Приложение № 4 к Адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 вариант 2 МБОУ «Махнёвская СОШ», утвержденной приказом МБОУ «Махнёвская СОШ» от 31.08.2023 гола № 123/1 Рабочая программа основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 «Профильный труд: Сельскохозяйственный труд» (для 7 класса) Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Профильный труд: Сельскохозяйственный труд» предназначена для учащихся 7 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) и составлена на основе следующих документов: -Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ; -Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Минобрнауки РФ № 1599 от 19.12.2015г.); - Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)/Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2017. Рабочая программа составлена на основе программы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, автора Е.А. Ковалевой, под редакцией В.В. Воронковой, сборник 2, 104-139с., «Сельскохозяйственный труд», Москва «Просвещение» 2021 и ориентирована на учебно-методический комплекс: Ковалева Е.А., Сельскохозяйственный труд, для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / – М.: Просвещение, 2021; Ковалева Е.А., Зак Г.Г., Технология, Сельскохозяйственный труд, Методические рекомендации/ - М.: Просвещение, 2017. Цель программы: - формирование технологических знаний, умений и навыков по курсу «Сельскохозяйственный труд», способствующих подготовке учащихся к самостоятельной трудовой деятельности и адаптации их в современном обществе. Основные задачи программы «Профильный труд: Сельскохозяйственный труд»: - формирование технологических знаний, умений и навыков по курсу «Сельскохозяйственный труд» на уровне доступном данному контингенту учащихся с учетом их возрастных особенностей; - коррекция недостатков трудовой деятельности; - развитие регулятивной функции деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью); - ознакомление с массовыми рабочими профессиями в овощеводстве, цветоводстве, животноводстве; формирование устойчивого интереса к сельскохозяйственному труду; - формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности; - воспитание положительного отношения к сельскохозяйственному труду, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда. Трудовое обучение, как учебный предмет, является одним из ведущих в системе подготовки школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) так как от его усвоения во многом зависит формирование социального опыта и поведения учащихся, практическая подготовка к самостоятельной жизни и труду. Практическая и коррекционная направленность обучения предмету обусловливает его специфику: все получаемые учащимися знания, являются практически значимыми, способствующими формированию знаний, умений и навыков для их социальной адаптации и реабилитации. На уроках сельскохозяйственного труда применяются различные организационные формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая и коллективная работы. В процессе реализации программы предполагается использование следующих методов обучения: - словесные (беседа, рассказ, объяснение, работа с учебником); - наглядные (демонстрация схем, плакатов, натуральных образцов растений и их плодов, презентаций, фильмов, работа с технологической картой, наблюдение различных явлений и т.д.); - предметно – практические (лабораторные работы, опыты, упражнения, наблюдения); - частично – поисковые (эвристическая беседа, олимпиада, решение практических задач, поиск информации, программированные задания); - инструктажи, включающие устные указания учителя, наглядный показ приемов работы и их объяснение; - экскурсии ознакомительные и тематические; - система специальных коррекционно-развивающих методов; - методы убеждения (словесное разъяснение, убеждение, требование); - методы организации деятельности (приучение, показ, подражание, поручение); методы стимулирования поведения (похвала, поощрение, взаимооценивание). В программе по учебному предмету «Профильный труд: Сельскохозяйственный труд» обозначены два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Отсутствие достижения этого уровня не является основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматривается как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. На уроках сельскохозяйственного труда осуществляется традиционная 5-балльная шкала системы оценок. В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками: - оценка «5» - «очень хорошо» (отлично) свыше 65%; - оценка «4» - «хорошо» ― от 51% до 65% заданий; - оценка «3» - «удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий; - оценка «2» не ставится. Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов осуществляется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися, даже незначительные по объему и элементарные по содержанию, знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию. В течение учебного года проводится диагностика уровня усвоения знаний и умений учащихся. Она состоит из анализа двух этапов: 1 этап – стартовая диагностика на начало изучения курса. Цель: определить готовность и предпосылки к освоению программного материала по изучаемым темам. 2 этап – итоговая диагностика. Цель: Выявить уровень усвоения материала и умения использовать полученные знания на практике. Данные этапов диагностики фиксируются в сводной таблице достижений предметных результатов (Приложение №). По итогам каждого этапа диагностики заполняется графа знаком, представленным в виде баллов: 0 баллов – не проявил данное умение (не научился). 1 балл – демонстрирует умение только со значительной помощью учителя (частично научился). 2 балла – допускает ошибки при демонстрации умений, требуется частичная помощь учителя. 3 балла – демонстрирует в работе данное умение самостоятельно. Результаты дают возможность получить объективную информацию об уровне усвоения знаний, умений и навыков в текущем учебном году; запланировать индивидуальную и групповую работу с учащимися в дальнейшем обучении. II. Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися Программа по курсу «Сельскохозяйственный труд» составлена с учётом особенностей познавательной деятельности детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и направлена на коррекцию их умственных, физических и личностных нарушений, а также адаптацию их к самостоятельной жизни по окончании школы. В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Коррекционная работа в процессе сельскохозяйственного профессионально-трудового обучения проводится по трем основным направлениям: - коррекция недостатков трудовой деятельности учащихся с умственной отсталостью; - обучение школьников с нарушениями интеллекта умению применять общеобразовательные знания при выполнении трудовых заданий; - уточнение представлений учащихся об окружающем мире и расширении их кругозора. В процессе обучения сельскохозяйственному труду обучающиеся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) овладевают определённой системой первоначальных знаний и практических умений по общему земледелию и важнейшим отраслям растениеводства, осваивают технологические приёмы посева, посадки, ухода и уборки урожая сельскохозяйственных культур. На занятиях по животноводству получают представление о сельскохозяйственных животных, овладевают знаниями по уходу за ними. У обучающихся формируются умения ориентироваться в трудовых заданиях, планировать и контролировать свою работу, определять последовательность операций, подбирать рациональные приемы труда и соответствующие инструменты и орудия. При составлении программы были учтены принцип последовательности и сезонность полевых работ. Обучение сельскохозяйственному труду рассчитано на общую подготовку учащихся по специальности «сельскохозяйственный рабочий». Поэтому в программу 7 класса включены темы по растениеводству и животноводству. При подборе и разработке тем программы по растениеводству были учтены местные климатические условия, условия школы и выбраны культуры наиболее доступные для выращивания в данных условиях (капуста, зеленные овощи, ягодные кустарники, плодовые деревья). Темы программы по животноводству подбирались с учетом возможностей