудоустройства в условиях рынка труда;
У раскрывать фазы экономического цикла;
У высказывать аргументированные суждения о противоречивом влиянии процессов
глобализации на различные стороны мирового хозяйства и национальных эконо­
мик; давать оценку противоречивым последствиям экономической глобализации;
У извлекать информацию из различных источников для анализа тенденций общеми­
рового экономического развития, экономического развития России.
Социальные отношения
У выделять причины социального неравенства в истории и современном обществе;
У высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность
самореализации молодежи в современных условиях;
У анализировать ситуации, связанные с различными способами разрешения социаль­
ных конфликтов;
У выражать собственное отношение к различным способам разрешения социальных
конфликтов;
У толерантно вести себя по отношению к людям, относящимся к различным этни­
ческим общностям и религиозным конфессиям; оценивать роль толерантности в
современном мире;
У находить и анализировать социальную информацию о тенденциях развития семьи
в современном обществе;
У выявлять существенные параметры демографической ситуации в России на осно­
ве анализа данных переписи населения в Российской Федерации, давать им оценку;
У выявлять причины и последствия отклоняющегося поведения, объяснять с опорой
на имеющиеся знания способы преодоления отклоняющегося поведения;
У анализировать численность населения и динамику ее изменений в мире и в России.
Политика
У находить, анализировать информацию о формировании правового государства и
гражданского общества в Российской Федерации, выделять проблемы;

б выделять основные этапы избирательной кампании;
^ в перспективе осознанно участвовать в избирательных кампаниях;
'б отбирать и систематизировать информацию СМИ о функциях и значении мест­
ного самоуправления;
'б самостоятельно давать аргументированную оценку личных качеств и деятельно­
сти политических лидеров;
б характеризовать особенности политического процесса в России;
б анализировать основные тенденции современного политического процесса.
Правовое регулирование общественных отношений
б действовать в пределах правовых норм для успешного решения жизненных задач в
разных сферах общественных отношений;
б перечислять участников законотворческого процесса и раскрывать их функции;
б характеризовать механизм судебной защиты прав человека и гражданина в РФ;
б ориентироваться в предпринимательских правоотношениях;
б выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и госу­
дарства;
б применять знание основных норм права в ситуациях повседневной жизни, прогно­
зировать последствия принимаемых решений;
б оценивать происходящие события и поведение людей с точки зрения соответ­
ствия закону;
б характеризовать основные направления деятельности государственных органов
по предотвращению терроризма, раскрывать роль СМИ и гражданского обще­
ства в противодействии терроризму.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» 10- 11 классы
Базовый уровень
Человек. Человек в системе общественных отношений
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Понятие культуры.
Материальная и духовная культура, их взаимосвязь. Формы и виды культуры: народная, массо­
вая, элитарная; молодежная субкультура, контркультура. Многообразие и диалог культур. Мо­
раль. Нравственная культура. Искусство, его основные функции. Религия. Мировые религии.
Роль религии в жизни общества. Социализация индивида, агенты (институты) социализации.
Мышление, формы и методы мышления. Мышление и деятельность. Мотивация деятельности,
потребности и интересы. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Познание ми­
ра. Формы познания. Понятие истины, ее критерии. Абсолютная, относительная истина. Виды
человеческих знаний. Естественные и социально-гуманитарные науки. Особенности научного
познания. Уровни научного познания. Способы и методы научного познания. Особенности со­
циального познания. Духовная жизнь и духовный мир человека. Общественное и индивидуаль­
ное сознание. Мировоззрение, его типы. Самосознание индивида и социальное поведение. Со­
циальные ценности. Мотивы и предпочтения. Свобода и ответственность. Основные направле­
ния развития образования. Функции образования как социального института. Общественная
значимость и личностный смысл образования. Знания, умения и навыки людей в условиях ин­
формационного общества.
Общество как сложная динамическая система
Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и
общественные отношения. Основные институты общества. Многовариантность общественного
развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Основные направления
общественного развития: общественный прогресс, общественный регресс. Формы социального
прогресса: реформа, революция. Процессы глобализации. Основные направления глобализации.
Последствия глобализации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века.
Экономика
Экономика, экономическая наука. Уровни экономики: микроэкономика, макроэкономика.
Факторы производства и факторные доходы. Спрос, закон спроса, факторы, влияющие на фор­
мирование спроса. Предложение, закон предложения. Формирование рыночных цен. Равновес­
ная цена. Виды и функции рынков. Рынок совершенной и несовершенной конкуренции. Поли­
тика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Рыночные отношения в со­
временной экономике. Фирма в экономике. Фондовый рынок, его инструменты. Акции, обли­
гации и другие ценные бумаги. Предприятие. Экономические и бухгалтерские издержки и при­
быль. Постоянные и переменные затраты (издержки). Основные источники финансирования
бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга. Финансовый рынок. Банков­
ская система. Центральный банк Российской Федерации, его задачи, функции и роль в банков­
ской системе России. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции. Рынок
труда. Занятость и безработица, виды безработицы. Государственная политика в области заня­
тости. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семья­
нина. Роль государства в экономике. Общественные блага. Налоговая система в РФ. Виды
налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Основы денежной и бюд­
жетной политики государства. Денежно-кредитная (монетарная) политика. Государственный
бюджет. Государственный долг. Экономическая деятельность и ее измерители. ВВП и ВНП основные макроэкономические показатели. Экономический рост. Экономические циклы. Миро­
вая экономика. Международная специализация, международное разделение труда, междуна­
родная торговля, экономическая интеграция, мировой рынок. Государственная политика в об­
ласти международной торговли. Глобальные экономические проблемы. Тенденции экономиче­
ского развития России.
С оц и ал ь н ы е отн ош ен и и

