Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Махнёвская средняя обш
СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МБОУ «Махнёвская СОШ»
(протокол от 25.03.2020 № 6)
Положение об использовании электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ в
МБОУ «Махнёвская СОШ»
1. Общие положения
1.1. Положение об использовании электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ (далее Положение) в МБОУ «Махнёвская СОШ» (далее - Организация) устанавливает
цели, порядок применения электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий, условия использования электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий в образовательной деятельности, регулирует
отношения участников образовательной деятельности.
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным
законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской
Федерации», Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении
Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
при реализации образовательных программ», Приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования», Уставом и другими
локальными актами Организации.
1.3. Основные термины, определения и сокращения, используемые в
настоящем Положении:
1.3.1.
Электронное обучение - организация образовательной деятельности
применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации
образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку
информационных технологий, технических средств, а также информационно
телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи
указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических
работников»,
фактически организация
образовательной
деятельности
с
использованием средств ИКТ и электронного контента (технологий доставки
материала: размещение на сайтах; электронная почта; использование контента, уже
размещенного кем-то в сети Интернет и т.п.; организации взаимодействия между
участниками учебной деятельности: е-шаП, зкуре, юя, социальные сети, форумы и
т.п.).
1.3.2. Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) - образовательные
технологии, реализуемые в основном с применением информационно
телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии
обучающихся и педагогических работников.
1.3.3. Дистанционное обучение -взаимодействие преподавателя и
обучающихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебной
деятельности компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы,
средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий
или другими средствами, предусматривающими интерактивность.
1.3.4. Система дистанционного обучения (далее - СДО) - это используемое
лицензионное программное обеспечение, доступное через интернет, позволяющее
осуществлять обучение с использованием дистанционных образовательных
технологий.
1.3.5. Контент или электронный контент - (от англ. соп1еп1 - содержание) это абсолютно любое информационно значимое содержательное наполнение
информационного ресурса или веб-сайта. Контентом называются
тексты,
мультимедиа, графика. Учебный контент - это контент, ориентированный на
решение образовательных задач.
1.3.6. Электронные
образовательные ресурсы (ЭОР) - это учебно
методические материалы, содержащие систему обязательных для усвоения
слушателями базовых знаний по образовательной программе и удовлетворяющие
требованиям соответствующих учебных планов.
1.3.7. Электронный курс дистанционного обучения (ЭКДО) - это
размещенный в СДО систематизированный (и, по возможности, интерактивный)
учебный контент, предусматривающий взаимодействие между всеми участниками
учебной деятельности, ориентированное на достижение диагностичных целей
обучения.
1.3.8. Электронная информационно-образовательная среда (далее - ЭИОС) совокупность
электронных
информационных
ресурсов,
электронных
образовательных ресурсов, информационных технологий, соответствующих
технических средств, обеспечивающая освоение обучающимися образовательных
программ.
2. Цели и задачи применения электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий в образовательной деятельности
2.1. Основной целью применения электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий в образовательной деятельности Организации является
предоставление возможности повышения качества образования современных
технических средств независимо от места их проживания, возраста, состояния
здоровья и социального положения с учетом индивидуальных образовательных
потребностей и на основе персонализации образовательной деятельности.
2.2. Задачи применения электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий в образовательной деятельности Организации:
- повышение конкурентоспособности образовательных программ за счет
совершенствования содержания, обеспечения его вариативности и создания
возможности построения индивидуальных траекторий обучения;
- расширение доступа обучающихся к современным образовательным
технологиям и средствам обучения;
- повышение эффективности учебной деятельности учащихся;
- повышение эффективности организации образовательной деятельности;
- стимулирование развития потребности у обучающихся в получении
дополнительных знаний и интереса к учебе, способности к личностному
самоопределению и самореализации;
- формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе
дифференциации обучения,
- разработка учебных образовательных программ с учетом интеллектуальных
особенностей контингента обучающихся;
оказание
информационно-методической
поддержки
педагогам,
принимающим участие в подготовке одаренных детей к этапам Всероссийской
олимпиады школьников, в подготовке учащихся старшего звена школы к ЕГЭ.
3. Требования к применению электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий
3.1. Условия применения электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий.
3.1.1. Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии
реализуются посредством создания электронной информационно-образовательной
среды при условии наличия соответствующего учебно-методического, кадрового и
технического обеспечения образовательной деятельности.
3.1.2. Составными элементами ЭИОС Организации являются:
3.1.2.1. Электронные информационные ресурсы Организации:
3.1.2.1.1. официальный сайт организации ЬПрз://таЬпеуо.ига15сЬоо1.ги/;
3.1.2.1.2. электронный дневник Дневник.ги.
