Рабочая программа по учебному предмету Методы решения задач по физике

Приложение № 12^
к Основной образовательной программе
среднего общего образования
МБОУ «Махнёвская СОШ»

Рабочая программа
учебного курса «Методы решения задач по физике»
10-11 класс
/базовый уровень/

1. Планируемые результаты освоения программы:
В результате освоения программы «Методы решения физических задач»
обучающиеся должны:
К концу 10 класса обучающийся научится
Понимать и объяснять смысл понятий: физическое явление, гипотеза,
закон, теория, вещество, взаимодействие;
Понимать и объяснять смысл физических величин: скорость,
ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя
энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц
вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
Понимать и объяснять смысл физических законов классической
механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и
электрического заряда, термодинамики;
Описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение
небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и
твердых тел; свойства электрического поля;
Отличать гипотезы от научных теорий;
Делать выводы на основе экспериментальных данных;
Приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент
являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить
истинность теоретических выводов;
Проговаривать вслух решение и анализировать полученный ответ;
Использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для: обеспечения безопасности
жизнедеятельности в процессе использования бытовых электроприборов,
оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения
окружающей среды; рационального природопользования и защиты
окружающей среды
Получит возможность научиться:
анализировать такие физические явления, как движение небесных тел и
искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел;
последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задачи
среднего уровня сложности;
выполнять и оформлять эксперимент по заданному шаблону,
решать комбинированные задачи;
составлять задачи на основе собранных данных;
воспринимать различные источники информации, готовить сообщения,
доклады, исследовательские работы,
соблюдать правила техники безопасности при работе с оборудованием,
составлять сообщение по заданному алгоритму;
формулировать цель предстоящей деятельности; оценивать результат;
работать в паре, в группе, прислушиваться к мнению одноклассников;
владеть методами самоконтроля и самооценки.

•

•
•

•

•
•
•
•
•
•

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

К концу 11 классе обучающийся научится
Понимать и объяснять смысл понятий: электромагнитное поле, волна, фотон,
атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика,
Вселенная;
Понимать и объяснять смысл физических величин: элементарный
электрический заряд, сила тока, напряжение, сопротивление, емкость,
индуктивность, энергия и импульс фотона;
Понимать и объяснять смысл физических законов электромагнитной
индукции, фотоэффекта;
описывать и объяснять физические явления и свойства тел:
электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн;
волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом;
фотоэффект;
приводить примеры, показывающие, что физическая теория дает
возможность объяснять известные явления природы и научные факты,
предсказывать еще неизвестные явления; приводить примеры практического
использования физических знаний: электродинамики в энергетике;
различных видов электромагнитных излучений для развития радио и
телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики,
лазеров;
анализировать полученный ответ;
классифицировать предложенную задачу;
последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задачи
различного уровня сложности;
соблюдать правила техники безопасности при работе с оборудованием,
выполнять и оформлять эксперимент по заданной задаче,
Получит возможность научиться:
анализировать такие физические явления, как электромагнитная
индукция, распространение электромагнитных волн; волновые свойства
света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
классифицировать предложенную задачу;
выполнять и оформлять эксперимент по заданному шаблону,
владеть различными методами решения задач: аналитическим,
графическим, экспериментальным и т.д.;
выбирать рациональный способ решения задачи;
решать комбинированные задачи;
составлять задачи на основе собранных данных;
воспринимать различные источники информации, готовить сообщения,
доклады, исследовательские работы,
составлять сообщение в соответствие с заданными критериями.
формулировать цель предстоящей деятельности; оценивать результат;
работать в паре, в группе, прислушиваться к мнению одноклассников;
владеть методами самоконтроля и самооценки.

10

•
•
•

•

•

•

•

Личностные и метапредметные результаты освоения программы
Личностными результатами изучения программы «Методы решения
физических задач» являются:
положительное отношение к российской физической науке;
умение управлять своей познавательной деятельностью;
готовность к осознанному выбору профессии.
Метапредметными результатами изучения программы «Методы решения
физических задач» являются:
использование умений различных видов познавательной деятельности
(наблюдение, эксперимент, работа с книгой, решение проблем, знаково­
символическое оперирование информацией и др.);
применение основных методов познания (системно-информационный
анализ, моделирование, экспериментирование и др.) для изучения различных
сторон окружающей действительности;
владение интеллектуальными операциями — формулирование гипотез,
анализ, синтез, оценка, сравнение, обобщение, систематизация,
классификация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогии
— в межпредметном и метапредметном контекстах;
умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их
реализации (проявление инновационной активности).

