Приказ № 129.1 об утверждении положения о разработке и реализации специальной индивидуальной программы развития обучающихся

МБОУ «Махнёвская средняя общеобразовательная школа»
ПРИКАЗ
от 04 сентября 2023 года

№ 129/1
п.г.т. Махнёво

«Об утверждении Положения
о разработке и реализации специальной
индивидуальной программы развития обучающегося
в МБОУ «Махнёвская СОШ»»
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации», Порядком организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный
приказом Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021г. № 115,
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемое Положение разработке и реализации
специальной
индивидуальной
программы
развития
обучающихся
в МБОУ «Махнёвская СОШ».
2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Н.Г. Горбунова

Положение о разработке и реализации специальной
индивидуальной программы развития обучающегося
в МБОУ «Махнёвская СОШ»
1. Общие положения.
1.1. Положение о разработки и реализации специальной индивидуальной
программы развития обучающегося (далее — Положение) МБОУ «Махнёвская
СОШ» (далее - Школа) регулирует порядок составления и реализации
специальных индивидуальных программ развития обучающихся (далее - СИПР).
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии со следующими
нормативными документами:
□ Конституцией Российской Федерации (РФ)
□ Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» № 273-ФЗ (вредакции от 29.12.2012)
□ Конвенцией о правах инвалидов
□ письмом МОН РФ «Об организации работы по СИПР» №ТС-728/07 от
15.03.2018
□ Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 19.12.2014 № 1598 (ФГОС)
1.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и
дополнения вносятся решением педагогического совета. После принятия новой
редакции Положения предыдущая редакция утрачивает силу.
2. Основы разработки и реализации СИПР.
2.1. Широкий диапазон особых образовательных потребностей детей с
умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми
множественными нарушениями развития (ТМНР) вызывает необходимость
разработки СИПР для их обучения и воспитания.
2.2. Целью реализации СИПР является обретение обучающимся таких
жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально
возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач,
обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального
поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных
социальных контактов в доступных для него пределах.
2.3. Основанием для разработки СИПР является адаптированная основная
образовательная программа начального общего образования обучающихся с
нарушением зрения с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и
тяжелыми множественными нарушениями в развитии (вариант 3.4)) (АООП НОО
ТМНР). Школы на текущий учебный год.
3. Порядок разработки СИПР.
3.1. При поступлении обучающегося в Школу в соответствии с приказом
директора
Школы
специалисты
проводят
психолого-педагогическое
обследование с целью последующей разработки СИПР и определения
оптимальных условий ее реализации.
3.2. Психолого-педагогическое обследование ребенка включает:
□ изучение специалистами заключения ПМПК и другой предоставленной
на ребенка документации;

□ знакомство с семьей ребенка и условиями его обучения/воспитания в
семье;
□ сбор дополнительной информации у специалистов, осуществлявших
психолого-педагогическую работу с ребенком до школы;
□ проведение первичного психолого-педагогического обследования;
□ диагностический период в течение первого месяца посещения ребенком
школы.
3.3. На основе результатов психолого-педагогического обследования
ребенка, проводимого специалистами, составляется психолого-педагогическая
характеристика обучающегося, в которой дается оценка его актуального
состояния развития и определяется зона ближайшего развития.
3.4. Структура характеристики включает:
□ сведения о семье (социально-бытовые условия, взаимоотношения в
семье, отношение к ребенку);
□ данные о физическом здоровье, двигательном и сенсорном развитии
ребенка;
□ характеристика поведенческих и эмоциональных реакций ребенка,
наблюдаемых специалистами;
□ характерологические особенности личности ребенка (первично со слов
родителей);
□ особенности проявления познавательных процессов: восприятия,
внимания, памяти, мышления;
□ сформированность импрессивной и экспрессивной речи;
□ сформированность социально значимых навыков, умений;
□ потребность в уходе и присмотре; необходимый объем помощи со
стороны окружающих;
□ выводы по итогам оценки.
3.5. Содержание психолого-педагогической характеристики используется
экспертной группой для разработки СИПР.
3.6. Приказом директора Школы из учителей и специалистов, работающих
с обучающимся, формируется экспертная группа, назначается ее руководитель.
Родители (законные представители) обучающегося привлекаются к составлению
СИПР: предоставляют сведения о здоровье обучающегося и личные данные.
3.7. СИПР включает следующие разделы:
□ общие сведения: персональные данные обучающегося и его родителей,
заключение медико- психолого-педагогической комиссии;
□ характеристика ребенка;
□ индивидуальный учебный план (далее - ИУП);
□ содержание образования;
□ условия реализации потребности в уходе и в присмотре (при
необходимости);
□ внеурочная деятельность;
□ перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР;
□ программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося;
□ перечень необходимых технических средств общего и индивидуального
назначения, дидактических материалов, индивидуальных средств реабилитации,
необходимых для реализации СИПР;
□ средства мониторинга и оценки динамики обучения.

