Музыка УО 5-7 класс

Приложение № 9
к
Адаптированной
основной
образовательной
программе
для
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями) вариант 1 вариант 2
МБОУ
«Махнёвская
СОШ»,
утвержденной
приказом
МБОУ
«Махнёвская СОШ» от 31.08.2023
гола № 123/1

Рабочая программа основного общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 1

«Музыка»
(для 5-7 класса)

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Музыка и пение» (вариант 1) разработана в
соответствии с требованиями:






Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от
19.12.2012;
Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с
интеллектуальными нарушениями, утвержденного приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 14.12.2014;
Адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ «Махневская СОШ»
Учебным планом для обучающихся МБОУ «Махневская СОШ» на 2023-2024 учебный
год.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020
г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи"
В школьном учебном плане на изучение предмета «Музыка и пение» в 5-7 классах
отводится 34 часа (1 час в неделю).
Музыкальное воспитание и обучение является неотъемлемой частью учебного процесса
в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида.
Музыка формирует вкусы, воспитывает представление о прекрасном, способствует
эмоциональному познанию действительности, нормализует многие психические процессы.
Является эффективным средством преодоления невротических расстройств, свойственным
учащимся специальных учреждений.
Цель музыкального воспитания и образования — формирование музыкальной культуры
школьников, развитие эмоционального, осознанного восприятия музыки как в процессе
активного участия в хоровом и сольном исполнении, так и во время слушания музыкальных
произведений.
Задачи:
1. Развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке.
2. Развитие музыкального мышления.
3. Формирование представлений о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной
музыкальной картины мира,
4. Формирование восприятия потребности в музыкальном самообразовании.

Основное содержание:
 обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке и
музыкальным занятиям;
 усвоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
 овладение способами музыкальной деятельности;
 обогащение опыта музыкально- творческой деятельности.
Весь учебно-воспитательный процесс на уроке пронизывает опыт музыкально-творческой
учебной деятельности, который приобретается учащимися в процессе слушания музыки, в
вокально-хоровом исполнении, в установлении связей музыки с другими видами искусства, с
историей, с жизнью.
Занятия музыкой способствуют развитию нравственных качеств школьника, адаптации
его в обществе. В связи с этим в основе обучения музыке и пению заложены следующие
принципы:
1. коррекционная направленность обучения;
2. оптимистическая перспектива образования;

3. индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
4. комплексное обучение на основе передовых психолого-медико-педагогических технологий.
Для осуществления этих принципов учителю музыки необходимо разбираться в структуре
аномального развития личности ребенка; оценивать уровень развития музыкальных, творческих
возможностей, характер эмоциональных нарушений.
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального
образования:
1.
метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
2.
метод эмоциональной драматургии;
3.
метод интонационно-стилевого постижения музыки;
4.
метод художественного контекста;
5.
метод создания «композиций»;
6.
метод перспективы и ретроспективы.
Виды организации учебной деятельности:
- конкурс
- викторина
- самостоятельная работа
- творческая работа
Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и
направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу
исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение;
пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода
импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.), инсценирование
(разыгрывание песен), сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных
образцов музыкального искусства.
Основной формой реализации программы является урок, состоящий из 4-х
разделов: распевание-пение, слушание музыки, беседа о музыке и композиторах, элементы
музыкальной грамоты. Большое значение отводится организационному моменту на уроке,
где происходит уравновешивание деструктивных нервно-психических процессов,
преобладающих у детей в классе: подбираются наиболее адекватные виды музыкальной
деятельности, обладающие либо активизирующим, любо успокаивающим эффектом. Это слушание музыки, имеющей определенный характер, музыкальное приветствие, игры на
развитие мышечной памяти и др. В основном этапе урока используются все традиционные
разделы музыкального воспитания, каждый из которых многосоставен. Особое внимание
отводится беседам нравственно-этического характера с активным диалогическим участием
школьников (элементами дискуссии), целью которых является не освоение знаний и умений,
а развитие личностной, эмоционально-волевой сферы подростка с нарушением
интеллекта. На уроках осуществляются межпредметные связи: ИЗО, история, география,
литература.
Основные виды контроля:
- вводный
- текущий
- итоговый
- индивидуальный
- письменный
- контроль учителя
Формы контроля:
При организации учебно-воспитательного процесса для реализации программы «Музыка» 5 8 класс предпочтительными формами организации учебного предмета считаю:
индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, наблюдение, самостоятельная