11

Задачи на принцип относительности: кинематические и динамические
характеристики движения тела в разных инерциальных системах отсчета.
Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных
задач: занимательных, экспериментальных с бытовым содержанием, с
техническим

и

краеведческим

содержанием,

военно-техническим

содержанием.
Экскурсии с целью отбора данных для составления задач.
Законы сохранения (8 ч)
Классификация

задач

по

механике:

решение

задач

средствами

кинематики, динамики, с помощью законов, сохранения.
Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение. Задачи на
определение работы и мощности. Задачи на закон сохранения и превращения
механической энергии.
Решение задач несколькими способами. Составление задач на заданные
объекты или явления. Взаимопроверка решаемых задач. Знакомство с
примерами решения задач по механике республиканских и международных
олимпиад.
Конструкторские задачи и задачи на проекты: модель акселерометра,
модель

маятника

Фуко,

модель

кронштейна,

модель

пушки

с

противооткатным устройством, проекты самодвижущихся тележек, проекты
устройств для наблюдения невесомости, модель автоколебательной системы.
Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел (6 ч)
Качественные задачи на основные положения и основное уравнение
молекулярно-кинетической теории (МКТ). Задачи на описание поведения
идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости молекул,
характеристики состояния газа в изопроцессах.
Задачи на свойства паров: использование уравнения Менделеева —
Клапейрона, характеристика критического состояния. Задачи на описание
явлений поверхностного слоя; работа сил поверхностного натяжения,
11
18

капиллярные явления, избыточное давление в мыльных пузырях. Задачи на
определение характеристик влажности воздуха.
Задачи на определение характеристик твердого тела: абсолютное и
относительное удлинение, тепловое расширение, запас прочности, сила
упругости.
Качественные и количественные задачи. Устный диалог при решении
качественных задач. Графические и экспериментальные задачи, задачи
бытового содержания.
Основы термодинамики (6 ч)
Комбинированные задачи на первый закон термодинамики. Задачи на
тепловые двигатели.
Экскурсия с целью сбора данных для составления задач.
Конструкторские задачи и задачи на проекты: модель газового
термометра; модель предохранительного клапана на определенное давление;
проекты использования газовых процессов для подачи сигналов; модель
тепловой машины; проекты практического определения радиуса тонких
капилляров.
Электрическое и магнитное поля (5 ч)
Характеристика решения задач раздела: общее и разное, примеры и
приемы решения.
Задачи разных видов на описание электрического поля различными
средствами: законами сохранения заряда и законом Кулона, силовыми
линиями, напряженностью, разностью потенциалов, энергией. Решение задач
на описание систем конденсаторов.
Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия:
магнитная индукция и магнитный поток, сила Ампера и сила Лоренца.
Решение качественных экспериментальных задач с использованием
электрометра, магнитного зонда и другого оборудования.

12

Постоянный электрический ток в различных средах (9 ч)
Задачи

на

различные

приемы

расчета

сопротивления

сложных

электрических цепей. Задачи разных видов «а описание электрических цепей
постоянного электрического тока с помощью закона Ома для замкнутой
цепи, закона Джоуля — Ленца, законов последовательного и параллельного
соединений. Ознакомление с правилами Кирхгофа при решении задач.
Постановка

и

решение

фронтальных

экспериментальных

задач

на

определение показаний приборов при изменении сопротивления тех или
иных участков цепи, на определение сопротивлений участков цепи и т. д.
Решение задач на расчет участка цепи, имеющей ЭДС.
Задачи на описание постоянного электрического тока в электролитах,
вакууме, газах, полупроводниках: характеристика носителей, характеристика
конкретных явлений и др. Качественные, экспериментальные, занимательные
задачи, задачи с техническим содержанием, комбинированные задачи.
Конструкторские

задачи

на проекты:

установка для

нагревания

жидкости на заданную температуру, модель автоматического устройства с
электромагнитным реле, проекты и модели освещения, выпрямитель и
усилитель на полупроводниках, модели измерительных приборов, модели
«черного ящика».
Электромагнитные колебания и волны (14 ч)
Задачи разных видов на описание явления электромагнитной индукции:
закон электромагнитной индукции, правило Ленца, индуктивность.
Задачи на переменный электрический ток: характеристики переменного
электрического тока, электрические машины, трансформатор.
Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн:
скорость, отражение, преломление, интерференция, дифракция, поляризация.
Задачи по геометрической оптике: зеркала, оптические схемы. Класси­
фикация задач по СТО и примеры их решения.

