Рабочая программа по учебному предмету Право

Приложение № 2
к Основной образовательной программе
среднего общего образования
МБОУ «Махнёвская СОШ»

Рабочая программа
учебного предмета «Право»
10-11 класс
/базовый уровень/

1.Пояснительная записка.
Рабочая программа по праву составлена на основе государственного
образовательного стандарта и программы курса для 10-11 классов общеобразовательных
учреждений авторов Певцовой Е.А., Козленко И.В. Право. Основы правовой культуры.М.: ООО «ТИД «Русское слово», 2014.-56 с.
УМК по праву: Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. 10
класс: В 2 ч. Допущено Министерством образования и науки РФ.2013;
Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. 11 класс: В 2 ч. Допущено
Министерством образования и науки РФ.2013;
Певцова Е.А. Козленко И.В.. «ПРАВО. Основы правовой культуры» Программа
курса для 10— 11 классов общеобразовательныхучреждений; М;«Русское слово»; 2012;
Кожин Ю.А.Практикум по праву: К учебнику Е.А. Певцовой «Право. Основы
правовой культуры». Для 10 класса общеобразовательныхучреждений. — М.: ООО «ТИД
«Русское слово — РС», 2009.
Кожин Ю.А.Практикум по праву: К учебнику Е.А. Певцовой «Право. Основы
правовой культуры». Для 11 класса общеобразовательныхучреждений. — М.: ООО «ТИД
«Русское слово — РС», 2009.
Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Суслов А.Б. «Права человека»10— 11
класс, методическое пособие для учителя, М, «Русскоеслово» 2011;
Информационно-методические
материалы
по
использованию
УМК
«ПРАВО.ОСНОВЫ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ» издательства
«РУССКОЕ СЛОВО»; М; «Русское слово» ; 2013.
Данная программа правового обучения школьников по курсу рассчитана на два
года, 69 учебных часов по 1 часу в неделю в 10 и 11 классах.
«Право» как учебный предмет старшей школы базируется на правовом содержании
основной школы и предусматривает (с учетом принципов последовательности и
преемственности) дальнейшее познание основ юриспруденции, усвоение правовых норм
поведения, формирование правовой культуры и правовой компетентности личности.
Цели и задачи курса.
Изучение права в старшей школе направлено на достижение следующих целей: развитие
личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально­
правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права,
на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом
права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;
•
воспитание гражданской ответственности и чувства собственного
достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека,
демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;
•
освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и
институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно­
правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление
с содержанием профессиональной юридической деятельности и основными
юридическими профессиями;
•
овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и
способов деятельности для решения практических задач в социально-правовой сфере,
продолжения обучения в системе профессионального образования;
•
формирование способности и готовности к сознательному и ответственному
действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и
событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельному принятию решений,
правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности

Планируемые результатам освоения содержания курса
«Право. Основы правовой культуры»
Личностные результаты
1. Гражданское воспитание включает: формирование активной гражданской
позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных,
духовных и нравственных ценностях российского общества; развитие культуры
межнационального
общения;
формирование
приверженности
идеям
интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание
уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам,
религиозным убеждениям; развитие правовой и политической культуры детей,
расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права
и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления,
общественно значимой деятельности; развитие в детской среде ответственности,
принципов коллективизма и социальной солидарности; формирование стабильной
системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих
противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и
другим негативным социальным явлениям; разработку и реализацию программ
воспитания, способствующих правовой, социальной и культурной адаптации детей,
в том числе детей из семей мигрантов.
2. Патриотическое воспитание предусматривает: формирование российской
гражданской идентичности; формирование патриотизма, чувства гордости за свою
Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее
России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе
военно-патриотического воспитания; формирование умения ориентироваться в
современных общественно-политических процессах, происходящих в России и
мире, а также осознанную выработку собственной позиции по отношению к ним на
основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей
страны; развитие уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн
Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества;
развитие поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного
туризма.
3. Духовно-нравственное воспитание осуществляется за счет: развития у детей
нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра; □ развития сопереживания и
формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; содействия формированию
у детей позитивных жизненных ориентиров и планов; оказания помощи детям в
выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том
числе проблемных, стрессовых и конфликтных.
4. Эстетическое воспитание предполагает: приобщение к уникальному российскому
культурному наследию, в том числе литературному, музыкальному,
художественному, театральному и кинематографическому; создание равных для
всех детей возможностей доступа к культурным ценностям; воспитание уважения к
культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской
Ф едерации; приобщ ение к классическим и современным высокохудожественным

отечественным и мировым произведениям искусства и литературы; популяризация
российских культурных, нравственных и семейных ценностей; сохранение,
поддержки и развитие этнических культурных традиций и народного творчества.
5. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального

благополучия включает: □ формирование ответственного отношения к своему
здоровью и потребности в здоровом образе жизни; □ формирование системы
мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой
и спортом, развитие культуры здорового питания; развитие культуры безопасной
жизнедеятельности, профилактику наркотической и алкогольной зависимости,
табакокурения и других вредных привычек;
6. Трудовое воспитание реализуется посредством: воспитания уважения к труду и
людям труда, трудовым достижениям; формирования умений и навыков
самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и
творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение
и выполнение домашних обязанностей; развития навыков совместной работы,
умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно
оценивая смысл и последствия своих действий; содействия профессиональному
самоопределению, приобщения к социально значимой деятельности для
осмысленного выбора профессии.
7. Экологическое воспитание включает: развитие экологической культуры,
бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;
воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и
навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям,
приносящим вред экологии.
8. Ценности научного познания подразумевает: содействие повышению
привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержку научнотехнического творчества детей; создание условий для получения детьми
достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и
отечественной науки, повышения заинтересованности подрастающего поколения в
научных познаниях об устройстве мира и общества.
Метапредметные результаты
• Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных
целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в
различных ситуациях;
•

умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;

•

владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;

•

готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках
информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую
из различных источников;

•

умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий
в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной
безопасности;

•

умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

•

умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения с учётом гражданских и нравственных ценностей;

•

владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою
точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

•

владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего
знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты
На базовом уровне
•

Сформированность представлений о понятии государства, его функциях, механизме
и формах;

•

владение знаниями о понятии права, источниках и нормах права, законности,
правоотношениях;

•

владение знаниями о правонарушениях и юридической ответственности;

•

сформированность представлений о Конституции РФ как основном законе
государства, владение знаниями об основах правового статуса личности в
Российской Федерации;

•

сформированность общих представлений о разных видах судопроизводства,
правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами;

•

сформированность основ правового мышления;

•

сформированность знаний об основах административного, гражданского, трудового,
уголовного права;

•

понимание юридической деятельности; ознакомление со спецификой основных
юридических профессий;

•

сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных
правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской
Федерации;

•

сформированность навыков самостоятельного поиска правовой информации,
умений использовать результаты в конкретных жизненных ситуациях.

