Дополнительная общеобразовательная программа Робототехника

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Махнёвская средняя общеобразовательная школа»
п

Принята педсоветом
Протокол от 23.06.2021 № 12

а а. ° б ! " ^

У «Махнёвская СОШ»
И.Г. Горбунова
от 23.06.2021 № 118/1
ч л' Ч

Дополнительная общеобразовательная программа
«Робототехника»
технической направленности
Уровень: базовый
Возраст обучающихся: 8-17 лет
Срок реализации: 1 год

Разработчик:
Учитель информатики
Пиняев А.С.

п.г.т. Махнёво
2021 г.

П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я ЗА П И С К А
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа по робототехнике и
программированию «РОБОТЕХНИКА» включает в себя изучение
ряда направлений
в
области
конструирования
и моделирования, программирования и
решения различных технических задач.
Программа «Робототехника» имеет техническую направленность. Программа дает объем
технических и естественно-научных компетенций, которыми вполне может овладеть современный
школьник, ориентированный на научно-техническое и/или технологическое направление
дальнейшего образования и сферу профессиональной деятельности. Программа ориентирована, в
первую очередь на ребят, желающих основательно изучить сферу применения роботизированных
технологий и получить практические навыки в конструировании и программировании
робототехнических устройств на базе конструкторов ЬЕОО и Агбшпо.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящий момент в России
развиваются нано-технологии, электроника, механика и программирование т.е. созревает
благодатная почва для развития компьютерных технологий и робототехники. Робототехнические
устройства интенсивно проникают практически во все сферы деятельности человека. Это новый
этап в развитии общества. Очевидно, что он требует своевременного образования,
обеспечивающего базу для естественного и осмысленного использования соответствующих
устройств и технологий, профессиональной ориентации и обеспечения непрерывного
образовательного процесса. Фактически программа призвана решить две взаимосвязанные задачи:
профессиональная ориентация ребят в технически сложной сфере робототехники и формирование
адекватного способа мышления.
Отличительные особенности данной программы состоят в том, что веё основе лежит идея
использования в обучении собственной активности учащихся. Концепция данной программы теория развивающего обучения в канве критического мышления. В основе сознательного акта
учения в системе развивающего обучения лежит способность к продуктивному творческому
воображению и мышлению. Более того, без высокого уровня развитие этих процессов вообще
невозможно ни успешное обучение, ни самообучение. Именно они определяют развитие
творческого потенциала человека. Готовность к творчеству формируется на основе таких качеств
как внимание и наблюдательность, воображение и фантазия, смелость и находчивость, умение
ориентироваться в окружающем мире, произвольная память и др. Использование программы
позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего
мира (людей, природы, культурных ценностей), его анализу и конструктивному синтезу.
Адресат программы
Возраст детей, участвующих в реализации программы 8 -17 лет. Дети 8- 13 лет - это начало
переходного возраста, поэтому в этот период нужно быть с ребенком максимально внимательным,
осторожным и толерантным. Это уже не малыши, но еще не старшие дети. Такой возраст
объединяет части характеров, присущие старшим детям (интеллектуальное развитие, нормы
морали, противоречивость и т.п.) и младшим (непосредственность, неумение концентрировать
внимание и т.п.). Дети такого возраста всегда готовы помочь, так как у них развито желание
лидерства. Поэтому необходимо разработать систему мотивации и поощрений. При нарушении
правил поведения, как правило, идут на этот шаг осознанно, зная, что можно, а что нет. Часто дети
захотят поделиться своими секретами, доверить какую-либо информацию, попросить помощи.
Выслушать ребенка, дать совет очень важно. Важно выделить лидера в коллективе, сплотить их.
Дети стремятся подражать старшим и пример педагога очень важен. Дети активно
проявляют самостоятельность, стараются стать как можно более независимыми. Все эти качества
педагог должен разумно использовать в работе с детьми. Организация работы как с продуктами
^ЕОО Ебисайоп так и с Агбшпо базируется на принципе практического обучения. Учащиеся
сначала обдумывают, а затем создают различные модели. При этом активизация усвоения учебного
материала достигается благодаря тому, что мозг и руки «работают вместе». При сборке моделей,
учащиеся не только выступают в качестве юных исследователей и инженеров. Они ещё и
вовлечены в игровую деятельность. Играя с роботом, школьники с лёгкостью усваивают знания из
естественных наук, технологии, математики, не боясь совершать ошибки и исправлять их. Ведь

3

робот не может обидеть ребёнка, сделать ему замечание или выставить оценку, но при этом он
постоянно побуждает их мыслить и решать возникающие проблемы.
Дети 14-17 лет, участвующие в реализации программы, это уже подростки. На смену
конкретному приходит логическое мышление. Это проявляется в критицизме и требовании
доказательств. Подросток теперь тяготится конкретным, его начинают интересовать философские
вопросы (проблемы происхождения мира, человека). Происходит открытие мира психического,
внимание подростка впервые обращается на других лиц. Для подростков характерно новое
отношение к учению. Подросток стремится к самообразованию, причем часто становится
равнодушным к оценке. Порой наблюдается расхождение между интеллектуальными
возможностями и успехами в учебе: возможности высокие, а успехи низкие. Работая со
старшеклассниками, проявившими интерес к робототехнике незадолго до окончания школы,
приходится особенно бережно и тщательно относится к их времени: создавать индивидуальные
задания, больше внимания уделять самостоятельной работе. При работе используются различные
приемы групповой деятельности в разноуровневых группах для обучения элементам кооперации,
внесения в собственную деятельность самооценки, взаимооценки, умение работать с технической
литературой и выделять главное.
Объем общеразвивающей программы: 245 часов.
Срок освоения общеразвивающей программы: 1 год.
Режим занятий: занятия проходят 7 раз в неделю по подгруппам.
Уровень программы: базовый.
Формы обучения и виды занятий: Основной формой обучения по данной программе
является учебно-практическая деятельность
обучающихся.
Программа предусматривает
использование следующих форм работы: фронтальной, индивидуальной, групповой.
Программа первого полугодия предусматривает в основном групповые и парные занятия ,
цель которых помочь ребёнку уверенно чувствовать себя в различных видах деятельности.
Предполагается, что в течение двух лет обучения у детей формируется достаточный уровень
умений и навыков игрового конструирования. На этом фоне уже выделяются более компетентные,
высоко мотивированные и даже, можно сказать,профессионально ориентированные дети.
На втором полугодии возможно проведение индивидуальных занятий , цель которых развитие уникального сочетания способностей, умений и навыков и даже начальных
профессиональных (конструкторских) предпочтений.
В рамках учебного плана выделены часы, используемые для разработки и подготовки
роботов к соревнованиям, участие в соревнованиях. Эти часы четко не распределены по времени,
поскольку зависят от графика соревновательного процесса и результативности участия команд
воспитанников.
Формы подведения итогов реализации программы: проект.
Цель программы: формирование творческих и научно-технических компетенций,
обучающихся в неразрывном единстве с воспитанием коммуникативных качеств и
целенаправленности личности через систему практико-ориентированных групповых занятий и
самостоятельной деятельности обучающихся по созданию робототехнических устройств,
решающих поставленные задачи.
Задачи
программы
Обучающие:
•
Обучить
первоначальным
знаниям
о
конструкции
робототехнических устройств;
•
познакомить учащихся с принципами и методами разработки, конструирования и
программирования управляемых электронных устройств на базе вычислительной платформы ЬЕОО
и Агбшпо.
•
развить навыки программирования в современной среде программирования углубить
знания, повысить мотивацию к обучению путем практического интегрированного применения
знаний, полученных в различных образовательных областях (математика, физика, информатика);
•

