Приложение № 5 к Основной образовательной программе среднего общего образования МБОУ «Махнёвская СОШ» " Рабочая программа учебного предмета «География» 10-11 класс /базовый уровень/ Планируемые результаты освоения географии в 10-11 классе Личностные результаты Личностными результатами обучения географии в средней школе является форми рование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладаю щей системой современных мировоззренческой взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. Важнейшие личностные результаты обучения географии: 1) Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уваже ния к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства географиче ского пространства России как единой среды проживания населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание своей этнической при надлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонацио нального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной. 2) Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траекто рии образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных пред почтений с учетом устойчивых познавательных интересов; 3) Формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли 4) Формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжела тельности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере 5) Осознание социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей 6) Развитие морального сознания и компетентности в решении нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам 7) Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно по лезной, учебно - исследовательской, творческой и других видов деятельности В) Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоения правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуа циях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах 9) Формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окру жающей среде и рационального природопользования 10) Осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи 11) Развитие эмоционально —ценностного отношения к природе, эстетического со знания через освоение художественного наследия народов России и мира, творче ской деятельности эстетического характера Мета предметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, состав ляющими основу умения учиться. Важнейшие метапредметные результаты обучения географии: 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулиро вать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мо тивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтер нативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои дей ствия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные воз можности ее решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществле ния осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) умение определять понятия, делать обобщение, устанавливать аналогии, класси фицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умо заключение и делать выводы; 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8) смысловое чтение; 9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей ком муникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологиче ской контекстной речью; 11) формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ. Предметные результаты. Выпускник на базовом уровне научится: - понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем че ловечества; - определять количественные и качественные характеристики географических объек тов, процессов, явлений с помощью измерений, наблюдений, исследований; - составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражаю щие географические закономерности различных явлений и процессов, их территори альные взаимодействия; - сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для выявления закономерностей социально-экономических, природных и геоэкономических процессов и явлений; - сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям; - выявлять закономерности и тенденции развития социально-экономических и эколо гических процессов и явлений на основе картографических и статистических источ ников информации; - раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и про цессов; - выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; - выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситу аций; - описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздей ствий; - решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для жизни человека; - оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах и регионах мира; - объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира, регио нов, стран и их частей; - характеризовать географию рынка труда; - рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и миграции населения стран, регионов мира; - анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяй ства отдельных стран и регионов мира; - характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира; - приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда; - определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития, используя показатель внутреннего валового продукта; - оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных источ ников информации в современных условиях функционирования экономики; - оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве; - оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных финансовоэкономических и политических отношений; - объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и разви тие мирового хозяйства. Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: - характеризовать процессы, происходящие в географической среде; сравнивать про цессы между собой, делать выводы на основе сравнения; - переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических данных, чтения географических карт, работы с графиками и диаграммами; - составлять географические описания населения, хозяйства и экологической обста новки отдельных стран и регионов мира; - делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате изме нения их компонентов; - выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы; - давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям, протекающим в географической оболочке; - понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений, влияю щих на безопасность окружающей среды; - оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития; - раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе; - прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием международных отношений; - оценивать социально-экономические последствия изменения современной полити ческой карты мира; - оценивать геополитические риски, вызванные социально-экономическими и гео экологическими процессами, происходящими в мире; - оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира; - оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство; - анализировать региональную