Рабочая программа по учебному предмету Индивидуальный проект

Приложение № 18
к Основной образовательной программе
среднего общего образования
МБОУ «Махнёвская СОШ»

Рабочая программа
учебного курса «Индивидуальный проект»
10-11 класс
/базовый уровень/

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному курсу «Индивидуальный проект» со­
ставлена для обучающихся 10 класса на основе нормативных документов:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года
N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями
и дополнениями);
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
общего образования, утвержденный приказом Министерства образова­
ния и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413 (с измене­
ниями и дополнениями);
Программа метапредметного (элективного) курса обеспечивает:
- удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся;
- общеобразовательную, общекультурную составляющие при получении
среднего общего образования;
- развитие личности обучающихся, их познавательных интересов, интел­
лектуальной и ценностно-смысловой сферы;
- развитие навыков самообразования и самопроектирования;
- углубление, расширение и систематизацию знаний в выбранной обла­
сти научного знания или вида деятельности;
- совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта позна­
вательной деятельности, профессионального самоопределения обуча­
ющихся.
Основная цель изучения метапредметного курса «Индивидуальный проект»:
- формирование проектной компетентности обучающихся, осваивающих
основную образовательную программу среднего общего образования.
Основные задачи:
1. Сформировать:
- способность к проблемно-ориентированному анализу неопределенной
ситуации;
- способность к рефлексии внутренних и внешних причин, порождаю­
щих неопределенность ситуации;
- способность к созданию моделей преобразуемой ситуации и готовность
использовать их в качестве инструментов ее преобразования.
2. Развить:

- способность к определению конкретных целей преобразования неопре­
деленной ситуации;
- способность к определению алгоритма конкретных шагов для дости­
жения поставленной цели;

- способность к рефлексии совершенной деятельности и выбору способа
предъявления достигнутых результатов социуму.

Программный материал отражает современные запросы общества и гос­
ударства к построению образовательного процесса: деятельностный характер
обучения, ориентир на метапредметные результаты, развитие информацион­
ной грамотности, в том числе и навыков владения ИКТ при освоении образо­
вательных программ.
Ценностные ориентиры Программы определяются направленностью на
национальный воспитательный идеал, востребованный современным россий­
ским обществом и государством. Программа предусматривает поэтапное со­
провождение деятельности обучающихся по реализации индивидуального
проекта.
Содержание Программы разработано в соответствии с требованиями со­
временной дидактики и возрастной психологии, включает национально - ре­
гиональный компонент и направлено на решение задач по реализации требо­
ваний федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования в полном объеме.
МЕСТО В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На уровне среднего общего образования метапредметный курс «Инди­
видуальный проект» является обязательным и представляет собой особую
форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или
учебный проект). Программа метапредметного курса «Индивидуальный про­
ект» рассчитана на 68 учебных часов (из расчета 2 часа в неделю)

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Планируемые личностные результаты:
При освоении метапредметного курса планируется достичь следующих лич­
ностных результатов:
- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- действие смыслообразования (установление учащимися связи между
целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между
результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она
осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, какое
значение, смысл имеет для него учение, и уметь находить ответ на во­
прос);
- действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержа­
ния, обеспечивающее собственный моральный выбор на основе соци­
альных и личностных ценностей.
Планируемые метапредметные результаты:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения
того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвест­
но;
- планирование - определение последовательности промежуточных це­
лей с учетом конечного результата; составление плана и последова­
тельности действий;
- прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его
временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с задан­
ным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
- коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и
способ действия в случае расхождения ожидаемого результата дей­
ствия и его реального продукта;
- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что
еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов
информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных
средств;
- знаково-символические действия: моделирование - преобразование
объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или
знаково-символическую модель, где выделены существенные характе­
ристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих
законов, определяю щ их данную предметную область;

- умение структурировать знания;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в уст­
ной и письменной формах;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости
от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и
результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в
зависимости от цели; извлечение необходимой информации из про­
слушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определение
основной и второстепенной информации; свободная ориентация и вос­
приятие текстов художественного, научного, публицистического и
официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка
средств массовой информации.
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе
информации;
- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск
и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие
решения и его реализация;
- управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка дей­
ствий партнера;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответ­
ствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Планируемые предметные результаты :
В результате обучения по программе метапредметного курса «Индиви­
дуальный проект» обучающийся научится:
- формулировать цели и задачи проектной (исследовательской) деятель­
ности;
- планировать работу по реализации проектной (исследовательской) дея­
тельности;
- реализовывать запланированные действия для достижения поставлен­
ных целей и задач;
- оформлять информационные материалы на электронных и бумажных
носителях с целью презентации результатов работы над проектом;
- осуществлять рефлексию деятельности, соотнося ее с поставленными
целью и задачами и конечным результатом;
- использовать технологию учебного проектирования для решения лич­
ных целей и задач образования;
- навыкам самопрезентации в ходе представления результатов проекта
(исследования);
-

осущ ествлять осознанный вы бор направлений созидательной деятель­

ности.