развить интерес к научно-техническому, инженерно- конструкторскому творчеству,

4

сформировать общенаучные итехнологические навыки конструирования и проектирования, развить
творческие способности учащихся.
•
Обучить правилам безопасной работы.
Развивающие:
•
Сформировать и развить креативность, гибкость и самостоятельность мышления на
основе игровых образовательных и воспитательных технологий;
•

Сформировать и развить навыки проектирования и конструирования;

•
Создать оптимальное мотивационное пространство для детского творчества.
Воспитательные:
•
Развить коммуникативные навыки;
•

Сформировать навыки коллективной работы;

•

Воспитать толерантное мышление.
Содержание общеразвивающей программы
______ Учебный (тематический) план _____

№
1
2
3
4
5

кол-во часов

теория

практика

Введение в робототехнику
Первичные сведения о роботах

4
7

2
3

2
4

Изучение среды управления и
программирования

22

6

16

20

4

16

24

4

20

наименование модуля

Конструирование роботов ^е§о
иАгбшпо.
Создание индивидуальных и
групповых

6

Участие в соревнованиях

42

4

38

7

Итоговое занятие.
Промежуточная аттестация

4

2

2

8

Введение

4

2

2

9

Сборка роботов для
проведенияэкспериментов

86

18

68

10

Участие в соревнованиях

28

4

24

11

Итоговое занятие.
Промежуточнаяаттестация

4

2

2

245

51

194

ВСЕГО:

Формы
аттестации/конт
роля
зачет
зачет

Содержание программного материала
Первое полугодие
Тема 1 Введение в робототехнику
Вводное занятие. Основы безопасной работы. Инструктаж по технике безопасности.
Применение роботов в современном мире: от детских игрушек, до серьезных научных
исследовательских
разработок.
Демонстрация
передовых
технологических
разработок,
представляемых в Токио на Международной выставке роботов. Основные робототехнические

5

соревнования
Тема 2 Первичные сведения о роботах
История робототехники от глубокой древности до наших дней. Идея создания роботов. Что
такое робот. Определение понятия «робота». Классификация роботов по назначению. Виды
современных роботов. Знакомство с набором Ье§о Мтбз^огшз и Агбшпо. Основные элементы,
основные приёмы соединения и конструирования. Конструирование первого робота.
Тема 3 Изучение среды управления и программирования
Виды и назначение программного обеспечения. Основы работы в среде программирования
Ье§о и Агбшпо. Изучение блоков: движение, ждать, сенсор, цикл и переключатель. Создание
простейших линейных программ: движение вперед, назад, поворот на заданный угол, движение по
кругу.
Тема 4 Конструирование роботов Ьедо и Агйшпо.
Способы передачи движения при конструировании роботов на базе конструкторов Ье§о и
Агбшпо. Основы проектирования и моделированияэлектронного устройства на базе ^е§о и Ардуино.
Механическая передача. Передаточное отношение. Волчок. Редуктор. Тестирование моторов и
датчиков. Управление моторами. Состояние моторов. Встроенный датчик оборотов. Синхронизация
моторов. Режим импульсной модуляции.
Зеркальное направление. Датчики. Настройка моторов и датчиков. Тип датчиков.
Тема 5 Создание индивидуальных и групповых проектов
Разработка проекта Распределение по группам. Формулировка задачи на разработку
проекта группе. Описание моделей, распределение обязанностей в группе по сборке, отладке,
программированию модели. Описание решения в виде блок-схем, или текстом. Созданию
действующей модели. Уточнение параметров проекта. Дополнение проекта схемами, условными
чертежами, описательной частью. Обновление параметров Представление проекта. Разработка
презентации для защиты проекта. Публичная защита проектов.
Тема 6 Участие в соревнованиях
Изучение правил соревнований Конструирование робота Программирование робота.
Сборка робота по памяти на время. Продолжительность сборки: 30-60 минут. Проведение
соревнования. Рассматриваем и изучаем конструкцию робота победителя. Необходимо изучить
конструкции, выявить плюсы и минусы робота.
Промежуточная аттестация. Зачет - Выполнение комплексной работы по предложенной
модели.
Рабочая программа Второе полугодие
Тема 1 Введение
Вводное занятие. Основы безопасной работы
Повторение основных принципов конструирования и моделирования роботов, Тема 2
Сборка роботов для проведения экспериментов
Технология и физика. Сборка и изучение моделей реальных машин. Изучение машин,
оснащенных мотором. Изучение принципов использования пластмассовых лопастей для
производства, накопления и передачи энергии ветра;
Пневматика

6

Сборка реальных моделей и исследование на их основе темы
«Пневматика». Изучение силовых установок и их компонентов. Измерение давления в паскалях и
барах. Изучение кинетической и потенциальной энергии.
Возобновляемые источники энергии
Получение навыков сборки настоящих моделей ЕЕОО - возобновляемых источников энергии.
Изучение принципов производства, передачи, сохранения, преобразования и потребления энергии.
Обучение детей основам проектирования и сборки моделей.
Разработка групповых и индивидуальных проектов.
Распределение по группам. Формулировка задачи на разработку проекта группе. Описание
моделей, распределение обязанностей в группе по сборке, отладке, программированию модели. Описание
решения в виде блок-схем, или текстом. Созданию действующей модели. Уточнение параметров проекта.
Дополнение проекта схемами, условными чертежами, описательной частью. Обновление параметров
Представление проекта. Разработка презентации для защиты проекта. Публичная защита проектов
Тема 3 Участие в соревнованиях
Изучение правил соревнований Конструирование робота Программирование робота. Сборка
робота по памяти на время. Продолжительность сборки: 30-60 минут. Проведение соревнования.
Рассматриваем и изучаем конструкцию робота победителя. Необходимо изучить конструкции, выявить
плюсы и минусы робота.
Промежуточная аттестация. Зачет - Творческая работа по собственным эскизам с использованием
различных материалов.
Планируемые результаты
Обучающийся получит знания о:
•

