Приложение № 1 7 к Основной образовательной программе среднего общего образования МБОУ «Махнёвская СОШ» Рабочая программа учебного предмета «Английский язык» 10-11 класс /базовый уровень/ Планируемые результаты освоения учебного предмета в 10-11 классе В результате освоения основной образовательной программы среднего общего образования, учащиеся достигают личностных, метапредметных и предметных результатов. Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы среднего общего образования: Личностные результаты отражают, в том числе в части: 1. Гражданского воспитания которое включает: формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества; - развитие культуры межнационального общения; - формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; - воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; - развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; - развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности; - формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; - разработку и реализацию программ воспитания, способствующих правовой, социальной и культурной адаптации детей, в том числе детей из семей мигрантов. 2. Патриотическое воспитание предусматривает: - формирование российской гражданской идентичности; - формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания; - формирование умения ориентироваться в современных общественнополитических процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную выработку собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; - развитие уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества; развитие поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного туризма. 3. Духовно-нравственное воспитание осуществляется за счет: развития у учеников нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); - формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра; - развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; - содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов; - оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных. 4. Эстетическое воспитание предполагает: - приобщение к уникальному российскому культурному наследию, в том числе литературному, музыкальному, художественному, театральному и кинематографическому; - создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям; - воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации; - приобщение к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы; - популяризация российских культурных, нравственных и семейных ценностей; - сохранение, поддержки и развитие этнических культурных традиций и народного творчества. 5. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия включает: - формирование ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни; - формирование системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания; - развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек; 6. Трудовое воспитание реализуется посредством: - воспитания уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям; - формирования умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей; - развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий; - содействия профессиональному самоопределению, приобщения к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии. 7. Экологическое воспитание включает: - развитие экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; - воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии. 8. Ценности научного познания подразумевает: - содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержку научно-технического творчества детей; - создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества. Метапредметные результаты в данном курсе развиваются главным образом благодаря развивающему аспекту иноязычного образования. У учащихся будут развиты: 1) положительное отношение к предмету и мотивация к дальнейшему овладению иностранного языка: 2) языковые способности: к слуховой и зрительной дифференциации, к имитации, к догадке, смысловой антиципации, к выявлению языковых закономерностей, к выявлению главного и к логическому изложению; 3) универсальные учебные действия: регулятивн ые: самостоятельно ставить цели, планировать пути их достижения, умение выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; познавательные: • использовать знаково-символические средства представления информации для решения учебных и практических задач; • пользоваться логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по различным признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, • строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; • работать с прослушанным/прочитанным текстом: определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, устанавливать логическую последовательность основных фактов; • осуществлять информационный