Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Махнёвская средняя обш СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом МБОУ «Махнёвская СОШ» (протокол от 25.03.2020 № 6) Положение об использовании электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ в МБОУ «Махнёвская СОШ» 1. Общие положения 1.1. Положение об использовании электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ (далее Положение) в МБОУ «Махнёвская СОШ» (далее - Организация) устанавливает цели, порядок применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, условия использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательной деятельности, регулирует отношения участников образовательной деятельности. 1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации», Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ», Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», Уставом и другими локальными актами Организации. 1.3. Основные термины, определения и сокращения, используемые в настоящем Положении: 1.3.1. Электронное обучение - организация образовательной деятельности применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников», фактически организация образовательной деятельности с использованием средств ИКТ и электронного контента (технологий доставки материала: размещение на сайтах; электронная почта; использование контента, уже размещенного кем-то в сети Интернет и т.п.; организации взаимодействия между участниками учебной деятельности: е-шаП, зкуре, юя, социальные сети, форумы и т.п.). 1.3.2. Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) - образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. 1.3.3. Дистанционное обучение -взаимодействие преподавателя и обучающихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебной деятельности компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность. 1.3.4. Система дистанционного обучения (далее - СДО) - это используемое лицензионное программное обеспечение, доступное через интернет, позволяющее осуществлять обучение с использованием дистанционных образовательных технологий. 1.3.5. Контент или электронный контент - (от англ. соп1еп1 - содержание) это абсолютно любое информационно значимое содержательное наполнение информационного ресурса или веб-сайта. Контентом называются тексты, мультимедиа, графика. Учебный контент - это контент, ориентированный на решение образовательных задач. 1.3.6. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) - это учебно методические материалы, содержащие систему обязательных для усвоения слушателями базовых знаний по образовательной программе и удовлетворяющие требованиям соответствующих учебных планов. 1.3.7. Электронный курс дистанционного обучения (ЭКДО) - это размещенный в СДО систематизированный (и, по возможности, интерактивный) учебный контент, предусматривающий взаимодействие между всеми участниками учебной деятельности, ориентированное на достижение диагностичных целей обучения. 1.3.8. Электронная информационно-образовательная среда (далее - ЭИОС) совокупность электронных информационных ресурсов, электронных образовательных ресурсов, информационных технологий, соответствующих технических средств, обеспечивающая освоение обучающимися образовательных программ. 2. Цели и задачи применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательной деятельности 2.1. Основной целью применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательной деятельности Организации является предоставление возможности повышения качества образования современных технических средств независимо от места их проживания, возраста, состояния здоровья и социального положения с учетом индивидуальных образовательных потребностей и на основе персонализации образовательной деятельности. 2.2. Задачи применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательной деятельности Организации: - повышение конкурентоспособности образовательных программ за счет совершенствования содержания, обеспечения его вариативности и создания возможности построения индивидуальных траекторий обучения; - расширение доступа обучающихся к современным образовательным технологиям и средствам обучения; - повышение эффективности учебной деятельности учащихся; - повышение эффективности организации образовательной деятельности; - стимулирование развития потребности у обучающихся в получении дополнительных знаний и интереса к учебе, способности к личностному самоопределению и самореализации; - формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения, - разработка учебных образовательных программ с учетом интеллектуальных особенностей контингента обучающихся; оказание информационно-методической поддержки педагогам, принимающим участие в подготовке одаренных детей к этапам Всероссийской олимпиады школьников, в подготовке учащихся старшего звена школы к ЕГЭ. 3. Требования к применению электронного обучения и дистанционных образовательных технологий 3.1. Условия применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. 3.1.1. Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии реализуются посредством создания электронной информационно-образовательной среды при условии наличия соответствующего учебно-методического, кадрового и технического обеспечения образовательной деятельности. 3.1.2. Составными элементами ЭИОС Организации являются: 3.1.2.1. Электронные информационные ресурсы Организации: 3.1.2.1.1. официальный сайт организации ЬПрз://таЬпеуо.