1
УТВЕР)
приказо
№ 142
ПОЛОЖЕНИЕ
об оказании логопедической помощи
в МБОУ «Махнёвская СОШ»
1. Общие положения
1.1. Положение об оказании логопедической помощи в МБОУ «Махнёвская СОШ» (далее
- Положение) регламентирует деятельность образовательной организации (далее - Организация), в
части оказания логопедической помощи обучающимся, имеющим нарушения устной и (или)
письменной речи (далее -обучающиеся) и трудности в освоении ими основных
общеобразовательных программ (в том числе адаптированных).
1.2. Задачами Организации по оказанию логопедической помощи являются:
организация и проведение логопедической диагностики с целью своевременного
выявления и последующей коррекции речевых нарушений обучающихся;
организация проведения логопедических занятий с обучающимися с выявленными
нарушениями речи;
организация пропедевтической логопедической работы с обучающимися по
предупреждению возникновения возможных нарушений в развитии речи, включая разработку
конкретных рекомендаций обучающимся, их родителям (законным представителям),
педагогическим работникам;
консультирование участников образовательных отношений по вопросам организации и
содержания логопедической работы с обучающимися.
2. Порядок оказания логопедической помощи
2.1. Логопедическая помощь оказывается образовательной организацией, а также в рамках
сетевой формы реализации образовательных программ'
2.2. При оказании логопедической помощи Организацией ведется документация согласно
приложению 1 к Положению.
2.3. Срок хранения документов составляет не менее трех лет с момента завершения
оказания логопедической помощи.
2.4. Логопедическая диагностика осуществляется не менее двух раз в год, включая
входное и контрольное диагностические мероприятия, продолжительностью не менее 15
календарных дней каждое.
Входное и контрольное диагностические мероприятия подразумевают проведение общего
срезового обследования обучающихся, обследование обучающихся по запросу родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, педагогических работников,
2
углубленное обследование обучающихся, имеющих нарушения устной и (или) письменной речи и
получающих логопедическую помощь с целью составления или уточнения плана коррекционной
работы учителя-логопеда и другие варианты диагностики, уточняющие речевой статус
обучающегося.
По
запросу
педагогических
работников
возможна
организация
внеплановых
диагностических мер в отношении обучающихся, демонстрирующих признаки нарушения устной
и (или) письменной речи. В случае инициации внеплановых диагностических мероприятий
педагогическим работником, им должна быть подготовлена педагогическая характеристика
обучающегося, демонстрирующего признаки нарушения устной и (или) письменной речи, и
оформлено обращение к учителю-логопеду. После получения обращения учитель-логопед
проводит диагностические мероприятия.
2.5.
Списочный состав обучающихся, нуждающихся в получении логопедической
помощи, формируется на основании результатов логопедической диагностики с учетом
выраженности речевого нарушения обучающегося, рекомендаций ПМПК, ППк.
Зачисление обучающихся на логопедические занятия может производиться в течение всего
учебного года.
Отчисление обучающихся с логопедических занятий осуществляется по мере преодоления
речевых нарушений, компенсации речевых особенностей конкретного ребенка.
Зачисление на логопедические занятия обучающихся, нуждающихся в получении
логопедической помощи, и их отчисление осуществляется на основании приказа директора школы.
2.6. Логопедические занятия с обучающимися проводятся в индивидуальной и (или)
групповой/подгрупповой формах. Количество и периодичность групповых/подгрупповых и
индивидуальных занятий определяется учителем- логопедом с учетом выраженности речевого
нарушения обучающегося, рекомендаций ПМПК, ППк.
2.7. Логопедические занятия с обучающимися проводятся с учетом режима работы
Организации .
2.8. Содержание коррекционной работы с обучающимися определяется учителемлогопедом на основании рекомендаций ПМПК, ППк и результатов логопедической диагностики.
2.9.
Логопедические занятия должны проводиться в помещениях, оборудованных с
учетом особых образовательных потребностей обучающихся и состояния их здоровья и
отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым к данным помещениям
(приложение № 5 к Положению).
2.10. В рабочее время учителя-логопеда включается непосредственно педагогическая
работа с обучающими из расчета 20 часов в неделю за ставку заработной платы, а также другая
педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или)
индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная и иная.
2.11. Консультативная деятельность учителя-логопеда заключается в формировании
единой стратегии эффективного преодоления речевых особенностей обучающихся при совместной
работе всех участников образовательного процесса (административных и педагогических
работников
Организации,
родителей
(законных
представителей),
которая
предполагает
3
информирование о задачах, специфике, особенностях организации коррекционно-развивающей
работы учителя-логопеда с обучающимся.
Консультативная деятельность может осуществляться через организацию:
постоянно действующей консультативной службы для родителей;
индивидуального и группового консультирования родителей (законных представителей),
педагогических и руководящих работников Организации;
информационных стендов.