3.1.2.2. Электронные образовательные ресурсы:
3.1.2.2.1. система дистанционного обучения (улулу.е1еатлгто.ш)
3.1.2.2.2. электронные учебно-методические комплексы (УМК);
3.1.2.2.3. программные и учебно-методические материалы в электронном виде
и (или) на бумажных носителях;
3.1.2.2.4. электронные учебники;
3.1.2.2.5. вводные и модульные лекции, выполненные в виде теле лекций,
слайд-лекций и аудио-лекций педагогов;
3.1.2.2.6. информационные и методические материалы по коллективным
тренингам;
3.1.2.2.7. обучающие компьютерные программы;
3.1.2.2.8. профессиональные лабораторные работы;
3.1.2.2.9. тестовые базы для оперативного тестирования и тренинга;
3.1.2.2.10. базы вопросов промежуточной аттестации;
3.1.2.2.11. тексты по спискам основной и дополнительной научной и учебной
литературы и информационно-справочные материалы
3.1.2.2.12. справочники, словари и т.д. (тексты в телекоммуникационной
двухуровневой библиотеке);
3.1.2.2.13. методические материалы для организации самостоятельной работы
обучающихся.
3.1.2.3. Система дистанционного обучения
3.1.2.3.1. Система дистанционного обучения включает в себя:
• Электронные курсы дистанционного обучения на сайтах: Российская
электронная школа (Ьйрз^/гезЬ.еёи.га/), Учи.ру (ЬПрз://исЫ.ги/).
•
Информационные
материалы
по
Ьир://\ууАУ.акаёеткпта.ги/.
Ьйрз://с1щёа1.рго5У.ги/
3.1.3. Учебно-методическая помощь при реализации электронного обучения и
обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.
3.1.3.1. Для организации выполнения современных требований, развития ИКкомпетенций, используемыми при электронном или дистанционном обучении,
Организация организовывает обучающие мероприятия (образовательные семинары,
курсы повышения квалификации), а также методическое сопровождение
педагогических
работников
(снабжение
информацией,
посещение
специализированных конференций и другое) с использованием собственных и
сторонних ресурсов.
3.1.3.2. Для родителей (законных представителей), обучающихся Организации
проводятся индивидуальные консультации, размещаются информационные
материалы на сайте ЬНрз://таЬпеуо.ига1зсЬоо1.ги/, раздаются памятки по работе с
электронным контентом. Для обучающихся, которые не имеют возможности
работать с электронным контентом (отсутствие технических возможностей,
отсутствие Интернета, другие объективные обстоятельства) организована работа
кабинета информатики, согласно графику, утвержденному приказом директора.
3.1.4.
Дистанционное
обучение
предполагает
наличие
ЭКДО
обеспечивающего системное обучение, а также полную или частичную
автоматизацию обучения и контроля его качества. В случае использования
элементов дистанционных образовательных технологий необходимо наличие
соответствующего контента для его осуществления.
3.2.
Виды и формы реализации образовательных программ с использованием
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
3.2.1. Организация реализует обучение или его часть с применением
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
в
предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» формах получения образования и формах
обучения или при их сочетании, при проведении учебных занятий, практик,
текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся.
3.2.2. Педагог самостоятельно определяет объем аудиторной нагрузки и
соотношение
объема
занятий,
проводимых
путем
непосредственного
взаимодействия преподавателя с обучающимся, и учебных занятий с применением
дистанционных образовательных технологий.
3.3. Инфраструктура, обеспечивающая функционирование СДО:
3.3.1. Основной задачей формирования инфраструктуры является обеспечение
непрерывного надежного доступа в СДО слушателей, преподавателей, учебно
вспомогательного и административного персонала.
3.3.2. Доступ в СДО обеспечивается непрерывно (в круглосуточном режиме
семь дней в неделю с коэффициентом доступности всех компонентов не ниже 99,5%
в месяц) и из любой точки подключения к сети Интернет с заданными
характеристиками канала связи.
3.3.3. Обучающимся предоставляются рабочие места для самостоятельной
работы с ЭОР и специальным программным обеспечением.
3.3.4. Доступ ко всем сервисам СДО персонализированный (под единой
учетной записью) и имеет единую точку входа (при наличии электронного курса все
ссылки размещаются внутри курса).
3.3.5. Занятия, предполагающие применение электронного обучения, ДОТ,
проводятся с использованием рабочих мест, обеспечивающих полноценную работу
применяемых телекоммуникационных технологий, и информационных сервисов,
обеспечивающих опосредованное (через сеть Интернет) взаимодействие
преподавателя и слушателей.
3.3.6. Расписание занятий, проводимых с применением электронного обучения
и
ДОТ,
утверждается
руководителем
с
возможностей аудиторий.
3.4. Учебно-методическое обеспечение.
учетом
соответствия
технических
3.4.1. Основу учебно-методического обеспечения учебной деятельности с
применением ДОТ составляет ЭКДО, размещенные в СДО, разработанные в
соответствии с соответствующими учебными планами образовательных программ.
3.4.2. Требования, порядок разработки ЭКДО регламентируется локальным
актом.
3.4.3. ЭОР, используемые в ЭКДО, описание ЭКДО, необходимые учебно
методические материалы хранятся в бумажном и/или электронном виде.
3.4.4. Все ЭКДО обновляются по мере необходимости.
3.5. Кадровое обеспечение.
3.5.1. Для реализации дистанционного обучения привлекается педагоги,
которые регулярно (не реже 1 раз в три года) повышают квалификацию в области
технологий дистанционного обучения и (или) информационно-коммуникационных
технологий.
