Рабочая программа по учебному предмету История

Приложение № 9
к Основной образовательной программе
среднего общего образования
МБОУ «Махнёвская СОШ»

Рабочая программа
учебного предмета «История»
10-11 класс
/базовый уровень/

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной
общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС СОО
относятся следующие убеждения и качества:
1. в сфере
патриотического воспитания: осознание
российской
гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе, проявление интереса к по- знанию родного языка, истории,
культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное
отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству,
спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и
природному наследию и памятникам, традициям разных народов,
проживающих в родной стране;
2. в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и
примеров гражданского служения Отечеству; готовность к выполнению
обязанностей гражданина и реализации его прав; уважение прав, свобод и
законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи,
образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; неприятие действий,
наносящих ущерб социальной и природной среде;
3. в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовно­
нравственных ценностях народов России; ориентация на моральные ценности
и нормы современного российского общества в ситуациях нравственного
выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение
и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом
осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных
поступков;
4. в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории
как знания о развитии человека и общества, о социальном, культурном и
нравственном опыте предшествующих поколений; овладение навыками
познания и оценки событий прошлого с позиций историзма; формирование и
сохранение интереса к истории как важной составляющей современного
общественного сознания;
5. в сфере эстетического воспитания: представление о культурном
многообразии своей страны и мира; осознание важности культуры как
воплощения ценностей общества и средства коммуникации; понимание
ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных
традиций и народного творчества; уважение к культуре своего и других
народов;

6. в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание
ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе — на основе
примеров из истории); представление об идеалах гармоничного физического и
духовного развития человека в исторических обществах (в античном мире,
эпоху Возрождения) и в современную эпоху;
7. в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории
значения трудовой деятельности людей как источника развития человека и
общества; представление о разнообразии существовавших в прошлом и
современных профессий; уважение к труду и результатам трудовой
деятельности человека; определение сферы профессионально-ориентированных
интересов, построение индивидуальной траектории образования и жизненных
планов;
8. в сфере экологического воспитания', осмысление исторического опыта
взаимодействия людей с природной средой; осознание глобального характера
экологических проблем современного мира и необходимости защиты
окружающей среды; активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности
9. в сфере адаптации к
меняющимся
условиям
социальной и
природной среды: представления об изменениях природной и социальной
среды в истории, об опыте адаптации людей к новым жизненным условиям,
о значении совместной деятельности для конструктивного ответа на
природные и социальные вызовы
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым
можно определить, что цель достигнута;
- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:

- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
- распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
- использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения
со стороны других участников и ресурсные ограничения;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми
(как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров
для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а
не личных симпатий;
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и
т.д.);
- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Курс «Всеобщая история» 10 класс

Темы курса
1.Мир накануне и в годы
Первой мировой войны

2. Межвоенный период (19181939)

Ученик научится

Ученик получит
возможность научиться

1.знать основные даты и
периоды истории 1914-1918,
2.определять
последовательность и
длительность исторических
событий,
3. характеризовать место,
обстоятельство и результаты
исторических событий,
4. работать с хронологическими
таблицами, картами и схемами

1.проводить отбор
необходимой информации,
2.характеризовать
современные версии и
трактовки важнейших
событий всемирной истории,
3.
представлять историческую
информацию в виде схем,
таблиц,
4.заполнять контурную карту,
5. обосновывать собственную
точку зрения и приводить
аргументы в ее защиту
1.демонстрировать умение
сравнивать и обобщать
исторические события,
2.
проводить отбор
необходимой информации,
3.понимать и объяснять
объективную и субъективную
обусловленность реформ и
контрреформ.

1.знать основные даты и
периоды всеобщей истории
1918-1939,
2.определять
последовательность и
длительность исторических
событий,
3. характеризовать место,
обстоятельство и результаты
исторических событий,
4.работать с историческими
документами,
5.владеть основной
современной терминологией,
6.оценивать роль личности в
истории
Курс «Всеобщая история» 11 класс
1. Вторая мировая война
1.знать основные даты и
1.проводить отбор
периоды Второй мировой
необходимой информации,
войны,
2.характеризовать
2.определять
современные версии и
последовательность
трактовки важнейших
исторических событий,
событий всемирной истории,
3 .характеризовать место,
3. представлять историческую
обстоятельство и результаты
информацию в виде схем,
исторических событий,
таблиц,
4. работать с историческими
4.заполнять контурную карту,
документами работать с
5. обосновывать собственную
хронологическими таблицами, точку зрения и приводить
картами и схемами
аргументы в ее защиту.
2. Соревнование социальных
1.знать основные даты и
1.проводить отбор
необходимой информации,
систем
периоды истории1945-2000г,
2.определять
2.
характеризовать
последовательность и
современные версии и
длительность исторических
трактовки важнейших
событий,
событий всемирной истории,
3 .характеризовать место,
3. владеть элементами
обстоятельство и результаты
проектной деятельности
исторических событий,
4. демонстрировать умение
сравнивать и обобщать
4.работать самостоятельно с

3. Современный мир

1. Россия в годы
«великих потрясений»

2. Советский союз в 19201930г

историческими документами,
исторические события,
5.владеть основной
5. проводить отбор
современной терминологией,
необходимой информации,
б.оценивать роль личности в
6.понимать и объяснять
истории,
объективную и субъективную
7. работать с
обусловленность реформ и
систематическими таблицами
контрреформ.
картами , схемами
8. работать с историческими
документами,
9.
владеть основной
современной терминологией,
Ю.оценивать роль личности в
истории
1.характеризовать место,
1.проводить отбор
обстоятельство и результаты
необходимой информации из
исторических событий,
различных источников
2.работать с хронологическими
таблицами, картами и схемами,
3.
критически анализировать
информацию,
4.
составлять описание
исторических объектов и
памятников на основе
различных источников
Курс «История России» 10 класс
1.рассматривать историю
1.демонстрировать умения
России как неотъемлемую
сравнивать и обобщать
часть мирового исторического 2. характеризовать
процесса,
современные версии истории
2.знать даты и временные
Первой мировой войны и
периоды отечественной
Гражданской войны в России,
истории. 1914-1920г.
3. понимать обусловленность
3. работать с историческими
реформ и внешнеполитических
документами,
событий,
4.
критически анализировать4. заполнять контурную карту
информацию,
5. работать с хронологическими
таблицами, картами, схемами,
6.читать легенду исторической
карты.
7. получить представление об
идеологии и культуре периода
Гражданской войны
1.характеризовать причинноПроводить отбор
следственные связи событий,
необходимой информации по
произошедших в данный
заданию учителя
период.
2.характеризовать
современные версии и
2.
работать с таблицами.
3.
владеть понятиями «НЭП»,трактовки истории данного
периода,
« Великий перелом»,
« Индустриализация»,
3. понимать обусловленность
« Коллективизация»
реформ и событий 1920-1930г
4.оценивать роль личности
4. анализировать и оценивать
события в стране в
И.В. Сталина в истории
5.ориентироваться в
контексте мировой истории
дискуссионных вопросах

3. Великая Отечественная
война (1941-1945)

4. Апогей и кризис советской
системы (1945-1991)

5. Российская Федерация

данного периода истории
6. представлять культурное
пространство страны в данный
период времени.
7. понимать обусловленность
оценок внешнеполитических
событий 1020-1930г.
Курс «История России» 11 класс
1. самостоятельно проводить
1.рассматртвать историю
Великой Отечественной войны отбор необходимой
информации по заданной теме
как часть Второй мировой
2.понимать объективную и
войны
субъективную
2.знать даты и периоды ВОВ
3.
Характеризовать основныеобусловленность оценок
характера и значения
события ВОВ
событий ВОВ
4. использовать
3. Владеть элементами
статистическую информацию
проектной деятельности
по истории данного периода
5. работать с
хронологическими таблицами,
картами, схемами
б.оценивать роль личности в
истории
7.ориентироваться в
дискуссионных вопросах по
истории ВОВ
1.определять место и роль
1.демонстрировать умения
СССР в послевоенном мире
сравнивать и обобщать
2. определять
исторические события
последовательность событий
2. оценивать вклад СССР в
данного периода истории
сокровищницу мировой
3. Знать основные даты
культуры
событий данного периода
3.самостоятельно проводить
истории
отбор информации по
4. использовать различные
заданной теме
источники информации по
4. понимать объективность и
данному периоду.
субъективность событий
данного периода истории
5.
Уметь анализировать
исторически источники
6. работать с
хронологическими таблицами
7. оценивать роль личности в
истории
8. представлять культурное
наследие России в данный
период времени
9. ориентироваться в
дискуссионных вопросах о
событиях истории данного
периода
1.Знать основные даты и
1. Понимать роль России в
события данного периода
мировом сообществе
истории
2. проводить отбор
2.характеризовать участников,
информации на заданную тему
обстоятельства и результаты
из различных источников
исторических событий данного 3. понимать закономерность и
периода
объективность социальных

