Дополнительная общеобразовательная программа Физический практикум

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«Махнёвская средняя общеобразовательная школа»»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Физический практикум»

Класс/ классы: 7-8 классы
Срок реализации: 1 год
Количество часов в год: 68 часов
Составитель: Гусева Светлана Геннадьевна

пгт.Махнёво
2023 год

Основные характеристики дополнительной общеразвивающей программы
1.1

Пояснительная записка

Дополнительная
общеразвивающая
программа
естественнонаучной
направленности «Физический практикум» разработана в соответствии с
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», приказом Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 №2196
«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», а также в
соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций,
реализующих дополнительные общеобразовательные программы.
Освоение ее содержания способствует формированию научных
представлений у обучающихся на основе изучения процессов и явлений,
происходящих в природе. Это существенно влияет на развитие интеллектуальных
и творческих способностей личности ребенка.
Направленность (профиль) программы
Программа курса «Физический практикум» - образовательная,
модифицированная, естественно-научного направления, ориентированная на
активное приобщение детей к познанию окружающего мира, выполнению работ
исследовательского характера, решению разных типов задач, постановке
эксперимента, работе с дополнительными источниками информации, в том числе
электронными.
Актуальность программы
Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими
физики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями физики в
современной школе. Основными средствами такого воспитания и развития
способностей учащихся являются экспериментальные исследования и задачи.
Умением решать задачи характеризуется в первую очередь состояние подготовки
учащихся, глубина усвоения учебного материала. Решение нестандартных задач и
проведение
занимательных
экспериментальных
заданий
способствует
пробуждению и развитию у них устойчивого интереса к физике. В процессе
обучения решаются проблемы дополнительного образования детей:
• увеличение занятости детей в свободное время;
• организация полноценного досуга;
• развитие личности в школьном возрасте.
Педагогическая целесообразность
Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими
физики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями физики в
современной школе. Основными средствами такого воспитания и развития
способностей учащихся являются экспериментальные исследования и задачи.
Умением решать задачи характеризуется в первую очередь состояние подготовки
учащихся, глубина усвоения учебного материала.
Решение
нестандартных
задач
и
проведение
занимательных
экспериментальных заданий способствует пробуждению и развитию у них
устойчивого интереса к физике. Данное направление работы имеет широкие
возможности для проектной деятельности.
• Занятия помогут выработать обучающимся понятийный аппарат о природе
физических явлений. В зависимости от года обучения материал систематизируется,

расширяется и усложняется. Одним из направлений работы кружка является
подготовка обучающихся к итоговой аттестации за курс средней школы по
предмету физика. Форма работы кружка позволяет ребятам приобрести
уверенность в своих знаниях через повышение функциональной грамотности, что
существенно улучшает эмоциональное и психологическое состояние подростков.
Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью данной образовательной программы является
направленность на формирование учебно-исследовательских навыков, различных
способов деятельности учащихся.
Режим занятий: занятия проводятся согласно утвержденному расписанию
образовательной организации. Периодичность проведения занятий - 1 раз в неделю
по 1 академическому часу в каждой параллели.
Формы занятий: беседа, лекция, практикум, работа с тестами, вечера физики,
экскурсии, проектная работа, лабораторные работы.
Виды деятельности: решение разных типов задач, занимательные опыты по
разным разделам физики, применение ИКТ, занимательные экскурсии в область
истории физики, применение физики в практической жизни.
Возрастной уровень обучающихся: 13-15 лет (7-8 классы).
Срок реализации: 1 год.
1.2. Цель и задачи программы
Цель:
формирование
научного
мировоззрения
и
опыта
научно-исследовательской деятельности.
Задачи:
1. Образовательные: способствовать самореализации учащихся в изучении
конкретных тем физики, развивать и поддерживать познавательный интерес к
изучению физики как науки, знакомить обучающихся с последними достижениями
науки и техники, научить решать задачи нестандартными методами, развивать
познавательный интерес при выполнении экспериментальных исследований с
использованием информационных технологий.
2. Воспитательные: воспитывать убежденность в возможности познания
законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и
техники, воспитание уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как
к элементу общечеловеческой культуры.
3. Развивающие: развивать умения и навыки обучающихся самостоятельно
работать с научно-популярной литературой, умения практически применять
физические знания в жизни, использовать измерительные приборы для решения
исследовательской и опытнической работы, формировать у обучающихся
активность и самостоятельность, инициативность, повышать культуру общения и
поведения.

