Положение о социальной практике

МБОУ «Махнёвская средняя общеобразовательная школа»
ПРИКАЗ
№ 189
от 26 декабря 2019г
«Об утверждении положения о социальной практике в МБОУ
«Махнёвская СОШ»
В соответствии с приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от «17» мая 2012 года № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования»,
Приказываю:
1. Утвердить Положение о социальной практике в МБОУ «Махнёвская
СОШ» (прилагается).
2. Исполнение настоящего приказа оставляю за собой.

олы

Н.Г. Горбунова

Положение
о социальной практике учащихся
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным
законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 г. № 273-ФЗ
и определяет:
- цели и задачи, порядок организации социальных практик;
- место социальных практик в структуре образовательного процесса;
- виды и направления социальных практик;
- права и обязанности участников образовательного процесса в
организации и проведении социальных практик;
- порядок руководства социальными практиками.
1.2. Социальная практика - вид учебно-социальной деятельности, в
которой учащийся получает социальный опыт профессиональной
деятельности, значимой для общества. Социальная практика проводится с
целью ознакомления учащихся с возможными будущими профессиями,
условиями труда, уровнем требований к работникам данных профессий,
умениями, необходимыми для этой деятельности. Социальная практика
должна помочь будущему выпускнику определиться с учреждениями
высшего профессионального образования для продолжения образования.
1.3. Социальная практика является обязательной частью внеурочной
деятельности учащихся на уровне среднего общего образования и
включается в их Индивидуальную образовательную программу.
1.3.1. Виды социальной практики:
- внешняя - на предприятиях, в организациях и учреждениях
муниципального образования;
- внутренняя - в пределах образовательной среды школы.
1.3.2. Места прохождения социальной практики:
- организации системы образования,
- организации системы здравоохранения;
- организации системы социальной защиты населения;
- организации судебной системы;
- организации банковской системы;
- органы МВД;
- учреждения культуры;
- муниципальные органы самоуправления;
- агропромышленный комплекс;
1.3.3. Объектами социальной практики могут быть следующие формы
общественно значимой деятельности учащихся:
- организация и проведение мероприятий для социума поселка;

- создание и реализация проектов социальной направленности;
- деятельность по профилактике социальных угроз: курения,
употребления спиртных напитков, наркомании, сквернословия;
- деятельность по организации активного отдыха учащихся разных
возрастов в выходные и каникулярные дни;
- участие в акциях по защите животных;
- участие в социально значимых формах реализации творческой
активности учащихся (выставках, смотрах, конкурсах, фестивалях, ярмарках
и т.д.);
- деятельность по сохранению экологического баланса на территории
школы и поселка;
- практическая работа в детских и молодежных общественных
объединениях, и организациях по реализации программ инициатив, имеющих
социально-значимые ценности;
- социально ориентированные акции, на основе взаимодействия с
общественными
организациями
и
движениями,
осуществляющими
гуманитарную и просветительскую деятельность;
- участие в волонтерских движениях различной направленности;
- занятость общественно полезным трудом по благоустройству города,
территорий образовательных организаций;
- участие в мероприятиях учреждений культуры и спорта, оказание
помощи в работе музеев, библиотек, детских спортивных площадок и
стадионов, в охране памятников культуры;
- участие в шефстве над воспитанниками учреждений дошкольного
образования, младшими школьниками, оказание помощи в организации их
досуга и занятости во внеурочное время;
- практическая работа в детских и молодежных общественных
объединениях, и организациях по реализации их программ и инициатив,
имеющих социально-значимую ценность;
- работа в музеях;
- работа в газетах.
- организация и проведение предметных и тематических мероприятий
для учащихся школы;
- деятельность по развитию ученического самоуправления в школе
(индивидуальный уровень, уровень класса, уровень ученического
коллектива).
2. Цель и задачи социальной практики
2.1. Целью социальных практик является формирование социального
практического опыта профессиональной деятельности, значимой для
общества и определяющей выбор профессии обучающимся.
2.2. Основными задачами социальной практики являются:

