Приложение № ^ / к Основной образовательной программе среднего общего образования МБОУ «Махнёвская СОШ» Рабочая программа учебного курса «Многообразие подходов к решению математических задач» 10 класс /базовый уровень/ Данная программа является рабочей программой элективного курса по предмету «Алгебра и начала математического анализа» в 10 классе базового уровня на основе авторских программ линии Ш.А. Алимова. Программа соответствует учебнику по алгебре для общеобразовательных учреждений: Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы, для общеобразовательных учреждений/ Ш. А. Алимов, Ю. М. Колягин, Ю. В. Сидоров и др. -18 изд.-М.: Просвещение, 2017г. Сроки реализации: 35 учебных недель, 1 час в неделю, всего 35 часов. Раздел 1. Планируемые результаты Предметные результаты: Действительные числа Выпускник научится: классифицировать числа на натуральные, целые, рациональные, действительные; переходить от одной формы записи дробей к другой; извлекать корни п-й степени, решать иррациональные уравнения, преобразовывать степени с целым показателем. В ыпускник получит возможность научиться: овладеть навыками решения иррациональных уравнений, используя различные методы решения и свойств степеней. Степенная функция В ыпускник научится: строить графики степенных функций с целым показателем, с действительным показателем, применять свойства функции при решении иррациональных уравнений и неравенств. Выпускник получит возможность научиться:' выполнять равносильные распознавать уравнения -следствия при решении иррациональных уравнений. преобразования и Показательная функция В ыпускник научится: распознавать и строить графики показательной функции, выявлять свойства функций и применять их при решении показательных уравнений и неравенств Выпускник получит возможность научиться: применять экспоненциальную зависимость в других областях науки; решать показательные уравнения и неравенства различными способами Логарифмическая функция Выпускник научится: логарифмировать, применять свойства логарифмов, менять основания логарифмов, строить график логарифмической функции, применять ее свойства при решении логарифмических уравнений и неравенств. Выпускник получит возможность научиться: расширить свои знания в области чисел, узнать многообразие применения логарифмов в других областях науки и в природе. Тригонометрические формулы Выпу скник научится: переводить градусную меру измерения угла в радианную, определять синусы, косинусы, тангенсы любых углов; преобразовать тригонометрические выражения, применяя различные формулы; решать простейшие тригонометрические уравнения. В ы пускник получит возможность научиться: применять тригонометрию геометрических задач, задач физического и практического содержания. при решении Тригонометрические уравнения В ыпускник научится: решать тригонометрические уравнения при любых допустимых значениях функций через арксинусы, арккосинусы и арктангенсы, применять различные приемы решения уравнений, применять формулы тригонометрии для упрощения и дальнейшего решения уравнений.; решать простейшие тригонометрические неравенства на круге. Выпускник получит возможность научиться: расширить свои знания в области тригонометрии, выбирать наиболее оптимальный путь упрощения и решения уравнений. Метапредметные результаты: Ученик научится: 1) самостоятельно определять цели своей деятельности, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе; 2) соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 3) самостоятельно принимать решения, проводить анализ своей деятельности, применять различные методы познания; Ученик получит возможность научиться: 1) видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; 2) выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки; 3) пониманию значения математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике, широты и ограниченности применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в црироде и обществе; 4) пониманию значения практики и вопросов, возникающих в самой математике, для формирования и развития математической науки; 5) пониманию значения идей, методов и результатов алгебры и математического анализа для построения моделей реальных процессов и ситуаций; Личностные результаты: У ученика будет сформировано: 1) ответственное отношение к обученною, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; 2) осознанный выбор будущей профессиональной деятельности на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений; отношение к профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных и общенациональных проблем; формирование уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде; 3) умение управлять своей познавательной деятельностью; 4) умение взаимодействовать с одноклассниками, детьми младшего возраста и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; Ученик получит возможность для формирования 1) российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознание вклада отечественных учёных в развитие мировой науки; 2) мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; 3) контроля, оценки и анализа процесса и результатов учебной и математической деятельности; 4) критичности мышления, инициативности, находчивости, активности при решении математических задач Тематическое планирование № Н а и м ен о ва н и е р а зд е л о в и т ем п/п О б щ ее к о л и ч ест во ч асов на К о л и ч ест во кон т р о л ьн ы х работ К о л и ч ест в о п л а н и р у ем ы х сам ост оят ельны х работ и зуч ен и е 1. Действительные числа 6 1 2. Степенная функция 4 1 3. Показательная функция 4 4. Логарифмическая функция 5 1 5. Тригонометрические формулы 6 1 6. Тригонометрические уравнения 7. Повторение 8. Всего 5 5 35 1 1 1 5 Содержание учебного курса. 