программа однк

Приложение № 20 к Основной
образовательной программе основного
общего
образования
МБОУ
«Махнёвская СОШ», утвержденной
приказом МБОУ «Махнёвская СОШ»
от 27.05.2022 № 102

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
для обучающихся 5 классов

Пояснительная записка
Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры
народов России» (далее-ОДНКНР) для 5 классов образовательных организаций
составлена в соответствии с:
- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования (ФГОС ООО) (утверждён приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287);
- требованиями к результатам освоения программы основного общего образования
(личностным, метапредметным, предметным);
- основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных
действий (УУД) для основного общего образования.
.
Целями изучения учебного курса являются:
- формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через
изучение культуры (единого культурного пространства) России в контексте
процессов этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения
и мирного сосуществования народов, религий, национальных культур;
- создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе
традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию
своей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации;
- формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей
разных национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с
представителями других культур и мировоззрений;
- идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного,
исторического и цивилизационного развития страны.
Цели курса определяют следующие задачи:
- овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение
для формирования гражданской идентичности обучающегося;
- приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности
как основополагающих элементах духовной культуры современного общества;
- развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и
нравственных норм для достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного
отношения к будущему отцовству и материнству;
- становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и
готовности вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог
при осознании и сохранении собственной культурной идентичности;
- формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию
знаний и представлений, полученных на уроках литературы, истории,
изобразительного искусства, музыки;
- обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через
развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов;
- воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному
и культурному наследию народов России;
- содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров,
основанных на приоритете традиционных российских духовно-нравственных
ценностей;
- формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание
роли личности в истории и культуре, осознание важности социального
взаимодействия, гражданской идентичности для процветания общества в целом.
В целях реализации настоящей программы на изучение курса на уровне основного
общего образования отводится 34 часа на каждый учебный год, не менее 1
учебного часа в неделю.

Рабочая программа разработана на основании следующих нормативных документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (ФГОС ООО) (утверждён приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287);
- Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);
- письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования
Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 мая 2015 года N 08-761.
Об изучении предметных областей: "Основы религиозных культур и светской этики" и
"Основы духовно-нравственной культуры народов России"
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Стандарты второго поколения. (А.Я. Данилов, А. М. Кондаков, В. А. Тишков), М.:
Просвещение, 2010г.

Раздел №1 Планируемые результаты освоения программы
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Личностные результаты:
 готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки,
взаимоотношения со сверстниками;








достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную
деятельность и взаимодействие с ее участниками;
формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой
роли многонациональной России в современном мире;
воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
формирование ценностей многонационального российского общества;
воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к
родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям,
независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;
понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения,
правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
Универсальные учебные действия
Познавательные:




характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;
сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре,
искусстве, религиозных учениях;
 различать культовые сооружения разных религий;
 формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.
Коммуникативные:



рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;
кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм,
трудолюбие, доброта, милосердие и др.).
Рефлексивные:



оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;



анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу)
в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и
делового этикета.
Информационные:



анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе
графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение
искусства).
К концу обучения учащиеся научатся:



Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных
текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных
объяснений учителя.
Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов.
Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с
общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.
Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания
участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям)
словесный портрет героя.
Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных
личностей.
Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной
задачей.
Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения
учебных и практических задач.








Метапредметные результаты:







владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование
речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников
и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать
свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события,
изложенные в текстах разных видов и жанров);
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том
числе религиозного характера; способность работать с информацией,
представленной в разном виде и разнообразной форме;
овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение,
анализ, обобщение, построение рассуждений);
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и
культурой коллективного труда.
Предметные результаты:





осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской
многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей
деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными
средствами;
расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения
воспринимать мир не только рационально, но и образно.

Раздел №2 Содержание учебного предмета ОДНКНР
5 класс – 34 часа
Тематический блок 1. «Россия – наш общий дом»»
Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов
России»?
Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и Отечество.
Традиционные ценности и ролевые модели. Традиционная семья. Всеобщий
характер морали и нравственности. Русский язык и единое культурное пространство.
Риски и угрозы духовно-нравственной культуре народов России.
Тема 2. Наш дом — Россия.
Россия — многонациональная страна. Многонациональный народ Российской
Федерации. Россия как общий дом. Дружба народов.
Тема 3. Язык и история.
Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как инструмент
культуры. Важность коммуникации между людьми. Языки народов мира, их
взаимосвязь.
Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей.
Русский язык — основа российской культуры. Как складывался русский язык:
вклад народов России в его развитие. Русский язык как культуро-образующий
проект и язык межнационального общения. Важность общего языка для всех
народов России. Возможности, которые даёт русский язык.
Тема 5. Истоки родной культуры.
Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни общества.
Многообразие культур и его причины. Единство культурного пространства России.
Тема 6. Материальная культура.
Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт, техника. Связь
между материальной культурой и духовно-нравственными ценностями общества.
Тема 7. Духовная культура.
Духовно-нравственная
культура.
Искусство,
наука,
духовность.
Мораль,
нравственность, ценности. Художественное осмысление мира. Символ и знак.
Духовная культура как реализация ценностей.
Тема 8. Культура и религия.
Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни общества и человека.
Государствообразующие религии России. Единство ценностей в религиях России.
Тема 9. Культура и образование.
Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний. Образование как
ключ к социализации и духовно- нравственному развитию человека.
Тема 10. Многообразие культур России.
Единство культур народов России. Что значит быть культурным человеком? Знание о
культуре народов России.
Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей.
Семья — базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура. Помощь
сиротам как духовно-нравственный долг человека.
Тема 12. Родина начинается с семьи.

