Приложение № 9 к Основной образовательной программе среднего общего образования МБОУ «Махнёвская СОШ» Рабочая программа учебного предмета «История» 10-11 класс /базовый уровень/ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС СОО относятся следующие убеждения и качества: 1. в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к по- знанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране; 2. в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров гражданского служения Отечеству; готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав; уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; неприятие действий, наносящих ущерб социальной и природной среде; 3. в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовно нравственных ценностях народов России; ориентация на моральные ценности и нормы современного российского общества в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; 4. в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма; формирование и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания; 5. в сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии своей страны и мира; осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и средства коммуникации; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; уважение к культуре своего и других народов; 6. в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе — на основе примеров из истории); представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в исторических обществах (в античном мире, эпоху Возрождения) и в современную эпоху; 7. в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения трудовой деятельности людей как источника развития человека и общества; представление о разнообразии существовавших в прошлом и современных профессий; уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека; определение сферы профессионально-ориентированных интересов, построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов; 8. в сфере экологического воспитания', осмысление исторического опыта взаимодействия людей с природной средой; осознание глобального характера экологических проблем современного мира и необходимости защиты окружающей среды; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности 9. в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды: представления об изменениях природной и социальной среды в истории, об опыте адаптации людей к новым жизненным условиям, о значении совместной деятельности для конструктивного ответа на природные и социальные вызовы МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1. Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: - самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; - оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; - ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; - оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; - выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; - организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; - сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. 2. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: - искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; - критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, - распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; - использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; - находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; - выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; - выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; - менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. 3. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: - осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; - при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); - координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; - развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; - распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Курс «Всеобщая история» 10 класс Темы курса 1.Мир накануне и в годы Первой мировой войны 2. Межвоенный период (19181939) Ученик научится Ученик получит возможность научиться 1.знать основные даты и периоды истории 1914-1918, 2.определять последовательность и длительность исторических событий, 3. характеризовать место, обстоятельство и результаты исторических событий, 4. работать с хронологическими таблицами, картами и схемами 1.проводить отбор необходимой информации, 2.характеризовать современные версии и трактовки важнейших событий всемирной истории, 3. представлять историческую информацию в виде схем, таблиц, 4.заполнять контурную карту, 5. обосновывать собственную точку зрения и приводить аргументы в ее защиту 1.демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события, 2. проводить отбор необходимой информации, 3.понимать и объяснять объективную и субъективную обусловленность реформ и контрреформ. 1.знать основные даты и периоды всеобщей истории 1918-1939, 2.определять последовательность и длительность исторических событий, 3. характеризовать место, обстоятельство и результаты исторических событий, 4.работать с историческими документами, 5.владеть основной современной терминологией, 6.оценивать роль личности в истории Курс «Всеобщая история» 11 класс 1. Вторая мировая война 1.знать основные даты и 1.проводить отбор периоды Второй мировой необходимой информации, войны, 2.характеризовать 2.определять современные версии и последовательность трактовки важнейших исторических событий, событий всемирной истории, 3 .характеризовать место, 3. представлять историческую обстоятельство и результаты информацию в виде схем, исторических событий, таблиц, 4. работать с историческими 4.заполнять контурную карту, документами работать с 5. обосновывать собственную хронологическими таблицами, точку зрения и приводить картами и схемами аргументы в ее защиту. 2. Соревнование социальных 1.знать основные даты и 1.проводить отбор необходимой информации, систем периоды истории1945-2000г, 2.определять 2. характеризовать последовательность и современные версии и длительность исторических трактовки важнейших событий, событий всемирной истории, 3 .характеризовать место, 3. владеть элементами обстоятельство и результаты проектной деятельности исторических событий, 4. демонстрировать умение сравнивать и обобщать 4.работать самостоятельно с 3. Современный мир 1. Россия в годы «великих потрясений» 2. Советский союз в 19201930г историческими документами, исторические события, 5.владеть основной 5. проводить отбор современной терминологией, необходимой информации, б.оценивать роль личности в 6.понимать и объяснять истории, объективную и субъективную 7. работать с обусловленность реформ и систематическими таблицами контрреформ. картами , схемами 8. работать с историческими документами, 9. владеть основной современной терминологией, Ю.оценивать роль личности в истории 1.характеризовать место, 1.проводить отбор обстоятельство и результаты необходимой информации из исторических событий, различных источников 2.работать с хронологическими таблицами, картами и схемами, 3. критически анализировать информацию, 4. составлять описание исторических объектов и памятников на основе различных источников Курс «История России» 10 класс 1.рассматривать историю 1.демонстрировать умения России как неотъемлемую сравнивать и обобщать часть мирового исторического 2. характеризовать процесса, современные версии истории 2.знать даты и временные Первой мировой войны и периоды отечественной Гражданской войны в России, истории. 1914-1920г. 3. понимать обусловленность 3. работать с историческими реформ и внешнеполитических документами, событий, 4. критически анализировать4. заполнять контурную карту информацию, 5. работать с хронологическими таблицами, картами, схемами, 6.читать легенду исторической карты. 7. получить представление об идеологии и культуре периода Гражданской войны 1.характеризовать причинноПроводить отбор следственные связи событий, необходимой информации по произошедших в данный заданию учителя период. 2.характеризовать современные версии и 2. работать с таблицами. 