3.оценивать роль личности в
событиях 1991-2018г
4. представлять повседневную
и духовную жизнь общества в
к.20-н.21 века

реформ, проводимых в России
4. анализировать исторические
события в контексте мировой
истории
5. применять знания при
анализе современной политики
России

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
10 класс
Новейшая история
Мир накануне Первой мировой войны
Индустриальное
общество.
Либерализм,
консерватизм,
социалдемократия, анархизм. Рабочее и социалистическое движение. Профсоюзы.
Национализм. «Империализм». Колониальные и континентальные империи. Мировой
порядок перед Первой мировой войной. Антанта и Тройственный союз. Гаагские
конвенции и декларации. Гонка вооружений и милитаризация. Региональные
конфликты накануне Первой мировой войны. Причины Первой мировой войны.
Первая мировая война
Ситуация
на
Балканах.
Сараевское
убийство.
Нападение
Австро-Венгрии
на Сербию. Вступление в войну Германии, России, Франции, Великобритании,
Японии, Черногории, Бельгии. Цели войны. Планы сторон. «Бег к морю».
Сражение на Марне. Победа российской армии под Гумбиненом и поражение
под Танненбергом. Наступление в Галиции. Гельголанде. Вступление в войну Османской
империи. Вступление в войну Болгарии и Италии. Поражение Сербии. Четверной союз
(Центральные державы). Верден. Отступление российской армии. Сомма. Война в
Месопотамии.
Геноцид
в
Османской
империи.
Ютландское
сражение.
Вступление в войну Румынии. Брусиловский прорыв. Вступление в войну США.
Революция 1917 г. и выход из войны России. 14 пунктов В. Вильсона. Бои на
Западном фронте. Война в Азии. Капитуляция государств Четверного союза.
Политические, экономические, социальные и культурные последствия Первой мировой
войны.
Межвоенный период (1918-1939)
Революционная волна после Первой мировой войны.
Образование новых национальных государств. Ноябрьская революция в Германии.
Веймарская республика. Антиколониальные выступления в Азии и Северной Африке.
Образование Коминтерна. Версальско-вашингтонская система. Планы послевоенного
устройства мира. Парижская мирная конференция. Версальская система. Лига наций.
Генуэзская конференция 1922 г. Рапалльское соглашение и признание СССР.
Вашингтонская конференция. Смягчение Версальской системы. Планы Дауэса и Юнга.
Страны Запада в 1920-е гг. Реакция на «красную угрозу». Послевоенная стабилизация.
Экономический
бум.
Процветание.
Возникновение
массового
общества.
Либеральные политические режимы. Рост влияния социалистических партий и
профсоюзов. Авторитарные режимы в Европе. Б. Муссолини и идеи фашизма. Приход
фашистов к власти в Италии. Создание фашистского режима Фашистский режим в
Италии.
Политическое развитие стран Южной и Восточной Азии.
Китай после Синьхайской революции. Революция в Китае и Северный
поход. Режим Чан Кайши и гражданская война с коммунистами. Становление
демократических институтов и политической системы колониальной Индии. Индийский
национальный конгресс и М. Ганди.

Великая депрессия. Мировой экономический кризис. Преобразования Ф. Рузвельта в
США
Начало Великой депрессии. Причины Великой депрессии. Мировой экономический
кризис. Социально-политические последствия Великой депрессии. Закат либеральной
идеологии. Победа Ф Д. Рузвельта на выборах в США. «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта.
Кейнсианство. Государственное регулирование экономики. Другие стратегии выхода из
мирового экономического кризиса. Тоталитарные экономики.
Нарастание агрессии. Германский нацизм.
Нарастание агрессии в мире. Агрессия Японии против Китая в 1931 -1933
гг. НСДАП и А. Гитлер. «Пивной» путч. Приход нацистов к власти. Поджог
Рейхстага. «Ночь
длинных
ножей».
Нюрнбергские
законы.
Нацистская
диктатура в Германии. Подготовка Германии к войне.
«Народный фронт» и Гражданская война в Испании
VII Конгресс Коминтерна. Политика «Народного фронта». Революция в Испании. Победа
«Народного фронта» в Испании.. Политика «невмешательства». Советская помощь
Испании.
Политика «умиротворения» агрессора
Создание
оси
Берлин-Рим-Токио.
Оккупация
Рейнской
зоны.
Аншлюс
Австрии.
Судетский кризис. Мюнхенское соглашение и его последствия.
Присоединение Судетской области к Германии. Ликвидация независимости
Чехословакии. Японо-китайская война и советско-японские конфликты. Британскофранко-советские переговоры в Москве. Советско-германский договор о ненападении и
его
последствия.
Развитие культуры в первой трети XX в.
Основные направления в искусстве.
абстракционизм, реализм.

Модернизм,

авангардизм,

сюрреализм,

10 класс
История России
Россия в годы «великих потрясений». 1914-1921
Россия в Первой мировой войне
Россия и мир накануне Первой мировой войны. Вступление России в
войну. Геополитические и военно-стратегические планы командования. Боевые действия
на австро-германском и кавказском фронтах, взаимодействие с союзниками по Антанте.
Брусиловский прорыв и его значение. Массовый героизм. Людские потери. Плен. Тяготы
окопной жизни и изменения в настроениях солдат. Политизация и начало морального
разложения армии. Власть, экономика и общество в условиях войны. Милитаризация
экономики. Формирование военно-промышленных комитетов. Пропаганда патриотизма и
восприятие войны обществом. Введение государством карточной системы снабжения в
городе и разверстки в деревне.
Нарастание экономического кризиса и смена
общественных настроений: от патриотического подъема к усталости и отчаянию от
войны. Кадровая чехарда в правительстве. Взаимоотношения представительной и
исполнительной ветвей власти. «Прогрессивный блок» и его программа. Распутинщина и
десакрализация
власти. Политические
партии и война: оборонцы, интернационалисты и
«пораженцы». Влияние большевистской пропаганды. Возрастание роли армии в жизни
общества.
Великая российская революция 1917 г.
Российская
империя
накануне
революции.
Территория
и
население.
Объективные
и
субъективные
причины
обострения
экономического
и
политического
кризиса.
Война
как
революционизирующий
фактор.
Национальные
и
конфессиональные
проблемы.
Незавершенность
и
противоречия модернизации. Основные социальные слои, политические партии и их
лидеры накануне революции. Основные этапы и хронология революции 1917 г. Февраль март: восстание в Петрограде и падение монархии. Конец российской империи..
Формирование Временного правительства и программа его деятельности.
Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов и его декреты. Весна лето: «зыбкое равновесие» политических сил при росте влияния большевиков во главе с
В.И. Лениным. Июльский кризис и конец «двоевластия». Выступление Корнилова против
Временного правительства. 1 сентября 1917 г.: провозглашение России республикой. 25
октября (7 ноября по новому стилю): свержение Временного правительства и взятие
власти
большевиками («октябрьская
революция»). Создание коалиционного
правительства большевиков и левых эсеров. В.И. Ленин как политический деятель.
Первые революционные преобразования большевиков.
Диктатура
пролетариата
как
главное
условие
социалистических
преобразований.
Первые
мероприятия
большевиков
в
политической
и
экономической сферах. Борьба за армию. Декрет о мире и заключение
Брестского мира. Отказ новой власти от финансовых обязательств Российской империи.
Национализация промышленности. «Декрет о земле» и принципы наделения крестьян
землей. Отделение церкви от государства и школы от церкви.
Созыв и разгон Учредительного собрания
Слом старого и создание нового госаппарата Советы как форма власти.
Слабость центра и формирование «многовластия» на местах. ВЦИК Советов.