поиск; в том числе с помощью компьютерных средств; • выделять, обобщать и фиксировать нужную информацию; • осознанно строить свое высказывание в соответствии с поставленной коммуникативной задачей, а также в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка; • решать проблемы творческого и поискового характера; • самостоятельно работать, рационально организовывая свой труд в классе и дома; • контролировать и оценивать результаты своей деятельности; коммун икативные: готовность и способность осуществлять межкультурное общение на английском языке; - выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли в соответствии с задачами и условиями межкультурной коммуникации; - вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами английского языка; - адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; - спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое; - уметь обсуждать разные точки зрения и способствовать выработке общей (групповой) позиции; - уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом; - уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность); - уметь устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; - проявлять уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого; - уметь адекватно реагировать на нужды других; в частности, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности; специальные учебные умения: читать на английском языке с целью поиска конкретной информации; читать на английском языке с целью детального понимания содержания; читать на английском языке с целью понимания основного содержания; понимать английскую речь на слух с целью полного понимания содержания; понимать общее содержание воспринимаемой на слух информации на английском языке; понимать английскую речь на слух с целью извлечения конкретной информации; работать с лексическими таблицами; понимать отношения между словами и предложениями внутри текста; работать с функциональными опорами при овладении диалогической речью; кратко излагать содержание прочитанного или услышанного текста; догадываться о значении новых слов по словообразовательным элементам, контексту; иллюстрировать речь примерами, сопоставлять и противопоставлять факты; использовать речевые средства для объяснения причины, результата действия; использовать речевые средства для аргументации своей точки зрения; организовывать работу по выполнению и защите творческого проекта; работать с англо-русским словарем: находить значение многозначных слов, фразовых глаголов; пользоваться лингвострановедческим справочником; переводить с русского языка на английский и наоборот; использовать различные способы запоминания слов на иностранном языке; выполнять тесты в форматах “МиШр1е сйоюе”, Тгие/РаЬе/11п81:а1есГ, “Ма1сЫ倫, “РШ ш” и др. Учащимися будут достигнуты следующие предметные результаты: Выпускник на базовом уровне научится: Коммуникативные умения Говорение, диалогическая речь - Вести диалог/полилог в ситуациях неофициального общения в рамках изученной тематики; - при помощи разнообразных языковых средств без подготовки инициировать, поддерживать и заканчивать беседу на темы, включенные в раздел «Предметное содержание речи»; - выражать и аргументировать личную точку зрения; - запрашивать информацию и обмениваться информацией в пределах изученной тематики; - обращаться за разъяснениями, уточняя интересующую информацию. Говорение, монологическая речь - Формулировать несложные связные высказывания с использованием основных коммуникативных типов речи (описание, повествование, рассуждение, характеристика) в рамках тем, включенных в раздел «Предметное содержание речи»; - передавать основное содержание прочитанного / увиденного / услышанного; - давать краткие описания и/или комментарии с опорой на нелинейный текст (таблицы, графики); - строить высказывание на основе изображения с опорой или без опоры на ключевые слова/план/вопросы. Аудирование - Понимать основное содержание несложных аутентичных аудиотекстов различных стилей и жанров монологического и диалогического характера в рамках изученной тематики с четким нормативным произношением; - выборочное понимание запрашиваемой информации из несложных аутентичных аудиотекстов различных жанров монологического и диалогического характера в рамках изученной тематики, характеризующихся четким нормативным произношением. Чтение - Читать и понимать несложные аутентичные тексты различных стилей и жанров, используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое/просмотровое) в зависимости от коммуникативной задачи; - отделять в несложных аутентичных текстах различных стилей и жанров главную информацию от второстепенной, выявлять наиболее значимые факты. Письмо - Писать несложные связные тексты по изученной тематике; - писать личное (электронное) письмо, заполнять анкету, письменно излагать сведения