3. владеть понятиями «НЭП»,трактовки истории данного периода, « Великий перелом», « Индустриализация», 3. понимать обусловленность « Коллективизация» реформ и событий 1920-1930г 4.оценивать роль личности 4. анализировать и оценивать события в стране в И.В. Сталина в истории 5.ориентироваться в контексте мировой истории дискуссионных вопросах 3. Великая Отечественная война (1941-1945) 4. Апогей и кризис советской системы (1945-1991) 5. Российская Федерация данного периода истории 6. представлять культурное пространство страны в данный период времени. 7. понимать обусловленность оценок внешнеполитических событий 1020-1930г. Курс «История России» 11 класс 1. самостоятельно проводить 1.рассматртвать историю Великой Отечественной войны отбор необходимой информации по заданной теме как часть Второй мировой 2.понимать объективную и войны субъективную 2.знать даты и периоды ВОВ 3. Характеризовать основныеобусловленность оценок характера и значения события ВОВ событий ВОВ 4. использовать 3. Владеть элементами статистическую информацию проектной деятельности по истории данного периода 5. работать с хронологическими таблицами, картами, схемами б.оценивать роль личности в истории 7.ориентироваться в дискуссионных вопросах по истории ВОВ 1.определять место и роль 1.демонстрировать умения СССР в послевоенном мире сравнивать и обобщать 2. определять исторические события последовательность событий 2. оценивать вклад СССР в данного периода истории сокровищницу мировой 3. Знать основные даты культуры событий данного периода 3.самостоятельно проводить истории отбор информации по 4. использовать различные заданной теме источники информации по 4. понимать объективность и данному периоду. субъективность событий данного периода истории 5. Уметь анализировать исторически источники 6. работать с хронологическими таблицами 7. оценивать роль личности в истории 8. представлять культурное наследие России в данный период времени 9. ориентироваться в дискуссионных вопросах о событиях истории данного периода 1.Знать основные даты и 1. Понимать роль России в события данного периода мировом сообществе истории 2. проводить отбор 2.характеризовать участников, информации на заданную тему обстоятельства и результаты из различных источников исторических событий данного 3. понимать закономерность и периода объективность социальных 3.оценивать роль личности в событиях 1991-2018г 4. представлять повседневную и духовную жизнь общества в к.20-н.21 века реформ, проводимых в России 4. анализировать исторические события в контексте мировой истории 5. применять знания при анализе современной политики России СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 10 класс Новейшая история Мир накануне Первой мировой войны Индустриальное общество. Либерализм, консерватизм, социалдемократия, анархизм. Рабочее и социалистическое движение. Профсоюзы. Национализм. «Империализм». Колониальные и континентальные империи. Мировой порядок перед Первой мировой войной. Антанта и Тройственный союз. Гаагские конвенции и декларации. Гонка вооружений и милитаризация. Региональные конфликты накануне Первой мировой войны. Причины Первой мировой войны. Первая мировая война Ситуация на Балканах. Сараевское убийство. Нападение Австро-Венгрии на Сербию. Вступление в войну Германии, России, Франции, Великобритании, Японии, Черногории, Бельгии. Цели войны. Планы сторон. «Бег к морю». Сражение на Марне. Победа российской армии под Гумбиненом и поражение под Танненбергом. Наступление в Галиции. Гельголанде. Вступление в войну Османской империи. Вступление в войну Болгарии и Италии. Поражение Сербии. Четверной союз (Центральные державы). Верден. Отступление российской армии. Сомма. Война в Месопотамии. Геноцид в Османской империи. Ютландское сражение. Вступление в войну Румынии. Брусиловский прорыв. Вступление в войну США. Революция 1917 г. и выход из войны России. 14 пунктов В. Вильсона. Бои на Западном фронте. Война в Азии. Капитуляция государств Четверного союза. Политические, экономические, социальные и культурные последствия Первой мировой войны. Межвоенный период (1918-1939) Революционная волна после Первой мировой войны. Образование новых национальных государств. Ноябрьская революция в Германии. Веймарская республика. Антиколониальные выступления в Азии и Северной Африке. Образование Коминтерна. Версальско-вашингтонская система. Планы послевоенного устройства мира. Парижская мирная конференция. Версальская система. Лига наций. Генуэзская конференция 1922 г. Рапалльское соглашение и признание СССР. Вашингтонская конференция. Смягчение Версальской системы. Планы Дауэса и Юнга. Страны Запада в 1920-е гг. Реакция на «красную угрозу». Послевоенная стабилизация. Экономический бум. Процветание. Возникновение массового общества. Либеральные политические режимы. Рост влияния социалистических партий и профсоюзов. Авторитарные режимы в Европе. Б. Муссолини и идеи фашизма. Приход фашистов к власти в Италии. Создание фашистского режима Фашистский режим в Италии. Политическое развитие стран Южной и Восточной Азии. Китай после Синьхайской революции. Революция в Китае и Северный поход. Режим Чан Кайши и гражданская война с коммунистами. Становление демократических институтов и политической системы колониальной Индии. Индийский национальный конгресс и М. Ганди. Великая депрессия. Мировой экономический кризис. Преобразования Ф. Рузвельта в США Начало Великой депрессии. Причины Великой депрессии. Мировой экономический кризис. Социально-политические последствия Великой депрессии. Закат либеральной идеологии. Победа Ф Д. Рузвельта на выборах в США. «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта. Кейнсианство. Государственное регулирование экономики. Другие стратегии выхода из мирового экономического кризиса. Тоталитарные экономики. Нарастание агрессии. Германский нацизм. Нарастание агрессии в мире. Агрессия Японии против Китая в 1931 -1933 гг. НСДАП и А. Гитлер. «Пивной» путч. Приход нацистов к власти. Поджог Рейхстага. «Ночь длинных ножей». Нюрнбергские законы. Нацистская диктатура в Германии. Подготовка Германии к войне. «Народный фронт» и Гражданская война в Испании VII Конгресс Коминтерна. Политика «Народного фронта». Революция в Испании. Победа «Народного фронта» в Испании.. Политика «невмешательства». Советская помощь Испании. Политика «умиротворения» агрессора Создание оси Берлин-Рим-Токио. Оккупация Рейнской зоны. Аншлюс Австрии. Судетский кризис. Мюнхенское соглашение и его последствия. Присоединение Судетской области к Германии. Ликвидация независимости Чехословакии. Японо-китайская война и советско-японские конфликты. Британскофранко-советские переговоры в Москве. Советско-германский договор о ненападении и его последствия. Развитие культуры в первой трети XX в. Основные направления в искусстве. абстракционизм, реализм. Модернизм, авангардизм, сюрреализм, 10 класс История России Россия в годы «великих потрясений». 1914-1921 Россия в Первой мировой войне Россия и мир накануне Первой мировой войны. Вступление России в войну. Геополитические и военно-стратегические планы командования. Боевые действия на австро-германском и кавказском фронтах, взаимодействие с союзниками по Антанте. Брусиловский прорыв и его значение. Массовый героизм. Людские потери. Плен. Тяготы окопной жизни и изменения в настроениях солдат. Политизация и начало морального разложения армии. Власть, экономика и общество в условиях войны. Милитаризация экономики. Формирование военно-промышленных комитетов. Пропаганда патриотизма и восприятие войны обществом. Введение государством карточной системы снабжения в городе и разверстки в деревне. Нарастание экономического кризиса и смена общественных настроений: от патриотического подъема к усталости и отчаянию от войны. Кадровая чехарда в правительстве. Взаимоотношения представительной и исполнительной ветвей власти. «Прогрессивный блок» и его программа. Распутинщина и десакрализация власти. Политические партии и война: оборонцы, интернационалисты и «пораженцы». Влияние большевистской пропаганды. Возрастание роли армии в жизни общества. Великая российская революция 1917 г. Российская империя накануне революции. Территория и население. Объективные и субъективные причины обострения экономического и политического кризиса. Война как революционизирующий фактор. Национальные и конфессиональные проблемы. Незавершенность и противоречия модернизации. Основные социальные слои, политические партии и их лидеры накануне революции. Основные этапы и хронология революции 1917 г. Февраль март: восстание в Петрограде и падение монархии. Конец российской империи.. Формирование Временного правительства и программа его деятельности. Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов и его декреты. Весна лето: «зыбкое равновесие» политических сил при росте влияния большевиков во главе с В.И. Лениным. Июльский кризис и конец «двоевластия». Выступление Корнилова против Временного правительства. 1 сентября 1917 г.: провозглашение России республикой. 25 октября (7 ноября по новому стилю): свержение Временного правительства и взятие власти большевиками («октябрьская революция»). Создание коалиционного правительства большевиков и левых эсеров. В.И. Ленин как политический деятель. Первые революционные преобразования большевиков. Диктатура пролетариата как главное условие социалистических преобразований. Первые мероприятия большевиков в политической и экономической сферах. Борьба за армию. Декрет о мире и заключение Брестского мира. Отказ новой власти от финансовых обязательств Российской империи. Национализация промышленности. «Декрет о земле» и принципы наделения крестьян землей. Отделение церкви от государства и школы от церкви. Созыв и разгон Учредительного собрания Слом старого и создание нового госаппарата Советы как форма власти. Слабость центра и формирование «многовластия» на местах. ВЦИК Советов. Совнарком. ВЧК по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Создание Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) и территориальных совнархозов. Первая Конституция России 1918 г. Гражданская война и ее последствия Установление советской власти в центре и на местах осенью 1917 весной 1918 г.. Начало формирования основных очагов сопротивления большевикам. Восстание чехословацкого корпуса. Гражданская война как общенациональная катастрофа. Человеческие потери. Причины, этапы и основные события Гражданской войны. Военная интервенция. Палитра антибольшевистских сил: их характеристика и взаимоотношения. Идеология Белого движения. Комуч, Директория, правительства А.В. Колчака, А.И. Деникина и П.Н. Врангеля. Положение населения на территориях антибольшевистских сил. Повстанчество в Гражданской войне. Будни села:«красные» продотряды и «белые» реквизиции. Политика «военного коммунизма». Продразверстка, принудительная трудовая повинность, сокращение роли денежных расчетов и административное распределение товаров и услуг. «Главкизм». Разработка плана ГОЭЛРО. Создание регулярной Красной Армии. Использование военспецов. Выступление левых эсеров.Террор «красный» и «белый» и его масштабы. Убийство царской семьи. Польско-советская война. Поражение армии Врангеля в Крыму. Причины победы Красной Армии в Гражданской войне. Вопрос о земле. Декларация прав народов России и ее значение. Последние отголоски Гражданской войны в регионах в конце 1921 -1922 гг. Идеология и культура периода Гражданской войны и «военного коммунизма» «Несвоевременные мысли» М. Горького. Создание Государственной комиссии по просвещению и Пролеткульта. Наглядная агитация и массовая пропаганда коммунистических идей. «Окна сатиры РОСТА». План монументальной пропаганды. Национализация театров и кинематографа. Издание «Народной библиотеки». Пролетаризация вузов, организация рабфаков. Антирелигиозная пропаганда и секуляризация жизни общества. Ликвидация сословных привилегий. Законодательное закрепление равноправия полов. Повседневная жизнь и общественные настроения. Городской быт: бесплатный транспорт, товары по карточкам, субботники и трудовые мобилизации. Деятельность Трудовых армий. Комитеты бедноты и рост социальной напряженности в деревне. Кустарные промыслы как средство выживания. Голод, «черный рынок» и спекуляция. Проблема массовой детской беспризорности. Влияние военной обстановки на психологию населения. Наш край в годы революции и Гражданской войны. Советский Союз в 1920-1930-е гг. СССР в годы НЭПА. 1921-1928 Катастрофические последствия Первой мировой и Гражданской войн. Демографическая ситуация в начале 1920-х гг. Экономическая разруха. Голод 1921 -1922 гг. и его преодоление. Реквизиция церковного имущества, сопротивление верующих и преследование священнослужителей. Крестьянские восстания в Сибири, на Тамбовщине, в Поволжье и др. Кронштадтское восстание. Отказ большевиков от «военного коммунизма» и переход к новой экономической политике (нэп). Использование рыночных механизмов и товарно-денежных отношений для улучшения экономической ситуации. Замена продразверстки в деревне единым продналогом. Иностранные концессии. Стимулирование кооперации. Финансовая реформа 1922-1924 гг. Создание Госплана и разработка годовых и пятилетних планов развития народного хозяйства. Попытки внедрения научной организации труда (НОТ) на производстве. Учреждение в СССР звания «Герой Труда» (1927 г., с 1938 г. - Герой Социалиалистического труда). Предпосылки и значение образования СССР. Принятие Конституции СССР 1924 г. национальном строительстве. Административно-территориальные реформы 1920-х гг. Ликвидация небольшевистских партий и установление в СССР однопартийной политической системы. Смерть В.И. Ленина и борьба за власть. В.И. Ленин в оценках современников и историков. Социальная политика большевиков. Положение рабочих и крестьян. Советский Союз в 1929-1941 гг. «Великий перелом». Перестройка экономики на основе командного администрирования. Форсированная индустриализация: региональная и национальная специфика. Создание рабочих и инженерных кадров. Социалистическое соревнование. Ударники и стахановцы. Ликвидация частной торговли и предпринимательства. Кризис снабжения и введение карточной системы. Коллективизация сельского хозяйства и ее трагические последствия. «Раскулачивание». Сопротивление крестьян. Становление колхозного строя. Создание МТС. Национальные и региональные особенности коллективизации. Голод в СССР в 1932-1933 гг. как следствие коллективизации. Крупнейшие стройки первых пятилеток в центре и национальных республиках. Днепрострой, Горьковский автозавод. Сталинградский и Харьковский тракторные заводы, Турксиб. Строительство Московского метрополитена. Создание новых отраслей промышленности. Иностранные специалисты и технологии на стройках СССР. Милитаризация народного хозяйства, ускоренное развитие военной промышленности. Результаты, цена и издержки модернизации. Превращение СССР в аграрно-индустриальную державу. Ликвидация безработицы. Успехи и противоречия урбанизации. Утверждение «культа личности» Сталина.. Партийные органы как инструмент сталинской политики. Органы госбезопасности и их роль в поддержании диктатуры. Ужесточение цензуры. Издание «Краткого курса истории ВКП(б)» и усиление идеологического контроля над обществом. Введение паспортной системы. Массовые политические репрессии 1937-1938 гг. Советская социальная и национальная политика 1930-х гг. Пропаганда и реальные достижения. Конституция СССР 1936 г. Культурное пространство советского общества в 1920-1930-е гг. Повседневная жизнь и общественные настроения в годы нэпа. Повышение общего уровня жизни. Нэпманы и отношение к ним в обществе. «Коммунистическое чванство». Падение трудовой дисциплины. Разрушение традиционной морали. Отношение к семье, браку, воспитанию детей. Советские обряды и праздники. Наступление на религию. «Союз воинствующих безбожников». Культура периода нэпа. Пролеткульт и нэпманская культура. Борьба с безграмотностью. Сельские избы-читальни. Основные направления в литературе (футуризм) и архитектуре (конструктивизм). Достижения в области киноискусства. . Советский авангард. Создание национальной письменности и смена алфавитов. Деятельность Наркомпроса. Рабфаки. Культура и идеология. Академия наук и Коммунистическая академия, Институты красной профессуры. Создание «нового человека». Пропаганда коллективистских ценностей. Воспитание интернационализма и советского патриотизма. Общественный энтузиазм периода первых пятилеток. Рабселькоры. Развитие спорта. Освоение Арктики. Рекорды летчиков. Эпопея «челюскинцев». Престижность военной профессии и научно-инженерного труда. Учреждение звания Герой Советского Союза (1934 г.) и первые награждения. Культурная революция. От обязательного начального образования к массовой средней школе. Установление жесткого государственного контроля над сферой литературы и искусства. Создание творческих союзов и их роль в пропаганде советской культуры. Социалистический реализм как художественный метод. Литература и кинематограф 1930-х годов. Культура русского зарубежья. Наука в 1930-е гг. Академия наук СССР. Создание новых научных центров: ВАСХНИЛ, ФИАН, РНИИ и др. Выдающиеся ученые и конструкторы гражданской и военной техники. Формирование национальной интеллигенции. Общественные настроения. Повседневность 1930-х годов. Жизнь в деревне. Трудодни. Единоличники. Личные подсобные хозяйства колхозников. Внешняя политика СССР в 1920-1930-е годы. Внешняя политика: от курса на мировую революцию к концепции «построения социализма в одной стране». Проблема «царских долгов». Договор в Рапалло. Выход СССР из международной изоляции. «Военная тревога» 1927 г. Вступление СССР в Лигу Наций. Возрастание угрозы мировой войны. Попытки организовать систему коллективной безопасности в Европе. Советские добровольцы в Испании и Китае. Вооруженные конфликты на озере Хасан, реке Халхин-Гол и ситуация на Дальнем Востоке в конце 1930-х гг. СССР накануне Великой Отечественной войны. Форсирование военного производства и освоения новой техники. Ужесточение трудового законодательства. Мюнхенский договор 1938 г. и угроза международной изоляции СССР. Заключение договора о ненападении между СССР и Германией в 1939 г. Включение в состав СССР Латвии, Литвы и Эстонии; Бессарабии, Северной Буковины, Западной Украины и Западной Белоруссии. Катынская трагедия. «Зимняя война» с Финляндией. Наш край в 1920-1930-е гг. 11 класс Новейшая история Вторая мировая война Начало Второй мировой войны Причины Второй мировой войны.Стратегические планы основных воюющих сторон. Блицкриг. «Странная война», «линия Мажино». Разгром Польши. Присоединение к СССР Западной Белоруссии и Западной Украины. Советско-германский договор о дружбе и границе. Конец независимости стран Балтии, присоединение Бессарабии и Северной Буковины к СССР. Советскофинляндская война и ее международные последствия. Захват Германией Дании и Норвегии. Разгром Франции и ее союзников. Германо-британская борьба и захват Балкан. Битва за Британию. Ростсоветско-германских противоречий. Начало Великой Отечественной войны и войны на Тихом океане Нападение Германии на СССР. Нападение Японии на США и его причины. Пёрл-Харбор. Формирование Антигитлеровской коалиции и выработка основ стратегии союзников. Ленд-лиз. Планы Германии в отношении СССР. План «Ост». Коренной перелом в войне Сталинградская битва. Курская битва. Война в Северной Африке. Сражение при Эль-Аламейне. Стратегические бомбардировки немецких территорий. Высадка в Италии и падение режима Муссолини. Перелом в войне на Тихом океане. Тегеранская конференция. «Большая тройка». Каирская декларация. Роспуск Коминтерна. Жизнь во время войны. Сопротивление оккупантам. Условия жизни в СССР, Великобритании и Германии. «Новый порядок». Нацистская политика геноцида, холокоста. Концентрационные лагеря. Принудительная трудовая миграция и насильственные переселения. Массовые расстрелы военнопленных и гражданских лиц.. Движение Сопротивления и коллаборационизм. Разгром Германии, Японии и их союзников Открытие Второго фронта и наступление союзников. Освобождение стран Европы. Попытка переворота в Германии 20 июля 1944 г. Бои в Арденнах. ВислоОдерская операция. Ялтинская конференция. Роль СССР в разгроме нацистской Германии и освобождении Европы. Противоречия между союзниками по Антигитлеровской коалиции. Разгром Германии и взятие Берлина. Капитуляция Германии. Наступление союзников против Японии. Атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Вступление СССР в войну против Японии и разгром Квантунской армии. Капитуляция Японии. Нюрнбергский трибунал и Токийский процесс над военными преступниками Германии и Японии. Потсдамская конференция. Образование ООН. Цена Второй мировой войны для воюющих стран. Итоги войны. Соревнование социальных систем Начало «холодной войны» Причины «холодной войны». План Маршалла. Доктрина Трумэна. Политика сдерживания. «Народная демократия» и установление коммунистических режимов в Восточной Европе. Раскол Германии. Коминформ. Советско-югославский конфликт.. Совет экономической взаимопомощи. НАТО. «Охота на ведьм» в США. Гонка вооружений. Берлинский и Карибский кризисы Гонка вооружений. Испытания атомного и термоядерного оружия в СССР. Ослабление международной напряженности после смерти И. Сталина. Нормализация советско-югославских отношений. Организация Варшавского договора. Ракетно-космическое соперничество. Первый искусственный спутник Земли. Первый полет человека в космос. «Доктрина Эйзенхауэра». Визит Н. Хрущева в США. Ухудшение советско-американских отношений в 1960-1961 гг. Д. Кеннеди. Берлинский кризис. Карибский кризис. Договор о запрещении ядерных испытаний в трех средах. Дальний Восток в 40-70-е гг. Войны и революции. Гражданская война в Китае. Образование КНР. Война в Корее.. Поражение США и их союзников в Индокитае. Советско-китайский конфликт. «Разрядка». Причины «разрядки». Визиты Р. Никсона в КНР и СССР. Договор ОСВ-1 и об ограничении ПРО. Новая восточная политика ФРГ. Хельсинкский акт. Договор ОСВ-2. Ракетный кризис в Европе. Ввод советских войск в Афганистан. Возвращение к политике «холодной войны». Западная Европа и Северная Америка в 50-80-е годы XX века «Общество потребления». Возникновение Европейского экономического сообщества. Германское «экономическое чудо». Возникновение V республики во Франции. Консервативная и трудовая Великобритания. Проблема прав человека. «Бурные шестидесятые». Движение за гражданские права в США. Новые течения в обществе и культуре. Информационная революция. Энергетический кризис. Экологический кризис и зеленое движение. Экономические кризисы 1970-х - начала 1980-х гг. Демократизация стран Запада. Неоконсерватизм. Внутренняя политика Р. Рейгана. Достижения и кризисы социалистического мира «Реальный социализм». Волнения в ГДР в 1953 г. XX съезд КПСС. Кризисы и восстания в Польше и Венгрии в 1956 г. «Пражская весна» 1968 г. и ее подавление. Движение «Солидарность» в Польше. Югославская модель социализма. Разрыв отношений Албании с СССР. Строительство социализма в Китае. Мао Цзэдун и маоизм. «Культурная революция». Рыночные реформы в Китае. Перестройка в СССР и «новое мышление». Экономические и политические последствия реформ в Китае. Антикоммунистические революции в Восточной Европе. Распад Варшавского договора, СЭВ и СССР. Воссоздание независимых государств Балтии. Общие черты демократических преобразований. Изменение политической карты мира. Распад Югославии и войны на Балканах. Агрессия НАТО против Югославии. Латинская Америка в 1950-1990-е гг. Положение стран Латинской Америки в середине XX века. . Революция на Кубе. Социалистические движения в Латинской Америке. Экономические успехи и неудачи латиноамериканских стран. Диктатуры и демократизация в Южной Америке. Страны Азии и Африки в 1940-1990-е гг. Колониальное общество. Роль итогов войны в подъеме антиколониальных движений в Тропической и Южной Африке. Крушение колониальной системы и ее последствия. Выбор пути развития. Арабские страны и возникновение государства Израиль. Антиимпериалистическое движение в Иране. Суэцкий конфликт. Арабо-израильские войны и попытки урегулирования на Ближнем Востоке. Палестинская проблема. Модернизация в Турции и Иране. Исламская революция в Иране. Кризис в Персидском заливе и войны в Ираке. Обретение независимости странами Южной Азии. Д. Неру и его преобразования. Конфронтация между Индией и Пакистаном, Индией и КНР. Реформы И. Ганди. Индия в конце XX в. Индонезия при Сукарно и Сухарто. Страны Юго-Восточной Азии после войны в Индокитае. Япония после Второй мировой войны. Восстановление суверенитета Японии. Проблема Курильских островов. Японское экономическое чудо. Современный мир Глобализация конца XX - начала XXI вв. Информационная революция, Интернет. Экономические кризисы 1998 и 2008 гг. Успехи и трудности интеграционных процессов в Европе, Евразии, Тихоокеанском и Атлантическом регионах. Изменение системы международных отношений. Модернизационные процессы в странах Азии. Рост влияния Китая на международной арене. Демократический и левый повороты в Южной Америке. Международный терроризм. Война в Ираке. «Цветные революции». «Арабская весна» и ее последствия. Постсоветское пространство: политическое и социально-экономическое развитие, интеграционные процессы, кризисы и военные конфликты. Россия в современном мире. История России 11 класс Великая Отечественная война. 