История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как связаны Родина
и семья? Что такое Родина и Отечество?
Тема 13. Традиции семейного воспитания в России.
Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи. Семейное воспитание как
трансляция ценностей.
Тема 14. Образ семьи в культуре народов России.
Произведения устного поэтического творчества (сказки, поговорки и т. д.) о семье и
семейных обязанностях. Семья в литературе и произведениях разных видов искусства.
Тема 15. Труд в истории семьи.
Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда. Роль нравственных норм в
благополучии семьи.
Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие).
Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и др.). Семейное древо.
Семейные традиции.
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»
Тема 17. Личность — общество — культура.
Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества. Связь
между обществом и культурой как реализация духовно-нравственных ценностей.
Тема 18. Духовный мир человека.
Человек — творец культуры. Культура как духовный мир человека. Мораль.
Нравственность. Патриотизм. Реализация ценностей в культуре. Творчество: что
это такое? Границы творчества. Традиции и новации в культуре. Границы культур.
Созидательный труд. Важность труда как творческой деятельности, как реализации.
Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности.
Мораль и нравственность в жизни человека. Взаимопомощь, сострадание,
милосердие, любовь, дружба, коллективизм, п а т р и о т и з м , любовь к
близким.
Тематический блок 4. Культурное единство России
Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность.
Что такое история и почему она важна? История семьи - часть истории народа,
государства, человечества. Важность исторической памяти, недопустимость её
фальсификации. Преемственность поколений.
Тема 21. Литература как язык культуры.
Литература как художественное осмысление действительности. От сказки к роману.
Зачем нужны литературные произведения? Внутренний мир человека и его
духовность.
Тема 22. Взаимовлияние культур.
Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция. Обмен
ценностными установками и идеями. При меры межкультурной коммуникации как
способ формирования общих духовно-нравственных ценностей.
Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа.
Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность,
служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы,
крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным,
гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая
память и преемственность поколений, единство народов России.
Тема 24. Регионы России: культурное многообразие.
Исторические и социальные причины культурного разнообразия. Каждый регион
уникален. Малая Родина — часть общего Отечества.
Тема 25. Праздники в культуре народов России.

Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в России.
Народные праздники как память культуры, как воплощение духовно-нравственных
идеалов.
Тема 26. Памятники архитектуры в культуре народов России.
Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные. Культура
как память Музеи. Храмы. Дворцы. Исторические здания как свидетели истории.
Архитектура и духовно-нравственные ценности народов России.
Тема 27. Музыкальная культура народов России.
Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как форма выражения эмоциональных
связей между людьми. Народные инструменты. История народа в его музыке и
инструментах.
Тема 28. Изобразительное искусство народов России.
Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к современному
искусству. Храмовые росписи и фольклорные орнаменты. Живопись, графика.
Выдающиеся художники разных народов России.
Тема 29. Фольклор и литература народов России.
Пословицы и поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как отражение истории народа и его
ценностей, морали и нравственности. Национальная литература. Богатство культуры
народа в его литературе.
Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое
занятие).
Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с использованием
разнообразного зрительного ряда и других источников.
Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие).
География культур России. Россия как культурная карта.
Описание регионов в соответствии с их особенностями.
Тема 32. Единство страны — залог будущего России.
Россия — единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных традиций,
единые духовно-нравственные ценности народов России.

Раздел №2 Планируемые результаты освоения учебного курса ОДНКНР
на уровне основного общего образования
Личностные результаты освоения курса
включают
осознание российской
гражданской
идентичности;
готовность
обучающихся
к
саморазвитию,
самостоятельности и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и
инициативы; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой
деятельности; сформированность внутренней позиции
личности как особого
ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
1.Патриотическое

воспитание
Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность
российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству,
прошлому и настоящему многонационального народа России через представления об
исторической роли культур народов России, традиционных религий, духовнонравственных ценностей в становлении российской государственности.

2. Гражданское воспитание
- осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества и знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов,
хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к

сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном
потребительстве;
- сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества с помощью
воспитания
способности
к
духовному
развитию,
нравственному
самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к
религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
3. Ценности познавательной деятельности
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Смысло-образование: сформированность ответственного отношения к учению,
готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию через развитие способностей к духовному
развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости,
уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их
отсутствию.
4.Духовно-нравственное воспитание
Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов родного края, России и народов мира;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении
моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам; осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие
ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей
семьи через знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов,
хранимых в культурных традициях народов России; готовность на их основе к
сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном
потреблении.
Метапредметные
результаты освоения курса включают освоение
обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких
предметных областях) и универсальные учебные действия (познавательные,
коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной,
познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному
планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного
сотрудничества с педагогом и сверстниками, к участию в построении
индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками работы с
информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в
том числе цифровых, с учётом назначения информации и её аудитории .
1. Познавательные универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия включают:
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические
УУД);

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач (знаково-символические / моделирование);
- смысловое чтение;
- развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других
поисковых систем.
2. Коммуникативные универсальные учебные действия
Коммуникативные универсальные учебные действия включают:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение (учебное сотрудничество);
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью (коммуникация);
- формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (ИКТ-компетентность).
3. Регулятивные универсальные учебные действия
Регулятивные универсальные учебные действия включают:
- умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности (целеполагание);
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач (планирование);
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией (контроль и коррекция);
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
её решения (оценка);
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия,
саморегуляция) деятельности.
Предметные результаты
Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений
и способов действий, специфических для соответствующей предметной области;
предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению нового знания,
его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том
числе при создании проектов .