Социальная структура общества и социальные отношения. Социальная стратификация,
неравенство. Социальные группы, их типы. Молодежь как социальная группа. Социальный
конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Способы разрешения конфликтов. Со­
циальные нормы, виды социальных норм. Отклоняющееся поведение (девиантное). Социаль­
ный контроль и самоконтроль. Социальная мобильность, ее формы и каналы в современном
обществе. Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты,

пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Феде­
рации. Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных се­
мей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Религиозные объедине­
ния и организации в Российской Федерации.
Политика
Политическая деятельность. Политические институты. Политические отношения. Поли­
тическая власть. Политическая система, ее структура и функции. Государство как основной
институт политической системы. Государство, его функции. Политический режим. Типология
политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Избирательная система.
Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Избирательная
кампания. Гражданское общество и правовое государство. Политическая элита и политическое
лидерство. Типология лидерства. Политическая идеология, ее роль в обществе. Основные идей­
но-политические течения современности. Политические партии, их признаки, функции, клас­
сификация, виды. Типы партийных систем. Понятие, признаки, типология общественнополитических движений. Политическая психология. Политическое поведение. Роль средств
массовой информации в политической жизни общества. Политический процесс. Политическое
участие. Абсентеизм, его причины и опасность. Особенности политического процесса в Рос­
сии.
Правовое регулирование общественных отношений
Право в системе социальных норм. Система российского права: элементы системы права;
частное и публичное право; материальное и процессуальное право. Источники права. Законо­
творческий процесс в Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации. Конститу­
ционные права и обязанности гражданина РФ. Воинская обязанность. Военная служба по кон­
тракту. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщиков. Юри­
дическая ответственность за налоговые правонарушения. Законодательство в сфере антикор­
рупционной политики государства. Экологическое право. Право на благоприятную окружаю­
щую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Гражданское право. Граж­
данские правоотношения. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право соб­
ственности. Основания приобретения права собственности. Право на результаты интеллекту­
альной деятельности. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Спосо­
бы защиты имущественных и неимущественных прав. Организационно-правовые формы пред­
приятий. Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регу­
лирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей. Порядок приема на
обучение в профессиональные образовательные организации и образовательные организации
высшего образования. Порядок оказания платных образовательных услуг. Занятость и трудо­
устройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. Право­
вые основы социальной защиты и социального обеспечения. Гражданские споры, порядок их
рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности админи­
стративной юрисдикции. Особенности уголовного процесса. Стадии уголовного процесса. Кон­
ституционное судопроизводство. Понятие и предмет международного права. Международная
защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Правовая база противодей­
ствия терроризму в Российской Федерации.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА (10 класс)

