Рабочая программа по учебному предмету Биология

Приложение № I Ч
к Основной образовательной программе
среднего общего образования
МБОУ «Махнёвская СОШ»

Рабочая программа
учебного предмета «Биология»
10-11 класс
/базовый уровень/

Планируемые результаты освоения курса
Освоение учебного предмета «Биология» на уровне среднего общего образования обеспечивает
достижение следующих предметных, метапредметных и личностных образовательных результатов.

Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:
1. Гражданское воспитание:
• готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении биологических опытов,
экспериментов, исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи.
2. Патриотическое воспитание:
• понимание ценности биологической науки, её роли в развитии человеческого общества,
отношение к биологии как важной составляющей культуры, гордость за вклад российских и советских
учёных в развитие мировой биологической науки.
3. Духовно-нравственное воспитание:
• готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с
позиции нравственных норм и норм экологического права с учётом осознания последствий
поступков.
4. Эстетическое воспитание:
• понимание эмоционального воздействия природы и её ценности. Ценности научного познания:
• ориентация в деятельности на современную систему биологических научных представлений об
основных закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной и социальной
средой;
• развитие научной любознательности, интереса к биологической науке и исследовательской
деятельности;
• овладение основными навыками исследовательской деятельности.
5. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
• осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на
здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный
режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
• осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков,
курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
• соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в природной
среде;
• умение осознавать эмоциональное состояние
собственным эмоциональным состоянием;

своё и других

людей, уметь управлять

• сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права
другого человека.
6. Трудовое воспитание:

• активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края)
биологической и экологической направленности, интерес к практическому изучению профессий,
связанных с биологией.
7. Экологическое воспитание:
• ориентация на применение биологических знаний для решения задач в области окружающей
среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
• повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических
проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей
среде;
• готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
8. Ценности научного познания. Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям
социальной и природной среды:
• освоение обучающимися социального опыта, норм и правил общественного поведения в
группах и сообществах при выполнении биологических задач, проектов и исследований,
открытость опыту и знаниям других;
• осознание необходимости в формировании новых биологических знаний, умение
формулировать идеи, понятия, гипотезы о биологических объектах и явлениях, осознание
дефицита собственных биологических знаний, планирование своего развития;
• умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции
устойчивого развития;
• умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; оценивание
своих действий с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления
вызовов и возможных глобальных последствий;
• осознание стрессовой ситуации, оценивание происходящих изменений и их последствий;
оценивание ситуации стресса, корректирование принимаемых решений и действий;
• уважительное отношение к точке зрения другого человека, его мнению, мировоззрению.
Метапредметные результаты

Универсальные познавательные действия
Базовые логические действия:
• выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений);
• устанавливать существенный признак классификации биологических объектов, основания для
обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
• с учётом предложенной биологической задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и
противоречий;
• выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
• выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений
по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
• самостоятельно выбирать способ решения учебной биологической задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно
выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
• использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
• формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием

ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
• формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
• проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный биологический
эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей биологического объекта
изучения, причинно-следственных связей и зависимостей биологических объектов между собой;
• оценивать применимость и достоверность информации, полученной в ходе биологического
исследования (эксперимента);
• самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения,
опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и
обобщений;
• прогнозировать возможное дальнейшее развитие биологических процессов и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых
условиях и контекстах.
Работа с информацией:
• применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе биологической
информации или данных из источников с учётом предложенной учебной биологической задачи;
• выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую информацию
различных видов и форм представления;
• находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию)
в различных информационных источниках;
• самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать
решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
• оценивать надёжность биологической информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно;
• эффективно запоминать и систематизировать информацию;
• овладеть системой универсальных познавательных действий обеспечивает сфор- мированность
когнитивных навыков обучающихся.
Универсальные коммуникативные действия
Общение:
• воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе выполнения
практических и лабораторных работ; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных
текстах;
• распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
• понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной
форме формулировать свои возражения;
• в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой биологической
темы и высказывать идеи, нацеленные на решение биологической задачи и поддержание
благожелательности общения;
• сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие
и сходство позиций;
• публично представлять результаты выполненного биологического опыта (эксперимента,
исследования, проекта);
• самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов.
Совместная деятельность (сотрудничество):
• понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении

конкретной биологической проблемы, обосновывать необходимость применения групповых
форм взаимодействия при решении поставленной учебной задачи;
• принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь
обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться;

• планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и
возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды,
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговые штурмы» и
иные);
• выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и
координировать свои действия с другими членами команды;
• оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и
вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой;
• овладеть системой универсальных коммуникативных действий, которая обеспечивает
сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
Универсальные регулятивные действия
Самоорганизация:
• выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, используя биологические
знания;
• ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения
в группе, принятие решений группой);
• самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения
учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
• составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать
предложенный алгоритм с учётом получения новых биологических знаний об изучаемом
биологическом объекте;
• делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
• владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
• давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
• учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
биологической задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
• объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
• вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей;
• оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
• различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
• выявлять и анализировать причины эмоций;
• ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
• регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
• осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
• признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
• открытость себе и другим; 6 осознавать невозможность контролировать всё вокруг;
• овладеть системой универсальных учебных регулятивных действий, которая обеспечивает
формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности), и жизненных
навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
Предметные результаты

Выпускник на базовом уровне научится:
- раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины
мира и в практической деятельности людей;

- понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой,
химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;
- понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими
биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера;
- использовать основные методы научного познания в учебных биологических
исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять
результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;
- формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и
предлагать варианты проверки гипотез;
- сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и
умозаключения на основе сравнения;
- обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов,
взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;
- приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков,
жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);
- распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на
схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки,
обосновывать многообразие клеток;
- распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;
- описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому
критерию;
- объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;
- классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких
существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития);
- объяснять причины наследственных заболеваний;
- выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости,
используя закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную
изменчивость;
- выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к
среде обитания и действию экологических факторов;
- составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);
- приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого
развития и охраны окружающей среды;
- оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников,
выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении
практических задач;
- представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и
делать выводы на основании представленных данных;
- оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической
деятельности человека и в собственной жизни;
- объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на
зародышевое развитие человека;
- объяснять последствия влияния мутагенов;
- объяснять возможные причины наследственных заболеваний.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

- давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям,

используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы
наследственности, закономерности изменчивости;
- характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное
использование в практической деятельности;
- сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);
решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту
первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;
- решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а
также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных
организмов);
- решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы
моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую
терминологию и символику;
- устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме
родословной, применяя законы наследственности;
- оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать
возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических
объектов и целых природных сообществ.

Основное содержание курса
Базовый уровень
Биология как комплекс наук о живой природе
Биология как комплексная наука, методы научного познания, используемые в
биологии. Современные направления в биологии. Роль биологии в формировании
современной научной картины мира, практическое значение биологических знаний.
Биологические системы как предмет изучения биологии.
Структурные и функциональные основы жизни
Молекулярные основы жизни. Неорганические вещества, их значение.
Органические вещества (углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ) и их
значение. Биополимеры. Другие органические вещества клетки. Нанотехнологии в биологии.
Цитология, методы цитологии. Роль клеточной теории в становлении современной
естественно-научной картины мира. Клетки прокариот и эукариот. Основные части и
органоиды клетки, их функции.
Вирусы - неклеточная форма жизни, меры профилактики вирусных заболеваний.
Жизнедеятельность клетки. Пластический обмен. Фотосинтез, хемосинтез. Биосинтез
белка. Энергетический обмен. Хранение, передача и реализация наследственной
информации В клетке. Генетический КОД. Ген, геном. Геномика. Влияние наркогенных веществ на
процессы в клетке.

Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз и мейоз, их значение. Соматические и
половые клетки.
Организм
Организм — единое целое.
Жизнедеятельность организма. Регуляция функций организма, гомеостаз.
Размножение организмов (бесполое И половое). Способы размножения у растений и животных.
Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития.
Репродуктивное здоровье человека; последствия влияния алкоголя, никотина,
наркотических веществ на эмбриональное развитие человека. Жизненные циклы разных групп

организмов.