науке и технике

как способе рационально-практического освоения окружающего

мира;
•
роботах, как об
практических задач;
•

автономных

модулях,

предназначенных

для решения сложных

истории и перспективах развития робототехники;

•
робототехнических платформах для образовательных учреждений, в частности ЬЕОО
Ебисайоп и Агбшпо.
•

робоспорте, как одном из направлений технических видов спорта;

•
физических, математических
проектирования и управления роботами;

и

логических

теориях,

положенных

в

основу

•
философских и культурных особенностях робототехники, как части общечеловеческой
культуры;
овладеет - критическим, конструктивистским и алгоритмическим стилями мышления;
техническими компетенциями в сфере робототехники, достаточными для получения
высшего образования по данному направлению;
набором коммуникативных компетенций, позволяющих безболезненно войти и
функционировать без напряжения в команде, собранной для решения некоторой технической
проблемы;
разовьет
фантазию,
зрительно-образную
память,
рациональное
восприятие
действительности;
научится решать практические задачи, используя набор технических и интеллектуальных
умений на уровне их свободного использования;
приобретет уважительное отношение к труду как к обязательному этапу реализации любой
интеллектуальной идеи.
№
п/п
1.

Месяц

Число

сентябрь

2

Календарный учебный график
Тема занятий
Форма
Кол-во
занятий
часов
групповая
2
Вводное занятие. Основы
безопасной

Форма
контроля

2.

сентябрь

3

групповая

1

3.

сентябрь

6

групповая

1

4.

сентябрь

7

групповая

2

5.

сентябрь

8

групповая

1

6.

сентябрь

9

групповая

2

7.

сентябрь

10

групповая

1

8.

сентябрь

13

групповая

2

9.

сентябрь

14

групповая

1

10.

сентябрь

15

групповая

1

11.

сентябрь

16

групповая

2

12.

сентябрь

17

групповая

1

13.

сентябрь

20

групповая

2

14.

сентябрь

21

групповая

1

15.

сентябрь

22

групповая

1

16.

сентябрь

23

групповая

1

17.

сентябрь

24

групповая

2

работы
Основные робототехнические
соревнования
Основные робототехнические
соревнования
История робототехники.
Виды
конструкторов
Знакомимся с набором
Ье§о М1пб81огш8 иАгбшпо.
Основные элементы,
основные
приёмы соединения и
конструирования
Знакомимся с набором
Ье§о М тб81огт8 иАгбшпо.
Основные элементы,
основные
приёмы соединения и
конструирования
Конструирование первого
робота
Конструирование первого
робота
Виды и назначение
программного
обеспечения
Виды и назначение
программного
обеспечения
Основы работы в среде
программирования
Ьедо и Агбшпо.
Основы работы в среде
программирования
Ьедо и Агбшпо.
Основы работы в с р е ^
программирования
Ьедо и Агбшпо.
Основы работы в среде
программирования
Ьедо и Агбшпо.
Основы работы в среде
программирования
Ьедо и Агбшпо.
Основы работы в среде
программирования
Ьедо и Агбшпо.
Создание простейших
линейных программна
^е§о. Среда
программирования для
Ардуино (ГОЕ Агбшпо) и
язык

18.

сентябрь

27

групповая

1

19.

сентябрь

28

групповая

1

20.

сентябрь

29

групповая

2

21.

сентябрь

30

групповая

1

22.

октябрь

1

групповая

2

23.

октябрь

4

групповая

1

24.

октябрь

5

групповая

2

25.

октябрь

6

групповая

1

программирования Ргосеззтд
Создание простейших
линейных программна
^е§о. Среда
программирования для
Ардуино (ГОЕ Агбшпо) и
язык
программирования Ргосеззтд
Создание простейших
линейных программна
^е§о. Среда
программирования для
Ардуино (ГОЕ Агбшпо) и
язык
программирования Ргосеззтд
Создание простейших
линейных программна
^е§о. Среда
программирования для
Ардуино (ГОЕ Агбшпо) и
язык
программирования Ргосеззтд
Создание простейших
линейных программна
^е§о. Среда
программирования для
Ардуино (ГОЕ Агбшпо) и
язык
программирования Ргосеззтд
Создание простейших
линейных программна
^е§о. Среда
программирования для
Ардуино (ГОЕ Агбшпо) и
язык
программирования Ргосеззтд
Создание простейшиХ5
линейных программна
^е§о. Среда
программирования для
Ардуино (ГОЕ Агбшпо) и
язык
программирования Ргосеззтд
Создание простейших
линейных программна
^е§о. Среда
программирования для
Ардуино (ГОЕ Агбшпо) и
язык
программирования Ргосеззтд
Способы передачи
движения при
конструировании
роботов на базе

26.

октябрь

7

групповая

1

27.

октябрь

8

групповая

2

28.

октябрь

11

групповая

1

29.

октябрь

12

групповая

2

30.

октябрь

13

групповая

1

31.

октябрь

14

групповая

2

32.

октябрь

15

групповая

1

33.

октябрь

18

групповая

2

34.

октябрь

19

групповая

1

35.

октябрь

20

групповая

2

36.

октябрь

21

групповая

1

37.

октябрь

22

групповая

1

38.

октябрь

25

групповая

2

39.

октябрь
октябрь

26
27

групповая
групповая

1
1

октябрь
октябрь
ноябрь
ноябрь

28
29
8
9

групповая
групповая
групповая
групповая

2
1
1
2

ноябрь

10

групповая

1

40.
41.
42.
43.
44.
45.