2. Содержание программы
2.1 Учебный (тематический) план
7 класс
Количество часов
Всего
Содержание разделов
Введение

Теория

Практика

Формы контроля

1

1

-

Опрос

Роль эксперимента в жизни
человека
Механика

3

2

1

Лабораторная работа.

8

4

4

Лабораторная работа.

Гидростатика

12

5

7

Лабораторная работа.
Защита проекта

Статика

10

3

7

Лабораторная работа.
Тестовая работа.

Итого

34

15

19

8 класс
Количество часов
Всего

Теория

Практика

Формы контроля

Содержание разделов
Введение

1

1

-

Опрос

Тепловые явления

12

4

8

Электрические явления

8

4

4

Лабораторная работа.
.
Лабораторная
работа.

Электромагнитные явления

3

2

1

Лабораторная работа.

Световые явления

7

4

3

Лабораторная работа.

Человек и природа

3

3

-

Защита проекта

34

18

16

Тепловые явления
Итого

2.2 Содержание курса (68 ч)
Введение. Вводное занятие. Цели и задачи курса. Техника безопасности.
Роль эксперимента в жизни человека.
Теория: Изучить основы теории погрешностей. Погрешности прямых и
косвенных измерений, максимальная погрешность косвенных измерений, учет
погрешностей измерений при построении графиков. Представление результатов
измерений в форме таблиц и графиков.
Практика: Основы теории погрешностей применять при выполнении
экспериментальных задач, практических работ. (с использованием оборудования
«Точка роста»)
Характеристика основных видов деятельности:
Приводить примеры объектов изучения физики (физические явления,
физическое тело, вещество, физическое поле). Наблюдать и анализировать
физические явления (фиксировать изменения свойств объектов, сравнивать их и
обобщать). Познакомиться с экспериментальным методом исследования природы.
Сборка приборов и конструкций. Использование измерительных приборов.
Выполнение лабораторных и практических работ. Диагностика и устранение
неисправностей
приборов. Выстраивание гипотез на основании имеющихся данных.
Механика.
Теория: Равномерное и неравномерное движение. Графическое представление
движения. Решение графических задач, расчет пути и средней скорости
неравномерного движения. Понятие инерции и инертности. Центробежная сила.
Применение данных физических понятий в жизнедеятельности человека. Сила
упругости, сила трения.
Практика: Исследование зависимости силы упругости, возникающей в
пружине, от степени деформации пружины. Определение коэффициента трения на
трибометре. (с использованием оборудования «Точка роста»)
Исследование зависимости силы трения от силы нормального давления.
Характеристика основных видов деятельности:
Анализ таблиц, графиков, схем. Поиск объяснения наблюдаемым событиям.
Определение свойств приборов по чертежам и моделям. Анализ возникающих
проблемных ситуаций. Изображать систему координат, выбирать тело отсчёта и
связывать его с системой координат. Использовать систему координат для
изучения прямолинейного движения тела. Сборка приборов и конструкций.
Использование измерительных приборов. Выполнение лабораторных и
практических работ (с использованием оборудования «Точка роста»).
Диагностика и устранение неисправностей приборов. Выстраивание гипотез на
основании имеющихся данных. Конструирование и моделирование. Выполнение
заданий по усовершенствованию приборов. Разработка новых вариантов опытов.
Разработка и проверка методики экспериментальной работы. Работа в малых
группах. Анализируют, выбирают и обосновывают своё решение, действия.
Представление результатов парной, групповой деятельности. Участие в диалоге в
соответствии с правилами речевого поведения.
Гидростатика.
Теория: Закон Архимеда, Закон Паскаля, гидростатическое давление,