политику отдельных стран и регионов; - анализировать основные направления международных исследований малоизучен ных территорий; - выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического поло жения России, ее роль в международном географическом разделении труда; - понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между государствен ной территорией и исключительной экономической зоной России; - давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем человечества, освоения выпускниками основной школы программы по гео графии являются: 1) формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении пла неты человекам, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, об их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального при родопользования; 2) формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, много образном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем; 3) формирование представлений Земли как планеты людей в пространстве и во вре мени, об основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблем на разных материках и в отдельных странах; 4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик ком понентов географической среды, в том числе ее экологических параметров; 5) овладение основами картографической грамотности и использования географиче ской карты как одного из «языков» международного общения; 6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации гео графической информации; 7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в слу чае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; 8) формирование представлений об особенностях экологических проблем на различ ных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически це лостного поведения в окружающей среде. Содержание учебного предмета. 10 класс (1ч. в неделю) Введение(7*шс) Положение географии в системе наук. Традиционные и новые ме тоды географических исследований. Географическая карта - особый источник ин формации о действительности. Географическая номенклатура. Статистический метод - один из основных в географии. Другие способы и формы получения географиче ской информации: экспедиции, стационарные наблюдения, камеральная обработка, опыты, моделирование. Геоинформационные системы как средство получения, обра ботки и представления пространственно-координированных географических данных. Общая характеристика мира (33 часа) Тема 1. Политическая карта мира. (5 часов) Современная политическая карта мира. Количественные и качественные изменения на политической карте. Территория и границы. Этапы формирования политической карты. Главные объекты политической карты мира. Место стран в современном мире, их форма правления и государственное устройство. Типология стран мира. Тема 2. География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружа ющей среды. (6 часов) Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Международный характер проблемы «дестабилизация окружающей среды». Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природ ных ресурсов Земли. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов приро допользования. Пути сохранения качества окружающей среды. Тема 3. География населения мира. (7 часов) Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения. Их типы и виды. Структура населения (по ловая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по образовательному уровню). Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира. Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира. Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира. Тема 4. НТР и мировое хозяйство. (6 часов) Понятие о НТР, её характерные черты и составные части. Мировое хозяйство. Меж дународное географическое разделение труда. Отраслевая и территориальная струк тура мирового хозяйства. Факторы размещения производительных сил. Тема 5. География отраслей мирового хозяйства. (9 часов) География важнейших отраслей: топливно-энергетическая промышленность, элек троэнергетика, горнодобывающая, металлургическая, машиностроение, химическая, лесная и деревообрабатывающая, легкая. География сельского хозяйства и рыболов ства. География транспорта. Международная специализация и кооперирование - интеграционные зоны, крупней шие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Отрасли международной спе циализации стран и регионов мира; определяющие их факторы. Внешние экономические связи - научно-технические, производственное сотрудниче ство, создание свободных экономических зон (СЭЗ). Г еография мировых валютно финансовых отношений. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля - основные направления и структура. Главные цен тры мировой торговли. Практические работы №1. Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира». №2. Характеристика политико-географического положения страны. Его изменение во времени. №3. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира (по выбору). №4. Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира. №5. Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производи тельных сил. №6. Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей (по выбору) промышленности мира. Содержание учебного предмета. 11 класс (1ч. в неделю) Введение (1 час) Тема 6. Регионы и страны мира. (22 часа) Многообразие стран на политической карте мира. Различия стран современ ного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населе ния, особенностям ГП. Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные; высокоразвитые страны Западной Европы; страны переселенче ского типа; ключевые страны; страны внешне-ориентированного развития; НИС и др. группы). Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального деле ния мира. Особенности ГП, истории открытия и освоения, природно - ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем современного социально - экономиче ского развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латин ской Америки, Австралии. Тема 7. Россия в современном мире. (3 часа) Россия на современной политической карте мира. Изменение ГП России во времени. Характеристика современных границ государства. Современное геополити ческое положение России. Россия в МХ и МГРТ; география отраслей её международной специализации. Характеристика современного этапа преобразований закрытой экономики про шлого в открытую экономику будущего. Россия в системе международных финан сово - экономических и политических отношений. Особенности географии и структуры международной торговли. Крупнейшие торговые партнёры страны. Структура внешнеторгового баланса. Основные формы внешних экономических связей. Участие России в международных отраслевых и ре гиональных организациях. Россия и страны СНГ. Участи е России в Международных социально - экономических и геоэкологических проектах. Тема 8. Географические аспекты современных глобальных проблем человече ства. (8 часов) Природа и цивилизация. Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимо связях. Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая про блемы как особо приоритетные, пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Г еографические аспекты качества жизни населения. Роль гео графии в решении глобальных проблем человечества. Геоэкология - фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфиче ские экологические проблемы разных регионов Земли. Практические работы. № 1. Составление ЭГХ двух стран «большой семёрки». №2. Классификация стран Зарубежной Азии № 3. Сравнение экономики трёх зон Китая: Западной, Центральной и Восточной. № 4. Составление картосхемы международных экономических связей Японии. № 5. Составление картосхемы международных экономических связей Австралии. № 6. Сравнение двух макрорегионов США. № 7. Составление программы освоения территории Канады. № 8 Сравнительная характеристика двух стран Латинской Америки. № 9. Составление картосхемы участия России в Международных организациях. № 10. Разработка проекта решения одной из глобальных проблем человечества. Учебно-тематический план в 10 классе № п/п Название темы 1 Введение 2 Современная политическая карта 3 География мировых природных ресурсов 4 Г еография населения мира 5 Научно-техническая революция и МХ 9 Г еография отраслей мирового хозяйства 10 Промежуточная аттестация Итого: Количе ство часов 1 5 6 7 6 9 1 35 Количество, в том числе Практи Прове ческих рочных работ работ 2 1 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 6 Учебно-тематический план в 11 классе № п/п 1 2 3 Название темы Регионы и страны мира Россия в современном мире Географические аспекты современных глобальных проблем человечества 4 Промежуточная аттестация Итого: Количе ство часов 27 3 3 1 34 Количество, в том числе Практи Прове ческих рочных работ работ 8 4 1 1 - 10 1 5 Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 10 класс Кол-во часов № п/п Тема урока I. Территориальная организация мирового сообщества. Мировое сообщество - общая картина мира Политическая карта мира. Современная политическая карта и ее 1 изменения. Характеристика политико-географического положения страны 2 Разнообразие стран мира. Практическая работа №1. Классификация стран мира на основе анализа политической и экономической карты мира. Геополитика. «Горячие точки» на карте мира. 3 Зачет по теме «Политическая карта мира» 4 Население мира. Численность, воспроизводство, динамика 5 населения. Размещение и плотность населения. 6 Состав и структура населения. Практическая работа № 2. 7 Определение состава и структуры населения на основе статистических данных Миграция населения. Практическая работа № 3 . Выявление и 8 характеристика основных направлений миграции населения Закономерности расселения населения. Урбанизация. Выявление 9 основных закономерностей расселения на основе анализа физической и тематических карт мира. География рынка труда и занятости. 10 Зачет по теме «Население мира» 11 Раздел II. Человек и окружающая среда Окружающая среда как геосистема. Взаимодействие человека и 12 природы. Природные ресурсы и их виды. Минеральные ресурсы. 13 Ресурсообеспеченность стран и регионов мира. Практическая 14 работа №4. Оценка ресурсообеспеченности страны (региона, человечества) основными видами ресурсов. Земельные и лесные ресурсы. 15 Водные ресурсы. Ресурсы Мирового океана 16 Особо охраняемые природные территории и объекты 17 18 19 11 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 7 1 1 1 1 1 В сем ирного природного и культурного наследия 1 Геоэкология. Техногенные и иные изменения окружающей среды. Пути решения экологических проблем Обобщение пройденного материала Раздел III. Территориальная организация мирового 1 16 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34,35 сообщества. Мировое хозяйство. Географическое разделение труда. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. Практическая работа №5 .Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира. География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер. Топливная промышленность. Электроэнергетика мира Машиностроение Черная и цветная металлургия. Практическая работа №6. Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей промышленности Химическая промышленность Лесная и деревообрабатывающая промышленность Легкая промышленность Сельское хозяйство. Рыболовство Транспорт. Практическая работа №7. Анализ грузооборота и пассажиропотока по основным транспортным магистралям мира. География непроизводственной сферы. Формирование научно информационных, финансовых, торговых и рекреационных центров Международные отношения Экономические интеграции. Важнейшие интеграционные союзы мира. Главные центры Мирового хозяйства (обобщение знаний) Промежуточная аттестация Обобщающее повторение по курсу Итого: 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 35 11 класс 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 Тема урока Раздел IV. Региональная география и страноведение Общая ЭГХ Зарубежной Европы: состав, ПК, природно ресурсный потенциал. Население. Хозяйство Зарубежной Европы Промышленность Зарубежной Европы. С/Х.транспорт. Наука и финансы, отдых и туризм, экологические проблемы Географический рисунок расселения и хозяйства Субрегионы и страны. ФРГ. Практическая работа №1: Составление ЭГХ страны (по выбору уч-ся). Общая ЭГХ Зарубежной Азии. Население Зарубежной Азии Хозяйство Зарубежной Азии Китай. Япония: территория, границы, население Хозяйство Японии на пути в 21 век Индия - крупнейшая развивающая страна мира. Комплексная характеристика Австралии и Океании Общая ЭГХ Африки Субрегионы: Северная Африка. Тропическая Африка. ЮАР Общая ЭГХ США. Макрорегионы США, Канада. Социально-экономическая характеристика. Общая ЭГХ Латинской Америки. Практическая работа№2: Сравнительная характеристика развивающихся стран Азии, Африки, Лат. Америки ЭГХ Бразилии. Обобщающее повторение Итоговая контрольная работа за курс «Экономическая и социальная география мира» Раздел V. Россия в современном мире Россия на политической карте мира и в мировом хозяйстве. География экономических, политических, культурных и научных связей России со странами мира. Участие России в международных организациях. Россия и СНГ. Раздел VI. Роль географии в решении глобальных проблем человечества Кол-во часов 25 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 3 1 1 1 5 29 30 31 32 33,34 Географические аспекты глобальных проблем человечества: мира и разоружения, экологическая, демографическая. Географические аспекты глобальных проблем человечества: энергетическая и сырьевая, продовольственная, использования Мирового океана, освоения космоса. Практическая работа№3: Разработка проекта решения одной из глобальных проблем человечества Роль географии в решении глобальных проблем современности. Международное сотрудничество как инструмент решения глобальных проблем. Итоговый урок: Мир на рубеже 21 века. Новые модели цивилизации Обобщающее повторение по курсу Итого: 1 1 1 1 34