конструкторов ^едо и Агбшпо.
Способы передачи
движения при
конструировании
роботов на базе
конструкторов ^едо и Агбшпо.
Способы передачи
движения при
конструировании
роботов на базе
конструкторов ^едо и Агбшпо.
Способы передачи
движения при
конструировании
роботов на базе
конструкторов ^едо и Агбшпо.
Способы передачи
движения при
конструировании
роботов на базе
конструкторов ^едо и Агбшпо.
Способы передачи
движения при
конструировании
роботов на базе
конструкторов ^едо и Агбшпо.
Способы передачи
движения при
конструировании
роботов на базе
конструкторов ^едо и Агбшпо.
Тестирование моторов и
датчиков
Тестирование моторов и
датчиков
Тестирование моторов
датчиков
Тестирование моторов и
датчиков
Тестирование моторов и
датчиков
Тестирование моторов и
датчиков
Тестирование моторов и
датчиков
Разработка
Разработка
Разработка
Разработка

проекта
проекта
проекта
проекта

Разработка проекта
Разработка проекта
Разработка проекта

46.
47.
48.

ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь

11
12
15
16

групповая
групповая
групповая
групповая

2
1
1
2

ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь

17
18
19
22
23

групповая
групповая
групповая
групповая
групповая

1
2
1
2
1

ноябрь
ноябрь
ноябрь

24
25
26

групповая
групповая
групповая

1
1
2

58.

ноябрь

29

групповая

1

59.

ноябрь

30

групповая

2

60.

декабрь

1

групповая

1

61.

декабрь
декабрь

2
3

групповая
групповая

1
2

декабрь
декабрь
декабрь
декабрь
декабрь

6
7
8
9
10

групповая
групповая
групповая
групповая
групповая

1
2
1
2
1

декабрь
декабрь
декабрь
декабрь
декабрь

13
14
15
16
17

групповая
групповая
групповая
групповая
групповая

декабрь
декабрь
декабрь
декабрь
декабрь

20
21
22
23
24

декабрь
декабрь
декабрь
декабрь
январь

49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.

62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.

Разработка проекта
Разработка проекта
Разработка проекта
Разработка проекта
Разработка проекта
Разработка проекта
Представление проекта
Представление проекта
Представление проекта
Представление проекта
Представление проекта
Изучение правил
соревнований
Изучение правил
соревнований
Изучение правил
соревнований
Изучение правил
соревнований
Конструирование
Конструирование
Конструирование
Конструирование

робота
робота
робота
робота

1
2
1
2
1

Конструирование
Конструирование
Конструирование
Конструирование
Конструирование
Конструирование
Конструирование
Конструирование

робота
робота
робота
робота
робота
робота
робота
робота

групповая
групповая
групповая
групповая
групповая

1
2
1
2
1

Программирование
Программирование
Программирование
Программирование
Программирование

робота
робота
робота
робота
робота

27
28
29
30
10

групповая
групповая
групповая
групповая
групповая

1
2
1
2
1

Программирование
Программирование
Программирование
Программирование
Программирование

робота
робота
робота
робота
робота

январь
январь
январь
январь

11
12
13
14

групповая
групповая
групповая
групповая

2
1
2
1

Программирование робота
Программирование робота

январь
январь

17
18

групповая
групповая

1
2

Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация
Вводное занятие. Основы

Зачет
Зачет
Зачет

безопасной работы
89.
90.

январь
январь
январь

19
20
21

групповая
групповая
групповая

1
1
2

январь
январь
январь
январь
январь

24
25
26
27
28

групповая
групповая
групповая
групповая
групповая

январь
февраль
февраль
февраль
февраль

31
1
2
3
4

февраль
февраль
февраль
февраль
февраль

1
2
1
2
1

Повторение
Повторение
Технология и
Технология и
Технология и
Технология и
Технология и
Технология и

физика
физика
физика
физика
физика
физика

групповая
групповая
групповая
групповая
групповая

1
2
1
2
1

Технология
Технология
Технология
Технология
Технология

и
и
и
и
и

физика
физика
физика
физика
физика

7
8
9
10
11

групповая
групповая
групповая
групповая
групповая

1
2
1
2
1

Технология
Технология
Технология
Технология
Технология

и
и
и
и
и

физика
физика
физика
физика
физика

февраль
февраль
февраль
февраль

14
15
16
17

групповая
групповая
групповая
групповая

1
2
1
2

Технология
Технология
Технология
Технология

и
и
и
и

физика
физика
физика
физика

февраль
февраль
февраль
февраль
февраль

18
21
22
24
25

групповая
групповая
групповая
групповая
групповая

1
1
1
2
1

Технология и физика
Технология и физика
Технология и физика
Пневматика
Пневматика

февраль
март
март
март
март

28
1
2
3
4

групповая
групповая
групповая
групповая
групповая

2
1
2
1
2

Пневматика
Пневматика
Пневматика
Пневматика
Пневматика

март
март
март
март
март

5
9
10
11
14

групповая
групповая
групповая
групповая
групповая

1
2
1
2
1

Пневматика
Пневматика
Пневматика
Пневматика
Пневматика

март
март

15
16

групповая
групповая

1
2

128

март

17

групповая

1

129

март

18

групповая

2

130

март

21

групповая

1

Пневматика
Возобновляемые
энергии
Возобновляемые
энергии
Возобновляемые
энергии
Возобновляемые
энергии

91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127

1^

источники
источники
источники
источники

131

март

22

групповая

2

132

март

23

групповая

1

133

март

24

групповая

2

134

март

25

групповая

1

135

апрель

4

групповая

1

136

апрель

5

групповая

2

137

апрель

6

групповая

1

138

апрель

7

групповая

2

139

апрель

8

групповая

1

140

апрель

11

групповая

1

141

апрель

12

групповая

2

142

апрель

13

групповая

1

143

апрель

14

групповая

2

144

апрель

15

групповая

1

145

апрель

18

групповая

1

146

апрель

19

групповая

2

147

апрель

20

групповая

1

148

апрель

21

групповая

2

149

апрель

22

групповая

1

150

апрель

25

групповая

1

151

апрель

26

групповая

1

152

апрель

27

групповая

2

153

апрель

28

групповая

1

154

апрель

29

групповая

2

155

май

2

групповая

1

156

май

3

групповая

2

157

май

4

групповая

1

Возобновляемые источники
энергии
Возобновляемые источники
энергии
Возобновляемые источники
энергии
Возобновляемые источники
энергии
Возобновляемые источники
энергии
Возобновляемые источники
энергии
Возобновляемые источники
энергии
Разработка групповых и
индивидуальных проектов
Разработка групповых и
индивидуальных проектов
Разработка групповых и
индивидуальных проектов
Разработка групповых и
индивидуальных проектов
Разработка групповых и
индивидуальных проектов
Разработка групповых и
индивидуальных проектов
Разработка групповых и
индивидуальных проектов
Разработка групповых и
индивидуальных проектов
Разработка групповых и
индивидуальных проектов
Разработка групповых и
индивидуальных проектов
Разработка групповых и
индивидуальных проектов
Разработка групповых и
индивидуальных проектов
Разработка групповых и
индивидуальных проектов
Разработка групповых и
индивидуальных проектов
Изучение правил
соревнований
Изучение правил
соревнований
Изучение правил
соревнований
Изучение правил
соревнований
Изучение правил
соревнований
Изучение правил
соревнований