1

Введение

1

Направления воспи­
тательной деятельно­
сти
1-15

2

Глава I. Человек в обществе

18

1-15

3

Глава II. Общество как мир культуры

14

2,4,5,6,7,8,9,10

4

Глава III. Правовое регулирование общественных
отношений

30

5

Обобщающие уроки

3

5

Контрольная работа

4

К/ч

Глава / Тема

№

Итого:

1,2,3,6,7,9,11,12,13,14,15
1-15

70

ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА (11 класс)

1

Глава I. Экономическая жизнь общества

26

Личностные
результаты
освоения курса
2,5,7,8,9,11,13,14

2

Глава II. Социальная сфера

17

1-15

3

17

1,2,3,5,6,7,8,13

4

Глава III. Политическая жизнь общества
Урок-практикум и обобщающий урок

4

1-15

5

Контрольная работа

4

№

К/ч

Глава / Тема

Итого:

68

10 класс
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ (70ч.)
№

Р а зд ел

/

К/

Т ем а ур о к а

ч

Д а т а (п л а н )

Д ат а
(к о р р ек ц и я )

Д/з

Введение (1 ч.)
1

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35

36
37
38
39

Введение (Нормы оценивания)

1

Глава I. ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕ (18 ч. + 1 ч.)
Общество как совместная жизнедеятельность людей
2
Общество и культура. Общество и наука
Особенности социальной системы
2
Социальные институты
Многовариантность общественного развития
2
Проблема общественного прогресса
Биологическое и социальное в человеке. Личность
2
Самосознание и самореализация
Деятельность человека. Структура и мотивация деятельности
2
Виды деятельности. Сознание и деятельность
Познание чувственное и рациональное. Истина
2
Научное познание. Многообразие человеческого знания
Свобода как осознанная необходимость. Свобода и ответственность
2
Свободное общество
Глобализация. Современное информационное пространство
Глобальная информационная экономика. Информационное обще­
2
ство
Международный терроризм (ПТ)
Идеология терроризму. Противодействие терроризму (ПТ) (Подго­
2
товка к к/р)
Контрольная работа по теме: «Человек в обществе»
1
Глава II. ОБЩЕСТВО КАК МИР КУЛЬТУРЫ (14 ч. + 1 ч.)
Духовная культура общества. (Работа над ошибками)
2
Институты культуры. Многообразие культур. Проект
Духовный мир личности. Духовные ориентиры
2
Мировоззрение и его роль в жизни человека
Мораль. Моральные нормы
2
Выбор в пользу добра или зла
Наука и её функции. Современная наука. Этика науки
2
Образование в современном обществе. Система образования
Религия как общественный институт
2
Религиозные организации в современной России (ПТ)
Искусство. Функции искусства
2
Структура искусства. Современное искусство
Массовая культура.
2
СМИ и массовая культура (Подготовка к к/р)
Контрольная работа по теме: «Общество как мир культу­
1
ры»

с.3 - 6

§1

§2

§з

§4
§5

§6
§7
§8

§9

§10

§П

§12

§13

§14
§15

§16

Глава III. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ 01ГНОШЕНИЙ (33 ч. + 2 ч.)
Нормативный подход к пониманию права. Теория естественного
§17
права (Работа над ошибками)
2
Взаимосвязь естественного и позитивного права
Признаки права. Право и мораль. Система права
§18
2
Норма права. Отрасль права. Институт права