сообщающиеся сосуды, гидравлические машины.
Практика: задачи: выталкивающая сила в различных системах; приборы в
задачах (сообщающиеся сосуды, гидравлические машины, рычаги, блоки).
Экспериментальные задания:
1)измерение силы Архимеда,
2) измерение момента силы, действующего на рычаг,
3)измерение работы силы упругости при подъеме груза с помощью
подвижного или неподвижного блока. (с использованием оборудования «Точка
роста»)
Характеристика основных видов деятельности:
Анализ таблиц, графиков, схем. Поиск объяснения наблюдаемым событиям.
Сборка приборов и конструкций. Использование измерительных приборов.
Выполнение лабораторных и практических работ. Диагностика и устранение
неисправностей приборов. Выстраивание гипотез на основании имеющихся
данных. Конструирование и моделирование. Работа в малых группах.
Анализируют, выбирают и обосновывают своё решение, действия. Представление
результатов парной, групповой деятельности. Подготовка сообщений и докладов.
Участие в диалоге в соответствии с правилами речевого поведения.
Статика.
Теория: Блок. Рычаг. Равновесие твердых тел. Условия равновесия. Момент
силы. Правило моментов. Центр тяжести. Исследование различных механических
систем. Комбинированные задачи, используя условия равновесия.
Практика: Изготовление работающей системы блоков.
Характеристика основных видов деятельности:
Анализ таблиц, графиков, схем. Поиск объяснения наблюдаемым событиям.
Определение свойств приборов по чертежам и моделям. Анализ возникающих
проблемных ситуаций. Наблюдать действие простых механизмов. Познакомиться с
физической моделью «абсолютно твёрдое тело». Решать задачи на применение
условия(правила) равновесия рычага. Применять условие (правило) равновесия
рычага для объяснения действия различных инструментов, используемых в
технике и в быту. Сборка приборов и конструкций. Использование измерительных
приборов. Выполнение лабораторных и практических работ. Диагностика и
устранение неисправностей приборов. Выстраивание гипотез на основании
имеющихся данных. Конструирование и моделирование. Выполнение заданий по
усовершенствованию приборов. Разработка новых вариантов опытов. Разработка и
проверка методики экспериментальной работы.
Работа в малых группах. Анализируют, выбирают и обосновывают своё
решение, действия. Представление результатов парной, групповой деятельности.
Подготовка сообщений и докладов. Осуществляют самооценку, взаимооценку
деятельности. Участие в диалоге в соответствии с правилами речевого поведения.
8 класс
Тепловые явления.
Тепловое расширение тел. Процессы плавления и отвердевания, испарения и
конденсации. Теплопередача. Влажность воздуха на разных континентах.
Демонстрации: 1. Наблюдение таяния льда в воде. 2. Скорости испарения

