Дополнительная общеобразовательная программа Спортивные игры

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Махнёвская средняя общеобразовательная школа»

Дополнительная общеобразовательная программа
«Спортивные игры»
Возраст обучающихся: 11-15 лет
Срок реализации: 1 год

Разработчик:
Педагог дополнительного образования
Дадобаева С.Е.

п.г.т. Махнёво
2021 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная программа «ОФП» составлена в
соответствии с нормативными документами:
1. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в
Российской Федерации» ст.75
2. Концепция развития дополнительного образования детей
(Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09. 2014 № 1726р).
3. «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020года № 28 об утв. СанПиН СП 2.4.3648-20.
4. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г.
№
09-3242.
«Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)».
Рабочая программа разработана для реализации в основной школе.
Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной базы и местных
климатических условий.
Направленность общеразвивающей программы: физкультурноспортивная.
Актуальность программы заключается в том, что она ориентирована,
прежде всего, на реализацию двигательной потребности ребенка с учетом его
конституционных особенностей и физических возможностей.
В основу концепции программы легло знание о том, что все дети любят
играть. Играя, они лучше осваивают различного рода физические, а в
определенной мере и нравственные навыки. Играя в различные спортивные
игры, в частности - в волейбол, баскетбол, футбол - они учатся жить.
Когда дети осваивают сначала элементарные, а затем и более сложные
навыки спортивных игр, выполняют различные приемы, у них лучше
создается представление о движении. Повышенный интерес школьников к
занятиям по физической культуре через реализацию мгновенно меняющихся
игровых ситуаций и в процессе тренировочных упражнений, и в процессе
игры создает благоприятный психо-эмоциональный фон для изучения
требуемого двигательного действия.
Адресат общеразвивающей программы:
Обучающиеся 11-15 лет. Набор детей в группы проводится без
предварительного отбора. Программа построена с учётом возрастных
психофизических особенностей и направлена на подготовку к более

сложным движениям, и физической нагрузке, укрепления всех мышц,
которые способствуют координации движений.
Количество обучающихся в группе 20-25 человек
Психологические, физиологические и физические особенности
развития детей среднего школьного возраста
Особенности учебной деятельности детей определяются их возрастным
физиологическими, психологическими и физическими особенностями.
В данном возрасте происходит половое созревание. Усиливается
деятельность желез внутренней секреции, в частности половых желез.
Появляются вторичные половые признаки. Организм подростка
обнаруживает большую утомляемость, обусловленную кардинальными
переменами в нем.
Внимание произвольно, избирательно. Подросток может долго
сосредотачиваться на интересном материале.
Запоминание в понятиях, непосредственно связанное с осмысливанием,
анализом и систематизацией информации, выдвигается на первый план.
В подростковом возрасте происходит интенсивное нравственное и
социальное формирование личности. Идет процесс формирования
нравственных идеалов и моральных убеждений. Часто они имеют
неустойчивый, противоречивый характер.
Организация учебной деятельности подростков – важнейшая и
сложнейшая задача. Ученик среднего школьного возраста вполне способен
понять аргументацию педагога, родителя, согласиться с разумными
доводами. Однако в виду особенностей мышления, характерных для данного
возраста, подростка уже не удовлетворит процесс сообщения сведений в
готовом, законченном виде. Ему захочется проверить их достоверность,
убедиться в правильности суждений. Споры с учителями, родителями,
приятелями – характерная черта данного возраста. Их важная роль
заключается в том, что они позволяют обменяться мнениями по теме,
проверить истинность своих воззрений и общепринятых взглядов, проявить
себя.
Следует предлагать подросткам сравнивать, находить общие и
отличительные черты, выделять главное, устанавливать причинно –
следственные
связи,
делать
выводы.
Важно
также
поощрять
самостоятельность мышления, высказывание школьником собственной точки
зрения.
Особенности внимания обуславливают особо тщательный подход к
отбору содержания материала при организации учебной деятельности. Для
подростка большое значение будет иметь информация интересная,
увлекательная, которая стимулирует его воображение, заставляет задуматься.

