Рабочая программа по учебному предмету Астрономия

Приложение № / 3
к Основной образовательной программе
среднего общего образования
МБОУ «Махнёвская СОШ»

Рабочая программа
учебного предмета «Астрономия»
10 класс
/базовый уровень/

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностными результатами обучения астрономии в средней школе являются:
• в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя — ориентация на
достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность,
креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить
цели и строить жизненные планы; готовность и способность обеспечить себе и своим близким
достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности, к
отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, вырабатывать собственную позицию
по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе
осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны, к
саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами
гражданского общества; принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа
жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и
психологическому здоровью;
• в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству) — российская
идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме,
чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России,
патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; уважение к своему народу, чувство
ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации,
являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального
самоопределения; воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации;
• в сфере отношений обучающихся к закону, государству и гражданскому обществу —
гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому
от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и
свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина
согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с
Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность; мировоззрение,
соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное
на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире; интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности,
готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих
права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации,
самоуправления,
общественно
значимой
деятельности;
приверженность
идеям
интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного
отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и
другим негативным социальным явлениям;
• в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми — нравственное сознание и
поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения
в поликультур- ном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать
в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; принятие
гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к
другому человеку, его мнению, мировоззрению; способность к сопереживанию и формирование
позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья

и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь; формирование
выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному
выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих
ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия),
компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности;
• в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, к живой природе, художественной
культуре — мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимость
науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о
передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в
научных знаниях обустройстве мира и общества; готовность и способность к образованию, в том
числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
экологическая культура, бережное отношение к родной земле, природным богатствам России и
мира, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной
среды, ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного
природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии;
приобретение опыта экологонаправленной деятельности; эстетическое отношение к миру,
готовность к эстетическому обустройству собственного быта;
• в сфере отношений обучающихся к труДу, в сфере социально-экономических отношений —
уважение всех форм собственности, готовность к защите своей собственности; осознанный
выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности,
готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Метапредметные результаты обучения астрономии в средней школе представлены
тремя группами универсальных учебных Действий.
Регулятивные универсальные учебные Действия
Выпускник научится:
• самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в
образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
• оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для
достижения поставленной ранее цели;
• сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;
• организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной
цели;
• определять несколько путей достижения поставленной цели;
• выбирать оптимальный путь достижения цели, учитывая эффективность расходования
ресурсов и основываясь на соображениях этики и морали;
• задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
•

сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;

• оценивать последствия достижения поставленной цели в учебной деятельности, собственной
жизни и жизни окружающих людей.
Познавательные универсальные учебные Действия
Выпускник научится:

• критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;
• распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
• использовать различные модельно-схематические средства для представления выявленных в
информационных источниках противоречий;
• осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные
и познавательные) задачи;
• искать и находить обобщенные способы решения задач;
• приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в
отношении действий и суждений другого;
• анализировать и преобразовывать проблемно противоречивые ситуации;
• выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности
широкого переноса средств и способов действия;
• выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
• менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и
учителем; формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные функции
самостоятельно; ставить проблему и работать над ее решением; управлять совместной
познавательной деятельностью и подчиняться).
Коммуникативные универсальные учебные Действия
Выпускник научится:
• осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и за ее пределами);
• при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной
команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т. д.);
• развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
• распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы;
• координировать и выполнять работу в условиях виртуального взаимодействия (или сочетания
реального и виртуального);
• согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом/решением;
• представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как перед
знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;
• подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности
взаимодействия, а не личных симпатий;
• воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития;
• точно и емко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других
людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом личностных
оценочных суждений.
Предметными результатами освоения выпускниками средней школы программы по
астрономии на базовом уровне являются:
Выпускник научится:
• соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным
оборудованием;
• понимать смысл основных астрономических терминов.
• распознавать проблемы, которые можно решить при помощи астрономических методов;
анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты

наблюдений и опытов;
• понимать роль эксперимента в получении научной информации;
• проводить исследование зависимостей астрономических величин с использованием прямых
измерений: фиксировать результаты полученной зависимости астрономических величин в виде
таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;

• проводить косвенные измерения астрономических величин анализировать полученные
результаты с учетом заданной точности измерений;
• анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление
изученных астрономических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для
их объяснения;
• использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о
астрономических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.
Выпускник получит возможность научиться:
• осознавать ценность научных исследований, роль астрономии в расширении представлений об
окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;
• использовать приемы построения астрономических моделей, поиска и формулировки
доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически
установленных фактов;
• сравнивать точность измерения астрономических величин по величине их относительной
погрешности при проведении прямых измерений;
• самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования астрономических величин с
использованием различных способов измерения астрономических величин, выбирать средства
измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор способа измерения,
адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных результатов;
• воспринимать информацию астрономического содержания в научно-популярной литературе и
средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее
содержание и данные об источнике информации;
• создавать собственные письменные и устные сообщения об астрономических явлениях на основе
нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая
особенности аудитории сверстников.
Предметные результаты изучения астрономии в средней школе представлены по темам.
Астрономия, ее значение и связь с другими науками
• воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с физикой и математикой;
• использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа работы
телескопа.
Практические основы астрономии
• воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд и
Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время);
• объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля;
• объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных
географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца;
• применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд. Строение
Солнечной системы
• воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы
мира;
• воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и
сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта,
астрономическая единица);
• вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры по угловым
размерам и расстоянию;
• формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного)
закона Кеплера;
• описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по
орбитам с различным эксцентриситетом;
• объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел
Солнечной системы;

• характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования
тел Солнечной системы.
Природа тел Солнечной системы
• формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании
всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;
• определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты земной
группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планеты- карлики, кометы,
метеороиды, метеоры, болиды, метеориты);
• описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли;
• перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их
возникновения;
• проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу
атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет;
• объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения
уникальной природы Земли;
• описывать характерные особенности природы планет гигантов, их спутников и колец;
• характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных
различий;
• описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении
тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью;
• описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;
• объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее
предотвращения.
Солнце и звезды
• определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год);
• характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии;
• описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности;
• объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен;
• описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю;
• вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;
• называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на
диаграмме «спектр - светимость»;
• сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;
• объяснять причины изменения светимости переменных звезд;
• описывать механизм вспышек Новых и Сверхновых;
• оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;
• описывать этапы формирования и эволюции звезды;
• характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии
эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр.
Строение и эволюция Вселенной
• объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв,
реликтовое излучение);
• характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и кинематика);
• определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости
«период - светимость»;
• распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные);
• сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной;
• обосновывать справедливость модели Ф ридмана результатами

наблю дений «красного

смещения» в спектрах галактик;
• формулировать закон Хаббла;
• определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости сверхновых;
• оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;
• интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы

Горячей Вселенной;
• классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения
- Большого взрыва;
• интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата
действия антитяготения «темной энергии» — вида материи, природа которой еще неизвестна.
Жизнь и разум во Вселенной
• систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы
существования жизни во Вселенной.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предмет астрономии (2 ч)

Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии цивилизации.
Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования.
Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Всеволновая астрономия:
электромагнитное излучение как источник информации о небесных телах. Практическое
применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики.
Первый искусственный спутник Земли, полет Ю. А. Гагарина. Достижения современной космо­
навтики
Практические основы астрономии (6 часов)
Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездная карта,
созвездия, использование компьютерных приложений для отображения звездного неба.
Видимая звездная величина. Суточное движение светил. Связь видимого расположения
объектов на небе и географических координат наблюдателя. Движение Земли вокруг Солнца.
Видимое движение и фазы Луны. Солнечные и лунные затмения. Время и календарь.
Строение Солнечной системы (7часов)
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление
гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости.
Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера.
Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс.
Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел.
Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.
Природа тел Солнечной системы (8часов)
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на
Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты- гиганты, их
спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты- карлики, кометы,
метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты.

Солнце и звезды (бчасов)
Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимная связь.
Разнообразие звездных характеристик и их закономерности. Определение расстояния до звезд,
параллакс. Эффект Доплера. Двойные и кратные звезды. Внесолнечные планеты. Проблема
существования жизни во Вселенной. Внутреннее строение и источники энергии звезд.
Происхождение химических элементов. Переменные и вспыхивающие звезды. Коричневые

карлики. Эволюция звезд, ее этапы и конечные стадии.
Строение Солнца, солнечной атмосферы. Спектральный анализ. Закон смещения Вина.
Закон Стефана-Больцмана. Проявления солнечной активности: пятна, вспышки,
протуберанцы. Периодичность солнечной активности. Роль магнитных полей на Солнце.
Солнечно-земные связи.
Строение и эволюция Вселенной (4 часа)
Состав и структура Галактики. Звездные скопления. Межзвездный газ и пыль.
Вращение Галактики. Открытие других галактик. Многообразие галактик и их основные
характеристики. Сверхмассивные черные дыры и активность галактик. Представление о
космологии. Электромагнитное излучение, космические лучи и гравитационные волны как
источник информации о природе и свойствах небесных тел. Красное смещение. Закон Хаббла.
Эволюция Вселенной. Большой Взрыв. Реликтовое излучение. Темная энергия.
Жизнь и разум во Вселенной (2 часа)
Ранние идеи существования внеземного разума. Представление идей внеземного
разума в работах ученых, философов и писателей-фантастов. Биологическое содержание
термина «жизнь» и свойства живого. Биологические теории возникновения жизни.
Уникальность условий Земли для зарождения и развития жизни. Методы поиска планет,
населенных разумной жизнью. Радиотехнические методы поиска сигналов разумных существ.
Перспективы развития идей о внеземном разуме и заселении других планет

Примерный перечень наблюдений
Наблюдения невооруженным глазом
1.Основные созвездия и наиболее яркие звезды осеннего, зимнего и весеннего неба. Изменение
их положения с течением времени.
2.Движение Луны и смена ее фаз.
Наблюдения в телескоп
1. Рельеф Луны.
2. Фазы Венеры.
3. Марс.
4. Юпитер и его спутники.
5. Сатурн, его кольца и спутники.
6. Солнечные пятна (на экране).
7. Двойные звезды.
8.Звездные скопления (Плеяды, Гиады).
9.Большая туманность Ориона.
Ю.Туманность Андромеды.