158

май

5

групповая

1

159
160
161
162

май
май

6
10

групповая
групповая

2
2

Изучение правил
соревнований
Конструирование робота
Конструирование робота

май
май
май
май

11
12
13
16

групповая
групповая
групповая
групповая

1
2
1
2

Конструирование
Конструирование
Конструирование
Конструирование

май
май
май
май
май

17
18
19
20
23

групповая
групповая
групповая
групповая
групповая

1
2
1
2
2

Конструирование робота
Конструирование робота
Конструирование робота
Программирование робота
Программирование робота

май
май
май
май

24
25
26
27

групповая
групповая
групповая
групповая

2
2
2
2

Программирование робота
Программирование робота

163
164
165.
166
167
168
169
170
171
172
173.

робота
робота
робота
робота

Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация

Зачет
Зачет

Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Помещение.
Помещение для проведения занятий должен быть достаточно просторным, хорошо
проветриваемым, с хорошим естественным и искусственным освещением. Свет должен падать на руки
детей с левой стороны. Столы могут быть рассчитаны на два человека, но должны быть расставлены
так, чтобы дети могли работать, не стесняя друг друга, а руководитель мог подойти к каждому
ученику, при этом, не мешая работать другому учащемуся.
Методический фонд.
Для успешного проведения занятий необходимо иметь выставку изделий, таблицы с образцами,
журналы и книги, инструкционные карты, шаблоны.
Материалы и инструменты.
Конструкторы ЛЕГО, ЛЕГО ВЕДУ, АРДУИНО компьютеры, проектор, экран.
15
Форма аттестации
Форма аттестации - зачет, который проходит в виде мини-соревнований по заданной категории
(в рамках каждой группы обучающихся). Минимальное количество баллов для получения зачета - 6
баллов
Критерии оценки:
- конструкция робота;
- написание программы;
- командная работа;
- выполнение задания по данной категории.
- Каждый критерий оценивается в 3 балла.
1-5 балла (минимальный уровень) - частая помощь учителя, непрочнаяконструкция робота,
неслаженная работа команды, не выполнено задание.
6-9 баллов (средний уровень) - редкая помощь учителя, конструкцияробота с незначительными
недочетами, задание выполнено с ошибками.
10-12 баллов (максимальный уровень) - крепкая конструкция робота, слаженная работа команды,
задание выполнено правильно.

1 полугодие
Форма аттестации на - зачет в виде защиты проекта по заданной теме (в рамках каждой группы
обучающихся). Минимальное количество баллов для получения зачета - 6 баллов.
Критерии оценки:
- конструкция робота и перспективы его массового применения;
- написание программы с использованием различных блоков;
- демонстрация робота, креативность в выполнении творческих заданий, презентация.
Каждый критерий оценивается в 3 балла.
1-5 балла (минимальный уровень) - частая помощь учителя, непрочная конструкция робота,
неслаженная работа команды, не подготовлена презентация.
6-9 баллов (средний уровень) - редкая помощь учителя, конструкция робота с незначительными
недочетами.
10-12 баллов (максимальный уровень) - крепкая конструкция робота, слаженная работа команды,
демонстрация и презентация выполнена всеми участниками команды.
Теоретическая подготовках в рамках промежуточной аттестации оценивается по результатам
тестирования (Приложение1).
Текущий контроль
Освоение данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
сопровождается текущим контролем успеваемости. Текущий контроль успеваемости обучающихся это систематическая проверка образовательных достижений обучающихся, проводимая педагогом
дополнительного образования в ходе осуществления образовательной деятельности в соответствии с
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой.
В рамках текущего контроля после окончания каждого полугодия обучения предусмотрено
представление собственного проекта, оцениваемогопо следующим критериям:
— конструкция робота
— перспективы его массового применения;
— написание программы;
— демонстрация робота
— новизна в выполнении творческих заданий
— презентация проекта.
Также уровень освоения программы контролируется с помощью соревнований, которые
проводятся в группах, оценка соревнований проходитпо следующим критериям:
— конструкция робота
— уровень выполнения задания (полностью или частично)
— время выполнения задания

Методическое обеспечение

№
1

Раздел или тема
программы
Введение в
робототехнику

Формы занятий
Комбинированная,
беседа, лекции

Приёмы и методы организации
учебно-воспитательного процесса

Дидактический
материал

Методы, в основе которых лежит
Памятки,
способ организации занятия:
мультимедийные
1. словесный (устное изложение, материалы
беседа)
2. наглядный (показ
видеоматериалов,
иллюстраций, наблюдение,
показ (исполнение)
педагогом, работа по образцу
и др.)
Методы, в основе которых лежит
уровень деятельности детей:
1. объяснительно­
иллюстративный - дети
воспринимают и усваивают
готовую информацию
2. репродуктивный - учащиеся
воспроизводят полученные
знания и освоенные способы
деятельности
Методы, в основе которых лежит
форма организации деятельности
учащихся занятия:
1.
фронтальный
одновременная работа со
всеми учащимися

16

Техническое
оснащение занятий
Компьютер,
мультимедийный
проектор,

Формы
подведения
итогов
Опрос,
самостоятельная
работа,
презентация
творческих работ,
игра-испытание,
коллективная
рефлексия, отзыв,
коллективный
анализ работ,
самоанализ

2

Знакомство с
конструктором

Комбинированное
занятие,
практическое
занятие,
соревнование

2. индивидуально-фронтальный
- чередование
индивидуальных и
фронтальных форм работы
3. групповой - организация
работы по малым группам (от
2 до 7 человек)
4. коллективно-групповой выполнение заданий малыми
группами, последующая
презентация результатов
выполнения заданий и их
обобщение
5. в парах - организация работы
по парам
6. индивидуальный индивидуальное выполнение
заданий, решение проблем
Методы, в основе которых лежит
способ организации занятия:
1. словесный (устное изложение,
беседа)
2. наглядный (показ
видеоматериалов,
иллюстраций, наблюдение,
показ(исполнение)
педагогом, работа по образцу
и др.)
3. практический (тренинг,
сборка моделей по схемам,
инструкциям.
Методы, в основе которых лежит
уровень деятельности детей:

17

Памятки,
инструкции,
схемы,
мультимедийные
материалы

Компьютер,
мультимедийный
проектор,
конструктор
Мтб810ГШ8
Ебисайоп БУ3,
Агбшпо

Опрос, ,
самостоятельная
работа, , играиспытание,
коллективная
рефлексия, отзыв,
коллективный
анализ работ,
самоанализ

1.