Но легкая возбудимость, интерес к необычному, яркому, часто становятся
причиной непроизвольного переключения внимания.
Хороший эффект дает периодическая смена видов деятельности.
Необходимо акцентировать внимание подростков на связь
приобретаемых знаний с практической жизнью.
Особенности физического развития детей среднего школьного
возраста
В подростковом периоде значительно увеличиваются темпы роста
скелета до 7-10 см, массы тела - до 4,5-9 кг в год. Мальчики отстают в темпах
прироста массы и длины тела от девочек на 1—2 года. Еще не закончен
процесс окостенения. Длина тела увеличивается в основном за счет роста
туловища. Мышечные волокна, развиваясь, не успевают за ростом трубчатых
костей в длину. Изменяются состояние натяжения мышц и пропорции тела.
Мышечная масса после 13—14 лет у мальчиков увеличивается быстрее, чем
у девочек. К 14-15 годам структура мышечных волокон приближается к
морфологической зрелости.
Сердце интенсивно растет, растущие органы и ткани предъявляют к
нему усиленные требования, повышается его иннервация. Рост кровеносных
сосудов отстает от темпов роста сердца, поэтому повышается кровяное
давление, нарушается ритм сердечной деятельности, быстро наступает
утомление. Ток крови затруднен, нередко возникает одышка, появляется
ощущение сдавленности в области сердца.
Морфологическая структура грудной клетки ограничивает движение
ребер, потому дыхание частое и поверхностное, хотя легкие растут и
дыхание совершенствуется. Увеличивается жизненная емкость легких,
окончательно формируется тип дыхания: у мальчиков — брюшной, у девочек
— грудной.
Половые различия мальчиков и девочек влияют на размеры тела и
функциональные возможности организма. У девочек по сравнению с
мальчиками формируется относительно длинное туловище, короткие ноги,
массивный тазовый пояс. Все это снижает их возможности в беге, прыжках,
метаниях по сравнению с мальчиками. Мышцы плечевого пояса развиты
слабее, чем у мальчиков, и это влияет на результаты в метании,
подтягивании, упорах, лазании, но им лучше даются ритмичные и
пластичные движения, упражнения в равновесии и на точность движений.
Функциональное состояние нервной системы находится под
усиленным влиянием желез внутренней секреции. Для подростков
характерна повышенная раздражительность, быстрая утомляемость,
расстройство сна. Очень чутки подростки к несправедливым решениям,
действиям. Внешние реакции по силе и характеру неадекватны вызывающим
их раздражителям.

Мальчики часто переоценивают свои двигательные возможности,
пытаются разобраться во всем сами, сделать все своими силами. Девочки
менее уверенны в своих силах.
Подростки очень чувствительны к оценкам взрослых, остро реагируют
на какие-либо ущемления их достоинства, не терпят поучений, особенно
длительных.
При организации физического воспитания в этом возрасте
нежелательны чрезмерные нагрузки на опорно-двигательный, суставносвязочный и мышечный аппарат. Они могут спровоцировать задержку роста
трубчатых костей в длину и ускорить процесс окостенения. Упражнения на
гибкость требуют предварительного проведения подготовительных
упражнений, разогревающих мышцы и связки, и упражнений на
расслабление задействованных мышечных групп. Нельзя выполнять
движения слишком резко. Продолжать уделять внимание правильной осанке.
Упражнения, оказывающие значительные нагрузки на сердце, чередовать с
дыхательными упражнениями. Плохо переносятся продолжительные
интенсивные нагрузки, поэтому, например, интенсивный бег рекомендуется
чередовать с ходьбой.
Необходимо широко использовать специальные дыхательные
упражнения с целью углубления дыхания. Учить дышать глубоко, ритмично,
без резкой смены темпа.
Не рекомендуется объединять в одну группу мальчиков и девочек.
Одинаковые для мальчиков и девочек упражнения выполняются с разной
дозировкой и в разных упрощенных для девочек условиях. Нагрузка
дозируется с учетом индивидуальных данных каждого учащегося. Для
девочек рекомендуется использовать различные виды аэробики и
упражнения, выполняемые под музыку.
Объем общеразвивающей программы: 35 часов.
Срок освоения общеразвивающей программы: 1 год.
Режим занятий: Режим работы в неделю составляет 1 час,
наполняемость учебных групп – 20-25 человек.
Уровень программы: базовый.
Формы обучения и виды занятий
Занятия проводятся на основе общих методических принципов.
Используются методы наглядности (показ упражнения, демонстрация
наглядных пособий), игровой и соревновательный. При изучении
общеразвивающих упражнений, комплексов и игр показ должен быть
целостным и образцовым, а объяснение – элементарным и простым.
Виды занятий:
- групповые и индивидуальные формы занятий – теоретические,
практические, комбинированные. Комбинированная форма используется

