Рабочая программа по учебному предмету География

Приложение № 5
к Основной образовательной программе
среднего общего образования
МБОУ «Махнёвская СОШ»
"

Рабочая программа
учебного предмета «География»
10-11 класс
/базовый уровень/

Планируемые результаты освоения
географии в 10-11 классе
Личностные результаты
Личностными результатами обучения географии в средней школе является форми­
рование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладаю­
щей системой современных мировоззренческой взглядов, ценностных ориентаций,
идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
1) Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уваже­
ния к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства географиче­
ского пространства России как единой среды проживания населяющих ее народов,
определяющей общность их исторических судеб; осознание своей этнической при­
надлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонацио­
нального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед
Родиной.
2) Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траекто­
рии образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных пред­
почтений с учетом устойчивых познавательных интересов;
3) Формирование личностных представлений о целостности природы, населения и
хозяйства Земли
4) Формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным
особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжела­
тельности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере
5) Осознание социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни
в группах и сообществах, участие в школьном самоуправлении и общественной
жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей
6) Развитие морального сознания и компетентности в решении нравственных чувств
и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам
7) Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно по­
лезной, учебно - исследовательской, творческой и других видов деятельности
В) Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоения правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуа­
циях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на
дорогах
9) Формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во
всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окру­
жающей среде и рационального природопользования
10) Осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной
жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи

11) Развитие эмоционально —ценностного отношения к природе, эстетического со­
знания через освоение художественного наследия народов России и мира, творче­
ской деятельности эстетического характера
Мета предметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные
учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, состав­
ляющими основу умения учиться.
Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулиро­
вать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мо­
тивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтер­
нативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои дей­
ствия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные воз­
можности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществле­
ния осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, делать обобщение, устанавливать аналогии, класси­
фицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умо­
заключение и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей ком­
муникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологиче­
ской контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.
Предметные результаты.
Выпускник на базовом уровне научится:
- понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем че­
ловечества;
- определять количественные и качественные характеристики географических объек­
тов, процессов, явлений с помощью измерений, наблюдений, исследований;
- составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражаю­
щие географические закономерности различных явлений и процессов, их территори­
альные взаимодействия;
- сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики

для выявления закономерностей социально-экономических, природных и
геоэкономических процессов и явлений;
- сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям;
- выявлять закономерности и тенденции развития социально-экономических и эколо­
гических процессов и явлений на основе картографических и статистических источ­
ников информации;
- раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и про­
цессов;
- выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситу­
аций;
- описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздей­
ствий;
- решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для
жизни человека;
- оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах
и регионах мира;
- объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира, регио­
нов, стран и их частей;
- характеризовать географию рынка труда;
- рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и миграции
населения стран, регионов мира;
- анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяй­
ства отдельных стран и регионов мира;
- характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов
мира;
- приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда;
- определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития,
используя показатель внутреннего валового продукта;
- оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных источ­
ников информации в современных условиях функционирования экономики;
- оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве;
- оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных финансовоэкономических и политических отношений;
- объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и разви­
тие мирового хозяйства.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
- характеризовать процессы, происходящие в географической среде; сравнивать про­
цессы между собой, делать выводы на основе сравнения;
- переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических
данных, чтения географических карт, работы с графиками и диаграммами;
- составлять географические описания населения, хозяйства и экологической обста­
новки отдельных стран и регионов мира;
- делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате изме­
нения их компонентов;
- выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы;

- давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям, протекающим в
географической оболочке;
- понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений, влияю­
щих на безопасность окружающей среды;
- оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы
в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
- раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе;
- прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием
международных отношений;
- оценивать социально-экономические последствия изменения современной полити­
ческой карты мира;
- оценивать геополитические риски, вызванные социально-экономическими и гео­
экологическими процессами, происходящими в мире;
- оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира;
- оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство;
- анализировать региональную политику отдельных стран и регионов;
- анализировать основные направления международных исследований малоизучен­
ных территорий;
- выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического поло­
жения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
- понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между государствен­
ной территорией и исключительной экономической зоной России;
- давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных
проблем человечества, освоения выпускниками основной школы программы по гео­
графии являются:
1) формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении пла­
неты человекам, о географических знаниях как компоненте научной картины мира,
об их необходимости для решения современных практических задач человечества и
своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального при­
родопользования;
2) формирование первичных навыков использования территориального подхода как
основы географического мышления для осознания своего места в целостном, много­
образном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
3) формирование представлений Земли как планеты людей в пространстве и во вре­
мени, об основных этапах ее географического освоения, особенностях природы,
жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблем на
разных материках и в отдельных странах;
4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и
инструментов для определения количественных и качественных характеристик ком­
понентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
5) овладение основами картографической грамотности и использования географиче­
ской карты как одного из «языков» международного общения;
6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации гео­
графической информации;
7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических
знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и
процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды,

адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в слу
чае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
8) формирование представлений об особенностях экологических проблем на различ
ных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически це­
лостного поведения в окружающей среде.

Содержание учебного предмета.
10 класс
(1ч. в неделю)
Введение(7*шс) Положение географии в системе наук. Традиционные и новые ме­
тоды географических исследований. Географическая карта - особый источник ин­
формации о действительности. Географическая номенклатура. Статистический метод
- один из основных в географии. Другие способы и формы получения географиче­
ской информации: экспедиции, стационарные наблюдения, камеральная обработка,
опыты, моделирование. Геоинформационные системы как средство получения, обра­
ботки и представления пространственно-координированных географических данных.
Общая характеристика мира (33 часа)
Тема 1. Политическая карта мира. (5 часов)
Современная политическая карта мира. Количественные и качественные изменения
на политической карте. Территория и границы. Этапы формирования политической
карты. Главные объекты политической карты мира. Место стран в современном
мире, их форма правления и государственное устройство. Типология стран
мира.
Тема 2. География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружа­
ющей среды. (6 часов)
Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Международный
характер проблемы «дестабилизация окружающей среды». Природные ресурсы
Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных
территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природ­
ных ресурсов Земли. Основные типы природопользования. Источники загрязнения
окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов приро­
допользования. Пути сохранения качества окружающей среды.
Тема 3. География населения мира. (7 часов)
Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран.
Воспроизводство и миграции населения. Их типы и виды. Структура населения (по­
ловая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по образовательному уровню).
Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира.
Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов
мира. Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы
и темпы урбанизации различных стран и регионов мира.
Тема 4. НТР и мировое хозяйство. (6 часов)
Понятие о НТР, её характерные черты и составные части. Мировое хозяйство. Меж­
дународное географическое разделение труда. Отраслевая и территориальная струк­
тура мирового хозяйства. Факторы размещения производительных сил.

Тема 5. География отраслей мирового хозяйства. (9 часов)
География важнейших отраслей: топливно-энергетическая промышленность, элек­
троэнергетика, горнодобывающая, металлургическая, машиностроение, химическая,
лесная и деревообрабатывающая, легкая. География сельского хозяйства и рыболов­
ства. География транспорта.
Международная специализация и кооперирование - интеграционные зоны, крупней­
шие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Отрасли международной спе­
циализации стран и регионов мира; определяющие их факторы.
Внешние экономические связи - научно-технические, производственное сотрудниче­
ство, создание свободных экономических зон (СЭЗ). Г еография мировых валютно­
финансовых отношений. Крупнейшие международные отраслевые и региональные
союзы. Международная торговля - основные направления и структура. Главные цен­
тры мировой торговли.
Практические работы
№1. Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран
мира».
№2. Характеристика политико-географического положения страны. Его изменение
во времени.
№3. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира (по выбору).
№4. Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира.
№5. Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производи­
тельных сил.
№6. Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей (по
выбору) промышленности мира.