различных жидкостей. 3. Тепловые двигатели будущего.
Лабораторные работы (с использованием оборудования «Точка
роста»): 1. Изменения длины тела при нагревании и охлаждении. 2. Отливка
парафинового солдатика. 3. Наблюдение за плавлением льда 4. От чего зависит
скорость испарения жидкости? 5. Наблюдение теплопроводности воды и воздуха.
Характеристика основных видов деятельности:
Самостоятельно формулируют познавательную задачу. Умеют с помощью
вопросов добывать недостающую информацию. Использование измерительных
приборов. Выполнение лабораторных и практических работ. Диагностика и
устранение неисправностей приборов. Выстраивание гипотез на основании
имеющихся данных. Конструирование и моделирование.
Выполнение заданий по усовершенствованию приборов. Разработка новых
вариантов опытов. Разработка и проверка методики экспериментальной работы.
Работа в малых группах. Анализируют, выбирают и обосновывают своё решение,
действия. Представление результатов парной, групповой деятельности. Участие в
диалоге в соответствии с правилами речевого
поведения.
Электрические явления.
Микромир. Модели атома, существовавшие до начала XIX. История открытия
и действия гальванического элемента. История создания электрофорной машины.
Опыт Вольта. Электрический ток в электролитах.
Демонстрации: (с использованием оборудования «Точка роста»)
1. Модели атомов. 2. Гальванические элементы. 3. Электрофорной
машины. 4. Опыты Вольта и Гальвани.
Лабораторные работы: 1. Создание гальванических элементов из подручных
средств. 2. Электрический ток в жидкостях создания «золотого ключика».
Характеристика основных видов деятельности:
Управляют своей познавательной и учебной деятельностью посредством
постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки
успешности усвоения. Сравнивают способ и результат своих действий с образцом листом сопровождения. Обнаруживают отклонения. Обдумывают причины
отклонений. Осуществляют самоконтроль и
взаимоконтроль. Использование измерительных приборов. Выполнение
лабораторных и практических работ. Диагностика и устранение неисправностей
приборов. Выстраивание гипотез на основании имеющихся данных.
Конструирование и моделирование.
Электромагнитные явления.
Магнитное поле в веществе. Магнитная аномалия. Магнитные бури.
Разновидности
электроизмерительных
приборов.
Разновидности
электродвигателей.
Демонстрации (с использованием оборудования «Точка роста»): 1.
Наглядность поведения веществ в магнитном поле. 2. Презентации о
магнитном поле Земли и о магнитных бурях. 3. Демонстрация разновидностей
электроизмерительных
приборов.
4.
Наглядность
разновидностей
электродвигателей.
Лабораторные работы: 1. Исследование различных электроизмерительных

приборов.
Характеристика основных видов деятельности:
Управляют своей познавательной и учебной деятельностью посредством
постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки
успешности усвоения. Сравнивают способ и результат своих действий с образцом листом сопровождения. Обнаруживают отклонения. Обдумывают причины
отклонений. Осуществляют самоконтроль и
взаимоконтроль.
Оптические явления.
Источники света: тепловые, люминесцентные, искусственные. Изготовление
камеры - обскура и исследование изображения с помощью модели. Многократное
изображение предмета в нескольких плоских зеркалах. Изготовить перископ и с его
помощью провести наблюдения. Практическое использование вогнутых зеркал.
Зрительные иллюзии, порождаемые
преломлением света. Миражи. Развитие волоконной оптики. Использование
законов света в технике.
Демонстрации(с использованием оборудования «Точка роста»)
1. Различные источники света. 2. Изображение предмета в нескольких
плоских зеркалах. 3. Изображение в вогнутых зеркалах. 4. Использование
волоконной
оптики.
5.
Устройство
фотоаппаратов,
кинопроекторов,
калейдоскопов.
Лабораторные работы: 1. Изготовление камеры - обскура и исследование
изображения с помощью модели. 2. Практическое применение плоских зеркал. 3.
Практическое использование вогнутых зеркал. 4. Изготовление перископа и
наблюдения с помощью модели.
Характеристика основных видов деятельности:
Управляют своей познавательной и учебной деятельностью посредством
постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки
успешности усвоения. Выделяют и формулируют познавательную цель. Выделяют
количественные характеристики объектов, заданные словами. Принимают
познавательную цель и сохраняют ее при выполнении учебных действий.
Осознают свои действия. Имеют навыки конструктивного общения в малых
группах.
Человек и природа
Автоматика в нашей жизни. Примеры использования автоматических
устройств в науке, на производстве и в быту. Средства связи. Радио и телевидение.
Альтернативные источники энергии. Виды электростанций. Необходимость
экономии природных ресурсов и использования, новых экологичных и безопасных
технологий. Наука и безопасность людей.
Демонстрации: 1. фотоматериалы и слайды по теме.
Лабораторные работы: 1.Изучение действий средств связи, радио и
телевидения.
Характеристика основных видов деятельности:
Самостоятельно формулируют познавательную задачу. Умеют (или
развивают) способность с помощью вопросов добывать недостающую
информацию.