1. Содержание программы
Модуль 1. Методология проектной и исследовательской деятельности
1.1. Понятие «проект». Теоретические основы учебного проектирования.
Проект как вид учебно-познавательной и профессиональной деятельности.
Типология проектов. Исследовательский проект. Творческий проект. Игро­
вой проект. Информационный проект. Практический проект. Управление
проектами.
1.2. Учебный проект: требования к структуре и содержанию. Современ­
ный проект учащегося - дидактическое средство активизации познаватель­
ной деятельности, развития креативности и одновременно формирования
определенных личностных качеств. Структура и содержание учебного проек­
та. Выбор темы. Определение целей и темы проекта.
1.3. Планирование учебного проекта. Анализ проблемы. Определение
источников информации. Определение способов сбора и анализа информа­
ции. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов и процесса.
Определение способа представления результата. Сбор и уточнение информа­
ции, обсуждение альтернатив (мозговой штурм), выбор оптимального вари­
анта, уточнение планов деятельности. Основные инструменты: интервью,
эксперименты, опросы, наблюдения.
1.4. Проектная и исследовательская деятельность: точки соприкоснове­
ния. Проектная деятельность. Исследовательская деятельность. Сходства и
отличия проекта и исследования. Проектный подход при проведении иссле­
дования. Исследовательские проекты.
1.5. Основные понятия учебно-исследовательской деятельности. Фено­
мен исследовательского поведения. Исследовательские способности. Иссле­
довательское поведение как творчество. Научные теории.
1.6. Методологические атрибуты исследовательской деятельности. По­
строение гипотезы исследования. Предмет и объект исследования. Проблема
исследования. Построение гипотезы. Цели и задачи исследования. Обобще­
ние. Классификация. Умозаключения и выводы.
1.7. Методы эмпирического и теоретического исследования. Методы
эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, экспери­
мент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом
уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедук­
ция, моделирование); методы теоретического исследования (восхождение от
абстрактного к конкретному).
1.8. Практическое занятие по проектированию структуры индивидуаль­
ного проекта (учебного исследования). Инициализация проекта, исследова­
ния. Конструирование темы и проблемы проекта, исследования. Проектный
замысел. Критерии безотметочной самооценки и оценки продуктов проекта
(результатов исследования). П резентация и защ ита замыслов проектов и ис­
следовательских работ. Структура проекта, исследовательской работы. Пред­
ставление структуры индивидуального проекта (учебного исследования).

Модуль 2. Информационные ресурсы проектной
и исследовательской деятельности
2.1. Работа с информационными источниками. Поиск и систематизация
информации. Информационная культура. Виды информационных источни­
ков. Инструментарий работы с информацией - методы, приемы, технологии.
Отбор и систематизация информации.
2.2. Информационные ресурсы на бумажных носителях. Рассмотрение
текста с точки зрения его структуры. Виды переработки чужого текста. По­
нятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия.
2.3. Информационные ресурсы на электронных носителях. Применение
информационных технологий в исследовании, проектной деятельности. Спо­
собы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных ис­
следования.
2.4. Сетевые носители - источник информационных ресурсов. Работа в
сети Интернет. Создание сайта проекта. Сопровождение проекта (исследова­
ния) через работу с социальными сетями. Дистанционная коммуникация в
работе над проектом.
2.5. Технологии визуализации и систематизации текстовой информации.
Диаграммы и графики. Графы. Сравнительные таблицы. Опорные конспекты.
2.6. Технологии визуализации и систематизации текстовой информации.
Лучевые схемы-пауки и каузальные цепи. Интеллект-карты. Создание скет­
чей (визуальных заметок). Инфографика. Скрайбинг.
2.7. Требования к оформлению проектной и исследовательской работы.
Библиография, справочная литература, каталоги. Оформление таблиц, рисун­
ков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Сбор
и систематизация материалов.
2.8. Практическое занятие (тренинг) по применению технологий визуа­
лизации и систематизации текстовой информации. Представление идеи ин­
дивидуального проекта с помощью интеллект-карты.
2.9. Практическое занятие. Оформление проектной (исследовательской)
работы обучающегося.
Модуль 3. Защита результатов проектной
и исследовательской деятельности
3.1. Представление результатов учебного проекта. Анализ информации,
выполнение проекта, формулирование выводов. Подготовка возможных
форм представления результатов. Обоснование процесса проектирования.
Объяснение полученных результатов. Оценка. Письменный отчет.
3.2. Представление результатов учебного исследования. Анализ инфор­
мации, выполнение учебного исследования, формулирование выводов. Под­
готовка возможных форм представления результатов. Обоснование процесса