Содержание учебного предмета.
11 класс
(1ч. в неделю)
Введение (1 час)
Тема 6. Регионы и страны мира. (22 часа)
Многообразие стран на политической карте мира. Различия стран современ­
ного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населе­
ния, особенностям ГП. Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся
страны (главные; высокоразвитые страны Западной Европы; страны переселенче­
ского типа; ключевые страны; страны внешне-ориентированного развития; НИС и
др. группы).
Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального деле­
ния мира. Особенности ГП, истории открытия и освоения, природно - ресурсного
потенциала, населения, хозяйства, проблем современного социально - экономиче­
ского развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латин­
ской Америки, Австралии.
Тема 7. Россия в современном мире. (3 часа)
Россия на современной политической карте мира. Изменение ГП России во
времени. Характеристика современных границ государства. Современное геополити­
ческое положение России.
Россия в МХ и МГРТ; география отраслей её международной специализации.
Характеристика современного этапа преобразований закрытой экономики про­
шлого в открытую экономику будущего. Россия в системе международных финан­
сово - экономических и политических отношений.
Особенности географии и структуры международной торговли. Крупнейшие
торговые партнёры страны. Структура внешнеторгового баланса. Основные формы
внешних экономических связей. Участие России в международных отраслевых и ре­
гиональных организациях. Россия и страны СНГ. Участи е России в Международных
социально - экономических и геоэкологических проектах.
Тема 8. Географические аспекты современных глобальных проблем человече­
ства. (8 часов)
Природа и цивилизация. Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимо­
связях. Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и
настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая про­
блемы как особо приоритетные, пути их решения. Проблема преодоления отсталости
развивающихся стран. Г еографические аспекты качества жизни населения. Роль гео­
графии в решении глобальных проблем человечества.
Геоэкология - фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфиче­
ские экологические проблемы разных регионов Земли.

Практические работы.
№ 1. Составление ЭГХ двух стран «большой семёрки».
№2. Классификация стран Зарубежной Азии
№ 3. Сравнение экономики трёх зон Китая: Западной, Центральной и Восточной.
№ 4. Составление картосхемы международных экономических связей Японии.
№ 5. Составление картосхемы международных экономических связей Австралии.
№ 6. Сравнение двух макрорегионов США.
№ 7. Составление программы освоения территории Канады.
№ 8 Сравнительная характеристика двух стран Латинской Америки.
№ 9. Составление картосхемы участия России в Международных организациях.
№ 10. Разработка проекта решения одной из глобальных проблем человечества.
Учебно-тематический план в 10 классе
№
п/п

Название темы

1
Введение
2
Современная политическая карта
3
География мировых природных ресурсов
4
Г еография населения мира
5
Научно-техническая революция и МХ
9
Г еография отраслей мирового хозяйства
10 Промежуточная аттестация
Итого:

Количе­
ство
часов

1
5
6
7
6
9
1
35

Количество, в том
числе
Практи­ Прове­
ческих
рочных
работ
работ
2
1
1
1
1
6

1
1
1
1
1
1
6

Учебно-тематический план в 11 классе
№
п/п

1
2
3

Название темы

Регионы и страны мира
Россия в современном мире
Географические аспекты современных
глобальных проблем человечества
4
Промежуточная аттестация
Итого:

Количе­
ство
часов

27
3
3
1
34

Количество, в том
числе
Практи­ Прове­
ческих
рочных
работ
работ
8
4
1
1
-

10

1
5

Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
10 класс
Кол-во
часов

№ п/п Тема урока
I. Территориальная организация мирового сообщества.
Мировое сообщество - общая картина мира
Политическая карта мира. Современная политическая карта и ее
1
изменения.
Характеристика
политико-географического
положения страны
2
Разнообразие стран мира. Практическая работа №1.
Классификация стран мира на основе анализа политической и
экономической карты мира.
Геополитика. «Горячие точки» на карте мира.
3
Зачет по теме «Политическая карта мира»
4
Население мира. Численность, воспроизводство, динамика
5
населения.
Размещение и плотность населения.
6
Состав и структура населения. Практическая работа № 2.
7
Определение состава и структуры населения на основе
статистических данных
Миграция населения. Практическая работа № 3 . Выявление и
8
характеристика основных направлений миграции населения
Закономерности расселения населения. Урбанизация. Выявление
9
основных закономерностей расселения на основе анализа
физической и тематических карт мира.
География рынка труда и занятости.
10
Зачет по теме «Население мира»
11
Раздел II. Человек и окружающая среда
Окружающая среда как геосистема. Взаимодействие человека и
12
природы.
Природные ресурсы и их виды. Минеральные ресурсы.
13
Ресурсообеспеченность стран и регионов мира. Практическая
14
работа №4. Оценка ресурсообеспеченности страны (региона,
человечества) основными видами ресурсов.
Земельные и лесные ресурсы.
15
Водные ресурсы. Ресурсы Мирового океана
16
Особо охраняемые природные территории и объекты
17
18