5 класс
Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом»
Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?
- Знать цель и предназначение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов
России», понимать важность изучения культуры и гражданство-образующих религий для
формирования личности гражданина России;
- иметь представление о содержании данного курса, в том числе о понятиях «мораль и
нравственность», «семья», «традиционные ценности», об угрозах духовно-нравственному
единству страны;
- понимать взаимосвязь между языком и культурой, духовно-нравственным развитием
личности и социальным поведением.
Тема 2. Наш дом — Россия
- Иметь представление об историческом пути формирования многонационального состава
населения Российской Федерации, его мирном характере и причинах его формирования;
- знать о современном состоянии культурного и религиозного разнообразия народов
Российской Федерации, причинах культурных различий;
- понимать необходимость межнационального и межрелигиозного сотрудничества и
взаимодействия, важность сотрудничества и дружбы между народами и нациями,
обосновывать их необходимость
Тема 3. Язык и история
- Знать и понимать, что такое язык, каковы важность его изучения и влияние на
миропонимание личности;
- иметь базовые представления о формировании языка как носителя духовнонравственных смыслов культуры;
- понимать суть и смысл коммуникативной роли языка, в том числе в организации
межкультурного диалога и взаимодействия;
- обосновывать своё понимание необходимости нравственной чистоты языка, важности
лингвистической гигиены, речевого этикета.
Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей
- Иметь базовые представления о происхождении и развитии русского языка, его
взаимосвязи с языками других народов России;
- знать и уметь обосновать важность русского языка как культурообразующего языка
народов России, важность его для существования государства и общества;
- понимать, что русский язык — не только важнейший элемент национальной культуры,
но и историко-культурное
наследие, достояние российского государства, уметь
приводить примеры;
- иметь представление о нравственных категориях русского языка и их происхождении.
Тема 5. Истоки родной культуры
- Иметь сформированное представление о понятии «культура»;
- осознавать и уметь доказывать взаимосвязь культуры и природы; знать основные формы
репрезентации культуры, уметь их различать и соотносить с реальными проявлениями
культурного многообразия;
- уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение
и причины.
Тема 6. Материальная культура

- Иметь представление об артефактах культуры;
- иметь базовое представление о традиционных укладах хозяйства: земледелии,
скотоводстве, охоте, рыболовстве;
- понимать взаимосвязь между хозяйственным укладом и проявлениями духовной
культуры;
- понимать и объяснять зависимость основных культурных укладов народов России от
географии их массового расселения, природных условий и взаимодействия с другими
этносами.
Тема 7. Духовная культура
- Иметь представление о таких культурных концептах как «искусство», «наука»,
«религия»;
- знать и давать определения терминам «мораль», «нравственность», «духовные
ценности», «духовность» на доступном для обучающихся уровне осмысления;
- понимать смысл и взаимосвязь названных терминов с формами их репрезентации в
культуре;
осознавать значение культурных символов, нравственный и духовный смысл
культурных артефактов;
- знать, что такое знаки и символы, уметь соотносить их с культурными явлениями, с
которыми они связаны.
Тема 8. Культура и религия
- Иметь представление о понятии «религия», уметь пояснить её роль в жизни общества и
основные социально-культурные функции;
- осознавать связь религии и морали;
- понимать роль и значение духовных ценностей в религиях народов России;
- уметь характеризовать государствообразующие конфессии России и их картины мира.
Тема 9. Культура и образование
- Характеризовать термин «образование» и уметь обосновать его важность для личности
и общества;
- иметь представление об основных ступенях образования в России и их необходимости;
- понимать взаимосвязь культуры и образованности человека;
- приводить примеры взаимосвязи между знанием, образованием и личностным и
профессиональным ростом человека;
- понимать взаимосвязь между знанием и духовно-нравственным развитием общества,
осознавать ценность знания, истины, востребованность процесса познания как получения
новых сведений о мире.
Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие)
- Иметь сформированные представления о закономерностях развития культуры и истории
народов, их культурных особенностях;
- выделять общее и единичное в культуре на основе предметных знаний о культуре своего
народа;
- предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовнонравственными ценностями на основе местной культурно-исторической специфики;
- обосновывать важность сохранения культурного многообразия как источника духовнонравственных ценностей, морали и нравственности современного общества.
Тематический блок 2.
«Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей
- Знать и понимать смысл термина «семья»;
- иметь представление о взаимосвязях между типом культуры и особенностями семейного
быта и отношений в семье;