проектирования. Объяснение полученных результатов. Оценка. Пись­
менный отчет.
3.3.
Оценка учебного проекта (учебного исследования). Карта самооцен­
ки индивидуального проекта (учебного исследования). Анализ выполнения
проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого, анализ
достижений поставленной цели.
Модуль 4. Коммуникативные навыки
4.1. Коммуникативная деятельность. Диалог. Монолог. Коммуникации.
Коммуникации в профессиональной среде и в обществе в целом. Формы и
принципы делового общения. Вербальное и невербальное общение.
4.2. Стратегии группового взаимодействия. Аргументация. Спор. Дис­
куссия. Групповое общение как деловое взаимодействие. Ориентация на
участников. Ориентация на понимание. Правила ведения спора. Дискуссия:
виды и технологии.
4.3. Практическое занятие. Дискуссия.
4.4. Практическое занятие. Дебаты.
4.5. Публичное выступление: от подготовки до реализации. Этапы под­
готовки выступления. Привлечение внимания аудитории. Использование
наглядных средств. Анализ выступления.
4.6. Практическое занятие. Публичное выступление. Публичная защита ре­
зультатов проектной деятельности, исследований. Рефлексия проектной дея­
тельности, исследований.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Т ем ати ч еск ое п л ан и р ован и е

К олво

Ф ор м а к он тр ол я

ча­
сов

п/
п

М одуль 1. М етодологи я п р оек тн ой и и ссл едовател ь ск ой дея тел ь н ост и (20ч)

1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6

1.7
1.8

Понятие «проект». Теоретические основы учеб­
ного проектирования
Учебный проект: требования к структуре и со­
держанию
Планирование учебного проекта
Проектная и исследовательская деятельность:
точки соприкосновения
Основные понятия учебно-исследовательской
деятельности
Методологические атрибуты исследовательской
деятельности. Построение гипотезы исследова­
ния. Предмет и объект исследования
Методы эмпирического и теоретического иссле­
дований
Практическое занятие по проектированию
структуры индивидуального проекта (учебного
исследования)

2
2
2
2
2
2

2
6

Представление структуры ин­
дивидуального проекта(учеб­
ного исследования)

М одул ь 2. И н ф орм ац и он н ы е р есурсы п р оек тн ой и и ссл едовател ь ск ой дея тел ь н ости
(22ч)

2.1

Работа с информационными источниками. По­
иск и систематизация информации
2.2 Информационные ресурсы на бумажных носи­
телях
2.3 Информационные ресурсы на электронных но­
сителях
2.4 Сетевые носители - источник информационных
ресурсов
2.5 Технологии визуализации и систематизации
текстовой информации. Диаграммы и графики.
Графы. Сравнительные таблицы. Опорные кон­
спекты
2.6 Технологии визуализации и систематизации
текстовой информации. Лучевые схемы-пауки и
каузальные цепи. Интеллект-карты. Создание
скетчей (визуальных заметок). Инфографика.
Скрайбинг
2.7 Требования к оформлению проектной и иссле­
довательской работы
2.8 Практическое занятие (тренинг) по применению
технологий визуализации и систематизации тек­
стовой информации
2.9 Практическое занятие. Оформление проектной
(исследовательской) работы обучающегося

2
2
2
2
2

2

2
4
4

Представление идеи индивиду­
ального проекта с помощью ин­
теллект-карты
Оформленная в соответствии с
требованиями проектная работа

М одуль 3. Защ ита резул ьтатов п р оек тн ой и и ссл едовател ь ск ой дея тел ь н о ст и (6ч)

3.1
3.2

Представление результатов учебного проекта
Представление результатов учебного исследо­
вания

2
2

3.3

Уценка учеОного проекта (ученного исследова­
ния)

1

Карта самооценки индивиду­
ального проекта (учебного ис­
следования)

Модуль 4. Коммуникативные навыки (20ч)
4.1
4 .2
4 .3
4 .4
4 .5
4 .6

Коммуникативная деятельность. Диалог. Моно­
лог
Стратегии группового взаимодействия. Аргу­
ментация. Спор. Дискуссия
Практическое занятие. Дискуссия
Практическое занятие. Дебаты
Публичное выступление: от подготовки до реа­
лизации
Практическое занятие. Публичное выступление

Итого:

2
2
4
4
2
6

68

Представление результатов ра­
боты над индивидуальным про­
ектом (учебным исследовани­
ем)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».