чаще и включает теоретическую: беседу, инструктаж, просмотр иллюстраций
– и практическую части: ОФП и игры.
Формы подведения результатов: соревнования.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
Цель программы - укрепление здоровья, содействие правильному
физическому развитию детей, воспитание осознанной необходимости
заниматься спортом.
Задачи программы:
Обучающие:
-формирование и совершенствование у школьников двигательных
умений и навыков, обучение новым видам движений и двигательным
действиям;
-обеспечение усвоения систематизированных знаний;
-формирование правильного отношения к физкультурным занятиям,
мероприятиям;
-формирование у детей жизненно важных двигательных навыков и
умений, способствующих укреплению здоровья;
-формирование навыков правильной осанки при статических
положениях и передвижениях.
Развивающие:
- развитие основных двигательных качеств (силы, быстроты, ловкости,
выносливости) в соответствие с возрастом;
-развитие силы, уравновешенности, подвижности нервной системы.
-развитие способностей:
а) координационные (умения рационально выполнять движения и
двигательные действия);
б) скоростные (развитие способности выполнять двигательные
действия в максимальном темпе за максимальный промежуток времени;
проявление решительности и уверенности в действиях);
в) силовые (умения преодолевать физические трудности; воспитывать
силу воли, настойчивость в достижении поставленной цели);
г) выносливости (проявление волевых качеств: целеустремленности,
выдержки, развитие способности выполнять физические упражнения без
снижения их интенсивности);
д) гибкости (развитие подвижности в суставах).
Воспитательные:
-способствовать проявлению смелости, настойчивости, решительности,
уверенности в своих силах с помощью подбора физических упражнений,
соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям детей;

- воспитывать дисциплинированность, чувство коллективизма, чувство
дружбы и товарищества;
-обеспечивать социальное формирование личности ребенка, развитие
его творческих сил и способностей;
-создавать условия для проявления положительных эмоций;
-воспитывать у школьников устойчивый интерес и привычку к
систематическим занятиям физической культурой и спортом.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№

Название раздела,

п/п

темы

Количество часов
Всего

Теория

Практика

Формы
контроля

1

Баскетбол

11

3

8

Соревнование

2

Волейбол

12

3

9

Соревнование

3

Футбол

12

3

9

Соревнование

ИТОГО

35

9

26

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Общая физическая подготовка
Основная стойка, построение в шеренгу. Упражнения для
формирования осанки. Общеукрепляющие упражнения с предметами и без
предметов.
Ходьба на носках, пятках, в полу приседе, в приседе, быстрым
широким шагом. Бег по кругу, с изменением направления и скорости.
Высокий старт и бег со старта по команде. Бег с преодолением препятствий.
Челночный бег 3х10 метров, бег до 8 минут. Прыжки с поворотом на 90°,
180º, с места, со скакалкой, с высоты до 40 см, напрыгивание на скамейку.
Метание малого мяча на дальность и в цель. метание на дальность отскока от
стены, щита. Лазание по гимнастической стенке, канату. Кувырки, перекаты,
стойка на лопатках, акробатическая комбинация. Упражнения в висах и
упорах.
Баскетбол
Основы знаний. Основные части тела. Мышцы, кости и суставы. Как
укрепить свои кости и мышцы. Физические упражнения. Режим дня и режим
питания.
Специальная подготовка. Броски мяча двумя руками стоя на месте (мяч
снизу, мяч у груди, мяч сзади над головой); передача мяча (снизу, от груди,
от плеча); ловля мяча на месте и в движении – низколетящего и летящего на
уровне головы.
Стойка игрока, передвижение в стойке. Остановка в движении по
звуковому сигналу. Подвижные игры: «Охотники и утки», «Летает – не
летает»; игровые упражнения «Брось – поймай», «Выстрел в небо» с малыми
и большими мячами.

Волейбол
Основы знаний. Волейбол – игра для всех. Основные линии разметки
спортивного зала. Положительные и отрицательные черты характера.
Здоровое питание. Экологически чистые продукты. Утренняя физическая
зарядка.
Специальная подготовка. Специальная разминка волейболиста. Броски
мяча двумя руками стоя в стену, в пол, ловля отскочившего мяча,
подбрасывание мяча вверх и ловля его на месте и после перемещения.
Перебрасывание мяча партнёру в парах и тройках - ловля мяча на месте и в
движении – низко летящего и летящего на уровне головы.
Стойка игрока, передвижение в стойке. Подвижные игры: «Брось и
попади», «Сумей принять»; игровые упражнения «Брось – поймай», «Кто
лучший?»
Футбол
Основы знаний. Влияние занятий футболом на организм школьника.
Причины переохлаждения и перегревания организма человека. Признаки
простудного заболевания.
Специальная подготовка. Удар внутренней стороной стопы по
неподвижному мячу с места, с одного-двух шагов; по мячу, катящемуся
навстречу. Передачи мяча в парах. Подвижные игры: «Точная передача»,
«Попади в ворота».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В процессе обучения и воспитания, собственных установок,
потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового
образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются
познавательные,
личностные,
регулятивные,
коммуникативные
универсальные учебные действия.
Дополнительная образовательная программа физического воспитания
учащихся
предусматривает
достижение
следующих
результатов
образования:
➢Личностными результатами программы является формирование
следующих умений:
•определять и высказывать простые и общие для всех людей правила
поведения при сотрудничестве (этические нормы);
•в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества,
опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор при
поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
➢Метапредметными результатами программы является формирование
следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
•определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью
педагога, а далее самостоятельно;
•проговаривать последовательность действий;