- осознавать значение термина «поколение» и его взаимосвязь с культурными
особенностями своего времени;
- уметь составить рассказ о своей семье в соответствии с культурно-историческими
условиями её существования;
- понимать и обосновывать такие понятия, как «счастливая семья», «семейное счастье»;
- осознавать и уметь доказывать важность семьи как хранителя традиций и её
воспитательную роль;
- понимать смысл терминов «сиротство», «социальное сиротство», обосновывать
нравственную важность заботы о сиротах, знать о формах помощи сиротам со стороны
государства.
Тема 12. Родина начинается с семьи
- Знать и уметь объяснить понятие «Родина»;
- осознавать взаимосвязь и различия между концептами «Отечество» и «Родина»;
- понимать, что такое история семьи, каковы формы её выражения и сохранения;
- обосновывать и доказывать взаимосвязь истории семьи и истории народа, государства,
человечества.
Тема 13. Традиции семейного воспитания в России:
- иметь представление о семейных традициях и обосновывать их важность как ключевых
элементах семейных отношений;
- знать и понимать взаимосвязь семейных традиций и культуры собственного этноса;
- уметь рассказывать о семейных традициях своего народа и народов России, собственной
семьи;
- осознавать роль семейных традиций в культуре общества, трансляции ценностей,
духовно-нравственных идеалов.
Тема 14. Образ семьи в культуре народов России:
- знать и называть традиционные сказочные и фольклорные сюжеты о семье, семейных
обязанностях;
- уметь обосновывать своё понимание семейных ценностей, выраженных в фольклорных
сюжетах;
знать и понимать морально-нравственное значение семьи в литературных
произведениях, иметь представление о ключевых сюжетах с участием семьи в
произведениях художественной культуры;
- понимать и обосновывать важность семейных ценностей с и пользованием различного
иллюстративного материала.
Тема 15. Труд в истории семьи
- знать и понимать, что такое семейное хозяйство и домашний труд;
понимать и уметь объяснять специфику семьи как социального института,
характеризовать роль домашнего труда и распределение экономических функций в семье;
- осознавать и оценивать семейный уклад и взаимосвязь с социально-экономической
структурой общества в форме большой и малой семей;
- характеризовать распределение семейного труда и осознавать его важность для
укрепления целостности семьи.
Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие)
- Иметь сформированные представления о закономерностях развития семьи в культуре и
истории народов России, уметь обосновывать данные закономерности на региональных
материалах и примерах из жизни собственной семьи;
- выделять особенности духовной культуры семьи в фольклоре и культуре различных
народов на основе предметных знаний о культуре своего народа;
- предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовнонравственными ценностями семьи;

- обосновывать важность семьи и семейных традиций для трансляции духовнонравственных ценностей, морали и нравственности как фактора культурной
преемственности.
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»
Тема 17. Личность — общество — культура
- Знать и понимать значение термина «человек» в контексте духовно-нравственной
культуры;
- уметь обосновать взаимосвязь и взаимообусловленность человека и общества, человека
и культуры;
- понимать и объяснять различия между обоснованием термина «личность» в быту, в
контексте культуры и творчества;
- знать, что такое гуманизм, иметь представление о его источниках в культуре.
Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры
- Знать значение термина «творчество» в нескольких аспектах и понимать границы их
применимости;
- осознавать и доказывать важность морально-нравственных ограничений в творчестве;
- обосновывать важность творчества как реализацию духовно- нравственных ценностей
человека;
- доказывать детерминированность творчества культурой своего этноса;
- знать и уметь объяснить взаимосвязь труда и творчества.
Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности
- Знать и уметь объяснить значение и роль морали и нравственности в жизни человека;
- обосновывать происхождение духовных ценностей, понимание идеалов добра и зла;
- понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как
«взаимопомощь», «сострадание», «милосердие», «любовь», «дружба», «коллективизм»,
«патриотизм», «любовь к близким».
Тематический блок 4. «Культурное единство России»
Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность
- Понимать и уметь объяснять суть термина «история», знать основные исторические
периоды и уметь выделять их сущностные черты;
- иметь представление о значении и функциях изучения истории;
- осознавать историю своей семьи и народа как часть мирового исторического процесса.
Знать о существовании связи между историческими событиями и культурой.
Обосновывать важность изучения истории как духовно- нравственного долга гражданина
и патриота.
Тема 21. Литература как язык культуры
- Знать и понимать отличия литературы от других видов художественного творчества;
- рассказывать об особенностях литературного повествования, выделять простые
выразительные средства литературного языка;
- обосновывать и доказывать важность литературы как культурного явления, как формы
трансляции культурных ценностей;
- находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла в
литературных произведениях.
Тема 22. Взаимовлияние культур
- Иметь представление о значении терминов «взаимодействие культур», «культурный
обмен» как формах распространения и обогащения духовно-нравственных идеалов
общества;
- понимать и обосновывать важность сохранения культурного наследия;
- знать, что такое глобализация, уметь приводить примеры межкультурной коммуникации
как способа формирования общих духовно-нравственных ценностей.
Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа

- Знать и уметь объяснить суть и значение следующих духовно- нравственных ценностей:
жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность,
служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы,
крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм,
милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая па- мять и
преемственность поколений, единство народов России с опорой на культурные и
исторические особенности российского народа:
- осознавать духовно-нравственные ценности в качестве базовых общегражданских
ценностей российского общества и уметь доказывать это.
Тема 24. Регионы России: культурное многообразие
- Понимать принципы федеративного устройства России и концепт «полиэтничность»;
- называть основные этносы Российской Федерации и регионы, где они традиционно
проживают;
- уметь объяснить значение словосочетаний «многонациональный народ Российской
Федерации», «государствообразующий народ», «титульный этнос»;
- понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской Федерации;
- демонстрировать готовность к сохранению межнационального и межрелигиозного
согласия в России;
-уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и
причины
Тема 25. Праздники в культуре народов России
- Иметь представление о природе праздников и обосновывать их важность как элементов
культуры;
- устанавливать
взаимосвязь праздников и культурного уклада;
- различать основные типы праздников;
- уметь рассказывать о праздничных традициях народов России и собственной семьи;
- анализировать связь праздников и истории, культуры народов России;
- понимать основной смысл семейных праздников:
- определять нравственный смысл праздников народов России;
- осознавать значение праздников как элементов культурной памяти народов России, как
воплощение духовно-нравственных идеалов.
Тема 26. Памятники архитектуры народов России
- Знать, что такое архитектура, уметь охарактеризовать основные типы памятников
архитектуры и проследить связь между их структурой и особенностями культуры и
этапами исторического развития;
- понимать взаимосвязь между типом жилищ и типом хозяйственной деятельности;
- осознавать и уметь охарактеризовать связь между уровнем научно-технического
развития и типами жилищ;
- осознавать и уметь объяснять взаимосвязь между особенностями архитектуры и
духовно-нравственными ценностями народов России;
- устанавливать связь между историей памятника и историей края, характеризовать
памятники истории и культуры;
- иметь представление о нравственном и научном смысле краеведческой работы.
Тема 27. Музыкальная культура народов России
- Знать и понимать отличия музыки от других видов художественного творчества,
рассказывать об особенностях музыкального повествования, выделять простые
выразительные средства музыкального языка;
- обосновывать и доказывать важность музыки как культурного явления, как формы
трансляции культурных ценностей;
- находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла
музыкальных произведений;
- знать основные темы музыкального творчества народов России, народные инструменты