ига15сЬоо1.ги/; 3.1.2.1.2. электронный дневник Дневник.ги. 3.1.2.2. Электронные образовательные ресурсы: 3.1.2.2.1. система дистанционного обучения (улулу.е1еатлгто.ш) 3.1.2.2.2. электронные учебно-методические комплексы (УМК); 3.1.2.2.3. программные и учебно-методические материалы в электронном виде и (или) на бумажных носителях; 3.1.2.2.4. электронные учебники; 3.1.2.2.5. вводные и модульные лекции, выполненные в виде теле лекций, слайд-лекций и аудио-лекций педагогов; 3.1.2.2.6. информационные и методические материалы по коллективным тренингам; 3.1.2.2.7. обучающие компьютерные программы; 3.1.2.2.8. профессиональные лабораторные работы; 3.1.2.2.9. тестовые базы для оперативного тестирования и тренинга; 3.1.2.2.10. базы вопросов промежуточной аттестации; 3.1.2.2.11. тексты по спискам основной и дополнительной научной и учебной литературы и информационно-справочные материалы 3.1.2.2.12. справочники, словари и т.д. (тексты в телекоммуникационной двухуровневой библиотеке); 3.1.2.2.13. методические материалы для организации самостоятельной работы обучающихся. 3.1.2.3. Система дистанционного обучения 3.1.2.3.1. Система дистанционного обучения включает в себя: • Электронные курсы дистанционного обучения на сайтах: Российская электронная школа (Ьйрз^/гезЬ.еёи.га/), Учи.ру (ЬПрз://исЫ.ги/). • Информационные материалы по Ьир://\ууАУ.акаёеткпта.ги/. Ьйрз://с1щёа1.рго5У.ги/ 3.1.3. Учебно-методическая помощь при реализации электронного обучения и обучения с использованием дистанционных образовательных технологий. 3.1.3.1. Для организации выполнения современных требований, развития ИКкомпетенций, используемыми при электронном или дистанционном обучении, Организация организовывает обучающие мероприятия (образовательные семинары, курсы повышения квалификации), а также методическое сопровождение педагогических работников (снабжение информацией, посещение специализированных конференций и другое) с использованием собственных и сторонних ресурсов. 3.1.3.2. Для родителей (законных представителей), обучающихся Организации проводятся индивидуальные консультации, размещаются информационные материалы на сайте ЬНрз://таЬпеуо.ига1зсЬоо1.ги/, раздаются памятки по работе с электронным контентом. Для обучающихся, которые не имеют возможности работать с электронным контентом (отсутствие технических возможностей, отсутствие Интернета, другие объективные обстоятельства) организована работа кабинета информатики, согласно графику, утвержденному приказом директора. 3.1.4. Дистанционное обучение предполагает наличие ЭКДО обеспечивающего системное обучение, а также полную или частичную автоматизацию обучения и контроля его качества. В случае использования элементов дистанционных образовательных технологий необходимо наличие соответствующего контента для его осуществления. 3.2. Виды и формы реализации образовательных программ с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. 3.2.1. Организация реализует обучение или его часть с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» формах получения образования и формах обучения или при их сочетании, при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся. 3.2.2. Педагог самостоятельно определяет объем аудиторной нагрузки и соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия преподавателя с обучающимся, и учебных занятий с применением дистанционных образовательных технологий. 3.3. Инфраструктура, обеспечивающая функционирование СДО: 3.3.1. Основной задачей формирования инфраструктуры является обеспечение непрерывного надежного доступа в СДО слушателей, преподавателей, учебно вспомогательного и административного персонала. 3.3.2. Доступ в СДО обеспечивается непрерывно (в круглосуточном режиме семь дней в неделю с коэффициентом доступности всех компонентов не ниже 99,5% в месяц) и из любой точки подключения к сети Интернет с заданными характеристиками канала связи. 3.3.3. Обучающимся предоставляются рабочие места для самостоятельной работы с ЭОР и специальным программным обеспечением. 3.3.4. Доступ ко всем сервисам СДО персонализированный (под единой учетной записью) и имеет единую точку входа (при наличии электронного курса все ссылки размещаются внутри курса). 3.3.5. Занятия, предполагающие применение электронного обучения, ДОТ, проводятся с использованием рабочих мест, обеспечивающих полноценную работу применяемых телекоммуникационных технологий, и информационных сервисов, обеспечивающих опосредованное (через сеть Интернет) взаимодействие преподавателя и слушателей. 3.3.6. Расписание занятий, проводимых с применением электронного обучения и ДОТ, утверждается руководителем с возможностей аудиторий. 3.4. Учебно-методическое обеспечение. учетом соответствия технических 3.4.1. Основу учебно-методического обеспечения учебной деятельности с применением ДОТ составляет ЭКДО, размещенные в СДО, разработанные в соответствии с соответствующими учебными планами образовательных программ. 3.4.2. Требования, порядок разработки ЭКДО регламентируется локальным актом. 3.4.3. ЭОР, используемые в ЭКДО, описание ЭКДО, необходимые учебно методические материалы хранятся в бумажном и/или электронном виде. 3.4.4. Все ЭКДО обновляются по мере необходимости. 3.5. Кадровое обеспечение. 