•

сформированность представлений о роли и значении права как важнейшего
социального регулятора и элемента культуры общества;

•

владение знаниями об основных
демократическом обществе;

•

сформированность представлений о системе и структуре права, правоотношениях,
правонарушениях и юридической ответственности;

•

владение знаниями о российской правовой системе, особенностях её развития;

•

сформированность представлений о конституционном, гражданском, арбитражном,
уголовном видах судопроизводства, правилах применения права, разрешения
конфликтов правовыми способами;

правовых

принципах,

действующих

в

•

сформированность правового мышления и способности различать соответствующие
виды правоотношений, правонарушений, юридической
ответственности,
применяемых санкций, способов восстановления нарушенных прав;

•

сформированность знаний об общих принципах и нормах, регулирующих
государственное устройство Российской Федерации, конституционный статус
государственной власти и систему конституционных прав и свобод в Российской
Федерации, механизмы реализации и защиты прав граждан и юридических лиц;

•

понимание юридической деятельности как формы реализации права; ознакомление
со спецификой основных юридических профессий;

•

сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных
правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской
Федерации, выработки и доказательной аргументации собственной позиции в
конкретных правовых ситуациях с использованием нормативных актов.

В результате изучения учебного предмета «Право» на уровне среднего общего
образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
- опознавать и классифицировать государства по их признакам, функциям и формам;
- выявлять элементы системы права и дифференцировать источники права;
ы социальных и правовых норм, выявлять особенности правовых норм как вида социальных
норм;
- различать субъекты и объекты правоотношений;
- дифференцировать правоспособность, дееспособность;
- оценивать возможные последствия правомерного и неправомерного поведения человека,
делать соответствующие выводы; - оценивать собственный возможный вклад в становление
и развитие правопорядка и законности в Российской Федерации;
- характеризовать Конституцию Российской Федерации как основной закон государства,
определяющий государственное устройство Российской Федерации;
- осознанно содействовать соблюдению Конституции Российской Федерации, уважению
прав и свобод другого человека, демократических ценностей и правопорядка;
- формулировать особенности гражданства как устойчивой правовой связи между
государством и человеком;
- устанавливать взаимосвязь между правами и обязанностями гражданина Российской
Федерации;
- называть элементы системы органов государственной власти в Российской Федерации;
различать функции Президента, Правительства и Федерального Собрания Российской
Федерации;
- выявлять особенности судебной системы и системы правоохранительных органов в
Российской Федерации;
- описывать законодательный процесс как целостный государственный механизм; характеризовать избирательный процесс в Российской Федерации;
- объяснять на конкретном примере структуру и функции органов местного самоуправления
в Российской Федерации;

- характеризовать и классифицировать права человека;
- объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав
человека;
- характеризовать гражданское, семейное, трудовое, административное, уголовное,
налоговое право, как ведущие отрасли российского права;
- характеризовать субъектов гражданских правоотношений, различать организационно­
правовые формы предпринимательской деятельности;
- иллюстрировать примерами нормы законодательства о защите прав потребителя;
- иллюстрировать примерами особенности реализации права собственности, различать
виды гражданско-правовых сделок и раскрывать особенности гражданско-правового
договора;
- иллюстрировать примерами привлечение к гражданско-правовой ответственности;
- характеризовать права и обязанности членов семьи;
- объяснять порядок и условия регистрации и расторжения брака;
- характеризовать трудовые правоотношения и дифференцировать участников этих
правоотношений;
- раскрывать содержание трудового договора;
- разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых
отношениях;
- иллюстрировать примерами способы разрешения трудовых споров и привлечение к
дисциплинарной ответственности;
- различать виды административных правонарушений и описывать порядок привлечения к
административной ответственности;
- дифференцировать виды административных наказаний;
- дифференцировать виды преступлений и наказания за них;
- выявлять специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
- различать права и обязанности налогоплательщика;
- анализировать практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными,
трудовыми, уголовными и налоговыми правоотношениями; в предлагаемых модельных
ситуациях определять признаки правонарушения;
- различать гражданское, арбитражное, уголовное судопроизводство, грамотно применять
правовые нормы для разрешения конфликтов правовыми способами;
- высказывать обоснованные суждения, основываясь на внутренней убежденности в
необходимости соблюдения норм права;
- различать виды юридических профессий. Выпускник на базовом уровне получит
возможность научиться:
- различать предмет и метод правового регулирования;
- выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства;

- различать права и обязанности, гарантируемые Конституцией Российской Федерации и в
рамках других отраслей права;
- выявлять особенности референдума;
- различать основные принципы международного гуманитарного права;
- характеризовать основные категории обязательственного права;
- целостно описывать порядок заключения гражданско-правового договора;
- выявлять способы защиты гражданских прав;
- определять ответственность родителей по воспитанию своих детей;
- различать рабочее время и время отдыха, разрешать трудовые споры правовыми
способами;
- описывать порядок освобождения от уголовной ответственности; - соотносить налоговые
правонарушения и ответственность за их совершение;
- применять правовые знания для аргументации собственной позиции в конкретных
правовых ситуациях с использованием нормативных актов.