- создание условий для интенсивного освоения учащимися
социального пространства;
- оказание профориентационной поддержки старшеклассников в
выборе сферы будущей профессиональной деятельности;
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному
образованию;
- распространение идей непрерывного образования, содействие
решению проблем местного сообщества.
2.3. Социальные практики призваны помочь учащимся:
- развить коммуникативные способности общения и взаимодействия,
приобрести необходимые для этого знания и умения;
- приобрести определенный жизненный и социальный опыт путем
включения учащихся в социальные отношения как внутри, так и за
пределами образовательного учреждения;
- приобрести навыки формирования индивидуальных моделей
поведения, адекватных ситуаций решения и преодоления проблем,
сопровождающих деятельность учащихся во время прохождения социальной
практики, умения применять теоретические знания в конкретной ситуации;
- уметь проектировать свою деятельность;
- решать вопросы выбора будущей профессии и приложения своих
сил в определенной сфере общественно полезной деятельности;
- получить информацию об интересующих его профессиях, осуществить
профессиональные пробы на рабочих местах, а также оценить выбранные для
изучения профессии;
- определять реалистичность
профессиональных
притязаний,
расширить диапазон профессиональной мобильности.
2.4. Социальные практики призваны помочь педагогическим
работникам:
- решить задачу совмещения профориентационной работы с
предметным обучением;
- совместить знания учащихся с реальной жизнью.
2.5. Принципы организации социальных практик:
- принцип открытости предполагает возможность открытого
включения учащихся в социальную практику и дает возможность выбора
вида и направления деятельности;
- принцип целостности включает в себя соединение образовательного
процесса и деятельностного его воплощения, органичное сочетание практики
и обучения;
- принцип сотрудничества подразумевает комплексную работу и
взаимодействие
с
различными
общественными
учреждениями,
организациями, предприятиями, сообществами, гражданами.
2.6. Предполагаемый результат социальных практик:

- осознание учащимися важнейших социально значимых проблем,
выработка личностного к ним отношения и осуществление практических
действий для их решения;
- формирование
коммуникативных
навыков
посредством
наблюдения или участия в деятельности различных социальных и иных
сферах общества;
- осознанный выбор учреждения высшего профессионального
образования и будущей профессии.
3. Организация социальной практики
3.1. Школа обеспечивает:
- разработку и утверждение программы социальной практики;
- заключение не позднее чем за месяц до начала прохождения
практики двухсторонних договоров с соответствующим учреждением или
организацией об условиях и порядке прохождения практики учащимся;
- издание приказа по учреждению о прохождении социальной
практики учащимися в соответствующем учебном году;
закрепление лиц, ответственных за прохождение учащимися
социальной практики;
- распределение обязанностей за ответственными специалистами,
организующими прохождение социальной практики учащимися;
- направление учащихся на практику в сроки, установленные
индивидуальными образовательными программами;
распределение учащихся по конкретным учреждениям и
организациям на время прохождения социальной практики;
составление графиков перемещения учащихся по местам
прохождения практики в зависимости от возможностей конкретных
принимающих организаций, учреждений;
- контроль за соблюдением требований охраны труда, техники
безопасности, а также санитарно-гигиенических норм во время прохождения
учащимися социальной практики.
3.2. Общую координацию прохождения учащимися социальной
практики осуществляет заместитель директора школы, отвечающий за
организацию учебного процесса, который обеспечивает:
подготовку приказа по школе о прохождении социальной
практики учащимися в течение соответствующего учебного года;
закрепление лиц, ответственных за прохождение учащимися
социальной практики;
распределение учащихся по конкретным учреждениям и
организациям на время прохождения социальной практики;
контроль соблюдения требований норм охраны труда, а также
санитарно-гигиенических норм, иных требований законодательства