Совнарком. ВЧК по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Создание
Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) и территориальных совнархозов. Первая
Конституция России 1918 г.
Гражданская война и ее последствия
Установление советской власти в центре и на местах осенью 1917 весной 1918 г.. Начало формирования основных очагов сопротивления большевикам.
Восстание чехословацкого корпуса. Гражданская война как общенациональная
катастрофа. Человеческие потери. Причины, этапы и основные события Гражданской
войны. Военная интервенция. Палитра антибольшевистских сил: их характеристика и
взаимоотношения. Идеология Белого движения. Комуч, Директория, правительства А.В.
Колчака, А.И. Деникина и П.Н. Врангеля. Положение населения на территориях
антибольшевистских сил. Повстанчество в Гражданской войне. Будни села:«красные»
продотряды и «белые» реквизиции. Политика «военного коммунизма». Продразверстка,
принудительная трудовая повинность, сокращение роли денежных расчетов и
административное распределение товаров и услуг. «Главкизм». Разработка плана
ГОЭЛРО. Создание регулярной Красной Армии. Использование военспецов. Выступление
левых эсеров.Террор «красный» и «белый» и его масштабы. Убийство царской семьи.
Польско-советская война. Поражение армии Врангеля в Крыму. Причины победы Красной
Армии в Гражданской войне. Вопрос о земле. Декларация прав народов России и ее
значение. Последние отголоски Гражданской войны в регионах в конце 1921 -1922 гг.
Идеология
и культура
периода
Гражданской
войны и
«военного
коммунизма» «Несвоевременные мысли» М. Горького. Создание Государственной
комиссии по просвещению и Пролеткульта. Наглядная агитация и массовая
пропаганда
коммунистических
идей.
«Окна
сатиры
РОСТА».
План
монументальной пропаганды.
Национализация
театров
и
кинематографа.
Издание «Народной библиотеки». Пролетаризация вузов, организация рабфаков.
Антирелигиозная
пропаганда
и
секуляризация
жизни
общества.
Ликвидация сословных привилегий. Законодательное закрепление равноправия полов.
Повседневная жизнь и общественные настроения. Городской быт: бесплатный
транспорт, товары по карточкам, субботники и трудовые мобилизации. Деятельность
Трудовых армий. Комитеты бедноты и рост социальной напряженности в деревне.
Кустарные промыслы как средство выживания. Голод, «черный рынок» и спекуляция.
Проблема массовой детской беспризорности. Влияние военной обстановки на психологию
населения. Наш край в годы революции и Гражданской войны.
Советский Союз в 1920-1930-е гг. СССР в годы НЭПА. 1921-1928
Катастрофические
последствия
Первой
мировой
и
Гражданской
войн.
Демографическая ситуация в начале 1920-х гг. Экономическая разруха. Голод 1921 -1922
гг. и его преодоление. Реквизиция церковного имущества, сопротивление верующих и
преследование священнослужителей. Крестьянские восстания в Сибири, на Тамбовщине,
в Поволжье и др.
Кронштадтское восстание. Отказ большевиков от «военного
коммунизма» и переход к новой экономической политике (нэп). Использование рыночных
механизмов и товарно-денежных отношений для улучшения экономической ситуации.
Замена продразверстки в деревне единым продналогом. Иностранные концессии.
Стимулирование кооперации. Финансовая реформа 1922-1924 гг. Создание Госплана и
разработка годовых и пятилетних планов развития народного хозяйства. Попытки
внедрения научной организации труда (НОТ) на производстве. Учреждение в СССР
звания «Герой Труда» (1927 г., с 1938 г. - Герой Социалиалистического труда).
Предпосылки и значение образования СССР. Принятие Конституции СССР 1924 г.
национальном строительстве. Административно-территориальные реформы 1920-х гг.
Ликвидация небольшевистских партий и установление в СССР однопартийной

политической системы. Смерть В.И. Ленина и борьба за власть. В.И. Ленин в оценках
современников и историков.
Социальная
политика
большевиков.
Положение
рабочих
и
крестьян.

Советский Союз в 1929-1941 гг.
«Великий
перелом».
Перестройка
экономики
на
основе
командного
администрирования.
Форсированная
индустриализация:
региональная
и
национальная
специфика.
Создание рабочих
и
инженерных
кадров.
Социалистическое соревнование. Ударники и стахановцы. Ликвидация частной торговли
и предпринимательства. Кризис снабжения и введение карточной системы.
Коллективизация сельского хозяйства и ее трагические последствия. «Раскулачивание».
Сопротивление крестьян. Становление колхозного строя. Создание МТС. Национальные и
региональные особенности коллективизации. Голод в СССР в 1932-1933 гг. как следствие
коллективизации.
Крупнейшие
стройки
первых пятилеток
в
центре
и
национальных
республиках.
Днепрострой,
Горьковский
автозавод.
Сталинградский
и
Харьковский
тракторные
заводы,
Турксиб.
Строительство
Московского
метрополитена.
Создание
новых
отраслей
промышленности.
Иностранные
специалисты
и технологии
на
стройках
СССР. Милитаризация народного хозяйства, ускоренное развитие военной
промышленности. Результаты, цена и издержки модернизации. Превращение
СССР в аграрно-индустриальную державу. Ликвидация безработицы. Успехи и
противоречия
урбанизации.
Утверждение
«культа
личности»
Сталина..
Партийные органы как инструмент сталинской политики. Органы госбезопасности и их
роль в поддержании диктатуры. Ужесточение цензуры. Издание «Краткого курса истории
ВКП(б)» и усиление идеологического контроля над обществом. Введение паспортной
системы. Массовые политические репрессии 1937-1938 гг.
Советская
социальная
и
национальная
политика
1930-х
гг.
Пропаганда и реальные достижения. Конституция СССР 1936 г. Культурное пространство
советского общества в 1920-1930-е гг. Повседневная жизнь и общественные настроения в
годы нэпа. Повышение общего уровня жизни. Нэпманы и отношение к ним в обществе.
«Коммунистическое
чванство».
Падение трудовой дисциплины.
Разрушение
традиционной морали.
Отношение
к семье,
браку,
воспитанию детей.
Советские
обряды
и праздники.
Наступление
на
религию.
«Союз
воинствующих безбожников». Культура периода нэпа. Пролеткульт и нэпманская
культура. Борьба с безграмотностью. Сельские избы-читальни. Основные направления в
литературе (футуризм) и архитектуре (конструктивизм). Достижения в
области киноискусства. . Советский авангард. Создание национальной письменности и
смена
алфавитов.
Деятельность
Наркомпроса.
Рабфаки.
Культура
и
идеология. Академия
наук
и Коммунистическая
академия,
Институты красной профессуры. Создание «нового человека». Пропаганда
коллективистских ценностей.
Воспитание интернационализма и советского
патриотизма.
Общественный
энтузиазм
периода
первых
пятилеток.
Рабселькоры. Развитие спорта. Освоение Арктики. Рекорды летчиков. Эпопея
«челюскинцев». Престижность военной профессии и научно-инженерного труда.
Учреждение звания Герой Советского Союза (1934 г.) и первые награждения.
Культурная
революция.
От
обязательного
начального
образования к
массовой средней школе. Установление жесткого государственного контроля над
сферой литературы и искусства. Создание творческих союзов и их роль в пропаганде
советской культуры. Социалистический реализм как художественный метод. Литература
и кинематограф 1930-х годов. Культура русского зарубежья. Наука в 1930-е гг. Академия
наук СССР. Создание новых научных центров: ВАСХНИЛ, ФИАН, РНИИ и др.