13

Задачи на определение оптической схемы, содержащейся в «черном
ящике»: конструирование, приемы и примеры решения. Групповое и
коллективное

решение

экспериментальных

задач

с

использованием

осциллографа, звукового генератора, трансформатора, комплекта приборов
для изучения свойств электромагнитных волн, электроизмерительных
приборов.
Экскурсия с целью сбора данных для составления задач.
Конструкторские задачи и задачи на проекты: плоский конденсатор
заданной емкости, генераторы различных колебаний, прибор для измерения
освещенности, модель передачи электроэнергии и др.
Обобщающее занятие по методам и приёмам решения физических задач

14

24
25
26
27

28

29

30
31

32

33

34
35

О сновы тер м оди н ам и к и (4 часа)
К ом б и н и рован н ы е задачи н а первы й закон терм од инам ики.
Зад ач и на теп л овы е двигатели.
К он структорски е задачи и задачи н а проекты :
Ф и зи ческая олим пиада.
Э л ек тр и ч еск ое поле (4 часа)
Х ар ак тер и сти к а реш ен и я задач раздела: общ ее и разное,
п ри м еры и п ри ем ы реш ения.
Зад ач и разн ы х видов н а описание эл ектри ч еского поля
р азл и ч н ы м и средствам и: законам и сохран ени я заряд а и законом
К улона, си ловы м и лин иям и , напряж енностью .
Зад ач и разн ы х видов н а опи сан ие эл ектри ч еского поля
разл и ч н ы м и средствам и : разн остью потен ци алов, энергией.
Р еш ен и е зад ач н а оп и сан ие систем конденсаторов.
П о стоя н н ы й эл ек тр и ч еск и й ток в р азл и ч н ы х ср едах (4 часа)
Зад ач и на разл и ч н ы е п ри ем ы р асч ета соп роти вл ен и я слож ны х
эл ектри ч ески х цепей.
Р еш ен и е зад ач на расч ет у ч астка цепи, им ею щ ей ЭДС.
П остан овка и реш ен и е ф ронтальны х эк сп ери м ен тал ьн ы х задач на
определение показан и й приборов.
Зад ач и н а оп и сан ие п остоянн ого электри ч еского тока в
эл ектрол и тах, вакуум е, газах, полупроводниках.
И тоговое занятие.