Тема 28. Изобразительное искусство народов России
Знать и понимать отличия изобразительного искусства от других видов
художественного творчества, рассказывать об особенностях и выразительных средствах
изобразительного искусства;
- уметь объяснить, что такое скульптура, живопись, графика, фольклорные орнаменты;
- обосновывать и доказывать важность изобразительного искусства как культурного
явления, как формы трансляции культурных ценностей;
- находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла
изобразительного искусства;
- знать основные темы изобразительного искусства народов России.
Тема 29. Фольклор и литература народов России
- Знать и понимать, что такое пословицы и поговорки, обосновывать важность и нужность
этих языковых выразительных средств;
- понимать и объяснять, что такое эпос, миф, сказка, былина, песня;
- воспринимать и объяснять на примерах важность понимания фольклора как отражения
истории народа и его ценностей, морали и нравственности;
- знать, что такое национальная литература и каковы её выразительные средства;
- оценивать морально-нравственный потенциал национальной литературы.
Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом
- Знать и уметь объяснить взаимосвязь между бытом и природными условиями
проживания народа на примерах из истории и культуры своего региона;
- уметь доказывать и отстаивать важность сохранения и развития культурных,
духовно-нравственных, семейных и этнических традиций, многообразия культур;
- уметь оценивать и устанавливать границы и приоритеты взаимодействия между
людьми разной этнической, религиозной и гражданской идентичности на доступном
для шестиклассников уровне (с учётом их возрастных особенностей);
- понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как
взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм,
патриотизм, любовь к близким через бытовые традиции народов своего края.
Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие)
-Знать и уметь объяснить отличия культурной географии от физической и
политической географии;
- понимать, что такое культурная карта народов России;
- описывать отдельные области культурной карты в соответствии с их
особенностями.
Тема 32. Единство страны — залог будущего России
- Знать и уметь объяснить значение и роль общих элементов в культуре народов
России для обоснования её территориального, политического и экономического
единства;
понимать и доказывать важность и преимущества этого единства перед
требованиями национального самоопределения отдельных этносов.

Раздел №3. Тематическое планирование
5 класс (34 ч)
№

Тема

Коли
чество
часов

Основное содержание

Основные виды
деятельности
обучающихся

Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом»(10ч)
1

Зачем
изучать
курс
«Основы
духовнонравственной
культуры
народов России»?

1

Формирование
и
закрепление гражданского
единства.
Родина
и
Отечество. Традиционные
ценности
и
ролевые
модели.
Традиционная
семья. Всеобщий характер
морали и нравственности.
Русский язык и единое
культурное пространство.
Риски и угрозы духовнонравственной
культуре
народов России

Формировать представление
об особенностях курса
««Основы духов нонравственной культуры
народов России».
Слушать и понимать
объяснения учителя по теме
урока.
Вести самостоятельную
работу с учебником

2

Наш дом — Россия

1

Россиямногонациональная
страна.
Многонациональный
народ
Российской
Федерации. Россия как
общий
дом.
Дружба
народов

Слушать
и
понимать
объяснения учителя по теме
урока.
Формировать представление о
необходимости и важности
межнационального
и
межрелигиозного
сотрудничества,
взаимодействия.
Выполнять
задания на понимание и
разграничение понятий по
курсу

3

Язык и история

1

Что такое язык? Как в
языке народа отражается
его история? Язык как
инструмент
культуры.
Важность коммуникации
между
людьми.
Языки
народов
мира,
их
взаимосвязь

Формировать представления о
языке как носителе духовнонравственных смыслов
культуры.
Понимать особенности
коммуникативной роли языка.
Слушать и анализировать
выступления
одноклассников, отбирать и
сравнивать учебный материал
по нескольким источникам

4

Русский язык —
язык общения и
язык
возможностей

1

Русский язык — основа
российской культуры. Как
складывался русский язык:
вклад народов России в его
развитие. Русский язык как
культурообразующий
проект
и
язык
межнационального
общения. Важность общего
языка для всех народов
России.
Возможности,
которые даёт русский язык

Формировать представление о
русском языке как языке
межнационального общения.
Слушать объяснения учителя,
стараясь выделить главное.
Объяснять наблюдаемые в
практике
изучения
языка
явления

5

Истоки родной
культуры

1

Что
такое
культура.
Культура и природа. Роль
культуры
в
жизни
общества.
Многообразие
культур и его причины.
Единство
культурного
пространства России

Формировать представление о
том, что такое культура, об
общих чертах в культуре
разных народов. Слушать и
понимать объяснения учителя
по теме урока.
Выполнять
задания
на
понимание и разграничение
понятий по теме

6

Материальная
культура

1

Материальная
культура:
архитектура, одежда, пища,
транспорт, техника. Связь
между
материальной
культурой
и
духовнонравственными
ценностями общества