О Б Щ Е С Т В О З Н А Н И Е (1 0 к ла сс )
К/

№

Р а зд ел / Т ем а ур о к а

40
41

Источники права. Основные источники (формы) права. Виды
нормативных актов
Правоотношение и правонарушение. Юридическая ответствен­
ность
Система судебной защиты прав человека в современной России
Правосознание. Правовая культура
Правомерное поведение
Гражданин РФ. Права и обязанности
Воинская обязанность. Права и обязанности налогоплательщи­
ка
Гражданское право. Имущественные права
Личные неимущественные права. Наследование. Защита прав
Семейное право. Заключение и расторжение брака
Супруги. Права и обязанности детей и родителей
Трудовые правоотношения. Приём на работу
Занятость населения. Профессиональное образование
Экологическое право.
Защита экологического права. (Подготовка к к/р)
Контрольная работа по теме: «Правовая сфера государ­
ства»
Процессуальные отрасли права. Гражданский процесс. (Работа
над ошибками)
Арбитражный процесс. Уголовное право. Административная
юрисдикция
Конституционное судопроизводство.
Принципы и основные стадии судопроизводства
Международная защита прав человека. Проектная деятель­
ность (ПТ)
Международные преступления и правонарушения (ПТ)
Правовая база противодействия терроризму в РФ (ПТ)
Органы власти, противодействующие терроризму (Подготовка
к к/р) (ПТ)
Промежуточная аттестация. Контрольная работа.
Человек в XXI веке (Работа над ошибками)
Человек и ценности современного общества

42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
6870

Итоговый урок: ученическая конференция

ч

Д а т а (п л а н )

Дат а
(к о р р ек ц и я )

Д/з

2

§19

2

§20

2

§21

2

§22

2

§23

2

§24

2

§25

2

§26

1

2

§27

2

§28

2

§29

2

§30

1
2
3

стр.
334

11 класс

№

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ (68 ч.)
К
Дат а
Д/з
Дата (план) ( к о р р е к ц и я )
Раздел / Тема урока
/ч

Глава I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА (27 ч. + 2 ч.)
1

Роль экономики в жизни общества

1

2
3

Экономика: наука и хозяйство.

2

4

Экономический рост и развитие. Подготовка к к/р

1

5

Входной контроль. (Контрольная работа)

1

6

Факторы экономического роста. Работа над ошибками

1

§ 3 (с.2 9 -3 3 )

7

Рыночные отношения в экономике

1

§ 4 (с.3 5 -3 6 )

8

Законы спроса и предложения

1

§ 4 (с.3 6 -3 9 )

9

Конкуренция и монополия.

1

§ 4 (с.3 9 -4 2 )

10

Фирма в экономике

1

§ 5 (с.4 4 -4 7 )

11

Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль.

1

§ 5 (с .4 7 -5 1 )

12

Налоги, уплачиваемые предприятиями.
Практическая работа «Создай свою фирму» Про­
ектная деятельность

1

Правовые основы предпринимательской деятельности

2
1

18

Источники финансирования бизнеса.
Основные принципы менеджмента. Основы марке­
тинга.
Экономка и государство.

1

§ 8 (с .8 0 -8 4 )

19

Бюджетная политика государства.

1

§8

(с.8 5 -8 9 )

20
21
22
23

Финансы в экономике.

1

§9

(с.9 2 -9 6 )

Виды, причины и последствия инфляции.

2

§9

(с.9 7 -1 0 1 )

Рынок труда.

1

§ 1 0 (с .1 0 4 -1 0 8 )

24

Безработица: причины и виды

1

§ 1 0 (с .1 0 8 -1 12)

25

Мировая экономика.

1

§ 11 (с .1 1 6 -1 2 2 )

26

Глобальные проблемы экономики.