1941-1945 Вторжение Германии и ее сателлитов на территорию СССР. Первый период войны (июнь 1941 —осень 1942). План «Барбаросса». Соотношение сил сторон на 22 июня 1941 г. Брестская крепость. Массовый героизм воинов - всех народов СССР. Причины поражений Красной Армии на начальном этапе войны. Чрезвычайные меры руководства страны, образование Государственного комитета обороны. И.В. Сталин Верховный главнокомандующий. Роль партии в мобилизации сил на отпор врагу. Создание дивизий народного ополчения. Смоленское сражение. Начало блокады Ленинграда. Оборона Одессы и Севастополя. Срыв гитлеровских планов «молниеносной войны». Битва за Москву. Наступление гитлеровских войск: Москва на осадном положении. Парад 7 ноября на Красной площади. Переход в контрнаступление и разгром немецкой группировки под Москвой. Наступательные операции Красной Армии зимойвесной 1942 г. Неудача Ржевско-Вяземской операции. Битва за Воронеж. Итоги Московской битвы. Блокада Ленинграда. Героизм и трагедия гражданского населения. Эвакуация ленинградцев. «Дорога жизни». Перестройка экономики на военный лад. Нацистский оккупационный режим. «Генеральный план Ост». Массовые преступления гитлеровцев против советских граждан. Начало массового сопротивления врагу. Восстания в нацистских лагерях. Развертывание партизанского движения. Коренной перелом в ходе войны (осень 1942 - 1943 г.). Сталинградская битва. Германское наступление весной-летом 1942 г. Поражение советских войск в Крыму. Битва за Кавказ. Оборона Сталинграда. «Дом Павлова». Окружение неприятельской группировки под Сталинградом и наступление на Ржевском направлении. Разгром окруженных под Сталинградом гитлеровцев. Итоги и значение победы Красной Армии под Сталинградом. Битва на Курской дуге. Соотношение сил. Провал немецкого наступления. Танковые сражения под Прохоровкой и Обоянью. Переход советских войск в наступление. Итоги и значение Курской битвы. Битва за Днепр. Освобождение Левобережной Украины и форсирование Днепра. Освобождение Киева. Итоги наступления Красной армии летом-осенью 1 943 г. Прорыв блокады Ленинграда в январе 1943 г. Значение героического сопротивления Ленинграда. Развертывание массового партизанского движения. Антифашистское подполье в крупных городах. Человек и война: единство фронта и тыла. «Всё для фронта, всё для победы!». Трудовой подвиг народа. Роль женщин и подростков в промышленном и сельскохозяйственном производстве. Самоотверженный труд ученых. Помощь населения фронту. Добровольные взносы в фонд обороны. Помощь эвакуированным. Повседневность военного времени. Фронтовая повседневность. Боевое братство. Женщины на войне. Повседневность в советском тылу. Военная дисциплина на производстве. Карточная система и нормы снабжения в городах. Положение в деревне. Культурное пространство войны. Песня «Священная война» призыв к сопротивлению врагу. Советские писатели, композиторы, художники, ученые в условиях войны. Выступления фронтовых концертных бригад. Песенное творчество и фольклор. Кино военных лет. Государство и церковь в годы войны. СССР и союзники. Проблема второго фронта. Ленд-лиз. Тегеранская конференция 1943 г. Победа СССР в Великой Отечественной войне. Окончание Второй мировой войны. Завершение освобождения территории СССР. Освобождение правобережной Украины и Крыма. Наступление советских войск в Белоруссии и Прибалтике. Боевые действия в Восточной и Центральной Европе и освободительная миссия Красной Армии. Боевое содружество советской армии и войск стран антигитлеровской коалиции. Встреча на Эльбе. Битва за Берлин и окончание войны в Европе. Висло-Одерская операция. Капитуляция Германии. Репатриация советских граждан в ходе войны и после ее окончания. Война и общество. Военно-экономическое превосходство СССР над Германией в 1944-1945 гг. Восстановление хозяйства в освобожденных районах. Начало советского «Атомного проекта». Реэвакуация и нормализация повседневной жизни. ГУЛАГ. Депортация «репрессированных народов». Антигитлеровская коалиция. Открытие Второго фронта в Европе. Ялтинская конференция 1945 г.: основные решения и дискуссии. Обязательство Советского Союза выступить против Японии. Потсдамская конференция. Судьба послевоенной Германии. Политика денацификации, демилитаризации, демонополизации, демократизации (четыре «Д»). Решение проблемы репараций. Советско-японская война 1945 г. Разгром Квантунской армии. Боевые действия в Маньчжурии, на Сахалине и Курильских островах. Освобождение Курил. Ядерные бомбардировки японских городов американской авиацией и их последствия. Создание ООН. Конференция в Сан-Франциско в июне 1945 г. Устав ООН. Истоки «холодной войны». Нюрнбергский и Токийский судебные процессы. Осуждение главных военных преступников. Итоги Великой Отечественной и Второй мировой войны. Решающий вклад СССР в победу антигитлеровской коалиции над фашизмом. Людские и материальные потери. Изменения политической карты Европы. Наш край в годы Великой Отечественной войны Апогей и кризис советской системы. 1945-1991 гг. «Поздний сталинизм» (1945-1953) Влияние последствий войны на советскую систему и общество. Послевоенные ожидания и настроения. Представления власти и народа о послевоенном развитии страны. Ресурсы и приоритеты восстановления. Демилитаризация экономики и переориентация на выпуск гражданской продукции. Восстановление индустриального потенциала страны. Сельское хозяйство и положение деревни. Помощь не затронутых войной национальных республик в восстановлении западных регионов СССР. Репарации, их размеры и значение для экономики. Советский «атомный проект», его успехи и его значение. Начало гонки вооружений. Положение на послевоенном потребительском рынке. Колхозный рынок. Государственная и коммерческая торговля. Голод 1946-1947 гг. Денежная реформа и отмена карточной системы (1947 г.). Сталин и его окружение. Ужесточение административно-командной системы. Соперничество в верхних эшелонах власти. Усиление идеологического контроля. Послевоенные репрессии. «Ленинградское дело». Борьба с «космополитизмом». «Дело врачей». Дело Еврейского антифашистского комитета. Т.Д. Лысенко и «лысенковщина».. Рост влияния СССР на международной арене. Первые шаги ООН. Начало «холодной войны». «Доктрина Трумэна» и «План Маршалла». Формирование биполярного мира. Советизация Восточной и Центральной Европы. Взаимоотношения со странами «народной демократии». Создание Совета экономической взаимопомощи. Конфликт с Югославией. Коминформбюро. Организация Североатлантического договора (НАТО). Создание Организации Варшавского договора. Война в Корее. И.В. Сталин в оценках современников и историков. «Оттепель»: середина 1950-х - первая половина 1960-х. Смерть Сталина и настроения в обществе. Смена политического курса. Борьба за власть в советском руководстве. Переход политического лидерства к Н.С. Хрущеву. Первые признаки наступления «оттепели» в политике, экономике, культурной сфере. Начало критики сталинизма. XX съезд КПСС и разоблачение «культа личности» Сталина. Реакция на доклад Хрущева в стране и мире. Частичная десталинизация: содержание и противоречия. Внутрипартийная демократизация. Начало реабилитации жертв массовых политических репрессий и смягчение политической цензуры. Возвращение депортированных народов. Особенности национальной политики. Попытка отстранения Н.