Генетика, методы генетики. Генетическая терминология и символика. Законы
наследственности Г. Менделя. Хромосомная теория наследственности.
Определение пола. Сцепленное с полом наследование.
Генетика человека. Наследственные заболевания человека и их предупреждение.
Этические аспекты в области медицинской генетики.
Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость. Наследственная изменчивость.
Мутагены, их влияние на здоровье человека.
Доместикация и селекция. Методы селекции. Биотехнология, ее направления и
перспективы развития. Биобезопасность.
Теория эволюции
Развитие эволюционных идей, эволюционная теория Ч. Дарвина. Синтетическая
теория эволюции. Свидетельства эволюции живой природы. Микроэволюция и
макроэволюция. Вид, его критерии. Популяция - элементарная единица эволюции.
Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Направления
эволюции.
Многообразие организмов как результат эволюции. Принципы классификации,
систематика.
Развитие жизни на Земле
Гипотезы происхождения жизни на Земле. Основные этапы эволюции органического
мира на Земле.
Современные представления о происхождении человека. Эволюция человека
(антропогенез). Движущие силы антропогенеза. Расы человека, их происхождение и
единство.
Организмы и окружающая среда
Приспособления организмов к действию экологических факторов.
Биогеоценоз. Экосистема. Разнообразие экосистем. Взаимоотношения популяций
разных видов в экосистеме. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме.
Устойчивость и динамика экосистем. Последствия влияния деятельности человека на
экосистемы. Сохранение биоразнообразия как основа устойчивости экосистемы.
Структура биосферы. Закономерности существования биосферы.
Круговороты веществ в биосфере.
Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблемы устойчивого развития.
Перспективы развития биологических наук.
Примерный перечень лабораторных и практических работ (на выбор учителя):
• Использование различных методов при изучении биологических объектов.
• Техника микроскопирования.
• Изучение клеток растений и животных под микроскопом на готовых
микропрепаратах и их описание.
• Приготовление, рассматривание и описание микропрепаратов клеток
растений.
• Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий.
• Изучение движения цитоплазмы.
• Изучение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука.
• Изучение ферментативного расщепления пероксида водорода в
растительных и животных клетках.

• Обнаружение белков, углеводов, липидов с помощью качественных
реакций.
• Выделение ДНК.
• Изучение каталитической активности ферментов (на примере амилазы или
каталазы).
• Наблюдение митоза в клетках кончика корешка лука на готовых
микропрепаратах.
• Изучение хромосом на готовых микропрепаратах.
• Изучение стадий мейоза на готовых микропрепаратах.
• Изучение строения половых клеток на готовых микропрепаратах.
• Решение элементарных задач по молекулярной биологии.
• Выявление признаков сходства зародышей человека и других позвоночных
животных как доказательство их родства.
• Составление элементарных схем скрещивания.
• Решение генетических задач.
• Изучение результатов моногибридного и дигибридного скрещивания у
дрозофилы.
• Составление и анализ родословных человека.
• Изучение изменчивости, построение вариационного ряда и вариационной
кривой.
• Описание фенотипа.
• Сравнение видов по морфологическому критерию.
• Описание приспособленности организма и ее относительного характера.
• Выявление приспособлений организмов к влиянию различных
экологических факторов.
• Сравнение анатомического строения растений разных мест обитания.
• Методы измерения факторов среды обитания.
• Изучение экологических адаптаций человека.
• Составление пищевых цепей.
• Изучение и описание экосистем своей местности.
• Моделирование структур и процессов, происходящих в экосистемах.
• Оценка антропогенных изменений в природе.

Тематическое планирование.
10 класс
Темы

1
2
3
4
5
6

Введение. Уровни организации
живой материи.
Клетка- единица живого.
Размножение и развитие организмов.
Наследственность и изменчивость.
Основы селекции.
Резервное время.

Количество Основные
часов
направления
воспитательной
деятельности
1
1,2,3,8
15
6
10
2
1
35

1,2,4,6,8
2,3,7,8
2,3,5,7,8
1,2,3,4,5,8

11 класс
Темы

1
2

Эволюция органического мира.
Основы экологии.

Количество Основные
часов
направления
воспитательной
деятельности
22
1,2,3,4,5,6,7,8
12
1,2,3,4,5,6,7,8
34

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС

№
п/п

Тема урока

1/1 Введение.Уровни организации живой материи. Инструктаж
по технике безопасности.
Клетка - единица живого (15ч)

2/1

Развитие знаний о клетке. Клеточная теория. Методы
изучения клетки

3/2

Химический состав клетки. Неорганические вещества.

4/3
5/4

Органические вещества клетки. Углеводы. Липиды.
Органические вещества клетки. Белки.