•уметь высказывать своё предположение (версию) на основе данного
задания,
уметь работать по предложенному педагогом плану, а в
дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность;
•средством формирования этих действий служит технология
проблемного диалога на этапе изучения нового материала;
•учиться совместно с педагогом и другими воспитанниками давать
эмоциональную оценку деятельности команды на занятии.
Средством формирования этих действий служит технология
оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
•добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию,
полученную на занятии;
•перерабатывать полученную информацию: делать выводы в
результате совместной работы всей команды;
Средством формирования этих действий служит учебный материал и
задания.
Коммуникативные УУД:
•умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль.
Слушать и понимать
речь других;
•совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и
следовать им;
•учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в
парах и малых группах.
Оздоровительные результаты программы:
➢осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и
выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни
и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни
и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих
спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
➢социальная адаптация детей, расширение сферы общения,
приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение:
1. Мячи баскетбольные, волейбольные,
2. скакалки,
3. гимнастические скамейки,

4. баскетбольные кольца,
5. волейбольная сетка,
6. гимнастические маты,
7. шведская стенка.
Место проведения: класс (для теоретических занятий), спортивный
зал.
Инвентарь: волейбольные мячи, баскетбольные мячи, кегли, скакалки;
теннисные мячи, малые мячи, гимнастическая стенка, гимнастические
скамейки, сетка волейбольная, щиты с корзинами, секундомер, маты,
ракетки, обручи.
Данная программа реализуется на базе МБОУ «Махнёвская СОШ»
Информационное обеспечение:
-компьютер,
- Интернет.
Кадровое обеспечение:
реализация
образовательной
программы
обеспечивается
педагогическими работниками и другими работниками, имеющими
соответствующее образование.
Требования к образованию и обучению педагога дополнительного
образования: высшее, либо среднее профессиональное образование в рамках
иного направления подготовки высшего образования и специальностей
среднего профессионального образования при условии его соответствия,
дополнительным образовательным предпрофессиональным программам,
реализуемым организацией, осуществляющей образовательную деятельность
и, получение при необходимости, после трудоустройства, дополнительного
профессионального образования по направлению подготовки «Образование и
педагогические науки».
Методическое обеспечение:
На занятиях в зависимости от содержания используются следующие
методы обучения:
• словесный (рассказ, объяснение, беседа);
• игровой
• объяснительно-иллюстративный (слушание, сравнение, запоминание);
• практический (упражнения)
• наглядный (показ видеофильмов);
• репродуктивный (повторение за педагогом)
Педагогические технологии
Образовательная деятельность организована в форме теоретических и
практических занятий, включающих групповую работу, работу в парах,
монолог-диалог, контроль качества знаний.
Модель учебного занятия представляет собой последовательность
этапов в процессе усвоения знаний обучающимися, построенных на смене

видов деятельности: восприятие, осмысление, запоминание, применение.
Дидактические материалы включают задания, упражнения

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
грамота, диплом, журнал посещаемости, протокол соревнований, фото, отзыв
детей и родителей, свидетельство (сертификат).
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
диагностическая карта, олимпиада, праздник, слет, соревнование, фестиваль
и др.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.
Баршай В.М. Методическое пособие по прикладной гимнастике.
– Ростов – на – Дону : РГПУ, 1999
2.
Внеурочная деятельность в соответствие с ФГОС. Лёгкая
атлетика. Пособие для учителей и методистов. Авторы Г.А. Колодницкий,
В.С. Кузнецов, М.В. Маслов. – М.: Просвещение, 2013.
3.
Здоровьесберегающая деятельность. В соответствие с ФГОС.
Планирование. Рекомендации. Мероприятия. Авторы-составители Н.В.
Лободина, Т.Н. Чурилова. – Волгоград: Учитель, 2013.
4.
Строевая и физическая подготовка. Пособие. Авторы Н.Я.
Косарин, К.Е. Швидченко. – М.: Военное издательство, 1970.
5.
Техника безопасности и охрана здоровья. Практическое пособие.
М.М. Масленников. – М.: АРКТИ, 2006.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».