Содержание учебного предмета.
10 класс (35 часов)
1.Вводная тема. Роль права в жизни человека и общества (5часов)
Значение правовых знаний и умений для человека. Система юридических наук.
Информация и право. Теории происхождения права. Закономерности возникновения
права. Исторические особенности зарождения права в различных уголках мира.
Происхождение права в государствах Древнего Востока, Древней Греции, Древнего Рима,
у древних германцев и славян. Право и основные теории его понимания. Нормы права.
Система регулирования общественных отношений. Механизм правового регулирования.
Тема 2. Теоретические основы права как системы (8 часов)
Понятие и система права. Правовые нормы и их характеристики. Классификация
норм права, структура правовой нормы. Способы изложения норм права в нормативных
правовых актах. Институты права. Отрасли права. Методы правового регулирования.
Понятие и виды правотворчества. Законодательный процесс. Юридическая техника.
Источники права. Правовой обычай. Юридический прецедент. Договоры как форма
выражения воли участников правоотношений, их виды. Нормативный правовой акт. Виды
нормативных правовых актов. Действие норм права во времени, в пространстве и по кругу
лиц. Систематизация нормативных правовых актов.
Тема 3. Правоотношения и правовая культура (7 часов) Юридические факты как
основание правоотношений. Виды и структура правоотношений. Поведение людей в мире
права. Правомерное поведение. Правонарушение, его состав, признаки. Виды
правонарушений. Функции юридической ответственности. Принципы юридической
ответственности. Виды юридической ответственности. Основания освобождения от
юридической ответственности. Обстоятельства, исключающие преступность деяния.
Правовое сознание и его структура. Правовая психология. Правовая идеология. Правовая
культура. Понятие правовой системы общества. Романо-германская правовая семья.
Англосаксонская правовая семья. Религиозно-правовая семья. Социалистическая правовая
семья. Особенности правовой системы в России.
Тема 4. Государство и право (11 часов)
Понятие государства и его признаки. Подходы к пониманию государства. Жизнь людей в
догосударственный период. Происхождение древневосточного государства.
Происхождение античного государства. Происхождение государства у древних германцев
и славян. Теории происхождения государства: теологическая, патриархальная,
ирригационная, договорная, марксистская, теория насилия. Признаки государства. Форма
государства и ее элементы. Монархия как форма правления. Республика как форма власти.
Государственное устройство. Политическийрежим. Государственный механизм и его
структура. Государственный орган и его признаки. Глава государства. Законодательная
власть. Исполнительная власть. Судебная власть. Местное самоуправление. Принципы
местного самоуправления.
Конституция Российской Федерации — основной закон страны. Структура
Конституции Российской Федерации. Основы конституционного строя России. Эволюция
понятия «гражданство». Порядок приобретения и прекращения российского гражданства.
Правовой статус человека в демократическом правовом государстве. Избирательные
системы и их виды. Референдум. Выборы Президента Российской Федерации.
Тема 5. Правосудие и правоохранительные органы (4 часа)
Защита прав человека в государстве. Судебная система. Конституционный суд
Российской Федерации. Суды общей юрисдикции. Мировые суды. Порядок
осуществления правосудия в судах общей юрисдикции. Арбитражные суды.
Правоохранительные органы Российской Федерации. Система органов внутренних дел.
Прокуратура и ее деятельность. Органы Федеральной службы безопасности Российской
Федерации. Особенности деятельности правоохранительных органов РФ: Федеральная
служба охраны, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба

преступления.
Права
обвиняемого,
потерпевшего,
свидетеля.
Уголовное
судопроизводство.
Тема 9. Правовое регулирование в различных сферах общественной жизни (5 часов)
Пенсионная система и страхование. Правовое регулирование денежного обращения.
Экологическое право. Экологические правонарушения и юридическая ответственность.
Правовое регулирование отношений в области образования. Права и обязанности
субъектов образовательных правоотношений. Юридические профессии: судьи, адвокаты,
прокуроры, нотариусы, следователи.
Тема 10. Международное право (4 часа)
Понятие международного права. Источники и принципы международного права.
Субъекты международного права. Международная защита прав человека в условиях
мирного и военного времени. Правозащитные организации и развитие системы прав
человека.
Европейский суд по правам человека. Международная защита прав детей.
Международные споры и международно-правовая ответственность.
Международное гуманитарное право и права человека

Календарно тематическое планирование 10 класс (35 часов)

Дата
поведения Фактически
урока по
плану

Тема урока

Количество
часов

Вид контроля

Домашнее задание

Основные направления
воспитательной
деятельности

Вводная тема. Роль права в жизни человека и общества. (5 часов)
1,2,3,4,5,6,7,8
1.

Юриспруденция как
важная отрасль
человеческих знаний
Особенности и
закономерности
возникновения права

1

3.

Принципы, аксиомы и
презумпции права

1

4.

Система регулирования
общественных
отношений

1

2.

1

Вопросы. Работа со
схемами,
таблицами
Вопросы. Работа с
сообщениями
СМИ,
литературными
произведениями
Работа с
документами,
таблицами,
схемами.

Вопросы. Работа с
документами,
СМИ.

Работа над понятийным
аппаратом. §1
Работа с
заданиями §2,
заполнение
таблицы
Работа с тестом
учебника,
выполнениезаданий.
Работа над
понятийным
аппаратом. §3
Работа с тестом
учебника, выполнение
заданий.
Терминологический
диктант. 64

Тема 1. Теоретические основы права как системы(8 часов)
1,2,3,4,5,6,7,8
5.

Система права

1

Презентация
проекта.

Работа с тестом
учебника,
выполнениезаданий.
Работа над
понятийным

аппаратом. §5

6.

Правотворчество и
процесс формирования
права

1

7.

Формы права

1

8.

Формы права

1

9.

Действие норм права во
1
времени и в пространстве

10.

Реализация права

11.

Толкование права: задачи 1
и особенности

12.

Повторение и
обобщение по теме:
Теоретические основы
права как системы.

1

1

Вопросы. Работа с
текстом
Конституции РФ,
работа с
документами,
понятиями
Вопросы. Работа с
документами,
текстом учебника,
СМИ.
Выступление
учащихся.
Тренинг тестовых
заданий.
Тест, вопросы с
развернутымответом

Работа с тестом
учебника,
выполнениезаданий
.Работа над
понятийным
аппаратом. §6
Работа над понятийным
аппаратом. §7

Работа с заданиями §7-8.