организовать содержание и кормление тех или иных животных в домашних условиях. Из всех сельскохозяйственных животных были выбраны свиньи. Для реализации программы по разделу «Животноводство» в условиях школы отсутствует наличие учебно-материальной базы для организации практической деятельности школьников, поэтому материал по животноводству представлен в программе теоретическими сведениями о содержании и уходе за перечисленными животными и экскурсиями на сельскохозяйственные предприятия. На уроках растениеводства в 7 классе учащиеся получают элементарные теоретические сведения и практические навыки по семеноводству, агрохимии, знакомятся с технологиями выращивания овощей в открытом и защищенном грунте, с устройством сооружений защищенного грунта, производством зеленных культур, с некоторыми вопросами выращивания плодово-ягодных культур. В 7 классе учащиеся выращивают капусту и зеленные овощи в открытом грунте. На занятиях по животноводству учащиеся знакомятся с устройством животноводческих помещений для свиней, правилами содержания и приемами ухода за ними. Для овладения соответствующими трудовыми навыками к каждому разделу прилагаются упражнения по выполнению трудовых приемов, трудовых операций и комплексных практических работ. Особо выделены уроки практического повторения необходимые не только для формирования трудовых навыков, но и для выработки привычки работать в быстром темпе, выполнять однообразную работу, что очень важно для подготовки будущего сельскохозяйственного рабочего. При этом учитывается посильность объектов труда для учащихся соответствующего возраста. Для проверки умений и навыков в конце каждой четверти проводится самостоятельная работа. Обучение сельскохозяйственному труду тесно связано с другими учебными предметами (природоведение, математика, биология, география, русский язык, чтение, рисование), что позволит обучающимся использовать полученные знания в новых условиях и более успешно подготовиться к самостоятельной жизни и труду. III. Место учебного предмета в учебном плане В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предмет «Профильный труд: Сельскохозяйственный труд» входит в образовательную область «Технология» обязательной части учебного плана и изучается на всех этапах обучения. В соответствии с учебным планом программа рассчитана в 7а классе - на 225 часов в год (7 часов в неделю); в 7б классе – на 237 часов в год (7 часов в неделю). Распределение учебных часов по четвертям в зависимости от недельной нагрузки осуществляется следующим образом: 7а класс: I четверть – 59 часов; II четверть – 53 часа; III четверть – 68 часов; IV четверть – 45 часов. 7б класс: I четверть – 63 часа; II четверть – 52 часа; III четверть – 70 часов; IV четверть – 52 часа. IV. Планируемые результаты освоения учебного предмета Освоение обучающимися программы по предмету «Профильный труд: Сельскохозяйственный труд», предполагает достижение двух видов результатов: личностных и предметных. Личностные результаты включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции, необходимые для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающие формирование и развитие социальных отношений учащихся в различных средах. Программа обеспечивает достижение учащимися следующих личностных результатов: - сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; - овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; - овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; - владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; - способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; - сформированность навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; - проявление готовности к самостоятельной жизни. Личностные результаты оцениваются в общей системе экспертной оценки, используемой в образовательной организации. Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для учебного предмета «Профильный труд: Сельскохозяйственный труд» и характеризуют достижения в усвоении знаний и умений, способности их применения в практической деятельности. К концу обучения в 7 классе учащиеся должны усвоить: Достаточный уровень. сроки уборки лука репчатого и столовых корнеплодов; сроки уборки семенных зонтиков моркови и соплодий свеклы; строение ягодных кустарников и уход за ними; правила техники безопасности при работе с сельскохозяйственным инвентарем; состав почвенных смесей для парников и теплиц; виды минеральных удобрений; капустные растения и их особенности; агротехнику выращивания капусты белокочанной; названия изученных плодовых деревьев, особенности их строения; основные виды зеленных культур и особенности их выращивания; полевые культуры и их классификацию; породы свиней, которых разводят в нашей местности; условия содержания свиней в коллективных и фермерских хозяйствах; виды кормов для свиней; знать правила рациональной организации труда, включающие упорядоченность действий и самодисциплину. Минимальный уровень: сроки уборки лука репчатого и столовых корнеплодов; признаки созревших семенных зонтиков моркови и соплодий свеклы; строение ягодных кустарников выращиваемых в местных условиях и уход за ними; устройство используемого ручного инвентаря; правила техники безопасности при работе с сельскохозяйственным инвентарем; составные части почвенных смесей для парников и теплиц; капустные растения и их особенности; агротехнику выращивания капусты белокочанной; названия основных плодовых деревьев, выращиваемых в местных условиях; основные виды зеленных культур, выращиваемые в местных условиях; полевые культуры, выращиваемые в местных условиях; породы свиней, которых разводят в местных условиях; условия содержания свиней в коллективных и фермерских хозяйствах; виды кормов для свиней; К концу обучения в 7 классе учащиеся должны уметь: Достаточный уровень. заготавливать семена моркови и свеклы; убирать овощи с участка и вести учет урожая; ухаживать за ягодными кустарниками; составлять почвенные смеси; распознавать виды минеральных удобрений; выращивать рассаду капусты; подготавливать почву на участке под капусту и высаживать рассаду в открытый грунт; убирать в помещениях свинарника; раздавать корма животным; подбирать и подготавливать инструмент для предстоящей работы; планировать предстоящую работу; самостоятельно выполнять практическую работу и корректировать ее ход; осуществлять самоконтроль качества выполненной работы; готовить отчёт о выполненной работе, включающий называние используемого инструмента, последовательность операций. Минимальный уровень: срезать ножницами семенники моркови и свеклы и раскладывать на дозаривание; подкапывать корнеплоды моркови и свеклы, выбирать их из рядков; обкапывать почву вокруг ягодных кустарников; заготавливать компоненты для составления почвенных смесей; отличать органические удобрения от минеральных удобрений; ухаживать за рассадой капусты; подготавливать почву на участке под капусту и высаживать рассаду в открытый грунт; убирать в помещениях свинарника; раздавать корма животным; организовать свое рабочее место; пользоваться доступными технологическими картами; составлять стандартный план предстоящей работы; подбирать и подготавливать инструмент для предстоящей работы; самостоятельно выполнять практическую работу и корректировать ее ход; готовить отчёт о выполненной работе с помощью педагога. Критерии оценивания предметных результатов Оценка предметных результатов проводится с помощью устных ответов, тестового контроля, самостоятельных практических работ направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Критериями оценивания являются: соответствие достигнутых предметных, личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения адаптированной общеобразовательной программы; динамика результатов предметной обученности, формирования базовых учебных действий. Оценка устных ответов: Отметка «5» ставится, если учащийся: - обнаруживает понимание материала; - умеет самостоятельно или с помощью учителя обосновать, сформулировать ответ, изложить его своими словами; - использует терминологию; - допускает единичные ошибки, которые сам исправляет; - правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Отметка «4» ставится, если учащийся: - в основном усвоил