Формировать представление о
традиционных укладах жизни
разных народов.
Слушать
и
анализировать
выступления одноклассников.
Работать
с
учебником,
анализировать
проблемные
ситуации

7

Духовная культура

1

Духовно-нравственная
культура. Искусство, наука,
духовность.
Мораль,
нравственность, ценности.
Художественное
осмысление мира. Символ и
знак. Духовная культура
как реализация ценностей

Формировать представление о
духовной культуре разных
народов.
Понимать взаимосвязь между
проявлениями материальной и
духовной культуры.
Выполнять
задания
на
понимание и разграничение
понятий по теме.
Учиться работать с текстом и
зрительным рядом учебника

8

Культура и
религия

1

Религия и культура. Что
такое религия, её роль в
жизни
общества
и
человека.
Государствообразующие
религии России. Единство
ценностей
в
религиях
России

Формировать представление
о
понятии
«религия»,
понимать и уметь объяснять,
в чём заключается связь
культуры и религии.
Слушать
объяснения
учителя, работать с научнопопулярной литературой по
теме

9

Культура и
образование

1

Зачем
нужно
учиться?
Культура
как
способ
получения нужных знаний.
Образование как ключ к
социализации и духовнонравственному развитию
человека

Понимать смысл понятия
«образование»,
уметь
объяснять
важность
и
необходимость
образования
для
общества.
Слушать
объяснения
учителя,
отбирать
и
сравнивать
учебные материалы по теме

Многообразие
культур России
(практическое
занятие)

1

Единство
культур
народов
России.
Что
значит быть культурным
человеком?
Знание
о
культуре народов России

Отбирать
материал
по
нескольким
источникам,
готовить доклады, работать с
научно-популярной
литературой.
Слушать
выступления
одноклассников

10

11

Семья —
хранитель
духовных
ценностей

12

Родина
начинается с
семьи

Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные
ценности»(6ч)
Понимать, что такое семья,
1
Семья — базовый элемент
формировать представление о
общества.
Семейные
взаимосвязях между типом
ценности,
традиции
и
культуры и особенностями
культура. Помощь сиротам
семейного уклада у разных
как духовно- нравственный
народов. Понимать значение
долг человека
термина «поколение».
Слушать объяснения учителя,
решать проблемные задачи
1

История семьи как часть
истории
народа,
государства, человечества.
Как связаны Родина и
семья? Что такое Родина и
Отечество?

Понимать и объяснять, как и
почему история каждой семьи
тесно связана с историей
страны, народа.
Слушать
объяснения
учителя,
разграничивать
понятия
по
теме,
систематизировать учебный
материал

13

Традиции
семейного
воспитания в
России

1

Семейные
традиции
народов
России.
Межнациональные семьи.
Семейное воспитание как
трансляция ценностей

14

Образ семьи в
культуре народов
России

1

Произведения
устного
поэтического творчества
(сказки, поговорки и т. д.)
о
семье и
семейных
обязанностях. Семья в
литературе
и
произведениях
разных
видов искусства

15

Труд в истории
семьи

16

17

Понимать и объяснять, что
такое
традиция,
уметь
рассказывать о традициях
своей
семьи,
семейных
традициях своего народа и
других народов России.
Уметь
объяснять
и
разграничивать
основные
понятия по теме.
Просматривать
и
анализировать
учебные
фильмы,
работать
с
раздаточным материалом
Знать основные фольклорные
сюже ты о семье, семейных
ценностях.
Знать и понимать моральнонравственное значение семьи.
Работать с научнопопулярной литературой,
просматривать и
анализировать учебные
фильмы, систематизировать
материал.

Понимать,
что
такое
«семейный труд», сознавать и
характеризовать
важного
общего семейного труда для
укрепления
целостности
семьи.
Слушать
объяснения
учителя,
самостоятельно
работать с учебником
Понимать,
почему
важно
Семья в
1
Рассказ о своей семье (с
современном мире
использованием
изучать и хранить историю
(практическое
фотографий, книг, писем и
своей семьи, передавать её
занятие)
др.).
Семейное
древо.
следующим поколениям.
Готовить
доклад,
Семейные традиции
сообщение;
создавать
семейное древо; отбирать и
сравнивать
материал
из
нескольких источников
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство
личности» (3ч)
Знать, что такое гуманизм,
Личность 1
Что
делает
человека
понимать,
что
делает
общество –
человеком?
Почему
культура.
человек не может жить вне
человека человеком и какие
общества. Связь между
проявления людей можно
обществом и культурой
назвать гуманными.
Работать
с
научнокак реализация духовнонравственных ценностей
популярной
литературой,
1

Социальные
роли
в
истории
семьи.
Роль
домашнего труда. Роль
нравственных
норм
в
благополучии семьи

уметь
разграничивать
понятия,
осваивать
смысловое чтение (решать
текстовые задачи)

18

Духовный мир
человека. Человек
— творец
культуры

1

Культура как духовный
мир человека. Мораль.
Нравственность.
Патриотизм.
Реализация
ценностей в культуре.
Творчество: что это такое?
Границы
творчества.
Традиции и новации в
культуре.
Границы
культур.
Созидательный
труд. Важность труда как
творческой деятельности,
как реализации

Понимать
и
объяснять
значение слова «человек» в
контексте
духовнонравственной культуры.
Слушать объяснения учителя,
работать
с
учебником,
уметь
понимать
и
разграничивать
основные
понятия по теме

19

Личность и
духовнонравственные
ценности

1

Мораль и нравственность в
жизни
человека.
Взаимопомощь,
сострадание, милосердие,
любовь,
дружба,
коллективизм,
патриотизм,
любовь
к
близким