работа, тест. В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания,
музыкальные викторины, уроки-концерты.
Место учебного предмета «музыка» в учебном плане
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство»,
является обязательным для изучения и преподаётся в основной школе с 5 по 8 класс
включительно.
Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социокультурную деятельность
обучающихся, участие в исследовательских и творческих проектах, в том числе основанных
на межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы, как
«Изобразительное искусство», «Литература», «География», «История», «Обществознание», и
др.
2. Содержание учебного предмета

5 класс
Пение

Исполнение песенного материала в диапазоне: си — ре2.
Развитие навыка концертного исполнения, уверенности в своих силах,
общительности, открытости.
Совершенствование навыков певческого дыхания на более сложном в сравнении с
4-м классом песенном материале, а также на материале вокально-хоровых упражнений во
время распевания.
Развитие навыка пения с разнообразной окраской звука в зависимости от
содержания и характера песни.
Развитие умения выполнять требования художественного исполнения при пении
хором: ритмический рисунок, интонационный строй, ансамблевая слаженность,
динамические оттенки.
Продолжение работы над чистотой интонирования: пропевание отдельных трудных
фраз и мелодических оборотов группой или индивидуально.
Совершенствование навыка четкого и внятного произношения слов в текстах песен
подвижного характера.
Развитие вокально-хоровых навыков при исполнении выученных песен без
сопровождения.
Работа над легким подвижным звуком и кантиленой.
Повторение песен, разученных в 4-м классе.
Слушание музыки
Особенности национального фольклора. Определение жанра;
характерных особенностей песен. Миогожанровость русской народной песни как
отражение разнообразия связей музыки с жизнью народа и его бытом.
Закрепление интереса к музыке различного характера, желания
высказываться о ней.
Снятие эмоционального напряжения, вызванного условиями
обучения и проживания.
Закрепление представлений о составе и звучании оркестра народных инструментов.
Народные музыкальные инструменты: домра, мандолина, баян, свирель, гармонь, трещотка,
деревянные ложки, бас-балалайка и т. д.
Повторное прослушивание произведений, из программы 4-го класса.
Музыкальная грамота
Элементарное понятие о нотной записи: нотный стан, нота, звук, пауза.
Формирование элементарных понятий о размере: 2/4,3/4.

Основные формы организации учебных занятий:
● вводный урок;
● урок формирования новых знаний;
● обобщающий;
● контрольный урок;
● урок формирования и закрепления умений и навыков;
● комбинированные;
● интегрированный урок (слушание музыки + сольфеджио; слушание музыки + хор);
● урок – сказка (может иметь различные формы: прослушивание, обсуждение, и некоторая
доля театральности на уроке – ролевые задания);
● комплексный урок (включающий материал из разных областей искусства, не только
музыкального);
● открытые уроки;
● урок – путешествие в прошлое, настоящее и будущее;
● урок – концерт;
● урок – игра (конкурсы, викторины, познавательные игры по слушанию музыки):

















Основные виды учебной деятельности:
рассказ;
объяснение;
упражнение;
метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
метод эмоциональной драматургии;
метод художественного контекста;
беседа;
слушание музыкальных произведений (фрагментов),
определение характера музыкального произведения с помощью соответствующего эпитета,
объяснение (аргументация) ребёнком своей мысли или ощущения музыки при помощи
средств выразительности, использованных композитором;
наглядный;
метод активизации зрительного и слухового восприятия — сочинение рассказов,
несюжетных рисунков по прослушанной музыке;
метод контрастных сопоставлений музыкальных произведений;
метод арт — терапии;
метод игровой мотивации (использование многочисленных игр, творческих заданий):
6 класс
Пение
Формирование легкого, певучего звучания голосов учащихся. Отработка четкого,
ясного произношения текстов песен. Контроль за тем, чтобы широкие скачки в мелодии не
нарушали вокальную мелодическую линию и ровность звуковедения.
Углубление навыков кантиленного пения; ровность, напевность звучания;
протяженное и округлое пение гласных, спокойное, но вместе с тем, относительно быстрое
произнесение согласных; длительность фраз, исполняемых на одном дыхании.
В произведениях маршеобразного характера наряду с требованиями четкости,
решительности, добиваться напевности и мягкости звучания.
В случаях дикционной трудности необходимо проведение специальной работы,
включающей анализ слов и использование выразительного чтения текста в ритме музыки.