о себе в форме, принятой в стране/странах изучаемого языка; - письменно выражать свою точку зрения в рамках тем, включенных в раздел «Предметное содержание речи», в форме рассуждения, приводя аргументы и примеры. Языковые навыки Орфография и пунктуация - Владеть орфографическими навыками в рамках тем, включенных в раздел «Предметное содержание речи»; - расставлять в тексте знаки препинания в соответствии с нормами пунктуации. Фонетическая сторона речи - Владеть слухопроизносительными навыками в рамках тем, включенных в раздел «Предметное содержание речи»; - владеть навыками ритмико-интонационного оформления речи в зависимости от коммуникативной ситуации. Лексическая сторона речи - Распознавать и употреблять в речи лексические единицы в рамках тем, включенных в раздел «Предметное содержание речи»; - распознавать и употреблять в речи наиболее распространенные фразовые глаголы; - определять принадлежность слов к частям речи по аффиксам; - догадываться о значении отдельных слов на основе сходства с родным языком, по словообразовательным элементам и контексту; - распознавать и употреблять различные средства связи в тексте для обеспечения его целостности (ЛгзЛу, 1о Ъещп хуДЬ, Ъохуеуег, аз 1ог т е , йпаПу, а1 1а51, е1с.). Грамматическая сторона речи - Оперировать в процессе устного и письменного общения основными синтактическими конструкциями в соответствии с коммуникативной задачей; - употреблять в речи различные коммуникативные типы предложений: утвердительные, вопросительные (общий, специальный, альтернативный, разделительный вопросы), отрицательные, побудительные (в утвердительной и отрицательной формах); - употреблять в речи распространенные и нераспространенные простые предложения, в том числе с несколькими обстоятельствами, следующими в определенном порядке (\Уе тоуеё 1о а пе\у Ьоизе 1аз1 уеаг); - употреблять в речи сложноподчиненные предложения с союзами и союзными словами хуЬа1, хуЬеп, хуЬу, \уЫсЬ, 1Ьа1, хуЬо, Л*, Ьесаизе, 1ЬаГз \уЬу, Лап, зо, 1ог, зтсе, ёипп§, зо 1Ьа1, ип1езз; - употреблять в речи сложносочиненные предложения с сочинительными союзами апё, Ъи1, ог; - употреблять в речи условные предложения реального (Сопс1Шопа11 —1ГI зее Л т, Г11 туДе Ы т 1о оиг зсЬоо1 раг!у) и нереального характера (СопёДюпа1 II - ИЛ \уеге уои, I хуоиШ з1аг11еагшп§ РгепсЬ); - употреблять в речи предложения с конструкцией I \У1зЬ (I уЛзЬ I йаё т у о\уп гоот); - употреблять в речи предложения с конструкцией зо/зисЬ (I ^аз зо Ьизу 1Ьа11 Пэг^о! 1о рЬопе т у рагеп1з); - употреблять в речи конструкции с герундием: 1о 1оуе / Ьа1е бо1п§ зоте1Ып§; з1ор 1а1к1п§; - употреблять в речи конструкции с инфинитивом: \уап1 1о ёо, 1еагп Ю зреак; - употреблять в речи инфинитив цели (I саИеё 1о сапсе1 оиг 1еззоп); - употреблять в речи конструкцию к 1акез т е ... 1о ёо зоте1:Ып§; - использовать косвенную речь; - использовать в речи глаголы в наиболее употребляемых временных формах: Ргезеп! 8нпр1е, Ргезеп! Сопйпиоиз, РиШге 81тр1е, Раз1 8йпр1е, Раз1 Сопёпиоиз, Ргезеп! Рег&с1, Ргезеп! Рег&с1 Сопёпиоиз, Раз! РегРес!;; - употреблять в речи страдательный залог в формах наиболее используемых времен: Ргезеп1: 8ппр1е, Ргезеп1 Сопётюиз, Раз! 8нпр1е, Ргезеп! РегГес!; - употреблять в речи различные грамматические средства для выражения будущего времени - 1о Ье §от§ 1о, РгезеЩ Сопёпиоиз; Ргезеп!: 8нпр1е; - употреблять в речи модальные глаголы и их эквиваленты (шау, сап/Ье аЫе 1о, шиз1УЬауе 1о/зЬоиШ; пееё, зЬа11, соиМ, \уоиМ); - согласовывать времена в рамках сложного предложения в плане настоящего и прошлого; - употреблять в речи имена существительные в единственном числе и во множественном числе, образованные по правилу, и исключения; - употреблять в речи определенный/неопределенный/нулевой артикль; - употреблять в речи личные, притяжательные, указательные, неопределенные, относительные, вопросительные местоимения; - употреблять в речи имена прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степенях, образованные по правилу, и исключения; - употреблять в речи наречия в положительной, сравнительной и превосходной степенях, а также наречия, выражающие количество (тапу / тисЬ, йем' / а йгш, НШе / а Нй1е) и наречия, выражающие время; - употреблять предлоги, выражающие направление движения, время и место действия. Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: Коммуникативные умения Говорение, диалогическая речь - Вести диалог/полилог в ситуациях официального общения в рамках изученной тематики; кратко комментировать точку зрения другого человека; проводить подготовленное интервью, проверяя и получая подтверждение какой-либо информации; - обмениваться информацией, проверять и подтверждать собранную фактическую информацию. Говорение, монологическая речь - Резюмировать прослушанный/прочитанный текст; - обобщать информацию на основе прочитанного/прослушанного текста. Аудирование - Полно и точно воспринимать информацию в распространенных коммуникативных ситуациях; - обобщать прослушанную информацию и выявлять факты в соответствии с поставленной задачей/вопросом. Чтение - Читать и понимать несложные аутентичные тексты различных стилей и жанров и отвечать на ряд уточняющих вопросов. Письмо - Писать краткий отзыв на фильм, книгу или пьесу. Языковые навыки Фонетическая сторона речи - Произносить звуки английского языка четко, естественным произношением, не допуская ярко выраженного акцента. Орфография и пунктуация - Владеть орфографическими навыками; - расставлять в тексте знаки препинания в соответствии с нормами пунктуации. Лексическая сторона речи - Использовать фразовые глаголы по широкому спектру тем, уместно употребляя их в соответствии со стилем речи; - узнавать и использовать в речи устойчивые выражения и фразы (со11оса!юпз). Грамматическая сторона речи - Использовать в речи модальные глаголы для выражения возможности или вероятности в прошедшем времени (соиМ + Ьауе ёопе; пй§Ь! + Ьауе ёопе); - употреблять в речи структуру Ьауе/§е! + зоте!Ып§ + Рагбс1р1е II (саизабуе & гт) как эквивалент страдательного залога; - употреблять в речи эмфатические конструкции типа 1!’з Ы т \уЬо... 16з б т е уои сНб зт!Ь; - употреблять в речи все формы страдательного залога; - употреблять в речи времена Раз! РегГес! и Раз! РегЬес! Сопбпиоиз; - употреблять в речи условные предложения нереального характера (СопсЬбопа1 3); - употреблять в речи структуру 1о Ъе/§е! + изеб 1о + уегЬ; - употреблять в речи структуру изеб 1о / шоиЫ + уегЬ для обозначения регулярных действий в прошлом; - употреблять в речи предложения с конструкциями аз ... аз; по! зо ... аз; ейЬег ... ог; пейЬег ... пог; использовать широкий спектр союзов для выражения противопоставления и различия в сложных предложениях. Содержание учебного предмета Базовый уровень Предметное содержание речи Повседневная жизнь Домашние обязанности. Покупки. Общение в семье и в школе. Семейные традиции. Общение с друзьями и знакомыми. Переписка с друзьями. Здоровье Посещение врача. Здоровый образ жизни. Спорт Активный отдых. Экстремальные виды спорта. Городская и сельская жизнь Особенности городской и сельской жизни в России и странах изучаемого языка. Городская инфраструктура. Сельское хозяйство. Научно-технический прогресс Прогресс в науке. Космос. Новые информационные технологии. Природа и экология Природные ресурсы. Возобновляемые источники энергии. Изменение климата и глобальное потепление. Знаменитые природные заповедники России и мира. Современная молодежь Увлечения и интересы. Связь с предыдущими поколениями. Образовательные поездки. Профессии Современные профессии. Планы на будущее, проблемы выбора профессии. Образование и профессии. Страны изучаемого языка Географическое положение, климат, население, крупные города, достопримечательности. Путешествие по своей стране и за рубежом. Праздники и знаменательные даты в России и странах изучаемого языка. Иностранные языки Изучение иностранных языков. Иностранные языки в профессиональной деятельности и для повседневного общения. Выдающиеся личности, повлиявшие на развитие культуры и науки России и стран изучаемого языка. Коммуникативные умения Г оворение Диалогическая речь Совершенствование диалогической речи в рамках изучаемого предметного содержания речи в ситуациях официального и неофициального общения. Умение без подготовки инициировать, поддерживать и заканчивать беседу на темы, включенные в раздел «Предметное содержание речи». Умение выражать и аргументировать личную точку зрения, давать оценку. Умение запрашивать информацию в пределах изученной тематики. Умение обращаться за разъяснениями и уточнять необходимую информацию. Типы текстов: интервью, обмен мнениями, дискуссия. Диалог/полилог в ситуациях официального общения, краткий комментарий точки зрения другого человека. Интервью. Обмен, проверка и подтверждение собранной фактической информации. Монологическая речь Совершенствование умения формулировать несложные связные высказывания в рамках тем, включенных в раздел «Предметное содержание речи». Использование основных коммуникативных типов речи (описание, повествование, рассуждение, характеристика). Умение передавать основное содержание текстов. Умение кратко высказываться с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы, расписание и т.