1

§ 11 (с. 122-125)

27

§ 1 2 (с .1 2 8 -1 3 4 )

30

1
Экономическая культура
Рациональное поведение участников экономической
1
деятельности. Подготовка к к/р
Контрольная работа: «Экономическая жизнь об­
1
щества»
Глава II. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА (18 ч. + 1 ч.)
Социальная структура общества. Работа над ошибками 1

31

Социальное неравенство

1

§ 1 3 (с .1 4 5 -1 4 7 )

32

Социальная мобильность

1

§ 13

33

Социальные нормы. Социальный контроль

2

§ 1 4 (с.1 5 3 -1 5 7 )

13
14
15
16
17

28
29

§1
§2

_ § 2 ________________
§ 3 (с. 2 5 -2 8 )

К /Р

§5

(с .5 1 -5 3 )

1

1

§ 6 (с .5 5 -5 7 )
§ 6 (с .5 8 -6 5 )
§ 7 (с .6 8 -7 1 )
§ 7 (с .7 2 -7 7 )

§ 12

(с. 135-139)

К /Р

§ 1 3 (с .1 4 3 -1 4 5 )

(с.1 4 8 -1 5 2 )

34
О Б Щ Е С Т В О З Н А Н И Е (11 к ла сс )

№

Раздел / Тема урока

К
/ч

Дата (план)

Д ат а

Д/з

(к о р р е к ц и я )

1

§ 1 4 (с.1 5 7 -1 6 3 )

2

§ 1 5 (с .1 6 6 -1 7 1 )

35
36
37
38

Девиантное поведение.

Семья. Функции семьи

1

§ 1 6 (с. 174-176)

39

Семья в современном обществе.

1

§ 1 6 (с. 176-178)

40
41
42
43
44
45
46

Бытовые отношения.

1

§ 1 6 (с. 178-183)

Нации и межнациональные отношения (ПТ)

Гендерные стереотипы и роли.
Молодежь в современном обществе.
Молодежные субкультуры.
Демографическая ситуация в современной России

2
1
2
1

§ 1 5 (с. 164-166)

§ 1 7 (с. 184-186)

§ 1 7 (с.1 8 7 -1 9 2 )
§ 1 8 (с. 194-198)
§ 18

(с.199-204)

§ 19

(с.205-212)

48

Диспут: «Что такое современная семья». Подготовка к
контрольной работе
Контрольная работа: «Социальная сфера»

49

Глава III. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА (19 ч. + 1 ч.)
Политика и власть. Работа над ошибками
1

§2 0

(с.2 1 6 -2 2 2 )

50

Политические отношения

1

§2 0

(с.222-227)

51

Политическая система

1

§ 21

(с.228-232)

52

Политические режимы

1

§2 1

(с.2 3 2 -2 3 9 )

53

Сущность правового государства

1

§2 2

(с.240-243)

54

Гражданское общество.

1

§2 2

(с.243-245)

55

Местное самоуправление.

1

§2 2

(с.2 4 5 -2 4 9 )

56

Выборы: избирательные системы

1

57

Политические партии. Проектная деятельность

1

58

Партийные системы

1

§ 2 4 (с.266-271)

59

Политическая элита.

1

§ 2 5 (с.2 7 2 -2 7 5 )

60

Политическое лидерство.

1

§ 2 5 (с.2 7 5 -2 8 2 )

47

1
К /Р

1

§23

§ 2 4 (с.2 6 1 -2 6 5 )

62

Политическое сознание. Подготовка к контрольной ра­
боте
Промежуточная аттестация. Контрольная работа

1

К /Р

63

Идеология и ее роль в политике. Работа над ошибками

1

§ 2 6 (с.285-291)

64

Роль СМИ в политической жизни. (ПТ)

1

§ 2 6 (с.2 9 2 -2 9 7 )

65

Политическое поведение

1

§27

66
67
68

Политический процесс и политическое участие.

1

§28

61

Итоговое повторение.

1

2

§ 2 6 (с.2 8 3 -2 8 5 )

Нормы оценки знаний за выполнение теста учащихся по обществознанию
% выполнения

0-35

36-60

61-85

86-100

Отметка

«2»

«3»

«4»

«5»

Нормы оценки знаний за творческие работы учащихся по обществознанию
О т м ет ка

/

«2»

«3»

«4»

«5»

Информация
частично изло­
жена. В работе
использован
только
один
ресурс.
Тема частично
раскрыта. Не­
который мате­
риал изложен
некорректно.