3.
Логопедическая помощь при освоении образовательных программ
начального общего, основного общего и среднего общего образования
3.1.
Содержание и формы деятельности учителя-логопеда по оказанию помощи детям,
испытывающим трудности в освоении образовательных программ начального общего, основного
общего и среднего общего образования, определяются настоящим Положением.
3.2. Учащиеся могут получать логопедическую помощь независимо от формы
получения образования и формы обучения.
3.3. Периодичность проведения логопедических занятий:
1)
для учащихся с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об обучении по
адаптированной основной образовательной программе общего образования, определяется
выраженностью
речевого
нарушения
и
требованиями
адаптированной
основной
общеобразовательной программы и составляет (в форме групповых и (или) индивидуальных
занятий) не менее трех логопедических занятий в неделю для обучающихся с тяжелыми
нарушениями речи и не менее одного - двух логопедических занятий в неделю для других
категорий обучающихся с ОВЗ;
2)
для учащихся, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с рекомендациями об
оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в
освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
(проведении коррекционных занятий с учителем- логопедом), определяется выраженностью
речевого нарушения и составляет (в форме групповых и индивидуальных занятий) не менее двух
логопедических занятий в неделю;
3)
для учащихся, имеющих риск возникновения нарушений речи, выявленных по
итогам логопедической диагностики, определяется (в форме групповых и (или) индивидуальных
занятий) в соответствии с программой психолого-педагогического сопровождения, разработанной
и утвержденной Организацией.
3.4.
Продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с
санитарно-эпидемиологическими требованиями и составляет:
в 1 классах - групповое занятие - 35-40 мин, индивидуальное - 20-40 мин,
во 2 - 11 классах - групповое занятие - 40-45 мин, индивидуальное - 20-45 мин.
3.5. Рекомендуемая предельная наполняемость групповых занятий:
1)
для учащихся с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об обучении по
адаптированной основной образовательной программе общего образования, не более 6-8 человек;
4
2)
для учащихся, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с рекомендациями об
оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в
освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, не более
6-8 человек;
3)
для учащихся, имеющих риск возникновения нарушений речи, выявленных по
итогам логопедической диагностики, предельная наполняемость группы определяется программой
психолого-педагогического сопровождения, разработанной и утвержденной Организацией.
Приложение № 1
Документация при оказании логопедической помощи
1.
Программы и/или планы логопедической работы.
2.
Годовой план работы учителя-логопеда.
3.
Расписание занятий учителя-логопеда.
4.
Индивидуальные карты речевого развития обучающихся, получающих
логопедическую помощь.
5.
Журнал учета посещаемости логопедических занятий.
6.
Отчетная документация по результатам логопедической работы.
5
Приложение № 2
Директору МБОУ
«Махнёвская СОШ»
Согласие родителя (законного представителя) обучающегося на проведение
логопедической диагностики обучающегося
Я,
__________________
ФИО родителя (законного представителя) обучающегося
являясь родителем (законным представителем)
(нужное подчеркнуть)
(ФИО, класс, в котором обучается обучающийся, дата (дд.мм.гг.) рождения)
выражаю согласие на проведение логопедической диагностики моего ребенка.
«
»
20 г.
/
6
Приложение № 3
Директору МБОУ «Махнёвская
СОШ»
о т _______________________________
ФИО родителя (законного представителя)
•
Заявление
Я,
ФИО родителя (законного представителя) обучающегося
являясь родителем (законным представителем)
(нужное подчеркнуть)
(ФИО, класс, в котором обучается обучающийся, дата (дд.мм.гг.) рождения)
прошу организовать для моего ребенка логопедические занятия в соответствии с
рекомендациями
психолого-медико-педагогической
комиссии/
психолого
педагогического консилиума/ учителя-логопеда (нужное подчеркнуть).
«
»
20
г.
7
Приложение № 4
Педагогическая характеристика на обучающегося
(ФИО, дата рождения, класс)
Общие сведения'.
дата поступления в образовательную организацию;
образовательная программа (полное наименование);
особенности организации образования:
1.
2.
в классе;
класс: общеобразовательный, отдельный для обучающихся с ...;
3.
4.
на дому;
в медицинской организации;
5.
в форме семейного образования;
6.
сетевая форма реализации образовательных программ,
7.
с применением дистанционных технологий.
факты, способные повлиять на поведение и успеваемость ребенка (в образовательной
организации): переход из одной образовательной организации в другую образовательную
организацию (причины), перевод в состав другого класса, смена учителя начальных классов
(однократная, повторная), межличностные конфликты в среде сверстников; конфликт семьи с
организацией,
осуществляющей
образовательную
деятельность,
обучение
на
основе
индивидуального учебного плана, обучение на дому, повторное обучение, наличие частых,
хронических заболеваний или пропусков учебных занятий и др.;
состав семьи (перечислить, с кем проживает ребенок - родственные отношения и
количество детей/взрослых);
трудности, переживаемые в семье.