Российской Федерации во время прохождения учащимися социальной
практики;
контроль выполнения программ социальных практик;
координацию деятельности педагогов-тьюторов и классных
руководителей по организации социальных практик;
отчеты тьюторов по вопросам содержания и организации
социальных практик;
своевременные решения по корректировке программ социальных
практик.
3.3. Руководитель социальных практик из числа педагогических
работников школы, назначенный приказом директора школы, обеспечивает:
- нормативно-правовое сопровождение социальных практик;
своевременное заключение договоров с соответствующим
учреждением или организацией об условиях и порядке прохождения
социальной практики учащимся школы;
- обеспечивает методическое сопровождение работы тьюторов по
вопросам разработки и реализации программ социальной практики, ведения
дневника практики, оценивания ее результативности и организации защиты
результатов учащимися.
3.4. Непосредственное руководство за прохождением учащимися
социальной практики осуществляет педагог, на которого приказом директора
школы возлагается тьюторское сопровождение учащихся.
3.5. Тьютор обязан:
- ознакомить учащихся с программой социальной практики;
- оказывать содействие в выборе вида практики;
- согласовывать прохождение практики на базе конкретных
организаций (учреждений);
- контролировать
проведение
практики,
проверять
отчеты
старшеклассников, оценивать их деятельность (по пятибалльной шкале);
-организовывать
встречи
учащихся
с
интересующими
их
специалистами в разных профессиональных областях;
- проводить с учащимися экскурсии, выезды, конференции-отчеты о
проделанной работе и нести ответственность за жизнь и здоровье детей во
время проведения мероприятия;
- совместно с представителями принимающей организации по
завершении социальной практики составлять развернутую характеристику
учащегося (уровня его активности во время практики, достигнутых
положительных результатов, замечаний и предложений);
- вносить результаты прохождения социальной практики в портфолио
достижений учащегося.
3.6. Классный руководитель учащихся:
- осуществляет периодический контроль в течение учебного года за
прохождением социальной практики;
- запрашивает у тьюторов информацию о прохождении учащимися
социальной практики и обсуждает ее на ученических собраниях;

- оказывает помощь тьюторам во взаимоотношениях с родителями
учащихся, доводит информацию о социальной практике до родителей через
родительские собрания или индивидуальные беседы;
- подводит общие итоги практики и совместно с тьюторами оценивает
ее результативность;
3.7.
Отметка за социальную практику выставляется в журнал
профильных предметов и является показателем освоения прикладных
профессиональных знаний по профильной дисциплине.
4. Порядок прохождения социальной практики
4.1. Базой практики может быть школа или иная организация,
(учреждение) с которой у школы заключён договор о прохождении
социальной практики;
4.2.
Организации
(учреждения)
обеспечивают
возможность
ознакомления обучающихся с основными направлениями их деятельности, а
также предоставляют доступ к информации, необходимой для написания
отчета по социальной практике;
4.3. Направление учащихся на социальную практику может
сопровождаться письмом-просьбой о приеме на практику, подписанным
директором школы, к письму может прилагаться договор о приеме на
социальную практику и краткая программа для прохождения практики;
4.4. Ответственность за прохождение практики обучающихся
возлагается на руководителя практики.
4.5. Прохождение учащимися социальной практики осуществляется за
счет часов внеурочной деятельности и составляет не менее 17 часов.
4.6. Социальная практика может быть проведена разово или в
несколько приемов (по договоренности с принимающими организациями), в
учебное или в каникулярное время.
4.7. Общее количество часов, отводимых на социальную практику, не
должно превышать 34 часов в год.
4.8. Конкретные сроки и формы прохождения учащимися социальной
практики определяет администрация школы, в том числе на основе
двусторонних договоров с принимающими предприятиями, учреждениями и
организациями.
4.9. Продолжительность рабочего времени учащихся во время
прохождения социальной практики определяется локальными нормативными
актами школы.
4.10. Оценка за социальную практику вносится в зачетную книжку
обучающегося.
5. Права и обязанности практикантов при прохождении социальной
практики
5.1. При прохождении социальной практики учащиеся имеют право:
- выбирать место прохождения социальной практики;