Достаточно
точная
ин­
формация.
Использовано
более одного
ресурса.
Сформулиро­
вана и рас­
крыта
тема
урока.
Ясно изложен
материал.
Отражены
области при­
менения те­
мы. Процесс
решения
практически
завершен.

Данная
информация
кратка и ясна. Исполь­
зовано более одного
ресурса.

С одерж ание

Тема предмета не
Ин­
Общая
ин­ очевидна.
формация не точ­
формация
на или не дана.

Не раскрыта и не
ясна тема урока.
Тема
Объяснения
не­
корректны, запу­
таны или не вер­
ны.
Не
определена
Применение и область примене­
ния данной темы.
проблемы
Процесс решения
неточный или не­
правильный.

Отражены не­
которые обла­
сти примене­
ния темы. Про­
цесс решения
неполный.

Сформулирована
и
раскрыта тема урока.
Полностью изложены
основные аспекты те­
мы урока.
Отражены
области
применения темы. Из­
ложена стратегия ре­
шения проблем.

Критерии оценки мультимедийной презентации
С О ЗД А Н И Е СЛАЙ ДО В

М а кси м ал ьн ое
л и ч ест во баллов

Титульный слайд с заголовком
Минимальное количество - 10
слайдов
Использование дополнительных
эффектов РолуегРот! (смена
слайдов, звук, графики)
СОДЕРЖАНИЕ
Использование эффектов ани­
мации
Вставка графиков и таблиц
Выводы, обоснованные с науч­
ной точки зрения, основанные
на данных
Грамотное создание и сохране-

5
10
5

15
10
10

5

ко­

О ценка
груп п ы

О ценка уч и т ел я

ние документов в папке рабочих
материалов
ОРГАНИЗАЦИЯ
Текст хорошо написан и сфор­
мированные идеи ясно изложе­
ны и структурированы
Слайды представлены в логиче­
ской последовательности
Красивое оформление презен­
тации
Слайды распечатаны в формате
заметок.
ОБЩИЕ БАЛЛЫ
Окончательная оценка:

10

5
10
5
90

Нормы оценки знаний учащихся по обществознанию
(устный, письменный ответ)
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся в полном объеме
выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:
• логично, развернуто излагать содержание вопроса, в котором продемонстрировано умение
описать то или иное общественное явление или процесс;
• сравнивать несколько социальных объектов, процессов (или несколько источников),
выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
• делать вывод по вопросу и аргументировать его с теоретических позиций социальных
наук;
• сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной
позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам;
• применять полученные знания при анализе конкретных ситуаций и планировать
практические действия;
• оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм,
экономической рациональности;
• раскрывать содержание основных обществоведческих терминов в контексте вопроса;
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
• продемонстрировал предъявляемые требования такие же, как и к ответу на «отлично», но
при ответе допустил неточности, не искажающие общего правильного смысла;
• верно освятил тему вопроса, но недостаточно полно ее раскрыл;
• продемонстрировал знание причинно-следственных связей, основных теоретических
положений, но отдельные положения ответа не подтвердил фактами, не обосновал
аргументами;
• не смог самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения;
• дал определения прозвучавшим при ответе понятиям;
• дал ответы на уточняющие вопросы.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
• демонстрирует умение описывать то или иное общественное явление, объяснять его с
помощью конкретных примеров;
• делает элементарные выводы;

•
•
•
•
•

путается в терминах;
не может сравнить несколько социальных объектов или точек зрения;
не может аргументировать собственную позицию;
затрудняется в применении знаний на практике при решении конкретных ситуаций;
справляется с заданием лишь после наводящих вопросов.

Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
• не увидел проблему, не смог ее сформулировать;
• не раскрыл проблему;
• представил информацию не в контексте задания;
• или отказался отвечать (уважительная причина отсутствует).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».