Аналитическая работа. §9

Карточки с заданием, Работа над понятиями и
терминами.§10
схема

Фронтальный опрос.
Развернутый ответ
учащихся.
Практическая
работа.

Работа над понятиями и
терминами. §11

Тема 2. Правоотношения и правовая культура (7 часов)
1,2,3,4,5,6,7,8
13.

Правоотношения и их
виды

1

Схема «Судебная
система РФ»

Работа над понятийным
аппаратом.§12

14.

Правоотношения и их
виды

1

Вопросы. Анализ
текста Конституции
РФ.

Работа над понятиями и
терминами. §12-13

15.

Правонарушения и их
характеристика

1

Вопросы. Работа с
текстом учебника,
документами.

Работа над понятиями и
терминами. §14

16.

Юридическая
ответственность

1

Вопросы. Работа с
текстом учебника,
документами.

Работа над понятиями и
терминами. §15

17.

Правосознание и
правовая культура

1

Работа над понятиями и
терминами. §16

18.

Правовые системы
современности

1

Вопросы Работа в
парах, с текстом
Закона прав
потребителя.
Вопросы. Работа с
текстом документа

19.

Повторение и
обобщение по теме:
Правоотношения и
правовая культура.

1

Практическая
работа.

Систематизация знаний.
§17

1,2,3,4,5,6,7,8

Тема 3. Государство и право(11 часов)
20.

Понятие государства и
его признаки

1

Вопросы. Работа с
документами,
практическая игра.

Работа над понятиями и
терминами. §18

21.

Теории
происхождения
государства

1

Таблица

Работа над понятиями и
терминами. §19

22.

Сущность и функции
государства

1

Выступления
учащихся

23.

Форма государства

1

Работа с
документами.

24.

Организация власти и
управления в стране

1

Понятийный
диктант, тренинг
тестовых заданий.

Работа с тестом учебника
и
дополнительными
материалами. §20
Работа с тестом учебника
и
дополнительными
материалами. §21
Работа над понятиями и
терминами. §22

25.

Правовое государство
него сущность

1

Тест, вопросы с
развернутым
ответом

Работа над понятиями и
терминами. §23

26.

Конституция РФ Основной закон
государства

1

Работа над понятиями и
терминами. § 24-25

27.

Гражданство как
правовая категория

1

Вопросы. Работа с
историческими
источниками,
литературными
произведениями
Вопросы.
Анализ культурных
норм.

Работа над понятиями и
терминами. §26

28.

Правовой статусчеловека 1
в демократическом
государстве

29.

Альтернативная
гражданская служба

30.

31.

Вопросы. Анализ
форм культуры.

Работа над понятиями и
терминами. § 27

1

Работа с
документом. Анализ
ситуаций

§ 28 вопросы и задания

Избирательные системы
и их виды

1

Опрос, таблица

Работа над понятиями и
терминами. § 2930

Повторение и
обобщение по теме:
Государство и право.

1

Практическая
работа

Тема 4. Правосудие и правоохранительные органы(4 часа)

1,2,3,4,5,6,7,8

32.

Защита прав человека
вгосударстве

1

33.

Правоохранительные
органы РФ

1

34.

Итоговая контрольная
работа.

2

Вопросы. Работа с
текстом
Конституции РФ.
Работа с текстом
учебника.

Работа над понятиями и
терминами. § 31-32

Работа над понятиями и
терминами. § 33

Тест, вопросы с
развернутым
ответом

Календарно-тематическое
планирование
(1 час в неделю, всего 34 часа)
11 класс
Дата
поведения Фактически
урока по
плану

Тема урока

Количество
часов

Вид контроля

Домашнее задание

Основные направления
воспитательной
деятельности

Глава 1. Гражданское право (13 часов).
1,2,3,4,5,6,7,8
Гражданское право как
отрасль российского
права.
Субъекты гражданскоправовых отношений.

1

3.

Сделки в гражданском
праве. Обязательное
право

1

4.

Понятие и сущность
договора. Виды
договоров.

1

5.

Право собственности и
его виды.

1

1.

2.

1

Работа в группах, с
текстом, с
понятиями.
Вопросы. Работа со
схемами, таблицами

Работа над понятийным
аппаратом. §1
Работа с заданиями §2,
заполнение
таблицы
Работа с тестом учебника,
выполнение заданий.
Работа надпонятийным
аппаратом. §4

Вопросы.
Работа с
сообщениям
и СМИ,
литературны
ми
произведениями
Работа с
Работа с тестом
документами,
учебника,
таблицами, схемами. выполнение
заданий.
Терминологический
диктант. §5
Вопросы. Работа с
Работа с тестом
документами, СМИ. учебника, выполнение
заданий. Работа над
понятийным аппаратом.§6

6.

7.

Общая собственность и
порядок защиты права
собственности. Защита
неимущественных прав.
Гражданско - правоваяю
защиты гражданских
прав.

1

Презентация
проекта.

1

Вопросы. Работа с
текстом
Конституции РФ,
работа с
документами,
понятиями
Вопросы. Работа с
документами,
текстомучебника,
СМИ.
Выступлен
ие
учащихся.т
ренинг
тестовых заданий.
Тест, вопросы с
развернутым
ответом
Карточки с
заданием,
схема
Фронтальный
опрос.
Развернутый
ответ
учащихся.
Практическая
работа.

8.

Государство как субъект
экономических
отношений.

1

9.

Предпринимательство и
предпринимательское
право.

1

10.

1

11.

Правовое регулирование
предпринимательской
деятельности.
Права потребителей.

1

12.

Наследственное право.

1

13.

Контрольная работа № 1

1

Работа с тестом учебника,
выполнение заданий
.Работа надпонятийным
аппаратом. §7
Работа над понятийным
аппаратом.§8

Работа с заданиями §10

Аналитическая работа. §9

Работа над понятиями и
терминами. §11-12
Работа над понятиями и
терминами.§13
Работа над понятиями и
терминами.§14

Глава 2.Семейное право. (2 часа)
1,2,3,4,5,6,7,8

14.

Правовые нормы
института брака.

1

15.

Родители и дети:
правовые основы
взаимоотношений.

1

Глава 3. Жилищное право. (1)
16.