С. Хрущева от власти в 1957 г. «Антипартийная группа». Утверждение единоличной власти Хрущева. Культурное пространство и повседневная жизнь. Изменение общественной атмосферы. «Шестидесятники». Литература, кинематограф, театр, живопись: новые тенденции. Поэтические вечера в Политехническом музее. Образование и наука. Приоткрытие «железного занавеса». Всемирный фестиваль молодежи и студентов 1957 г. Популярные формы досуга. Развитие внутреннего и международного туризма. Учреждение Московского кинофестиваля. Роль телевидения в жизни общества. Хрущев и интеллигенция. Антирелигиозные кампании. Гонения на церковь. Диссиденты. Самиздат и «тамиздат». Социально-экономическое развитие. Экономическое развитие СССР. «Догнать и перегнать Америку». Попытки решения продовольственной проблемы. Освоение целинных земель. Научно-техническая революция в СССР. Перемены в научно-технической политике. Военный и гражданский секторы экономики. Создание ракетно-ядерного щита. Начало освоения космоса. Запуск первого спутника Земли. Исторические полеты Ю.А. Гагарина и первой в мире женщины-космонавта В.В. Терешковой. Первые советские ЭВМ. Появление гражданской реактивной авиации. Влияние НТР на перемены в повседневной жизни людей. Реформы в промышленности. Переход от отраслевой системы управления к совнархозам. Расширение прав союзных республик. Изменения в социальной и профессиональной структуре советского общества к началу 1960-х гг. Преобладание горожан над сельским населением. Положение и проблемы рабочего класса, колхозного крестьянства и интеллигенции. XXII Съезд КПСС и программа построения коммунизма в СССР. Воспитание «нового человека». Бригады коммунистического труда. Общественные формы управления. Социальные программы. Реформа системы образования. Движение к «государству благосостояния»: мировой тренд и специфика советского «социального государства». Общественные фонды потребления. Пенсионная реформа. Массовое жилищное строительство. «Хрущевки». Рост доходов населения и дефицит товаров народного потребления. Внешняя политика. Новый курс советской внешней политики: от конфронтации к диалогу. Поиски нового международного имиджа страны. СССР и страны Запада. Международные военно-политические кризисы, позиция СССР и стратегия ядерного сдерживания (Суэцкий кризис 1956 г., Берлинский кризис 1961 г., Карибский кризис 1962 г.). СССР и мировая социалистическая система. Венгерские события 1956 г. Распад колониальных систем и борьба за влияние в «третьем мире». Конец «оттепели». Нарастание негативных тенденций в обществе. Кризис доверия власти. Новочеркасские события. Смещение Н.С. Хрущева и приход к власти Л.И. Брежнева. Оценка Хрущева и его реформ современниками и историками. Наш край в 1953-1964г. Советское общество в середине 1960-х - начале 1980-х. Приход к власти Л.И. Брежнева: его окружение и смена политического курса. Поиски идеологических ориентиров. Десталинизация и ресталинизация. Экономические реформы 1960-х гг. Новые ориентиры аграрной политики. «Косыгинская реформа». Конституция СССР 1977 г. Концепция «развитого социализма». Попытки изменения вектора социальной политики. Уровень жизни: достижения и проблемы. Нарастание застойных тенденций в экономике и кризис идеологии. Рост теневой экономики. Ведомственный монополизм. Замедление темпов развития. Исчерпание потенциала экстенсивной индустриальной модели. Новые попытки реформирования экономики. Рост масштабов и роли ВПК. Трудности развития агропромышленного комплекса. Советские научные и технические приоритеты. МГУ им М.В. Ломоносова. Академия наук СССР. Новосибирский Академгородок. Замедление научно- технического прогресса в СССР. Отставание от Запада в производительности труда. «Лунная гонка» с США. Успехи в математике. Создание топливно- энергетического комплекса (ТЭК). Культурное пространство и повседневная жизнь. Повседневность в городе и в деревне. Рост социальной мобильности. Миграция населения в крупные города и проблема «неперспективных деревень». Популярные формы досуга населения. Уровень жизни разных социальных слоев. Идейная и духовная жизнь советского общества. Развитие физкультуры и спорта в СССР. Олимпийские игры 1980 г. в Москве. Литература и искусство: поиски новых путей. Авторское кино. Авангардное искусство. Неформалы (КСП, движение КВН и др.). Диссидентский вызов. Первые правозащитные выступления. А.Д. Сахаров и А.И. Солженицын. Религиозные искания. Национальные движения. Борьба с инакомыслием. Судебные процессы. Цензура и самиздат Внешняя политика. Новые вызовы внешнего мира. Между разрядкой и конфронтацией. Возрастание международной напряженности. «Холодная война» и мировые конфликты. «Доктрина Брежнева». «Пражская весна» и снижение международного авторитета СССР. Конфликт с Китаем. Достижение военно стратегического паритета с США. Политика «разрядки». Сотрудничество с США в области освоения космоса. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в Хельсинки. Ввод войск в Афганистан. Л.И. Брежнев в оценках современников и историков. Наш край в 1964-1985 гг. Политика «перестройки». Распад СССР (1985-1991). Нарастание кризисных явлений в социально-экономической и идейно политической сферах. Резкое падение мировых цен на нефть и его негативные последствия для советской экономики. М.С. Горбачев и его окружение: курс на реформы. Антиалкогольная кампания 1985 г. и ее противоречивые результаты. Чернобыльская трагедия. Реформы в экономике, в политической и государственной сферах. Законы о госпредприятии и об индивидуальной трудовой деятельности. Появление коммерческих банков. Принятие закона о приватизации государственных предприятий. Политизация жизни и подъем гражданской активности населения. Массовые митинги, собрания. Либерализация цензуры. Общественные настроения и дискуссии в обществе. Отказ от догматизма в идеологии. Концепция социализма «с человеческим лицом». Вторая волна десталинизации. История страны как фактор политической жизни. Отношение к войне в Афганистане Неформальные политические объединения. «Новое мышление» Горбачева. Отказ от идеологической конфронтации двух систем и провозглашение руководством СССР приоритета общечеловеческих ценностей над классовым подходом. Изменения в советской внешней политике. Односторонние уступки Западу. Роспуск СЭВ и организации Варшавского договора. Объединение Германии. Начало вывода советских войск из Центральной и Восточной Европы. Завершение «холодной войны». Отношение к М.С. Горбачеву и его внешнеполитическим инициативам внутри СССР и в мире. Демократизация советской политической системы. XIX конференция КПСС и ее решения. Альтернативные выборы народных депутатов. Съезды народных депутатов - высший орган государственной власти. Первый съезд народных депутатов СССР и его значение. Последний этап «перестройки»: 1990-1991 гг. Отмена 6-й статьи Конституции СССР о руководящей роли КПСС. Становление многопартийности. Кризис в КПСС и создание Коммунистической партии РСФСР. Первый съезд народных депутатов РСФСР и его решения. Б.Н. Ельцин — единый лидер демократических сил. Противостояние союзной (Горбачев) и российской (Ельцин) власти. Введение поста президента и избрание М.С. Горбачева Президентом СССР. Учреждение в РСФСР Конституционного суда и складывание системы разделения властей. Дестабилизирующая роль «войны законов» (союзного и республиканского законодательства). Углубление политического кризиса. Усиление центробежных тенденций и угрозы распада СССР. Провозглашение независимости Литвой, Эстонией и Латвией. Ситуация на Северном Кавказе. Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Дискуссии о путях обновлении Союза ССР. План «автономизации» — предоставления автономиям статуса союзных республик. Ново-Огаревский процесс и попытки подписания нового Союзного договора. «Парад суверенитетов». Референдум о сохранении СССР и введении поста президента РСФСР. Избрание Б.