Календарно-тематическое планирование
Дата

Тема

№ п/п

план

Примечание

факт

П Р Е Д М Е Т А С Т Р О Н О М И И - 2ч

1.

А стр о н о м и я, ее связь с д р у ги м и на укам и . Роль
а стр о н о м и и в развитии ци ви л и за ц и и . Структура и
масш табы В селенной. О собенности а стр о н о м и ­
че ских м е то д о в исследования. Н азем ны е и ко с м и ­

П.1

че ские те л е ско пы , п р и н ц и п их работы.

2

П ра ктическое пр и м е н е н и е астр о н о м и че ски х
исследова ний. История развития отечественной

Э л е кт р о н н ы й
у ч е б н и к.

ко с м о н а в ти ки . Первы й искусственны й спутн и к
Земли, полет Ю. А. Гагарина. Д о с ти ж е н и я
с о в р е м е н н о й ко см о н а в ти ки
П Р А К Т И Ч Е С К И Е О С Н О В Ы А С Т Р О Н О М И И -б ч .

3.

З в е з д ы и с о з в е з д и я . Н е б е с н ы е ко о р д и н а ты .
З в е з д н ы е ка р ты

П .3-4

4.

В и д и м о е д в и ж е н и е з в е з д на р а з л и ч н ы х
ге о гр а ф и ч е с к и х ш и р о т а х

П.5

5.

Г о д и ч н о е д в и ж е н и е С о л н ц а . Э кл и п т и ка

П.6

6.

П р а кт и ч е с ка я р а б о т а по т е м е « Н е б е с н ы е
ко о р д и н а т ы и з в ё з д н ы е ка р ты »

~Г
1.

Д в и ж е н и е и ф а зы Л ун ы .

П.7

З а т м е н и я С о л н ц а и Л ун ы . В р е м я и ка л е н д а р ь

П .8,9

С Т Р О Е Н И Е С О Л Н Е Ч Н О Й С И С Т Е М Ы -7 ч .

1.

Р а звитие п р ед ста вл е н ий о строении м ира

П .10

1.

К о н ф и гу р а ц и и п л а н е т.

П.11

1.

С и н о д и ч е с ки й п е р и о д

П.11

1.

З а ко н ы д в и ж е н и я п л а н е т С о л н е ч н о й с и с те м ы

П .12

1.

О п р е д е л е н и е р а с с т о я н и й и р а з м е р о в те л в
С ол нечной систем е

П .13

1.

О т к р ы т и е и п р и м е н е н и е з а ко н а в с е м и р н о го
тя го те н и я .

П .14

1.

Д в и ж е н и е и с к у с с т в е н н ы х с п у т н и ко в и
ко с м и ч е с к и х а п п а р а т о в (КА ) в С о л н е ч н о й с и с те м е

П .14

П Р И Р О Д А Т Е Л С О Л Н Е Ч Н О Й С И С Т Е М Ы -8 ч .

1.

С о л н е ч н а я с и с т е м а ка к к о м п л е к с те л ,
им ею щ их общ ее происхож дение

П .1 5 ,1 6

1.

З е м л я и Л у н а - д в о й н а я п л а н е та

П .17

1.

Д в е гр у п п ы п л а н е т

1.

П р и р о д а п л а н е т зе м н о й гр упп ы

1.

У р о к -д и с к у с с и я « П а р н и ко в ы й э ф ф е к т -

П .18

польза или вред?»
1.

П л а н е т ы -ги га н т ы , их с п у т н и ки и ко л ь ц а

П .19

1.

М а л ы е т е л а С о л н е ч н о й с и с те м ы (а с те р о и д ы ,
к а р л и ко в ы е п л а н е т ы и ко м е ты ).

П .20

1.

М етеоры , бол иды , м етеориты

П .20

С О Л Н Ц Е И З В Е З Д Ы -5 ч
1.

С о л н ц е , с о с т а в и в н у тр е н н е е с тр о е н и е

П.21

1.

С о л н е ч н а я а к т и в н о с т ь и ее в л и я н и е на З е м л ю

П.21

1.

Ф изиче ска я природа звезд

П .2 2 ,2 3

1.

П е р е м е н н ы е и н е с т а ц и о н а р н ы е зве зд ы .

П .24

1.

Э волю ция звезд

П .24

С Т Р О Е Н И Е И Э В О Л Ю Ц И Я В С Е Л Е Н Н О /1-4ч.
1.

Н а ш а Г а л а кт и ка

П .25

1.

Д р у ги е з в е з д н ы е с и с те м ы — га л а кти ки

П .26

1.

К о с м о л о ги я н а ч а л а X X в.

П .27

1.

О с н о в ы с о в р е м е н н о й ко см о л о ги и

П .27

Ж И З Н Ь И Р А З У М ВО В С Е Л Е Н Н О Й -1 4 .
1.

У р о к - ко н ф е р е н ц и я « О д и н о ки л и м ы во
Вселенной?»
П О В Т О Р Е Н И Е -2 ч.

1.

И то го в ы й з а ч е т по ку р с у А с т р о н о м и я . 11 кл а сс

1.

О бобщ аю щ ий урок

П .28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».