Развитие умения выразительного пения, передавая разнообразный характер
содержания (бодрый, веселый, ласковый, напевный и др.).
Повторение песен, изученных в 5-м классе.
Слушание музыки
Музыка и изобразительное искусство. Картины природы в музыке и в живописи.
Способность музыки изображать слышимую реальность и пространственные соотношения.
Программная музыка, имеющая в основе изобразительное искусство.
Музыка, театр, киноискусство и анимация. Музыка, как эмоциональный подтекст
происходящего на сцене и на экране, ее самостоятельное значение. Роль музыки в раскрытии
содержания спектакля, фильма, в изображении образов героев, в характеристике явлений и
событий.
Сопоставление характера настроения прослушанных произведений. Выводы
учащихся о музыкальных образах этих произведений.
Особенности творчества композиторов: В. Моцарт, Л. Бетховен, Э. Григ.
Развитие умения само регуляции различных эмоциональных расстройств с помощью
специально подобранного музыкального материала.
Формирование представлений о составе и звучании симфонического оркестра.
Знакомство с инструментами симфонического оркестра: духовыми деревянными (гобой,
кларнет, фагот), духовыми медными (туба, тромбон, валторна), ударными (литавры, треугольник, тарелки, бубен, ксилофон, кастаньеты), струнными инструментами.
Повторное прослушивание произведений из программы 5-го класса.
Проведение музыкальных викторин «Угадай мелодию».
Музыкальная грамота
Формирование представлений о средствах музыкальной выразительности, используемых
композитором: лад (мажор, минор); динамические оттенки (громко, тихо, умеренно громко,
умеренно тихо, усиливая, затихая); регистр (высокий, средний, низкий).
Элементарные сведения о музыкальных профессиях, специальностях: композитор, дирижер,
музыкант, пианист, скрипач, гитарист, трубач, солист, артист, певец и т. д.

Основные формы организации учебных занятий:
● вводный урок;
● урок формирования новых знаний;
● обобщающий;
● контрольный урок;
● урок формирования и закрепления умений и навыков;
● комбинированные;
● интегрированный урок (слушание музыки + сольфеджио; слушание музыки + хор);
● урок – сказка (может иметь различные формы: прослушивание, обсуждение, и некоторая
доля театральности на уроке – ролевые задания);
● комплексный урок (включающий материал из разных областей искусства, не только
музыкального);
● открытые уроки;
● урок – путешествие в прошлое, настоящее и будущее;
● урок – концерт;
● урок – игра (конкурсы, викторины, познавательные игры по слушанию музыки):
Основные виды учебной деятельности:
 рассказ;
 объяснение;















упражнение;
метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
метод эмоциональной драматургии;
метод художественного контекста;
беседа;
слушание музыкальных произведений (фрагментов),
определение характера музыкального произведения с помощью соответствующего эпитета,
объяснение (аргументация) ребёнком своей мысли или ощущения музыки при помощи
средств выразительности, использованных композитором;
наглядный;
метод активизации зрительного и слухового восприятия — сочинение рассказов, несюжетных
рисунков по прослушанной музыке;
метод контрастных сопоставлений музыкальных произведений;
метод арт — терапии;
метод игровой мотивации (использование многочисленных творческих заданий, игр)
7 класс
Пение
Исполнение песенного материала в диапазоне си — ми2, однако крайние звуки
используются довольно редко.
Продолжение работы над формированием певческого звучания в условиях мутации.
Щадящий голосовой режим. Предоставление удобного диапазона для исполнения. Контроль
учителя за индивидуальными изменениями голоса каждого ученика (особенно мальчиков).
Развитие умения исполнять песни одновременно с •фонограммой, инструментальной
и вокальной.
Вокально-хоровые упражнения, попевки, прибаутки.
Повторение песен, разученных в 6-м классе.
Слушание музыки
Легкая и серьезная музыка, их взаимосвязь. Лучшие образцы легкой музыки в
исполнении эстрадных коллективов; произведения современных композиторов, лирические
песни, танцевальные мелодии. Использование народных песен, мелодий из классических
сочинений в произведениях легкой музыки.
Вокальная музыка, основывающаяся на синтезе музыки и слова. Программная
музыка — инструментальная, оркестровая, имеющая в основе литературный сюжет. Общее и
специфическое в литературной и музыкальной драматургии, в оперном искусстве.
Особенности творчества композиторов: М. Глинка, П. Чайковский, Н. РимскийКорсаков.
Элементарные сведения о жанрах музыкальных произведений: опера, балет, соната,
симфония, концерт, квартет, романс, серенада.
Формирование представлений о составе и звучании групп современных
музыкальных инструментов. Знакомство с современными электронными музыкальными
инструментами: синтезаторы, гитары, ударные инструменты.
Повторное прослушивание произведений из программы 6-го класса.
Музыкальная грамота
Интонация, как совокупность выразительных средств музыки. Интонации в
разговорной речи и в музыке. Явление переноса речевых интонаций в музыке. Мелодия, как
основное выразительное средство. Характер мелодии в зависимости от лада, ритма, тембра.
Мелодии декламационного характера.
Формирование элементарных представлений о музыкальных терминах: бас, аккорд,
аккомпанемент, аранжировка и т. д.