- получать консультации и помощь у педагогов школы;
- собирать команду учащихся для совместного прохождения
социальной практики.
5.2. При прохождении социальной практики учащиеся обязаны:
- выполнять правила внутреннего трудового распорядка предприятия
(организации) по месту прохождения практики;
- выполнять в установленный срок в полном объеме задания,
предусмотренные программой практики;
- изучить и строго соблюдать правила техники безопасности,
производственной санитарии и противопожарной безопасности;
- нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты;
- подобрать и систематизировать исходный теоретический и
аналитический материал для отчета по практике;
- подготовить отчет о практике и защитить его в установленные
школой сроки.
6. Оформление результатов прохождения социальной практики
6.1. Социальная
практика
сопровождается
планированием
(проектированием) образовательной деятельности учащегося в дневнике
социальной практики.
6.2. Дневник социальной практики является обязательным продуктом,
предъявляемым на защите результатов практики.
6.3. Дневник социальной практики позволяет:
- представить работу участника практики;
- стать удобным накопителем информации и справочником на
протяжении работы;
- объективно оценить ход практики;
- судить о личных достижениях и росте участника практики.
6.4. По окончании практики учащийся в десятидневный срок
составляет письменный отчет и сдает его руководителю практики
одновременно с дневником. Отчет должен содержать сведения о
выполненной учащимся работе в период практики, согласно программе
практики и индивидуальному заданию.
6.5. Учащиеся, не выполнившие программу практики по
уважительной причине, проходят практику в индивидуальном порядке.
6.6. Учащиеся, не выполнившие без уважительной причины
требования программы практики или получившие неудовлетворительную
оценку, имеют право на ликвидацию возникшей задолженности в сроки,
установленные приказом директора школы.
6.7. Подведение итогов, оценивание результатов социальной практики
по итогам деятельности осуществляется в рамках следующих критериев:
- качественная оценка деятельности учащегося руководителем
практики;
- качественная оценка Дневника социальной практики тьютором.

6.8.
В структуру портфолио по итогам социальной практики входят
следующие документы:
- дневник социальной практики;
- собранная учащимся информация по теме практики, представленная
на бумажных носителях в произвольной форме;
- краткое описание основных проблем, с которыми пришлось
столкнуться в ходе социальной практики и способов их преодоления;
- мультимедиа презентация по итогам прохождения социальной
практики.
Приложение
Карта оценки практиканта
1. Индивидуально-психологические качества:
Оцениваемое
качество

Оценка
очень
хорош о

удов л етвор и
тельн о

хорош о

слабо

наблюдательность и
сосредоточенность
способность генерировать
новые идеи
сообразительность и
понятливость
целеустремленность и
решительность
поведение в сложных ситуациях
и конфликтах
преобладающее настроение
другое

2. Культура поведения
Оцениваемое
качество

Оценка
очень
хорош о

хорош о

удов л етвор и
тел ьн о

тактичность
вежливость
пунктуальность
положительная реакция на
критику товарищей и старших
другое

3. Взаимоотношения с окружающими (поведение в коллективе)

слабо

Оцениваемое
качество

Оценка
очень
хорош о

хорош о

удов л етв ор и
тел ьн о

слабо

самостоятелен
способен вести за собой
подчиняется чужому влиянию
общителен
держится отчужденно
другое

4. Соответствие компетенций практиканта требованиям практики
Оцениваемое
качество

Оценка
очень
хорош о

хорош о

удов л етвор и
тел ьн о

слабо

Владение знаниями,
полученными при изучении
гуманитарных и социальноэкономических дисциплин
Умение применять
вышеназванные знания в
своей профессиональной
деятельности
Знание законодательства РФ и
нормативных правовых актов
Знание видов выполняемых
работ и оказываемых услуг
Знание основ социологии и
психологии труда
Знание и умение оформления
деловой документации
Владение компьютерными
методами сбора, хранения и
обработки информации,
применяемой в сфере
профессиональной
деятельности
Другое

5. Соответствие основным требованиям работодателя:
Оцениваемое
качество
Общая образованность
Способность системно
мыслить, умение
перерабатывать большие
объёмы информации и

Оценка
очень
хорош о

хорош о

удов л етвор и
тельн о

слабо

вычленять главное
Умение применять на
практике полученные знания
Навыки командной работы
Умение и желание постоянно
учиться
Целеустремлённость
Адекватность самооценки
Психологическая
мобильность
Коммуникативность и
мобильность
Стрессовая устойчивость

6. Отзыв о практиканте
Руководитель организации

м.п.

_____________
(подпись)

(Ф.И.О.)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».