Составление
брачного
договора
Вопросы. Анализ
текстаКонституции
РФ.

Работа над понятийным
аппаратом.§15
Работа над понятиями и
терминами.§16
1,2,3,4,5,6,7,8

Жилищные
правоотношения.

1

Вопросы. Работа с
текстом учебника,
документами.

Работа над понятиями и
терминами.
§17

Вопросы.
Работа с
текстом
учебника,
документами.
Вопросы Работа в
парах,с
текстом Закона прав
потребителя.
Вопросы. Работа с
текстом документа

Работа над понятиями и
терминами.
§18

Глава 4. Трудовое право. (5 часов)

17.

Трудовое право в жизни
людей.

1

18.

Занятость и
трудоустройство.

1

19.

Трудовые
правоотношения

1

20.

Правовое регулирование
труда
несовершеннолетних.
Контрольная работа № 2

1

21.

Работа с тестом
учебника

Работа над понятиями и
терминами.
§23
Систематизация знаний.
§20-21
Работа над понятиями и
терминами.
§22

Тест

Глава 5. Административное право и административный процесс. (2 часа)
22.

Административное
право (правоотношения,
правонарушения,
ответственность).

1

Вопросы. Работа с
документами,
практическая игра.

1,2,3,4,5,6,7,8
Работа над понятиями и
терминами.
§23-24

23.

Как разрешить
административный спор.

Глава 6. Уголовное право. (2 часа)
24.
Сущность уголовного
права. Преступление и
наказание.

25.

1

Таблица

Работа над понятиями и
терминами.
§25
1,2,3,4,5,6,7,8

1

Выступления
учащихся

Работа с
1
Уголовный процесс.
документами.
Особенности уголовного
процесса по делам
несовершеннолетних
Глава 7. Правовое регулирование в различных сферах общественной жизни. (5 часов)
26.
Пенсионная система и
Понятийный
1
страхование
диктант, тренинг
тестовых заданий.
27.
Экологическое право.
1
Тест, вопросы с
развернутым
ответом
28.
Правовое регулирование 1
Вопросы.
отношений в области
Работа с
образования.
историческ
ими
источника
ми,
литературн
ыми
произведениями
29.
Профессиональная
1
Вопросы.
Анализ документов
юридическая
деятельность.
30.
Вопросы. Анализ
Профессиональная
1
юридическая
деятельность.

Работа с тестом
учебника и
дополнительными
материалами.
§26-29
Работа с тестом учебника и
дополнительными
материалами. §30
1,2,3,4,5,6,7,8
Работа над понятиями и
терминами.
§31
Работа над понятиями и
терминами.
§зз

Работа над понятиями и
терминами.
§34

Работа над понятиями и
терминами.
§35
Работа над понятиями и
терминами.
§36

Глава 8. Международное право.

31.

32.

33.

34.

Международное право
как основа
взаимоотношений
государств.
Международная защита
прав человека.
Международное
гуманитарное
право иправа
человека.
Итоговая
контрольная
работа.

1

Опрос, таблица

1

Практическая работа Работа над понятиями и
терминами.
§38
Вопросы.
Работа над понятиями и
терминами.
Работа с
§38
текстом
учебника.
Тест, вопросы с
развернутым
ответом

1

1

Работа над понятиями и
терминами.
§37

Система оценки достижения планируемых результатов.
Контроль уровня обучения.
Текущий контроль уровня обучения осуществляется на основе выполнения
учащимися письменных и устных видов заданий. Наборвыполняемых
учащимися работ включает в себя следующие специфически юридические
виды деятельности:
• работа с источниками права, в том числе нормативными актами;
• анализ норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
• выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов
личности;
• изложение и аргументация собственных суждений о правовых явлениях общественной
жизни;
• решение отдельных правовых споров с учетом социального опыта ученика;
• освоение типичных социально-правовых ролей через участие в обучающих играх и
тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни(в школе, на работе, в общественных
местах и т.п.); Основными организационными формами диагностики и текущего контроля на
данном этапе обучения праву с учетом специфики содержания курса являются:
• словарная работа; • понятийный (терминологический) диктант;
• анализ педагогически адаптированных и неадаптированных текстов;
• практикумы, решение ситуационных юридических задач;
• рефлексия по итогам самостоятельной и групповой работы, участия в ролевых,
имитационных и деловых играх (как письменная, так иустная);
• публичные выступления;
• тесты; По итогам изучения курса запланирована контрольная работа в тестовой форме
{Приложение)
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является оценка. При
оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность,
осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность
использования терминологии,самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает
учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к
организации работы. Основным объектом оценки предметных результатов является
способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач,
основанных на изучаемом учебном материале. Система оценки предметных результатов
освоения рабочей программы по праву предполагает оценивание письменных работ
(контрольных, самостоятельных), устных ответов, а также проверку тестовых заданий в
соответствии со следующими критериями:

Критерии оценивания

Критерии

5 (ОТЛ.)
Удачное использование
1.
Организация правильной структуры
ответа (введение - основная
ответа
часть - заключение);
(введение,
определение темы;
основная
часть,
ораторское искусство
заключение) (умение говорить)

2. Умение
анализиро­
вать и
делать
выводы

4 (ХОР.)
Использование структуры
ответа, но не всегда
удачное; определение темы;
в ходе изложения
встречаются паузы,
неудачно построенные
предложения, повторы слов

3 (УД.)
Отсутствие некоторых
элементов ответа; неудачное
определение темы или её
определение после наводящих
вопросов; сбивчивый рассказ,
незаконченные предложения и
фразы, постоянная
необходимость в помощи
учителя
Выводы опираются не
Некоторые важные факты Упускаются важные факты и
основные факты и являются упускаются, но выводы
многие выводы неправильны;
обоснованными; грамотное правильны; не всегда факты факты сопоставляются редко,
сопоставляются и часть не многие из них не относятся к
сопоставление фактов,
относится к проблеме;
понимание ключевой
проблеме; ошибки в
проблемы и её элементов; ключевая проблема
выделении ключевой
выделяется, но не всегда
способность задавать
проблемы; вопросы неудачны
разъясняющие вопросы;
понимается глубоко; не все или задаются только с
понимание противоречий
вопросы удачны; не все
помощью учителя;
между идеями
противоречия выделяются противоречия не выделяются