3.5.2. Администратор/технический специалист/заместитель директора по ИТ
поддерживает работу компьютерной техники, средств связи и других технических
средств обучения.
3.5.3. Учебно-вспомогательный персонал обеспечивает организационнометодическую поддержку учебной деятельности с применением ДОТ.
3.6. Техническое обеспечение:
- компьютерные классы, оснащенные персональными компьютерами и/или
ноутбуками с учетом количества слушателей;
- лицензионное клиентское программное обеспечение для работы с
программными продуктами и в СДО и доступа к локальным и/или удаленным
серверам с учебной информацией и рабочими материалами;
- телекоммуникационный канал с пропускной способностью, достаточной для
организации образовательной деятельности и обеспечения оперативного доступа к
учебно-методическим ресурсам (обязателен при использовании ДОТ);
- проектор, экран, шеЬ-камера (при необходимости), колонки и/или наушники
(при необходимости);
- рабочее место педагога, оснащенное персональным компьютером
(ноутбуком),
колонками
и
микрофоном
(наушниками),
\уеЬ-камерой,
соответствующим программным обеспечением для осуществления обучения;
- рабочее место обучающегося (воспитанника), оснащенное персональным
компьютером (ноутбуком, мобильное устройство), колонками и микрофоном
(наушниками), луеЪ-камерой, соответствующим программным обеспечением для
осуществления обучения.
4. Порядок организации образовательной деятельности при реализации
электронного обучения, дистанционны х образовательных технологий
4.1.
Учебная деятельность на основе электронного обучения, дистанционны
образовательных технологий в Организации наряду с документами, указанными в п.
1.2. настоящего Положения, регламентируется локальными нормативно-правовыми
актами,
инструкциями
и
иными
документами,
не
противоречащими
законодательству Российской Федерации и Уставу Организации.
4.2.
Особенности учебной деятельности с применением дистанционны
образовательных технологий.
4.2.1. Внедрение ДОТ предусматривает применение ЭОР для проведения
лекций, практических занятий и других видов занятий путем опосредованного
(удаленного) контакта преподавателя и слушателей, а также проверки
самостоятельных и контрольных работ, курсовых работ и проектов, проведения
консультаций, зачетов и экзаменов и т.д.
4.2.2. Применение ДОТ предполагает сохранение объемов аудиторной работы
с частичной или полной заменой непосредственного контакта с преподавателем
и/или с лабораторной ресурсной базой на опосредованное взаимодействие через
сеть Интернет. Применение ДОТ может сочетаться с проведением аудиторных
занятий в реальных аудиториях.
4.3. Виды и формы учебной работы с использованием электронного обучения
и ДОТ:
- самостоятельная работа, включающая работу с содержимым ЭКДО, в том
числе с сетевыми или автономными мультимедийными электронными учебниками и
практикумами, выполнение индивидуальных домашних заданий, курсовых
проектов, курсовых работ.
- лекция, вебинар, в том числе лекция в сетевом классе в режиме потокового
видео;
- практическое и лабораторное занятие, в том числе компьютерный или
виртуальный лабораторный практикум;
- консультация индивидуальная и групповая;
- контроль знаний (тестирование) и т.д.
4.4. Предоставление результатов самостоятельной работы (выполнение
лабораторных, практических работ, проверка контрольных работ, руководство
курсовым и дипломным проектированием, индивидуальное и групповое
консультирование, различные виды текущих аттестаций) осуществляются
посредством СДО, с помощью средств телекоммуникаций, либо в очном режиме.
Формат предоставления и критерии оценки этих результатов определяется
преподавателем с учетом специфики курса и доводится до сведения обучающихся
перед началом изучения.
4.5. Информирование слушателей о результатах текущего контроля,
промежуточной аттестации может осуществляться следующими способами:
- через СДО;
- через форум, электронную почту, зкуре и т.п.;
- на очных, групповых и индивидуальных консультациях/занятиях.
4.6. Контроль качества освоения образовательных программ, реализуемых при
помощи электронного обучения и/или ДОТ включает в себя текущий контроль
успеваемости, промежуточную аттестацию, проводимых в соответствии с учебно
тематическим планом.
4.7. Сопровождение образовательной деятельности на основе дистанционных
образовательных технологий осуществляет заместитель директора по учебной
работе.
4.7.1. Технологическое сопровождение: администрирование серверной части
включает в себя настройку, обеспечение работы, корректировку серверной части.
4.7.2. Организационно-техническое сопровождение включает в себя
регистрацию, удаление, восстановление логина и пароля пользователей,
редактирование учетной записи.
4.7.3. Техническое сопровождение ЭКДО включает в себя создание курса
и/или копии: распределение ролей, подключение к курсу слушателей и
преподавателей; консультации по возникающим вопросам у пользователей.
5. Заключительные положения
5.1. Изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение,
утверждаются приказом руководителя Организации.
5.2. Во всех случаях, не предусмотренных настоящим Положением, следует
руководствоваться действующим законодательством Российской Федерации и
локальными нормативными актами Организации.
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)