3.5.1. Для реализации дистанционного обучения привлекается педагоги, которые регулярно (не реже 1 раз в три года) повышают квалификацию в области технологий дистанционного обучения и (или) информационно-коммуникационных технологий. 3.5.2. Администратор/технический специалист/заместитель директора по ИТ поддерживает работу компьютерной техники, средств связи и других технических средств обучения. 3.5.3. Учебно-вспомогательный персонал обеспечивает организационнометодическую поддержку учебной деятельности с применением ДОТ. 3.6. Техническое обеспечение: - компьютерные классы, оснащенные персональными компьютерами и/или ноутбуками с учетом количества слушателей; - лицензионное клиентское программное обеспечение для работы с программными продуктами и в СДО и доступа к локальным и/или удаленным серверам с учебной информацией и рабочими материалами; - телекоммуникационный канал с пропускной способностью, достаточной для организации образовательной деятельности и обеспечения оперативного доступа к учебно-методическим ресурсам (обязателен при использовании ДОТ); - проектор, экран, шеЬ-камера (при необходимости), колонки и/или наушники (при необходимости); - рабочее место педагога, оснащенное персональным компьютером (ноутбуком), колонками и микрофоном (наушниками), \уеЬ-камерой, соответствующим программным обеспечением для осуществления обучения; - рабочее место обучающегося (воспитанника), оснащенное персональным компьютером (ноутбуком, мобильное устройство), колонками и микрофоном (наушниками), луеЪ-камерой, соответствующим программным обеспечением для осуществления обучения. 4. Порядок организации образовательной деятельности при реализации электронного обучения, дистанционны х образовательных технологий 4.1. Учебная деятельность на основе электронного обучения, дистанционны образовательных технологий в Организации наряду с документами, указанными в п. 1.2. настоящего Положения, регламентируется локальными нормативно-правовыми актами, инструкциями и иными документами, не противоречащими законодательству Российской Федерации и Уставу Организации. 4.2. Особенности учебной деятельности с применением дистанционны образовательных технологий. 4.2.1. Внедрение ДОТ предусматривает применение ЭОР для проведения лекций, практических занятий и других видов занятий путем опосредованного (удаленного) контакта преподавателя и слушателей, а также проверки самостоятельных и контрольных работ, курсовых работ и проектов, проведения консультаций, зачетов и экзаменов и т.д. 4.2.2. Применение ДОТ предполагает сохранение объемов аудиторной работы с частичной или полной заменой непосредственного контакта с преподавателем и/или с лабораторной ресурсной базой на опосредованное взаимодействие через сеть Интернет. Применение ДОТ может сочетаться с проведением аудиторных занятий в реальных аудиториях. 4.3. Виды и формы учебной работы с использованием электронного обучения и ДОТ: - самостоятельная работа, включающая работу с содержимым ЭКДО, в том числе с сетевыми или автономными мультимедийными электронными учебниками и практикумами, выполнение индивидуальных домашних заданий, курсовых проектов, курсовых работ. - лекция, вебинар, в том числе лекция в сетевом классе в режиме потокового видео; - практическое и лабораторное занятие, в том числе компьютерный или виртуальный лабораторный практикум; - консультация индивидуальная и групповая; - контроль знаний (тестирование) и т.д. 4.4. Предоставление результатов самостоятельной работы (выполнение лабораторных, практических работ, проверка контрольных работ, руководство курсовым и дипломным проектированием, индивидуальное и групповое консультирование, различные виды текущих аттестаций) осуществляются посредством СДО, с помощью средств телекоммуникаций, либо в очном режиме. Формат предоставления и критерии оценки этих результатов определяется преподавателем с учетом специфики курса и доводится до сведения обучающихся перед началом изучения. 4.5. Информирование слушателей о результатах текущего контроля, промежуточной аттестации может осуществляться следующими способами: - через СДО; - через форум, электронную почту, зкуре и т.п.; - на очных, групповых и индивидуальных консультациях/занятиях. 4.6. Контроль качества освоения образовательных программ, реализуемых при помощи электронного обучения и/или ДОТ включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию, проводимых в соответствии с учебно тематическим планом. 4.7. Сопровождение образовательной деятельности на основе дистанционных образовательных технологий осуществляет заместитель директора по учебной работе. 4.7.1. Технологическое сопровождение: администрирование серверной части включает в себя настройку, обеспечение работы, корректировку серверной части. 4.7.2. Организационно-техническое сопровождение включает в себя регистрацию, удаление, восстановление логина и пароля пользователей, редактирование учетной записи. 4.7.3. Техническое сопровождение ЭКДО включает в себя создание курса и/или копии: распределение ролей, подключение к курсу слушателей и преподавателей; консультации по возникающим вопросам у пользователей. 5. Заключительные положения 5.1. Изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, утверждаются приказом руководителя Организации. 5.2. Во всех случаях, не предусмотренных настоящим Положением, следует руководствоваться действующим законодательством Российской Федерации и локальными нормативными актами Организации.