Основные формы организации учебных занятий:
● вводный урок;
● урок формирования новых знаний;
● обобщающий;
● контрольный урок;
● урок формирования и закрепления умений и навыков;
● комбинированные;
● интегрированный урок (слушание музыки + сольфеджио; слушание музыки + хор);
● урок – сказка (может иметь различные формы: прослушивание, обсуждение, и некоторая
доля театральности на уроке – ролевые задания);
● комплексный урок (включающий материал из разных областей искусства, не только
музыкального);
● открытые уроки;
● урок – путешествие в прошлое, настоящее и будущее;
● урок – концерт;
● урок – игра (конкурсы, викторины, познавательные игры по слушанию музыки):

















Основные виды учебной деятельности:
рассказ;
объяснение;
упражнение;
метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
метод эмоциональной драматургии;
метод художественного контекста;
беседа;
слушание музыкальных произведений (фрагментов),
определение характера музыкального произведения с помощью соответствующего эпитета,
объяснение (аргументация) ребёнком своей мысли или ощущения музыки при помощи
средств выразительности, использованных композитором;
наглядный;
метод активизации зрительного и слухового восприятия — сочинение рассказов,
несюжетных рисунков по прослушанной музыке;
метод контрастных сопоставлений музыкальных произведений;
метод арт — терапии;
метод игровой мотивации (использование многочисленных игр, творческих заданий):
3. Планируемые предметные результаты.





Личностные результаты:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной
культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе;
становление
гуманистических
и
демократических
ценностных
ориентаций,
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных
народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих
закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности
нравственных, ценностных, эстетических установок;











формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе
познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных
образов и их взаимодействия;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности
участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов
отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека;
формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и
эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия
произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения интерпретации
в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития
музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном
отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях в процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и коллективной
музыкальной деятельности, при выполнении проектных заданий и проектных работ;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни через развитие
представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитание бережного
отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры;
формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и
настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкальнотворческой деятельности учащихся.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
Учащиеся научатся:
логическим действиям сравнения, анализа,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям,
применять методы наблюдения, систематизации учебного материала;
обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества,
сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать
причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
понимать различие отражения жизни в художественных текстах;
адекватно воспринимать существование различных интерпретаций одного произведения;
выполнять творческие задания;
осуществлять поиск оснований целостности художественного явления (музыкального
произведения),
пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном
информационном пространстве сети Интернет),
сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в
соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного
предмета.
Учащиеся получат возможность:
научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое выступление и
выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей
личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области.
Регулятивные:
Учащиеся научатся:

принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать,
контролировать и оценивать собственные учебные действия;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять
взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на
практике этими критериями.
прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать
композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию
в музыкальном произведении;
мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного
публичного выступления и при подготовке к нему.
Учащиеся получат возможность научиться:
ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск
наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в
индивидуальных, групповых проектных работах;
действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха за счет умения осуществлять
поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий.
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;
слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать
различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать
свою точку зрения;
понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и
учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;
использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных
технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством
выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения
полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход
решения учебно-художественной задачи;
приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления результата
творческой музыкально-исполнительской деятельности.
Учащиеся получат возможность:
совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание
композиционных функций музыкальной речи;
создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их
сольно или при поддержке одноклассников.
Предметные результаты:
У учащихся будут сформированы:
первоначальные представления о роли
музыки в жизни человека, в его духовнонравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа;
основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и
музыкальной деятельности;
представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и
профессионального музыкального творчества.
Учащиеся научатся:
активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;
слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, различать в ней
выразительные и изобразительные интонации;

ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического фольклора народов России
(родного края);
наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций,
тем, образов, их изменения;
понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их
взаимодействия;
моделировать музыкальные характеристики героев,;
воплощать художественно-образное содержание, интонационно-мелодические особенности
народной и профессиональной музыки (в пении, слове, движении, игре на простейших
музыкальных инструментах) выражать свое отношение к музыке в различных видах
музыкально-творческой деятельности;
планировать и участвовать в коллективной деятельности по созданию инсценировок,
музыкально-сценических произведений, интерпретаций инструментальных произведений в
пластическом интонировании;
Учащиеся получат возможность научиться:
ориентироваться в ритмическом письме при исполнении простых мелодий;
творческой самореализации в процессе осуществления собственных музыкальноисполнительских замыслов в различных видах музыкальной деятельности;
организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность,
музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве;
оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых
мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкальнотворческой деятельности,
собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
5 класс

















Учащиеся должны знать:
инструменты и их звучание разновидности маршей;
разновидности танцев;
современные детские песни для самостоятельного исполнения;
особенности музыкального языка современной детской песни: её идейное и
художественное содержание:
Учащиеся должны уметь: ·
выделять мелодию в песне и инструментальном произведении;
сохранять при пении округлое звучание в верхнем регистре и мягкое звучание в
нижнем регистре;
распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными
динамическими оттенками;
сохранять правильное формирование гласных при пении двух звуков на один слог;
воспроизводить хорошо знакомую песню путем беззвучной артикуляции в
сопровождении инструмента.
оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;
петь хором, выполняя требования художественного исполнения;
ясно и чётко произносить слова в песнях подвижного характера;
6 класс
Знать:
взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное
искусство, кино, театр);
музыку разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;
ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита,



























кантата, романс, прелюдия и т.д.);
тембровые и регистровые особенности звучания музыкальных инструментов
симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов; тембров вокальных
голосов;
основные формы музыки и приемы музыкального развития;
Уметь:
выявлять характерные особенностей русской музыки (народной и профессиональной),
сопоставлять их с музыкой других народов и стран;
определять основные формы музыки и приемы музыкального развития;
эмоционально, осознанно воспринимать музыку, уметь давать личностную оценку
музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать индивидуальное отношение к тем
или иным музыкальным сочинениям;
понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание,
плавное звуковедение.
7 класс
Знать:
- несколько песен и самостоятельно исполнять их;
- музыкальные профессии, специальности;
- инструменты симфонического оркестра и их звучание: духовые деревянные (гобой,
кларнет, фагот), духовые медные (туба, тромбон, валторна), ударные (литавры, треугольник,
тарелки, бубен, ксилофон, кастаньеты), струнные инструменты.
правила поведения при занятиях любыми видами музыкальной деятельности.
Уметь:
- эмоционально воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
- распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии, песни;
- различать на слух звучания отдельных инструментов;
- устанавливать взаимосвязь между другими видами искусства;
- использовать приобретенные знания в повседневной жизни и практической
деятельности для певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей, и
сверстников, на внеклассных и внешкольных мероприятиях, школьных праздниках;
- размышлять о музыке, выражать свое отношение к ней;
-определять свое отношение к музыкальным явлениям.
- самостоятельно начинать пение после вступления;
- осмысленно и эмоционально исполнять песни ровным свободным звуком на всем
диапазоне;
- контролировать слухом пение окружающих;
- применять полученные навыки при художественном исполнении музыкальных
произведений.
- самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью;
- сдерживать эмоционально-поведенческие отклонения на занятиях музыкой и во время
концертных выступлений;
- инсценировать песни.

4. Перечень учебно - методического обеспечения образовательного процесса.

Список научно-методического обеспечения.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под
редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В.Воронковой, – М.: Гуманитар.
изд. центр ВЛАДОС, 2010г. Автор программы «Музыка и пение» И.В Евтушенко.
Евтушенко И.В. Пение и музыка //Программа 1-4 классов специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида. 5-е изд. - М.: Просвещение, 2008. С. 104-120.

Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации
Евтушенко И.В. Музыка //Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных)
учреждений VIII вида: Сб.1. - М.: ВЛАДОС, 2000. С. 151-165. Допущено Министерством
образования Российской Федерации.
Учебное пособие А.С. Соболева «Музыкальное воспитание во вспомогательной школе».
- М.: Просвещение, 2008.
Евтушенко И.В. Хрестоматия по музыке и пению: Учеб. пособие для специальной,
коррекционной образовательной школы VIII вида. Изд. 2-е, доп. и испр. - М.: МГОПУ им.
М.А. Шолохова, 2005. – 374 с. Допущено Министерством образования Российской
Федерации.
Список научно-методической литературы.
«Музыкальное воспитание умственно отсталых детей», И.В.Евтушенко, М.: Просвещение,
2008.
« Основы олигофренопедагогики», И.В.Евтушенко, М.: Просвещение, 2008.
«Нормативно-правовое обеспечение специального образования», И.В.Евтушенко, М.:
Просвещение, 2008.
«Музыкальное воспитание умственно отсталых детей», И.В.Евтушенко, М.: Просвещение,
2008.
«Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.
АлиевЮ.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.
«Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина,
М.,Просвещение,1988г.
Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших
школьников», М.,Академия, 2001г.
Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.
Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.
Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.
4. Календарно-тематическое планирование по «Музыке и пению»
5кл
№
п/п

Содержание (раздел, тема)

Количес
тво
часов
34

1 четверть «МУЗЫКА ВОКРУГ НАС»
1

2

Повторение пройденного материала в 4 классе.
Слушание песен.
Музыка и сказка. П.И.Чайковский «Щелкунчик»

3

Повсюду музыка слышна.

1

4

Душа музыки - мелодия.

1

5

Музыка осени.

1

6

Сочини мелодию.

1

7

О чём «поёт» природа

1

1

1

Дата проведения

По
плану

По
факту

8

Музыкальная пьеса. Интонация.

1

2 четверть.
1

Музыка про разное. Музыкальные звуки.

1

2

Музыкальные инструменты.

1

3

5

Музыкальный портрет.
М.Глинка «Марш 1
Черномора».
Звучащие картины. Музыкальный портрет. 1
П.Чайковский «Баба Яга».
Разыграй песню.
1

6

Новый год - возле елки хоровод.

1

7

Добрый праздник среди зимы. Здравствуй, гостьязима. Обобщающий урок 2 четверти.

1

1

Край, в котором ты живешь.

1

2

Художник, поэт, композитор.

1

3

Движение мелодии.

1

4

Музыка утра, вечера.

1

5
6

Шутка в музыке. (Бах
«Юмореска»)
Музыкальные портреты.

7

Весенние напевы

1

8

Женский праздник.

1

9

О чём «поёт» природа
Обобщающий урок 3 четверти.

1

1
2

У каждого свой музыкальный
Музыкальные инструменты.
Музыка в стране «Мульти-пульти»

3

Дирижер. Ансамбль.

1

4

Знакомство с творчеством русских композиторов.

1

5

Знакомство
с
творчеством
композиторов.
Музыка в стране «Мульти-пульти»

1

4

6

«Шутка»,

Дворжак 1
1

инструмент. 1
1

российских 1

7

Всюду музыка живёт.

1

8

Музыкальные портреты.

1

9

Композитор, исполнитель, слушатель. Зачет.

1

10

Обобщающий урок. (Урок-концерт.)

1

Календарно-тематическое планирование по «Музыке и пению»
6кл
№
п/п

Содержание (раздел, тема)

Количество Дата
часов
проведения
33
По
По
плану
факту

1 четверть «Три кита» в музыке: песня, танец, марш»
1

Главный «кит» – песня

1

2

В сказочном лесу.

1

3

Мелодия – душа музыки.

1

4

Каким бывает танец?

1

5

Танцы (развитие темы)

1

6

Мы танцоры хоть куда!

1

7

Маршируют все.

1

8

«Музыкальные киты» встречаются вместе.

1

9

Роль музыки в раскрытии содержания.

1

2 четверть. Мелодия. Выразительность.
1
2
3
4
5
6

Движение мелодии сверху вниз. Движение мелодии
снизу вверх.
Направление мелодии. Формирование легкого,
певучего звучания голосов учащихся
Быстрый темп в музыке. Скороговорка. Отработка
четкого, ясного произношения текстов песен.
«Сила звука. Сильная доля».
Роль музыки в раскрытии содержания.
Динамические оттенки.
Изображение образов героев музыкой.
Здравствуй Новый Год! Разучивание песен к
Новому Году.