объяснительно­
иллюстративный - дети
воспринимают и усваивают
готовую информацию
2. репродуктивный - учащиеся
воспроизводят полученные
знания и освоенные способы
деятельности
3. частично-поисковый участие детей в
коллективном поиске,
решение поставленной задачи
совместно с педагогом
4. исследовательский самостоятельная творческая
работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит
форма организации деятельности
учащихся занятия:
1. фронтальный одновременная работа со
всеми учащимися
2. коллективный - организация
проблемно-поискового или
творческого взаимодействия
между всеми детьми
3. индивидуально-фронтальный
- чередование
индивидуальных и
фронтальных форм работы
4. групповой - организация
работы по малым группам (от
2 до 7 человек)

18

5.

3

Конструирование

Комбинированное
занятие,
практическое
занятие,
соревнование

коллективно-групповой выполнение заданий малыми
группами, последующая
презентация результатов
выполнения заданий и их
обобщение
6. в парах - организация работы
по парам
7. индивидуальный индивидуальное выполнение
заданий, решение проблем
Методы, в основе которых лежит
способ организации занятия:
1. словесный (устное изложение,
беседа)
2. наглядный (показ
видеоматериалов,
иллюстраций, наблюдение,
показ (исполнение)
педагогом, работа по образцу
и др.)
3. практический (тренинг,
сборка моделей по схемам,
инструкциям.
Методы, в основе которых лежит
уровень деятельности детей:
1. объяснительно­
иллюстративный - дети
воспринимают и усваивают
готовую информацию
2. репродуктивный - учащиеся
воспроизводят полученные
знания и освоенные способы

19

Памятки,
инструкции,
схемы,
мультимедийные
материалы

Компьютер,
мультимедийный
проектор,
конструктор
Мтб810ГШ8
Ебисайоп БУ3,
Агбшпо

Опрос, выставка,
самостоятельная
работа,
презентация
творческих работ,
игра-испытание,
эссе,
коллективная
рефлексия, отзыв,
коллективный
анализ работ,
самоанализ

деятельности
частично-поисковый участие детей в
коллективном поиске,
решение поставленной задачи
совместно с педагогом
4. исследовательский самостоятельная творческая
работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит
форма организации деятельности
учащихся занятия:
1. фронтальный одновременная работа со
всеми учащимися
2. коллективный - организация
проблемно-поискового или
творческого взаимодействия
между всеми детьми
3. индивидуально-фронтальный
- чередование
индивидуальных и
фронтальных форм работы
4. групповой - организация
работы по малым группам (от
2 до 7 человек)
5. коллективно-групповой выполнение заданий малыми
группами, последующая
презентация результатов
выполнения заданий и их
обобщение
6. в парах - организация работы
3.

20

по парам
индивидуальный индивидуальное выполнение
заданий, решение проблем
Методы, в основе которых лежит
способ организации занятия:
1. словесный (устное изложение,
беседа) наглядный (показ
видеоматериалов,
иллюстраций, наблюдение,
показ (исполнение)
педагогом, работа по образцу
и др.)
2. практический (тренинг,
сборка моделей по схемам,
инструкциям.
Методы, в основе которых лежит
уровень деятельности детей:
1. объяснительно­
иллюстративный - дети
воспринимают и усваивают
готовую информацию
2. репродуктивный - учащиеся
воспроизводят полученные
знания и освоенные способы
деятельности
3. частично-поисковый участие детей в
коллективном поиске,
решение поставленной задачи
совместно с педагогом
4. исследовательский самостоятельная творческая
7.

4

Механическая
передача

Комбинированное
занятие,
практическое
занятие,
соревнование

21

Памятки,
инструкции,
схемы,
мультимедийные
материалы

Компьютер,
мультимедийный
проектор,
конструктор
Мтб810ГШ8
Ебисайоп БУ3,
Агбшпо

Опрос,
самостоятельная
работа, играиспытание,
коллективная
рефлексия, отзыв,
коллективный
анализ работ,
самоанализ

5

Соревнования по
Робототехнике

Практическое
занятие,
соревнование

работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит
форма организации деятельности
учащихся занятия:
1. фронтальный одновременная работа со
всеми учащимися
2. коллективный - организация
проблемно-поискового или
творческого взаимодействия
между всеми детьми
3. индивидуально-фронтальный
- чередование
индивидуальных и
фронтальных форм работы
4. групповой - организация
работы по малым группам (от
2 до 7 человек)
5. коллективно-групповой выполнение заданий малыми
группами, последующая
презентация результатов
выполнения заданий и их
обобщение
6. в парах - организация работы
по парам
7. индивидуальный индивидуальное выполнение
заданий, решение проблем
Методы, в основе которых лежит
способ организации занятия:
1. словесный (устное изложение,
беседа, наглядный (показ

22

Памятки,
инструкции,
схемы,
мультимедийные

Компьютер,
мультимедийный
проектор,
конструктор

Опрос,
самостоятельная
работа, играиспытание,

видеоматериалов,
иллюстраций, наблюдение,
показ(исполнение)
педагогом, работа по образцу
и др.)
2. практический (тренинг,
программирование в среде.
Методы, в основе которых лежит
уровень деятельности детей:
1. репродуктивный - учащиеся
воспроизводят полученные
знания и освоенные способы
деятельности
2. частично-поисковый участие детей в
коллективном поиске,
решение поставленной задачи
совместно с педагогом
3. исследовательский самостоятельная творческая
работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит
форма организации деятельности
учащихся занятия:
1. фронтальный одновременная работа со
всеми учащимися
2. коллективный - организация
проблемно-поискового или
творческого взаимодействия
между всеми детьми
3. индивидуально-фронтальный
- чередование