учебный материал, допускает неточности, которые исправляет с помощью учителя; - допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами; - при использовании терминологии допускает ошибки, исправляя их при беседе с учителем; - правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Отметка «3» ставится, если учащийся: - обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы; - неполно и непоследовательно излагает изученный материал; - затрудняется и допускает ошибки при использовании терминологии и определении понятий, исправляя их только после нескольких наводящих вопросов учителя; - затрудняется отвечать на дополнительные вопросы. Оценка практических работ Отметка «5» ставится, если учащийся: - работу выполняет самостоятельно; - умеет планировать свой труд; - соблюдает последовательность технологических операций; - соблюдает правила техники безопасности; - рационально организует свое рабочее место; - умеет пользоваться наглядными пособиями, инструментами и другими средствами. Отметка «4» ставится, если учащийся: - работу выполняет самостоятельно; - допускает незначительные ошибки в планировании своего труда, организации рабочего места, которые исправляет самостоятельно; - соблюдает последовательность технологических операций, пользуясь технологической картой; - соблюдает правила техники безопасности; - умеет пользоваться наглядными пособиями, инструментами и другими средствами. Отметка «3» ставится, если учащийся: - при выполнении работы проявляет низкую самостоятельность; - допускает ошибки в планировании своего труда, организации рабочего места и соблюдении правил техники безопасности; - нарушает последовательность технологических операций; - затрудняется в самостоятельном использовании наглядных пособий, инструментов и других средств. Программа обеспечивает достижение действий: 1. Личностные учебные действия: учащимися базовых учебных - способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; - положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней, и эстетическому её восприятию; - самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договорённостей; - понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; - уважительное и бережное отношение к людям труда и результатам их деятельности; - активное включение в общеполезную социальную деятельность; - бережное отношение к культурно-историческому наследию родного края и страны. 2. Коммуникативные учебные действия: - использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; - обращаться за помощью и принимать помощь; - слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и в быту; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; - вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); - слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его; - использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач. 3. Регулятивные учебные действия: - адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.); - работать с учебными принадлежностями (инструментами) и организовывать своё рабочее место; - принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; - осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; - осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; - обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; - адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность. Познавательные учебные действия: - дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию; - использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном доступном вербальном материале, на основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; - работать с несложной по содержанию и структуре информацией (изображением, текстом, устным высказыванием, элементарным схематичным изображением, таблицей), предъявляемой на бумажных и электронных носителях; - использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания; - устанавливать элементарные существенные связи между объектами и процессами окружающей действительности. В течение учебного года проводится мониторинг базовых учебных действий, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся в процессе усвоения программы по предмету «Профильный труд: Сельскохозяйственный труд». Мониторинг проводится в 2 этапа (стартовый – сентябрь, итоговый – май). Базовые учебные действия отслеживаются в результате наблюдений за учащимися в процессе практической работы на уроке, опроса, тематической беседы, тестирования, анкетирования; при выполнении самостоятельных практических работ. Диагностика БУД проводится в соответствии с «Программой формирования базовых учебных действий», реализуемой в образовательной организации. V. Содержание учебного материала Вводное занятие Вводный инструктаж. План предстоящей работы в 7 классе. Охрана труда. Повторение правил ТБ при работе с сельскохозяйственным инвентарем, при уходе за животными. Спецодежда. Подготовка спецодежды к сезону. Растениеводство Уборка урожая. Уборка семенных головок лука репчатого Объект работы. Овощи. Теоретические сведения. Уборка семенников лука репчатого. Правила обмолота семян лука репчатого. Виды деятельности. Срезка семенных головок ножницами. Связывание срезанных стеблей в снопики. Укладка семенных головок на просушку. Обмолот семян лука репчатого. Уборка лука репчатого Объект работы. Овощи. Теоретические сведения. Признаки созревания лука. Сроки уборки. Способы хранения репчатого лука и лука-севка. Просушка лука перед закладкой на хранение. Признаки полной просушки луковиц. Виды деятельности. Выборка лука из рядков, раскладка для просушки. Проверка степени просушки. Отбор лука толстошея для первоочередного использования. Уборка семенников моркови и свеклы Объект работы. Овощи. Теоретические сведения. Признаки созревания семенных зонтиков у моркови и соплодий свеклы. Сроки уборки моркови и свеклы. Дозаривание семян. Виды деятельности. Срезка стеблей моркови у основания. Срезка стеблей свеклы у основания. Размещение срезанных стеблей для просушки и дозаривания семян. Обмолот семян столовой свеклы. Уборка столовых корнеплодов и учет урожая Объект работы. Овощи. Теоретические сведения. Сроки и способы уборки столовых корнеплодов. Правила подкапывания корнеплодов. Правила обрезки ботвы. Механизация работ по уборке столовых корнеплодов. Способы учета урожая и урожайности. Валовый урожай, урожайность. Хранение корнеплодов. Сортировка корнеплодов. Признаки нестандартной продукции. Умение. Хранение овощей. Виды деятельности. Подкапывание корнеплодов моркови и уборка из рядков. Складывание в кучу ботвой в одну сторону. Уборка корнеплодов свеклы из рядков, складывание свеклы в кучу ботвой в одну сторону. Обрезка ботвы у столовых корнеплодов. Закладка их на хранение. Учет урожая в ведрах. Определение массы столовых корнеплодов в одном ведре. Подсчет общей массы урожая и расчет урожайности. Сортировка корнеплодов. Отбор нестандартной продукции. Ягодные кустарники и уход за ними Объект работы. Ягодный кустарник. Теоретические сведения. Смородина, крыжовник, малина как ягодные кустарники. Другие виды ягодных кустарников, распространение в местных условиях. Виды смородины (черная, красная, золотистая). Строение ягодного кустарника и особенности плодоношения. Малина, строение и некоторые особенности растения. Крыжовник, строение и некоторые особенности растения. Уход за ягодными кустарниками. Болезни и вредители смородины, крыжовника и малины. Распознавание этих вредителей. Виды деятельности. Обрезка засохших ветвей смородины и отплодоносивших стеблей малины. Удаление обрезанных ветвей из сада. Внесение органических удобрений под кустарники. Вскапывание почвы вокруг кустарников. Парники и теплицы. Заготовка почвы для теплицы и парника Объекты работы. Теплица и парник. Теоретические сведения. Сведения о защищенном грунте. Парники, основное назначение парников. Теплицы. Назначение теплиц. Устройство теплиц. Состав земляной смеси для парников и теплиц (дерновая или огородная земля, листовая земля, перегной). Соотношение частей земляной смеси, используемой для разных целей. Хранение составных частей земляной смеси. Время заготовки смеси. Подготовка парника к зиме. Необходимость выемки грунта из парника. Умение. Составление почвенной