Информация об условиях
образовательной организации:
1.
и
результатах
образования
ребенка
в
Динамика освоения программного материала:
учебно-методический комплект, по которому обучается ребенок (авторы или
название);
соответствие объема знаний, умений и навыков требованиям программы.
2. Особенности, влияющие на результативность обучения: мотивация к обучению
(фактически не проявляется, недостаточная, нестабильная), сензитивностъ в отношениях с
педагогами в учебной деятельности (на критику обижается, дает аффективную вспышку протеста,
прекращает деятельность, фактически не реагирует, другое), качество деятельности при этом
(ухудшается, остается без изменений, снижается), эмоциональная напряженность при
8
необходимости публичного ответа, контрольной работы и пр. (высокая, неравномерная,
нестабильная, не выявляется), истощаемостъ (высокая, с очевидным снижением качества
деятельности и пр., умеренная, незначительная) и др.
3. Отношение семьи к трудностям ребенка (от игнорирования до готовности к
сотрудничеству), наличие других родственников или близких людей, пытающихся оказать
поддержку, факты дополнительных (оплачиваемых родителями (законными представителями))
занятий с ребенком (занятия с логопедом, дефектологом, психологом, репетиторство).
4. Получаемая
коррекционно-развивающая,
психолого-педагогическая
помощь
(конкретизировать); (занятия с логопедом, дефектологом, психологом, учителем начальных
классов - указать длительность, т.е. когда начались /закончились занятия).
5. Характеристики взросления:
хобби, увлечения, интересы (перечислить, отразить их значимость для обучающегося,
ситуативность или постоянство пристрастий, возможно наличие травмирующих переживаний например, запретили родители, исключили из секции, перестал заниматься из-за нехватки средств
и т.п.);
характер занятости во внеучебное время (имеет ли круг обязанностей, как относится
к их выполнению),
отношение к учебе (наличие предпочитаемых предметов, любимых учителей);
отношение к педагогическим воздействиям (описать воздействия и реакцию на них);
характер общения со сверстниками, одноклассниками (отвергаемый или
оттесненный, изолированный по собственному желанию, неформальный лидер);
значимость общения со сверстниками в системе ценностей обучающегося
(приоритетная, второстепенная);
значимость виртуального общения в системе ценностей обучающегося (сколько
времени, по его собственному мнению, проводит в социальных сетях);
способность критически оценивать поступки свои и окружающих, в том числе
антиобщественные проявления (не сформирована, сформирована недостаточно, сформирована «на
словах»);
самооценка;
принадлежность к молодежной субкультуре(ам);
особенности психосексуального развития;
религиозные убеждения (не актуализирует, навязывает другим);
отношения с семьей (описание известных педагогам фактов: кого слушается, к кому
привязан, либо эмоциональная связь с семьей ухудшена/ утрачена);
жизненные планы и профессиональные намерения.
Вывод об имеющихся признаках нарушения устной и (или) письменной речи,
9
являющихся причиной обращения к специалистам логопедической службы.
Приложения к характеристике (табель успеваемости, копии рабочих
тетрадей, результаты контрольных работ и другое).
«
»
20 г. /
/
Учитель-логопед, принявший обращение:
(указать ФИО, должность в 00)
Результат обращения:__________________________
«
»
20 г.
__________/____________________ /
Приложение № 5
Рекомендации по оснащению помещений для логопедических занятий
1. При оснащении помещений для логопедических занятий с детьми,
испытывающими трудности в освоении образовательных программ начального
общего, основного общего и среднего общего образования, рекомендуется
предусматривать рабочую зону учителя-логопеда, зону коррекционно-развивающих
занятий и сенсомоторную зону.
В рабочей зоне учителя-логопеда рекомендуется размещать мебель для
ведения профессиональной документации, хранения дидактического материала и
консультирования педагогов и родителей (законных представителей) детей; рабочую
зону учителя-логопеда рекомендуется оборудовать рабочим местом, канцелярией,
офисной оргтехникой.
Зону коррекционно-развивающих занятий рекомендуется оборудовать мебелью для
проведения индивидуальных и групповых логопедических занятий, приборами
дополнительного освещения, настенным зеркалом, учебными пособиями,
индивидуальным раздаточным и дидактическим материалами.
При оснащении сенсомоторной зоны рекомендуется предусматривать
полифункциональное, многопрофильное модульное оборудование, направленное на
максимальное раскрытие коммуникативных, сенсомоторных и творческих
возможностей обучающихся.