23

материалы,
компьютерные
программные
средства
Поля для
соревнований

М1пб810ГШ8
Ебисайоп БУ3,
Агбшпо

коллективная
рефлексия, отзыв,
коллективный
анализ работ,
самоанализ

6

Аппаратное
обеспечение

Комбинированное
занятие,
практическое
занятие,
соревнование

индивидуальных и
фронтальных форм работы
4. групповой - организация
работы по малым группам (от
2 до 7 человек)
5. коллективно-групповой выполнение заданий малыми
группами, последующая
презентация результатов
выполнения заданий и их
обобщение
6. в парах - организация работы
по парам
7. индивидуальный индивидуальное выполнение
заданий, решение проблем
Методы, в основе которых лежит
способ организации занятия:
1. словесный (устное изложение,
беседа)
2. наглядный (показ
видеоматериалов,
иллюстраций, наблюдение,
показ (исполнение)
педагогом, работа по образцу
и др.)
3. практический (тренинг,
программирование в среде.
Методы, в основе которых лежит
уровень деятельности детей:
1. объяснительно­
иллюстративный - дети
воспринимают и усваивают

24

Памятки,
инструкции,
схемы,
мультимедийные
материалы,
компьютерные
программные
средства

Компьютер,
мультимедийный
проектор,
конструктор
М1пб810ГШ8
Ебисайоп БУ3,
Агбшпо

Опрос,
самостоятельная
работа, играиспытание,
коллективная
рефлексия, отзыв,
коллективный
анализ работ,
самоанализ

готовую информацию
репродуктивный - учащиеся
воспроизводят полученные
знания и освоенные способы
деятельности
3. частично-поисковый участие детей в
коллективном поиске,
решение поставленной задачи
совместно с педагогом
4. исследовательский самостоятельная творческая
работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит
форма организации деятельности
учащихся занятия:
1. фронтальный одновременная работа со
всеми учащимися
2. коллективный - организация
проблемно-поискового или
творческого взаимодействия
между всеми детьми
3. индивидуально-фронтальный
- чередование
индивидуальных и
фронтальных форм работы
4. групповой - организация
работы по малым группам (от
2 до 7 человек)
5. коллективно-групповой выполнение заданий малыми
группами, последующая
2.

25

7

Основы БУ3.

Комбинированное
занятие,
практическое
занятие,
соревнование

презентация результатов
выполнения заданий и их
обобщение
6. в парах - организация работы
по парам
7. индивидуальный индивидуальное выполнение
заданий, решение проблем
Методы, в основе которых лежит
способ организации занятия:
1. словесный (устное изложение,
беседа)
2. наглядный (показ
видеоматериалов,
иллюстраций, наблюдение,
показ (исполнение)
педагогом, работа по образцу
и др.)
3. практический (тренинг,
программирование в среде.
Методы, в основе которых лежит
уровень деятельности детей:
1. объяснительно­
иллюстративный - дети
воспринимают и усваивают
готовую информацию
2. репродуктивный - учащиеся
воспроизводят полученные
знания и освоенные способы
деятельности
3. частично-поисковый участие детей в
коллективном поиске,

26

Памятки,
инструкции,
схемы,
мультимедийные
материалы,
компьютерные
программные
средства

Компьютер,
мультимедийный
проектор,
конструктор
М1пб810ГШ8
Ебисайоп ЕУ3,
Агбшпо

Опрос,
самостоятельная
работа, играиспытание,
коллективная
рефлексия, отзыв,
коллективный
анализ работ,
самоанализ

решение поставленной задачи
совместно с педагогом
4. исследовательский самостоятельная творческая
работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит
форма организации деятельности
учащихся занятия:
1. фронтальный одновременная работа со
всеми учащимися
2. коллективный организация проблемно­
поискового или
творческого
взаимодействия между
всеми детьми
3. индивидуально­
фронтальный чередование
индивидуальных и
фронтальных форм
работы
4. групповой - организация
работы по малым группам
(от 2 до 7 человек)
5. коллективно-групповой выполнение заданий
малыми группами,
последующая презентация
результатов выполнения
заданий и их обобщение
6. в парах - организация

27

работы по парам
индивидуальный индивидуальное
выполнение заданий,
решение проблем
Методы, в основе которых лежит
способ организации занятия:
1. словесный (устное изложение,
беседа) видеоматериалов,
иллюстраций, наблюдение,
показ (исполнение)
педагогом, работа по образцу
и др.)
2. практический (тренинг,
программирование в среде.
Методы, в основе которых лежит
уровень деятельности детей:
1. объяснительноиллюстративный - дети
воспринимают и усваивают
готовую информацию
2. репродуктивный - учащиеся
воспроизводят полученные
знания и освоенные способы
деятельности
3. частично-поисковый участие детей в
коллективном поиске,
решение поставленной задачи
совместно с педагогом
4. исследовательский самостоятельная творческая
работа учащихся.
7.

8

Программные
структуры

Алгоритмы движения
9

по линии

Дискретная система
управления
10
Пропорциональное
управление
11

Алгоритмы и
программы
прохождения
12 препятствий

Комбинированное
занятие,
практическое
занятие,
соревнование

28

Памятки,
инструкции,
схемы,
мультимедийные
материалы,
компьютерные
программные
средства

Компьютер,
мультимедийный
проектор,
конструктор
Мтб810ГШ8
Ебисайоп БУ3,
Агбшпо

Опрос,
самостоятельная
работа, играиспытание,
коллективная
рефлексия, отзыв,
коллективный
анализ работ,
самоанализ

13 Проектная
деятельность

Комбинированное
занятие,
практическое
занятие,
соревнование

Методы, в основе которых лежит
форма организации деятельности
учащихся занятия:
1. фронтальный одновременная работа со
всеми учащимися
2. коллективный - организация
проблемно-поискового или
творческого взаимодействия
между всеми детьми
3. индивидуально-фронтальный
- чередование
индивидуальных и
фронтальных форм работы
4. групповой - организация
работы по малым группам (от
2 до 7 человек)
5. коллективно-групповой выполнение заданий малыми
группами, последующая
презентация результатов
выполнения заданий и их
обобщение
6. в парах - организация работы
по парам
7. индивидуальный индивидуальное выполнение
заданий, решение проблем
Методы, в основе которых лежит
способ организации занятия:
1. словесный (устное изложение,
беседа.)
2. наглядный (показ

29

Памятки,
инструкции,
схемы,
мультимедийные
материалы,

Компьютер,
мультимедийный
проектор,
конструктор
Мтб810ГШ8

Опрос, выставка,
самостоятельная
работа,
презентация
творческих работ,

видеоматериалов,
компьютерные
иллюстраций, наблюдение,
программные
показ(исполнение)
средства
педагогом, работа по образцу
и др.)
3. практический (тренинг,
программирование в среде.
Методы, в основе которых лежит
уровень деятельности детей:
1. объяснительно­
иллюстративный - дети
воспринимают и усваивают
готовую информацию
2. репродуктивный - учащиеся
воспроизводят полученные
знания и освоенные способы
деятельности
3. частично-поисковый участие детей в
коллективном поиске,
решение поставленной задачи
совместно с педагогом
4. исследовательский самостоятельная творческая
работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит
форма организации деятельности
учащихся занятия:
1. фронтальный одновременная работа со
всеми учащимися
2. коллективный - организация
проблемно-поискового или

30

Ебисайоп БУ3,
Агбшпо

игра-испытание,
коллективная
рефлексия, отзыв,
коллективный
анализ работ,
самоанализ

3.