смеси. Виды деятельности. Заготовка дерновой и листовой земли. Укладка дерновой земли под навес. Заготовка перегноя. Выемка парникового грунта лопатами. Обработка обвязки парника и парниковых рам настоем древесной золы. Минеральные удобрения Объект работы. Минеральные удобрения. Теоретические сведения. Виды минеральных удобрений. Элементы питания растений, содержащиеся в минеральных удобрениях. Комплексные минеральные удобрения (аммофос, нитрофоска, аммофоска и др.). Хранение минеральных удобрений. Смешивание минеральных и органических удобрений. Правила безопасной работы с минеральными удобрениями. Правила внесения минеральных удобрений в почву. Умение. Распознавание вида минерального удобрения. Упражнение. определение вида минерального удобрения. Основные плодовые деревья Объект работы. Плодовые деревья. Теоретические сведения. Яблоня, груша, слива, вишня – основные плодовые деревья Западной Сибири. Строение плодового дерева. Косточковые и семечковые плодовые деревья, разница в их размножении. Сорта плодовых деревьев. Выращивание саженцев плодовых деревьев. Экскурсия. Безлистный сад плодовых деревьев. Умение. Распознавание вида плодового дерева, плодовой и листовой почки. Наблюдение. Появление листьев и цветков на срезанных веточках вишни в теплом и светлом помещении. Упражнение. Определение плодового дерева по характеру кроны и цвету коры. Определение плодовой и листовой почки. Капуста Теоретические сведения. Сведения о капустных растениях. Пищевая ценность капусты. Сорта капусты и их использование. Строение и некоторые особенности капусты белокочанной. Рассадный и безрассадный способы выращивания капусты белокочанной. Наглядное пособие. Кочан поздней капусты. Кочерыга с почками, из которых развиваются цветоносные стебли. Выращивание рассады капусты Объект работы. Овощи. Теоретические сведения. Сроки посева семян капусты ранних, средних и поздних сортов. Ручной инвентарь, используемый при выращивании капусты. Агротехника выращивания рассады капусты: подготовка почвенной смеси, заполнение посевных ящиков почвенной смесью, подсчет количества необходимой рассады, посев семян капусты. Условия необходимые для выращивания здоровой рассады капусты. Уход за растениями. Определение готовности рассады к высадке в открытый грунт. Умение. Разметка рядков под посев капусты в ящики с помощью маркера. Пикировка рассады капусты. Уход за рассадой. Виды деятельности. Подготовка земляной смеси и заполнение ею посевных ящиков. Полив земляной смеси раствором марганца. Разметка рядков, раскладка и заделка семян в рядках. Полив посева теплой водой, укрытие пленкой и установка ящиков в теплое место. Наблюдение за всходами. Заготовка биотоплива для парника Объект работы. Парник. Теоретические сведения. Навоз как биотопливо для парника. Заготовка навоза. Правила укладки навоза. Виды деятельности. Подвоз навоза и укладка его в штабель. Подготовка парника под рассаду Объект. Парник. Теоретические сведения. Набивка парника навозом. Правила укладки навоза. Состав земляной смеси для выращивания рассады капусты. Глубина насыпки грунта в парник. Виды деятельности. Укладка навоза в парник. Смешивание дерновой земли с перегноем и листовой землей. Насыпка земляной смеси в парник. Укрытие парника рамами. Выращивание рассады капусты Объект работы. Овощи. Теоретические сведения. Условия для выращивания здоровой рассады капусты. Заболевания капусты и их предупреждение. Закалка и пикировка сеянцев. Уход за рассадой в парнике. Умение. Пикировка рассады. Виды деятельности. Уход за рассадой капусты. Пикировка рассады. Подкормка рассады минеральными удобрениями. Зеленные овощи Теоретические сведения. Сведения о зеленных овощных растениях. Виды зеленных овощей: шпинат, сельдерей, щавель, ревень, эстроган. Салат, виды салата (листовой, кочанный, кресс-салат, листовая горчица и др.). достоинство зеленных овощей. Внешнее строение и особенности зеленных овощей. Выращивание зеленных овощей и редиса. Подготовка почвы под зеленные овощи культуры. Сроки и способы посева зеленных культур. Наглядные пособия. Семена зеленных овощей. Изображения растений в фазе снятия продукции. Умение. Выращивание редиса, салата, петрушки, укропа. Виды деятельности. Разбивка гряд под зеленные овощи, разметка рядков, раскладка семян в лунки, заделка семян, полив. Прополка в рядках и междурядьях. Сбор урожая. Выращивание капусты в открытом грунте Объект работы. Овощи. Теоретические сведения. Сроки высадки рассады капусты. Способы посадки рассады ранних и поздних сортов. Условия, необходимые для получения высокого урожая капусты. Вредители и болезни капусты и меры борьбы с ними. Виды деятельности. Разметка мест посадки рассады. Подготовка органоминеральных смесей, внесение их в лунки. Высадка рассады в лунки, полив, уход. Животноводство Свиноферма Объект работы. Свинья. Теоретические сведения. Свинья как домашнее животное. Разведение свиней в коллективных и фермерских хозяйствах. Производственные группы свиней: хряки, свиноматки, поросята-сосуны, поросята-отъемыши, откормочные. Промышленная свиноводческая ферма. Наглядное пособие. Изображения свиней разных пород. Содержание свиней на ферме. Объект работы. Свинья. Теоретические сведения. Условия и способы содержания свиней. Содержание свиней на промышленной свиноводческой ферме. Устройство свинарника. Содержание свиней в индивидуальном хозяйстве. Уход за свиньями на домашней ферме. Ручной инвентарь для уборки свинарника и ухода за свиньями. Болезни свиней и их предупреждение. Санитарногигиенические правила для работающих на свиноводческой ферме Экскурсия. Содержание свиней в фермерском хозяйстве. Корма для свиней Объект работы. Свинья. Теоретические сведения. Виды кормов для свиней. Питательные вещества в корме. Упражнения. Сравнения кормов по питательности. Классификация кормов. Кормление откормочных свиней Объект работы. Свинья. Теоретические сведения. Норма и рацион кормления свиньи. Зависимость нормы и рациона кормления от групповой принадлежности и возраста свиньи. Норма и рацион кормления откормочной свиньи. Кратность кормления. Подготовка кормов к скармливанию. Кормление свиноматки и уход за ней. Кормление поросят-отъемышей и уход за ними. Упражнение. Подсчет количества зерна и сочных кормов для суточного кормления группы откормочных свиней. Практическое повторение Уборка овощей и картофеля. Перекопка почвы лопатой. Заготовка почвенной смеси для посевных ящиков. Уборка столовых корнеплодов. Уборка позднеспелой капусты. Разбивка гряд, разметка рядков и посев семян овощных культур. Высадка рассады капусты и томатов в открытый грунт. Посев семян однолетних цветочных культур. Самостоятельная работа Отбор нестандартных корнеплодов моркови и свеклы. Подсчет массы зернового и сочного корма для указанного числа откормочных свиней согласно данному рациону. Посев семян капусты на рассаду. Разделка и разметка гряды, посев семян петрушки или укропа. Тематический план 7 класс № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Название темы Вводное занятие. Уборка семенных головок лука репчатого Уборка лука репчатого Уборка семенников моркови и свеклы Уборка столовых корнеплодов и учет урожая Ягодные кустарники и уход за ними Основные плодовые деревья Парники и теплицы. Заготовка почвы для парников и теплиц Заготовка биотоплива для парника Подготовка парника под рассаду Минеральные удобрения Капуста Выращивание рассады капусты Выращивание капусты в открытом грунте Зеленные овощи Свиноферма Содержание свиней на свиноферме Корма для свиней Кормление откормочных свиней Практическое повторение Самостоятельная работа Всего часов Колво часов 9 6 2 12 16 9 12 9 2 3 9 9 29 13 21 5 9 7 10 23 9 225 Календарно-тематическое планирование 7 класс № п/п I 1. 2. 3. II 4. 