Выдающиеся ученые и конструкторы гражданской и военной техники. Формирование
национальной интеллигенции. Общественные настроения. Повседневность 1930-х годов.
Жизнь в деревне. Трудодни. Единоличники. Личные подсобные хозяйства колхозников.
Внешняя политика СССР в
1920-1930-е годы. Внешняя политика:
от
курса на мировую революцию к концепции «построения социализма в одной
стране». Проблема «царских долгов». Договор в Рапалло. Выход СССР из
международной изоляции. «Военная тревога» 1927 г. Вступление СССР в Лигу Наций.
Возрастание угрозы мировой войны. Попытки организовать систему коллективной
безопасности в Европе. Советские добровольцы в Испании и Китае. Вооруженные
конфликты на озере Хасан, реке Халхин-Гол и ситуация на Дальнем Востоке в конце
1930-х гг. СССР накануне Великой Отечественной войны. Форсирование военного
производства
и
освоения
новой
техники.
Ужесточение
трудового
законодательства. Мюнхенский договор 1938 г. и угроза международной изоляции СССР.
Заключение договора о ненападении между СССР и Германией в 1939 г.
Включение в состав СССР Латвии, Литвы и Эстонии; Бессарабии, Северной
Буковины, Западной Украины и Западной Белоруссии. Катынская трагедия. «Зимняя
война» с Финляндией. Наш край в 1920-1930-е гг.

11 класс
Новейшая история
Вторая мировая война
Начало Второй мировой войны
Причины
Второй мировой
войны.Стратегические
планы
основных
воюющих сторон.
Блицкриг. «Странная война», «линия Мажино».
Разгром
Польши. Присоединение к СССР Западной Белоруссии и Западной Украины.
Советско-германский договор о дружбе и границе. Конец независимости стран
Балтии, присоединение Бессарабии и Северной Буковины к СССР. Советскофинляндская война и ее международные последствия. Захват Германией Дании и
Норвегии. Разгром Франции и ее союзников. Германо-британская борьба и захват
Балкан.
Битва
за
Британию.
Ростсоветско-германских противоречий.
Начало Великой Отечественной войны
и войны на
Тихом океане
Нападение Германии
на СССР. Нападение Японии на
США и его
причины.
Пёрл-Харбор.
Формирование
Антигитлеровской
коалиции
и
выработка основ стратегии союзников. Ленд-лиз. Планы Германии в отношении СССР.
План «Ост».
Коренной перелом в войне
Сталинградская
битва.
Курская
битва.
Война
в Северной
Африке.
Сражение
при
Эль-Аламейне.
Стратегические
бомбардировки
немецких
территорий. Высадка в Италии и падение режима Муссолини. Перелом в
войне на Тихом океане. Тегеранская конференция. «Большая тройка». Каирская
декларация. Роспуск Коминтерна.
Жизнь во время войны. Сопротивление оккупантам.
Условия жизни в СССР, Великобритании и Германии. «Новый порядок».
Нацистская
политика
геноцида,
холокоста.
Концентрационные
лагеря.
Принудительная трудовая миграция и насильственные переселения. Массовые расстрелы
военнопленных и гражданских лиц.. Движение Сопротивления и коллаборационизм.
Разгром Германии, Японии и их союзников
Открытие Второго фронта и наступление союзников. Освобождение стран Европы.
Попытка переворота в Германии 20 июля 1944 г. Бои в Арденнах. ВислоОдерская операция. Ялтинская конференция. Роль СССР в разгроме нацистской
Германии и освобождении Европы. Противоречия между союзниками по
Антигитлеровской коалиции. Разгром Германии и взятие Берлина. Капитуляция
Германии.
Наступление
союзников
против
Японии.
Атомные
бомбардировки
Хиросимы и Нагасаки. Вступление СССР в войну против Японии и разгром
Квантунской
армии.
Капитуляция
Японии.
Нюрнбергский
трибунал
и
Токийский процесс над военными преступниками Германии и Японии. Потсдамская
конференция.
Образование
ООН.
Цена
Второй
мировой
войны
для воюющих стран. Итоги войны.
Соревнование социальных систем
Начало «холодной войны»
Причины «холодной войны». План Маршалла. Доктрина Трумэна. Политика
сдерживания. «Народная демократия» и установление коммунистических режимов в
Восточной Европе. Раскол Германии. Коминформ. Советско-югославский конфликт..
Совет экономической взаимопомощи. НАТО. «Охота на ведьм» в США.

Гонка
вооружений.
Берлинский
и
Карибский
кризисы
Гонка
вооружений.
Испытания
атомного
и
термоядерного
оружия
в
СССР. Ослабление международной напряженности после смерти И. Сталина.
Нормализация
советско-югославских
отношений.
Организация
Варшавского
договора. Ракетно-космическое соперничество. Первый искусственный спутник Земли.
Первый полет человека в космос. «Доктрина Эйзенхауэра». Визит Н. Хрущева в США.
Ухудшение советско-американских отношений в 1960-1961 гг. Д. Кеннеди. Берлинский
кризис. Карибский кризис. Договор о запрещении ядерных испытаний в трех средах.
Дальний Восток в 40-70-е гг. Войны и революции. Гражданская война в Китае.
Образование КНР. Война в Корее.. Поражение США и их союзников в Индокитае.
Советско-китайский конфликт.
«Разрядка». Причины «разрядки». Визиты Р. Никсона в КНР и СССР. Договор ОСВ-1
и об ограничении ПРО. Новая восточная политика ФРГ. Хельсинкский акт.
Договор ОСВ-2. Ракетный кризис в Европе.
Ввод советских войск в
Афганистан. Возвращение к политике «холодной войны».
Западная Европа и Северная Америка в 50-80-е
годы XX века
«Общество
потребления».
Возникновение
Европейского
экономического
сообщества. Германское «экономическое чудо». Возникновение V республики во
Франции. Консервативная и трудовая Великобритания. Проблема прав человека. «Бурные
шестидесятые». Движение за гражданские права в США. Новые течения в обществе и
культуре.
Информационная
революция.
Энергетический
кризис.
Экологический
кризис и зеленое движение. Экономические кризисы 1970-х - начала 1980-х гг.
Демократизация стран Запада. Неоконсерватизм. Внутренняя политика Р. Рейгана.
Достижения и кризисы социалистического мира
«Реальный социализм». Волнения в ГДР в 1953 г. XX съезд КПСС.
Кризисы и восстания в Польше и Венгрии в 1956 г. «Пражская весна» 1968 г. и ее
подавление.
Движение
«Солидарность»
в
Польше.
Югославская
модель
социализма. Разрыв отношений Албании с СССР.
Строительство социализма в Китае. Мао Цзэдун и маоизм. «Культурная
революция». Рыночные реформы в Китае. Перестройка в СССР и «новое мышление».
Экономические и политические последствия реформ в Китае. Антикоммунистические
революции в Восточной Европе. Распад Варшавского договора, СЭВ и СССР. Воссоздание
независимых государств Балтии. Общие черты демократических преобразований.
Изменение политической карты мира. Распад Югославии и войны на Балканах. Агрессия
НАТО против Югославии.
Латинская Америка в 1950-1990-е гг.
Положение стран Латинской Америки в середине XX века. . Революция на Кубе.
Социалистические движения в Латинской Америке. Экономические успехи и неудачи
латиноамериканских стран. Диктатуры и демократизация в Южной Америке.
Страны Азии и Африки в 1940-1990-е гг.
Колониальное
общество.
Роль
итогов
войны
в
подъеме
антиколониальных движений в Тропической и Южной Африке. Крушение
колониальной системы и ее последствия. Выбор пути развития. Арабские страны и
возникновение государства Израиль. Антиимпериалистическое движение в Иране.
Суэцкий конфликт. Арабо-израильские войны и попытки урегулирования на Ближнем
Востоке. Палестинская проблема. Модернизация в Турции и Иране. Исламская
революция в Иране. Кризис в Персидском заливе и войны в Ираке.
Обретение независимости странами Южной Азии. Д. Неру и его
преобразования. Конфронтация между Индией и Пакистаном, Индией и КНР.

Реформы И. Ганди. Индия в конце XX в. Индонезия при Сукарно и Сухарто.
Страны Юго-Восточной Азии после войны в Индокитае.
Япония
после Второй мировой войны. Восстановление суверенитета
Японии.
Проблема
Курильских
островов.
Японское
экономическое
чудо.
Современный мир
Глобализация конца XX - начала XXI вв. Информационная революция,
Интернет. Экономические кризисы 1998 и 2008 гг. Успехи и трудности
интеграционных
процессов
в
Европе,
Евразии,
Тихоокеанском
и
Атлантическом регионах.
Изменение
системы международных отношений.
Модернизационные процессы в странах Азии. Рост влияния Китая на
международной арене. Демократический и левый повороты в Южной Америке.
Международный терроризм. Война в Ираке. «Цветные революции». «Арабская весна» и ее
последствия. Постсоветское пространство: политическое и социально-экономическое
развитие, интеграционные процессы, кризисы и военные конфликты. Россия в
современном мире.