1
1
1
1

1

1

1
1

1

1

1
1

16

Календарно - тематическое планирование
11 класс
№

Т ем а зан яти я

п/п

К ол-во

Д ата

часов

Магнитное поле (2 часа)
Зад ач и разн ы х ви дов н а описание м агн итного поля то к а и его
д ействия н а п р оводн и к с током : м агн итная и н д укция и м агн итны й
1
поток, си л а А м пера.
Задачи разн ы х ви дов н а описание м агн и тн ого поля то к а и его
2
д ей ств и я н а дви ж ущ и й ся заряд: си ла Л оренца.
Э л ек т р ом агн и тн ы е к ол ебан и я и вол н ы (14 часов)
Зад ач и разн ы х видов н а описание явл ен и я электром агн и тн ой
индукции: закон эл ектром агн итной и н д укции , правило Л енца,
3
индукти вность.
Задачи н а перем енн ы й электрически й ток: характери сти ки
4
перем енн ого электрического тока.
Зад ач и на перем ен н ы й электрически й ток: электрич ески е
5
м аш ин ы , трансф орм атор.
Задачи н а оп и сан и е разл и ч н ы х свойств эл ектром агн и тн ы х волн:
6 ,7
скорость, отраж ен и е, прелом лен ие, ин терф ерен ц и я, диф ракция,
поляризац ия.
8, 9, Задачи по геом етри ческой оптике: зеркала, опти ческие схем ы .
10
К л асси ф и кац и я задач по С ТО и при м еры их реш ения.
П,
12
Задачи н а о п ределен и е опти ческой схем ы , сод ерж ащ ей ся в «черном
13
ящ ике»: кон струи рован ие, при ем ы и при м еры реш ения.
14
Э кскурси я с целью сб ора д анн ы х для составлен и я задач.
Г руп п овое и коллективн ое реш ен ие эк сп ери м ен тал ьн ы х задач с
15
исп ол ьзован и ем приборов.
16
Ф и зи ческая олим пиада.
М ехан и к а (7 ч асов)
17
О бщ ие м етод ы реш ен и я задач по кинем атике.
18
Задачи н а осн овны е закон ы динам ики.
19
Задачи н а п ри н ц и п относительности.
20
Задачи н а закон сохран ени я им пульса.
21
Задачи н а закон сохран ени я энергии.
Задачи н а оп ределен и е характери стик равн овеси я ф изи ческих
22
систем .
23
М ехан и ка ж идкостей.
М ол ек ул я рн ая ф и зи к а. Т ер м оди н ам и к а. (6 часов)
24
Задачи н а опи сан и е повед ени я идеальн ого газа.
25
Задачи н а свой ства паров.
Задачи н а оп ределен и е характери стик вл аж н ости воздуха.
26
27
Задачи н а первы й закон терм одинам ики.
28
Задачи н а теп л овы е двигатели.
29
Задачи н а у равн ен и е тепл ового баланса.

1

1

1

1
1

2

3
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

17

Перечень учебно-методических средств обучения
Литература для учителя
1. Орлов В. Л., Сауров Ю. А. «Методы решения физических задач»
(«Программы элективных курсов. Физика. 9-11 классы. Профильное
обучение»). Составитель В. А. Коровин. Москва: Дрофа, 2005 г.
2. Зорин Н. И. «Элективный курс «Методы решения физических задач»:
10-11 классы», М., ВАКО, 2007 г. (мастерская учителя).
3. Каменецкий С. Е., Орехов В. П. «Методика решения задач по физике в
средней школе», М., Просвещение, 1987 г.
4. Ромашевич А. И. «Физика. Механика. 10 класс. Учимся решать
задачи», М., Дрофа, 2007 г.
5. Балаш В. А. «Задачи по физике и методы их решения», М.,
просвещение, 1983 г.
6. Яворский Б. М., Селезнев Ю. А. «Справочное руководство по физике
для поступающих в вузы и для самообразования», М., Наука, 1989 г.
7. Бобошина С. Б. «ЕГЭ. Физика. Практикум по выполнению типовых
тестовых заданий», М., Экзамен, 2009 г.
8. Курашова С. А. «ЕГЭ. Физика. Раздаточный материал тренировочных
тестов», СПб, Тригон, 2009 г.
9. Москалев А. Н., Никулова Г. А. «Готовимся к единому
государственному
1. Литература для обучающихся
1. Трофимова Т. И. «Физика для школьников и абитуриентов. Теория.
Решение задач. Лексикон», М., Образование, 2003 г.
2. Ромашевич А. И. «Физика. Механика. Учимся решать задачи. 10
класс», М., Дрофа, 2007 г.
3. Минько Н. В. «Физика: полный курс. 7-11 классы. Мультимедийный
репетитор (+СБ)», СПб, 2009 г.
4. Балаш В. А. «Задачи по физике и методы их решения», М.,
Просвещение, 1983 г.
5. Козел С. М., Коровин В. А., Орлов В. А. и др. «Физика. 10—11 кл.:
Сборник задач с ответами и решениями», М., Мнемозина, 2004 г.
6. Малинин А. Н. «Сборник вопросов и задач по физике. 10— 11 классы»,
М., Просвещение, 2002 г.
7. Мел един Г. В. «Физика в задачах: экзаменационные задачи с
решениями», М., Наука, 1985 г.
8. Черноуцан А. И. «Физика. Задачи с ответами и решениями», М.,
Высшая школа, 2003 г.
9. . Степанова Г. Н. «Сборник задач по физике: для 10-11 классов
общеобразовательных учреждений», М., просвещение, 2000 г.

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».