5. Наименование раздела. Тема урока Дидактическая цель Оценивать итоги обучения в 6 классе. Составлять план работы на осенний период. Рассказывать правила техники безопасности при работе на пришкольном участке. Подготавливать спецодежду к работе (подбор по размеру, мелкий ремонт одежды) Растениеводство. Уборка урожая Уборка семенных головок лука репчатого Уборка семенников Учить определять Определять готовность лука репчатого. признаки созревших семенников лука к Срезка семенных зонтиков лука. уборке. Срезать головок лука и укладка Отрабатывать семенные головки лука их на просушку. практические умения: ножницами. срезать семенные Укладывать семенники головки лука на просушку. ножницами, связыОбмолачивать семена вать их в снопики и лука. развешивать для Вводное занятие Вводный инструктаж. План предстоящей работы в 7 классе. Охрана труда. Подготовка спецодежды. Учить планировать работу на долгосрочный период. Совершенствовать навыки самоконтроля. Развивать умение подготавливать спецодежду к работе. Основные виды деятельности I четверть Количество часов Дата всего теория практ. планир. фактич. 3 1 2 02.09. 6 2 1 1 06.09. просушки 6 7 8 9 10 Правила обмолота семян лука репчатого. Обмолот семян лука репчатого. Познакомить с правилами обмолота семян лука репчатого. Развивать практические умения по обмолоту семенных головок лука, отделению семян от мусора, используя сито. 5 III 11. Уборка лука репчатого Признаки созревания Учить определять Определять готовность лука. Сроки уборки признаки созревания лука –репки к уборке. лука репчатого и лука- лука репчатого. Выбирать луковицы из севка. Отрабатывать приемы рядков. Раскладывать Выборка лука из выполнения операций лук на просушку. рядков, раскладка для по выборке лука из просушки. рядков и раскладке его для просушки. Уборка семенников моркови и свеклы Сроки уборки Учить определять Определять созревшие семенных зонтиков признаки созревших семенные зонтики моркови и признаки их зонтиков моркови. моркови по окраске и созревания. Отрабатывать загнутым внутрь краям Срезка стеблей практические умения: соцветий. Срезать 2 2 1 1 13.09. 12 2 1 1 14.09. 12. IV 13. 14. 1 4 07.09. 09.09. моркови у основания. Размещение стеблей для просушки. срезать зонтики моркови ножницами, связывать их в снопики и развешивать для просушки семенные зонтики ножницами. Размещать стебли для просушки. 15. 16. 17. Обмолот семян столовой моркови Учить обмолачивать зонтики моркови, готовить семена моркови к хранению Выбирать семена из зонтиков, перетирать семена надетыми рукавицами, пересыпать семена в полотняные мешочки для хранения, оформлять этикетки 3 - 3 16.09. 18 19 Сроки уборки соплодий свеклы и признаки их созревания. Срезка стеблей свеклы у основания. Размещение стеблей для просушки. Учить определять признаки созревших соплодий свеклы. Отрабатывать практические умения: срезать стебли с соплодиями серпом, связывать их в небольшие снопики и развешивать для просушки Определять созревшие соплодия столовой свеклы. Срезать стебли свеклы серпом. Размещать стебли для просушки. 2 1 1 20.09. 2 - 2 21.09. 3 - 3 23.09. 20 21 22 Учить обмолачивать 23 24 V 25 26 27 28 29 30 31 32 Обмолот семян столовой свеклы стебли столовой свеклы, готовить семена свеклы к хранению Обмолачивать веточки с клубочками, очищать от мусора, пересыпать семена в полотняные мешочки для хранения, оформлять этикетки Уборка столовых корнеплодов и учет урожая Сроки и способы Познакомить со Планировать уборки столовых сроками и способами последовательность корнеплодов. уборки столовых практических действий Механизация работ по корнеплодов. Дать при уборке столовых уборке столовых понятие о корнеплодов. корнеплодов. качественной уборке Под контролем педагога урожая. организовывать свою деятельность. Правила подкапывания Познакомить с Работать в парах и корнеплодов. Правила правилами работы обрезки ботвы. при уборке столовых группах. Подкапывать Подкапывание корнеплодов. Учить корнеплоды моркови корнеплодов моркови правильно и лопатой. и уборка из рядков. качественно убирать Выбирать из рядков Обрезка ботвы. урожай корнеплодов корнеплоды моркови и столовой моркови. свеклы. Подкапывание Учить качественно Обрезать листья свеклы корнеплодов моркови убирать урожай и уборка из рядков. корнеплодов столовой ножом. Соблюдать правила Обрезка ботвы. моркови, вести учет безопасной работы при Учет урожая в ведрах урожая. уборке столовых Подкапывание Учить качественно 16 2 2 - 27.09. 2 1 1 28.09. 3 - 3 30.09. 2 - 2 04.10. 33 34 35 36 37 38 39 40 VI корнеплодов столовой свеклы и уборка из рядков. Обрезка ботвы. Учет урожая в ведрах Подкапывание корнеплодов столовой свеклы и уборка из рядков. Обрезка ботвы. Учет урожая в ведрах. Определение урожайности. Сортировка корнеплодов. Отбор нестандартной продукции Хранение корнеплодов. Закладка корнеплодов на хранение проводить уборку урожая корнеплодов столовой свеклы. Учить качественно проводить уборку урожая корнеплодов столовой свеклы, вести учет урожая. корнеплодов. Учитывать урожай корнеплодов. Сортировать корнеплоды. Осуществлять самоконтроль качества выполненной работы с помощью педагога. Анализировать и оценивать работу одноклассников. Дать понятие стандартной и нестандартной продукции. Учить сортировать корнеплоды моркови и свеклы. Учить закладывать корнеплоды на хранение Выполнять задания ПовторительноВыявить уровень контрольной работы. обобщающий урок усвоения знаний и Оценивать результаты Контрольная работа по умений по теме выполненной работы теме «Уборка «Уборка столовых столовых корнеплодов» корнеплодов» Ягодные кустарники и уход за ними 2 - 2 05.10. 3 1 2 07.10. 2 2 - 11.10. 9 41 42 Ягодные кустарники. Смородина черная и красная. Строение и некоторые особенности растения. 43 Малина. Строение и некоторые особенности растения. Обрезка отплодоносивших стеблей малины. 44 45 46 47 Крыжовник. Строение и некоторые особенности растения. Уход за ягодными Расширить знания о многообразии ягодных кустарников и их значении. Познакомить с особенностями внешнего строения куста смородины, видами смородины. Познакомить с особенностями внешнего строения растения малины. Отрабатывать практические умения: вырезать двулетние отплодоносившие стебли малины, раскладывать перегной или компост под кусты малины, перекапывать почву вокруг кустов. Познакомить с особенностями внешнего строения куста крыжовника и Узнавать ягодные кустарники по вегетативным органам. Определять возраст стеблей в кусте смородины, малины, крыжовника. Планировать последовательность практических действий при уходе за ягодными кустарниками. Вырезать отплодоносившие стебли в кустах малины секатором по меловым меткам. Выпиливать сухие ветви в кустах смородины садовой ножовкой по меловым меткам. Перекапывать почву вокруг кустов и под ними. Вносить органические удобрения под ягодные кустарники. Осуществлять самоконтроль 2 2 - 12.10. 3 1 2 14.10. 2 1 1 18.10. кустарниками 48 49 50 51 52 VII 53 Вредители ягодных кустарников. Болезни ягодных кустарников. Самостоятельная работа. Сортировка корнеплодов. Отбор нестандартных корнеплодов моркови и свеклы. Вскапывание почвы особенностями ухода за ним. Обучать приемам осеннего ухода за ягодными кустарниками Познакомить с вредителями и болезнями ягодных кустарников и мерами борьбы с ними Выявить уровень умений сортировки корнеплодов на стандартные и нестандартные корнеплоды качества выполненной работы с помощью педагога. Анализировать и оценивать работу одноклассников. Отличать поврежденные растения вредителями от неповрежденных, больные растения от здоровых Планировать последовательность практических действий, используя инструкционную карту Организовывать свою деятельность. Осуществлять самоконтроль качества выполненной работы с помощью педагога. Анализировать и оценивать свои действия. Практическое повторение Закреплять навыки Подбирать необходимый 2 2 - 19.10. 3 1 2 21.10. 7 2 - 2 25.10. 54 55 56 57 58 59 лопатой Закладка столовых корнеплодов на хранение Обмолот и сортировка семян Заготовка почвенной смеси для посевных ящиков. выполнения сельскохозяйственных операций. Совершенствовать умения планировать предстоящую работу. Развивать умения применять знания на практике. для работы инвентарь. Планировать предстоящую работу. Применять полученные знания на практике. Осуществлять самоконтроль качества выполненной работы. Анализировать и оценивать результаты своих действий и действий одноклассников. 2 - 2 26.10. 3 - 3 28.10. 