История России
11 класс
Великая Отечественная война. 1941-1945
Вторжение Германии и ее сателлитов на территорию СССР. Первый
период войны (июнь 1941 —осень 1942). План «Барбаросса». Соотношение сил сторон на
22 июня 1941 г. Брестская крепость. Массовый героизм воинов - всех народов СССР.
Причины поражений Красной Армии на начальном этапе войны. Чрезвычайные меры
руководства
страны,
образование
Государственного
комитета
обороны.
И.В.
Сталин
Верховный
главнокомандующий. Роль партии в мобилизации сил на отпор врагу.
Создание
дивизий народного ополчения. Смоленское сражение. Начало блокады Ленинграда.
Оборона Одессы и Севастополя. Срыв гитлеровских планов «молниеносной войны».
Битва за Москву. Наступление гитлеровских войск: Москва на осадном
положении. Парад 7 ноября на Красной площади. Переход в контрнаступление и разгром
немецкой группировки под Москвой. Наступательные операции Красной Армии зимойвесной 1942 г. Неудача Ржевско-Вяземской операции. Битва за Воронеж. Итоги
Московской битвы. Блокада Ленинграда. Героизм и трагедия гражданского населения.
Эвакуация ленинградцев. «Дорога жизни».
Перестройка экономики на военный лад. Нацистский оккупационный режим.
«Генеральный план Ост». Массовые преступления гитлеровцев против советских граждан.
Начало массового сопротивления врагу. Восстания в нацистских лагерях. Развертывание
партизанского движения. Коренной перелом в ходе войны (осень 1942 - 1943 г.).
Сталинградская битва. Германское наступление весной-летом 1942 г. Поражение
советских войск в Крыму. Битва за Кавказ. Оборона Сталинграда. «Дом Павлова».
Окружение неприятельской группировки под Сталинградом и наступление на Ржевском
направлении. Разгром окруженных под Сталинградом гитлеровцев. Итоги и
значение победы Красной Армии под Сталинградом. Битва на Курской дуге.
Соотношение сил. Провал немецкого наступления. Танковые сражения под Прохоровкой
и Обоянью. Переход советских войск в наступление. Итоги и значение Курской битвы.
Битва за Днепр. Освобождение Левобережной Украины и форсирование Днепра.
Освобождение Киева. Итоги наступления Красной армии летом-осенью 1 943 г.
Прорыв блокады Ленинграда в январе 1943 г. Значение героического
сопротивления Ленинграда. Развертывание массового партизанского движения.
Антифашистское подполье в крупных городах. Человек и война: единство фронта и тыла.
«Всё для фронта, всё для победы!». Трудовой подвиг народа. Роль женщин и подростков
в промышленном и сельскохозяйственном производстве. Самоотверженный труд ученых.
Помощь населения фронту. Добровольные взносы в фонд обороны. Помощь
эвакуированным. Повседневность военного времени. Фронтовая повседневность. Боевое
братство. Женщины на войне. Повседневность в советском тылу. Военная
дисциплина на производстве. Карточная система и нормы снабжения в городах.
Положение в деревне. Культурное пространство войны. Песня «Священная война» призыв к сопротивлению врагу. Советские писатели, композиторы, художники, ученые в
условиях войны. Выступления фронтовых концертных бригад. Песенное творчество и
фольклор. Кино военных лет. Государство и церковь в годы войны. СССР и союзники.
Проблема второго фронта. Ленд-лиз. Тегеранская конференция 1943 г. Победа СССР в
Великой Отечественной войне. Окончание Второй мировой войны. Завершение
освобождения территории СССР. Освобождение правобережной Украины и Крыма.
Наступление советских войск в Белоруссии и Прибалтике. Боевые действия в Восточной
и Центральной Европе и освободительная миссия Красной Армии. Боевое содружество
советской армии и войск стран антигитлеровской коалиции. Встреча на Эльбе. Битва за

Берлин и окончание войны в Европе. Висло-Одерская операция. Капитуляция Германии.
Репатриация советских граждан в ходе войны и после ее окончания. Война и общество.
Военно-экономическое превосходство СССР над Германией в 1944-1945 гг.
Восстановление хозяйства в освобожденных районах. Начало советского «Атомного
проекта». Реэвакуация и нормализация повседневной жизни. ГУЛАГ. Депортация
«репрессированных народов». Антигитлеровская коалиция. Открытие Второго фронта в
Европе. Ялтинская конференция 1945 г.: основные решения и дискуссии. Обязательство
Советского Союза выступить против Японии. Потсдамская конференция. Судьба
послевоенной Германии. Политика денацификации, демилитаризации, демонополизации,
демократизации (четыре «Д»). Решение проблемы репараций. Советско-японская война
1945 г. Разгром Квантунской армии. Боевые действия в Маньчжурии, на Сахалине и
Курильских островах. Освобождение Курил. Ядерные бомбардировки японских городов
американской авиацией и их последствия. Создание ООН. Конференция в Сан-Франциско
в июне 1945 г. Устав ООН. Истоки «холодной войны». Нюрнбергский и Токийский
судебные процессы. Осуждение главных военных преступников. Итоги Великой
Отечественной и Второй мировой войны. Решающий вклад СССР в победу
антигитлеровской коалиции над фашизмом. Людские и материальные потери. Изменения
политической
карты
Европы.
Наш край в годы Великой Отечественной войны
Апогей и кризис советской системы. 1945-1991 гг.
«Поздний сталинизм» (1945-1953)
Влияние последствий
войны
на
советскую
систему
и
общество.
Послевоенные ожидания и настроения. Представления власти и народа о
послевоенном
развитии страны.
Ресурсы
и
приоритеты
восстановления.
Демилитаризация экономики и переориентация на выпуск гражданской продукции.
Восстановление индустриального потенциала страны. Сельское хозяйство и положение
деревни. Помощь не затронутых войной национальных республик в восстановлении
западных регионов СССР. Репарации, их размеры и значение для экономики. Советский
«атомный проект», его успехи и его значение. Начало гонки вооружений. Положение на
послевоенном потребительском рынке. Колхозный рынок. Государственная и
коммерческая торговля. Голод 1946-1947 гг. Денежная реформа и отмена карточной
системы (1947 г.). Сталин и его окружение. Ужесточение административно-командной
системы. Соперничество в верхних эшелонах власти. Усиление идеологического
контроля. Послевоенные репрессии. «Ленинградское дело». Борьба с «космополитизмом».
«Дело врачей». Дело Еврейского антифашистского комитета. Т.Д. Лысенко и
«лысенковщина».. Рост влияния СССР на международной арене. Первые шаги ООН.
Начало «холодной войны». «Доктрина Трумэна» и «План Маршалла». Формирование
биполярного мира. Советизация Восточной и Центральной Европы. Взаимоотношения со
странами «народной демократии». Создание Совета экономической взаимопомощи.
Конфликт с Югославией. Коминформбюро. Организация Североатлантического договора
(НАТО). Создание Организации Варшавского договора. Война в Корее.
И.В. Сталин в оценках современников и историков.
«Оттепель»: середина 1950-х - первая половина 1960-х. Смерть Сталина и
настроения в обществе. Смена политического курса. Борьба за власть в советском
руководстве. Переход политического лидерства к Н.С. Хрущеву. Первые признаки
наступления «оттепели» в политике, экономике, культурной сфере. Начало критики
сталинизма. XX съезд КПСС и разоблачение «культа личности» Сталина. Реакция на
доклад Хрущева в стране и мире. Частичная десталинизация: содержание и противоречия.