6/5

Нуклеиновые кислоты. ДНК. РНК.

7/6

АТФ и другие органические вещества

8/7

Строение клетки

9/8

Особенности строения растительной клетки. Л/р № 2
«Строение клеток грибов, растений и животных»

10/9

Прокариоты и эукариоты. Вирусы- неклеточные формы
жизни. Вирус СПИДа
Обобщение,
систематизация знаний темы: «Химический состав и

11/10
12/11

Энергетический
и пластический обмен

13/12

Фотосинтез.
Хемосинтез

14/13

Генетическая информация. Генетический код.

15/14

Биосинтез белка. Генная
и клеточная инженерия.

16/15

Обобщающий урок по теме «Клетка-единица живого»
Размножение и развитие организмов (6 ч)

17/1
18/2

Клеточный цикл клетки: интерфаза и деление. Митоз.
Значение митоза.
Размножение организмов (бесполое и половое).
Соматические и половые клетки. С пособы р а зм н о ж е н и я у

Дата проведения
урока

19/3

Мейоз и его значение.

20/4

Образование половых клеток. Гаметогенез. Оплодотворение.
Репродуктивное здоровье человека; последствия влияния

21/5

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины
нарушения развития. Ж и зненны е циклы р а зн ы х групп

22/6

Организм как единое целое.
Жизнедеятельность организма. Регуляция функций
Наследственность и изменчивость (10 ч)

23/1

Генетика, методы генетики. Генетическая терминология и
символика.

24/2

Законы наследственности Г.Менделя.. Первый и второй
законы Г.Менделя.

25/3

Третий закон Г.Менделя

26/4

Хромосомная теория наследственности.

27/5

Определение пола. Сцепленное с полом наследование.

28/6

Генетика человека. Наследственные заболевания человека и
их предупреждение. Этические аспекты в области

29/7

Генотип и среда. Ненаследственная (модификационная)
изменчивость.

30/8
31/9

Наследственная (генотипическая) изменчивость.
Комбинативная изменчивость.
Мутационная изменчивость. Мутагены, их влияние на
здоровье человека.

32/10

Обобщение знаний по теме «Основы генетики»
Основы селекции (2 ч)

33/1

Доместикация и селекция.

34/2

Методы селекции. Биотехнология, ее направления и
перспективы развития. Б иобезопасност ь

35

Резервное время

20/20

Движущие силы антропогенеза.

21/21

Расы человека, их происхождение и единство.

22/22

Обобщение знаний по теме «Эволюция органического мира»
Основы экологии (12 ч)

23/1

Экология как наука. Приспособления организмов к действию
экологических факторов.

24/2

Биогеоценоз. Экосистема. Разнообразие экосистем.
Взаимоотношения популяций разных видов в экосистеме.

25/3

Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Составление
пищевых цепей.

26/4

Устойчивость и динамика экосистем.

27/5

Искусственные экосистемы .

28/6

Последствия влияния деятельности человека на экосистемы.
Сохранение биоразнообразия как основа устойчивости экосистемы.

29/7

Структура биосферы.

30/8

Закономерности существования биосферы. Круговороты веществ в
биосфере.

31/9

Биогеохимические процессы в биосфере.

32/10

Антропогенная деятельность человека

Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблемы
33/11 устойчивого развития. Перспективы развития биологических наук.
34/12

Итоговый урок

Учебно-методический комплект
Учебники: 1. В.И. Сивоглазов и др. «Биология. Общая биология 10 кл. Базовый уровень » М: Дрофа, 2020
2. В.И. Сивоглазов и др. «Биология. Общая биология 11 кл. Базовый уровень » М: Дрофа, 2020
Методические пособия:
1. Кулев А.В. «Общая биология. 10 класс: Методическое пособие. СПб, «Паритет», 2015
2. Лернер Г.И. «Общая биология. Поурочные тесты и задания. 10-11 класс» М: «Аквариум», 2012
3. Кузнецова В.Н. и др. Сборник тестовых заданий. Биология. Старшая школа.
М.: Интеллект-Центр, 2007
Дополнительная литература
1. Пименова И.Н., Пименов А.В. «Лекции по общей биологии», Саратов, ОАО «Издательство «Лицей»,
2013 г
2. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни: пособие для учащихся. М., Просвещение, 2016 г.
3. Общая биология: 10-11 классы/ А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника - М.: Дрофа,
2017.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».