Рабочая программа по учебному курсу Практикум по анатомии и физиологии человека

Приложение № I $
к Основной образовательной программе
среднего общего образования
МБОУ «Махнёвская СОШ»

Рабочая программа
учебного курса «Практикум по анатомии и физиологии человека»
11 класс
/базовый уровень/

ПРАКТИКУМ ПО АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА
Пояснительная записка.
Программа элективного курса разработана с целью оказания методической помощи учащимися
старших классов в выборе и формировании индивидуальной образовательной траектории.
Актуальность программы заключается в том, что на сегодняшний момент в практике средней
школы накоплен достаточный опыт изучения теоретического материала, но выработка навыков
решения биологических задач, постановки физиологического эксперимента и выполнения
лабораторных работ не предусмотрена.
В настоящее время особое значение приобретают исследования и наблюдения, проводимые на
человеке. Но далеко не каждая школа имеет всё необходимое для организации сложных
практических работ, поэтому в программу включены такие лабораторные работы, для которых не
требуется особого оснащения и сложных приборов.
Практикум объёмом 34 часа рассчитан на учащихся старших классов средней школы (10-11
классы), которым анатомические и физиологические знания нужны не только для расширения
кругозора, эрудиции, подготовки к поступлению в высшие учебные заведения, но и для
осознанного изучения и понимания жизненных функций собственного организма.
Цели:
1. Углубление теоретических знаний.
2. Выработка навыков постановки и проведения физиологического эксперимента,
лабораторных работ, решения экспериментальных задач.
Задачи:
1. Познакомиться с методиками изучения анатомических и физиологических особенностей
организма человека.
2. Сформировать опыт постановки физиологического эксперимента и решения задач по
физиологии и анатомии человека.
Планируемые результаты.
По окончании планируемого курса учащиеся должны научиться:
- решать задачи по физиологии;
- работать с микропрепаратами тканей человека и животных;
- определять развитие мускулатуры и наличие плоскостопия;
- подсчитывать пульс и измерять артериальное давление;
- определять жизненную ёмкость лёгких;
- исследовать пищевые продукты;
- грамотно составлять суточный пищевой рацион человека;
- исследовать рефлекторные реакций человека;

- определять объём памяти и оценивать логическое мышление.
Формы контроля:
- рисунок
- работа с формулами
- работа с таблицами
- постановка и описание опыта
- ответы на вопросы
- аналитическое сравнивание полученных данных с нормативными
- составление индивидуальных характеристик на основе данных исследований.
Содержание курса.
Тема 1. Организм человека и его строение. (3 часа)
Тема 2. Опорно-двигательный аппарат. (4 часа)
Тема 3. Кровь и кровообращение. (4 часа)
Тема 4. Дыхание. (2 часа)
Тема 5. Пищеварение. (3 часа)
Тема 6. Обмен веществ. (2 часа)
Тема 7. Нервная система. (6 часов)
Тема 8. Анализаторы. (6 часов)
Тема 9. Высшая нервная деятельность. (3 часа)
Итоговое занятие (1 час)

КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
практической
работы

Тематика практических работ

1

ТЕМА 1. Организм человека и его строение. 3 часа.
Строение животной клетки под микроскопом.

2

Микроскопическое строение тканей.

3

Решение задач.
ТЕМА 2. Опорно-двигательный аппарат. 4 часа.
Мышечная сила.
Сила мышц и силовая выносливость.

1

2

Определение наличия плоскостопия.

3

Координация движения.
Быстрота реакций человека.

4

Решение задач.
ТЕМА 3. Кровь и кровообращение. 4 часа.
Влияние мышечной деятельности на скорость движения крови
в венах большого круга кровообращения. Минутный и
систолический объём крови.

1

2

Наблюдение движения крови в живом организме.
Периферическое кровообращение.

Содержание

Особенности строения
животной клетки на примере
плоского эпителия полости рта
человека.
Строение основных типов
тканей.

Развитие мускулатуры плеча.
Методика измерения силы
мышц кисти, становой силы и
силовой выносливости.
Определение плоскостопия.

Степень координированности
движений, быстрота реакций
человека.

Зависимость между
физической нагрузкой и
скоростью кровотока.
Научиться рассчитывать
минутный и систолический
объём крови.
Густая сеть капилляров,
мелкие артерии и вены,
движение крови в живом

Оборудование

Стеклянный стакан, 100 мл.
96% спирта, стеклянные
шпатели, микроскоп,
предметные и покровные
стёкла.
Гистологические препараты,
микроскопы.

Сантиметровая лента,
кистевой и становой
динамометры, секундометр.
Человек, лист бумаги, краски
или фломастеры, карандаш,
линейка.
Лист бумаги, карандаш,
секундомер, линейка,
металлическая монета.

Резиновая трубка,
секундомер, тонометр,
фонендоскоп.