Внутрипартийная демократизация.
Начало реабилитации жертв массовых
политических репрессий
и смягчение политической
цензуры.
Возвращение
депортированных народов. Особенности национальной политики. Попытка отстранения
Н.С. Хрущева от власти в 1957 г. «Антипартийная группа». Утверждение единоличной
власти Хрущева.
Культурное
пространство
и
повседневная
жизнь.
Изменение
общественной
атмосферы.
«Шестидесятники».
Литература,
кинематограф,
театр, живопись: новые тенденции. Поэтические вечера в Политехническом
музее. Образование и наука. Приоткрытие «железного занавеса». Всемирный фестиваль
молодежи и студентов 1957 г. Популярные формы досуга. Развитие внутреннего и
международного туризма. Учреждение Московского кинофестиваля. Роль телевидения в
жизни общества. Хрущев и интеллигенция. Антирелигиозные кампании. Гонения на
церковь. Диссиденты. Самиздат и «тамиздат».
Социально-экономическое
развитие.
Экономическое
развитие
СССР.
«Догнать
и
перегнать Америку».
Попытки
решения
продовольственной
проблемы.
Освоение целинных земель.
Научно-техническая
революция
в
СССР. Перемены в научно-технической политике. Военный и гражданский
секторы
экономики. Создание
ракетно-ядерного
щита.
Начало
освоения
космоса. Запуск первого спутника Земли. Исторические полеты Ю.А. Гагарина и первой в
мире женщины-космонавта В.В. Терешковой. Первые советские ЭВМ. Появление
гражданской реактивной авиации. Влияние НТР на перемены в повседневной жизни
людей. Реформы в промышленности. Переход от отраслевой системы управления к
совнархозам. Расширение прав союзных республик. Изменения в социальной и
профессиональной структуре советского общества к началу 1960-х гг. Преобладание
горожан над сельским населением. Положение и проблемы рабочего класса, колхозного
крестьянства и интеллигенции. XXII Съезд КПСС и программа построения коммунизма
в СССР. Воспитание «нового человека». Бригады коммунистического труда.
Общественные формы управления. Социальные программы. Реформа системы
образования. Движение к «государству благосостояния»: мировой тренд и специфика
советского «социального государства». Общественные фонды потребления. Пенсионная
реформа. Массовое жилищное строительство. «Хрущевки». Рост доходов населения и
дефицит товаров народного потребления. Внешняя политика. Новый курс советской
внешней политики: от конфронтации к диалогу. Поиски нового международного имиджа
страны. СССР и страны Запада. Международные военно-политические кризисы, позиция
СССР и стратегия ядерного сдерживания (Суэцкий кризис 1956 г., Берлинский кризис
1961 г., Карибский кризис 1962 г.).
СССР и мировая социалистическая система. Венгерские события 1956 г. Распад
колониальных систем и борьба за влияние в «третьем мире». Конец
«оттепели». Нарастание негативных тенденций в обществе. Кризис доверия
власти. Новочеркасские события. Смещение Н.С. Хрущева и приход к власти
Л.И. Брежнева. Оценка Хрущева и его реформ современниками и историками.
Наш край в 1953-1964г.
Советское общество в середине 1960-х - начале 1980-х.
Приход к власти Л.И. Брежнева: его окружение и смена политического
курса. Поиски идеологических ориентиров. Десталинизация и ресталинизация.
Экономические реформы 1960-х гг. Новые ориентиры аграрной политики. «Косыгинская
реформа». Конституция СССР 1977 г. Концепция «развитого социализма». Попытки
изменения вектора социальной политики. Уровень жизни: достижения и проблемы.
Нарастание застойных тенденций в экономике и кризис идеологии. Рост теневой
экономики. Ведомственный монополизм. Замедление темпов развития. Исчерпание
потенциала экстенсивной индустриальной модели. Новые попытки реформирования

экономики. Рост масштабов и роли ВПК. Трудности развития агропромышленного
комплекса. Советские научные и технические приоритеты. МГУ им М.В. Ломоносова.
Академия наук СССР. Новосибирский Академгородок. Замедление научно- технического
прогресса в СССР. Отставание от Запада в производительности труда. «Лунная гонка» с
США. Успехи в математике. Создание топливно- энергетического комплекса (ТЭК).
Культурное пространство и повседневная жизнь.
Повседневность в
городе и в деревне. Рост социальной мобильности. Миграция населения в
крупные города и проблема «неперспективных деревень». Популярные формы досуга
населения. Уровень жизни разных социальных слоев. Идейная
и
духовная
жизнь
советского общества. Развитие физкультуры и спорта в СССР. Олимпийские игры 1980 г.
в Москве. Литература и искусство: поиски новых путей. Авторское кино. Авангардное
искусство. Неформалы (КСП, движение КВН и др.). Диссидентский вызов. Первые
правозащитные выступления. А.Д. Сахаров и А.И. Солженицын. Религиозные искания.
Национальные движения. Борьба с инакомыслием. Судебные процессы. Цензура и
самиздат
Внешняя политика. Новые вызовы внешнего мира. Между разрядкой и
конфронтацией.
Возрастание
международной
напряженности.
«Холодная
война» и мировые конфликты. «Доктрина Брежнева». «Пражская весна» и снижение
международного авторитета СССР. Конфликт с Китаем. Достижение военно­
стратегического
паритета
с
США.
Политика
«разрядки».
Сотрудничество
с США
в области
освоения
космоса.
Совещание
по
безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в Хельсинки. Ввод войск в
Афганистан.
Л.И.
Брежнев
в
оценках
современников и
историков.
Наш край в 1964-1985 гг.
Политика «перестройки». Распад СССР (1985-1991).
Нарастание кризисных
явлений
в социально-экономической
и
идейно­
политической сферах. Резкое падение мировых цен на нефть и его негативные
последствия для советской экономики. М.С. Горбачев и его окружение: курс на реформы.
Антиалкогольная кампания 1985 г. и ее противоречивые результаты. Чернобыльская
трагедия. Реформы в экономике, в политической и государственной сферах. Законы о
госпредприятии и об индивидуальной трудовой деятельности. Появление коммерческих
банков. Принятие закона о приватизации государственных предприятий. Политизация
жизни
и
подъем
гражданской
активности
населения.
Массовые
митинги,
собрания.
Либерализация цензуры.
Общественные
настроения и
дискуссии
в обществе.
Отказ от догматизма в идеологии.
Концепция
социализма «с человеческим лицом». Вторая волна десталинизации. История
страны как фактор политической жизни. Отношение к войне в Афганистане
Неформальные
политические
объединения.
«Новое
мышление»
Горбачева.
Отказ от идеологической конфронтации двух систем и провозглашение
руководством СССР приоритета общечеловеческих ценностей над классовым
подходом. Изменения в советской внешней политике. Односторонние уступки Западу.
Роспуск СЭВ и организации Варшавского договора. Объединение Германии. Начало
вывода советских войск из Центральной и Восточной Европы. Завершение «холодной
войны». Отношение к М.С. Горбачеву и его внешнеполитическим инициативам внутри
СССР и в мире. Демократизация советской политической системы. XIX конференция
КПСС и ее решения. Альтернативные выборы народных депутатов. Съезды народных
депутатов - высший орган государственной власти. Первый съезд народных депутатов
СССР и его значение. Последний этап «перестройки»: 1990-1991 гг. Отмена 6-й статьи
Конституции СССР о руководящей роли КПСС. Становление многопартийности. Кризис в
КПСС и создание Коммунистической партии РСФСР. Первый съезд народных депутатов
РСФСР и его решения. Б.Н. Ельцин — единый лидер демократических сил.