Понимать и объяснять, что
такое
мораль
и
нравственность,
любовь
к
близким.
Показывать
на
примерах
важность таких ценностей
как
взаимопомощь,
сострадание,
милосердие,
любовь, дружба и др.
Разграничивать и определять
основные понятия, решать
текстовые задачи, работать
с учебником

Тематический блок 4. «Культурное единство
России»(15ч)
20

Историческая
память
как
духовнонравственная
ценность

1

Что такое история и
почему она важна? История
семьи — часть истории
народа,
государства,
человечества.
Важность
исторической
памяти,
недопустимость
её
фальсификации.
Преемственность
поколений

Объяснять смысл термина
«история»,
понимать
важность изучения истории.
Понимать и объяснять, что
такое историческая память,
как история каждой семьи
связана с историей страны.
Работать
с
учебником,
выделять
и
определять
основные понятия, слушать
и
анализировать
выступления
одноклассников

21

Литература как
язык куль туры

1

Литература
как
художественное
осмысление
действительности.
От
сказки к роману. Зачем
нужны
литературные
произведения?
Внутренний мир человека
и его духовность

Понимать
особенности
литературы, её отличия от
других
видов
художественного творчества.
Объяснять
средства
выражения духовного мира
человека,
его
морали
и
нравственности
в
произведениях литературы.
Слушать объяснения учителя,
работать с художественной
литературой,
изучать
и
анализировать источники

22

Взаимовлияние
культур

1

Взаимодействие культур.
Межпоколенная
и
межкультурная
трансляция.
Обмен
ценностными установками
и
идеями.
Примеры
межкультурной
коммуникации как способ
формирования
общих
духовно-нравственных
ценностей

Иметь представление о
значении терминов
«взаимодействие культур»,
«культурный
обмен».
Понимать
и
объяснять
важность
сохранения
культурного наследия.
Слушать объяснения учителя,
понимать и разграничивать
понятия, отбирать и
сравнивать материал по
нескольким источникам

23

Духовнонравственные
ценности
российского
народа

1

Уметь объяснять значение
основных
понятий,
отражающих
духовно-нравственные
ценности.
Осознавать их и защищать в
качестве
базовых
общегражданских
ценностей
российского общества.
Слушать объяснения учителя,
работать
с
учебником
(смысловое чтение)

24

Регионы России:
культурное
многообразие

1

Жизнь,
достоинство,
права и свободы человека,
патриотизм,
гражданственность,
служение
Отечеству
и
ответственность за его
судьбу,
высокие
нравственные
идеалы,
крепкая
семья,
созидательный
труд,
приоритет духовного над
материальным, гуманизм,
милосердие,
справедливость,
коллективизм,
взаимопомощь,
историческая память и
преемственность
поколений,
единство
народов России
Исторические
и
социальные
причины
культурного
разнообразия.
Каждый
регион уникален. Малая
Родина — часть общего
Отечества.

Понимать
принципы
федеративного
устройства
России, объяснять понятие
«полиэтничность». Понимать
ценность
многообразия
культурных укладов народов
России. Уметь рассказывать о

культурном
своеобразии
своей малой родины.
Слушать и анализировать
выступления
одноклассников, работать с
источниками
25

Праздники в
культуре
народов России

1

Что
такое
праздник?
Почему праздники важны.
Праздничные традиции в
России.
Народные
праздники
как
память
культуры, как воплощение
духовно-нравственных
идеалов

26

Памятники в
культуре
народов России

1

Памятники
как
часть
культуры:
исторические,
художественные,
архитектурные.
Культура
как
память.
Музеи. Храмы. Дворцы.
Исторические здания как
свидетели
истории.
Архитектура и духовнонравственные
ценности
народов России

27

Музыкальная
культура народов
России

1

Музыка.
Музыкальные
произведения. Музыка как
форма
выражения
эмоциональных
связей
между людьми. Народные
инструменты.
История народа в его
музыке и инструментах

Понимать и объяснять,
что такое
«народный праздник».
Уметь
рассказывать
о
праздничных
традициях
разных народов и своей
семьи.
Понимать
и
объяснять
нравственный
смысл
народного праздника.
Работать
с
учебником,
просматривать
и
анализировать
учебные
фильмы
Устанавливать связь между
историей
памятника
и
историей края.
Характеризовать памятники
истории и культуры.
Понимать нравственный и
научный смысл краеведческой
работы.
Слушать объяснения учителя,
работать
с
научнопопулярной
литературой,
просматривать
и
анализировать
учебные
фильмы
Понимать особенности музыки
как вида искусства.
Знать и называть основные
темы
музыкального
творчества народов России,
понимать, как история народа
отражается в его музыке.
Слушать объяснения учителя,
работать
с
научнопопулярной
литературой,
просматривать
и
анализировать
учебные
фильмы

28

Изобразительное
искусство
народов России

1

Художественная
реальность. Скульптура: от
религиозных сюжетов к
современному искусству.
Храмовые
росписи
и
фольклорные орнаменты.
Живопись,
графика.
Выдающиеся
художники
разных народов России

29

Фольклор и
литература
народов России

1

Пословицы и поговорки.
Эпос и сказка. Фольклор
как отражение истории
народа и его ценностей,
морали и нравственности.
Национальная литература.
Богатство культуры
народа в его литературе.