19

11

1

1
1
1
1
1

1
1

1
1
1
7
1
1

1
1
1

В сем ирного природного и культурного наследия

1

Геоэкология. Техногенные и иные изменения окружающей
среды. Пути решения экологических проблем Обобщение
пройденного материала
Раздел III. Территориальная организация мирового

1
16

20

21

22
23

24
25
26
27
28
29

30
31
32
33
34,35

сообщества. Мировое хозяйство.
Географическое
разделение
труда.
Отраслевая
и
территориальная структура мирового хозяйства. Практическая
работа №5 .Определение международной специализации
крупнейших стран и регионов мира.
География
основных
отраслей
производственной
и
непроизводственной
сфер.
Топливная
промышленность.
Электроэнергетика мира
Машиностроение
Черная и цветная металлургия. Практическая работа №6.
Составление экономико-географической характеристики одной
из отраслей промышленности
Химическая промышленность
Лесная и деревообрабатывающая промышленность
Легкая промышленность
Сельское хозяйство. Рыболовство
Транспорт. Практическая работа №7. Анализ грузооборота и
пассажиропотока по основным транспортным магистралям мира.
География непроизводственной сферы. Формирование научно
информационных, финансовых, торговых и рекреационных
центров
Международные отношения
Экономические интеграции. Важнейшие интеграционные союзы
мира.
Главные центры Мирового хозяйства (обобщение знаний)
Промежуточная аттестация
Обобщающее повторение по курсу
Итого:

1

1
1

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
2
35

11 класс

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
15
16
17
18
19
20
21
22

23
24
25

26
27
28

Тема урока
Раздел IV. Региональная география и страноведение
Общая ЭГХ Зарубежной Европы: состав, ПК, природно­
ресурсный потенциал.
Население. Хозяйство Зарубежной Европы
Промышленность Зарубежной Европы.
С/Х.транспорт. Наука и финансы, отдых и туризм, экологические
проблемы
Географический рисунок расселения и хозяйства
Субрегионы и страны. ФРГ. Практическая работа №1:
Составление ЭГХ страны (по выбору уч-ся).
Общая ЭГХ Зарубежной Азии.
Население Зарубежной Азии
Хозяйство Зарубежной Азии
Китай.
Япония: территория, границы, население
Хозяйство Японии на пути в 21 век
Индия - крупнейшая развивающая страна мира.
Комплексная характеристика Австралии и Океании
Общая ЭГХ Африки
Субрегионы: Северная Африка.
Тропическая Африка. ЮАР
Общая ЭГХ США.
Макрорегионы США,
Канада. Социально-экономическая характеристика.
Общая ЭГХ Латинской Америки.
Практическая работа№2:
Сравнительная характеристика
развивающихся стран Азии, Африки, Лат. Америки
ЭГХ Бразилии.
Обобщающее повторение
Итоговая контрольная работа за курс «Экономическая и
социальная география мира»
Раздел V. Россия в современном мире
Россия на политической карте мира и в мировом хозяйстве.
География экономических, политических, культурных и научных
связей России со странами мира.
Участие России в международных организациях. Россия и СНГ.
Раздел VI. Роль географии в решении глобальных проблем
человечества

Кол-во
часов
25
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
2

3
1
1
1
5

29
30

31

32
33,34

Географические аспекты глобальных проблем человечества:
мира и разоружения, экологическая, демографическая.
Географические аспекты глобальных проблем человечества:
энергетическая и сырьевая, продовольственная, использования
Мирового океана, освоения космоса. Практическая работа№3:
Разработка проекта решения одной из глобальных проблем
человечества
Роль географии в решении глобальных проблем современности.
Международное сотрудничество как инструмент решения
глобальных проблем.
Итоговый урок: Мир на рубеже 21 века. Новые модели
цивилизации
Обобщающее повторение по курсу
Итого:

1

1

1
1
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».