2 (НЕУД.)
Неумение сформулировать вводную
часть и выводы; не может определить
даже с помощью учителя, рассказ
распадается на отдельные фрагменты
или фразы

Большинство важных фактов
отсутствует, выводы не делаются;
факты не соответствуют
рассматриваемой проблеме, нет их
сопоставления; неумение выделить
ключевую проблему (даже ошибочно);
неумение задать вопрос даже с
помощью учителя; нет понимания
противоречий

3.
Иллюстраци
я своих
мыслей
4. Научная
корректност
ь(точность в
использован
ни
фактическог
о материала)

Теоретические положения
подкрепляются
соответствующими
фактами
Отсутствуют фактические
ошибки; детали
подразделяются на
значительные и
незначительные,
идентифицируются как
правдоподобные,
вымышленные, спорные,
сомнительные; факты
отделяются от мнений
Выделяются
все понятия и
5. Работа с
ключевыми определяются наиболее
понятиями важные; чётко и полно
определяются, правильное
и понятное описание
6.
Причинноследственны
е связи

Умение переходить от
частного к общему или от
общего к частному; чёткая
последовательность

Теоретические положения
не всегда подкрепляются
соответствующими
фактами
Встречаются ошибки в
деталях или некоторых
фактах; детали не всегда
анализируются; факты
отделяются от мнений

Выделяются важные
понятия, но некоторые
другие упускаются;
определяются чётко, но не
всегда полно; правильное и
доступное описание
Частичные нарушения
причинно-следственных
связей; небольшие
логические неточности

Теоретические положения и
Смешивается теоретический и
их фактическое подкрепление фактический материал, между ними
не соответствуют друг другу нет соответствия
Ошибки в ряде ключевых
фактов и почти во всех деталях;
детали приводятся, но не
анализируются; факты не
всегда отделяются от мнений,
но учащийся понимает
разницу между ними

Незнание фактов и деталей, неумение
анализировать детали, даже если они
подсказываются учителем; факты и
мнения смешиваются и нет понимания
их разницы

Нет разделения на важные и
второстепенные понятия;
определяются, но не всегда
чётко и правильно;
описываются часто
неправильно или непонятно
Причинно-следственные связи
проводятся редко; много
нарушений в
последовательности

Неумение выделить понятия, нет
определений понятий; не могут
описать или не понимают
собственного описания

Не может провести причинноследственные связи даже при
наводящих вопросах, постоянные
нарушения последовательности

Критерии оценки устного ответа
Оценка «5» ставится в том случае, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой
логической последовательности литературным языком.
Оценка «4» ставится, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической
последовательности, при этом допущены 2-3 незначительных ошибки, исправленные по требованию учителя.
Оценка «3» ставится, если ответ полный, но при этом допущены 2-3 существенных ошибки, или ответ неполный, несвязный.
Оценка «2» ставится, если при ответе обнаружено полное непонимание основного материала или допущены существенные ошибки, которые
учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Критерии оценивания письменного ответа
При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы:
1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.
2. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в
контексте ответа.
3. Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.
Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на
теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа.
Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.
Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с
корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или
явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.
Оценка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при
формальном использовании исторических терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный
социальный опыт.
Оценка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.
Использование и оценивание тестов на уроках права. На уроках права предполагается использовать тестовые материалы для проверки
домашнего задания и как инструмент формирования навыка самостоятельной работы с учебником и другими источниками для получения
нужной информации. Тест используется с целью проверки домашнего задания, атак же ранее изученного материала.
Тестирование проводится в начале урока и занимает не более % части урока. Иногда работа с тестом даётся на весь урок. В данном случае
тест используется не как инструмент оценивания, а как инструмент формирования навыка самостоятельной работы с информацией
(различными источниками). Тесты даются каждому ученику в письменном виде. Задача учащихся - найти правильный ответ. Тесты
оцениваются в школьных отметках («5», «4», «3», «2»), Обучающиеся должны усвоить, что задание должно быть выполненным не менее
чем на 50 %.
Критерии оценивания тестовых заданий:
Оценка «2» - 0-49 % правильных ответов
Оценка «3» - 50-64 % правильных ответов
Оценка «4» - 65-79 % правильных ответов

Оценка «5» - 80-100 % правильных ответов

Приложение.
Вводный контроль по праву, базовый уровень, 1 вариант, 11 класс.
А1. Нормы права, в отличие от норм морали:
1) регулируют общественные отношения
2) обеспечиваются силой общественного мнения
3) выражаются в официальной форме
4) опираются на авторитет
А2. Конституция как Основной Закон государства характеризуется тем, что:
1) положения, включаемые в нее, не могут быть изменены
2) они принимаются парламентом страны
3) ей должны соответствовать все нормативные акты
4) она детально определяет нормы всех отраслей права
АЗ. Что является примером правонарушения?
1) невыполнение строительной фирмой условий договора о строительстве дома.
2) о подачи воды из-за форсмажорных обстоятельств в отдельные дома.
3) выезд начинающего водителя на трассу в час пик.
4) выступление работника на собрании коллектива с критикой администрации.
А4. Первой формой выражения права был (-ла):
1) судебный прецедент
2) нормативно-правовой акт
3) правовой обычай
4) правовая доктрина
А5. Получение наследства регулируется правом:
^административным
2) семейным
3) трудовым
4) гражданским
А6. Главным источником семейного права является:
1) Конвенция о правах ребенка
2) Конституция РФ
3) Семейный кодекс
4) Гражданский кодекс
А7. Среди прав, предоставляемых Конституцией РФ 1993 г., новым является право на:
1) образование
2) местное самоуправление
3) выбирать и быть избранным
4) право на жизнь
А8. Верны ли следующие суждения о функциях Президента РФ согласно Конституции?