2.3 Календарно-тематическое планирование 7 класс
№ Дата
п/п проведения

примечание
Использование
оборудования
центра
естественнонаучной
и технологической
направленностей
«Точка роста»

Тема урока

План Факт

7

1. Введение (1ч)
Вводное занятие. Цели и задачи
Компьютерное
курса. Техника безопасности.
оборудование
2. Роль эксперимента в жизни человека (3ч)
Система единиц, понятие о
Компьютерное
прямых и косвенных измерениях
оборудование
Физический эксперимент.
Оборудование для
Виды физического эксперимента. демонстраций
Погрешность измерения. Виды
погрешностей измерения. Расчёт
погрешности измерения.
Лабораторная работа
Оборудование для
«Измерение объема твердого
лабораторных работ
тела». Правила оформления
и ученических
лабораторной работы.
опытов
3. Механика (8ч)
Равномерное и неравномерное
Оборудование для
движения.
лабораторных работ
и ученических
Графическое представление
опытов (на базе
движения.
комплектов для ОГЭ)
Решение графических задач,
расчет пути и средней скорости
неравномерного движения.

8

Понятие инерции и инертности.
Центробежная сила..

9

Сила упругости, сила трения

10

Лабораторная работа
«Исследование зависимости
силы упругости, возникающей в
пружине, от степени деформации
пружины».

11

Лабораторная работа
«Определение коэффициента
трения на трибометре».

12

Лабораторная работа
«Исследование зависимости
силы трения от силы
нормального давления».

1

2

3

4

5
6

Оборудование для
лабораторных работ
и ученических
опытов (на базе
комплектов для ОГЭ)

Оборудование для
лабораторных работ
и ученических
опытов

4. Гидростатика (12ч)

13

Плотность. Задача царя Герона

14

Решение задач повышенной
сложности на расчет плотности
вещества.

15

Решение задач повышенной
сложности

16

Давление жидкости и газа. Закон
Паскаля

17

Сообщающиеся сосуды.

18

Лабораторная работа
«Изготовление модели фонтана»

19

Лабораторная работа
«Изготовление модели фонтана»

20

Закон Паскаля. Давление в
жидкостях и газах.
Гидравлические машины.
Сообщающиеся сосуды.

21

Выталкивающая сила. Закон
Архимеда.
Лабораторная работа
«Выяснение условия плавания
тел».

22
23

Блок задач на закон Паскаля,
закон Архимеда.

24

Блок задач на закон Паскаля,
закон Архимеда.

Оборудование для
демонстраций

Оборудование для
демонстраций

Оборудование для
лабораторных работ
и ученических
опытов (на базе
комплектов для ОГЭ

Оборудование для
демонстраций
Оборудование для
лабораторных работ
и ученических
опытов
Оборудование для
демонстраций

5. Статика (10ч)
25

Блок. Рычаг.

26

Равновесие твердых тел. Момент
силы.Правило моментов.

27

Центр тяжести. Исследование
различных механических систем

28

Комбинированные задачи,
используя условия равновесия.

29

Комбинированные задачи,
используя условия равновесия

30

Лабораторная работа
«Изготовление работающей
системы блоков». Оформление
работы.

31

Работа над проектом «Блоки».
Лабораторная работа
«Изготовление работающей
системы блоков».

Оборудование для
демонстраций
Оборудование для
демонстраций

Оборудование для
лабораторных работ
и ученических
опытов (на базе
комплектов для ОГЭ

Лабораторная работа
«Изготовление работающей
системы блоков».
32
33

Оформление работы.

34

Защита проектов.