Лягушка, бинт, булавка,
деревянная или картонная
пластинка, штатив, вата,

Дата

организме.
Функциональные пробы на реактивность сердечнососудистой
системы.
Ортостатическая проба.
Приёмы остановки кровотечения (артериального, венозного,
капиллярного).
Решение задач.
ТЕМА 4.Дыхание. 2 часа.
Спирометрия.
Жизненная ёмкость лёгких.
Определение физической работоспособности по одышке.
Гарвардский степ-тест.
ТЕМА 5. Пищеварение. 3 часа.
Питательные вещества и пищевые продукты.
Пищевые отравления, их предупреждение и первая помощь
при них.
Определение качества коровьего молока.
Определение доброкачественности свежего мяса.
Свойства натурального меда. Определение примесей в меде.

Возможности приспособления
сердечно-сосудистой системы
к различным внешним
факторам окружающей среды.

2

Вредное влияние алкоголя на процессы пищеварения.
Влияние никотина на ферменты слюны.
Простейшие способы очистки воды из природных источников.

Влияние алкогольных
напитков и никотина на
нарушение процессов
пищеварения.

3
1

Решение задач.
ТЕМЕ 6. Обмен веществ. 2 часов.
Составление пищевого рациона.

2

Витамины.

3

4
1
2

1

ТЕМА 7. Нервная система. 6 часов

пипетка, микроскоп, нож,
вода.
Тонометр, секундомер.
Перевязочные материалы,
жгут, кусок ткани, карандаш,
блокнот, йод, вазелин, вата,
рисунок учебника.

ЖЕЛ и составляющие её
параметры.
Формы контроля
работоспособности.

Спирометр, спирт, вата.

Обнаружения белка, жира и
гликогена в тканях организма.

Пищевые продукты с
высоким содержанием
органических веществ
(кусочки жирного мяса,
семена подсолнечника,
льна), пробирки, штатив,
предметные стекла,
скальпель, 30 мл. спирта,
краситель Судан 3,
спиртовка.
Штатив, пробирки, пипетки,
вата, спички, йод,
термометр, хим. растворы.

Суточный пищевой рацион.

Качественные реакции на
витамины.

Секундомер, стул или
скамейка.

Таблицы химического
состава пищевых продуктов и
их калорийности.
Набор веществ, содержащих
исследуемые витамины.

1

Исследование рефлекторных реакций человека.

2

Исследование состояния вегетативной нервной системы.

3

Средний мозг.

4
5

Мозжечок.
Определение индивидуального профиля асимметрии.

6

Условные зрачковые рефлексы человека на звонок.

Безусловные рефлексы
человека.
Функции симпатической
нервной системы.
Функции среднего мозга.
Функции мозжечка.
Наличие у человека
функциональной асимметрии
мозга. Индивидуальный
профиль асимметрии.
Условный вегетативный
зрачковый рефлекс у человека
на звонок. Процесс
торможения.

2

ТЕМА 8. Анализаторы. 6 часов.
Возрастные особенности аккомодационных способностей
глаза. Астигматизм.
Острота зрения.

3

Цветное зрение.

Методики исследования
цветного зрения.

4

Бинауральный слух.
Определение уровня шума.
Острота слуха.
Температурная адаптация кожных рецепторов.
Исследование тактильной чувствительности.
Чувствительность языка к различным раздражителям.

Особенности восприятия
звуков и способность человека
определять источник звука.
Способность к адаптации
кожных рецепторов.
Чувствительность отдельных
участков языка.

1

5
6

1

ТЕМА 9. Высшая нервная деятельность. 3 часа.
Выявление объёма кратковременной памяти.
Образная память.
Смысловая память.
Хорошая ли у вас зрительная память.

Аккомодационные изменения
глаза в течение жизни.
Определение остроты зрения.

Кратковременная память.
Образная память. Смысловая
память.

Неврологический молоточек,
карандаш с ластиком.
Секундометр.
Карандаш, настольная
лампа.
отсутствует
Механические часы, мяч,
рулетка, плотный лист
бумаги.
Будильник, тёмный плотный
лист бумаги.

Ширма с отверстиями,
булавка, штатив, линейка.
Таблицы для определения
остроты зрения,указка.
Полихроматические таблицы
Е.Б.Рабкина, экран для глаза,
линейка, секундомер.
Камертон, фонендоскоп с
трубками разной длины,
вата, спирт.
Три сосуда с водой разной
температуры, секундомер.
Продукты питания или
вещества: горькие, сладкие,
кислые, соленые.
Лист бумаги с
подготовленным текстом из
25 слов, часы, таблица с 16
разнообразными рисунками,

2

Внимание.
Объём внимания.
Логическое мышление.

Физиологические основы
внимания. Объём внимания.

3

Объём восприятия.
Закономерности восприятия.
Определение типа восприятия.
Опыт Аристотеля.
Определение темперамента.
Итоговое занятие.

Восприятие. Опыт Аристотеля:
значение жизненного опыта в
восприятии окружающего
мира. Темперамент.

34.

18 отвлечённых понятий.
Часы, лист бумаги с
нанесённым на него
изображением
определенной формы,
таблица с произвольно
расположенными цифрами
от 101 до 136, числовые
ряды.
Карточки, металлический
шарик размером с горошину.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».