Президент является:
А. Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами.
Б. Председателем Правительства.
1) верно только А 2) верно только Б
3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

А9. Верны ли следующие утверждения о правовых актах?
А. Одним из признаков нормативного правового акта является письменная форма.
Б. Законы отличаются от подзаконных нормативных правовых актов тем, что принимаются судебными органами власти.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А10. Что из перечисленного является дисциплинарным проступком?
1) опоздание на занятия без уважительной причины
2) невыплата заработной платы сотрудникам
3) оскорбление гражданина в транспорте
4) проезд на автомобиле с превышением скорости
суждения неверны
Задания уровня В
В1. Какому понятию соответствует следующее определение?
Система норм, устанавливаемых и контролируемых государством, исполнение которых обеспечивается силой государственного принужде­
ния называется...
В2. Запишите пропущенное слово:
Примером нормы права является следующая норма: «Собственник в праве истребовать свое имущество из чужого незаконного владения».
ВЗ. Какое слово пропущено?
Дайте развернутый ответ.
С1. Назовите любые три вида правоотношений.
С2. Старшеклассник без разрешения забрал из открытого портфеля одноклассника компакт-диск и присвоил его себе. Являются ли его
действия правонарушением? Укажите три признака, по которым вы его определили.
СЗ. Получение и порядок получения гражданства в РФ. Укажите порядок получения гражданства.
Вводный контроль по праву, базовый уровень,
2 вариант, 11 класс.
А 1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является:
1) Президент
2) Правительство
3) Федеральное собрание
4) Народ России
А 2. Верны ли следующие суждения о Всеобщей декларации прав человека?
Во Всеобщей декларации прав человека:
А. Собраны все документы о правах человека.
Б. Определены международные стандарты прав и свобод человека.
1) Верно только А 2) Верно только Б
3)ВерноАиБ
4) Оба суждения неверны

А 3. Полная дееспособность в России наступает в:
1)18 лет
2) 14 лет
3) 15 лет
4) 16 лет
А 4. Правоспособность человека наступает:
1) в момент рождения
2) после наступления совершеннолетия
3) после вступления в брак
4) при получении образования
А 5. Свобода совести предполагает:
1) возможность не отвечать за собственные проступки
2) право исповедовать любую религию или быть атеистом
3) возможность говорить неправду родителям
4) право обманывать близких
А 6. Укажите лишнее в перечне отраслей права:
1) конституционное право
2) уголовное право
3) гражданское право
4) парламентское право
А 7. Какое из перечисленных правонарушений относится только к уголовным, в отличие от административных проступков
1) оскорбительное приставание к гражданам в транспорте
2) нецензурная брань в общественном месте
3) управление автомобилем в нетрезвом состоянии
4) неуставные отношения в армии
А 8. Какое из нижеприведенных положений не относится к правам человека:
1) право на свободу мысли, слова, совести
2) право собственности
3) право иметь друзей
4) право на свободу убеждений
А 9. Какое из перечисленных прав относится к правам ребенка:
1) право на заботу и воспитание
2) право выбора способа воспитания
3) право на свободное распоряжение собственностью родителей
4) право выражать мнение по всем вопросам семейной жизни
А 10. Согласно Конституции РФ в нашей стране:
1) высшее профессиональное образование обязательно
2) принудительный труд запрещен
3) предпринимательская деятельность обязательна
4) владение, пользование и распоряжение землей на началах частной собственности запрещены
Задания уровня В.
В1. Вставьте пропущенное слово:

Субъектами правоотношений являются физические и ... лица.
В 2. Ниже приведен ряд терминов. Какой из них не соответствует понятию «правовая культура»?
Правовые знания, уважение к праву и закону, правомерное поведение, чувства.
В 3. Установите соответствие между ветвями власти, указанными в первом столбце, и их полномочиями, указанными
во втором.___________________________________________________________
Ветвь власти
Полномочие
1. Законодательная власть

А. Создает законы

2. Исполнительная власть

Б. Защищает право

3. Судебная власть

В. Реализует принятые решения

1

2

3
Задания уровня С.

Дайте развернутый ответ.
С1. Назовите три любых признака гражданского общества.
С2. Назовите три признака правового государства.
СЗ. Что такое юридический факт?
Итоговый контроль по праву,
базовый уровень, 1 вариант, 11 класс
А1. По признаку территориально - государственного устройства Россия является
1) унитарным государством
2) федеративным государством
3) правовым государством
4) республиканским государством
А2. Гражданин К. пришел на работу в состоянии алкогольного опьянения. Какое правонарушение иллюстрирует
данная ситуация?
1) дисциплинарное
3) административное
2) уголовное
4) гражданское
АЗ. Что характеризует любое государство как основной элемент политической системы?
1) наличие действующих законов
2) верховенство закона
3) господство принципа разделения властей

4) единая государственная идеология
А4. Получение наследства регулируется правом:
^административным
2) семейным
3) трудовым
4) гражданским
А5. Верны ли суждения о субъектах гражданского права?
1) Конвенция о правах ребенка
2) Конституция РФ
3) Семейный кодекс
4) Гражданский кодекс
А7. Среди прав, предоставляемых Конституцией РФ 1993 г., новым является право на:
1) образование
2) местное самоуправление
3) выбирать и быть избранным
4) право на жизнь
А8. Верны ли следующие суждения о функциях Президента РФ согласно Конституции?
Президент является:
А. Определяет основные направления внутренней и внешней политики
Б. Председателем Правительства.
1) верно только А 2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны
А9. Верны ли суждения о нормах конституционного права?
А К политическим правам относятся право на собрание, митинги, демонстрации
Б.К экономическим правам относятся право на свободу труда.выбора деятельности и профессии, право частной
собственности.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А10. Что из перечисленного является дисциплинарным проступком?
1) опоздание на занятия без уважительной причины
2) невыплата заработной платы сотрудникам
3) оскорбление гражданина в транспорте
4) проезд на автомобиле с превышением скорости
Задания уровня В
В1. Какому понятию соответствует следующее определение?
Система норм, устанавливаемых и контролируемых государством, исполнение которых обеспечивается силой
государственного принуждения называется...
В2. Запишите пропущенное слово:
Примером нормы ... права является следующая норма: «Собственник в праве истребовать свое имущество из чужого
Незаконного владения».
ВЗ. Какое слово пропущено?
... права — обычай, судебный прецедент, нормативно-правовой акт.