3.8. ИУП устанавливает доступный объем недельной нагрузки для
обучающегося по актуальным учебным предметам, коррекционным курсам,
внеурочной деятельности.
3.9. ИУП разрабатывается на основе учебного плана Школы и включает
индивидуальный набор учебных предметов и коррекционных курсов, выбранных
из общего учебного плана, с учетом индивидуальных образовательных
потребностей,
возможностей и особенностей развития конкретного
обучающегося.
3.10. Содержание образования включает перечень конкретных
образовательных задач для обучающегося, которые формулируются с учетом его
возможностей и особых образовательных потребностей, а также содержание
учебных предметов, коррекционных занятий и других программ, представленных
в АООП НОО ТМНР. Задачи образования формулируются в СИПР в качестве
возможных (планируемых) результатов обучения и воспитания ребенка на один
учебный год.
3.11. СИПР отражает потребности обучающегося в уходе и присмотре в
форме индивидуального графика с указанием времени, содержания деятельности
и лица, осуществляющего уход и присмотр, а также перечня необходимых
специальных материалов и средств.
3.12. Содержание деятельности по уходу может включать такие пункты, как
прием пищи, одевание, раздевание и забота о внешнем виде, передвижение,
совершение гигиенических процедур, соблюдение санитарных требований,
поддержка жизненно важных функций организма, реализация коммуникативных
и социально-эмоциональных потребностей.
3.13. Содержание деятельности по присмотру может включать такие
пункты, как: обеспечение безопасной среды, составление четких алгоритмов на
случай возникновения разных непредвиденных ситуаций, связанных с
безопасностью жизни и здоровья обучающихся, ведение журнала травм.
3.14. Внеурочная деятельность включается в структуру СИПР по заявлению
родителей. Она должна быть представлена планом мероприятий внеурочной
деятельности на текущий учебный год.
3.15. Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации
СИПР, должен включать всех учителей и специалистов, работающих с
обучающимся.
3.16. Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося
включает перечень направлений сотрудничества. Программа может содержать
следующие разделы:
□ психологическая поддержка семьи, консультации по всем вопросам
оказания психолого- педагогической помощи ребенку;
□ просвещение по вопросам воспитания и обучения ребенка-инвалида;
□ требования к ребенку и единые подходы к его воспитанию и обучению в
условиях образовательной организации и семьи;
□ задания, составленные специалистами Школы для занятий с ребёнком в
домашних условиях и пр.
3.17. Перечень необходимых технических средств общего и
индивидуального назначения, дидактических материалов, индивидуальных
средств реабилитации, необходимых для реализации СИПР.
3.18. Мониторинг и оценка динамики обучения планируются с учетом

критериев оценки, установленных АООП НОО ТМНР.
3.19.
Родители (законные представители) обучающегося должны быть
ознакомлены руководителем экспертной группы с содержанием СИПР до начала
работы по ней.
4. Порядок реализации СИПР.
4.1.
Реализация
СИПР
осуществляется экспертной
группой,
разрабатывавшей СИПР, и родителями (законными представителями) ребенка.
4.2. Реализация СИПР осуществляется по расписанию, составляемому
руководителем экспертной группы и утверждаемому директором Школы.
4.3. С учетом готовности обучающегося к пребыванию в группе
сверстников и содержания СИПР при составлении расписания выбирается форма
обучения (групповая или индивидуальная).
4.3.1. Групповые уроки/занятия с обучающимся проводятся в группе
детей, сформированной с учетом содержания предмета, включенного в СИПР
(при наличии схожих образовательных задач по предмету).
4.3.2. Индивидуальные уроки/занятия в случае необходимости
постоянного присмотра проводятся с обучающимся, имеющим выраженные
проблемы поведения (постоянный крик, постоянная вокализация, открытая
направленная на окружающих и предметы агрессия, частая самоагрессия и т.п.),
обучающимся, не готовым к пребыванию в группе сверстников, а также в случае
необходимости решения включенных в СИПР образовательных задач, которые
существенно отличаются от задач других обучающихся группы сверстников.
4.4. В случае преодоления проблем и нарастания уровня готовности
обучающегося к пребыванию в группе сверстников в течение учебного года
форма обучения и расписание могут быть изменены.
4.5. По всем учебным предметам учителя должны составлять календарно­
тематическое планирование, соответствующее содержанию СИПР.
4.6. Методы, приемы обучения выбираются каждым учителем и
специалистом, работающими с обучающимся, самостоятельно с учетом
особенностей развития ребенка, целей и содержания СИПР.
4.7. Оценка успешности реализации СИПР происходит в ходе текущей,
промежуточной и итоговой аттестации обучающегося. В ходе аттестации
участники экспертной группы оценивают уровень сформированное™
представлений, действий, определенных СИПР.
4.8. Порядок организации текущей и промежуточной аттестации
обучающегося регулируется соответствующим локальным актом Школы.
4.9. В конце каждого учебного года на основе анализа данных на
обучающегося составляется повторная характеристика, делаются выводы и
ставятся задачи для составления СИПР на следующий учебный год.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».