Оборудование для
лабораторных работ
и ученических
опытов
Компьютерное
оборудование

Календарно-тематическое планирование 8 класс
№
п/
п

1

2

3

4

5

6

Дата
проведения
Пла
н

Тема урока

Факт

1. Введение (1ч)
Вводное занятие. Цели и задачи
Компьютерное
курса. Техника безопасности.
оборудование
2. Тепловые явления (12 ч)
Разнообразие тепловых явлений. Компьютерное
Тепловое расширение тел.
оборудование
Лабораторная работа
Оборудование для
«Изменения длины тела при
лабораторных работ
нагревании и охлаждении».
и ученических
опытов
Теплопередача Наблюдение
Оборудование для
теплопроводности воды и
демонстраций
воздуха.
Лабораторная работа
Оборудование для
«Измерение удельной
лабораторных работ
теплоёмкости различных
и ученических
веществ».
опытов (на базе
комплектов для ОГЭ
Плавление и отвердевание.
Лабораторная работа «Отливка
парафинового солдатика»
Лабораторная работа
«Наблюдение за плавлением
льда»

7

9

Решение олимпиадных задач
на уравнение теплового баланса
Решение олимпиадных задач
на расчёт тепловых процессов

10

Лаборатория кристаллографии.

8

Испарение и конденсация.
11

12

Использование
оборудования
центра
естественнонаучно
йи
технологической
направленностей
«Точка роста»

Состав атмосферы,
наблюдение перехода
ненасыщенных паров в

Оборудование для
лабораторных работ
и ученических
опытов
Оборудование для
демонстраций
Оборудование для
демонстраций
Оборудование для
демонстраций
Оборудование для
демонстраций

примечание

15

насыщенные.
Влажность воздуха на разных
Оборудование для
континентах
демонстраций
3. Электрические явления (8ч)
Микромир. Модели атома,
Оборудование для
существовавшие до начала XIX
демонстраций
История открытия и действия
Компьютерное
гальванического элемента
оборудование

16

История создания
электрофорной
машины

13

14

Опыты Вольта. Электрический
ток в электролитах.
Решение олимпиадных задач на
18
законы постоянного тока
Наблюдение зависимости
сопротивления проводника от
19
температуры.
Лабораторная работа
«Определение стоимости
израсходованной электроэнергии
по мощности потребителя и по
20
счётчику»
Решение олимпиадных задач
21
на тепловое действие тока
4. Электромагнитные явления (3ч)
Электромагнитные явления.
22
Электроизмерительные приборы.
Магнитная аномалия.
Магнитные
23
бури
17

24

29
30

Развитие волоконной оптики

31

Использование законов света в

28

Оборудование для
демонстраций
Оборудование для
демонстраций

Оборудование для
демонстраций

Эксперимент наблюдение.
Многократное изображение
предмета в нескольких плоских
зеркалах.
Изготовить перископ и с его
помощью провести наблюдения
Практическое использование
вогнутых зеркал
Зрительные иллюзии,
порождаемые преломлением
света. Миражи.

27

Оборудование для
лабораторных работ
и ученических
опытов (на базе
комплектов для ОГЭ
Оборудование для
демонстраций

Разновидности
электродвигателей.

5. Оптические явления (7ч)
Источники света: тепловые,
25
люминесцентные

26

Компьютерное
оборудование
Оборудование для
демонстраций
Оборудование для
демонстраций

Оборудование для
демонстраций
Оборудование для
демонстраций
Оборудование для
демонстраций

технике
6. Человек и природа (3ч)
32
Автоматика в нашей жизни .
33

Радио и телевидение

34

Альтернативные источники
энергии. Виды электростанций

Компьютерное
оборудование

Планируемые результаты
Ожидается, что к концу обучения курса «Физический практикум» учащиеся
усвоят учебную программу в полном объёме. Воспитанники приобретут:
> Навыки к выполнению работ исследовательского характера;
> Навыки решения разных типов задач;
> Навыки постановки эксперимента;
> Навыки работы с дополнительными источниками информации, в том
числе электронными, а также умениями пользоваться ресурсами Интернет;
> Профессиональное самоопределение
Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных
умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых
компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного
общего образования являются:
Познавательная деятельность:
• использование
для
познания окружающего
мира
различных
естественнонаучных
методов:
наблюдение,
измерение,
эксперимент,
моделирование;
• формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия,
доказательства, законы, теории;
• овладение
адекватными способами решения теоретических и
экспериментальных задач;
• приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных
фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
• владение монологической и диалогической речью, развитие способности
понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач
различных источников информации.
2.4