п.). Умение описывать изображение без опоры и с опорой на ключевые слова/план/вопросы. Типы текстов: рассказ, описание, характеристика, сообщение, объявление, презентация. Умение предоставлять фактическую информацию. Аудирование Совершенствование умения понимать на слух основное содержание несложных аудио- и видеотекстов различных жанров (радио- и телепрограмм, записей, кинофильмов) монологического и диалогического характера с нормативным произношением в рамках изученной тематики. Выборочное понимание деталей несложных аудио- и видеотекстов различных жанров монологического и диалогического характера. Типы текстов: сообщение, объявление, интервью, тексты рекламных видеороликов. Полное и точное восприятие информации в распространенных коммуникативных ситуациях. Обобщение прослушанной информации. Чтение Совершенствование умений читать (вслух и про себя) и понимать простые аутентичные тексты различных стилей (публицистического, художественного, разговорного) и жанров (рассказов, газетных статей, рекламных объявлений, брошюр, проспектов). Использование различных видов чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое, просмотровое) в зависимости от коммуникативной задачи. Умение отделять в прочитанных текстах главную информацию от второстепенной, выявлять наиболее значимые факты, выражать свое отношение к прочитанному. Типы текстов: инструкции по использованию приборов/техники, каталог товаров, сообщение в газете/журнале, интервью, реклама товаров, выставочный буклет, публикации на информационных Интернет-сайтах. Умение читать и достаточно хорошо понимать простые аутентичные тексты различных стилей (публицистического, художественного, разговорного, научного, официально-делового) и жанров (рассказ, роман, статья научно-популярного характера, деловая переписка). Письмо Составление несложных связных текстов в рамках изученной тематики. Умение писать личное (электронное) письмо, заполнять анкету, письменно излагать сведения о себе. Умение описывать явления, события. Умение излагать факты, выражать свои суждения и чувства. Умение письменно выражать свою точку зрения в форме рассуждения, приводя аргументы и примеры. Типы текстов: личное (электронное) письмо, тезисы, эссе, план мероприятия, биография, презентация, заявление об участии. Написание отзыва на фильм или книгу. Умение письменно сообщать свое мнение по поводу фактической информации в рамках изученной тематики. Языковые навыки Орфография и пунктуация Умение расставлять в тексте знаки препинания в соответствии с нормами, принятыми в стране изучаемого языка. Владение орфографическими навыками. Фонетическая сторона речи Умение выражать модальные значения, чувства и эмоции с помощью интонации, в том числе интонации в общих, специальных и разделительных вопросах. Умение четко произносить отдельные фонемы, слова, словосочетания, предложения и связные тексты. Правильное произношение ударных и безударных слогов и слов в предложениях. Произношение звуков английского языка без выраженного акцента. Грамматическая сторона речи Распознавание и употребление в речи основных синтаксических конструкций в соответствии с коммуникативной задачей. Распознавание и употребление в речи коммуникативных типов предложений, как сложных (сложносочиненных, сложноподчиненных), так и простых. Распознавание и употребление в устной и письменной коммуникации различных частей речи. Употребление в речи эмфатических конструкций (например, „И'з Ы т \ уЬо !оок !Ье топеу”, “1!'з й т е уои 1а1кес1 1о Ьег”). Употребление в речи предложений с конструкциями ... аз; по! зо ... аз; ейЬег ... ог; пейЬег ... пог. Лексическая сторона речи Распознавание и употребление в речи лексических единиц в рамках тем, включенных в раздел «Предметное содержание речи», в том числе в ситуациях формального и неформального общения. Распознавание и употребление в речи наиболее распространенных устойчивых словосочетаний, оценочной лексики, реплик-клише речевого этикета. Распознавание и употребление в речи наиболее распространенных фразовых глаголов (1оок айег, §1Уе ир, Ье оуег, шп!е ёо\уп §е! оп). Определение части речи по аффиксу. Распознавание и употребление в речи различных средств связи для обеспечения целостности высказывания. Распознавание и использование в речи устойчивых выражений и фраз (соПосайопз - §е! !о кпо\у зотеЬоёу, кеер т !оисЬ \уйЬ зотеЬоёу, 1оок копуагё 1о ёот§ зоте!Ып§) в рамках тем, включенных в раздел «Предметное содержание речи». Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы № Н аим еновани е В сего К онтрольны е П роекты / О сн овн ы е п /п р а з д е л о в и т ем ч а со в работы контроль н аправления говорения воспитательн ой деятельности * 10 к л а с с 15 1 1 1,2,3,6 твоей 16 1 — 5,6,8 окруж аю щ ей 17 1 1 1,2,3,4,7 17 1 ” 1,2,3,6 В ы бор проф ессии 17 1 1 1,2,3,6,8 З д о р о в ы й о б р а з ж и зн и 17+6 1 1 1 ,2 ,3 ,4 ,5 ,6 ,7 1. М ир вокруг м еня 2. Т ехн ологи и ж и зн и 3. Защ и та ср е д ы 4. П роблем ы м олодеж и 5. 6. в и права 11 к л а с с 1. О б у ч е н и е д л я ж и зн и 17 1 - 1,2,6,8 2. П утеш ествия 17 1 1 1,2,3,4,6 3. Ч еловек ж и зн ь 14 1 “ 1,2 ,3 ,4 ,5 ,6 4. М еж личностны е отнош ени я и сем ья 17 1 1 1,2,3,4,5 5. С редства инф орм ации 17 1 1 1,2,3,4,5 6. М ир проф ессий 16+4 1 - 1,2,3,5,6 и социальная м ассовой