30

Бытовые
традиции
народов России:
пища,
одежда,
дом
(практическое
занятие)

1

Рассказ
о
бытовых
традициях своей семьи,
народа, региона. Доклад с
использованием
разнообразного
зрительного ряда и других
источников

31

Культурная
карта России
(практическое
занятие)

1

География культур России.
Россия как
культурная
карта. Описание регионов в
соответствии
с
их
особенностями

Понимать
и
объяснять
особенности изобразительного
искусства
как
вида
художественного творчества.
Понимать и обосновывать
важность
искусства
как
формы
трансляции
культурных ценностей.
Знать и называть основные
темы
искусства
народов
России.
Слушать объяснения учителя,
работать
с
научнопопулярной
литературой,
просматривать
и
анализировать
учебные
фильмы
Понимать,
что
такое
национальная
литература.
Объяснять и показывать на
примерах, как произведения
фольклора отражают историю
народа,
его
духовнонравственные ценности.
Отбирать и сравнивать
материал из нескольких
источников, решать
текстовые задачи, слушать и
анализировать выступления
одноклассников
Отбирать
и
сравнивать
учебный
материал
по
нескольким
источникам,
решать текстовые задачи,
слушать
и анализировать
выступления
одноклассников, работать с
научно-популярной
литературой
Отбирать
и
сравнивать
несколько
источников,
решать текстовые задачи,
слушать и анализировать
выступления
одноклассников, работать с
научно-популярной
литературой

32

Единство страны
— залог
будущего России

1

33
34

Резервные уроки

2

Россия — единая страна.
Русский
мир.
Общая
история,
сходство
культурных
традиций,
единые
духовнонравственные
ценности
народов России

Понимать
и
объяснять
значение общих элементов и
черт
в
культуре
разных
народов
России
для
обоснования её культурного,
экономического единства.
Слушать объяснения учителя,
систематизировать учебный
материал

Учебно-методическое обеспечение курса:
Электронные ресурсы:
1. Российская электронная школа. Большой набор ресурсов для обучения
(конспекты, видеолекции, упражнения и тренировочные занятия, методические материалы
для учителя. Материалы можно смотреть без регистрации. https://resh.edu.ru/
2. «Учи.ру» - интерактивные курсы по основным предметам и подготовке к
проверочным работам, а также тематические вебинары по дистанционному обучению.
Методика платформы помогает отрабатывать ошибки учеников, выстраивает их
индивидуальную образовательную траекторию. https://uchi.ru/
3. «Яндекс. Учебник» - более 45 тыс. заданий разного уровня сложности для
школьников 1–5-х классов. В числе возможностей «Яндекс. Учебника» – автоматическая
проверка
ответов
и
мгновенная
обратная
связь
для
обучающихся. https://education.yandex.ru/home/
4. «ЯКласс» - сервис, позволяющий учителю выдать школьнику проверочную
работу. Если в ходе работы ученик допускает ошибку, ему объясняют ход решения
задания и предлагают выполнить другой вариант. Учитель получает отчёт о том, как
ученики справляются с заданиями. https://www.yaklass.ru/
5. Мобильное электронное образование – разнообразные форматы материалов
(текст, мультимедиа, интерактивные ресурсы). Цифровой образовательный контент
подготовлен для детей в возрасте с 3 до 7 лет, а также разработаны онлайн курсы для
обучающихся 1-11 классов.
Предусмотрена система
видеоконференций и
мессенджер. https://mob-edu.ru/

6. Фоксфорд - онлайн-школа для обучающихся 1-11 классов, помогающая в
подготовке к ЕГЭ, ОГЭ, олимпиадам. Для учителей проводятся курсы повышения
квалификации и профессиональной переподготовки, а для родителей – открытые занятия
о воспитании и развитии детей. https://foxford.ru/about
7. «Сириус. Онлайн» - На платформе размещены дополнительные главы по
различным предметам для 7–9-х классов. Курсы объемом от 60 до 120 часов
предназначены для использования в качестве программ дополнительного образования, а
также для повышения квалификации педагогов. https://edu.sirius.online/#/
8. «Маркетплейс образовательных услуг» - доступ к каталогу интерактивных
образовательных материалов, учебной литературе, электронным книгам, обучающим
видео и курсам. В наполнение ресурса вовлечены ведущие российские компании разного
профиля, среди которых – «Яндекс», «1С», «Учи.ру», «Скайенг», «Кодвардс»,
издательство «Просвещение» и другие. https://elducation.ru/
9. «ИнтернетУрок» - это постоянно пополняемая коллекция уроков по основным
предметам школьной программы. На сайте собраны уроки, видео, конспекты, тесты и
тренажеры естественно-научного и гуманитарного цикла для 1-11 классов.
https://interneturok.ru/
10. Издательство «Просвещение» - бесплатный доступ к электронным версиям
учебно-методических комплексов, входящих в Федеральный перечень. Для работы с
учебниками не потребуется подключения к интернету. Информационный ресурс
располагается по адресу https://media.prosv.ru/
11. «Академкнига/Учебник» - on-line библиотека учебной литературы сайт
http://akademkniga.ru/
12. Издательство «Русское слово» - доступ к электронным формам учебников из
Федерального перечня, к рабочим тетрадям, методическим пособиям, интерактивным
тренажёрам, а также сторонним ресурсам и авторским наработкам педагогов.
https://русское-слово.рф/
13. «Библиошкола» - доступ к школьным учебникам, школьной литературе,
различным медиаресурсам, электронным версиям журналов «Семейное чтение»,
«Читайка». https://biblioschool.ru/
16. Образовательная платформа «Лекта» - доступ к электронным версиям
учебников издательств «Дрофа» и «Вентана-Граф». В наличии методические материалы,
инновационные сервисы для преподавания, интерактивные тренажеры для закрепления
знаний. https://lecta.rosuchebnik.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».