1
1
1
1
1
1

Музыка,
как
эмоциональный
происходящего на сцене и на экране.
3 четверть. «Музыка моего народа».
7

1
2
3

4
5
6
7
8
9

подтекст,

Черты русской народной песни. Отличия народной
музыки от композиторской музыки.
Музыка народная и композиторская. Даргомыжский обработка русской народной песни.
Музыка композиторская в народном духе. П. И.
Чайковский «Вариации на темы русских народных
песен».
Жанры русской народной песни. Игровые русские
народные песни.
Жанры устного русского народного творчества.
Хороводные русские народные песни.
Жанры устного русского народного творчества.
Протяжная лирическая русская народная песня.
Жанры устного русского народного творчества.
Частушка, нескладуха, небылица.
Углубление навыков кантиленного пения: ровность,
напевность звучания;
Жанры устного русского народного творчества.
Пословицы, поговорки, загадки.

1

1
1
1

1
1
1
1
1
1
18.03

10
4 четверть. «Музыкальные инструменты России»
1
2
3
4

Народные музыкальные инструменты. Гусли, домра, 1
мандолина, бас-балалайка.
Народные музыкальные инструменты. Баян, гармонь.
1
Народные музыкальные инструменты. Свирель, рожок,
гуделка, жалейка.
Народная музыка в творчестве Русских композиторов.

1
1

8

Народные музыкальные инструменты. Ложки, 1
трещотка, бубен.
Оркестр народных инструментов. Отработка четкого, 1
ясного произношения текстов песен.
Формирование легкого, певучего звучания голосов 1
учащихся. Зачет.
Картины природы в музыке и в живописи.
1

9

Повторение пройденного материала за год.

5
6
7

1

Календарно-тематическое планирование по «Музыке и пению» 7 кл

№
п/п

Колич
ество
часов
34

Содержание (раздел, тема)

1 четверть Музыкальная грамота
1

Мелодия. Регистр: высокий, средний, низкий.

1

2

Мажорный лад. Минорный лад. Знакомство с понятием
лад, характерными особенностями .
Темп. Скорость исполнения музыки. Работа над дикцией
в разученных песнях.
Динамические оттенки. Динамические оттенки: громко,
тихо, умеренно громко, умеренно тихо.
Музыкальные профессии, специальности: композитор,
дирижёр, музыкант.
Музыка и изобразительное искусство. Картины природы
в музыке.
Музыкальные профессии, специальности: пианист, солист,
артист, певец и т.д.
Работа над дикцией в разученных песнях.

1

3
4
5
6
7
8

1
1
1
1
1
1

2 четверть Песня.
Песня и её значение. Определение характерных
особенностей песен.
Песни о моей Родине. Россия — Родина моя.
Фраза. Обозначение и длительность фраз. Работа над
дикцией в разученных песнях.
Как сложили песню. Звучащие картины. «Ты откуда
русская, зародилась, музыка?»
Характер содержания. Строгий, трагичный, жёсткий.
Характер содержания. Ласковый, напевный.
Характер содержания. Бодрый весёлый.
3 четверть. Симфонический оркестр.

1

1

5

Состав
симфонического
оркестра.
Струнные
инструменты.
Состав симфонического оркестра. Духовые деревянные
духовые медные.
оркестра.
Ударные
Состав
симфонического
инструменты
Знакомство со звучанием дополнительных
инструментов симфонического оркестра.
Симфоническая музыка. Жанры. Балет.

6

Симфоническая музыка. Жанры. Опера.

1

7

Симфоническая музыка. Жанры. Симфонии, концерты
и т.д.

1

1
2
3
4
5
6
7

1
2
3
4

1
1
1
1
1

1
1
1
1

Дата
проведения
По
плану

По
факту

1

8

Фортепианная музыка. Пьесы для детей.

9

Вокальная музыка. Романсы, вокализы… Выразительное 1
пение, передавая разнообразный характер содержания.
Музыкальная викторина «Угадай мелодию»
1

10

4 четверть Музыка в других видах искусства
1

Театр, роль музыки в раскрытии содержания.

1

2

Киноискусство, роль музыки в изображении событий.

1

3

Анимация, роль музыки в изображении героев.

1

4

Разучивание песен из мультфильмов.

1

5

Разучивание песен из кинофильмов.

1

6

Выразительность и изобразительность. Значение музыки 1
за кадром.
Музыка в других видах искусства. Повторение.
1

7
8

Мои любимые песни. (викторина)
Повторение пройденного материала за год.

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».