1 1 08.11. ИТОГ 59 II четверть I 60 61 Вводное занятие Вводный инструктаж. План предстоящей работы на II четверть. Охрана труда. Подготовка спецодежды. Совместно планировать предстоящую работу. Совершенствовать навыки самоконтроля. Подводить личные и групповые итоги за прошедший период Планировать совместно с учителем предстоящую работу на II четверть. Подготавливать спецодежду к работе (чистка, мелкий ремонт одежды) Осуществлять самоконтроль 2 качества выполненной работы. VIII Парники и теплицы. Заготовка почвы для теплицы и парника 62 Сведения о Дать понятие о видах Участвовать в беседе. 63 защищенном грунте. защищенного грунта и Работать с текстом в Парники. Основное его назначении. учебнике. назначение парников. Познакомить с Отвечать на вопросы Виды парников. устройством парника. после текста. Рассказывать об 64 Теплицы. Назначение Расширить знания о устройстве парника, теплиц. теплицах, их теплицы, используя 65 Устройство теплиц. устройстве, сроках Состав земляной смеси использования теплиц наглядность (иллюстрации, слайды, 66 для парников и теплиц и назначении. таблицы). Составление Познакомить с Искать, отбирать почвенной смеси требованиями, необходимую предъявляемыми к информацию из почвенным смесям справочников и для парника и дидактических теплицы. материалов. 67 Заготовка дерновой и Учить заготавливать Планировать работу по 68 листовой земли составные части заготовке составных почвенных смесей, предназначенных для частей почвенных смесей и подготовке парника к разных целей зиме. 69 Подготовка парника к Познакомить с Организовывать свою 70 зиме. мероприятиями по Выемка парникового подготовке парника к деятельность. Работать в парах и грунта лопатами. зиме. 9 2 2 - 09.11. 3 1 2 11.11. 2 - 2 12.11. 2 - 2 16.11. Учить очищать котлован парника от старого грунта. группах. Соблюдать правила безопасной работы при дезинфекции деревянных парубней парника. Осуществлять самоконтроль и корректировку своих действий. Животноводство IX 71. 72. 73 74 75 Свиноферма Свинья как домашнее Расширить знания о животное. Внешний значении вид свиньи. свиноводства. Производственные Познакомить с группы свиней: хряки, некоторыми свиноматки, поросята- особенностями и сосуны, поросятапроизводственными отъемыши, группами свиней. откормочные. Расширить знания о Породы свиней. породах свиней. Промышленная Дать понятие о свиноводческая ферма, промышленной свиноводческой ферме. Познакомить с постройками и сооружениями, Участвовать в беседе. Работать с текстом в учебнике. Отвечать на вопросы после текста. Рассказывать о постройках и сооружениях промышленной свиноводческой фермы и их назначении Искать, отбирать необходимую информацию из справочников и дидактических 5 3 3 - 18.11. 2 2 - 22.11. находящимися на территории фермы. X 76 77 78 79 80 81 82 материалов. Организовывать свою деятельность. Работать в парах и группах. Осуществлять самоконтроль и корректировку своих действий Содержание свиней на ферме Условия и способы Познакомить с Работать с текстом в содержания свиней. содержанием свиней учебнике. Содержание свиней на на промышленной Отвечать на вопросы промышленной свиноводческой после текста. свиноводческой ферме. ферме. Рассказывать о содержании свиней на Устройство Расширить знания о свинарника. содержании свиней в промышленной свиноводческой ферме Содержание свиней в индивидуальном Подбирать ручной индивидуальном хозяйстве. инвентарь, необходимый хозяйстве. Познакомить с содержанием свиней в для уборки свинарника. Содержание свиней в фермерском хозяйстве Планировать работу по уходу за свиньями. фермерском хозяйстве. Организовывать свою Уход за свиньями на Обучать трудовым деятельность. домашней ферме. приемам ухода за Рассказывать правила Ручной инвентарь для свиньями. безопасной работы при уборки свинарника и Познакомить с уходе за свиньями. ухода за свиньями ручным инвентарем, 9 2 2 - 23.11. 3 3 - 25.11. 2 2 - 29.11. 83 84 XI 85 86 87 88 89 необходимым для уборки свинарника и ухода за свиньями Болезни свиней и их Формировать понятие предупреждение. о болезнях свиней, Санитарнопрофилактических гигиенические правила прививках и для работающих на санитарносвиноводческой ферме гигиенических правилах для работающих на свиноферме Корма для свиней Виды кормов для Расширить знания о свиней. Зерновые видах кормов. корма. Учить различать виды Сочные и зеленые кормов по образцам, корма. классифицировать корма по группам Дать понятие о Корма животного питательности кормов происхождения. для свиней. Отходы технических производств. Пищевые отходы. Комбикорм. Анализировать и оценивать себя и товарищей при выполнении групповых заданий Работать с текстом в учебнике. Отвечать на вопросы после текста. Рассказывать о постройках и сооружениях промышленной свиноводческой фермы и их назначении Искать, отбирать необходимую информацию из 2 2 - 30.11. 7 3 3 - 02.12. 2 2 - 06.12. 90 91 XII 92 93 94 95 96 97 Витаминные и минеральные подкормки. Питательные вещества кормов. Упражнение. Сравнение кормов по питательности. справочников и дидактических материалов. Распознавать и классифицировать виды кормов Сравнивать корма по питательности, используя справочные таблицы 2 2 - 07.12. Кормление откормочных свиней Норма и рацион Формировать знания о Работать с текстом в кормления свиней. нормах и рационах учебнике. Норма и рацион кормления свиней. Отвечать на вопросы кормления Учить составлять после текста. откормочных свиней. примерный рацион Рассказывать о нормах и Упражнение. Подсчет для свиней при рационах кормления количества кормов для мясном откорме свиней различных групп суточного кормления Обучать умению Искать, отбирать группы откормочных вести подсчет необходимую свиней. количества кормов информацию из для суточного справочников и рациона группы дидактических откормочных свиней материалов. Подготовка кормов к Формировать знания о Планировать работу по подготовке кормов к скармливанию подготовке кормов к скармливанию. скармливанию Организовывать свою Кормление свиноматки Познакомить с 10 3 1 2 09.12. 2 2 - 13.12. 2 2 - 14.12. 98 99 100 101 102 103 и уход за ней. понятиями «супоросная свиноматка» и «подсосная свиноматка», особенностями их кормления и ухода за ними Кормление поросят Формировать знания отъемышей и уход за об уходе и кормлении ними. за поросятамиотъемышами Выявить уровень Самостоятельная работа Подсчет массы усвоения знаний и зернового и сочного умений по теме корма для указанного «Свиноферма» числа откормочных свиней согласно данному рациону. XIII 104 Виды минеральных 105 удобрений. Простые минеральные удобрения. деятельность. Работать в парах и группах. Сравнивать рационы кормления свиней на откорме и поросятотъемышей Осуществлять самоконтроль и корректировку своих действий Решать практические задачи. Обобщать полученные знания. Выполнять тестовые задания. Оценивать результаты выполненной работы Минеральные удобрения Расширить знания о Слушать рассказ минеральных учителя. удобрениях. Работать с текстом в Формировать знания о учебнике. видах минеральных Отвечать на вопросы удобрений, их после текста. свойствах Выполнять записи в 3 3 - 16.12. 2 2 - 20.12. 9 2 1 1 21.12. 106 107 108 109 110 111 Комплексные минеральные удобрения. Смешивание минеральных удобрений. Правила безопасной работы с минеральными удобрениями Учить распознавать минеральные удобрения Формировать знания о комплексных минеральных удобрениях. Показать преимущество комплексных удобрений перед простыми. Познакомить с правилами безопасной работы с минеральными удобрениями Хранение минеральных удобрений. Смешивание перегноя с минеральными удобрениями. Распознавание минеральных удобрений. Учить правилам смешивания минеральных удобрений. Внесение Дать понятие о сроках тетради. Распознавать минеральные удобрения. Искать, отбирать необходимую информацию из справочников и дидактических материалов. Рассказывать о хранении минеральных удобрений. Соблюдать правила безопасной работы с минеральными удобрениями. Смешивать минеральные удобрения с перегноем Вносить минеральные удобрения в почву под контролем педагога Анализировать и оценивать результаты своей работы на уроке 3 1 2 23.12. 2 1 1 27.12. 2 1 - 28.12. 