1. Действительные числа (6ч) Целые и рациональные числа. Действительные числа, бесконечно убывающая геометрическая прогрессия. Арифметический корень натуральной степени. Степень с рациональным и действительным показателями. Основная цель — обобщить и систематизировать знания о действительных числах; сформировать понятие степени с действительным показателем; научить применять определения арифметического корня и степени, а также их свойства при выполнении вычислений и преобразовании выражений. 2. Степенная функция (4ч) Степенная функция, ее свойства и график. Взаимно обратные функции. Равносильные уравнения и неравенства. Иррациональные уравнения. Иррациональные неравенства. Основная цель — обобщить и систематизировать известные из курса алгебры основной школы свойства функций; изучить свойства степенных функций с натуральным и целым показателями и научить применять их при решении уравнений и неравенств; сформировать понятие равносильности уравнений, неравенств, систем уравнений и неравенств. 3. Показательная функция (4ч) Показательная функция, ее свойства и график. Показательные уравнения. Показательные неравенства. Системы показательных уравнений и неравенств. Основная цель — изучить свойства показательной функции; научить решать показательные уравнения и неравенства, простейшие системы показательных уравнений. 4. Логарифмическая функция (5ч) Логарифмы. Свойства логарифмов. Десятичные и натуральные логарифмы. Логарифмическая функция, ее свойства и график. Логарифмические уравнения. Логарифмические неравенства. Основная цель — сформировать понятие логарифма числа; научить применять свойства логарифмов при решении уравнений; изучить свойства логарифмической функции и научить применять ее свойства при решении простейших логарифмических уравнений и неравенств. 5. Тригонометрические формулы (6ч) Радианная мера угла. Поворот точки вокруг начала координат. Определение синуса, косинуса и тангенса угла. Знаки синуса, косинуса и тангенса. Зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла. Тригонометрические тождества. Синус, косинус и тангенс углов а и -а. Формулы сложения. Синус, косинус и тангенс двойного угла. Синус, косинус и тангенс половинного угла. Формулы приведения. Сумма и разность синусов. Сумма и разность косинусов. Основная цель — сформировать понятия синуса, косинуса, тангенса, котангенса числа; научить применять формулы тригонометрии для вычисления значений тригонометрических функций и выполнения преобразований тригонометрических выражений; научить решать простейшие тригонометрические уравнения зтх = а, созх = а при а = 1, -1, 0. 6. Тригонометрические уравнения (5ч) Уравнения созх = а, зтх= а, 1§х= а. Решение тригонометрических уравнений. Примеры решения простейших тригонометрических неравенств. Основная цель — сформировать умение решать простейшие тригонометрические уравнения; ознакомить с некоторыми приемами решения тригонометрических уравнений. 7. Повторение и решение задач (5ч) Числовые и буквенные выражения. Упрощение выражений. Уравнения. Системы уравнений. Неравенства. Элементарные функции. Раздел 3. Календарное планирование. № п/п Раздел, тема урока Кол-во Даты по плану часов Г л а ва 1. 2. 1. Д ей с т в и т е л ь н ы е ч и сла (6 часов) Повторение курса алгебры 7-9 классов. Функции. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия 3. 4. 5. 6. Арифметический корень натуральной степени. Степень с рациональным и действительным показателем Степень с рациональным и действительным показателем Урок обобщения и систематизации знаний 1 1 1 1 1 1 Г л а ва 2. С т еп ен н ая ф ун кц и я (4 часа) 7. 8. 9. 10. Степенная функция, её свойства и график. Взаимно обратные функции. Сложная функция Иррациональные неравенства Иррациональные неравенства 1 1 1 1 Г ла ва 3. П о к а за т ел ьн а я ф ун к ц и я (4 часа) 11. Показательная функция 12. Показательные уравнения 13. Системы показательных уравнений и неравенств 14. Системы показательных уравнений и неравенств 1 1 1 Г лава4. Л о га р и ф м и ч еск а я ф ун к ц и я (5 часа) 15. Свойства логарифмов 16. Логарифмическая функция 17. Логарифмические уравнения 1 18. Логарифмические неравенства 19. Логарифмические уравнения и неравенства 1 1 1 1 Г л а ва 5. Т ри го н о м ет р и ч ески е ф о р м ул ы (6 часов) 20. 21. 22. 23. Определения синуса, косинуса, тангенса Тригонометрические тождества Формулы двойных углов Формулы приведения 1 1 1 1