Противостояние союзной (Горбачев) и российской (Ельцин) власти. Введение поста
президента и избрание М.С. Горбачева Президентом СССР. Учреждение в РСФСР
Конституционного
суда
и
складывание
системы
разделения
властей.
Дестабилизирующая роль «войны законов» (союзного и республиканского
законодательства).
Углубление
политического
кризиса.
Усиление
центробежных
тенденций
и
угрозы
распада
СССР.
Провозглашение независимости Литвой, Эстонией и Латвией. Ситуация на
Северном Кавказе. Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Дискуссии о
путях обновлении Союза ССР. План «автономизации» — предоставления автономиям
статуса союзных республик. Ново-Огаревский процесс и попытки подписания нового
Союзного договора. «Парад суверенитетов». Референдум о сохранении СССР и введении
поста президента РСФСР. Избрание Б.Н. Ельцина президентом РСФСР. Превращение
экономического кризиса в стране в ведущий политический фактор. Разработка союзным и
российским руководством программ перехода к рыночной экономике. Радикализация
общественных настроений. Забастовочное движение. Новый этап в государственно­
конфессиональных отношениях.
Августовский политический кризис 1991 г. Планы ГКЧП и защитники
Белого дома. Победа Ельцина. Ослабление союзной власти и влияния
Горбачева. Распад КПСС. Ликвидация союзного правительства и центральных органов
управления, включая КГБ СССР. Референдум о независимости Украины. Оформление
фактического распада СССР и создание СНГ (Беловежское и Алма-Атинское
соглашения). Реакция мирового сообщества на распад СССР. Решение проблемы
советского ядерного оружия. Россия как преемник СССР на международной арене.
Горбачев, Ельцин и «перестройка» в общественном сознании. М.С. Горбачев в оценках
современников и историков. Наш край в 1985-1991 гг.
Российская Федерация в 1992-2012 гг.
Становление новой России (1992-1999). Б.Н. Ельцин и его окружение.
Общественная поддержка курса реформ. Взаимодействие ветвей власти на первом этапе
преобразований. Предоставление Б.Н. Ельцину дополнительных полномочий для
успешного
проведения реформ. Правительство реформаторов во главе с Е.Т. Гайдаром. Начало
радикальных экономических преобразований. Либерализация цен. «Шоковая терапия».
Ваучерная приватизация. Долларизация экономики. Гиперинфляция, рост цен и падение
жизненного уровня населения. Безработица. «Черный» рынок и криминализация жизни.
Рост недовольства граждан первыми результатами экономических реформ.
Особенности
осуществления реформ в регионах России.
От сотрудничества к противостоянию исполнительной и законодательной власти в
1992-1993 гг. Решение Конституционного суда РФ по «делу КПСС». Нарастание
политико-конституционного кризиса в условиях ухудшения экономической ситуации.
Апрельский референдум 1993 г. - попытка правового разрешения политического кризиса.
Указ Б.Н. Ельцина № 1400 и его оценка Конституционным судом. Возможность мирного
выхода из политического кризиса. «Нулевой вариант». Позиция регионов. Посреднические
усилия Русской православной церкви. Трагические события осени 1993 г. в Москве.
Обстрел Белого дома. Последующее решение об амнистии участников октябрьских
событий 1993 г. Всенародное голосование (плебисцит) по проекту Конституции России
1993 года. Ликвидация Советов и создание новой системы государственного устройства.
Принятие Конституции России 1993 года и ее значение. Полномочия президента как
главы государства и гаранта Конституции. Становление российского парламентаризма.

Разделение властей. Проблемы построения федеративного государства. Утверждение
государственной символики.
Итоги
радикальных
преобразований
1992-1993
гг.
Обострение
межнациональных
и
межконфессиональных
отношений
в
1990-е
гг.
Подписание Федеративного договора (1992) и отдельных соглашений центра с
республиками.
Договор
с
Татарстаном
как
способ
восстановления
федеративных отношений с республикой и восстановления территориальной
целостности страны. Взаимоотношения Центра и субъектов Федерации. Опасность
исламского фундаментализма. Восстановление конституционного порядка в Чеченской
Республике. Корректировка курса реформ и попытки стабилизации экономики.
Финансовые пирамиды и залоговые аукционы. Вывод денежных активов из страны.
Дефолт 1998 г. и его последствия. Повседневная жизнь и общественные настроения
россиян в условиях реформ. Общественные настроения в зеркале социологических
исследований. Представления о либерализме и демократии. Проблемы формирования
гражданского общества. Свобода СМИ. Свобода предпринимательской деятельности.
Возможность выезда за рубеж. Безработица и деятельность профсоюзов. Кризис
образования
и науки. Социальная поляризация общества и смена ценностных ориентиров.
Новые
приоритеты внешней политики. Мировое признание новой России суверенным
государством. Россия - правопреемник СССР на международной арене. Значение
сохранения Россией статуса ядерной державы. Взаимоотношения с США и странами
Запада. Подписание Договора СНВ-2 (1993). Присоединение России к «большой
семерке». Усиление антизападных настроений как результат бомбежек Югославии и
расширения НАТО на Восток. Россия на постсоветском пространстве. СНГ и союз с
Белоруссией. Военно-политическое сотрудничество в рамках СНГ. Восточный вектор
российской внешней политики в 1990-е гг. Российская многопартийность и строительство
гражданского общества. Основные политические партии и движения 1990-х гг., их лидеры
и платформы. Кризис центральной власти. Президентские выборы 1996 г.
Политтехнологии.
«Семибанкирщина». «Олигархический» капитализм. Правительства В.С.
Черномырдина и Е.М. Примакова. Обострение ситуации на Северном Кавказе. Вторжение
террористических группировок с территории Чечни в Дагестан. Выборы в
Государственную Думу 1999 г. Добровольная отставка Б.Н. Ельцина. Б.Н. Ельцин в
оценках современников и историков. Наш край в 1992-1999 г.г.
Россия в 2000-е: вызовы времени и задачи модернизации
Политические и экономические приоритеты. Первое и второе президентства В.В. Путина.
Президентство Д.А. Медведева. Президентские выборы 2012 г. Избрание В.В. Путина
президентом. Государственная Дума. Многопартийность. Политические партии и
электорат. Федерализм и сепаратизм. Восстановление единого правового пространства
страны. Разграничение властных полномочий гражданское общество. Стратегия развития
страны. Экономическое развитие в 2000-е годы. Финансовое положение. Рыночная
экономика и монополии. Экономический подъем 1999-2007 гг. и кризис 2008 г. Структура
экономики, роль нефтегазового сектора и задачи инновационного развития. Сельское

хозяйство.
Россия в системе мировой рыночной экономики. Человек и общество в конце XX - начале
XXI в. Новый облик российского общества после распада СССР.
Социальная и профессиональная структура. Занятость и трудовая миграция.
Миграционная политика. Основные принципы и направления государственной
социальной
политики.
Реформы
здравоохранения.
Пенсионные
реформы.
Реформирование образования и науки и его результаты. Особенности развития

культуры. Демографическая статистика. Снижение средней продолжительности
жизни и тенденции депопуляции. Государственные программы демографического
возрождения России. Разработка семейной политики и меры по поощрению
рождаемости. Пропаганда спорта и здорового образа жизни. Олимпийские и
паралимпийские
зимние
игры
2014
г.
в
Сочи.
Повседневная жизнь. Качество, уровень жизни и размеры доходов разных слоев
населения. Общественные представления и ожидания в зеркале социологии. Постановка
государством вопроса о социальной ответственности бизнеса.
Модернизация бытовой сферы. Внешняя политика в конце XX - начале XXI в.
Внешнеполитический курс В.В. Путина. Постепенное восстановление лидирующих
позиций России в международных отношениях. Современная концепция российской
внешней политики в условиях многополярного мира. Участие в международной борьбе с
терроризмом и в урегулировании локальных конфликтов. Центробежные и партнерские
тенденции в СНГ. СНГ и ЕврАзЭС. Отношения с США и Евросоюзом. Вступление России
в Совет Европы.
Культура и наука России в конце XX - начале XXI в. Повышение
общественной
роли
СМИ
как «четвертой
власти».
Коммерциализация
культуры. Ведущие тенденции в развитии образования и науки.. Религиозные конфессии и
повышение их роли в жизни страны. Особенности развития современной художественной
культуры: литературы, киноискусства, театра, изобразительного искусства. Процессы
глобализации и массовая культура. Наш край в 2000-2012 гг.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование по истории для 10-11 классов составлено с учетом рабочей программы воспитания.
Воспитательный потенциал данного учебного предмета' обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания
обучающихся СОО:
• Создание благоприятных условий для приобретения опыта самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого
самовыражения и самореализации.
• Создание благоприятных условий для приобретения обучающимися опыта дел, направленных на пользу своему родному
городу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции.
• Овладение приемами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми в совместной
учебно-исследовательской и проектной деятельности.
• Развитие ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как
результату кропотливого, но увлекательного учебного труда.
• Формирование мотивации к труду, потребности к приобретению профессии, связанной с историей.
• Формирование уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину,
прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
• формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой
российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
• воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.