112 113 114 XIV минеральных удобрений в почву. Итоговое занятие по теме «Минеральные удобрения» и правилах внесения удобрений в почву Выявить уровень усвоения знаний и умений по теме «Минеральные удобрения» Вводное занятие Вводный инструктаж. План предстоящей работы на III четверть. Охрана труда. Подготовка спецодежды. Совершенствовать навыки самоконтроля. Познакомить с планом работы на III четверть Решать практические задачи. Обобщать полученные знания. Выполнять тестовые задания. Оценивать результаты выполненной работы III четверть Подводить личные и групповые итоги за прошедший период Планировать совместно с учителем предстоящую работу на III четверть. Подготавливать спецодежду к работе (чистка, мелкий ремонт одежды) Осуществлять самоконтроль качества выполненной работы. Растениеводство Основные плодовые деревья 2 12 1 1 11.01. 115 116 117 Основные плодовые деревья Западной Сибири. Строение плодового дерева 118 119 Яблоня, груша – семечковые растения, сорта яблонь и груш 120 121 Вишня и слива – косточковые растения, сорта вишни и сливы. 122 Размножение плодовых деревьев. Способы размножения плодовых деревьев. Вегетативное размножение прививкой. Выращивание 123 124 125 Расширить знания о многообразии плодовых деревьев, произрастающих в Западной Сибири. Формировать знания о строении наземной и подземной частей плодового дерева Формировать знания о некоторых особенностях яблони и груши, многообразии сортов яблонь и груш Формировать знания о некоторых особенностях вишни и сливы, многообразии сортов вишни и сливы Дать понятие о способах размножения плодовых деревьев Познакомить с Слушать рассказ учителя. Работать с текстом в учебнике. Отвечать на вопросы после текста. Выполнять записи в тетради. Распознавать основные плодовые деревья по их вегетативным органам. Показывать и называть части плодового дерева. Дать характеристику правильно выращенному саженцу. Искать, отбирать необходимую информацию из справочников и дидактических материалов. Рассказывать о некоторых особенностях изученных плодовых деревьев. Анализировать и оценивать результаты 3 2 1 13.01. 2 2 - 17.01. 2 2 - 18.01. 3 2 1 20.01. 2 2 - 24.01. саженцев плодовых деревьев выращиванием саженцев в питомнике. Контрольная работа по Выявить уровень теме «Основные усвоения знаний и плодовые деревья» умений по теме «Основные плодовые деревья» своей работы на уроке Решать практические задачи. Обобщать полученные знания. Выполнять тестовые задания. Оценивать результаты выполненной работы XV Заготовка биотоплива для парника 127 Навоз как биотопливо Дать характеристику Определять качество 128 для парника. Заготовка навозу, навоза, используемого как навоза. используемому как биотопливо. Правила укладки биотопливо. Укладывать навоз в навоза. Учить заготавливать парник навоз для парника XVI Подготовка парника под рассаду 129 Практическая работа. Познакомить с Готовить почвенную Укладка навоза в составом почвенной смесь для парника котлован. смеси для Набивать парник 130 Практическая работа. выращивания рассады почвенной смесью 131 Набивка парника капусты. почвенной смесью. Учить заполнять Укрытие парника парник почвенной рамами. смесью 126 2 2 - 2 25.01. 3 3 - 3 27.01. XVII 132 Сведения о капустных овощных растениях. Цветная капуста. 133 Капуста брокколи. 134 Капуста кольраби. 135 Брюссельская капуста. Савойская капуста. 136 Строение и некоторые особенности белокочанной капусты 137 Сорта и гибриды 138 белокочанной капусты 139 140 Выращивание белокочанной капусты Капуста Расширить знания о капустных растениях Познакомить со строением растения белокочанной капусты и некоторыми её особенностями Расширить знания о многообразии сортов белокочанной капусты, особенностях их выращивания и использовании Познакомить со способами выращивания капусты, в зависимости от сорта и целей предназначения Распознавать и называть виды капустных растений по их вегетативным органам и иллюстрациям. Рассказывать о внешнем строении капусты белокочанной. Работать с текстом в учебнике. Отвечать на вопросы после текста. Выполнять записи и зарисовки в тетради. 9 4 4 - 31.01. 01.02. 3 2 1 03.02. 2 2 - 07.02. 141 142 143 144 145 146 147 148 продукции. Выращивание рассады капусты Посев семян Формировать знания о Работать с текстом в раннеспелой и сроках посева семян учебнике. позднеспелой капусты. раннеспелой и Отвечать на вопросы позднеспелой после текста. капусты. Определять сроки Подготовка семян Учить подготавливать посева семян капусты к посеву. семена капусты к раннеспелой, посеву. среднеспелой и позднеспелой капусты. Подсчет количества Учить посчитывать Подбирать необходимое рассады в зависимости количество рассады от площади открытого на заданную площадь оборудование для посева семян капусты в ящики. участка. участка. Планировать Закреплять навыки предстоящую работу. Подготовка почвенной составления Организовывать свою смеси для почвенных смесей. деятельность. выращивания рассады. Работать в парах и группах. Заполнение посевных Готовить почвенную ящиков почвенной смесь для заполнения смесью Посев семян капусты в Научить сеять семена ящиков. Сеять семена капусты. ящики. капусты в посевные Анализировать и ящики Условия, необходимые Формировать знания о оценивать себя и товарищей при для выращивания необходимых выполнении групповых здоровой рассады условиях для 29 2 1 1 08.02. 3 1 2 10.02. 2 - 2 14.02. 2 2 - 15.02. 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 капусты. Вредители и болезни капусты. Меры профилактики. выращивания здоровой рассады капусты. Познакомить с вредителями и болезнями капусты и мерами профилактики Учить пикировать сеянцы капусты в подготовленную тару. заданий. Ухаживать за посевами капусты. Определять готовность рассады к пикировке. Пикировать сеянцы капусты в парник. Готовить раствор Пикировка сеянцев в минеральных удобрений горшочки. для подкормки рассады капусты. Соблюдать правила Пикировка сеянцев в Учить пикировать безопасной работы с парник сеянцы капусты в минеральными парник. удобрениями. Уход за рассадой в Учить проводить Подбирать необходимый парнике. подкормку и ручной инвентарь. закаливание рассады Анализировать и капусты в парнике. Выращивание рассады Формировать знания о оценивать результаты капусты среднеспелых выращивании рассады своей работы на уроке сортов. капусты среднеспелых сортов. Ручной инвентарь, Расширить знания о используемый при ручном инвентаре, выращивании капусты. используемом при выращивании капусты. 3 - 3 17.02. 2 - 2 21.02. 2 1 1 22.02. 3 2 1 24.02. 160 Подготовка почвы и разделка гряд для рассадника 161 Посев семян капусты среднеспелых сортов в открытый рассадник. Уход за капустой среднеспелых сортов. Прореживание, подсыпка почвенной смеси. 162 163 164 165 166 167 168 169 Формировать навыки подготовки и разделки гряд. Закреплять умения работать с посевным маркером и сеять семена капусты. Учить ухаживать за рассадой капусты среднеспелых сортов 2 - 2 28.02. 2 1 1 01.03. Уход за капустой среднеспелых сортов. Подкормка рассады с предварительным подсчетом и взвешиванием минеральных удобрений. Учить ухаживать за рассадой капусты среднеспелых сортов 3 1 2 03.03. Подготовка к высадке рассады капусты в открытый грунт. Определение готовности её к высадке в открытый Формировать знания о подготовительных работах, проводимых перед высадкой рассады капусты. 3 - 3 10.03. 170 171 172 173 174 175 176 грунт. Подготовка инвентаря к работе. Самостоятельная работа. Посев семян позднеспелой капусты на рассаду в посевной ящик. Выявить уровень усвоения знаний и умений по теме «Капуста. Выращивание рассады капусты» Планировать последовательность практических действий, используя инструкционную карту Организовывать свою деятельность. Осуществлять самоконтроль качества выполненной работы с помощью педагога. Анализировать и оценивать свои действия. Практическое повторение Составление Закреплять навыки Подбирать необходимый почвенной смеси и выполнения для работы инвентарь. заполнение ею сельскохозяйственных Планировать посевных ящиков для операций. предстоящую работу. выращивания Совершенствовать Применять полученные цветочной рассады. умения планировать знания на практике. предстоящую работу. Осуществлять Посев семян самоконтроль однолетних цветочных Развивать умения применять знания на качества выполненной культур 2 - 2 14.03. 9 2 - 2 15.03. 3 - 3 17.03. 