4.

5.

6.
7.

творческого взаимодействия
между всеми детьми
индивидуально-фронтальный
- чередование
индивидуальных и
фронтальных форм работы
групповой - организация
работы по малым группам (от
2 до 7 человек)
коллективно-групповой выполнение заданий малыми
группами, последующая
презентация результатов
выполнения заданий и их
обобщение
в парах - организация работы
по парам
индивидуальный индивидуальное выполнение
заданий, решение проблем

31

Список литературы для педагогов
Официально-документальные:
1.
Федеральный закон от 29.2012 № 273 «Об образовании в Российской
федерации».
2.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным
общеобразовательным
программам»,
утв.
приказом
Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196
3. Концепция развития дополнительного образования детей, утв. Распоряжением
Правительства РФ от 4 сентября 2014года № 1726-р
4.
Программа развития воспитательной компоненты, Письмо МО РФ от
13.05.2013 №ИР-352/09
5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р)
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014
года №41 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно­
эпидемиологические требования к устройству содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей.
7. Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в
Российской Федерации Десятилетия детства».
Книги:
1. Комарова Л. Г. «Строим из ЬЕОО» (моделирование логических отношений и
объектов реального мира средствами конструктора ЬЕОО). — М.; «ЛИНКА — ПРЕСС»,
2001.
2. Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. - СПб.: Наука,2013. 319 с
3. Руководство
по
пользованию
конструктором
ЬЕОО
БА СТА
«Возобновляемые источники энергии».
4. Руководство по пользованию конструктором ЬЕОО БА СТА
«Инженерная механика».
5. Руководство по пользованию конструктором ЬЕОО БА СТА «Работа. Энергия.
Мощность».
6. Руководство по пользованию конструктором ЬЕОО БА СТА еЬАВ.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
7. .Ь11р://ш5505.Нуеюигпа1.сот/817254.Ь1т1
8. Каталог сайтов по робототехнике - полезный, качественный и наиболее полный
сборник информации о робототехнике. [Электронный ресурс] — Режим доступа: ,
свободный Ь11р://гоЬо11С5.ги/.

32

Приложение 1
Оценочные материалы
Тест 1
1.
a)
b)
c)
ё)
2.
a)
b)
c)
ё)
3.
a)
b)
c)
ё)
4.
a)
b)
c)
ё)
5.
a)
b)
c)
ё)
6.
a)
b)
c)
ё)
7.
a)
b)
c)
ё)
8.
a)
b)
c)
9.

Для
обмена
данными
между
ЕУЭ
блоком
и компьютером
используется...
ММАХ
РС1 порт
Ш -И
И 8Б порт
Верным является утв ер ж д ен и е.
блок ЕУ3 имеет 5 выходных и 4 входных порта
блок ЕУ3 имеет 5 входных и 4 выходных порта
блок ЕУ3 имеет 4 входных и 4 выходных порта
блок ЕУ3 имеет 3 выходных и 3 входных порта
Устройством,
позволяющим
роботу
определить
расстояние
до
объекта и реагировать на движение, я в л я е т с я .
Ультразвуковой датчик
Датчик звука
Датчик цвета
Гироскоп
Сервомотор - э т о .
устройство для определения цвета
устройство для движения робота
устройство для проигрывания звука
устройство для хранения данных
К основным типам деталей ЬЕСО М Ш Б8ТОКМ 8 о т н о с я т с я .
шестеренки, болты, шурупы, балки
балки, штифты, втулки, фиксаторы
балки, втулки, шурупы, гайки
штифты, шурупы, болты, пластины
Для подключения датчика к ЕУЭ требуется подсоединить одинконец кабеля к
датчику, а д р у г о й .
к одному из входных (1,2,3,4) портов ЕУ3
оставить свободным
к аккумулятору
к одному из выходных (А, В, С, Б ) портов ЕУ3
Для подключения сервомотора к ЕУЭ требуется подсоединить одинконец
кабеля к сервомотору, а д р у г о й .
к одному из выходных (А, В, С, Б ) портов ЕУ3
в Ш В порт ЕУ3
к одному из входных (1,2,3,4) портов ЕУ3
оставить свободным
Блок «независимое управление моторами» у п р а в л я е т .
двумя сервомоторами
одним сервомотором
одним сервомотором и одним датчиком
Наибольшее расстояние, на котором ультразвуковой датчик может

33

a)
b)
c)
ё)
10.
a)
b)

c)
ё)
11.
а)
Ъ)
с)
ё)

обнаружить объект...
50 см.
100 см.
3 м.
250 см.
Для движения робота вперед с использованием двух сервомоторовнужно...
задать
положительную
мощность
мотора
на
блоке
«Рулевое
управление»
задать
отрицательную
мощность
мотора
на
блоке
«Рулевое
управление»
задать положительную мощность мотора на блоке «Большой мотор»
задать отрицательную мощность мотора на блоке «Большой мотор»
Для движения робота назад с использованием двух сервом оторовнуж но.
положительную
мощность
«Рулевое
задать
мотора
на
блоке
управление»
отрицательную
мощность
«Рулевое
задать
мотора
на
блоке
управление»
задать положительную мощность мотора на блоке «Большой мотор»
задать отрицательную мощность мотора на блоке «Большой мотор»

34

Приложение 1
Тест 2

Задание №1. Напишите полные названия деталей ЬЕСО М т й й о г т з ЕУ-3:

2

4

7

Задание №2. Напишите
М т й й о г т з ЕУ-3:

1

3

5_________

0?

6______________________

8

полные

названия

2

35

электронных

компонентов

ЬЕСО

6
Задание №3. Перечислите основные правила работы в кабинете робототехники:

Задание №4.
Расскажите о портах ЬЕСО МшЛзйогшз ЕУ-3:

36


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».