10 класс
№ п/п

Раздел, тема

Количество
часов

НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ 10 класс 25 час.)
I. Мир накануне и в годы Первой мировой
5
войны
1
2
3-4
5

6
7
8
9

10
11
12
13
14
15-16
17-18

Мир накануне Первой мировой войны
«Новый империализм»
Первая мировая война
Урок обобщения и повторения по теме: «Мир
накануне и в годы Первой мировой войны»

1
1
2
1

II. Межвоеннный период (1918-1939)

17

Последствия войны
Версальско-вашингтонская система
Страны Запада и США в 1920е годы
Авторитарные режимы в Европе в 1920 е гг.
Венгрия. Польша. Румыния. Испания. Фашистский
режим в Италии.
Мировой экономический кризис (1929-1933)
«Новый курс США» Великобритания
Установление нацистской диктатуры в Германии
Борьба с
фашизмом.
Народные
фронты.
Гражданская война в Испании
Международные
отношения.
Политика
«умиротворения» агрессора
Восток и Латинская Америка в первой половине 20
века
Япония
в
первой
половине
20
века.
Мусульманские страны в первой половине 20 века.
Турция. Иран.

1
1
2
1

1
1
1
1
1
2
2

Оценочные
материалы

Дата проведения
урока
По плану

Основные
направления
воспитательной
деятельности

факт
1 -9

1 -9

19-20

21

22
23-24

Культура и искусство первой половины 20 века.
Формирование научной картины мира в Новейшее
время
Урок обобщения и повторения по теме:
«Межвоенный период»
Ш.Вторая мировая война
Причины и начало Второй войны
Вторая мировая война. Великая Отечественная
война Советского Союза. От нападения Германии
на СССР

2

1

3
1
2

ИСТОРИЯ РОССИИ 10 класс (45 час)
I. Россия в годы «великих потрясений»
14
25-26

27-28
29
30
31-32
33
34-36
37
38

39
40
41
42

1-9

Россия и мир накануне Первой мировой войны

2

Российская империя в Первой мировой войне
Февральская революция
Октябрьская революция
Первые преобразования большевиков
Политика «военного коммунизма»
Гражданская война. Гражданская война на
территории нашего края
Идеология и культура периода Гражданской войны
Урок обобщения и повторения «Россия в годы
великих потрясений»

2
1
1
2
1
3

II. Советский союз в 1920-1930-х годах

15

Переход к НЭПу
Экономика НЭПа
Образование СССР
Политическое развитие в 1920е годы

1
1
1
1

Контурная
карта
по
Гражданской
войне, Зачет по
теме
«Революция
1917 года»,
тесты по темам
уроков.

1 -9

Тесты по теме,
сообщения по
теме
«Культура»,
сообщения по

1 -9

1
1

43
44
45

46
47-48
49-50
51
52
53

54-55
56-57
58-59
60
61-62
63

64
65-66
67
68
69

Внешняя политика
Культурное пространство
«Великий перелом». Индустриализация

1
1
1

Коллективизация сельского хозяйства
Политическая система в 1930е годы
Культурное пространство в 30 е годы 20 века
СССР и мировое сообщество
Наш край в годы «великого перелома»
Урок обобщения и повторения «Советский Союз в
1920- 1930 гг»

1
2
2
1
1
1

Ш.Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг.

16

СССР накануне Великой Отечественной войны
Начало Великой Отечественной войны. Первый
период войны (22 июня 1941 - ноябрь 1942 г).
Поражения и победы 1942г. Предпосылки
коренного перелома.
Человек и война: единство фронта и тыла.
Второй период Великой Отечественной войны.
Коренной перелом (ноябрь - 1942 - 1943 г)
Третий период войны. Победа СССР в Великой
Отечественной войне. Окончание Второй мировой
войны.
Советская разведка и контрразведка в годы
Великой Отечественной войны.
Наш край в годы Великой Отечественной войны
Урок обобщения и повторения по теме: «Великая
Отечественная война 1941 - 1945 гг.»
Урок обобщения и повторения по курсу Истории
России 10 класс
Итоговый урок за курс Всеобщая история 10 класс

2
2
2
1
2
1

1
2
1
1
1

краеведению,
итоговая
диагностическая
работа

1-9

№ п/п

Раздел, тема

Количество
часов

В С Е О Б Щ А Я И СТО РИ Я 11 класс 27 час.)
15

1
2
3
4
5-6

7
8-9
10
11
12
13
14
15

I.
Международные отношения в 1945 - первой
половине 1950 - х гг.
Международные отношения в 1950 - 1980 -е гг.
Завершение эпохи индустриального общества. 1945
- 1970 - е гг.
Кризисы 1970 - 1980 - е гг. Становление
индустриального информационного общества
Экономическая
и
социальная
политика.
Неконсервативный поворот. Политика «третьего
пути»
Политическая борьба. Гражданское общество.
Социальные движения
Соединенные штаты Америки

Великобритания
Франция
Германия
Италия
Преобразования
и
революции
в
странах
Центральной и Восточной Европы
Урок обобщения и повторения по теме:
«Послевоенный мир»
II. П ути развития стран Азии, Аф рики и

17
18

Концепция исторического развития в Новейшее
время
Страны Азии и Африки. Деколонизация и выбор
путей развития.
Мусульманские страны. Турция. Иран. Египет.
Индонезия.

Д ата проведения
урока

П о плану

О сновны е
направления
воспитательной
деятельности

факт

1 -9

1
1
1
1
2

1
2
1
1
1
1
1
1
7

Л атинской Америки.

16

О ценочны е
материалы

1
1
1

1-9

19
20
21
22

23
24
25
26
27

Китай. Индия
Япония. Новые индустриальные страны.
Латинская Америка
Урок обобщения и повторения: «Пути развития
стран Азии, Африки и Латинской Америки»

1
1
1
1

III. Современный мир и новые вызовы 21 в.

5

Глобализация и новые вызовы 21 в
Международные отношения в конце 20 - начале 21
века.
Постсоветское
пространство:
политическое
развитие, интеграционные процессы и конфликты.
На пути к новой научной картине мира. Культура и
искусство во второй половине 20 - начало 21 в
Урок обобщения и закрепления по курсу Всеобщая
история.
Итоги 20 века. Проблемы мирового развития

1
1
1
1
1

ИСТОРИЯ РОССИИ 11 класс (41 час)
24
I. СССР 1945-1991гг.
1
2
3
4-5
6
7
8
9
10
11
12

Место и роль СССР в послевоенные годы
Восстановление и развитие экономики
Изменения в политической системе в послевоенные
годы
Идеология, наука и культура в послевоенные годы
Национальный вопрос и национальная политика и
послевоенный СССР
Внешняя политика СССР в условиях начала
«холодной войны»
Послевоенная жизнь
Смена политического курса
Экономическая и социальное развитие в середине
1950 -х - средине 1960 - х гг.
Культурное пространство и повседневная жизнь в
середине 1950-х середине 1960 - х гг.
Политика мирного сосуществования в 1950-х первой половине 1960 - х гг

1-9

1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1

1 -9

13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25

26
27
28
29
30
31
32
33
34

Политическое развитие в 1960 - х - середине 1980
- х гг.
Социально экономическое развитие страны в 1960х
середине 1980 гг
Национальная политика и национальные движения
в 1960 середине 1980 гг
Культурное пространство и повседневная жизнь во
второй половине 1960 х первой половине 1980 гг.
Политика разрядки международной напряженности
СССР и мир в начале 1980 - х гг
Социально - экономическое развитие СССР в 1985
- 1991 гг
Перемены в духовной сфере жизни в годы
перестройки
Реформа политической системы
Новое политическое мышление и перемены во
внешней политике
Национальная политика и подъем национальных
движений
Наш край в советский период
Урок обобщения и повторения СССР 1945 - 1991
гг

1

II. Российская Федерация в 1991 -2020 гг

16

Российская экономика на пути к рынку
Конституция России 1993 г
Политическое развитие Российской Федерации в
1990 -е гг.
Межнациональные отношения и национальная
политика в 1990 - е гг
Духовная жизнь страны в 1990 -е гг.
Геополитическое положение и внешняя политика в
1990 - е гг.
Политическая жизнь России в начале 21 в
Экономика России в начале 21 в
Повседневная и духовная жизнь

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

1-9

35
36
37
38-39
40
41

Внешняя политика России в начале 21 в__________
Россия в 2008 - 2011 гг________________________
Российская Федерация в 2012 - 2020гг___________
Проектная деятельность «Наш край в период 19912020гг.»_____________________________________
Урок обобщения и повторения по теме:
«Российская Федерация в 1991 -2020гг»_________
Итоговый урок по курсу История России_________


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».