177 178 179 180 181 182 183 184 Нарезка черенков практике. цветочных растений и посадка их в посевные ящики. Уход за сеянцами раннеспелой капусты и позднеспелой капусты Вводное занятие Вводный инструктаж. План предстоящей работы на IV четверть. Охрана труда. Подготовка инвентаря к работе. Сведения о зеленных овощных растениях. Шпинат. Сельдерей. Щавель. Ревень. Эстраган. работы. Анализировать и оценивать результаты своих действий и действий одноклассников. IV четверть Совместно Подводить личные и планировать групповые итоги за предстоящую работу. прошедший период Совершенствовать Планировать совместно навыки самоконтроля. с учителем предстоящую работу на IV четверть. Подготавливать спецодежду к работе (чистка, мелкий ремонт одежды) Осуществлять самоконтроль качества выполненной работы. Зеленные овощи Расширять знания о Работать с текстом в зеленных овощах и их учебнике. использовании Отвечать на вопросы человеком после текста. Распознавать и 2 - 2 21.03. 2 - 2 22.03. 2 1 1 04.04. 21 2 2 - 05.04. 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 Салат, виды салата и их особенности. Выращивание листового салата. Формировать знания о строении растения салата, его видах и особенностях выращивания Расширять знания о выращивании укропа на зелень и на семена. называть виды зеленных овощей по иллюстрациям и их вегетативным органам. Распознавать и называть семена Укроп. Строение и зеленных культур. некоторые Подбирать необходимый особенности растения ручной инвентарь для укропа. Выращивание посева семян зеленных укропа. Петрушка. Строение и Формировать знания о культур. Планировать некоторые строении растения особенности растения петрушки, её видах и предстоящую работу. Организовывать свою петрушки. особенностях деятельность. Выращивание выращивания Работать в парах и петрушки. группах. Редис, внешнее Расширить знания о Разбивать гряды для строение и его внешнем строении посева петрушки, укропа, особенности. растения редиса, его редиса, салата. Составление сортах и Сеять семена зеленных агротехнического использовании культур. плана выращивания человеком. Анализировать и редиса. оценивать себя и товарищей при Выращивание редиса в Закреплять навыки выполнении групповых открытом грунте. выполнения Вскапывание почвы сельскохозяйственных заданий. Ухаживать за посевами и под редис и разделка операций: разметка 3 1 2 07.04. 2 1 1 11.04. 2 1 1 12.04. 3 1 2 14.04. 2 - 2 18.04. 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 гряд. Маркирование и посев семян редиса. участка, вскапывание почвы, посев семян. Формировать навыки работы в группе. Учить вести фенологические наблюдения и записи в дневник вести наблюдения. Вносить записи и делать зарисовки в дневнике наблюдений за растениями. Анализировать и оценивать результаты своей работы на уроке Наблюдение за посевом. Внесение записей в дневник. Полив растений. Уборка урожая. Выращивание семян Формировать знания о редиса с пересадкой выращивании редиса растений. для получения семян Выращивание капусты в открытом грунте Подготовка почвы и Совершенствовать Работать с текстом в внесение удобрений. умения подготовки учебнике. почвы под высадку Отвечать на вопросы растений капусты после текста. Подбирать необходимый Способы посадки Расширить знания о ручной инвентарь для капусты. способах посадки работы на участке. Маркировка участка. капусты в открытом Планировать Выкапывание лунок. грунте. предстоящую работу. Условия, Познакомить с Организовывать свою необходимые для условиями, деятельность. получения высокого необходимыми для Работать в парах и урожая капусты. получения высокого группах. урожая капусты. Сроки посадки Дать понятие о сроках Готовить почву под высадку капустной раннеспелой и посадки капусты 2 - 2 19.04. 3 1 2 21.04. 2 1 1 25.04. 13 2 - 2 26.04. 3 - 3 28.04. 3 1 2 05.05. 211 212 213 214 215 216 217 218 позднеспелой сортов капусты. Правила посадки. Высадка рассады. Уход за растениями в открытом грунте. Глубокое рыхление междурядий после посадки. Механизация работ по выращиванию капусты. Летние работы по уходу за капустой. Рыхление почвы в междурядьях и рядках, окучивание. сортов отличающихся рассады. по срокам созревания. Размечать маркером место посадки рассады в продольном и поперечном Учить ухаживать за растениями капусты в направлениях. Выкапывать лунки на открытом грунте пересечении маркерных линий. Вносить в лунки перегной. Высаживать рассаду в открытый грунт. Учить ухаживать за растениями капусты в Рыхлить почву в междурядьях и рядках. открытом грунте Окучивать растения капусты. Анализировать и оценивать себя и товарищей при выполнении групповых заданий. Анализировать и оценивать результаты своей работы на уроке Самостоятельная работа. Разделка и Выявить уровень усвоения знаний и Планировать последовательность 3 1 2 12.05. 2 1 1 16.05. 2 - 2 17.05. разметка гряды, посев семян петрушки или укропа 219 220 221 Разбивка гряд, разметка рядков и посев семян овощных культур (морковь) 222 223 Разбивка гряд, разметка рядков и посев семян овощных культур (свекла) умений по теме «Зеленные овощи» практических действий, используя инструкционную карту Организовывать свою деятельность. Осуществлять самоконтроль качества выполненной работы с помощью педагога. Анализировать и оценивать свои действия. Практическое повторение Закреплять навыки Планировать выполнения предстоящую работу. сельскохозяйственных Применять операций. теоретические знания на Совершенствовать практике. приемы разбивки и Подбирать необходимый разделки гряд, для работы инвентарь. приемы посева семян Осуществлять моркови самоконтроль качества выполненной Совершенствовать работы. приемы разбивки и Анализировать и разделки гряд, приемы посева семян оценивать результаты 7 3 - 3 19.05. 2 - 2 23.05. 224 225 Уход за растениями в теплице свеклы Совершенствовать приемы полива, опрыскивания, рыхления, подкормки растений в теплицы своих действий и действий одноклассников. 2 - 2 24.05. VI. Материально - техническое обеспечение 1. Печатные пособия: - таблицы по сельскохозяйственному труду и биологии для 5-9 классов; - дидактический материал для 7 класса; - пооперационные карты. 2. Экранно - звуковые пособия: - мультимедийные приложения к урокам сельскохозяйственного труда для 7 класса. 3. Технические средства обучения: - экран; - стойка для проектора; - персональный компьютер - рабочее место учителя; - мультимедиа – проектор. 4. Учебно - практическое и учебно - лабораторное оборудование: - лабораторное оборудование: - стаканы; - колбы; - штатив; - стеклянные трубки; - спиртовки; - лупы. - сельскохозяйственный инвентарь: - лопаты; - грабли; - мотыги; - рыхлители; - лейки, ведра; - носилки. VII. Учебно – методическое обеспечение Учебная литература Ковалева Е.А., Сельскохозяйственный труд, для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / – М.: Просвещение, 2006; Ковалева Е.А., «Сельскохозяйственный труд» Рабочая тетрадь для учащихся 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / – М.: Просвещение, 2009; Научно – методическая литература Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе : книга для учителя / В.В. Воронкова. - М.: Школа- Пресс, 1994. Захарченко Г.Г. Учебные задания по сельскохозяйственному труду / Г.Г. Захарченко - М. : «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС»,2003г. Ковалёва Е.А., Зак Г.Г., Технология, сельскохозяйственный труд, Методические рекомендации, 5-9 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / Е.А. Ковалёва – М. : Просвещение, 2017г. Падалко Н.В. Практические занятия на пришкольном учебно-опытном участке / Н.В. Падалко –М. : УЧПЕДГИЗ., 1998г. Программы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы / под редакцией В.В. Воронковой, М. :Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011, сборник 2 Раздымалин И.Ф. Развитие творческих способностей учащихся в процессе опытнической работы / И Ф. Раздымалин - М. : Просвещение, 1976 Литература для учащихся Дояренко А.Г. Занимательная агрономия / А.Г. Дояренко – М. : издательство сельскохозяйственной литературы, журналов и плакатов, 1963 Захарченко Г.Г. Учебные задания по сельскохозяйственному труду / Г.Г. Захарченко – М. :Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003 Кувыкина О.В. Клад на подоконнике: секретные материалы садовода / О.В. Кувыкина – М. : ИД Мещерякова, 2007 Надеждина Н.А. Про матушку тыкву и её замечательное семейство / Н.А. Надеждина – М. : Детская литература, 1987