В4. Вставьте пропущенное слово:
Субъектами правоотношений являются физические и ... лица.
В5. Ниже приведен ряд терминов. Какой из них не соответствует понятию «правовая культура»?
Правовые знания, уважение к праву и закону, правомерное поведение, чувства.
Задания уровня С
«Что же такое преступность? В самой общей форме, как это сформулированокриминологической наукой, преступность не сумма
преступлений,но массовое, исторически изменяющееся, относительно самостоятельноесоциально-правовое явление, которое
подчиняется определенным закономерностям,имеет свои причины ... Для понимания природы преступностиважно иметь ввиду, что
она отражает особенности, противоречия и деформациисоциального бытия. Правомерно сказать, что преступность естькрайнее
выражение противоречий общественного развития, влекущее такиенегативные последствия для общества и его членов, которые
не влечетни одно из других явлений социального процесса. Преступность наноситущерб экономическим, идеологическим,
социально-культурным ииным отношениям в обществе, правопорядку в нем, жизни, здоровью, интересамличности, «изымает» из
нормальной жизни и созидательной деятельностиобщества его членов. Преступность-явление социальное, ибокоренится в недрах
общественных отношений, но она еще и явление правовое,ибо к преступным относятся лишь те деяния, которые предусмотреныуголовным
законом.
<...>Весь человеческий опыт говорит, что переоценка уголовных наказаний,переизбыток уголовных законов никогда к
положительным результатам вборьбе с преступностью не приводили. Скорее наоборот. Жестокость рождаетответную жестокость.
Уголовное законодательство и уголовная репрессиядолжны быть экономны, разумны и гуманны».( В.И. Карпец)
С1. Какие две причины, по мнению автора документа, способствуютразвитию преступности?
С2. Выпишите из текста фразу, содержащую перечисление сторон общественнойжизни и жизни граждан, которым преступность
наносит
ущерб. Приведите любой пример, иллюстрирующий негативноевлияние преступности на общественную жизнь или жизньграждан.
СЗ. Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, приведитетри аргумента, подтверждающие связь уровня преступности и
состоянияобщества, условий жизни.
Итоговый контроль по праву,
базовый уровень, 1 вариант, 11 класс
А1. По признаку территориально - государственного устройства Россия является
1) унитарным государством
2) федеративным государством
3) правовым государством
4) республиканским государством
А2. Гражданин К. пришел на работу в состоянии алкогольного опьянения. Какое правонарушение иллюстрирует данная ситуация?
1) дисциплинарное

2) уголовное
3) административное
4) гражданское
АЗ. Что характеризует любое государство как основной элемент политической системы?
1) наличие действующих законов
2) верховенство закона
3) господство принципа разделения властей
4) единая государственная идеология
А4. Получение наследства регулируется правом:
^административным
2) семейным
3) трудовым
4) гражданским
А5. Верны ли суждения о субъектах гражданского права?
1) Конвенция о правах ребенка
2) Конституция РФ
3) Семейный кодекс
4) Гражданский кодекс
А7. Среди прав, предоставляемых Конституцией РФ 1993 г., новым является право на:
1) образование
2) местное самоуправление
3) выбирать и быть избранным
4) право на жизнь
А8. Верны ли следующие суждения о функциях Президента РФ согласно Конституции?
Президент является:
А. Определяет основные направления внутренней и внешней политики
Б. Председателем Правительства.
1) верно только А 2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны
А9. Верны ли суждения о нормах конституционного права?
А К политическим правам относятся право на собрание, митинги, демонстрации
Б.К экономическим правам относятся право на свободу труда.выбора деятельности и профессии, право частной собственности.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А 10. Что из перечисленного является дисциплинарным проступком?
1) опоздание на занятия без уважительной причины
2) невыплата заработной платы сотрудникам
3) оскорбление гражданина в транспорте
4) проезд на автомобиле с превышением скорости
Задания уровня В
В 1. Какому понятию соответствует следующее определение?
Система норм, устанавливаемых и контролируемых государством, исполнение которых обеспечивается силой государственного

принуждения называется ...
В2. Запишите пропущенное слово:
Примером нормы ... права является следующая норма: «Собственник в праве истребовать свое имущество из чужого незаконного
владения».
ВЗ. Какое слово пропущено?
... права — обычай, судебный прецедент, нормативно-правовой акт.
В4. Вставьте пропущенное слово:
Субъектами правоотношений являются физические и ... лица.
В5. Ниже приведен ряд терминов. Какой из них не соответствует понятию «правовая культура»?
Правовые знания, уважение к праву и закону, правомерное поведение, чувства.
Задания уровня С
«Что же такое преступность? В самой общей форме, как это сформулированокриминологической наукой, преступность не сумма
преступлений,но массовое, исторически изменяющееся, относительно самостоятельноесоциально-правовое явление, которое
подчиняется определенным закономерностям,имеет свои причины ... Для понимания природы преступностиважно иметь ввиду, что она
отражает особенности, противоречия и деформациисоциального бытия. Правомерно сказать, что преступность естькрайнее выражение
противоречий общественного развития, влекущее такиенегативные последствия для общества и его членов, которые не влечет
ни одно из других явлений социального процесса. Преступность наноситущерб экономическим, идеологическим, социально­
культурным ииным отношениям в обществе, правопорядку в нем, жизни, здоровью, интересамличности, «изымает» из нормальной
жизни и созидательной деятельностиобщества его членов. Преступность-явление социальное, ибокоренится в недрах общественных
отношений, но она еще и явление правовое,ибо к преступным относятся лишь те деяния, которые предусмотреныуголовным законом.
<...>
Весь человеческий опыт говорит, что переоценка уголовных наказаний,переизбыток уголовных законов никогда к положительным
результатам вборьбе с преступностью не приводили. Скорее наоборот. Жестокость рождаетответную жестокость. Уголовное
законодательство и уголовная репрессиядолжны быть экономны, разумны и гуманны».( В.И. Карпец)
С1. Какие две причины, по мнению автора документа, способствуютразвитию преступности?
С2. Выпишите из текста фразу, содержащую перечисление сторон общественнойжизни и жизни граждан, которым преступность наносит
ущерб. Приведите любой пример, иллюстрирующий негативноевлияние преступности на общественную жизнь или жизньграждан.
СЗ. Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, приведитетри аргумента, подтверждающие связь уровня преступности и
состоянияобщества, условий жизни.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».