Рефлексивная деятельность:
• владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением
предвидеть возможные результаты своих действий;
• организация учебной деятельности: постановка цели, планирование,
определение оптимального соотношения цели и средств.
2.5 Формы и виды контроля
Результатами обучения являются: развитие познавательных интересов и
творческих способностей на основе опыта приобретения новых знаний.
Сознательное
самоопределение
обучающегося
относительно
профиля
дальнейшего обучения.
Формы аттестации:

-текущая успеваемость;
-лабораторные работы;
- практические экспериментальные работы.

Все формы промежуточной аттестации личностных достижений
учащихся, характеризующих их успехи в учебной и внеучебной деятельности.
Текущая, промежуточная и итоговая аттестация обучающихся производится по
100% системе.
При оценивании достижений обучающихся решающее значение придается
самостоятельной работе учащихся индивидуального и группового характера, в том
числе и деятельности с элементами исследовательского характера.
Форма итоговой аттестации - зачетная работа в форме теста.
Критерии оценивания тестовой работы.
При оценке ответов учитывается: аккуратность работы, краткое решение
тестовых заданий, работа выполнена самостоятельно или с помощью учителя или
обучающихся.
Высокий уровень ставится за работу, выполненную практически полностью
без ошибок. (90% - 100%)
Средний уровень ставится, если выполнено 50 % - 89 % всей работы.
Низкий уровень ставится, если выполнено, если выполнено менее 50 % всей
работы.
По результатам аттестации составляется итоговая таблица за каждый год
обучения, которая позволяет проследить общую картину освоения программы в
целом.
Раздел 3 Организационно-педагогические условия
3.1. Условия реализации Программы (материально-технические,
информационно-методические, кадровые)
Материально-технические условия
Занятия проводятся в учебной лаборатории.
Оснащение учебной лаборатории:
столы;
стулья;
проектор- 1;
компьютер - 1;
экран - 1;
медиапродукты;
лабораторное оборудование;
дидактический материал (тематические плакаты, схемы, карточки).
3.2 Информационно-методические условия
Список использованной литературы
Литература для учителя.
1. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические
рекомендации: пособие для учителей общеобразоват. организаций/ Ю. Ю.
Баранова, А. В. Кисляков, М. И. Солодкова и др. - М.: Просвещение, 2013.
2. Домашний эксперимент по физике: пособие для учителя/ Ковтунович М.
Г. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.

3. Анциферов Л.И. Физический практикум. Факультативный курс. Пособие
для учителей. Под ред. А.А. Покровского. - М.: «Просвещение», 1972. - 120 с.
4. Шутов В. П., Сухов В. Г., Подлесный Д. В. Эксперимент в физике.
Физический практикум. — М.: ФИЗМАТЛИТ, 2005. — 184 с.
Интернет-ресурсы
Авторская мастерская (http://metodist.lbz.ru).
Алгоритмы решения задач по физике:
festivai.1september.ru/articles/310656
Формирование умений учащихся решать физические
задачи: revolution. allbest. ru/physics/00008858_0. Html
Литература для учащихся.
1. В. И. Лукашик, Е. И. Иванова Сборник задач по физике для 7-9 классов
общеобразовательных учреждений. - М.:. Просвещение, 2000г
2. Ланге В. Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку. - М.:
Наука, 1985.
3. Я. И. Перельман «Занимательная физика»
4. И. Г. Кириллова «Книга для чтения по физике 7-8
Электронные учебные пособия
1.Электронное приложение к учебникам физики 7 и 8 классы
3.3. Кадровые условия
Требования к кадрам установлены в соответствии с Приказом Минпросвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам».
Программу реализует педагог, имеющий соответствующее образование и
уровень квалификационной подготовки.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».