Н. Ельцина президентом РСФСР. Превращение экономического кризиса в стране в ведущий политический фактор. Разработка союзным и российским руководством программ перехода к рыночной экономике. Радикализация общественных настроений. Забастовочное движение. Новый этап в государственно конфессиональных отношениях. Августовский политический кризис 1991 г. Планы ГКЧП и защитники Белого дома. Победа Ельцина. Ослабление союзной власти и влияния Горбачева. Распад КПСС. Ликвидация союзного правительства и центральных органов управления, включая КГБ СССР. Референдум о независимости Украины. Оформление фактического распада СССР и создание СНГ (Беловежское и Алма-Атинское соглашения). Реакция мирового сообщества на распад СССР. Решение проблемы советского ядерного оружия. Россия как преемник СССР на международной арене. Горбачев, Ельцин и «перестройка» в общественном сознании. М.С. Горбачев в оценках современников и историков. Наш край в 1985-1991 гг. Российская Федерация в 1992-2012 гг. Становление новой России (1992-1999). Б.Н. Ельцин и его окружение. Общественная поддержка курса реформ. Взаимодействие ветвей власти на первом этапе преобразований. Предоставление Б.Н. Ельцину дополнительных полномочий для успешного проведения реформ. Правительство реформаторов во главе с Е.Т. Гайдаром. Начало радикальных экономических преобразований. Либерализация цен. «Шоковая терапия». Ваучерная приватизация. Долларизация экономики. Гиперинфляция, рост цен и падение жизненного уровня населения. Безработица. «Черный» рынок и криминализация жизни. Рост недовольства граждан первыми результатами экономических реформ. Особенности осуществления реформ в регионах России. От сотрудничества к противостоянию исполнительной и законодательной власти в 1992-1993 гг. Решение Конституционного суда РФ по «делу КПСС». Нарастание политико-конституционного кризиса в условиях ухудшения экономической ситуации. Апрельский референдум 1993 г. - попытка правового разрешения политического кризиса. Указ Б.Н. Ельцина № 1400 и его оценка Конституционным судом. Возможность мирного выхода из политического кризиса. «Нулевой вариант». Позиция регионов. Посреднические усилия Русской православной церкви. Трагические события осени 1993 г. в Москве. Обстрел Белого дома. Последующее решение об амнистии участников октябрьских событий 1993 г. Всенародное голосование (плебисцит) по проекту Конституции России 1993 года. Ликвидация Советов и создание новой системы государственного устройства. Принятие Конституции России 1993 года и ее значение. Полномочия президента как главы государства и гаранта Конституции. Становление российского парламентаризма. Разделение властей. Проблемы построения федеративного государства. Утверждение государственной символики. Итоги радикальных преобразований 1992-1993 гг. Обострение межнациональных и межконфессиональных отношений в 1990-е гг. Подписание Федеративного договора (1992) и отдельных соглашений центра с республиками. Договор с Татарстаном как способ восстановления федеративных отношений с республикой и восстановления территориальной целостности страны. Взаимоотношения Центра и субъектов Федерации. Опасность исламского фундаментализма. Восстановление конституционного порядка в Чеченской Республике. Корректировка курса реформ и попытки стабилизации экономики. Финансовые пирамиды и залоговые аукционы. Вывод денежных активов из страны. Дефолт 1998 г. и его последствия. Повседневная жизнь и общественные настроения россиян в условиях реформ. Общественные настроения в зеркале социологических исследований. Представления о либерализме и демократии. Проблемы формирования гражданского общества. Свобода СМИ. Свобода предпринимательской деятельности. Возможность выезда за рубеж. Безработица и деятельность профсоюзов. Кризис образования и науки. Социальная поляризация общества и смена ценностных ориентиров. Новые приоритеты внешней политики. Мировое признание новой России суверенным государством. Россия - правопреемник СССР на международной арене. Значение сохранения Россией статуса ядерной державы. Взаимоотношения с США и странами Запада. Подписание Договора СНВ-2 (1993). Присоединение России к «большой семерке». Усиление антизападных настроений как результат бомбежек Югославии и расширения НАТО на Восток. Россия на постсоветском пространстве. СНГ и союз с Белоруссией. Военно-политическое сотрудничество в рамках СНГ. Восточный вектор российской внешней политики в 1990-е гг. Российская многопартийность и строительство гражданского общества. Основные политические партии и движения 1990-х гг., их лидеры и платформы. Кризис центральной власти. Президентские выборы 1996 г. Политтехнологии. «Семибанкирщина». «Олигархический» капитализм. Правительства В.С. Черномырдина и Е.М. Примакова. Обострение ситуации на Северном Кавказе. Вторжение террористических группировок с территории Чечни в Дагестан. Выборы в Государственную Думу 1999 г. Добровольная отставка Б.Н. Ельцина. Б.Н. Ельцин в оценках современников и историков. Наш край в 1992-1999 г.г. Россия в 2000-е: вызовы времени и задачи модернизации Политические и экономические приоритеты. Первое и второе президентства В.В. Путина. Президентство Д.А. Медведева. Президентские выборы 2012 г. Избрание В.В. Путина президентом. Государственная Дума. Многопартийность. Политические партии и электорат. Федерализм и сепаратизм. Восстановление единого правового пространства страны. Разграничение властных полномочий гражданское общество. Стратегия развития страны. Экономическое развитие в 2000-е годы. Финансовое положение. Рыночная экономика и монополии. Экономический подъем 1999-2007 гг. и кризис 2008 г. Структура экономики, роль нефтегазового сектора и задачи инновационного развития. Сельское хозяйство. Россия в системе мировой рыночной экономики. Человек и общество в конце XX - начале XXI в. Новый облик российского общества после распада СССР. Социальная и профессиональная структура. Занятость и трудовая миграция. Миграционная политика. Основные принципы и направления государственной социальной политики. Реформы здравоохранения. Пенсионные реформы. Реформирование образования и науки и его результаты. Особенности развития культуры. Демографическая статистика. Снижение средней продолжительности жизни и тенденции депопуляции. Государственные программы демографического возрождения России. Разработка семейной политики и меры по поощрению рождаемости. Пропаганда спорта и здорового образа жизни. Олимпийские и паралимпийские зимние игры 2014 г. в Сочи. Повседневная жизнь. Качество, уровень жизни и размеры доходов разных слоев населения. Общественные представления и ожидания в зеркале социологии. Постановка государством вопроса о социальной ответственности бизнеса. Модернизация бытовой сферы. Внешняя политика в конце XX - начале XXI в. Внешнеполитический курс В.В. Путина. Постепенное восстановление лидирующих позиций России в международных отношениях. Современная концепция российской внешней политики в условиях многополярного мира. Участие в международной борьбе с терроризмом и в урегулировании локальных конфликтов. Центробежные и партнерские тенденции в СНГ. СНГ и ЕврАзЭС. Отношения с США и Евросоюзом. Вступление России в Совет Европы. Культура и наука России в конце XX - начале XXI в. Повышение общественной роли СМИ как «четвертой власти». Коммерциализация культуры. Ведущие тенденции в развитии образования и науки.. Религиозные конфессии и повышение их роли в жизни страны. Особенности развития современной художественной культуры: литературы, киноискусства, театра, изобразительного искусства. Процессы глобализации и массовая культура. Наш край в 2000-2012 гг. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Тематическое планирование по истории для 10-11 классов составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета' обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся СОО: • Создание благоприятных условий для приобретения опыта самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации. • Создание благоприятных условий для приобретения обучающимися опыта дел, направленных на пользу своему родному городу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции. • Овладение приемами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности. • Развитие ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда. • Формирование мотивации к труду, потребности к приобретению профессии, связанной с историей. • Формирование уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн); • формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения; • воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации. 10 класс № п/п Раздел, тема Количество часов НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ 10 класс 25 час.) I. Мир накануне и в годы Первой мировой 5 войны 1 2 3-4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15-16 17-18 Мир накануне Первой мировой войны «Новый империализм» Первая мировая война Урок обобщения и повторения по теме: «Мир накануне и в годы Первой мировой войны» 1 1 2 1 II. Межвоеннный период (1918-1939) 17 Последствия войны Версальско-вашингтонская система Страны Запада и США в 1920е годы Авторитарные режимы в Европе в 1920 е гг. Венгрия. Польша. Румыния. Испания. Фашистский режим в Италии. Мировой экономический кризис (1929-1933) «Новый курс США» Великобритания Установление нацистской диктатуры в Германии Борьба с фашизмом. Народные фронты. Гражданская война в Испании Международные отношения. Политика «умиротворения» агрессора Восток и Латинская Америка в первой половине 20 века Япония в первой половине 20 века. Мусульманские страны в первой половине 20 века. Турция. Иран. 1 1 2 1 1 1 1 1 1 2 2 Оценочные материалы Дата проведения урока По плану Основные направления воспитательной деятельности факт 1 -9 1 -9 19-20 21 22 23-24 Культура и искусство первой половины 20 века. Формирование научной картины мира в Новейшее время Урок обобщения и повторения по теме: «Межвоенный период» Ш.Вторая мировая война Причины и начало Второй войны Вторая мировая война. Великая Отечественная война Советского Союза. От нападения Германии на СССР 2 1 3 1 2 ИСТОРИЯ РОССИИ 10 класс (45 час) I. Россия в годы «великих потрясений» 14 25-26 27-28 29 30 31-32 33 34-36 37 38 39 40 41 42 1-9 Россия и мир накануне Первой мировой войны 2 Российская империя в Первой мировой войне Февральская революция Октябрьская революция Первые преобразования большевиков Политика «военного коммунизма» Гражданская война. Гражданская война на территории нашего края Идеология и культура периода Гражданской войны Урок обобщения и повторения «Россия в годы великих потрясений» 2 1 1 2 1 3 II. Советский союз в 1920-1930-х годах 15 Переход к НЭПу Экономика НЭПа Образование СССР Политическое развитие в 1920е годы 1 1 1 1 Контурная карта по Гражданской войне, Зачет по теме «Революция 1917 года», тесты по темам уроков. 1 -9 Тесты по теме, сообщения по теме «Культура», сообщения по 1 -9 1 1 43 44 45 46 47-48 49-50 51 52 53 54-55 56-57 58-59 60 61-62 63 64 65-66 67 68 69 Внешняя политика Культурное пространство «Великий перелом». Индустриализация 1 1 1 Коллективизация сельского хозяйства Политическая система в 1930е годы Культурное пространство в 30 е годы 20 века СССР и мировое сообщество Наш край в годы «великого перелома» Урок обобщения и повторения «Советский Союз в 1920- 1930 гг» 1 2 2 1 1 1 Ш.Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг. 16 СССР накануне Великой Отечественной войны Начало Великой Отечественной войны. Первый период войны (22 июня 1941 - ноябрь 1942 г). Поражения и победы 1942г. Предпосылки коренного перелома. Человек и война: единство фронта и тыла. Второй период Великой Отечественной войны. Коренной перелом (ноябрь - 1942 - 1943 г) Третий период войны. Победа СССР в Великой Отечественной войне. Окончание Второй мировой войны. Советская разведка и контрразведка в годы Великой Отечественной войны. Наш край в годы Великой Отечественной войны Урок обобщения и повторения по теме: «Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг.» Урок обобщения и повторения по курсу Истории России 10 класс Итоговый урок за курс Всеобщая история 10 класс 2 2 2 1 2 1 1 2 1 1 1 краеведению, итоговая диагностическая работа 1-9 № п/п Раздел, тема Количество часов В С Е О Б Щ А Я И СТО РИ Я 11 класс 27 час.) 15 1 2 3 4 5-6 7 8-9 10 11 12 13 14 15 I. Международные отношения в 1945 - первой половине 1950 - х гг. Международные отношения в 1950 - 1980 -е гг. Завершение эпохи индустриального общества. 1945 - 1970 - е гг. Кризисы 1970 - 1980 - е гг. Становление индустриального информационного общества Экономическая и социальная политика. Неконсервативный поворот. Политика «третьего пути» Политическая борьба. Гражданское общество. Социальные движения Соединенные штаты Америки Великобритания Франция Германия Италия Преобразования и революции в странах Центральной и Восточной Европы Урок обобщения и повторения по теме: «Послевоенный мир» II. П ути развития стран Азии, Аф рики и 17 18 Концепция исторического развития в Новейшее время Страны Азии и Африки. Деколонизация и выбор путей развития. Мусульманские страны. Турция. Иран. Египет. Индонезия. Д ата проведения урока П о плану О сновны е направления воспитательной деятельности факт 1 -9 1 1 1 1 2 1 2 1 1 1 1 1 1 7 Л атинской Америки. 16 О ценочны е материалы 1 1 1 1-9 19 20 21 22 23 24 25 26 27 Китай. Индия Япония. Новые индустриальные страны. Латинская Америка Урок обобщения и повторения: «Пути развития стран Азии, Африки и Латинской Америки» 1 1 1 1 III. Современный мир и новые вызовы 21 в. 5 Глобализация и новые вызовы 21 в Международные отношения в конце 20 - начале 21 века. Постсоветское пространство: политическое развитие, интеграционные процессы и конфликты. На пути к новой научной картине мира. Культура и искусство во второй половине 20 - начало 21 в Урок обобщения и закрепления по курсу Всеобщая история. Итоги 20 века. Проблемы мирового развития 1 1 1 1 1 ИСТОРИЯ РОССИИ 11 класс (41 час) 24 I. СССР 1945-1991гг. 1 2 3 4-5 6 7 8 9 10 11 12 Место и роль СССР в послевоенные годы Восстановление и развитие экономики Изменения в политической системе в послевоенные годы Идеология, наука и культура в послевоенные годы Национальный вопрос и национальная политика и послевоенный СССР Внешняя политика СССР в условиях начала «холодной войны» Послевоенная жизнь Смена политического курса Экономическая и социальное развитие в середине 1950 -х - средине 1960 - х гг. Культурное пространство и повседневная жизнь в середине 1950-х середине 1960 - х гг. Политика мирного сосуществования в 1950-х первой половине 1960 - х гг 1-9 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 -9 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Политическое развитие в 1960 - х - середине 1980 - х гг. Социально экономическое развитие страны в 1960х середине 1980 гг Национальная политика и национальные движения в 1960 середине 1980 гг Культурное пространство и повседневная жизнь во второй половине 1960 х первой половине 1980 гг. Политика разрядки международной напряженности СССР и мир в начале 1980 - х гг Социально - экономическое развитие СССР в 1985 - 1991 гг Перемены в духовной сфере жизни в годы перестройки Реформа политической системы Новое политическое мышление и перемены во внешней политике Национальная политика и подъем национальных движений Наш край в советский период Урок обобщения и повторения СССР 1945 - 1991 гг 1 II. Российская Федерация в 1991 -2020 гг 16 Российская экономика на пути к рынку Конституция России 1993 г Политическое развитие Российской Федерации в 1990 -е гг. Межнациональные отношения и национальная политика в 1990 - е гг Духовная жизнь страны в 1990 -е гг. Геополитическое положение и внешняя политика в 1990 - е гг. Политическая жизнь России в начале 21 в Экономика России в начале 21 в Повседневная и духовная жизнь 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1-9 35 36 37 38-39 40 41 Внешняя политика России в начале 21 в__________ Россия в 2008 - 2011 гг________________________ Российская Федерация в 2012 - 2020гг___________ Проектная деятельность «Наш край в период 19912020гг.»_____________________________________ Урок обобщения и повторения по теме: «Российская Федерация в 1991 -2020гг»_________ Итоговый урок по курсу История России_________